Для связи в whatsapp +905441085890

Развитие сознания — Осознание

Существенное отличие человека как вида от животных заключается в его способности абстрактно мыслить и рассуждать, размышлять и критически оценивать свое прошлое, думать о будущем, разрабатывать и реализовывать рассчитанные на него планы и программы. Все это вместе относится к сфере человеческого сознания.

Сознание — это воспроизведение человеком идеального образа собственной деятельности и идеальное представление позиций других лиц в этой деятельности. Сознание — это размышление субъекта о реальности, его деятельности и о себе самом. Сознание является со-сознанием в том смысле, что индивидуальное сознание может существовать только в присутствии социального сознания и языка, который является его подложкой. Сознание изначально дано не природой, а обществом.

Сознание — высший уровень размышлений человека о реальности, когда его психика рассматривается с материалистических позиций, а реальная человеческая форма духовного начала бытия, когда психика интерпретируется с идеалистических позиций. В истории психологической науки сознание — это самая сложная проблема, еще не решенная с материалистических или идеалистических позиций, на пути ее материалистического осмысления возникло много сложнейших вопросов. По этой причине, несмотря на важнейшее значение этого явления для понимания психологии и поведения человека, сознание все еще остается одним из наименее понятных.

Какой бы философской точки зрения ни придерживались исследователи сознания, они неизбежно связывали с ней так называемую рефлексивную способность, то есть готовность сознания к распознаванию других психических явлений и самого себя. Существование такого факультета является основой существования и развития психологических наук, поскольку без него класс явлений был бы закрыт для познания. Без рефлексии человеку было бы невозможно даже постичь свою собственную психику.

Развитие сознания - Осознание

Осознание

Сознание — это акт сознания, объектом которого является деятельность самого сознания. Осознание основано на обобщении своих психических процессов, что приводит к овладению этими процессами.

Следующие законы относятся к сознанию:

Закон Клапареда (закон сознания): чем больше мы используем отношения, тем меньше мы о них знаем. Или, другими словами, мы знаем только в той мере, в какой мы не способны адаптироваться. Чем больше отношение используется автоматически, тем труднее о нем узнать.

Закон смещения: осуществить операцию означает перенести ее из плоскости действия в плоскость языка, то есть воссоздать ее в воображении таким образом, чтобы она могла быть выражена словами.

Наиболее общим свойством сознания (осознания) психических процессов является следующее: 1) человек может быть осведомлён о том, что он воспринимает; что он помнит, о чём думает, на что он обращает внимание, какие эмоции он испытывает; 2) человек может быть осведомлён о том, что именно он воспринимает, помнит, думает, чувствует.

Осознание психических процессов не означает, что человек всегда осознает содержание своего восприятия, мышления, памяти, внимания, а также то, что он всегда осознает себя в этом процессе. Речь идет только о том, чтобы осознать себя и этот процесс.

Поле Сознания. Сознание может уменьшаться или увеличиваться, частично теряться во сне, полностью падать в обморок. Это своего рода «свечение», движущийся луч света, а точнее прожектор, луч которого освещает внешнее или внутреннее поле. Его движение через это поле выражается в феноменах внимания. «Поле внимания», или, что то же самое, «поле сознания», может быть более узким, более концентрированным, или более широким, более рассеянным; оно может быть более стабильным или менее стабильным, колеблющимся.

Содержание поля сознания определяется следующим законом: На самом деле воспринимается только то содержание, которое представляется субъекту как объект, на который непосредственно направлено то или иное действие. Иными словами, для того, чтобы воспринимаемое содержание было осознанным, оно должно занимать в деятельности субъекта структурное место непосредственной цели действия и, таким образом, вступать в соответствующую связь с мотивом этой деятельности.

Сознание, подсознание и сверхсознание. Человеческая психическая деятельность имеет трехуровневую структуру, которая включает в себя сознание, подсознание и сверхсознание (сверхсознание).

Сознание — это знание, которое каким-то образом может быть передано другим, это способ передачи своих знаний другим с помощью языка или других средств. Царство подсознания — это все, что когда-то было сознательным или может стать сознательным при определенных условиях. Она включает в себя хорошо отлаженные навыки, глубоко усвоенные социальные нормы и мотивационные конфликты, которые вызывают стресс у субъекта. Подсознание защищает сознание от ненужной работы и психических перегрузок. Подсознание также включает в себя проявления интуиции, которые не связаны с генерацией новой информации, а основываются только на использовании ранее накопленного опыта. Подсознание также формируется на основе имитации поведения. Поэтому пример взрослых и сверстников, которые непосредственно влияют на подсознание ребенка, не осознавая этого, оказывает большое влияние на формирование личности ребенка.

Деятельность сверхсознания (творческая интуиция) проявляется в виде начальных стадий творчества, которые не контролируются сознанием и волей. Бессознательность этих этапов представляет собой защиту рождающихся гипотез от консерватизма сознания, от избыточного давления ранее накопленного опыта. Только тогда сознание выбирает необходимую гипотезу путем логического анализа. Важнейшим средством для тренировки и развития сверхсознания является игра детей. Свободная от достижения утилитарных и социально престижных целей, игра (до определенного возраста) имеет ту самоценность, которая направляет ее на решение бескорыстных и творческих задач. Детская игра мотивирована исключительно потребностями в познании и приобретении знаний, умений и навыков (вооружения), которые потребуются позднее. Эти потребности питают активность сверхсознания ребенка и делают каждого ребенка мечтателем, исследователем и творцом. Недаром поистине великие умы отличаются тем, что сохранили в себе определенные черты ребячества.

Недостаточное осознание субъектом своих потребностей отменяет воображаемое противоречие между объективным детерминизмом человеческого поведения через наследственные задания, условиями воспитания, окружающей средой и субъективно воспринимаемой свободой выбора. Эта иллюзия свободы чрезвычайно важна, поскольку она дает чувство личной ответственности, которое стимулирует всесторонний анализ и прогнозирование возможных последствий того или иного действия.

С точки зрения внешнего наблюдателя, человек не свободен, потому что все его действия могут быть объяснены его характером, обстоятельствами и так далее. Но с точки зрения внутреннего наблюдателя, его рефлексивного сознания, он свободен и возникает чувство личной ответственности за поступок.

Формирование нравственного сознания. Развитие нравственного сознания проходит через три основных уровня с точки зрения осознания, обобщения и нетериотизации норм: доморальность, при которой ребенок следует правилам, установленным по эгоистическим соображениям; конвенциональная мораль, при которой поведение руководствуется внешними нормами и мнениями других; и автономная мораль, ориентация на определенную внутреннюю, автономную систему принципов.

Мы ожидаем, что наш ребенок будет вести себя хорошо, чтобы избежать наказания и получить вознаграждение, и судим о собственном поведении по его прямым последствиям (наказание за плохое поведение и поощрение за хорошее поведение). Постепенно внешняя система правил и норм усваивается: ребенок старается хорошо себя вести, потому что ему нужно одобрение опекунов и поддержание определенного порядка. Хорошее» воспринимается как нечто, что одобряется другими людьми, которые имеют значение для ребенка (родители, учителя и т.д.), а затем как нечто, что соответствует определенным правилам. Однако понимание морали как набора правил и ожиданий других означает, что источник нравственных наставлений все еще воспринимается как нечто внешнее и формальное. Мы принимаем на вооружение не фетровый принцип, а внешний авторитет. Это приводит к определенной нестабильности в поведении ребенка и его зависимости от внешних воздействий. Только с развитием абстрактного мыслительного процесса человек обретает сознательные нравственные принципы, которые составляют общую основу его мировоззрения. В реализации этих принципов человек руководствуется прежде всего собственной совестью.

Уже Л.С. Выготский связывал развитие нравственного сознания и самосознания личности с прогрессом абстрактного, концептуального мышления. Последние исследования, особенно работы американского психолога Л. Колберга, убедительно доказывают существование этой связи.

Идеально. Идеал может служить набором правил поведения. Иногда это образ, который воплощает в себе самые ценные и в этом смысле привлекательные качества, образ, который служит примером для подражания. Идеалы формируются под сильным и прямым социальным влиянием. Они во многом определяются идеологией, мировоззрением.

Самосознание. Совокупность психических процессов, посредством которых индивид признает себя субъектом деятельности, называется самосознанием, а представления индивида о себе формируются в психический «образ себя».

Человеческое самосознание отражает саму природу человека, но не в зеркальном отображении. Самопредставление человека далеко не всегда адекватно. Мотивы, которые человек выдвигает, чтобы оправдать свое поведение перед другими людьми и перед самим собой, даже если он стремится правильно понять свои мотивы и субъективно вполне искренен, ни в коем случае не всегда отражают мотивы, которые действительно управляют его действиями. Самосознание не даётся непосредственно в переживании, оно является результатом познания, которое предполагает осознание реальной обусловленности переживаний.

Самосознание — это не оригинальная данность, присущая человеку, а продукт развития. С увеличением жизненного опыта, не только новые аспекты существования открываются человеку, но и жизнь более или менее глубоко переосмысливается. Этот процесс его переосмысления, который проходит через всю человеческую жизнь, формирует внутреннее и самое главное содержание его внутреннего существа, которое определяет мотивы его деятельности и внутренний смысл задач, которые он решает в жизни. Способность понимать и осознавать то, что действительно важно в жизни, способность не только находить средства для решения случайных задач, но и определять задачи и смысл жизни, чтобы человек действительно знал, куда идти в жизни и почему — это нечто бесконечно превосходящее любую эрудицию, даже если она обладает огромным запасом специальных знаний. Это драгоценное и редкое качество, мудрость.

Обобщение эмпирических знаний о других людях является основным источником формирования отношения к себе как к личности. Ребенок начинает в очень раннем возрасте отделять в своем сознании людей от внешнего мира. Фигуративные знания ребенка о людях играют огромную роль в общем развитии его сознания. На этой основе, благодаря знанию правил взаимоотношений, ребенок осваивает собственные движения и действия и реализует их с помощью оценок взрослых. Однако для формирования у ребенка обобщенного отношения к себе, которое предполагает не только накопление знаний, но и развитие частичных форм самоуважения, которые возникают раньше, чем представления о «я» и состоят в представлениях о себе в разных ситуациях, в отношении к разным вещам, необходимо несколько лет жизни. Только в процессе обобщения этих представлений формируется самосознание в истинном смысле этого слова, то есть как обобщенное знание о собственной личности.

Любое изменение положения человека в общественной сфере, в мире труда, в личной жизни меняет не только деятельность человека, но и отношение человека к себе как к агенту, как к субъекту этой позиции. Чтобы осознать себя, мы понимаем себя не только как психофизическое существо, но и как работника, отца семьи, педагога, товарища, часть общества.

Компоненты самосознания. В самосознании человека можно выделить следующие компоненты:

Сознание идентичности, зачатки которой возникают уже в месячном возрасте, когда младенец начинает различать ощущения, исходящие от его собственного тела, и ощущения, вызванные внешними объектами.

Осознание «Я» как активного начала, как субъекта деятельности. Это происходит в возрасте 2-3 лет, когда ребенок овладевает личными местоимениями и наступает первая стадия младенческого негативизма, выраженная формулой «Я сам…».

Осознание собственных психических характеристик, которое происходит в результате обобщения данных самонаблюдения, и, следовательно, предполагает достаточно развитое абстрактное мышление.

Наконец, социально-моральное самоуважение, способность к которому формируется в подростковом и молодежном возрасте в результате накопленного опыта общения и деятельности.

Сознание — это не единственный уровень, на котором представлены психические процессы, свойства и состояния человека, и не все, что воспринимается и контролируется человеческим поведением, реально реализуется им.

Историческое развитие человеческого сознания

Начало истории человечества означает качественно новый этап развития, радикально отличающийся от всех предыдущих путей биологического развития живых существ. Новые формы социального бытия порождают новые формы психики, радикально отличающиеся от психики животного — сознания человека.

Развитие человеческого сознания неотделимо от начала социально-трудовой деятельности. Развитие трудовой деятельности, изменившее реальное отношение к окружающей среде, является фундаментальным и решающим фактом, из которого вытекают все различия между человеком и животным; из него же вытекают и все особенности человеческой психики.

С развитием трудовой деятельности человек, действуя по отношению к природе, изменяя, приспосабливаясь и доминируя в ней, начал становиться субъектом истории, отличаться от природы и осознавать свое отношение к природе и к другим людям. Через его отношение к другим людям, человек стал все более и более сознательным о себе, о своей собственной деятельности; его деятельность сама по себе стала все более и более сознательным: он стал направлен в работе на определенные цели, к производству определенного продукта, к определенному результату; он стал все более и более систематически регулируется в соответствии с поставленной целью. Работа как деятельность, направленная на достижение определенных результатов, требует дальновидности.

Целенаправленность действий, характерная для трудовой деятельности человека, основанная на предвидении и осуществляемая в соответствии с поставленной целью, являлась основным проявлением человеческого сознания, которое кардинально отличало его деятельность от бессознательного, «инстинктивного» в ее основе животного поведения.

Появление человеческого сознания и интеллекта можно правильно объяснить только в зависимости от его материальной основы, в связи с процессом становления человека как исторического существа.

Развитие все более совершенных чувств неразрывно связано с развитием все более специализированных сенсорных областей человеческого мозга, в которых локализованы прежде всего высшие чувства, а развитие все более совершенных движений связано с развитием все более дифференцированных двигательных областей, которые регулировали сложные волонтерские движения. Все более усложняющийся характер человеческой деятельности и, соответственно, все более глубокий характер его познания привел к разделению, так сказать, собственно сенсорных и моторных зон, т.е. проекционных зон в коре головного мозга, непосредственно связанных с периферийным и эффекторным аппаратом, а зоны в мозге человека, богатые ассоциативными волокнами, претерпели особое развитие. Они объединяют различные проекционные центры и служат для более сложных и высоких синтезов, потребность в которых обусловлена сложностью человеческой деятельности. В частности, особенно развита фронтальная область, которая играет особенно важную роль в высших интеллектуальных процессах. В то же время доминирование правой руки у большинства людей ассоциируется с доминированием контралатерального левого полушария, где расположены главные центры высших психических функций, особенно языковые центры.

Таким образом, развитие трудовой деятельности и новые функции, которые человеческий мозг должен был брать на себя в связи с развитием работы, отражались в изменении его структуры, а развитие его структуры, в свою очередь, определяло появление и развитие новых и все более сложных функций, как моторных, так и сенсорных, как практических, так и познавательных.

Язык стал необходимым стимулом для развития человеческого мозга и сознания. Благодаря языку, индивидуальное сознание каждого человека, которое не ограничивается личным опытом, собственными наблюдениями, подпитывается и обогащается результатами социального опыта: наблюдения и знания всех людей становятся или могут стать через язык собственностью всех. Огромное разнообразие стимулов значительно продвинуло дальнейшее развитие мозга. И дальнейшее развитие мозга создало новые возможности для развития сознания. Эти возможности расширились с развитием труда, который открывает человеку в процессе познания окружающей его природы новых сторон.

Благодаря инструментам и языку, человеческое сознание начало развиваться как продукт социального труда. С одной стороны, инструмент, как социализированный труд, передавал в воплощенном виде опыт, накопленный человеком из поколения в поколение; с другой стороны, эта передача социального опыта, его общение происходило посредством языка.

Сознание и мозг

Новые функции, которые человеческий мозг должен был взять на себя в результате развития работы, нашли отражение в изменении его структуры. Коренное изменение характера деятельности — с переходом от жизни к трудовой деятельности, чем более сложный характер этой деятельности и, соответственно, более глубокий характер познания привели к тому, что над проективными зонами, непосредственно связанными с периферийными сенсорными и моторными аппаратами, сформировались богатые ассоциативные волокнистые зоны, служащие для более сложных синтезов. Сравнение человеческого мозга с мозгом обезьяны ясно показывает эти сдвиги: у человека первичное поле зрения, столь заметное у обезьяны, заметно уменьшается, в то время как поля, с которыми связаны сложные зрительные синтезы (вторичное поле зрения), заметно увеличиваются.

Так как в человеке органом сознательной деятельности является кора головного мозга, вопрос об отношениях между психикой и мозгом в первую очередь вопрос об отношениях между психикой и корой головного мозга основных полушарий головного мозга. Теория локализации возникла из того, что над положительными фактическими данными исследований было построено здание гипотез и теорий, отражающее те же методологические тенденции, которые преобладали в психологии в то время. Понятие мозга как совокупности отдельных центров, соединенных ассоциативными путями, отражало концепцию ассоциативной психологии, из которой была выведена классическая теория локализации. Идея о том, что каждая психическая функция, даже самая сложная, соответствует определённому центру, является особой реализацией теории психофизического параллелизма в физиологии мозга.

Изучение филогенеза мозга показало, что в филогенетическом ряду усиливается анатомическая дифференциация коры головного мозга, с постоянно увеличивающейся экспрессией тех частей, которые являются носителями особенно высоких функций.

Исследование онтогенетического развития корковой архитектоники также дает значительные результаты. Принцип деления коры головного мозга, впервые примененный К.Бродманом на основе изучения его онтогенетического развития, получил дальнейшее развитие у ряда советских ученых. Исследования И.Н.Филимонова, Г.И.Полякова, Н.А.Попова показали, что уже на ранних стадиях онтогенетического развития показано деление крупной коры на три основные зоны: 1) изокортекса, 2) аллокортекса, состоящего из архихихортекса и палеокортекса, 3) межкорковой области, определяющей алло- и изокортекса. Наличие этого деления на ранних стадиях онтогении позволяет предположить, что оно необходимо.

Классическая локализованная теория в настоящее время основательно поколеблена исследователями Х. Джексоном, Г. Хэдом, работами К. Монакова, Г. Гольдштейна, К. Лешли и др. Оказалось, что новые клинические данные по различным формам афазии, агнозии, апраксии не вписываются в классическую схему локализации. С одной стороны, поражение речевой области в левом полушарии при более внимательном рассмотрении оказывается связанным с нарушением не только речи, но и других интеллектуальных функций. С другой стороны, языковые нарушения и различные формы афазии связаны с поражениями в различных областях.

Оценивая обоснованность выводов традиционной теории локализации, следует иметь в виду, что экстирпация выявила только «очаги возмущения», а не очаги функции в строгом смысле этого слова, вследствие поражения различных участков коры головного мозга. Из того факта, что поражение конкретного поля влечет за собой нарушение определенной функции, следует, что это поле играет существенную роль в выполнении этой функции; но это не означает, что оно является «центром», который сам производит эту функцию, и что другие поля в нем не участвуют.

Эта позиция была особенно сильно выражена против классической доктрины локализации К.Монакова. Как отметил Монаков и подтвердил К. Лешли, значительное повреждение других участков коры головного мозга, помимо тех, с которыми нарушение высших интеллектуальных функций связано в первую очередь, также влечет за собой их нарушение, хотя и не столь глубокое. С другой стороны, даже когда основные области определенной функции разрушаются, остальная часть коры по прошествии времени в некоторой степени компенсирует дефект и принимает на себя замещающую функцию.

Особое значение для проблемы локализации является функциональная мультивалентность гистологически определенных полей коры. Кроме того, деление коры на отдельные сенсорные и моторные области не может быть сделано абсолютным. Вся кора головного мозга функционирует как сенсомоторный аппарат, в котором существует только локальное преобладание одной из двух функциональных сторон — моторной или сенсорной. Различие функциональных особенностей связано с преобладающим развитием одного из двух основных корковых слоев в данной области.

Сложные психические функции в человеке включают в себя значительную часть коры или всю кору, весь мозг в целом, но в целом качественно дифференцированы как функционально и гистологически, а не как однородная масса. Каждая его часть более или менее конкретно вовлечена во весь процесс. Для сложных интеллектуальных функций нет «центров», которые их производят, но определенные части мозга играют особенно важную роль в выполнении данной функции. Доли третьей лобной извилины, нижней теменной извилины и в некоторой степени височной извилины особенно важны для интеллектуальной деятельности, так как их поражения вызывают наиболее серьезные нарушения высших психических процессов. Функциональная неоднозначность обусловлена также тем, что психическая функция связана не с механизмом, а с его динамически изменяющимся состоянием или с нейродинамическими процессами, действующими внутри него, в их сложной «исторической» условности.

Полное разрешение всех противоречий между исследователями по вопросу функциональной локализации может быть достигнуто только с генетической точки зрения. Степень дифференциации коры и распределение функций между ее различными частями на разных стадиях развития различны. Таким образом, у птиц, изученных М.Дж.П.Флоурнесом, который отрицал какую-либо локализацию, локализации в коре головного мозга, судя по всему, пока нет. У среднестатистических млекопитающих, собак и кошек, как отмечали И.П.Павлов и Л.Лучиани, при наложении различных зон уже присутствует некоторая локализация, но все же она очень относительна: различные зоны накладываются друг на друга.

Развитие сознания

Первой предпосылкой развития человеческого сознания было развитие человеческого мозга. Но сам человеческий мозг и вообще его природные свойства являются продуктом исторического развития. Основной закон исторического развития человеческого сознания отчетливо проявляется в процессе становления человека. Основным законом биологического развития организмов, определяющим развитие психики у животных, является позиция единства структуры и функции. На основе изменения образа жизни в процессе эволюции организм развивается через функционирование; в процессе жизнедеятельности формируется его психика. Главный закон исторического развития психики и сознания человека заключается в том, что человек развивается через труд: изменяя природу, он изменяет себя; производя через свою деятельность — практически и теоретически — предметное бытие человеческой природы и культуры, человек также изменяет, формирует и развивает свою психическую природу. Главный принцип развития — единство структуры и функции — в отношении исторического развития психики получает классическое выражение в одном из основных предпосылок марксизма: труд сам создал человека; он же создал его сознание. В процессе культурного творчества умственные способности и сознание человека не только проявились, но и сформировались. Высшие формы человеческого сознания, необходимые для создания человеческой культуры — материальной и духовной, развивались в процессе ее создания; поскольку сознание является предпосылкой именно человеческих форм трудовой деятельности, оно также является ее продуктом.

Формирование человеческого сознания и всех особенностей человеческой психики, как и формирование человека в целом, было длительным процессом, органически связанным с развитием трудовой деятельности. Появление трудовой деятельности, основанной на использовании орудий труда и изначальном разделении труда, коренным образом изменило отношение человека к природе.

Поскольку трудовое действие направлено на производство предмета, а не на немедленное удовлетворение потребности, то предмет, являющийся целью действия, с одной стороны, и действие — с другой, являются отдельными. Последнее перестает действовать как прямая сила природы. Отношение субъекта к окружающей среде и его собственной деятельности начинает отдаляться от объекта и мотива. Оторванность этого отношения происходит в ходе длительного исторического развития. Разделение труда с необходимостью приводит к тому, что человеческая деятельность направлена непосредственно на удовлетворение не собственных потребностей, а социальных; для того чтобы удовлетворить свои потребности, человек должен сделать удовлетворение социальных потребностей непосредственной целью своей деятельности. Таким образом, цели деятельности человека отделены от их непосредственной связи с его потребностями и тем самым могут быть признаны таковыми в первую очередь. Человеческая деятельность становится сознательной. В ходе этого формируется человеческое сознание, которое проявляется как отражение объекта, не зависящего от него и отношения к нему субъекта.

В процессе деятельности людей, направленной на удовлетворение их потребностей, происходит их развитие, модификация, уточнение исходных потребностей и разработка новых.

Поскольку потребности являются мотивом, источником деятельности, то они являются ее результатом. Деятельность, в которой человек начинает участвовать, мотивированная той или иной потребностью, может войти в привычку и сама по себе стать потребностью. Именно через социальную активность человеческие потребности становятся по-настоящему человечными.

Помимо потребностей, интересы также играют существенную роль в развитии мотивации человеческой деятельности. Под интересами общественной жизни мы понимаем то, что благоприятствует существованию и развитию человека как члена той или иной нации, класса, личности. Поскольку интересы реализуются в этом понимании, они также являются существенными мотивами человеческой деятельности.

Определенную роль в мотивации деятельности человека играет также интерес к конкретному смыслу этого слова, который получил признание в психологии, будучи связан с любопытством, необходимостью что-то узнать об объекте; интерес в этом смысле является мотивом «теоретической», познавательной деятельности. Развитие интереса к науке и технике, литературе и искусству шло в ногу с историческим прогрессом культуры. С появлением новых областей науки появились и новые научные интересы. Как мотив, как источник когнитивной деятельности, интересы являются одновременно и их продуктом.

Развитие человеческих способностей связано с историческим развитием потребностей и интересов. Они формируются на основе исторически сложившихся наследственных диспозиций в деятельности, направленной на удовлетворение потребностей. Человеческая деятельность, которая предполагает, что человек имеет определенные способности, одновременно их развивает. Производя материализованные продукты своей деятельности, человек одновременно формирует свои способности. Производство продуктов практической и теоретической деятельности и развитие способностей являются двумя взаимосвязанными, взаимозависимыми и изменяющимися сторонами одного процесса. Человек становится способным к труду и творчеству, потому что он формируется работой и творчеством. Развитие музыки было одновременно и развитием уха, способного его воспринимать. Взаимоотношения между ними взаимны: развитие музыки не только отражало развитие слуха, но и обуславливало его. То же самое относится и к глазу, который может воспринимать красоту форм, и к человеческому восприятию в целом. Изменяя облик мира в своей деятельности, человек начинает видеть и воспринимать его по-другому.

В историческом развитии сознания очень важное место занимает развитие мысли, которое в первую очередь связано с человеческим сознанием. Основной путь развития мысли, обусловленный развитием социальной практики, пролегал от живописной, узкопрактической мысли, в которой форма еще не отделена от содержания, числа от расчетной, понятия от объектной, к абстрактной, теоретической мысли.

В ходе исторического развития, с развитием науки происходило также развитие научной мысли. Развитие научной мысли и развитие науки — это не два отдельных самостоятельных процесса, а две взаимосвязанные и взаимозависимые стороны одного процесса. Развитие научного мышления было не только предпосылкой, но и следствием и результатом развития науки. Научная мысль, необходимая для научного познания, формировалась в процессе научного познания и развивалась с развитием социальной практики.

Для истории развития мысли и сознания наука обладает огромным, хотя и еще малоиспользуемым материальным запасом. Сюда относится, прежде всего, история материальной культуры; история технологии также предоставляет важнейшие данные для истории мысли. Обширный материал, характеризующий ранние стадии развития мысли, содержится в этнографических работах (Ю.Я. Фрейзер, Е.Б. Тилор, Р. Тюрнвальд, Б. Малиновский, Н.Н. Миклухо-Маклай и т.д.). Они свидетельствуют о существенных качественных особенностях мышления людей на ранних стадиях социально-культурного развития. Это мышление является конкретным и ограниченным в соответствии с уровнем социальной практики этих народов. Слабое еще овладение природой порождает, с попытками выйти за рамки конкретного практического знания окружающей действительности и перейти к более широким обобщениям, мистические идеи.

А.А. Потебня дал оригинальную интерпретацию путей развития сознания в российской науке. Он занимает поистине историческую точку зрения, выделяет качественно разные стадии развития сознания и в то же время, характеризуя эти стадии, не приходит к такому противопоставлению примитивной и современной мысли, которое, как это бывает в некоторых концепциях, нарушает преемственность исторического развития сознания.

A. Потебня выделяет в этом развитии два основных этапа: этап мифологического сознания и последующий этап, на котором одновременно развиваются формы научной и поэтической мысли. В рамках последнего этапа Потебня на основе тщательного и глубокого анализа исторического развития грамматических форм русского языка раскрывает историческое развитие форм мысли.

Согласно Потебне, каждый миф — это словесное образование, состоящее из образа и смысла. Потебня считает главной отличительной чертой мифологической мысли то, что образ является субъективным средством познания, непосредственно вовлечен в смысл и рассматривается как источник знания. Миф — это метафора, которая не признается как таковая. Поэтическое мышление заменяет мифологическое мышление, когда метафора, аллегория осознаются, то есть образ и смысл отделены друг от друга.

На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Творческая деятельность как инструмент психотерапии
  2. Диагностика эмоциональной сферы у людей, употребляющих каннабиоиды
  3. Проблема агрессивности
  4. Педагогическое общение, его нюансы и необходимость
  5. Задачи психотерапии
  6. Роль эмоционального интеллекта в развитии профессиональной мотивации
  7. Креативность как черта личности и предпосылка успешности
  8. Анализ раннего детского воспоминания по А. Адлеру — Альфред Адлер — жизненный путь
  9. Особенности развития этических представлений у дошкольников — Особенности усвоения этических идей у детей дошкольного возраста
  10. Формы сознания