Для связи в whatsapp +905441085890

Развитие воображения у детей — Концепция воображения и этапы развития воображения у детей дошкольного возраста

Воображение и фантазия — самый важный аспект жизни ребенка. Невозможно выучить программу без воображения. Это самая высокая и важнейшая человеческая способность. В то же время именно эта способность требует особой заботы с точки зрения развития. А фантазия развивается особенно интенсивно с 5 до 15 лет. И если в это время воображение специально не развивается, то позднее происходит быстрое снижение активности этой функции. С упадком воображения личность детей обеднеет, возможности для творческого мышления уменьшатся, интерес к искусству и творческой деятельности угаснет. Для развития творческого воображения детей необходима специальная организация зрительной деятельности. Развитие воображения и мышления детей начинается с 3-х летнего возраста, когда они накапливают информацию и используют ее в играх (дети гуляют с посудой, кладут песок в игрушечные тарелки и представляют себе, что это каша, наливают вместо чая воду в чашки, угощают игрушечным термометром кукол и медведей, строят замки из кирпичей и т.д.).

Часто с маленькими детьми идея появляется, когда они что-то делают, и никакого результата не следует. Изображения, генерируемые ребенком, крайне нестабильны. Но весь процесс игры сопровождается яркими эмоциями. Трехлетние малыши любят слушать сказки и смотреть короткие мультфильмы. Вся поступающая информация хранится в их памяти и является основой для развития творческого мышления. Воображение воображаемого творческого ребенка

Развитие воображения уже более выражено у детей старшего дошкольного возраста. Малыши все еще фантазируют, но опыт, который они получили, помогает им более осознанно подходить к любой деятельности. Пожилые дошкольники тщательно продумывают действие картинок и смысл игр. Они рисуют дома, машины или деревья, строят замки из кубиков, с увлечением играют в сюжетные игры, не отступают от воображаемых картинок и все чаще доводят вещи до конца.

Развитие воображения у дошкольников является важной частью общего развития ребенка. Творчество и умение создавать что-то новое — одно из важнейших качеств умного человека.

Развитие воображения у детей - Концепция воображения и этапы развития воображения у детей дошкольного возраста

Концепция воображения и этапы развития воображения у детей дошкольного возраста

Любая человеческая деятельность, приводящая не к воспроизведению предыдущих впечатлений и действий, а к созданию новых образов или действий, принадлежит к творческой деятельности. Мозг — это не только орган, который сохраняет и воспроизводит наш предыдущий опыт, но и орган, который объединяет, творчески перерабатывает и создает новые позиции и новое поведение из элементов этого предыдущего опыта. Именно творческая деятельность человека делает его существом, которое смотрит в будущее, создает его и изменяет его настоящее. Эта творческая деятельность, основанная на способности нашего мозга совмещать, называется психологией воображение. Обычно под воображением мы понимаем все, что не реально, что не соответствует действительности. Фактически, воображение, как основа всей творческой деятельности, одинаково присутствует во всех решаемых аспектах культурной жизни и делает возможным художественное, научное и техническое творчество.

«Каждое изобретение, — говорит Рибо, — независимо от того, велико оно или мало, до того, как оно обрело форму, было на самом деле реализовано, удерживалось только воображением — конструкцией, воздвигнутой в сознании посредством новых комбинаций или отношений».

Воображение не является реальностью, но оно не может быть без реальности, потому что это элементы реальности, которые питают его. С другой стороны, именно воображение иногда определяет программу действий человека, ход его мыслей, его отношение к окружающей действительности, к собственной работе, к различным формам его деятельности.

Воображение производит концепцию, то есть концепцию будущего творения. И когда человек стремится к любой работе, он «видит» цель своей деятельности, ее результат. Даже самый худший архитектор отличается от лучшей пчелы с самого начала тем, что перед тем, как построить восковую ячейку, он уже построил ее в своей голове. В конце рабочего процесса есть результат, который уже был в сознании человека в начале процесса, а именно — идеал. Когда человек творчески активен, он должен представить себе то, что никто, в том числе и он сам, не делал до этого и поэтому не видел и не слышал. Воображение создает «образ» того, что возникнет только в процессе творческой деятельности.

В литературе есть различные определения фантазии. Например, Л. С. Выгодский отмечает, что «воображение не повторяет в одних и тех же комбинациях и в одних и тех же формах отдельные впечатления, ранее накопленные, а строит какие-то новые серии из ранее накопленных впечатлений». Иными словами, введение нового в ход наших впечатлений, и модификация этих впечатлений таким образом, чтобы в результате этой деятельности формировался новый образ, не присутствовавший ранее, как мы знаем, по самой основе той деятельности, которую мы называем фантазией».

«Воображение, — пишет С.Л.Рубинштейн, — связано с нашей способностью и необходимостью создавать новые вещи». И далее: «Воображение — это бегство от опыта, его трансформация». Воображение — это преобразование данного, осуществленное в образной форме».

«Главная особенность процесса воображения», пишет И. И. Игнатьев, «заключается в определенной практической деятельности по преобразованию и обработке данных восприятия и другого материала прошлого опыта, приводящего к новым впечатлениям».

«Философская энциклопедия» определяет воображение как ментальную деятельность, которая заключается в создании представлений и ментальных ситуаций, которые в реальности никогда не воспринимаются человеком как единое целое.

Многие исследователи утверждают, что воображение — это процесс создания новых образов в визуальном смысле. Эта тенденция связывает воображение с формами сенсорного материала. Сущность воображения — синтез, единство логического и чувственного.

Воображение — это ментальный процесс, в котором реальность отражается в определенной форме — объективно или субъективно новой (в виде образов, понятий, идей), созданной на основе образов восприятия, памяти, а также знаний, полученных в процессе языкового общения. Когда мы говорим об объективно новом, мы имеем в виду, что этот продукт воображения, как правило, создается впервые в обществе. Субъективно новое означает, что созданный продукт имеет новизну только для самого создателя, в то время как он уже известен в обществе.

Воображение — это аналитико-синтетическая деятельность, осуществляемая под направляющим воздействием сознательно поставленной цели или чувств, переживаний, которыми человек обладает в данный момент. Чаще всего воображение возникает в проблемной ситуации, то есть в тех случаях, когда необходимо найти новое решение, то есть требуется упреждающее практическое действие рефлексии, которое происходит в конкретной и образной форме, в результате операции с изображениями.

Этапы развития воображения у детей дошкольного возраста:

До 3-х лет у детей воображение существует в рамках других психических процессов, в них закладывается его фундамент. В возрасте трех лет происходит формирование вербальных форм воображения. Здесь воображение становится самостоятельным процессом. В возрасте 4-5 лет ребенок начинает планировать, составлять план во главе своих предстоящих действий. В 6-7 лет воображение активно. Имитированные изображения появляются в различных ситуациях и характеризуются содержанием и спецификой. Появляются элементы творчества.

Виды воображения и способы создания творческих образов

Существует несколько классификаций типов воображения, каждая из которых основана на некоторых существенных особенностях воображения.

В знаке активности мы различаем пассивное, созерцательное воображение с его непроизвольными формами (мечты, сны) и активное, почти активное воображение. В активном воображении образы всегда формируются сознательно с учетом состояния цели.

В зависимости от независимости и оригинальности изображений, воображение воссоздается и создается творчески.

Восстановительное воображение — это представление чего-то нового конкретному человеку, основанное на словесном описании или условном изображении этой новой вещи (рисунок, диаграмма, нотная запись и т.д.). Этот вид воображения широко используется в различных видах человеческой деятельности, в том числе в обучении. Основную роль играют образы памяти. Восстановительное воображение играет важную роль в процессе общения и усвоения социального опыта.

Творческое воображение — это создание новых изображений, не полагаясь на готовое описание или обычное изображение. Творческое воображение — это самостоятельная генерация новых образов. Почти вся человеческая культура является результатом творческого воображения людей. В творческом сочетании образов исчезает ведущая роль памяти, и на ее место приходит эмоционально окрашенное мышление.

Образы творческого воображения создаются с помощью различных техник, методов. Преобразование материала в воображении подчинено определенным законам, выражающим его особенность. Для воображения характерны определенные процессы, включающие элементы визуализации. Таким образом, операция обобщения при создании образа воображения является операцией типизации.

Типизация как специфическое обобщение заключается в создании сложного, целостного образа, имеющего синтетический характер. Например, есть профессиональные образы рабочего, врача и т.д.

Метод воображения — это также сочетание, то есть выделение и связывание определенных особенностей объектов или явлений. Комбинация — это не простая механическая связь исходных элементов, которые объединяются по определенной логической схеме. Комбинация основана на человеческом опыте.

Акцентуация, выделение определенных черт, знаков, сторон, характеристик, их преувеличение или преуменьшение — еще один существенный способ создания творческих образов. Классический пример — карикатура, мультфильм.

Определенным значением в деятельности воображения является также метод реконструкции, при котором полная структура изображения «привязывается» к части, атрибуту, свойству.

Есть способ — аппроксимация, то есть «склеивание» различных частей, не связанных между собой в повседневной жизни. Примером может служить классическая сказочная фигура человека — животное или человек — птица.

Гипербола — это парадоксальное расширение или уменьшение объекта или его отдельных частей. (Пример: мальчик с одним пальцем).

Механизм функционирования воображения — это также метод схожести, который играет значительную роль в эстетическом творчестве в виде аллегорий, символов. В научных знаниях также важны средства сходства: они позволяют строить схемы и представлять тот или иной процесс (моделирование, схематизацию и т.д.).

Метод диссекции заключается в получении нового в результате разделения частей объектов.

Замена — это замена одного элемента на другой.

Существует также метод аналогии. Его суть в том, чтобы создать нечто новое по аналогии (подобию) с известным.

При определении особенностей воображения, связанных с вышеперечисленными методами действительности, необходимо подчеркнуть, что все они, так или иначе, протекают не только в абстрактной, но и в чувственной форме. Эти процессы основаны на операциях мышления, но форма всех преобразований здесь — чувственность.

Конечным источником операций воображения является объектно-практическая деятельность, на основе которой осуществляется преобразование и формализация содержания образов воображения. Таким образом, основой воображения являются чувственные образы, но их трансформация находится в логической форме.

Творческая фантазия зависит от многих факторов: возраста, психического развития и особенностей развития (наличие любых нарушений психофизического развития), индивидуальных личностных качеств (устойчивость, сознание и направленность мотивов; оценочные структуры образа «Я»; коммуникативные особенности; степень самореализации и оценки собственной деятельности; черты характера и темперамент), и, что очень важно, развитие воспитательного и образовательного процесса.

Опыт ребенка формируется и растет постепенно, он обладает глубокой оригинальностью по сравнению с опытом взрослого. Отношение к окружающей среде, которая по своей сложности или простоте, своим традициям и влиянию стимулирует и направляет процесс творчества, опять же очень сильно отличается у ребенка. Интересы ребенка и взрослого различаются, поэтому понятно, что воображение у ребенка функционирует иначе, чем у взрослого.

Как уже упоминалось, воображение ребенка меньше воображения взрослого. В то же время до сих пор существует мнение, что воображение ребенка богаче воображения взрослого. Дети могут делать из чего угодно, сказал Гёте. Ребенок живет больше в фантастическом мире, чем в реальном. Но мы знаем, что интересы ребенка проще, элементарнее, беднее, ведь его отношения с окружающим миром также не имеют той сложности, тонкости и разнообразия, которые характеризуют поведение взрослого человека, и в конце концов это основные факторы, определяющие работу воображения. В процессе развития ребенка также развивается воображение. Поэтому продукты истинного творческого воображения во всех сферах творческой деятельности принадлежат только уже зрелому воображению.

Французский психолог Т. Рибо представил основной закон развития воображения в три этапа:

Детство и юность — доминирование фантастики, игр, сказок, вымысла;

Подростковый возраст — сочетание вымысла и деятельности, «трезвого, расчетливого мышления»;

Зрелость — подчинение воображения интеллекту.

Воображение начинает развиваться у ребенка довольно рано, оно слабее, чем у взрослого, но занимает большее место в его жизни.

Психологи считают, что для развития воображения необходимы определенные условия: эмоциональное общение со взрослыми; объектно-манипулятивная деятельность; необходимость различных видов деятельности.

Влияние визуальной активности на развитие творческого воображения детей дошкольного возраста

На протяжении почти столетия детский рисунок вызывает интерес многочисленных исследователей. Представители различных наук подходят к изучению детского рисунка под разными углами зрения. Искусствоведы стремятся разобраться в истоках творчества. Психологи ищут способ проникнуть в особый внутренний мир ребенка через детский рисунок. Педагоги ищут оптимальные формы обучения, способствующие целостному развитию детей.

«Зрительная деятельность», то есть рисование, является, прежде всего, одним из первых и наиболее доступных средств самовыражения для ребенка. Дети рисуют то, что они думают, что привлекает их внимание, они вкладывают свое отношение к этому в картину, они живут в картине. Рисование — это не только увлекательная, но и творческая работа.

Это касается анализаторов зрительного, моторного, мышечно-тактильного зондов. В зрительной деятельности проявляются особенности многих аспектов психики ребенка. Рисование помогает лучше узнать ребенка, дает возможность получить материал, раскрывающий особенности мышления, воображения, эмоциональной и волевой сфер. Не говоря уже о том, что уроки рисования приносят пользу ребенку, развивая память и внимание, речь и мелкую моторику, направляя его к размышлениям и анализу, измерению и сопоставлению, воображению и композиции.

Подражая действиям взрослых, ребенок в раннем детстве начинает манипулировать карандашами и бумагой и создавать каракули. Постепенно ребенок уходит от бездумных рисунков на бумаге. Он начинает понимать функции ручек, а его движения становятся более точными и разнообразными. Это период предвосхищения. Рисование происходит, когда ребенок ассоциирует некоторые свои каракули с объектами и целенаправленно создает воображаемые объекты. Устная формулировка намерения является началом изобразительной деятельности. Вначале прилагается попытка изобразить с памятью знакомый ему графический образ. Чаще всего это круговые дуги, в которых ребенок «видит» дядю, тетю и т.д. «видит». Постепенно такое изображение уже не удовлетворяет его, и ребенок начинает искать новые графические изображения. Появляются головоногие. Значительный скачок в развитии, как ребенка, так и рисования происходит в дошкольном возрасте. Под влиянием взрослых появляются фотографии домов, деревьев, цветов, автомобилей. Ребенок побеждает шаблоны и начинает рисовать то, что ему интересно. Все, что только он может вообразить, может представить в воображении, ребенок пытается нарисовать. Многие дети интересуются миром фантазий, они рисуют волшебников, принцесс, фей, ведьм и т.д. Дети также рисуют то, что происходит в реальной жизни взрослых. Рисунок, как и игра, помогает ребенку овладеть социальным окружением, миром, в котором он живет.

Все необходимые качества воображения (необъятность, произвол, устойчивость, яркость, оригинальность) возникают не спонтанно, а под систематическим воздействием взрослых. Влияние должно обогащать и уточнять восприятие и представления ребенка об окружающем его мире, а не сводиться к «навязыванию» ему сборных тем. Ребенку необходимо помочь познакомиться с реальностью, чтобы нанести ее на карту, развить умение работать с изображениями, чтобы на их основе создавать новые. Важно формировать когнитивные интересы детей. Если этой работы с ним не делать, а воображение будет значительно задерживаться в развитии. В результате в начале школьного периода ребенок может быть не готов к освоению предмета, требующего достаточно развитого воображения. В этом возрасте уже появляются такие ментальные образования, как добровольность, внутренний план действий, рефлексия. Благодаря этим новым формациям появляется качественно новый тип воображения — добровольное воображение. Целеустремленность, устойчивость идей возрастает, образы воображения ясны, динамичны и эмоционально окрашены. Присутствует творческая обработка представлений.

Дидактическая игра — это средство развития воображения

Есть три основных типа дидактических игр:

  1. вербальный — дети спорят, обмениваются мнениями, выполняют определенные задания;
  2. Доска и нажим — разнообразные игры, разные карты, квадраты для игры по установленным правилам;
  3. с игрушками и предметами — дети играют с куклами, посудой, машинами и т.д.

Дидактические игры отражают реальность, окружающую ребенка — отношения между людьми, природой, видами работ, событиями. Таким образом, ребенок познает мир и пытается понять его структуру.

Дома и в детском саду должно быть достаточное количество игр, но не очень обширных, иначе внимание ребенка будет рассеяно, он будет постоянно переключаться с одного на другое, не учась чему-то.

Еще одно требование к играм — соответствовать возрасту и уровню развития ребенка. Слишком простые или сложные игры не вызывают познавательного интереса к ним, умственной деятельности. Методы игры должны выбираться с учетом возрастных особенностей. Игры должны вводиться в зависимости от степени их доступности для детей; они должны заставлять ребенка в достаточной степени напрягать свои способности, способствовать развитию навыков самоорганизации, способствовать развитию детей.

Ребенок использует подстановку объектов и ролей, постепенно учась строить в сознании различные представления об окружающей действительности для использования в решении проблем. Ребенок дошкольного возраста формирует способность воображать и моделировать ситуации на месте других, что является необходимым условием развития воображения в этом возрасте.

Для родителей рисование ребенком некоторых невообразимых фигурок может показаться пустым весельем, но это полноценная работа ребенка. Во время занятий графической деятельностью он привлекает к работе моторику, зрительные и другие анализаторы, яркие черты детского ума, развивает моторику, мышление и воображение.

Ребенок дошкольного возраста постепенно отходит от простого подражания действиям взрослых карандашами, его движения становятся яснее и сознательнее. Постепенно развивается не только умение рисовать, но и умение представлять законченную работу в уме. Ребенок пытается воспроизвести на бумаге все, что он воображает. Это может быть мир, полный фей и принцесс, и это могут быть образы, наблюдаемые в реальности.

В процессе направленного воздействия ребенок развивает очень важные качества воображения: произвол, творчество, устойчивость, простор.

Для полноценного развития воображения взрослые должны позволить детям свободно экспериментировать с различными материалами, стараться организовывать мероприятия так, чтобы они максимально апеллировали к эмоциям ребенка, и дать возможность дошкольникам наблюдать за аналогичной деятельностью взрослых.

Одним из наиболее эффективных способов развития воображения у дошкольников является использование сказки как средства для развития воображения. В детстве все были подвержены воображению: от шутки до серого волка, от полноценных народных или литературных рассказов, которые имеют огромный потенциал для образования.

На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Основные отрасли психологии
  2. Очное и телефонное консультирование: преимущества и ограничения
  3. Манипуляции в общении
  4. Психологические качества менеджера по продажам как детерминанты успешной деятельности
  5. Проблема сознания
  6. Патриотическое воспитание в школе
  7. Педагоги-новаторы, их вклад в развитие образования
  8. Влияние стиля семейного воспитания на формирование детских страхов в младшем школьном возрасте
  9. Проблемы обучения грамматике итальянского языка на начальном этапе
  10. Саморегуляция поведения