Для связи в whatsapp +905441085890

Развитие творческого воображения — Теоретические аспекты изучения воображения

Воображение — это особая форма человеческой психики, оно выделяется из других психических процессов и в то же время занимает промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью. Воображение характерно только для человека. Благодаря воображению человек создает, грамотно планирует свою деятельность и управляет ею. Его материальная, духовная культура является продуктом воображения и творчества человека. Воображение берет человека за пределы его сиюминутного существования, напоминает ему о прошлом, открывает ему будущее. С богатым воображением, человек может «жить» в разное время, что ни одно живое существо в мире не может сделать.

Воображение всегда направлено на практическую деятельность человека. Прежде чем что-либо сделать, он воображает, что и как должно быть сделано. Таким образом, человек заранее создает образ материальной вещи, который вырабатывается в последующей практической деятельности. Эта способность человека заранее представлять конечный результат работы, а также процесс создания материальной вещи, резко отличает человеческую деятельность от «деятельности» животных.

Д.И. Писарев писал: «Если бы человек был полностью лишен способности мечтать, если бы он не мог время от времени заглядывать в будущее и созерцать своей фантазией всю полноту и красоту творения, которое только начинает складываться под его руками, — то я определенно не могу представить, какой стимул привел бы человека к тому, чтобы взять на себя и довести до конца обширную и кропотливую работу в области искусства, науки и практической жизни».

Ежедневная деятельность ставит перед человеком множество проблем. Знания, необходимые для их решения, не всегда доступны. Воображение заполняет этот пробел: Он объединяет, создает новую комбинацию доступной информации. Воображение значительно расширяет и углубляет процесс познания. Она играет большую роль в изменении объективного мира. Прежде чем человек что-то меняет практически, он меняет это мысленно. Таким образом, актуальность темы заключается в том, что изучение воображения и его роли в жизни человека позволяет узнать механизмы формирования новых образов. Подтверждает, что воображение способствует прогрессу в любом виде человеческой деятельности.

Развитие творческого воображения - Теоретические аспекты изучения воображения

Теоретические аспекты изучения воображения

Вся человеческая деятельность, приводящая не к воспроизведению прежних впечатлений и действий, а к созданию новых образов или действий, относится к творческой деятельности. Мозг — это не только орган, который сохраняет и воспроизводит наш предыдущий опыт, но и орган, который объединяет, творчески перерабатывает и создает новые позиции и новое поведение из элементов этого предыдущего опыта. Если бы деятельность человека ограничивалась воспроизведением старого, то он был бы существом, внимательным только к прошлому, а его способность адаптироваться к будущему была бы ограничена только тем, что он воспроизводит прошлое. Именно творческая деятельность человека делает его существом, уделяющим внимание будущему, создающим его и изменяющим его настоящее.

Эта творческая деятельность, основанная на способности нашего мозга к объединению, является тем, что психология называет воображением. Обычно под воображением мы понимаем все, что не реально, что не соответствует действительности. Фактически, воображение, как основа всей творческой деятельности, в равной степени присутствует во всех важнейших аспектах культурной жизни и дает возможность художественному, научному и техническому творчеству.

Воображение не является реальностью, но оно не может быть без реальности, потому что элементы реальности являются средой для нее. С другой стороны, именно воображение иногда определяет программу действий человека, ход его мыслей, его отношение к окружающей действительности, к собственной работе, к различным формам его деятельности.

Воображение производит концепцию, то есть концепцию будущего творения. И когда человек стремится к любой работе, он «видит» цель своей деятельности, ее результат. Даже самый худший архитектор отличается от лучшей пчелы с самого начала тем, что перед тем, как построить восковую ячейку, он уже построил ее в своей голове. В конце рабочего процесса есть результат, который уже был в сознании человека в начале процесса, а именно — идеал. Когда человек творчески активен, он должен представить себе то, что никто, в том числе и он сам, не делал до этого и поэтому не видел и не слышал. Воображение создает «образ» того, что возникнет только в процессе творческой деятельности.

Концепция воображения, его типы, функции, механизмы, физиологическая основа

Процесс воображения выражается в том, что человек создает нечто новое — мысли и образы, на основе которых создаются новые действия и объекты. Это создание чего-то, чего еще не существовало в реальности.

Образы, с которыми оперирует человек, включают в себя не только воспринимаемые процессы и явления. Это могут быть события, факты, явления, свидетели, которых человек не испытывал и не мог испытать. Изображения воображения могут содержать неотвратимые, желаемые, возможные события и явления. И в то же время что-то новое, созданное в воображении, всегда связано с реально существующим. Изображения воображения основаны на представлениях памяти, но подвержены трансформации в воображении. По мнению Р.С. Немова, воображение — это способность воображать отсутствующий или нереальный объект, удерживать его в сознании и мысленно манипулировать им.

Воображение связано со всеми аспектами человеческой деятельности, с памятью, восприятием, мышлением. Таким образом, восприятие картины становится более значимым, более эмоциональным, когда оно включает в себя воображение.

Типы воображения различаются в зависимости от степени активности и сознания человека для создания новых образов. В зависимости от этого различают недобровольное (пассивное) и добровольное (активное) воображение. В непроизвольном воображении новые образы создаются под влиянием малосознательных потребностей, стремлений, установок. Такое воображение работает, когда человек спит, в сонном состоянии, в задумчивости и т.п.

Добровольное воображение — это процесс сознательного построения образов в связи с целью, преследуемой тем или иным видом деятельности. Произвольное (активное) воображение возникает в раннем возрасте, оно наиболее развито в детской игре. В ролевой игре дети берут на себя разные роли, во время игры необходима активная работа воображения, так как необходимо правильно выстраивать свое поведение в соответствии с предполагаемой ролью. Кроме того, необходимо представить себе недостающие объекты и сюжет игры.

Произвольное воображение делится на воссоздаваемое и творческое. Воссоздание характеризуется тем, что в его процессе субъективно возникают новые образы, новые для индивида, и объективно уже существуют, воплощенные в определенных объектах культуры. Суть воссоздаваемого воображения заключается в том, что человек воспроизводит, воспроизводит то, что он не воспринимал, а то, что другие люди ему передают через язык, рисунки, схемы, знаки и так далее.

Здесь должна быть связь между изображениями и обычными символами, а также декодирование сигналов, символов и знаков.

Итак, реконструктивное воображение — это создание нового образа на основе словесных описаний, восприятие образов в виде картинок, диаграмм, карт, рисунков, мысленных и материальных моделей.

Творческое воображение играет важную роль в жизни человека. Она позволяет обмениваться опытом, помогает каждому человеку овладеть опытом и достижениями других людей.

Творческая фантазия — это самостоятельное создание новых образов, которые трансформируются в оригинальные продукты деятельности. Это создание оригинального изображения, не полагаясь на готовое описание или обычное изображение. Такое воображение играет важную роль во всех видах творческой деятельности людей.

Особая форма воображения — это сон. Мечта всегда направлена в будущее, в перспективы человеческой жизни. Образы, которые человек создает во сне, характеризуются ярким, живым, конкретным характером и эмоциональной насыщенностью. Но сон полезен только в том случае, если он ежедневно связывает желаемое будущее с настоящим; если же нет, то сон может превратиться из стимула к действию в викарийное действие и превратиться в фантазию.

Нейрофизиологической основой воображения является формирование временных нейронных связей в области первой и второй сигнальных систем, их диссоциация (распад на отдельные элементы) и объединение в новые системы под влиянием различных мотивов. Воображение связано с эмоциями, активностью подкорковых образований мозга, но исследования последних лет подтверждают, что физиологические механизмы воображения расположены не только в коре головного мозга, но и в более глубоких отделах головного мозга — в гипоталамолимбической системе.

Основой воображения всегда является восприятие, то есть материал, из которого строится новый материал. Затем этот материал обрабатывается — комбинируется и перекомбинируется. Анализ и синтез того, что воспринимается, являются компонентами этого процесса.

Вся дальнейшая деятельность воображения происходит с помощью следующих механизмов: агглютинация, акцентуация, гиперболизация, схематизация, типизация, реконструкция. Давайте рассмотрим их подробно.

Агглютинация — это слияние элементов или частей нескольких объектов в причудливое изображение.

Подчёркивание — подчёркивание и подчеркивание определённых особенностей объектов таким образом, чтобы одна часть могла доминировать. Гипербола — преувеличение или преуменьшение объекта или его частей.

Реконструкция — создание целого изображения из частей объекта.

Схематизация — Сглаживание различий и сходств между объектами.

Типизация — отличительные характеристики разных объектов на изображении.

Человеческое воображение многофункционально. В числе самых важных:

  • гностико-эвристика — позволяет воображению находить наиболее существенные, значимые аспекты реальности и выражать их в образах;
  • защитный — позволяет регулировать эмоциональное состояние (удовлетворять потребности, снимать напряжение и т.д.).
  • Коммуникативно-инвестиционный — вовлекает коммуникацию либо в процесс создания воображаемого продукта, либо в процесс оценки результата;
  • Прогноз — состоит в том, что продукт воображения — это цель, к которой стремится субъект.

Способы развития творческого воображения

Творческое воображение — это вид воображения, в котором человек самостоятельно создает новые образы и идеи, имеющие некоторую ценность. Эти идеи могут быть воплощены в конкретные продукты творческой деятельности.

Можно обратиться к наиболее общим рекомендациям специалистов:

Накопление ярких образов через вдумчивое общение с природой и фиксацию результатов наблюдений в устной форме, в рисунках и ремеслах;

Попытка представить себе «путешествия» в места, скрытые схематическим изображением линий на карте;

Внимательное чтение книг с «погружением» в подробное описание внешнего вида персонажей, интерьеров, а также

пейзажи, с сознательным стремлением воссоздать в воображении то, что описывают авторы;

Формирование воображения в игре: ролевая игра, использование слов, обстоятельств, предложенных воображением.

Личные качества творческой личности

Многие исследователи сводят проблему человеческих способностей к проблеме творческой личности: нет особых творческих способностей, но есть личность с определенными мотивами и чертами. А именно, если интеллектуальный талант не оказывает прямого влияния на творческие успехи человека, если в процессе развития творчества формированию определенных мотивационных и личностных качеств предшествуют творческие проявления, то можно сделать вывод о существовании особого типа личности — «творческой личности».

Богом данные гении — Моцарт, Рафаэль, Пушкин — творят, как птицы поют, страстно, самоотверженно и в то же время естественно, без усилий, игриво. Как правило, они отличаются своими способностями с детства; судьба благоприятствовала им с самого начала жизненного пути, а их послушное усердие сочетается со спонтанным, невольным творческим порывом, который составляет основу их духовной жизни. В них иногда проявляется огромная избыточность «особых» способностей на фоне сравнительно скромных волевых качеств.

Гении «сами по себе» развиваются медленно, порой запоздало, судьба относится к ним довольно жестоко, порой даже жестоко. Вот фантастическое преодоление судьбы и преодоление самого себя. В исторической линии выдающихся людей этого типа мы видим застенчивого, инсинуирующего Демосфея, который стал величайшим оратором Греции. Так же и наш гигант Ломоносов, преодолевающий свою юношескую безграмотность; Джек Лондон с его болезненно преувеличенной самооценкой и настоящим культом самообладания и самоопределения; Ван Гог, разъяренный Вагнер, освоивший ноты всего в двадцать лет.

Современная наука утверждает, что потребность, интерес, страсть, порыв, стремление очень важны в творчестве, в изобретательстве, в открытии, в поиске ранее неизвестной информации. Но этого недостаточно. Нам нужно больше знаний, умений, мастерства, профессионализма без упрека. Ни талант, ни желание, ни вдохновение не могут компенсировать все это. Эмоции без причины мертвы, так же, как и причина без эмоций мертва.

Какие признаки творческой личности помогают в школе (и даже в детском саду) определить одаренность ребенка, чтобы создать для него индивидуальный план урока, рекомендовать поступление в специальную школу и т.д.?

Многочисленные психологические исследования позволяют назвать ряд способностей, характеризующих творческую личность.

Главной особенностью творческой личности является потребность в творчестве, которая становится жизненной необходимостью.

На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Организация и управление морально-психологическим обеспечением деятельности в современных условиях — Сущность и содержание морально-психологического обеспечения
  2. Особенности иррациональных убеждений и копинг-стратегий
  3. Значение ролевой игры для формирования личности дошкольника
  4. Особенности психики умственно отсталых детей — Особенности эмоциональной сферы умственно отсталого ребенка
  5. Зрительный вектор
  6. Изучение эмоциональной сферы дошкольников с нарушениями речи
  7. Психологическое консультирование по проблемам дошкольников
  8. Психотехнологии развития оптимистического мировоззрения
  9. Как расположить к себе людей
  10. Профессиональные качества психолога