Для связи в whatsapp +905441085890

Развитие взглядов на понятие мотивации — Механизмы формирования мотивации в психике человека

В настоящее время наблюдается повышенный интерес к психологии личности, и область мотивации, несомненно, является ее ядром. Сложность деятельности людей, их поступков, изменяющаяся социальная среда делают изучение мотивации человеческого поведения актуальной проблемой психологии.

Сложность и противоречивость изучения мотивационного процесса объясняется тем, что каждый автор имеет свой взгляд на эту проблему, каждый по-своему трактует содержание этого процесса, структуру мотива.

Актуальность темы заключается в том, что, поняв механизм формирования мотивационной сферы человека, мы можем целенаправленно действовать по формированию мотивации наших детей посредством воспитательных воздействий; менеджеры могут эффективно управлять персоналом, повышать производительность предприятия посредством мотивации своих сотрудников; Если мы поймем, что такое мотивация и каковы наши истинные мотивы, каков сам механизм мотивации, мы сможем более эффективно управлять собственной жизнью, адекватно воспринимать не только окружающих нас людей, но и всю ситуацию взаимодействия, наслаждаться настоящим, прислушиваясь к своим потребностям и желаниям, строить планы на будущее, исходя из своих истинных мотивов.

Развитие взглядов на понятие мотивации - Механизмы формирования мотивации в психике человека

Механизмы формирования мотивации в психике человека

Термин «мотивация» — это русифицированное французское слово «motif», что буквально означает «импульс», или от латинского слова «moveo» — двигаться.

Большая советская энциклопедия дает следующее определение этого термина: «Мотив» в психологии — это побуждение человека к действиям и поступкам. Первоначальным стимулом для деятельности человека является его желание удовлетворить свои материальные и духовные потребности.

Какова природа механизма мотивации в человеческой психике? В лабораторных условиях на животных проводились эксперименты, в которых предпринимались попытки выявить с помощью электрической стимуляции некоторых участков коры головного мозга те области мозга, которые при воздействии на них могут привести к активизации поведения животных в удовлетворении их биологических потребностей.

Структуры, отвечающие за эмоции, потребности и действия, были открыты путем прямой электрической стимуляции мозга через вживленные электроды. В результате такого рода исследований было обнаружено, что потребности (жажда, голод и т.д.), эмоции (гнев, страх и т.д.) и действия представлены в виде сложно организованных целеустремленных двигательных актов в мозге тесно связанными, но независимыми друг от друга нейронными образованиями. Мотивационная и подкрепляющая (эмоционально положительная) системы в мозге разделены, хотя во время самостимуляции наблюдается их одновременное возбуждение. Таким образом, существует различие между механизмами потребности и эмоций, хотя весь комплекс морфофизиологической организации поведения включает в себя эмоции в дополнение к потребности и мотивации.

Стимуляция светом под действием тока приводит к поисковому беспокойству. Происходит актуализация потребности. Система структур, необходимых и достаточных для актуализации потребности, проще и содержит меньше компонентов. Усиление тока приводит к запуску действия в мотивированном животном. Это воздействие на систему, которая обеспечивает целенаправленную мотивацию животного. Дальнейшее усиление тока приводит к активации структур эмоционального положительного подкрепления, и животное переходит к самомотивации, то есть подключается и нервная система эмоций.

Этот опыт показывает не только тесную связь между структурами, отвечающими за активацию потребности и эмоциональный фон для удовлетворения этой потребности, но и то, что мотивация как сложная структура в коре головного мозга представлена самостоятельным нейронным образованием.

Теперь рассмотрим структуру формирования потребности и ее актуализации действием, ведущим к ее удовлетворению, т.е. как происходит мотивация человека по следующей схеме: Нужда — Потребность — Действие.

Потребность, как свойство жизни, — это не наблюдаемое, а реальное онтологическое состояние организма, выражающее необходимость определенных изменений для его носителя, а не для наблюдателя, т.е. это всегда «потребность» для себя, а не только «потребность» для другого.

Компонент потребности — благо — это то, в чем нуждается организм и что способно устранить эту потребность.

Но не все потребности живого организма способны привести его в состояние активности, направленной на их устранение. Для того чтобы потребность вообще запускала активные процессы, должны существовать специальные механизмы, способные обнаружить эту потребность до того, как наступят ее необратимые разрушительные последствия, то есть организм должен быть оснащен средствами для обнаружения потребности. Тело также должно быть оснащено механизмами, которые могут снабжать его необходимыми товарами.

Потребность — это такая потребность живого организма, в связи с которой он оснащен специальными механизмами ее обнаружения и устранения. То есть потребность — это не только нужда, но и определенный фиксированный (в фило- и онтогинезе) способ ее удовлетворения.

Актуальная потребность — это всегда потребность в чем-то; на психологическом уровне потребности опосредуются психическим отражением, причем в данном случае двумя способами. С одной стороны, объекты, соответствующие потребностям субъекта, предстают перед ним со своими объективными сигнальными атрибутами. С другой стороны, сами состояния потребности сигнализируются, чувственно отражаются субъектом, в простейших случаях действием интероцептивных стимулов. Самое важное изменение, знаменующее переход на психологический уровень, заключается в появлении подвижных связей между потребностями и объектами, которые им отвечают. Дело в том, что объект, способный удовлетворить потребность, не является жестко «записанным» в состоянии самого субъекта. До своего первого удовлетворения потребность не «знает» своего объекта; его еще предстоит обнаружить. Только благодаря этому открытию потребность приобретает свою объективность, а воспринимаемый объект — свою стимулирующую и направляющую функцию, то есть становится мотивом.

Животные любой стадии развития, от одноклеточных организмов до человека, любой формы жизни, в принципе, одинаково успешно удовлетворяют свои биологические потребности, и каждый из них — специфическими средствами. Предположим, что образ жизни пчелы не требует усиления ее умственных способностей. Более того, такое усовершенствование было бы несовместимо с его образом жизни и неизбежно привело бы его к смерти. Потребуется фундаментальная перестройка образа жизни, поведения, питания и т.д., и в ходе этой перестройки, как правило, страдают биологические потребности, а сам вид либо не выдерживает перестройки и вымирает, либо трансформируется в совершенно новый вид.

Фундаментальные новые мыслительно-функциональные способности, возникающие по мере становления человека, служат тем потребностям, которые оказываются наиболее актуальными в данный период его жизни. В условиях первобытного общества эти способности часто были направлены в первую очередь на удовлетворение жизненных потребностей, главным образом в пище. В этом случае удовлетворение элементов высших потребностей переплеталось как бы в единую деятельность; эти потребности еще не выступали как относительно самостоятельные. Но уже тогда улучшение условий жизни, связанное с высвобождением функциональных возможностей и времени, превращало высшие потребности из потенциальных, латентных в актуальные, имеющие свое проявление в деятельности.

Как бы парадоксально это ни звучало на первый взгляд, новые психические способности никогда не возникали ради высшего удовлетворения прежних потребностей животного — они всегда возникали как средства удовлетворения принципиально иных, более тонких и богатых потребностей. Это относится и к человеку, смысл жизни и потребности которого ни в коем случае не сводятся к чисто биологическим потребностям, и даже они имеют социальные и эстетические функции, поэтому не являются только и исключительно биологическими.

Таким образом, более высокие потребности и соответствующие функциональные возможности возникли не для того, чтобы лучше удовлетворять те же биологические потребности; скорее, новые функциональные возможности вызвали постепенное появление как новых потребностей более высокого порядка, так и новых биологических потребностей уже человека.

В вопросе о «первичности» и «вторичности» биологических и психических потребностей есть два аспекта: аспект временной последовательности их возникновения как относительно самостоятельных в филогенезе и онтогенезе и аспект их структурно-функциональной взаимосвязи. В первом аспекте биологические потребности действительно являются первичными: духовные потребности формируются несколько позже. Но во втором случае, наоборот, духовные потребности первичны, поскольку осуществляют важнейшую смыслообразующую функцию человеческого сознания в регуляции поведения, в управлении потребностями (в том числе и биологическими), и при определенных условиях создают принципиальную возможность предпочтения духовных высших потребностей биологическим, жертвования последними и даже жизнью ради той высшей потребности, которую человек считает смыслом своей жизни.

Как духовные, так и биологические потребности имеют как минимальные, жизненно важные для человека, так и более высокие, не жизненно важные, например, «эстетические», степени удовлетворения. Последние являются, так сказать, роскошью для человека; они возникают только при самых благоприятных обстоятельствах жизни. Но было бы неправильно думать, что человек может допустить удовлетворение духовных потребностей только после значительного или полного удовлетворения биологических потребностей. И то, и другое в минимальной степени необходимо для существования человека. Но их существенная роль, их функция в жизни и деятельности человека совершенно различны. И те, и другие в конечном счете одинаково важны в масштабах всей человеческой деятельности, но в зависимости от конкретных обстоятельств, ситуации, эти потенциально одинаково важные потребности могут проявляться совершенно по-разному: в одних случаях духовные отодвигаются на задний план и уступают место биологическим, в других — биологические уступают место духовным, и это можно наблюдать не только в узких ситуационных рамках, но и в более широких масштабах жизнедеятельности, причем на протяжении длительного времени.

Также неверна аналогия: поскольку социально-экономические факторы первичны по отношению к духовным, то материальные и биологические потребности также первичны и определяющи по отношению к духовным. Такая формулировка преуменьшает регулятивную роль человеческого сознания. Человеческое существование, рассматриваемое в его психологическом, а не в общесоциальном аспекте, нельзя отождествлять с одним видом мотивации — материально-биологическими потребностями — и считать последние первичными и определяющими.

Было бы неправильно абсолютизировать как образовательные процессы «извне внутрь», так и механизм «изнутри наружу». Не следует преувеличивать значение внешней деятельности, преуменьшая роль внутренней, т.е. конкретно умственной, деятельности. В определенном смысле развитая или специально организованная структура внешне выполняемой деятельности способствует формированию определенных психических образований (мышления, мотивации); в этом отношении такая структура деятельности является мощным средством активного формирования личности. Однако он создает лишь потенциальные условия формирования, которые не могут стать актуальными без определенной внутренней организации, без динамичной и содержательной перестройки внутренних психических образований.

Первые теории мотивации

Многочисленные теории мотивации появились в трудах древних философов. В настоящее время существует более десятка таких теорий. Чтобы понять их, важно знать предысторию и историю их появления.

Истоки современных теорий мотивации можно найти там, где зародилось само психологическое знание.

Взгляды на природу и происхождение человеческой мотивации неоднократно менялись на протяжении всего периода исследования этой проблемы, но всегда располагались между двумя философскими течениями: рационализмом и иррационализмом. Согласно рационалистической позиции, которая наиболее ярко проявилась в работах античных философов и теологов вплоть до середины 19 века, человек — это уникальное существо особого рода, не имеющее ничего общего с животными. Считалось, что он, и только он, наделен разумом, мышлением и сознанием, обладает волей и свободой выбора действий. Мотивирующий источник человеческого поведения видели исключительно в разуме, сознании и воле человека.

Иррационализм как доктрина распространялся в основном на животных. Он утверждал, что поведение животных, в отличие от человеческого, несвободно и неразумно и контролируется темными, бессознательными силами биологического уровня, берущими начало в органических потребностях.

Первыми собственно мотивационными психологическими теориями, объединившими рационалистические и иррационалистические идеи, были теория принятия решений, возникшая в XVII и XVIII веках и объяснявшая поведение человека на рационалистической основе, и теория автоматов, объяснявшая поведение животных на иррационалистической основе. Первая появилась в экономике и была связана с внедрением математических знаний в объяснение человеческого поведения в контексте экономического выбора. Затем она была перенесена на понимание действий человека и в другие сферы его деятельности, кроме экономики.

Развитие теории автоматов, стимулированное успехами механики в XVII и XVIII веках, в дальнейшем было связано с идеей рефлекса как механического, автоматического, врожденного ответа живого организма на внешние воздействия. Раздельное, независимое существование двух теорий мотивации: одной для человека, другой для животных, поддерживаемое теологией и разделением философии на два противоборствующих лагеря — материализм и идеализм — продолжалось до конца 19 века.

Вторая половина XIX века ознаменовалась рядом выдающихся открытий в различных науках, включая биологию с появлением теории эволюции Ч. Дарвина. Она оказала влияние не только на естественные науки, но и на медицину, психологию и другие гуманитарные науки. Своим учением Дарвин преодолел пропасть, которая на протяжении многих веков разделяла людей и животных на две группы, несовместимые в анатомическом, физиологическом и психологическом плане. Он также сделал первый решительный шаг вперед в поведенческой и мотивационной конвергенции этих существ, показав, что у людей и животных много общих форм поведения, особенно эмоциональных и экспрессивных проявлений, потребностей и инстинктов.

Под влиянием теории эволюции Дарвина психология начала интенсивное изучение рациональных форм поведения у животных (В. Келер, Э. Торндайк и др.) и инстинктов у человека (З. Фрейд, В. Макдугалл, И.П. Павлов и др.).

Если раньше понятие потребностей, связанное с нуждами организма, использовалось только для объяснения поведения животных, то теперь его стали использовать для объяснения поведения человека, соответственно изменяя и расширяя состав самих потребностей по отношению к нему. На этом этапе развития психологических знаний и мотивационной теории были предприняты попытки свести к минимуму принципиальные различия между человеком и животными.

Человек начал приписывать в качестве мотивирующих факторов те же органические потребности, которые раньше приписывались только животным, включая инстинкты. Одним из первых проявлений этого крайнего, иррационалистического, по сути, биологически обоснованного взгляда на человеческое поведение стали теории драйва Z. Фрейда и В. Макдугалла, которые были предложены в конце XIX века и развиты в начале XX века.

Психоаналитический подход к мотивации

Психоаналитическая теория Фрейда основана на идее о том, что человек — это сложная энергетическая система. Следуя достижениям физики и физиологии XIX века, Фрейд считал, что поведение человека активируется одной энергией, согласно закону сохранения энергии (т.е. он может переходить из одного состояния в другое, но количество энергии остается неизменным). Фрейд взял этот общий принцип природы, перевел его в психологические термины и сделал вывод, что источником психической энергии является нейрофизиологическое состояние возбуждения. Далее он постулировал: каждый человек обладает определенным конечным количеством энергии, которая движет психической деятельностью; целью поведения каждого человека является снижение напряжения, создаваемого неприятным накоплением этой энергии.

Таким образом, согласно теории Фрейда, мотивация человека основана исключительно на энергии возбуждения, порождаемой физическими потребностями. Согласно его убеждению, основное количество психической энергии, вырабатываемой организмом, направляется на умственную деятельность, что позволяет снизить уровень возбуждения, производимого потребностью. Согласно Фрейду, психические образы телесных потребностей, выраженных в виде желаний, называются инстинктами. Инстинкты — это врожденные состояния возбуждения на уровне тела, которые требуют выхода и разрядки. Фрейд утверждал, что все виды человеческой деятельности (мышление, восприятие, память и воображение) управляются влечениями. Влияние последних на поведение может быть как прямым, так и косвенным и завуалированным. Люди ведут себя тем или иным образом, потому что ими движет бессознательное напряжение — их действия служат цели снижения этого напряжения. Как таковые, инстинкты — это «конечная цель всей деятельности».

Хотя количество инстинктов может быть неограниченным, Фрейд признавал существование двух основных групп: инстинктов жизни и смерти. Первая группа (собирательно называемая эросом) включает в себя все силы, которые служат для поддержания жизненно важных процессов и обеспечивают воспроизводство вида. Признавая огромное значение жизненных инстинктов для физической организации человека, Фрейд считал сексуальные инстинкты наиболее существенными для развития личности. Энергия сексуальных инстинктов называлась либидо (от лат. libido — хотеть или желать), или энергия либидо — термин, используемый для описания энергии жизненных инстинктов в целом. Либидо — это определенное количество психической энергии, которая разряжается исключительно в сексуальном поведении.

Фрейд считал, что существует не одно половое влечение, а несколько. Каждый из них связан с определенным участком тела, называемым эрогенной зоной. В некотором смысле все тело — это одна большая эрогенная зона, но психоаналитическая теория делает акцент на рот, анус и гениталии. Фрейд считал, что эрогенные зоны являются потенциальными источниками напряжения и что манипулирование этими зонами приведет к снижению напряжения и вызовет приятные ощущения. Например, кусание или сосание вызывает оральное удовлетворение, опорожнение кишечника приводит к анальному удовлетворению, а мастурбация обеспечивает генитальное удовлетворение.

Вторая группа, инстинкты смерти, называемые танатос, лежат в основе всех проявлений жестокости, агрессии, самоубийств и убийств. В отличие от энергии либидо, как энергии инстинктов жизни, энергия инстинктов смерти не получила специального названия. Однако Фрейд считал их биологически обусловленными и не менее важными, чем жизненные инстинкты, в регуляции поведения человека. Он считал, что приводы смерти подчиняются принципу энтропии (т.е. закону термодинамики, согласно которому любая энергетическая система стремится к поддержанию динамического равновесия). Ссылаясь на Шопенгауэра, Фрейд утверждал: «Цель жизни — смерть. Под этим он подразумевал, что всем живым организмам присуще навязчивое желание вернуться в некое неопределенное состояние, из которого они вышли. То есть Фрейд считал, что у людей есть врожденное стремление к смерти. Однако острота этого утверждения несколько смягчается тем, что современные психоаналитики не уделяют столько внимания драйву смерти. Это, вероятно, самый спорный и наименее разделяемый аспект теории Фрейда.

Что такое инстинкты в реальности? Каждый инстинкт имеет четыре характеристики: Источник, цель, объект и стимул. Источником инстинкта является состояние организма или потребность, которая вызывает это состояние. Источники жизненных инстинктов описываются нейрофизиологией (например, голод и жажда). Фрейд не дал четкого определения влечения к смерти. Целью побуждения всегда является устранение или уменьшение возбуждения, вызванного потребностью. Когда цель достигнута, человек испытывает кратковременное состояние блаженства. Хотя существует множество способов достижения инстинктивной цели, существует тенденция поддерживать состояние возбуждения на каком-то минимальном уровне (в соответствии с принципом удовольствия).

Объект означает человека, объект в окружающей среде или что-то в собственном теле, что обеспечивает удовлетворение (т.е. цель) инстинкта. Действия, которые приводят к удовлетворению инстинкта, не обязательно всегда одинаковы. На самом деле, объект может меняться на протяжении всей жизни. В дополнение к гибкости в выборе объектов, человек способен откладывать разрядку инстинктивной энергии на длительные периоды времени.

Практически каждый поведенческий процесс в психоаналитической теории может быть описан в терминах:

  1. связывание или направление энергии к объекту (катексис);
  2. препятствие для удовлетворения влечения (антикатексис).

Примером катексиса является эмоциональная привязанность к другим людям (т.е. передача им энергии) или увлечение мыслями или идеалами другого человека.

Антикатексис проявляется во внешних или внутренних барьерах, препятствующих немедленному затуханию инстинктивных потребностей. Взаимодействие между экспрессией драйва и ингибированием драйва, между катексисом и антикатексисом, таким образом, составляет основной бастион психоаналитического построения системы мотивации.

Наконец, стимул представляет собой количество энергии, силы или давления, необходимое для удовлетворения инстинкта. Его можно оценить косвенно, наблюдая за количеством и типом препятствий, которые человек должен преодолеть, стремясь к определенной цели.

Ключом к пониманию динамики инстинктивной энергии и ее выражения в выборе объектов является концепция подавленной активности. Согласно этой концепции, высвобождение энергии и снятие напряжения происходит через подавленную поведенческую активность. Вытесненная активность возникает, когда по каким-то причинам выбор подходящего объекта для удовлетворения инстинкта невозможен. В таких случаях инстинкт может сместиться и таким образом направить свою энергию на другой объект.

Фрейд считал, что многие социальные и психологические явления можно понять в контексте сдвига двух первичных инстинктов — сексуального и агрессивного. Например, социализацию ребенка можно отчасти объяснить как результат последовательного смещения сексуальной потребности с одного объекта на другой, как того требуют родители и общество. Точно так же расовые предрассудки и войны можно объяснить подавлением агрессивных побуждений. Согласно Фрейду, весь институт современной цивилизации (искусство, музыка, литература) является продуктом вытеснения сексуальной и агрессивной энергии. Не имея возможности почувствовать удовольствие прямо и немедленно, люди научились переключать свою инстинктивную энергию на других людей, другие объекты и другие виды деятельности, а не на те, которые служат непосредственной разрядке напряжения. Так возникли сложные религиозные, политические, экономические и другие институты.

У. У. Макдугалл расширил рамки, установленные Фрейдом в отношении количества основных инстинктов, и предложил набор из десяти инстинктов: Инстинкт изобретения, инстинкт строительства, инстинкт любопытства, инстинкт полета, инстинкт стада, инстинкт борьбы, инстинкт размножения (родительский), инстинкт отвращения, инстинкт самоуничижения, инстинкт самоутверждения. В более поздних работах У. Макдугалл добавил к перечисленным еще восемь инстинктов, в основном связанных с органическими потребностями. Несмотря на такое увеличение количества предлагаемых инстинктов, в целом суть его теории также сводилась к аналогии с поведением животных.

В 1920-х годах теория инстинктов была заменена концепцией, основанной на биологических потребностях в объяснении человеческого поведения. В этой концепции утверждалось, что люди и животные имеют общие органические потребности, которые одинаково влияют на их поведение. Периодически возникающие органические потребности вызывают состояние возбуждения и напряжения в организме, а удовлетворение потребности приводит к уменьшению (снижению) напряжения.

Между понятиями инстинкта и потребности не было принципиальных различий, за исключением того, что инстинкты являются врожденными и неизменными, в то время как потребности могут приобретаться и изменяться в течение жизни, особенно у людей. Оба понятия, «инстинкт» и «потребность», имели один существенный недостаток: их использование не предполагало наличия психологических когнитивных факторов, связанных с сознанием, с субъективными состояниями организма, называемыми психическими. В связи с этим обстоятельством эти два термина были заменены понятием «привод». Влечение — это стремление организма к конечному результату, субъективно представленное в виде цели, ожидания, намерения, сопровождаемое соответствующими эмоциональными переживаниями.

Американский исследователь мотивации Г. В дополнение к списку органических или первичных потребностей, определенных У. Макдугаллом, которые идентичны основным инстинктам, американский исследователь мотивации Г. Мюррей предложил список вторичных (психогенных) потребностей, которые возникают на основе инстинктоподобных влечений в результате воспитания и обучения. Это потребности в достижении, принадлежности, агрессии, потребности в независимости, оппозиции, уважении, унижении, защите, доминировании, внимании, избегании вредных влияний, избегании неудач, патернализме, порядке, игре, отвержении, понимании, сексуальных отношениях, помощи, взаимопонимании. Помимо этих двух десятков потребностей, автор приписывает человеку следующие шесть потребностей: приобретение, отказ от чувства вины, познание, творчество, признание и бережливость.

Помимо теорий биологических потребностей, инстинктов и влечений человека, в эти годы возникли еще два новых направления, стимулированные не только теорией эволюции Дарвина, но и открытиями Павлова.

Поведенческая теория мотивации и теория высшей нервной деятельности

Поведенческая (бихевиористская) теория мотивации развивалась как логическое продолжение идей Д. Уотсона в теории объяснения поведения. Среди наиболее известных представителей этого направления, помимо Д. Уотсона и Е. Толман также К. Халл и Б. Скиннер. Все они пытались детерминистически объяснить поведение в рамках первоначальной схемы «стимул-ответ». В своих более современных вариантах (а эта теория продолжает развиваться практически без изменений) рассматриваемая концепция включает в себя последние достижения в области физиологии тела, кибернетики и психологии поведения.

При рассмотрении бихевиористского подхода к личности следует различать два типа поведения: реагирующее и оперантное. Чтобы лучше понять принципы оперантного обучения, мы сначала обсудим поведение респондента. Реактивное поведение подразумевает характерную реакцию, вызываемую известным стимулом, причем последний всегда предшествует первому по времени. Известные примеры включают сужение или расширение зрачка в ответ на световой раздражитель, подергивание колена при ударе молотком по надколеннику и дрожь при холоде. В каждом из этих примеров связь между стимулом (уменьшение светового раздражителя) и ответом (расширение зрачка) в любое время является непроизвольной и спонтанной. Более того, реактивное поведение включает в себя рефлексы, в которых участвует вегетативная нервная система. Однако отзывчивому поведению также можно научиться. Чтобы понять то или иное ответное поведение, полезно познакомиться с работой Ивана Павлова, первого ученого, чье имя ассоциируется с бихевиоризмом.

Павлов, русский физиолог, первым обнаружил, что поведение реакции может быть классически определено, изучая физиологию пищеварения. Он заметил, что пища, помещенная в рот голодной собаки, автоматически вызывает слюноотделение. Слюноотделение является безусловным ответом или, как его называл Павлов, безусловным рефлексом (AR). Он вызывается пищей, которая является безусловным стимулом (БС). Великим открытием Павлова было то, что когда нейтральный стимул ранее неоднократно сочетался с БС, нейтральный стимул в конечном итоге приобретал способность вызывать БР даже при предъявлении без БС. Например, если звонить в колокольчик до того, как в пасти собаки окажется еда, то постепенно у собаки начнет выделяться слюна при звуке колокольчика, даже если еды нет. Новый ответ (слюноотделение на звук звонка) называется условным рефлексом (УР), а ранее нейтральный стимул (звук звонка) — условным раздражителем (УР).

В более поздних работах Павлов отметил, что если он переставал давать пищу после звука колокольчика, то у собаки в конце концов прекращалось слюноотделение после этого звука. Этот процесс называется угасанием, и показано, что он важен как для приобретения, так и для поддержания обучения реакции. Павлов также обнаружил, что если собаке дать длительный отдых во время фазы угасания, то при звуке колокольчика у нее снова начнется слюноотделение. Это явление правильно называется спонтанным восстановлением.

Исследования, начатые И.П. Павловым, были предложены, углублены и расширены не только его непосредственными учениками и последователями, но и другими физиологами и психологами. Среди них Н.А. Бернштейн, автор оригинальной теории психофизиологической регуляции движений, П.К. Анохин, предложивший модель функциональной системы, описывающей и объясняющей динамику поведенческого акта на современном уровне, и Е.Н. Соколов, открывший и изучивший ориентировочный рефлекс, имеющий большое значение для понимания психофизиологических механизмов восприятия, внимания и мотивации, предложили модель концептуальной рефлекторной дуги.

Хотя Павлов проводил эксперименты на животных, другие исследователи начали изучать основные процессы классического обусловливания на людях. Эксперимент Уотсона и Рейнера иллюстрирует ключевую роль классического обусловливания в формировании эмоциональных реакций, таких как страх и тревога.

Поведение субъекта — это версия Павловского или классического обусловливания Скиннера. Он также назвал это обусловливание типом С, чтобы подчеркнуть важность появления стимула до и после реакции. Однако Скиннер считал, что поведение животных и человека в целом не может быть объяснено с помощью классического обусловливания. Скорее, он подчеркивает поведение, которое не связано с известным стимулом. Тип поведения, при котором организм активно воздействует на окружающую среду, чтобы каким-то образом изменить события, был определен Скиннером как оперантное поведение. Он также назвал его обусловливанием типа Р, чтобы подчеркнуть влияние реакции на будущее поведение.

Оперантное поведение (вызванное оперантным обучением) определяется событиями, которые следуют за ответом. То есть за поведением следует последствие, и характер этого последствия изменяет склонность организма к повторению этого поведения в будущем. Например, катание на роликах, игра на пианино и написание собственного имени — это оперантные паттерны реагирования, или операнты, которые контролируются результатами, следующими за соответствующим поведением. Это случайно приобретенные реакции, для которых не существует идентифицируемого стимула. Скиннер понимал, что бесполезно рассуждать о происхождении оперантного поведения, поскольку мы не знаем ни стимула, ни внутренней причины, ответственной за его возникновение. Это происходит спонтанно.

Если последствия благоприятны для организма, то вероятность того, что операнд повторится в будущем, увеличивается. Когда это происходит, последствие, как говорят, подкрепляется, и оперантные реакции, вытекающие из подкрепления (в смысле высокой вероятности их возникновения), становятся обусловленными. Таким образом, сила положительно подкрепляющего стимула определяется в зависимости от его влияния на последующую частоту ответов, которые непосредственно предшествовали ему.

И наоборот, если последствие ответа не является благоприятным и подкрепляющим, то вероятность получения операнда уменьшается.

Скиннер считал, что оперантное поведение обусловлено негативными последствиями. По определению, негативные или аверсивные последствия ослабляют поведение, которое их вызывает, и усиливают поведение, которое их устраняет.

Для изучения оперантного поведения в лаборатории Скиннер разработал простую на первый взгляд процедуру, которую он назвал свободным оперантным методом. Полуголодную крысу помещали в пустую «свободно действующую камеру» (известную как ящик Скиннера, где был только рычаг и миска для еды). Вначале крыса демонстрировала множество оперантных реакций: Бегает, нюхает, царапает, расчесывает себя и мочится. Эти реакции не были вызваны узнаваемым стимулом; они были спонтанными. Наконец, в рамках привыкания крыса нажимала на рычаг, получая таким образом пищевой шарик, который автоматически доставлялся в миску под рычагом. Поскольку реакция на нажатие рычага изначально имела низкую вероятность появления, ее следует считать чисто случайной реакцией на кормление; то есть мы не можем предсказать, когда крыса нажмет на рычаг, и не можем заставить ее сделать это. Однако если лишить его пищи, скажем, на 24 часа, мы увидим, что реакция на нажатие рычага в этой конкретной ситуации в конечном итоге приобретает высокую вероятность. Для этого используется метод, называемый «обучение у кормушки», когда экспериментатор дает шарик пищи каждый раз, когда крыса нажимает на рычаг. Затем вы увидите, что крыса проводит все больше и больше времени возле рычага и миски с едой, и через разумный промежуток времени она начнет нажимать на рычаг все быстрее и быстрее. Таким образом, нажатие на рычаг постепенно становится наиболее частой реакцией крысы на условие «пища-пища». В ситуации оперантного обучения поведение крысы является инструментальным, то есть она воздействует на окружающую среду для получения подкрепления (пищи). Если дальнейшие эксперименты не подкрепляются, т.е. если пища не появляется последовательно после реакции на нажатие рычага, крыса в конце концов перестанет нажимать на рычаг, и произойдет экспериментальное угасание.

На странице курсовые работы по менеджменту вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Менеджмент».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Стандарты корпоративного управления
  2. Неопределенность и риск в управленческих решениях
  3. Менеджмент предприятия
  4. Совершенствование кадрового менеджмента в учреждениях здравоохранении
  5. Формирование группового поведения в организации
  6. Должностная инструкция руководителя по риск-менеджменту
  7. Этапы развития теории и практики управления до конца XX века
  8. Социально-экономические системы
  9. Инновационный менеджмент
  10. Бережливое производство, виды