Для связи в whatsapp +905441085890

Развитие средств и систем обработки информации и создание теории информации

Введение

Отношение к процессу познания меняется в ходе развития человеческого общества, повышения его технологического уровня. Информация как объект познания меняется вместе с представлениями о реальности как объекте практической деятельности человека. Каждое следующее поколение людей, изучая историю своего общества, обнаруживает, что они живут в иной информационной реальности, чем та, в которой жили их предшественники. Поскольку трудно проводить исследования и познавать мир, не договорившись о сути одного из ключевых понятий этого процесса — информации, необходимо решить проблему наиболее полного определения информации.

Договорившись о смысле этого понятия, можно избежать ложных и, как следствие, бесполезных, а иногда и опасных выводов в различных областях науки, даже если понимание сущности информации в широком смысле может противоречить ее частным значениям или существенно отличаться от принятого в конкретных областях человеческой деятельности.

Далее мы кратко опишем основные философские концепции теории информации и укажем на трудности в определении этого понятия. Информатика считается основной наукой, имеющей дело с информацией и информационными процессами. Перечислены основные проблемы и аспекты, изучаемые информатикой, показано место этой науки в системе научного знания.

Понятие информации

Информация (лат. informatio — указание, объяснение) — это понятие, которое имеет долгую историю использования. В XX веке она приобрела более широкое значение благодаря развитию кибернетики, где она является центральной категорией наряду с понятиями коммуникации и управления. Понятие информации является общим для всех частных наук, а информационный подход, включающий в себя набор идей и набор математических инструментов, является общим инструментом научного исследования.

Идеи об информации уходят корнями в глубину веков. С древних времен слово «информация» ассоциируется с процессами человеческого общения, передачи сведений и сообщений. Первоначально понимание информации было связано с ее содержанием и аксиологическими аспектами, которые сегодня изучаются в рамках семантических и прагматических теорий. Такая ситуация продолжалась до 1920-х годов, когда появились публикации, которые можно рассматривать как первые шаги к созданию общей теории информации.

Возникновение и дальнейшее бурное развитие теории информации было вызвано в основном практическими потребностями передачи сообщений и ростом ведущих отраслей связи. Изучение закономерностей передачи сообщений по техническим каналам связи и особенно по сообщениям, обслуживающим массовую коммуникацию (радио, телефон и т.д.), привело к появлению статистических и вероятностных методов определения количества передаваемой информации.

В 1948 году Э. Шеннон, Р.А. Фишер и Н. Винер независимо друг от друга предложили статистическое определение количества информации, основанное на теории вероятности. Основополагающая статья К.Э. Шеннона «Математическая теория связи» содержала основные идеи, принципы и теоремы этой теории. Предпосылками для возникновения теории информации Шеннона были:

  • Учение об энтропии;
  • Исследования в области лингвистики, которая занимается изучением частоты употребления букв и слов в текстах и естественном языке;
  • Запись телеграфных сообщений с использованием мнемонических кодов и других сокращений;
  • Закон Вебера-Фехнера психофизического восприятия (основной психофизический закон) — зависимость между интенсивностью ощущений и силой вызывающего их стимула.

В это же время была опубликована книга Н. Винера «Кибернетика, или управление и связь у животных и машин», в которой также уделялось внимание идеям теории информации. В этих и последующих работах основной упор делался на изучение количественного аспекта информации, то есть, прежде всего, на математическую теорию информации, которая сыграла существенную роль в выяснении природы информации. Результаты этих и многих других исследований предопределили развитие различных идеологических и философских интерпретаций понятия информации.

Проблемы в определении понятия информации

Универсальность природы информации является одной из основных проблем общей теории информации. Выделяются различные аспекты этой проблемы, которые можно сформулировать в виде следующих вопросов:

  • Является ли информация универсальным свойством реальности?
  • Является ли информация универсальным свойством всех объектов реальности или она присуща только живым самоорганизующимся структурам (таким как организмы, человек и общество)?
  • Является ли информация характерным свойством процессов с механизмом управления?

Многозначность трактовок сущностной природы понятия «информация», возникшая в различных областях науки, порождает множество противоречий. В этом отношении информация является сложным объектом исследования, имеющим большое количество аспектов, граней и взаимосвязей, с точки зрения которых она может быть изучена. Для преодоления этой сложности мы можем использовать критические процедуры — процедуры идентификации объекта исследования на основе установленных критериев. Установление таких критериев в качестве основы для систематизации позволяет отнести к феномену информации то, что к нему относится, что вписывается в методологическую структуру, с помощью которой исследователь классифицирует факты своей познавательной деятельности, результатом чего является удобная модель или схема для исследования.

Если оценивать разумный подход к определению термина «информация», то в частных науках при изучении объекта или явления под информацией понимается то, что считается информацией в соответствии с выявленными характеристиками и свойствами этого объекта или явления.

Использование категории «информация» в сложных теоретических построениях приводит к тому, что:

  • каждая отдельная научная область знаний претендует на отдельное понимание и выражение смысла информации как таковой, в результате чего этот термин используется в разных смыслах;
  • существует путаница между различными теоретическими системами, которые используют термин «информация» в разных значениях и контекстах.

Непонимание природы и сущности информации.

В этом контексте необходимо:

  • Выявить закономерности в эволюции понятия «информация», которые возникают при изменении восприятия человеком информационной реальности в целом;
  • Точное определение семантических аспектов понятия «информация», которое необходимо для соответствующего определения понятия «информационная реальность», которое неотделимо от него, поскольку определение понятия «информация» определит содержание, которым будет наполнено понятие «информационная реальность» и способ выражения сущности теории информации.

С одной стороны, определение сущности информации связано с выделением соответствующих типов информационной реальности, а с другой стороны, изучение конкретных типов информационной реальности позволяет уточнить важные аспекты проблемы сущности информации. Информация и информационный подход образуют единство, которое заключается в том, что информационный подход обязательно связан с использованием понятия информации, а информация не существует вне информационного подхода.
Автор делит информацию на следующие типы:

  • Онтоинформация — это концепция, отражающая фундаментально-атрибутивные аспекты взаимосвязанности реальности.
  • Специфика биоинформации проявляется в соответствующих процессах передачи наследственной информации, в воспроизводстве живых существ.

Термин техноинформация относится к способу ее использования, сбора, обработки, сохранения и преобразования в определенной системе технических устройств.

Гносеоинформация как термин отражает специфику информационных процессов, связанных с познанием человеком действительности.

Важно отметить, что и как именно изменяется общее понятие информации в результате развития представлений о ее отдельных сторонах и свойствах. Семантическое пространство понятия «информация» определяется сложным взаимодействием между субъектом, осуществляющим когнитивное обращение к действительности, и самим объектом познания.

Рассматривая формирование различных способов понимания информации, можно отметить развитие методологического процесса, присущего этим подходам. Развитие представлений о природе информации и резкое повышение статуса наук, ее изучающих, привело к появлению различных философских теорий информации, которые пытаются дать собственную интерпретацию этому явлению. Многие интерпретации природы информации соответствуют общему характеру концептуальных идей, зародившихся в них.

Обзор подходов к определению природы информации

Философские определения понятия информации весьма противоречивы, и это противоречие многомерно, т.е. имеет множество аспектов, каждый из которых связан с диаметрально противоположными мировоззрениями. Например, в одном есть два полюса. С одной стороны, существует бесконечный панинформизм, то есть утверждение, что весь мир и все его свойства возникают из информации. Согласно этому взгляду, информация, как одна из трех основ мироздания, должна быть первопричиной таких свойств материи, как отражение и организация. С другой стороны, отрицается существование информации как реальности.

Согласно другому подходу, полярными взглядами на природу информации являются онтологическое и методологическое ее понимание, формирующие соответствующие концепции.

С точки зрения онтологических представлений, информация — это объект познания, который должен быть открыт, обнаружен в реальной действительности, подобно тому, как были открыты и изучены физические явления. В них информация представляется как продукт сознания, когнитивный инструмент, абстрактный вымысел, искусственно созданный людьми.

Методологические концепции относят информацию к системе социального знания и рассматривают ее как метод понимания изучаемых явлений, например, оценка их неопределенности, математическое моделирование, оптимизация кодирования сообщений и т.д. В этих концепциях информация рассматривается как естественное явление материального мира или как неотъемлемая функция высокоорганизованных систем, включая человека, как часть объективной реальности. При таком подходе информация применяется корректно, поскольку четко разграничиваются объекты познания и информационные инструменты познающего субъекта. Согласно методологическим концепциям, информация — это инструментальное понятие информационного подхода, содержание и объем которого вариативны и зависят от изучаемых коммуникационных и организационных явлений.

Математические теории информации

Первая такая теория, созданная К.Э. Шенноном, использовала статистические и вероятностные представления. Теория Шеннона была посвящена измерению сообщений, информации, передаваемой по техническим каналам связи. Три основных положения теории информации Шеннона следующие:

  • Информация увеличивается по мере уменьшения вероятности появления сообщения в канале связи;
  • сообщение, которое уже известно, не содержит никакой новой информации;
  • Информация общего сообщения равна сумме информации отдельных сообщений.

Вероятностно-статистическая теория формализует только часть содержания понятия информации (как сведений, сообщения), а именно ту часть, которая характеризуется вероятностной мерой, неопределенностью. Сама информация понимается в теории Шеннона, с одной стороны, более узко, чем это было до появления теории — а именно, как устранимая, сводимая неопределенность. С другой стороны, конкретизация смысла, вносимого в сущность термина информация, парадоксальным образом привела к одновременному расширению объема понятия — информация теперь характеризует не только аспект человеческого общения, но и коммуникативные явления в технических, биологических и других процессах.

По словам Шеннона, «в самом общем виде понятие информации связано с философскими категориями возможности и реальности. Там, где имеют место различные возможности и только одна из них реализуется, переходит в действительность, обретает бытие, имеет смысл говорить об информации, которая несет в себе эту реализованную возможность».

Согласно Винеру, понятие информации обязательно связано с понятием выбора, прояснения неопределенной ситуации. Процессы работы с информацией делятся на два типа: Процессы коммуникации (восприятие, передача и хранение информации) и процессы управления (обработка информации).В своей книге «Введение в

» У.Р. Эшби формулирует закон необходимого разнообразия. Рассматривая информацию как разнообразие, он исходит из предпосылки, что шум по сути неотличим от любой другой формы разнообразия. Различие между сообщением и шумом может быть проведено только в том случае, если.

Информационная среда создается техническими средствами, которые собирают, обрабатывают, хранят и передают информацию. Поскольку она основана на технических средствах, она является неотъемлемой частью культуры, и ее характеристики тесно связаны с ее социокультурной ролью. Пока информационная среда рассматривается только с точки зрения хранящейся и циркулирующей в ней информации, она функционирует как объект технологии, который служит определенным целям человека и выступает внешним условием функционирования по отношению к этой технологии. Как только начинаешь рассматривать этот медиум как средство коммуникации (которая не сводится к передаче фактической информации, а связана с передачей мнений, приказов, обещаний, гипотез, вопросов и т.д.), он предстает как неотъемлемая часть культуры и должен изучаться и в этом качестве.

Семантические теории информации

Ограничением математических теорий информации является то, что они полностью абстрагируются от значимости и ценности информации для потребителя и рассматривают только количественный аспект. В математических теориях понятие информации не относится ни к форме, ни к содержанию сигналов, передаваемых по каналу связи. Информация, или количество информации, — это абстрактная фикция, ментальная конструкция; она не существует в физической реальности. Оказалось, что «случайно выбранное предложение из 100 букв, фрагмент текста из периодической публикации из 100 букв и такой же длинный фрагмент художественного произведения или научной теоремы содержат абсолютно одинаковое количество информации». Поэтому понятие информации часто ассоциируется с другим понятием — понятием знания.

Л.А. Микешина и М.Я. Опенков сделали следующую попытку сравнить знание и информацию: «Можно сравнить передачу знания через информацию с передачей музыки через нотную запись. Композитор создает музыку, но пишет нотацию. Настоящий исполнитель читает ноты, но воссоздает музыку». Информация, в отличие от знаний, не привязана к конкретному человеку; она одинаково доступна всем, при этом у каждого есть свои способы преобразования ее в знания, основанные на личном опыте и способностях. Таким образом, Л.А. Микешина и М.Ю. Кузнецова в рамках проекта «Охрана окружающей среды в России и за ее пределами», а также в рамках проекта «Охрана окружающей среды в России и за ее пределами». Опенков выражает разницу между знанием и информацией формулой: Информация — это знание минус человек, то есть информация — это знаковая оболочка знания.

Р. Карнап и Бар-Хиллел были одними из первых, кто попытался раскрыть семантический аспект информации. Его информационное содержание определяется как некоторые факты, подтверждающие индуктивную гипотезу. Степень подтверждения гипотезы равна количеству семантической информации, содержащейся в гипотезе, относительно достоверного знания (эмпирических данных). Однако их работу критиковали за бедность полученного языка (они использовали язык сингулярной логики предикатов первого порядка) и за придание вероятностным представлениям абсолютного характера.

Еще одна попытка построить теорию информации была предпринята Дж. Шрадером, который предложил количественно оценить семантическое значение знаков с помощью тезауруса. Он предложил измерять количество семантической информации в сообщении по степени изменения тезауруса после получения сообщения.

Философские концепции теории информации

Согласно, существует шесть основных философских концепций, связанных с изучением онтологического и метонимического значений понятия информации как научного понятия, которые перечислены ниже.

Концепция инфонигилизма отрицает существование информации как сущности. Информация воспринимается как призрак, несовершенное представление науки, то, что никто никогда не видел, не чувствовал и не записывал с помощью каких-либо устройств. Согласно этой теории, понятие информации является пустым множеством, поскольку информацию нельзя идентифицировать. Можно привести следующее высказывание М.И. Сетрова, которое ярко иллюстрирует суть этой концепции: «Никто еще не рассматривал эту загадочную информацию ни как субстанцию, ни как свойство. Почему? Потому что его не существует в природе, так же как не существует флюидов, флогистона, эфира».

В области документальной коммуникативистики к идее информации как чистого вымысла, фантастики постепенно пришел пионер социально-информационного подхода А.В. Соколов.

Вторая концепция основана на тезисе о том, что информация существует, но не в нашем физическом мире. Это учение объясняет природу телепатии, флэшбэков, призраков и других сверхъестественных явлений, которые не признаются ортодоксальной наукой.

Третья точка зрения касается существования чистой информации без какой-либо формы разнообразия. Эти суждения взяты из научных трудов К.Э. Циолковского, В.И. Вернадского и А.Д. Сахарова, а также из богословских источников.

Материалистические теории информации

Продолжая перечисление концепций, нельзя не упомянуть утверждение о том, что информация имеет материальную природу, что само по себе очень информативно. С 1960-х годов проблема информации привлекла внимание отечественных философов-материалистов, которые не могли примириться с тем, что информация — это идеальная фикция, и пытались «материализовать» информацию, найти ее место в материально едином мире. Так называемые атрибутивная и функциональная концепции считаются наиболее авторитетными в философской науке. Обе концепции утверждают, что информация существует в объективной реальности, но расходятся во мнениях относительно ее наличия в неживой природе. Первый рассматривает информацию как неотъемлемое свойство всех уровней материи, то есть делает информацию материальным объектом; второй рассматривает ее как функциональное свойство самоконтролирующихся и самоорганизующихся систем и делает информацию функцией. Содержание и основные постулаты этих концепций более подробно раскрыты ниже.

Атрибутивная теория информации

Отражение понимается в материалистической философии как атрибут материи (отсюда и название термина «атрибутивный»). Смешивая отражение и информацию, философы-материалисты превращают информацию в физическое явление, которое не нарушает материального единства мира. Однако, объявив и отражение, и информацию свойствами материи, эта концепция теряет критерий для различения отражательных и информационных явлений. Ниже приводится обоснование этого утверждения.

Об этом свидетельствует выделение рефлексии и информации в предложенных ими определениях. Таким образом, информация определяется как содержание (сущность) отражения, основная грань (сторона, аспект) отражения, инвариант отражения, отражаемое многообразие, способ существования одной системы другой. Поскольку сущность заключается в содержании и качественном определении объекта, то информационные процессы оказываются сущностью процессов отражения, а процессы отражения — проявлением информационных процессов.

Поскольку информация является сущностью отражения, определения обоих терминов совпадают. Если учесть, что отражение, в свою очередь, рассматривается как содержание (фасет, аспект) взаимодействия, то информация оказывается содержанием содержания и фасетом фасетов.

Естественно-научное понятие информации приобретает характер физического явления информации. В этой концепции информация располагается в одном ряду с категориями вещества и энергии. Эта интерпретация была принята многими научными авторитетами, включая А.И. Берга, В.М. Глушкова, А.П. Ершова и В.И. Сифорова. Принципиальное отличие этой концепции от атрибутивной заключается в том, что здесь трудно увидеть связь между отражением и информацией, но есть четкая тенденция отождествлять информацию с организацией.

Функциональная теория информации

Функциональная концепция информации представлена двумя вариантами: кибернетическим и антропоцентрическим.

Антропоцентрическая концепция рассматривает человеческое общество и человеческое сознание как область информации.

Кибернетическая концепция утверждает, что информация и, следовательно, информационные процессы присутствуют во всех самоуправляемых системах, к которым относятся технические, биологические, социальные и многие другие. Функционально-кибернетическая концепция отождествляет информацию с сигналом или структурой.

В свою очередь, приверженцы кибернетической концепции делятся на две группы. Одну группу составляют специалисты-практики, которые, определяя информацию как содержание сигнала или сообщения, как обозначение содержания, которое кибернетическая система получает из внешнего мира, как нечто воздействующее, несущее след факта или события, отождествляют информацию и сигнал, ибо сигнал не может быть без смысла, а информация не может быть без материального носителя. Такая трактовка информации, безусловно, имеет свое обоснование в частных науках, ярким примером которых могут служить информационные технологии. «Сигнал» и «информация» становятся синонимами, и можно довольствоваться любым из них, как это делал, например, И.П. Павлов, когда говорил о сигнальных, а не информационных системах.

Другая группа состоит из философских кибернетиков, которые склоняются к панинформистскому мировоззрению. Представители этой группы рассматривают информацию не только в терминах свободно распространяющихся сигналов, но и в терминах структур, присущих материальным объектам (связанная, потенциальная, априорная, внутренняя информация). В отличие от свободной (актуальной) информации, «связанная» информация не может быть самостоятельно перенесена на другие носители; она представляет собой закодированную субстанцию, которую исследователь пытается извлечь из объекта изучения.

Фактическая информация остается неопределенной сущностью. Тем не менее, с помощью неизвестного делается попытка объяснить другое неизвестное и таким образом решить некоторые философские проблемы, например, проблему жизни.

Многие авторы философских работ, являющиеся сторонниками функциональной теории информации, рассматривают информационные процессы как органические свойства живых систем, отличающие их от неживой природы, как неотъемлемую субстанцию живой материи, психики, сознания. Вот цитаты, которые наиболее ярко отражают взгляды представителей этой теории: «особенность жизни связана с наличием информации, с помощью которой процесс функционирования системы обеспечивается особого рода регуляцией», «жизнь — это способ существования органических систем, основанный на использовании внутренней информации».

Здесь информация выступает как универсальная «жизненная сила», которая управляет метаболическими процессами в живых существах («информационный метаболизм»), организует отражение окружающей среды и адаптацию к ней, обеспечивает хранение и передачу наследственных признаков, формирует популяции, биоценозы и биосферу в целом и, наконец, определяет биологическую эволюцию. В говорится, что эти теории становятся информативной версией витализма из-за своей несостоятельности.

Пан-информистская теория информации

Согласно этой теории, информация первична, а материя вторична. Президент Международной академии информатизации И.И. Юзвишин в своих научных трудах по теоретической физике пытается доказать, что информация является главной основой мира. Он вводит понятие «информация», которая, по его словам, является основным элементом во Вселенной, дающим жизнь веществу, порождающим вещество, энергию, пространство, время и т.д. Автор утверждает, что весь мир в конечном итоге состоит из информации. Практическое значение теории панинформизма заключается в способности элементов и тканей регенерировать создание из информации пищи, топлива, транспортных средств и т.д. Поскольку на уровне «информации» действуют иные законы, чем в нашем физическом мире, практическое освоение информации позволит обойти препятствия на верхних границах таких величин, как скорость света, абсолютный ноль, преодоление промежутков времени в мгновениях, гравитация и т.д. Станет возможным превращать информационные машины из нашего физического мира в будущее или в прошлое, преодолевать пространство с любой скоростью.

Из панинформизма следует, что информация, как одна из трех основ мироздания, должна служить основной причиной таких свойств материи, как отражение и организация. Отражение, таким образом, должно быть объяснено из информации, а не наоборот, как это делают сторонники атрибутивной теории.

Другой крайностью панинформизма является информационный гносеологизм, который объясняет когнитивные процессы следующим образом. Поскольку «любая комбинация частиц, веществ или ментальных конструкций может рассматриваться как код сущности, все вокруг нас в некотором смысле является информацией». Таким образом, познание сводится к декодированию информации, «внесенной и закрепленной» в анатомии животного или в структурах нейрофизиологического характера, в микроскопических или субмикроскопических особенностях клеточного ядра и вообще во всех когнитивных объектах. Сенсация, таким образом, рассматривается как результат преобразования внешней информации во внутреннюю, материальной информации в идеальную. Это позволяет обобщить некоторые случаи декодирования информации — сенсорное и рациональное познание, опыт, интуицию, распознавание сущности вещей и событий и многие другие.

Популисты и писатели-фантасты не могли игнорировать панинформизм. Появилось описание «информационной» страны, где информация выращивается на полях, дома строятся из информационных брикетов, люди едят не хлеб, а информацию, потому что хлеб — это не что иное, как «порция информации для желудка, для нервных клеток, для кишечника, и наконец — для всего организма». В определенном смысле такие конструкции можно считать оправданными для жизни, однако следует учитывать, что построение таких идеальных конструкций невозможно в реальном мире.

Стоит обратиться к высказываниям классика философии Жана-Батиста Робине, который в 18 веке утверждал, что алмаз обладает «внутренним сознанием своего превосходства» над другими веществами, золото «знает» о своей «чести» среди людей и т.д.
В говорится, что необоснованность исходных постулатов является основной проблемой в постулатах И.И. Юсвишина.

Информация как субъективная реальность

Согласно этой концепции, информация рассматривается как субъективная реальность. В объективном мире существуют различные свойства и отношения между веществом и энергией. Часть ее воспринимается нашими органами чувств, осознается и субъективно ощущается как информация. Информация рассматривается как семантическое преобразование представления модели или объективной реальности. Информация реалистично существует только в представлении субъекта, поскольку является субъективной реальностью. Эта концепция объясняет, почему одно и то же сообщение воспринимается разными людьми по-разному или вообще не воспринимается.

Авторы этой концепции утверждают, что информация по сути является лишь свойством субъективного сознания, и что информация не существует вне субъективного сознания. Онтологически информация — это субъективная реальность. Это утверждение полностью соответствует достижениям современной психологии.

Информация, проникшая в глубины сознания, называется памятью. Функция памяти состоит в том, чтобы хранить полученную информацию и возвращать ее в сферу сознания. Таким образом, память также можно справедливо рассматривать как категорию не только психологическую, но и информационную, если принять определение: «Память — это информационная система, которая постоянно занимается получением, изменением, хранением и извлечением информации».

Информация, которая обрабатывается, упорядочивается, накладывается на предыдущие представления и сохраняется субъектом, называется знанием. Знание в онтологическом смысле также является чисто субъективной реальностью.

Например, часть информации может быть объективирована, когда она представлена в знаковой форме и перенесена на внешний носитель. В простейшем случае функцию знака выполняет сам исследуемый объект, и тогда мы имеем дело с подлинным документом. В других случаях используются искусственные способы записи знаков на природном или искусственном материале или энергоносителе.

Аксиологический аспект информации

Одним из ярких представителей прагматических теорий информации является бихевиористская модель коммуникации — бихевиористская модель Акоффа-Майлза. Предпосылкой этой модели является то, что получатель информации ориентирован на достижение цели и стремится решить конкретную проблему. Согласно этой модели, реципиент находится в «состоянии направленности на цель», когда он стремится к чему-то и имеет альтернативные способы достижения цели, которые в чем-то отличаются от установленных ценностей. Сообщение, переданное получателю, является информативным, если оно изменяет «целевое состояние» получателя.

Поскольку такое состояние характеризуется последовательностью возможных действий (альтернатив), энергетической, временной или иной стоимостью действия, а также важностью результата, сообщение, передаваемое получателю, может в разной степени влиять на все три компонента. Соответственно, передаваемая информация делится по типу на «информирующую», «обучающую» и «мотивирующую». Таким образом, для получателя прагматическая ценность сообщения заключается в том, что оно позволяет ему наметить стратегию поведения для достижения цели путем построения ответов на вопросы: Что, как и зачем делать на каждом следующем этапе? Для каждого типа информации бихевиористская модель предлагает свою меру, а общая прагматическая ценность информации определяется как функция разницы в этих величинах между изменениями в «состоянии цели».

Следующим этапом в развитии прагматических теорий информации стали работы американского логика Д. Харраха, который построил логико-прагматическую модель коммуникации.

Одна из слабостей бихевиористской модели заключается в том, что она не способна оценивать ложные сообщения. Модель Харраха подразумевает учет социальной природы человеческого общения. Согласно ему, полученные сообщения сначала должны быть подвергнуты обработке, после чего выделяются «пригодные для использования» сообщения. К набору пригодных для использования сообщений следует применять критерии прагматической ценности.

Заключение

Информация — одно из ключевых понятий в социальной и научной коммуникации. Применение термина «информация» требует четкого определения в той области, в которой он используется. Исследование сущности информации на философском уровне устраняет недостатки и противоречия, вносимые частными науками, которые сужают семантический спектр и рассматривают это понятие только с одной или нескольких точек зрения.

Кроме того, такие понятия, как «информационная система» и «информационный процесс», тесно связаны с термином «информация». Представленные в данной работе определения информации и описанные выше особенности различных информационных теорий приводят к выводу, что перед применением любого из этих терминов необходимо хотя бы схематично набросать контуры рассматриваемой информационной системы. В то же время необходимо заранее договориться о том, что следует принять за элементы информационной системы.

В заключение следует отметить, что количество нерешенных проблем в области информационных вопросов гораздо больше, чем количество полученных ответов. И даже в случае с последними иногда возникают ожесточенные споры между приверженцами тех или иных теорий, методов и подходов, поэтому к ним следует относиться с осторожностью, четко определяя свою позицию по ним.

Список литературы

  1. Колмаков В.Я. Информация, информационность, виртуальность / В.Й. Колмаков. — В: Изд-во СибГТУ, Красноярск, 2004 г. — 223 с.
  2. Столяров Ю.Н. Онтологические и метонимические смыслы понятия информации
  3. Соколов А.В. Общая теория социальной коммуникации : учебник / А.В. Соколов — СПб: Издательство В.А. Михайлова, 2002 г. — 461 с.
  4. Информатика — новое имя для теории научной информации / Научно-техническая информатика. — № 12. — 1966. — С. 35-39.
  5. Колин К.К. Теоретические проблемы информатики. — Том 1. Актуальные философские проблемы информатики: учебное пособие / Под общей редакцией К.И. Курбакова. — М.: ИНФ, 2009 г. — 222 с.
  6. Ракитов, А.И. Новый подход к соотношению истории, информации и культуры: пример России / А.И. Ракитов // Вопросы философии.- 1994.- № 4.- С. 14-34.
  7. Колин К.К. Информатика как фундаментальная наука. Методы и технологии информатизации управления : сборник статей / под ред. Данчула А.Н. — М.: издательство РАГС, 2007 г. — С.8-22.
  8. Фридланд А.Я.. О сущности информации // Телематика’2006: Тез. докл. Телематика’2006: 13-я Всерос. науч. Телематика’2006: 13-я Всерос. конф. — СПб, 5-8 июня 2006 г. — СПбГУ ИТМО, 2006 г. — Т. 2. — С. 424-425.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Политическое мировоззрение
  2. Нравственность как потребность оценочного отношения. Источники нравственных представлений
  3. Основные идеи социальной философии
  4. Материальное производство
  5. Место и роль категории «движение» в философских учениях — Основные формы движения материи
  6. Философские проблемы исследования антропогенеза
  7. Проблема истины в истории философии — Наиболее важные аспекты критериев истины
  8. Человек в своей жизнедеятельности
  9. Бытие как центральная категория онтологии
  10. Интерпретация Ницше в философии xx века