Реализация концепции диалога культур в воспитательном процессе

Предмет: Педагогика

Тип работы: Курсовая работа

У вас нет времени или вам не удаётся понять эту тему? Напишите мне в whatsapp, согласуем сроки и я вам помогу!

На странице курсовые работы по педагогике вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Педагогика».

Дополнительные готовые курсовые на темы:

  1. Современные средства оценивания в обучении школьников
  2. Педагогическое общение в образовательном процессе
  3. Социализация детей (подростков) в неполной семье
  4. Профессиональное самоопределение школьника в образовательном процессе
  5. Реализация личностно-ориентированного подхода в процессе обучения истории
  6. Активизация учебно-познавательной деятельности школьников на учебном занятии
  7. Самообразование школьников в процессе обучения
  8. Организация информационно-образовательной среды на уроке истории (в школе)
  9. Использование игровых технологий на учебном занятии
  10. Современные средства оценивания образовательной деятельности школьников

Введение

Воспитание растущего человека в развитую личность — одна из главных задач современного общества.

Преодоление отчуждения человека от своей истинной сущности, формирование духовно развитой личности в процессе исторического развития общества не происходит автоматически. Она требует усилий людей, и эти усилия направлены как на создание материальных возможностей, объективных социальных условий, так и на реализацию новых возможностей для духовно-нравственного совершенствования человека, которые открываются на каждом историческом этапе. В этом двуедином процессе реальная возможность развития человека как личности обеспечивается совокупностью материальных и духовных ресурсов общества.

Однако наличие объективных условий само по себе не решает проблему формирования развитой личности. Необходима организация планомерного, основанного на знании и учете объективных закономерностей развития личности процесса воспитания, который выступает как существенная и всеобщая форма этого развития. Цель образовательного процесса — сделать каждого растущего человека борцом за человечество, что требует не только интеллектуального развития детей, не только развития их творческого потенциала, способности самостоятельно мыслить, обновлять и расширять свои знания, но и развития способов мышления, развития установок, мнений, чувств, готовности участвовать в экономической, социальной, культурной и политической жизни, личностного и социального воспитания, развития разнообразных умений, в которых центральное место принадлежит умению,

Ребенок постоянно вовлечен в те или иные формы социальной практики; и если нет специальной организации, то воспитательное воздействие на ребенка присутствует, традиционно сложившиеся его формы, результат которых может противоречить целям воспитания.

Исторически сложившаяся система образования дает детям определенный набор навыков, моральных норм и умственных ориентиров, отвечающих требованиям данного общества, но постепенно способы и средства организации становятся непродуктивными.

Когда данному обществу необходимо вооружить детей новым набором навыков и потребностей, оно требует изменений в системе образования, способной организовать эффективное функционирование новых форм репродуктивной деятельности. В этом случае развивающая роль системы образования выходит на первый план и становится предметом специального обсуждения, анализа и целенаправленного проектирования.

Актуальность темы. Развитие человека как личности требует от общества постоянного и сознательно организованного совершенствования системы социального воспитания, преодоления застойных, традиционных, стихийно сложившихся форм.

Цель — изучение, анализ и сравнение современных образовательных систем.

Цель:

  1. проанализировать и продемонстрировать понятие «образование» как социальное и образовательное явление.
  2. Проследить развитие образовательных систем в России и за рубежом.
  3. Выделить образовательные системы современного мира для анализа сходств и различий.

Объектом и предметом данной работы являются образовательные системы.

Природа образования

Образование относится к социальным явлениям и играет роль одного из факторов развития жизни и общества. Буквально, воспитание означает воспитание ребенка. Этот термин был введен в науку русским педагогом середины XVIII века И. И. Бецкого, деятельность которого была направлена на создание «новой расы людей» через образование.

Как сложный социокультурный феномен, образование является объектом изучения ряда гуманитарных наук, каждая из которых анализирует свой аспект этого явления:

Если мы посмотрим на воспитание с биологической точки зрения, то обнаружим другую характеристику воспитания: мать в животном мире помогает своему потомству адаптироваться к жизни и успеть развить жизненно важные навыки, она делает это, повинуясь самому сильному инстинкту, заложенному в природе, реализация которого обеспечивает продолжительность существования вида; действия матери не содержат целенаправленности, которая возникает в результате анализа социальной или жизненной ситуации. Образование в животном мире — это только начало будущего человеческого образования, основание пирамиды, которую человечество выстроило в ходе своей истории, все больше и больше осознавая ту огромную роль, которую играют усилия старших, направленные на младших, вступающих в жизнь, и все больше и больше осознавая эти направленные усилия.

Социология изучает социальные проблемы развития личности, т.е. вскрывает особенности социального заказа, который общество дает системе образования в виде государственных документов; определяет региональные и социокультурные особенности образования; изучает соотношение стихийных социальных влияний и целенаправленного воздействия на людей в процессе социализации и воспитания. С социальной точки зрения, образование — это целенаправленная подготовка молодого поколения к жизни в данном и будущем обществе, осуществляемая через специально созданные государственные и общественные структуры, контролируемая и корректируемая обществом.

Философия изучает познавательное, аксиологическое, социально-политическое, нравственное и эстетическое отношение человека к миру, то есть раскрывает онтологические и гносеологические основы образования, формулирует наиболее общие представления о высших целях и ценностях образования, в соответствии с которыми определяются конкретные средства. С философской точки зрения, образование — это целенаправленный процесс взаимодействия одного поколения с другим, осуществление эстафеты передачи жизни от старшего поколения к младшему, а в жизни как смене одного поколения другим, образование предстает как условие этой смены. Говоря о философском значении образования, необходимо изучить само слово. Необходимое исследование было проведено и опубликовано Т.С. Караченцевой в статье «Философия образования и образование через философию». В слове «питать» она выделила в качестве основы семантический глагол «питать». В новорожденном младенце впитывают нравственные знания и впоследствии через формы жизни питают ими и разум. Впоследствии наполняясь, вырастая в полноценную личность, она питает себя, через любовь, доверие, принадлежность, ненависть, страх, тем самым влияя на этот человеческий мир.

Некоторая неопределенность глагола «питать» приобретает определенную форму благодаря префиксу «vos» — : vos — становиться, vos — делать, vos — прижимать, vos — питать. «В образовании человек приобретает проницательность, выразительность тона, уверенность языка, память, перспективы на будущее, он пытается взять на себя культурную роль и надевает социальный костюм». Таким образом, в слове «образование» слышится познание и осознание личности через ее питание, обретение энергии свободы по отношению к ней. Благодаря воспитанию человек обретает свою собственную жизнь и реальность или наоборот, в зависимости от качества питающей его почвы.

Психологический подход к образованию имеет свой смысл, поскольку психология указывает на способность молодого человека осмысливать окружающий мир в сознании; с психологической точки зрения образование можно анализировать как процесс развития способности человека осмысливать и взаимодействовать с миром.

Субъектом воспитания всегда является профессиональный педагог или взрослый, который сознательно и целенаправленно способствует вхождению ребенка в контекст культуры.

Если рассматривать образование как социальное явление, то его следует определить как сложный и противоречивый социально-исторический процесс включения подрастающего поколения в жизнь общества, ведущий к культурно-исторической преемственности поколений.

Цели и задачи образования

Споры о цели образования ведутся с древних времен. К.Д. Ушинский писал: «Если вам скажут, что цель воспитания — сделать человека счастливым, вы вправе спросить, что воспитатель подразумевает под именем счастья, ибо, как известно, нет на свете предмета, к которому люди относились бы так различно, как к счастью: то, что одному кажется счастьем, для другого может быть не только безразличным обстоятельством, но даже просто несчастьем». Долгое время цели рассматривались с позиции идеала человека гармонично развитого, объединяющего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Несомненно, эту позицию следует рассматривать как идеальную цель образования. Однако выделение такой цели как единственной приводит к тому, что практический результат воспитательной работы значительно отличается от поставленных целей. Стремление к идеальной цели не исключает и даже предполагает постановку вполне понятных для учителя целей, достижение которых можно рассматривать как результат его деятельности, представляющий собой изменение в образовании учащихся. Говоря о конкретных целях, необходимо различать причины их определения.

Первая основа связана с развитием каждого человека, развитием того потенциала, которым природа наделила человека — формированием его индивидуальности. Как считал Э. Фромм, в процессе развития индивидуальности активность и энергия развиваются в каждой из сущностных сфер человека. В то же время эти сферы становятся все более интегрированными; развивается определенная структура, которая направляется волей и разумом человека. Развитие личности также в некоторой степени определяется индивидуальными условиями, но в основном — социальными.

Вторая основа связана с отношениями между личностью и обществом. Долгое время разработка и обоснование целей образования осуществлялись в терминах ценностей, телеологического принципа: высшей целью считалось то, что наиболее соответствует потребностям общества и государства. При таком подходе интересы ребенка рассматривались как вторичные, но гуманистическая педагогика считает их первичными. Ближе к нашему времени определение, данное К. Смирновым в его учебнике (1913): «Воспитать ребенка — значит помочь ему собственными усилиями достичь совершенства, то есть стать нравственно развитой и практически активной личностью.

Таким образом, все цели образования можно условно разделить на две взаимозависимые группы: Идеальные и реальные цели, последние конкретизируются в задачах формирования индивидуальности и развития личности.

Исходя из того, что результатом образования является социальное развитие человека, предполагающее позитивные изменения в его установках, мотивах и реальных действиях, можно выделить три группы образовательных целей, направленных на результат образования ребенка.

Первая группа задач связана с формированием гуманистического отношения. В процессе решения этих задач происходит процесс интернализации общечеловеческих ценностей, формирование у человека гуманистических взглядов и убеждений.

Вторая группа задач неотделима от первой и направлена на формирование потребностей и мотивов нравственного поведения.

Третья группа подразумевает создание условий для реализации мотивов и стимулирования нравственного поведения детей.

Принципы образования

Принципы образования — это положения, выражающие основные требования к содержанию и методам организации образовательного процесса. Эти требования следующие:

  • обязательным, то есть если учитель не соблюдает принципы образования в своей профессиональной деятельности, образовательный процесс не будет эффективным;
  • Комплексность, которая означает, что принципы образования должны применяться не по отдельности и в отрыве друг от друга, а в целостном и неразрывном единстве;
  • Эквивалентность, которая означает, что среди принципов нет разделения на первичные и вторичные.

Современная теория образования не выработала единых взглядов на выбор принципов образования, но наиболее распространенными являются следующие: Персонификация, естественность, культурная адекватность, гуманизация, дифференциация.

  1. персонификация (индивидуализация) подразумевает определение индивидуального курса в образовании и развитии каждого ученика, выделение специальных заданий, соответствующих его индивидуальным особенностям. Учитель, реализующий принцип персонификации, должен расставлять приоритеты в образовательной деятельности, в том числе определять специфику вовлечения детей в различные виды деятельности, раскрывать личностный потенциал в школьной и внеклассной работе, предоставлять каждому ребенку возможности для оптимальной самореализации и саморазвития.
  2. Принцип естественной целесообразности был установлен различными учеными разных исторических периодов, начиная с античных времен. Она занимала значительное место в педагогических взглядах Руссо, Песталоцци, Дистервега, Коменского, которые призывали к воспитанию личности в соответствии с ее природными способностями и возрастными особенностями. В основе современной интерпретации этого принципа лежит идея о том, что образование должно быть основано на научном понимании природных и социальных процессов, приведенных в гармонию с общими законами развития природы и общества, формировать ответственность за окружающую среду и самого себя. Содержание, методы и формы воспитания должны учитывать необходимость возрастной и половой дифференциации, организации социального опыта человека и индивидуальной помощи ему. Стремление к здоровому образу жизни и способность выживать в экстремальных условиях должны культивироваться в воспитывающейся личности. Особое значение имеет развитие планетарного мышления и воспитание экологического поведения.
  3. культурность — принцип образования, впервые сформулированный в работах Джона Локка, который говорил, что душа ребенка — это tabula rasa («чистый лист») и что человеческие различия определяются воспитанием и условиями жизни. C. А. Гельвеций и Я. Г. Песталоцци, основываясь на идеях Локка, обосновали роль социокультурного фактора в образовании. Ф.А. Дистервег сформулировал культурологический принцип в педагогике, который гласит, что образование должно быть ориентировано на условия места и времени, где человек родился и живет, то есть на культуру конкретной страны. В отечественной педагогике принцип кулыуральности (принцип народности) разрабатывали К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, П.Ф. Каптерев; в основу воспитания они положили единство религии, быта, традиций, национальной морали. Реализовать принцип культуросообразности в образовании — значит помочь человеку овладеть общечеловеческой, национальной и массовой культурой на индивидуально-личностном уровне.
  4. принцип гуманизации (от лат. humanus — человеческий, принадлежащий человеку, любящий человека) был закреплен в наследии величайших философов и педагогов древности: Демокрита, Сократа, Платона, Аристотеля, Плутарха, Сенеки, Квинтилиана, Тертуллиана, Августина, Аквинского и др. Значительный вклад в его развитие внесли выдающиеся европейские педагогические мыслители: J. A. Comenius и D. М. де Рузвельт. А. Коменский, Д. Локк, Ж. Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, П. Ф. Хербарг, А. Дистервег. На современном этапе принцип гуманизации основан на отношении к человеку как к высшей ценности; на признании права ребенка на свободное развитие и проявление своих способностей.
  5. принцип дифференциации основан на выборе педагогического воздействия в соответствии с типом ученической группы, существующей в данном детском сообществе. Обращение к этому принципу позволяет разрабатывать педагогические методики не для каждого ребенка (что практически нереально, учитывая большой размер класса и загруженность учителей), а для определенной «категории» учеников, выделенных по разным причинам: (а) возраст (младшие школьники, подростки, старшие школьники); (б) успеваемость («сильные», «слабые», одаренные ученики); (в) пол (мальчики и девочки); (г) уровень социальной активности (активный, пассивный, негативно настроенный); (д) характер отношений с учителем (благополучные, трудновоспитуемые, неуправляемые, дезорганизаторы); (е) характер межличностного общения (общительные, вялые, не умеющие общаться) и т.д. Основными условиями для применения принципа дифференциации в образовательном процессе являются: 1) изучение межличностных отношений, что позволяет выявить наличие в коллективе отдельных групп учащихся; 2) насыщение жизни коллектива разнообразной общественно полезной деятельностью, что дает возможность различным группам учащихся максимально реализовать себя; 3) создание в коллективе атмосферы сотрудничества, доброжелательности, творчества, толерантности, что способствует тому, что «проблемные» учащиеся не испытывают психологического дискомфорта; 4) ориентация общественного мнения класса на гуманистические ценности, носящие стимулирующий характер.

Образование как система

Образование, будучи динамичной системой, направлено в первую очередь на социальное развитие личности. Для эффективной реализации этой задачи необходимо осуществление образовательного процесса в целом, что на практике реализуется через создание образовательной системы. Система образования имеет сложную структуру, в которой выделяются следующие компоненты: 1) цели, выраженные в исходной концепции (т.е. совокупность идей, для реализации которых она создается); 2) деятельность, обеспечивающая реализацию этой концепции; 3) субъекты деятельности (ее организаторы и участники); 4) отношения, возникающие в деятельности и общении, интегрирующие субъектов в некое сообщество; 5) среда системы, в которой доминируют содержащиеся в ней субъекты; 6) управление, обеспечивающее интеграцию компонентов в целостную систему и способствующее развитию этой системы. Образовательная система не определяется сверху и создается усилиями всех субъектов образовательной деятельности, поэтому она не является застывшим и постоянно развивающимся явлением. Процесс развития образовательной системы противоречив и не линеен: он имеет свои взлеты и падения, и достаточно длительные периоды стабильности, для него характерны регрессивные явления, когда система как бы движется назад, теряя свои позитивные достижения.

Источником развития образовательной системы является, прежде всего, разрешение противоречия между ее возрастающей регулярностью (процесс интеграции) и тенденцией увеличения самостоятельности различных элементов (процесс дезинтеграции). Интеграция выражается в формировании коллективов, установлении стабильных межличностных отношений, стандартизации ситуаций и т.д., дезинтеграция — в нарушении стабильности, росте индивидуальных и групповых различий, возникновении ситуаций, противоречащих принятым нормам и ценностям и т.д.

Противоречия между интеграцией и дезинтеграцией развития системы образования конкретизируются в противоречиях между системой и личностью. Процессы интеграции создают благоприятные условия для социальной адаптации; напротив, дезинтегративные явления в системе способствуют отчуждению между ребенком и педагогом.

Основным критерием эффективности системы образования является развитие личности ребенка. В связи с этим управление образовательной системой включает в себя, прежде всего, управление взаимодействием системы и личности, процессом их взаимовлияния. Для этого необходимо найти способы оптимального вовлечения личности (как ребенка, так и педагога) в процессы целеполагания, совместной творческой деятельности, совершенствования межличностных и групповых отношений, возникающих в коллективе.

Заключение

В данной работе, посвященной теме образовательных систем в современном мире, мы попытались не только пролить свет на сами инновационные системы, но и проследить ход педагогического мышления об образовании в истории педагогики.

В первой главе мы раскрыли понятие «воспитание» в контексте социально-педагогического феномена. Была раскрыта сущность, определены цели и задачи, принципы воспитания.

В связи с четкой направленностью темы нашей работы, мы попытались раскрыть понятие «образование», поместив его в рамки системы.

Вторая глава посвящена семи наиболее развитым и применяемым образовательным системам, как в России, так и за рубежом. Каждая система была подробно описана нами, отмечены основные идеи, приведены примеры работы каждой системы в одном из городов Российской Федерации.

Список литературы

  1. Библер В.С. Культура. Диалог культур (опыт определения) // Вопросы философии, 1986. — №6. — с. 31-42
  2. вальдорфские эпохи и времена года // Первые Серты. — №69. — 1999
  3. Джуринский А.Н. Зарубежная школа: история и современность. — М.: 1992
  4. Джуринский А.Н. История зарубежной педагогики — М.: Форум-ИНФРА-М, 1998.
  5. в философии культуры: Библер В.С. Концепция. — М.: 2002
  6. Караченцева Т.С. Философия образования и образование через философию. Этика и мораль. — М.: 1990. — с.23
  7. Левчук Л.В. Западная версия глобализации общества и глобальное образование // Педагогическая наука и образование в России и за рубежом: региональные, глобальные и информационные аспекты. — №3. — 2003
  8. 8 Майков П.М. Иван Иванович Бецкой. Опыты биографии. — СПб: 1904.
  9. Макаренко А.С. О воспитании молодежи. — М.: 1951
  10. Материалы греческой античности. Сборник текстов Гераклита, Демокрита и Эпикура. — М.: 1955
  11. Новикова Л.И., Караковский В.А., Селиванова Н.Л. Концептуальные основы теории образовательных систем // Современные концепции образования: материалы конференции. — Ярославль, 2000.
  12. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических колледжей и университетов / под ред. П.И. Пидкасистого. — Москва: Педагогическое общество России, 1998.
  13. Радищев А.Н. Полное собрание сочинений в 3-х томах. — М.: Л.: Издательство Академии наук СССР, 1941 г. — Т.2 с.58 14.
  14. рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация учебного процесса в школе. — МОСКВА: ВЛАДОС, 2000.
  15. Сластенин В.А. и др. педагогика: учебник для студентов высших учебных заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2002.
  16. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения: в 6 томах. — Том 5. — М.: Педагогика, 1990 г. — с.283.
  17. Ушинский К.Д. Собрание сочинений. — М.: Л.: 1949. — т.6. — с.300
  18. www.1060.5ballov.ru — Вальдорфская школа в Москве
  19. www.volg.un.ru — Педагогический журнал Юга России
  20. www.school51.okis.ru — Сайт рязанской школы № 51
  21. www.belgorod.school.edu.ru — Сайт школы в Белгороде