Для связи в whatsapp +905441085890

Развитие воображения — Физиологическая основа воображения

Образы, с которыми оперирует человек, включают в себя не только ранее воспринимаемые объекты и явления. Содержание образов может стать тем, что он никогда не воспринимал непосредственно: Образы далекого прошлого или будущего; места, где он никогда не был и не будет; существа, которые не существуют не только на Земле, но и во Вселенной в целом. Изображения позволяют человеку выйти за пределы реального мира во времени и пространстве. Именно эти образы изменяют, модифицируют человеческий опыт, что является главной особенностью воображения.

Обычно воображение или фантазия не означает, что именно подразумевается под этими терминами в науке. Воображение или фантазия — это, с точки зрения дилетанта, все, что нереально, не соответствует действительности и, следовательно, не имеет практического значения. Действительно, воображение, как основа всей творческой деятельности, одинаково сильна во всех сферах культурной жизни и дает возможность для художественного, научного и технического творчества. В этом смысле все, что нас окружает и создано человеком, весь мир культуры, в отличие от мира природы, является продуктом человеческого воображения и творчества, основанного на этом воображении.

«Каждый образ, — говорит Рибо, — великий или малый, прежде чем он станет сильным, на самом деле реализуется, соединяется только воображением — конструкцией, возводимой в сознании новыми сочетаниями или отношениями». Воображение, однако, всегда остается само по себе, как бы оно ни проявлялось: в отдельном человеке или в коллективе, и имеет свое собственное специфическое содержание. Основное различие между изображениями воображения и изображениями памяти связано с различным отношением к реальности. Образы памяти являются воспроизведением прошлых переживаний, так что основная функция памяти состоит в том, чтобы хранить результаты переживаний в максимально неизменной форме. Функция воображения, с другой стороны, заключается в изменении образов, что является непременным условием любого творческого процесса.

Более того, благодаря воображению, человек имеет возможность представить себе конечный результат работы еще до того, как она начнется. «В конце трудового процесса получается результат, который уже присутствовал в человеческом воображении, то есть в идеале, в начале этого процесса», — писал К. Маркс. В представлении ожидаемого результата с помощью воображения лежит фундаментальная разница между человеческим трудом и инстинктивным поведением животных. Тот факт, что воображение позволяет предвосхищать результаты своей деятельности, делает его стимулирующим фактором в достижении своей цели. «Если бы человек был полностью лишен возможности мечтать, — писал Д.И. Писарев, — если бы он не мог время от времени бежать вперед и созерцать своим воображением творение, которое только обретает форму под руками, в полной и непревзойденной красоте, то я совершенно не могу себе представить, какой мотивирующий разум привел бы его к тому, чтобы взять на себя и довести до конца обширные и кропотливые работы в области искусства, науки и практической жизни».

Иногда стимулы воображения могут играть негативную роль. Нередки случаи, когда ожидаемая неприятность или опасность, даже несчастье, переживаются сильнее, и побуждают человека к большей и более бурной активности, чем то событие, которое произошло на самом деле. Об этом свидетельствуют известные случаи, когда люди в случае пожара прыгали в панике с верхних этажей зданий, вместо того, чтобы терпеливо стоять в очереди к лифту или пожарной лестнице. Или случаи, когда пассажиры, не умеющие плавать, бросаются в море на верную смерть с только что начавшего тонуть корабля, даже если шансы на их спасение еще не исключены. Об этом свидетельствуют и популярные пословицы, объясняющие такие случаи безрассудного поведения: «лучше страшный конец, чем бесконечный ужас», «у страха много глаз».

Способность воображения «бежать вперед», предвидеть наступление определенных событий в будущем, показывает тесную связь между воображением и мышлением. Подобно мышлению, воображение возникает в проблемной ситуации, мотивировано потребностями человека и обусловлено уровнем развития общественного сознания. Таким образом, если потребность древних людей в объяснении происхождения и создания мира привела к религиозным образам, то сегодня для этой цели все чаще используются фантастические образы пришельцев из космоса.

Однако, в отличие от мысли, основным содержанием которой являются понятия, позволяющие обобщенно и опосредованно познавать мир, воображение протекает в конкретной живописной форме, в форме ярких представлений. В конкретных образах, созданных воображением, очень часто проявляются те или иные абстрактные теоретические мысли. Каждый писатель, художник в процессе творчества пытается передать, объяснить свои мысли другим, но не через абстрактные понятия, а с помощью конкретных образов. Достаточно вспомнить басню, сказку, пословицу. Везде, где мы ищем главную идею, основную идею, которая раскрывается в этих работах живописно, визуально.

Еще одной отличительной чертой воображения является возможность его использования в проблемных ситуациях с высокой степенью неопределенности, когда исходные данные не могут быть точно проанализированы. Как правило, рассуждения здесь гораздо менее эффективны, чем в случае, когда все данные известны и подчиняются строгой регулярности. В этом смысле воображение можно рассматривать как особую форму, «замену» мышления. Образное сравнение процессов мышления и воображения приведено в романе Пушкина в описании Онегина и Ленского:

  • Они собрались вместе, Волна и Камень,
  • Стихи и розы, лед и пламя,
  • Они не так уж отличаются друг от друга.

Подчеркивая связь между мыслью и воображением, К.Д.Ушинский сказал, что сильное и активное воображение — это необходимая часть разума.

Таким образом, можно сделать вывод, что воображение или фантазия — это ментальный процесс формирования образа, предполагающий предвидение конечного результата деятельности субъекта и обеспечивающий поведенческую программу в случаях, когда проблемная ситуация характеризуется неопределенностью.

Хотя в человеческом воображении образы формируются из объектов и явлений, ранее не встречавшихся, всегда можно найти реальные соответствия их составным частям. При создании нового объекта, будь то автомобиль или дом, человек мысленно представляет себе, как он будет собираться из известных деталей и деталей. Таким образом, чем больше знаний человек имеет, тем богаче его опыт, тем разнообразнее его впечатления, тем более интересные и необычные картины появляются в его воображении. Даже в изображении марсиан писателем-фантастом Гербертом Уэллсом встречаются земные реалии. По словам автора, голова марсианина напоминает металлический цилиндр, снабженный птичьим клювом, ноги напоминают конечности насекомого, и в целом марсианин похож на гигантского осьминога.

В целом, по мнению Л.С.Рубинштейна, сила творческого воображения и его уровень определяются соотношением двух параметров: 1) степень, в которой воображение придерживается предельных условий, от которых зависит осмысленность и объективная значимость его творений; 2) новизна и оригинальность, отличающиеся от непосредственно заданного поколения воображения. Воображение, которое не удовлетворяет одновременно обоим условиям, фантастическое, но творчески бесплодное.

Важность воображения трудно переоценить. Писателям необходимо не только создавать образы героев или художников в поисках сюжета для будущей картины. Без воображения ученые не могли бы выдвигать гипотезы, делать предположения о причинах событий, предсказывать события, преподаватели не могли бы подготовиться к преподаванию, потому что невозможно представить себе его ход, предсказать реакцию студентов. И учебный процесс в целом был бы очень ограниченным, так как без поддержки воображения было бы невозможно изучать историю, географию, астрономию и другие предметы.

Развитие воображения - Физиологическая основа воображения

Физиологическая основа воображения

Психическое воображение физиологическое предвидение.

Воображение, как и все другие психические процессы, является функцией коры главного полушария. Иногда его процесс ассоциируется только с работой правого полушария. Этот упрощенный подход не показывает сложных отношений, которые существуют между полушариями. Для формирования образов воображения необходима работа обоих полушарий мозга, каждое из которых выполняет свои функции. Особенность правого полушария в том, что оно не застревает на деталях, а упрощает образ мира, дает представление о целостности и в то же время гармонии, пропорциональности, композиционном единстве. Она тесно связана с эстетическими чувствами, вызываемыми различными образами. Левое полушарие организует эту информацию, позволяет выразить ее языком: образ и мысль всегда появляются в неразрывном единстве. Великий испанский художник Ф. Гойя говорил, что воображение, лишенное разума, порождает чудовищ; объединенное с ним, оно является матерью искусства и источником его чудес. Эту же мысль высказал физик Э. Резерфорд: «Эксперимент без воображения, или воображение, основанное на отсутствии эксперимента, будет выполнен лишь в малой степени». Реальный прогресс требует сочетания обеих сил».

Физиологической основой воображения является актуализация нейронных связей, их растворение, перегруппировка и объединение в новые системы. Таким образом, появляются образы, которые не соответствуют предыдущему опыту, но и не оторваны от него. Сложность и непредсказуемость воображения, его связь с эмоциями позволяют предположить, что его физиологические механизмы расположены не только в коре головного мозга, но и в его глубоких отделах. В частности, большую роль здесь играет гипоталамо-лимбическая система.

В то же время изображения, появляющиеся в мозге, оказывают регулирующее влияние на периферические процессы и изменяют их функции. В этом отношении из всех психических процессов именно воображение наиболее тесно связано с органическими процессами и позволяет оказывать на них влияние. Из повседневной жизни каждый знает, как образ, сформированный в воображении, заставляет биться пульс, дыхание меняется, лицо бледнеет, зрачки расширяются. Нередко встречаются факты, свидетельствующие о наличии различных заболеваний. Даже будущие студенты-медики часто сталкиваются со многими заболеваниями, когда на самом деле это не так. Это особенно заметно у людей, которые впечатлительны и обладают богатым воображением. Когда Флобер написал сцену отравления Эммы Бовари, героини знаменитого романа, он отчетливо почувствовал вкус мышьяка во рту. По словам М. Горького, при описании сцены убийства цыган в романе «Старуха Изергиль», у него на левой стороне груди был красный шрам, которого не было несколько дней. Образы самонаведения также могут привести к более печальным последствиям. Например, по словам венгерского психиатра Иштвана Гарди, рабочий случайно попал в ловушку одного из холодильников и убедился, что холодильная установка включена. На следующее утро он был найден мертвым, и врач определил, что симптомы смерти были вызваны переохлаждением. Когда обстоятельства происшествия были выяснены, выяснилось, что холодильник не был включен и поэтому смерть наступила не от холода, а от предчувствия и воображения смерти.

Иногда причиной душевных проблем и последующей болезни является неправильно понятое слово власти. Известны случаи, когда неосторожное высказывание врача заставило пациента подумать, что он болен опасной болезнью. В этом случае могут развиться соответствующие симптомы и так называемые результаты ятрогенной болезни. Например, пациент заболел после неосторожного заявления медсестры в санатории. В санатории пациентка предпочитала проводить большую часть времени в парке. Во время разговора врач сказал, что из-за болезни сердца, она может только ходить от скамейки к скамейке без отдыха. В тот же день, пройдя несколько десятков шагов, пациентка почувствовала боль в области сердца и была вынуждена сесть, а потом вообще не могла ходить. Ее состояние улучшилось только после лечения в психиатрической больнице.

Точно так же расстройство может возникнуть, когда учитель делает неосторожное, бестактное, педагогически неразумное замечание. Такие расстройства называются дидактогенными. В научной литературе К.К.Платонов описал следующий случай: «Людмила В., 16 лет, ученица 9-го класса гимназии, здоровая, прилежная, трудолюбивая (по словам матери), пожаловалась на «панический страх», что некоторое время начала захватывать ее перед классной работой: задолго до предстоящей письменной работы у нее развилось состояние внутренней тревоги, с болезненно напряженным ожиданием «чего-то неизбежно ужасного». В то же время, в эти дни у нее значительно снизился аппетит, она плохо спит, не может делать домашнее задание. Во время самого написания он находится в состоянии растерянности, не может сконцентрироваться и «все происходит как в тумане». В результате, согласно правилам грамматики, которые студент очень хорошо знает, он совершает много грамматических ошибок, необычайно много промахов и промахов. В нормальном, спокойном состоянии он вообще не совершает таких ошибок. Из-за этого возникли конфликтные отношения с учителем, которые привели к тяжелому невротическому состоянию с мыслями о «безнадежности» учебы. В то же время она довольно хорошо пишет домашнее задание, не беспокоясь и не ошибаясь.

Интервью… мы обнаружили психологическую травму: когда она училась в четвертом классе, девочку перевели из одной школы в другую, а в новой школе ее учительница по русскому языку встречала ее недоброжелательно и давала слишком сложные задания для устных ответов. Но с устными ответами девушка справилась. Но на своем первом письменном задании учитель, подойдя к ней, неожиданно уронил строчку: «Ты умеешь щёлкать языком, но давай посмотрим, как ты пишешь»! Девушка сразу же стала очень обеспокоена: «Что, если я совершу ошибки!» И она чувствовала, что она «вся покрыта лихорадкой»: ее руки, лицо и все тело вспотели, в голове был «туман», и вся работа была написана ею, как в тумане: «Что я написала — я не помню! И на новости о плохой оценке, данной за эту работу, с ней кое-что случилось: «Внутри я почувствовала депрессию, и в голове опять появился туман. С того дня был страх перед классной работой.

В то же время сознательное использование творческих образов позволяет управлять органическими процессами, делает их доступными для обучения и развития. Достаточно ярко представить себе вкус лимона, как сразу начинается поток слюны. Интересно, что прямое самораспыление, в отличие от воображения, не вызывает слюноотделения.

Основываясь на силе воображения, французский фармацевт Эмиль Куэ создал оригинальную систему лечения, которую он назвал «школой самообладания посредством сознательного самопожертвования». Кюэ считал, что главной причиной болезни является человеческое воображение. Исходя из этого, пациентов просили представить себя полностью здоровыми каждый день, сидя или лежа в удобной позе и повторяя 20-30 раз формулы самогипноза типа «Мне лучше и лучше….». Мое зрение (или слух) улучшается». Такие сеансы по несколько минут каждый рекомендовали 3-4 раза в день, особенно перед сном в спокойном и расслабленном состоянии. Кюэ подчеркнул, что достижение результатов абсолютно не требует усилий, поскольку они предполагают наличие воли, в то время как именно такую волю необходимо оставлять в покое. В двадцатые годы нашего века эта техника получила широкое распространение.

Помимо воображения о состоянии своих внутренних органов, можно также использовать воображение, чтобы вообразить движения любой части своего тела. В то же время, в мышцах, которые должны выполнять это движение, могут быть зафиксированы импульсы, аналогичные тем, которые регистрируются во время реального выполнения этого движения. Это так называемые идеомоторные действия. Существование идеомоторных действий подтверждается следующим опытом. Следует держать маятниковую резьбу, к которой прикреплен подвесной груз. На листе бумаги следует нарисовать круг, разделенный на четыре сектора линиями, пересекающимися под прямым углом. Положив один локоть руки на стол и захватив свободный конец нити большим и указательным пальцами, маятник может совершать любые движения по отношению к сегментированной окружности в направлении, на котором мы концентрируемся, изображение которой мы можем наиболее точно представить. Если представить, что маятник движется по линии, пересекающей круг перпендикулярно, то подвешенный предмет на самом деле начнет такое движение, даже если мы будем совершенно неподвижно держать конец нити, не поддерживая это движение пальцами.

Именно мысль о возможном негативном результате действия не дает новичку сесть за руль автомобиля, не вызвав аварию, или неопытному пешеходу пересечь обрыв на перекинутом через него бревне. Однако правильное отображение движения часто используется спортсменами, освоившими работу. Это происходит потому, что повторяющееся представление движения усиливает механизм выполнения действия. Тренеры рекомендуют своим ученикам выполнять упражнение в голове, чтобы визуализировать его от начала до конца. Практика показывает, что такое «повторение» улучшает выполнение упражнений.

Виды воображения

Воображение может функционировать на разных уровнях. Его отличие определяется, прежде всего, тем, насколько активно и сознательно человек участвует в этом процессе. В зависимости от степени выраженности активности, существует два типа воображения: пассивное и активное. Пассивное воображение характеризуется созданием образов, которые не закреплены в жизни, программ, которые не выполняются или не могут быть выполнены вообще. В этом случае воображение выступает как замена деятельности, как ее суррогат, с помощью которого человек отвергает необходимость действовать. Лучшим примером такого неактивного, праздного мечтания может служить образ Манилова, созданный Н.В. Гоголем. Людей с таким воображением называют «пустыми мечтателями», «фантазёрами». Часто такие люди имеют слабый личный опыт, не развитое критическое мышление, слабую волю, не связанную с жизненной практикой. Их безудержное воображение может создать самые фантастические, невероятные и, прежде всего, нереализуемые образы.

Пассивное воображение может быть преднамеренным и непреднамеренным. Сознательное пассивное воображение создает образы, которые не имеют ничего общего с волей. Эти изображения называются грёзами. Именно в мечтах наиболее отчетливо проявляется связь воображения с потребностями человека. Легко предсказать, о чем мечтает спортсмен, готовящийся к соревнованиям, или студент, пытающийся сдать экзамен. Люди склонны мечтать о приятных, заманчивых вещах. Но когда мечтательность начинает замещать деятельность и доминировать в психической жизни человека, то это уже свидетельствует о нарушениях развития. Таким образом, школьник, который не готовится к занятиям и получает неудовлетворительные оценки, может создать для себя иллюзорную воображаемую жизнь, в которой он преуспевает во всем, в которой он завидует всем, в которой он занимает должность, на которую он не может надеяться в настоящем и в реальной жизни.

Непреднамеренное пассивное воображение наблюдается при ослабленной активности сознания, в его расстройствах, в полуутонувшем состоянии, во сне. Наиболее показательным проявлением пассивного воображения является галлюцинация, при которой человек воспринимает несуществующий объект. Этот образ настолько яркий, что человек абсолютно уверен в его реальности. Больное воображение рисует дьяволов, чудовищ, опасные ситуации.

В отличие от пассивного воображения, активное воображение может быть спокойным и творческим. Реконструктивное воображение имеет в своей основе создание таких или других изображений, которые соответствуют описанию. Этот тип воображения является неотъемлемым атрибутом любой учебной деятельности и проявляется в чтении литературы, изучении географических карт, исторических описаний, просмотре рисунков и проектов. Создание образов воссозданного воображения может быть осуществлено со слов других людей на основе письменных и материальных документов. Воссоздавая, человек заполняет систему знаков доступными ему знаниями.

Воссоздание конкретного изображения во многом зависит от художественного мастерства автора, от средств и приемов, с помощью которых было создано изображение. Фигуративный язык с использованием сравнений, метафор дает место для подражания, так как анимирует широкий спектр знаний и личный опыт читателя. В то же время, то или иное содержание, полнота, яркость воссоздаваемого образа также зависят от степени развития воображения человека, воспринимающего образ. Читая, глядя, слушая, каждый создает свое собственное изображение соответствующего объекта. Обширность знаний в сочетании с их точностью и богатым жизненным опытом позволяют человеку извлекать необходимую информацию из памяти. В этой связи факт чтения карты звездного неба имеет большое значение. Опытный астроном, обладающий солидным запасом знаний, приятно отличается от человека, который не может видеть за миллиардами сияющих огней какой-то системы. Следует отметить роль человеческих государств в построении восстановленных изображений. Сильные эмоциональные состояния негативного и позитивного направления мешают отдыху, и тогда человек не в состоянии собрать свои мысли, сконцентрироваться и создать образ того, что содержится в тексте. Измененные душевные состояния, вызванные болезнью или алкоголем, могут также создавать образы, которые не соответствуют их первоначальному содержанию.

С.Л. Рубинштейн также предлагает различать конкретное и абстрактное воображение. Изображения, с которыми оперирует воображение, отличаются друг от друга; они могут быть единичными, реальными, загруженными множеством деталей, а также типизированными изображениями, обобщенными схемами, символами. Возможна целая иерархия или градуированная система зрительных образов, отличающихся в каждом из них разным соотношением единственного и общего; соответственно, существуют разные виды воображения — более конкретные и более абстрактные.

Более того, изображения конкретного воображения могут отличаться в зависимости от модальности, в которой они представлены. Здесь можно различать визуальные представления, слуховые представления, обонятельные представления, вкусовые представления и моторные представления.

Чем более разнообразны образы, используемые в творчестве художника, тем более полными и яркими становятся изображения в восприятии.

Особый вид воображения — это мечта, как образ желаемого будущего. Мечтать — это создавать образы будущего, которые нам нравятся, образы того, что человек хочет делать, но не может делать в данный момент; что удовлетворяет самые сокровенные желания. Мечта действует как необходимое условие для реализации творческих способностей человека. Можно говорить о реальности и нереальности мечты. В первом случае мечта по своей сути идентична цели деятельности, и человек четко представляет ее содержание и пути ее достижения. Нереальная мечта характеризуется лишь ее содержанием при отсутствии или невозможности способов ее реализации. Нереальная мечта практически неотделима от мечты, которая пленяет человека и позволяет ему компенсировать проблемы жизни в воображении.

Многие романы Жюля Верна, Герберта Уэллса не были примером нереальных фантазий, как считали некоторые их современники. Большинство их идей были реализованы в реальности, и поэтому их работу можно рассматривать как своего рода научное предсказание. Совсем другой вид мечты можно увидеть в Гоголевском Маниле: «Иногда, глядя с веранды на двор и пруд, он говорил о том, как было бы здорово, если бы внезапно из дома был построен подземный переход, или над прудом был бы каменный мост, по обе стороны которого были бы магазины, а купцы сидели бы и продавали разные маленькие вещи….. Но все эти проекты заканчиваются только словами».

В отличие от сна, сон всегда активен и действует как стимул, мотив для деятельности, результат которой по каким-то причинам отложен. Каждый объект человеческой деятельности представляет собой определенную мечту многих поколений людей. Чем дольше история происхождения вещи, тем больше она менялась, тем больше в ней было человеческих снов. Каждая новая вещь поначалу кажется совершенной, но, пользуясь ею, человек обнаруживает несовершенства, от которых пытается избавиться, и начинает мечтать о новых, более совершенных вещах, свободных от этих несовершенств. На самом деле мечту невозможно осуществить, потому что на этом развитие заканчивается. Воплощенная мечта создает новую потребность, которая создает новую мечту. Этот процесс легко прослеживается на стадиях производства оконных стекол. Как мы знаем, изначально в человеческих жилищах не было окон или их заменили естественными проемами. По мере развития цивилизации, чтобы защитить свои жилища от холода, люди стали прикрывать это отверстие своеобразной пленкой, пропускающей дневной свет. Однако непрозрачность такого окна вызывала определенные неудобства, и создавалось обычное оконное стекло. Современные изобретатели создали стекло, которое является УФ-прозрачным, звуконепроницаемым, пуленепробиваемым и прозрачным только с одной стороны. Воображение и творчество разворачиваются в реализации мечты.

Развитие воображения

Неправда, что о силе воображения следует судить по специфике создаваемого образа. В этой связи некоторые считают, что детство — это наиболее продуктивный возраст для творческого воображения. Лев Толстой писал о своем детстве: «…Я изобразил голубого зайца, потом посчитал нужным поменять куст голубого зайца, куст мне тоже не понравился; я сделал из него дерево, из дерева — юбку, из юбки — облако…». Хотя представления играют важную роль в детстве из-за низкого уровня жизненного опыта, недостатка знаний и слабых критических способностей и воображения, они являются скорее глубоким искажением реальности, нежели подлинным творчеством. Еще труднее судить об уровне репрезентаций у великих художников. Воображение Льва Толстого ни в коей мере не слабее воображения Герберта Уэллса. Это качественно разные проявления творческого воображения. Можно даже сказать, что чем реалистичнее произведение искусства, тем больше оно соответствует реальности, тем сложнее должно быть воображение, чтобы сделать план художника видимым. Очень трудно, порой невозможно выразить то, что составляет суть творчества. Даже в портрете художник не воспроизводит фотографию, а преображает ее, воспринимает в соответствии со своим видением. Суть этого преобразования заключается в удалении случайных, нетипичных слоев и внешних покрытий. В результате основополагающее изображение раскрывается глубже и точнее, а полученное изображение более адекватно, чем обычное фотографическое воспроизведение реальности. Выдающиеся фотографы также преуспели в этих качествах, так как они тщательно ищут угол наклона, освещение, положение и другие особенности объекта, чтобы более точно передать его сущность.

Люди наиболее отчетливо различаются по степени яркости своего воображения. Как правило, высокую степень воображения мы встречаем у людей, занимающихся творчеством — писателей, художников, музыкантов, ученых.

Существенные различия между людьми проявляются с точки зрения типа доминирующего воображения. Чаще всего это люди с преобладанием зрительного, слухового и моторного воображения. Но есть люди, у которых развито все или большинство видов воображения. Этих людей можно отнести к так называемому смешанному типу. Принадлежность к тому или иному виду воображения очень четко отражается в индивидуальных психологических характеристиках человека. Например, люди слухового или моторного типа очень часто драматизируют ситуацию в своих мыслях, представляя себе несуществующего противника.

Следует отметить, что люди рождаются не с развитым воображением. Развитие воображения происходит в процессе онтогенеза человека и требует накопления известного запаса репрезентаций, которые впоследствии могут служить материалом для создания образов воображения. Воображение развивается в тесной связи с развитием всего человека, в процессе обучения и воспитания, в единстве с мыслью, памятью, волей и чувствами.

Очень трудно определить конкретные возрастные ограничения, характеризующие динамику развития воображения. Есть примеры чрезвычайно раннего развития воображения. Например, Моцарт начал сочинять в четыре года, Репин и Серов хорошо рисовали в шесть лет. С другой стороны, запоздалое развитие воображения не означает, что через более зрелые годы этот процесс будет на низком уровне. История знает случаи, когда великие люди, такие как Эйнштейн, в детстве не отличались развитым воображением, но со временем люди стали говорить о них как о гениях.

Несмотря на сложность определения этапов развития воображения у человека, можно выявить определенные закономерности в его формировании. Таким образом, первые проявления воображения тесно связаны с процессом восприятия. Например, дети в возрасте полутора лет еще не могут слушать даже самые простые истории или сказки, они постоянно отвлекаются или засыпают, но им нравится слушать истории о том, что они сами пережили. В этом феномене связь между воображением и восприятием вполне очевидна. Ребенок слушает рассказ о собственном опыте, потому что он может ясно представить, о чем он. Связь между восприятием и воображением поддерживается на следующем этапе развития, когда ребенок начинает обрабатывать переживания в своих играх, модифицируя ранее воспринимаемые объекты в своем воображении. Стул превращается в пещеру или самолет, ящик — в автомобиль. Однако следует отметить, что первые образы воображения ребенка всегда связаны с деятельностью. Ребенок не мечтает, но воплощает в своей деятельности переработанный образ, даже если это занятие — игра.

Важный этап в развитии воображения связан с возрастом, в котором ребенок овладевает языком. Язык позволяет воображению включать в себя не только конкретные изображения, но и более абстрактные термины и понятия. Кроме того, язык позволяет ребенку перейти от выражения образных образов в деятельности к их непосредственному выражению на языке.

Фаза освоения языка сопровождается повышенным практическим опытом и вниманием, что облегчает выделение ребёнком отдельных частей объекта, который он уже воспринимает как самостоятельный и который он всё больше оперирует в своём воображении. Однако этот синтез подвержен значительному искажению реальности. Из-за отсутствия достаточного опыта и критического мышления ребенок не может создать картину, близкую к реальности. Главной особенностью этого этапа является непроизвольный характер возникновения воображаемых образов. Чаще всего фантазийные образы формируются ребенком в этом возрасте невольно, в соответствии с ситуацией, в которой он оказался.

Следующий этап развития воображения связан с проявлением его активных форм. На этом этапе процесс воображения становится произвольным. Появление активных форм воображения вначале связано со стимулирующей инициативой со стороны взрослого человека. Например, когда взрослый просит ребенка что-то сделать, он активизирует процесс воображения. Для того чтобы выполнить просьбу взрослого, ребенок должен сначала создать или воссоздать определенный образ в своем воображении. Этот процесс воображения уже добровольный по своей природе, поскольку ребенок пытается его контролировать. Позже ребенок начинает использовать свое воображение добровольно и без участия взрослых. Этот скачок в развитии воображения отражается, прежде всего, в характере детских игр. Они становятся целенаправленными и ориентированными на действия. Вещи, окружающие ребенка, становятся не только стимулами для разворачивания предметной деятельности, но и служат материалом для воплощения образов его воображения. В возрасте от четырех до пяти лет ребенок начинает рисовать, строить, формировать, перестраивать и комбинировать вещи в соответствии со своим воображением.

Еще одно важное изменение в воображении происходит в школьном возрасте. Необходимость понять предмет активизирует процесс реконструктивного воображения. Для усвоения передаваемых в школе знаний ребенок активно использует свое воображение, что вызывает прогрессивное развитие способности обрабатывать образы восприятия в воображаемые образы.

Еще одна причина стремительного развития воображения в школьные годы заключается в том, что в процессе обучения ребенок активно получает новые и разнообразные представления об объектах и явлениях реального мира. Эти представления служат необходимой основой для воображения и стимулируют творческую активность ученика.

Воображение и творчество

Творческое воображение выражается в создании нового, оригинального образа, идеи. В этом случае термин «новый» может иметь двойное значение: как объективно новый, так и субъективно новый. Объективно новые образы — это образы таких объектов, которые не существуют в реальности ни в материальной, ни в идеальной форме. Субъективно новое — это то, что является новым для конкретного человека. Творческое воображение — это активное, целенаправленное использование визуальных образов в поиске путей удовлетворения потребностей.

Отличительной особенностью творческого воображения является то, что объект созданного образа не существует в реальности, что формируется что-то новое. Создание образа стимулируется не только потребностями человека, но и интересами всего общества, состоянием его развития. Творческое воображение проявляется во всех видах искусства, в изобретениях в науке и технике. Продукт творческого воображения не всегда может быть материализован, то есть воплощен в виде вещи, но образ может оставаться на уровне идеального содержания, так как его невозможно реализовать на практике.

Необходимо отметить относительность различий между рекреационным и творческим воображением. В реконструктивном воображении, как и в творческом, создаются образы объектов, которые воссоздаются. Наверное, не творческого воображения, строго говоря, не существует. У каждого есть свои Евгений Онегин и Остап Бендеры, Анна Каренина и Людоедка Эллочка. Не зря, когда люди ходят на спектакли и в кино, они идут домой неудовлетворенными и говорят, что актеры действовали «неравноправно». Но вероятность достижения сходства с тем изображением, которое производит каждое отдельное воображение, очень мала.

Долгое время в науке преобладало мнение о невозможности алгоритмизации и обучения творческому процессу, мнение французского психолога Ж. Рибо звучало так: «Что касается «методов изобретения», о которых много написано, то их на самом деле не существует, ибо иначе мы могли бы сфабриковать изобретателей, так как сейчас сфабрикованы механика и часовщики». Постепенно эта точка зрения была оспорена. Творение эволюционировало от случайных открытий к целенаправленным и систематическим решениям новых проблем. Английский ученый Г. Уоллес выделил 4 стадии творческих процессов:

  1. подготовка (концепция идеи);
  2. созревание (концентрация, «сведение воедино» знаний, прямо или косвенно связанных с проблемой; извлечение недостающей информации);
  3. освещение (интуитивное восприятие искомого результата);
  4. проверка.

Г.С. Альтшуллер разработал целую теорию творческих задач.

В целом, он выработал 5 уровней креативности. Задачи первого уровня решаются с помощью средств, непосредственно предназначенных для этих целей. Здесь необходимо мысленно искать только некоторые общепринятые и очевидные варианты решений. В этом случае сам объект не изменяется. Средства решения таких задач лежат в одной узкой области специализации. Проблемы второго уровня требуют некоторой модификации объекта для достижения желаемого эффекта. В этом случае пересчет вариантов измеряется с шагом в десять. Средства решения таких проблем относятся к одной из отраслей знаний.

Правильное решение задач третьего уровня скрыто среди сотен ложных, так как объект, подлежащий улучшению, должен быть серьезно изменен. Методы решения проблем этого уровня необходимо искать в смежных отраслях знаний. При решении задач четвертого уровня объект, подлежащий улучшению, изменяется полностью. В науке поиск решений, как правило, осуществляется среди редко встречающихся эффектов и явлений. На пятом уровне решение проблемы достигается путем изменения всей системы, которая включает в себя объект, подлежащий усовершенствованию. Здесь количество проб и ошибок увеличивается до сотен тысяч и миллионов. Средства решения проблем этого уровня могут выйти за пределы современной науки, поэтому необходимо сначала сделать открытие, а затем, опираясь на новые научные данные, решить творческую задачу. Одним из важных методов решения творческих задач является их перенос с более высокого на более низкий уровень. Таким образом, если задачи четвертого или пятого уровня переносятся на первый или второй уровень с помощью специальных методов, то будет работать обычный поиск вариантов. Проблема состоит в том, чтобы научиться быстро сужать область поиска, превращая «сложную» проблему в «легкую».

На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Механизмы психологической защиты
  2. Взаимосвязь социометрического статуса ребенка дошкольника с личностными особенностями
  3. Юношеский период развития
  4. Жесты в психологии общения
  5. Психология межличностных отношений. Взаимоотношение людей в группах
  6. Сюжетно-ролевая игра как средство гендерных взаимоотношений детей 4-5 лет
  7. Тактическая подготовка военнослужащих
  8. Психология рекламы, убеждающая сила рекламы
  9. Развитие личности в современных условиях
  10. Дисгармонии в структуре характера и личности человека