Развитие творческих способностей у детей

Предмет: Педагогика

Тип работы: Курсовая работа

У вас нет времени или вам не удаётся понять эту тему? Напишите мне в whatsapp, согласуем сроки и я вам помогу!

На странице курсовые работы по педагогике вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Педагогика».

Дополнительные готовые курсовые на темы:

  1. Элементы театральной педагогики в деятельности учителя
  2. Проблема манипуляции в педагогической деятельности
  3. Сущность и методы педагогического стимулирования
  4. Формирование учебной мотивации школьников
  5. Самообразование как фактор самосовершенствования, саморазвития и самоактуализации
  6. Проблемы дисциплины обучающихся в современной школе и пути их решения
  7. Сравнительная характеристика педагогической деятельности в школе и в ВУЗе
  8. Учет возрастных и психофизиологических особенностей в обучении
  9. Формирование коммуникативной культуры школьников
  10. Проблемные ситуации как средство активизации познавательной деятельности школьников

Введение

Творческие способности — далеко не новый предмет исследования. Проблема человеческих способностей вызывала большой интерес у людей во все времена. Однако в прошлом у общества не было особой потребности в овладении творческими способностями человека. Таланты появлялись как бы сами собой, спонтанно создавали шедевры литературы и искусства: совершали научные открытия, изобретали и тем самым удовлетворяли потребности развивающейся человеческой культуры. В наше время ситуация кардинально изменилась. Жизнь в век научно-технического прогресса становится все более разнообразной и сложной. А это требует от человека не шаблонных, привычных действий, а мобильности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Если учесть, что доля интеллектуального труда практически во всех профессиях постоянно увеличивается, а все большая часть исполнительской деятельности остается за машинами, то становится очевидным, что творческие способности человека должны быть признаны самой существенной частью его интеллекта, а задача их развития является одной из важнейших задач в образовании современного человека. Ведь все культурные ценности, накопленные человечеством, являются результатом творческой деятельности человека. И то, насколько человеческое общество будет развиваться в будущем, будет определяться творческим потенциалом молодого поколения.

Объектом исследования данной курсовой работы является образовательный процесс, а именно процесс развития творческих способностей в дошкольном возрасте. Целью данного исследования является изучение проблемы развития творческих способностей детей дошкольного возраста, а именно тех аспектов, знание которых необходимо для практической деятельности в этом направлении воспитателям детских садов и родителям. В ходе работы мы поставили перед собой следующие задачи:

  • Определите основные компоненты творческих способностей на основе обзора литературы.
  • Определение условий, благоприятных для развития творческих способностей детей.
  • Определение основных направлений и педагогических задач по развитию творческих способностей в дошкольном возрасте.
  • Определение эффективности традиционных методов дошкольного образования с точки зрения развития творческих способностей детей.
  • Выявление эффективности форм, методов и ценностей развития творческих способностей на основе анализа и обобщения передового педагогического опыта.

В данной курсовой работе мы применили следующие методы научно-педагогического исследования.

  1. изучение, анализ и синтез литературных источников по теме.
  2. диагностика творческих способностей детей.
  3. изучение и обобщение педагогического опыта по развитию творческих способностей детей.

Курсовая работа состоит из двух глав. В первой главе рассматривается проблема составляющих творческого потенциала человека, и на основе анализа различных точек зрения на эту проблему делается попытка определить универсальные творческие способности человека. В этой главе также рассматривается вопрос об оптимальном времени для начала развития творческих способностей у детей.

Вторая глава посвящена проблемам эффективного развития творческих способностей. В ней рассматриваются условия, необходимые для успешного развития творческих способностей, определяются основные направления и педагогические задачи по развитию творческого потенциала дошкольников. Во второй главе также анализируются результаты диагностики творческих способностей дошкольников и предлагается комплекс мер, направленных на оптимизацию процесса развития этих способностей в дошкольных учреждениях.

Концепции творчества и творческих способностей

Анализ проблемы развития творческих способностей во многом определяется тем содержанием, которое мы будем вкладывать в это понятие. Очень часто в обыденном сознании творческие способности отождествляются со способностями к различным видам художественной деятельности, умением рисовать, писать стихи, сочинять музыку и т.д. Что на самом деле представляют собой творческие способности?

Очевидно, что рассматриваемое нами понятие тесно связано с понятием «творчество», «творческая деятельность». Под творческой деятельностью мы понимаем такую деятельность человека, которая приводит к созданию чего-то нового — будь то объект внешнего мира или конструкция мысли, приводящая к новому знанию о мире, или чувство, отражающее новое отношение к действительности.

Если мы внимательно изучим поведение и деятельность человека в каждой области, мы сможем выделить два основных типа действий. Некоторые действия человека можно назвать репродуктивными или воспроизводящими. Этот вид деятельности тесно связан с нашей памятью, и его суть заключается в том, что человек воспроизводит или повторяет ранее созданные и выработанные модели поведения и действия.

Помимо репродуктивной деятельности, поведение человека включает в себя и творческую деятельность, которая приводит не к воспроизведению прежних впечатлений или действий, а к созданию новых образов или действий. Этот вид деятельности основан на творческих способностях.

Итак, в самом общем виде определение творческих способностей выглядит следующим образом. Творческие способности — это индивидуальные характеристики качеств личности, которые определяют успешность выполнения творческой деятельности различного рода.

Поскольку элемент творчества может присутствовать в любом виде человеческой деятельности, можно говорить не только о художественных творческих способностях, но и о технических творческих способностях, о математических творческих способностях и т.д.

В данной курсовой работе рассматривается проблема развития универсальных творческих способностей, необходимых для успешного осуществления любого вида творческой деятельности, независимо от того, является ли она научной, художественной, технической и так далее.

Компоненты творческих способностей

Творческие способности представляют собой сплав многих качеств. А вопрос о составляющих творческого потенциала человека до сих пор остается открытым, хотя в настоящее время существуют некоторые гипотезы по этой проблеме. Многие психологи связывают способности к творческой деятельности, прежде всего, с качествами мышления. Например, Гилфорд, известный американский психолог, изучавший проблемы человеческого интеллекта, обнаружил, что так называемое дивергентное мышление характерно для творческих людей. Люди, обладающие таким типом мышления, при решении проблемы не сосредотачиваются исключительно на единственно верном решении, а начинают искать решения во всех возможных направлениях, чтобы рассмотреть как можно больше вариантов. Эти люди склонны создавать новые комбинации элементов, которые большинство людей знают и используют только определенным образом, или устанавливать связи между двумя элементами, которые на первый взгляд кажутся несвязанными. Дивергентное мышление лежит в основе творческого мышления, которое характеризуется следующими ключевыми особенностями:

  1. скорость — способность выразить максимальное количество идей (при этом решающее значение имеет не их качество, а их количество).
  2. гибкость — способность выражать широкий спектр идей.
  3. оригинальность — способность генерировать новые, нестандартные идеи (это может проявляться в ответах, решениях, не соответствующих общепринятым).
  4. завершенность — способность улучшить свой «продукт» или придать ему законченный вид.

Известный отечественный исследователь проблемы творчества А.Н. Лук на основе биографий выдающихся ученых, изобретателей, художников и музыкантов выделяет следующие творческие способности.

  1. способность видеть проблему там, где другие ее не видят.
  2. способность сворачивать мыслительные операции, заменяя несколько понятий одним и используя все более информационно емкие символы.
  3. способность применять навыки, полученные при решении одной проблемы, для решения другой проблемы.
  4. способность воспринимать реальность в целом, не разбивая ее на части.
  5. способность легко связывать далекие друг от друга понятия.
  6. способность памяти предоставлять нужную информацию в нужное время.
  7. гибкость мышления.
  8. способность выбрать альтернативное решение проблемы до его проверки.
  9. способность интегрировать вновь воспринятую информацию в существующие системы знаний.
  10. способность видеть вещи такими, какие они есть, отличать наблюдаемое от того, что приносит интерпретация.
  11. способность генерировать идеи.
  12. творческое воображение.
  13. способность уточнять детали для улучшения первоначальной концепции.

Кандидаты психологических наук В.Т. Кудрявцев и В. Синельников, основываясь на широком историко-культурном материале (история философии, общественных наук, искусства, отдельных сфер практики) выделили следующие универсальные творческие способности, развившиеся в ходе человеческой истории.

  1. релизм воображения — образное схватывание существенной, общей тенденции или закономерности развития целостного объекта до того, как человек имеет о нем ясное представление и может вписать его в систему строгих логических категорий.
  2. способность видеть целое раньше частей.
  3. надситуативно-трансформационный характер творческих решений — способность самостоятельно создавать альтернативу при решении проблемы, а не просто выбирать из навязанных извне альтернатив.
  4. экспериментирование — умение сознательно и целенаправленно создавать условия, в которых объекты наиболее ярко проявляют свою скрытость в обычных ситуациях, а также умение отслеживать и анализировать особенности «поведения» объектов в этих условиях.

Ученые и педагоги, занимающиеся разработкой программ и методов творческого образования на основе ТРИЗ (Теория решения изобретательских задач) и АРИЗ (Алгоритм решения изобретательских задач) считают, что одной из составляющих творческого потенциала человека являются следующие способности.

  1. способность идти на риск
  2. дивергентное мышление.
  3. гибкость мышления и действий.
  4. скорость мышления.
  5. способность выражать оригинальные идеи и придумывать новые идеи.
  6. богатое воображение.
  7. восприятие неоднозначности вещей и явлений.
  8. высокая эстетическая ценность.
  9. развитая интуиция.

Анализируя представленные выше точки зрения на вопрос о компонентах творческих способностей, можно сделать вывод, что, несмотря на различные подходы к их определению, исследователи единодушно относят творческое воображение и качество творческого мышления к обязательным компонентам творческих способностей.

Проблема оптимального времени для начала разработки творческих способностей

Говоря о формировании способностей, необходимо затронуть вопрос о том, когда, с какого возраста развивать творческие способности детей. Психологи называют разную продолжительность — от полутора до пяти лет. Существует также гипотеза о том, что развивать творческие способности необходимо с раннего возраста. Эта гипотеза подтверждается физиологией.

Дело в том, что детский мозг растет и «созревает» очень быстро в первые годы жизни. Это созревание, то есть рост числа клеток мозга и анатомических связей между ними, зависит от разнообразия и интенсивности функционирования уже имеющихся структур и от того, насколько окружающая среда стимулирует образование новых структур. Этот период «созревания» — время наивысшей чувствительности и пластичности к внешним условиям, время наивысших и широчайших возможностей развития. Это самое благоприятное время для начала развития всего спектра человеческих способностей. Но ребенок начинает развивать только те способности, для которых есть стимулы и условия в «момент» этого взросления. Чем благоприятнее условия, чем ближе они к оптимуму, тем успешнее начинается развитие. Когда созревание и начало функционирования (развитие) совпадают по времени, синхронны, а условия благоприятны, развитие идет легко, с максимально возможным ускорением. Развитие может достичь наибольшей высоты, и ребенок может стать способным, талантливым и гениальным.

Однако возможности развития способностей, достигшие своего максимума в «момент» взросления, не остаются неизменными. Если эти возможности не используются, то есть соответствующие способности не развиваются, не функционируют, если ребенок не занимается необходимой деятельностью, эти возможности начинают теряться, ухудшаться, и чем слабее функция, тем быстрее. Это стирание способностей к развитию является необратимым процессом. Борис Павлович Никитин, много лет изучающий проблему развития творческих способностей детей, назвал это явление НУВЭРС (Необратимое Угасание Способностей К Эффективному Развитию Способностей). Никитин считает, что IUECS особенно негативно влияет на развитие творчества. Разрыв во времени между моментом созревания структур, необходимых для формирования творческих способностей, и началом целенаправленного развития этих способностей приводит к серьезному препятствию в их развитии, замедляет темпы их развития и ведет к снижению конечного уровня развития творческих способностей. По мнению Никитина, именно необратимость процесса деградации возможностей развития привела к мнению, что творческие способности являются врожденными, ведь обычно никто не подозревает, что в дошкольном возрасте возможности для эффективного развития творческих способностей были упущены. А небольшое количество людей в обществе с высоким творческим потенциалом объясняется тем, что в детстве очень мало людей попадали в условия, благоприятные для развития их творческих способностей.

С психологической точки зрения, дошкольный период является благоприятным для развития творческих способностей, поскольку в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание узнать об окружающем мире. А родители, которые поощряют любознательность, дают детям знания и вовлекают их в различные виды деятельности, способствуют расширению детского опыта. Накопление опыта и знаний является необходимой предпосылкой для будущей творческой деятельности. Кроме того, мышление детей дошкольного возраста более свободно, чем у детей старшего возраста. Она еще не раздавлена догмами и стереотипами, она более независима. И необходимо всячески развивать это качество. Дошкольный период также является чувствительным временем для развития творческого воображения. Из всего этого можно сделать вывод, что дошкольный возраст предоставляет отличные возможности для развития навыков творчества. И то, насколько эти возможности были использованы, во многом зависит от творческого потенциала взрослого.

Условия для успешного развития творческих способностей

Одним из важнейших факторов творческого развития детей является создание условий, способствующих формированию их творческих способностей. На основе анализа работ ряда авторов, в частности, Дж. Смита, Б.Н. Никитина и Л. Кэрролла, мы выделили шесть основных условий успешного развития творческих способностей детей.

Первым шагом к успешному развитию творческих способностей является раннее физическое развитие малыша: раннее плавание, гимнастика, раннее ползание и ходьба. Затем раннее чтение, счет, раннее знакомство с различными инструментами и материалами.

Вторым важным условием развития творческих способностей ребенка является создание среды, опережающей развитие ребенка. Необходимо заранее окружить ребенка такой средой и системой отношений, которые будут стимулировать его к разнообразной творческой деятельности и спокойно развивать в нем именно то, что он способен развивать наиболее эффективно в данный момент. Например, задолго до того, как научиться читать, годовалый ребенок может купить кубики с буквами, повесить алфавит на стену и называть буквы во время игры. Это способствует раннему овладению навыками чтения.

Третье, чрезвычайно важное условие для эффективного развития творческих навыков вытекает из природы самого творческого процесса, который требует максимального напряжения. Дело в том, что чем чаще человек упирается в «потолок» своих возможностей и постепенно подтягивает этот потолок все выше и выше, тем успешнее он развивается. Этого состояния максимального усилия легче всего достичь, когда ребенок уже ползает, но еще не умеет говорить. Процесс познания мира в это время очень интенсивен, но малыш не может использовать опыт взрослых, потому что объяснить что-либо такому маленькому ребенку пока невозможно. Поэтому в это время малыш как никогда вынужден работать творчески, решать множество совершенно новых для него задач самостоятельно и без предварительного руководства (конечно, если взрослые позволяют, они решают их за него). Ребенок закатился далеко под диван. Родителям не стоит спешить доставать ему эту игрушку из-под дивана, если ребенок может решить проблему самостоятельно.

Четвертое условие успешного развития творческих способностей — предоставление ребенку большей свободы в выборе деятельности, в чередовании дел, в продолжительности занятий тем или иным делом, в выборе способов и т.д. Тогда удовольствие, интерес, эмоциональный подъем ребенка — надежная гарантия того, что большая умственная нагрузка не приведет к переутомлению и пойдет ребенку на пользу.

Но предоставление ребенку такой свободы не исключает, а, наоборот, предполагает ненавязчивую, мудрую, доброжелательную помощь взрослых — это пятое условие успешного развития творческих способностей. Самое главное здесь — чтобы свобода не превратилась в подчинение, а помощь не стала подсказкой. К сожалению, подсказки — распространенный метод «помощи» детям, но он только вредит делу. Нельзя делать что-то для ребенка, если он может сделать это сам. Вы не можете думать за него, если он может думать за себя.

Давно известно, что для творчества необходима приятная психологическая обстановка и наличие свободного времени. Поэтому шестым условием успешного развития творческих способностей является теплая, дружеская атмосфера в семье и в детском коллективе. Взрослые должны обеспечить надежную психологическую базу для возвращения ребенка из творческого поиска и его собственных открытий. Важно постоянно поощрять ребенка к творчеству, проявлять понимание к его неудачам, быть терпеливым даже к странным идеям, которые не встречаются в реальной жизни. Необходимо исключить замечания и осуждения.

Но недостаточно создать благоприятные условия для воспитания ребенка с высоким творческим потенциалом, хотя некоторые западные психологи сегодня считают, что творчество присуще ребенку и что нужно лишь не мешать его способности свободно выражать себя. Но практика показывает, что такого невмешательства недостаточно: не все дети могут открыть путь к творчеству и поддерживать творческую активность в течение длительного времени. Оказывается (и педагогическая практика это доказывает), что при подборе соответствующих методов обучения даже дошкольники, не теряя творческих способностей, создают произведения более высокого уровня, чем их необученные, самовыражающиеся сверстники. Не случайно сегодня так популярны детские кружки и студии, музыкальные школы и школы искусств. Конечно, до сих пор ведется много споров о том, чему и как учить детей, но то, что учить необходимо, не вызывает сомнений.

Воспитание творческих способностей детей будет эффективным только в том случае, если это целенаправленный процесс, в котором ряд частных педагогических задач направлен на достижение конечной цели. И в данной курсовой работе, на основе изучения литературы по данной теме, мы попытались определить основные направления и педагогические задачи по развитию таких основных компонентов творческих способностей, как творческое мышление и воображение в дошкольном возрасте.

Заключение

Универсальные творческие способности — это индивидуальные характеристики, качества личности, определяющие успешность творческой деятельности различного рода. Процессы мышления и воображения лежат в основе творческих способностей человека. Таким образом, основными направлениями развития творческих способностей в дошкольном возрасте являются:

  • развитие продуктивного творческого воображения, характеризующегося такими качествами, как богатство создаваемых образов и направленность.
  • развитие качеств мышления, формирующих креативность; такими качествами являются ассоциативность, диалектичность, системность мышления.

Дошкольный возраст предоставляет наилучшие возможности для развития творческих навыков. К сожалению, эти возможности со временем безвозвратно теряются, поэтому необходимо как можно эффективнее использовать их в дошкольном возрасте.

Успешное развитие творческих способностей возможно только при формировании определенных условий, благоприятных для их становления. Такими условиями являются:

  1. раннее физическое и умственное развитие детей.
  2. создание среды, опережающей развитие ребенка.
  3. самостоятельное решение ребенком задач, требующих максимального напряжения сил, когда ребенок достигает «потолка» своих возможностей.
  4. предоставление ребенку свободы в выборе деятельности, разнообразия дел, продолжительности занятий и т.д.
  5. мудрая, доброжелательная помощь (а не подсказки) взрослых.
  6. благоприятная психологическая обстановка, поощрение взрослыми стремления ребенка к творчеству.

Но формирования благоприятных условий недостаточно для воспитания ребенка с высокоразвитыми творческими способностями. Необходима целенаправленная работа по развитию творческого потенциала детей. К сожалению, существующая в нашей стране система дошкольного образования традиционно практически не содержит мер, направленных на последовательное и систематическое развитие творческих способностей детей. Поэтому они (способности) обычно развиваются спонтанно и в результате не достигают высокого уровня развития. Это подтвердили результаты диагностики творческих способностей четырех-пятилетних дошкольников д/с «Букваренок» ЦДК г. Тольятти. Самые низкие результаты показала диагностика творческого воображения. Хотя дошкольный возраст является сенситивным периодом для развития этого компонента творческих способностей. Для исправления сложившейся ситуации можно предложить следующие меры, направленные на эффективное развитие творческих способностей дошкольников:

  1. введение в программу дошкольного образования специальных занятий, направленных на развитие творческого воображения и мышления детей.
  2. давать детям творческие задания на специальных занятиях по рисованию, музыке, развитию речи.
  3. управление детскими предметно-ролевыми играми взрослых с целью развития в них детского воображения.
  4. использование специальных игр, развивающих творческие способности детей.
  5. работать с родителями.

Список литературы

  1. Березина В.Г., Викентьев И.Л., Модестов С.Ю.. Детство творческой личности. — Санкт-Петербург: Буковский издательский дом, 1994. 60 стр.
  2. Богат В., Нюкалов В. Развитие творческого мышления (ТРИЗ в детском саду). — Дошкольное образование. -1994 №1. стр. 17-19.
  3. Wenger N.Y.. Путь к развитию креативности. — Дошкольное образование. -1982 #11. стр. 32-38.
  4. Веракса Н.Е. Диалектическое мышление и творчество. — Вопросы психологии. — 1990 №4. стр. 5-9.
  5. Выготский Л.Н. Воображение и творчество в дошкольном возрасте. — СПб: Союз, 1997. 92 стр.
  6. Годфруа Ж. Психология, изд. в 2-х томах. — M. Мир, 1992. стр. 435-442.
  7. Дьяченко О.М., Веракса Н.Е. Чего не бывает на свете. — М.: Знание, 1994. 157 стр.
  8. Ендовицкая Т. О развитии творческих способностей. — Дошкольное образование. — 1967 № 12. стр. 73-75.
  9. Ефремов В.И. Творческое обучение и воспитание детей на основе ТРИЗ. — Пенза: Юникон-ТРИЗ.
  10. Заика Е.В. Комплекс игр для развития воображения. — Вопросы психологии. — 1993, № 2. стр. 54-58.
  11. Крылов Е. Школа творческой личности. — Дошкольное образование. -1992 № 7,8. стр. 11-20.
  12. Кудрявцев В., Синельников В. Ребенок — дошкольник: новый подход к диагностике творческих способностей. В: -1995, № 9 стр. 52-59, № 10 стр. 62-69.
  13. Левин В.А. Формирование творчества. — Томск: Пеленг, 1993. 56 стр.
  14. Лук А.Н. Психология творчества. — Наука, 1978. 125 стр.
  15. Мурашковская И.Н. Когда я стану волшебником. — Рига: Эксперимент, 1994. 62 стр.
  16. Нестеренко А. А. Страна сказок. Ростов-на-Дону: Издательство Ростовского университета. — 1993. 32 стр.
  17. Никитин Б., Никитина Л. Мы, наши дети и внуки, — М.: Молодая гвардия, 1989. стр. 255-299.
  18. Никитин Б. Развивающие игры. — Москва: 3нание, 1994.
  19. Палашна Т.Н. Развитие воображения в русской народной педагогике. — Дошкольное образование. -1989 № 6. стр. 69-72.
  20. паскаль. Методическое пособие для учителей начальной школы и воспитателей детских садов по курсу «Развитие креативности».
  21. Полуянов Д. Воображение и навыки. — М.:3нание, 1985. 50 стр.
  22. Прохорова Л. Развитие творческой активности дошкольников. — Дошкольное образование. — 1996 № 5. p. 21-27.
  23. Шустерман М.Н., Шустерман З.Г., Вдовина В.В. «Поваренная книга» учителя. — Норильск, 1994. 50 стр.