Для связи в whatsapp +905441085890

Реформация и контрреформация. Э. Роттердамский. Ж. Кальвин. М. Лютер. Значение протестантизма

В пятнадцатом и шестнадцатом веках территория Германии была главной частью и основным ядром Священной Римской империи. Эта империя включала в себя Германию, Бельгию, Нидерланды, Богемию, Австрию, Люксембург и Пруссию. Формально в этот союз входили и другие территории, но они существовали отдельно.

Во главе Германии стоял король. Он имел полное право быть коронованным императором. Приглашение Папы не было обязательным условием коронации. Начало этому положил Максимилиан Первый, правивший страной с 1493 по 1519 год, который отказался короноваться Папой Римским, а последовавшие за ним монархи продолжили эту традицию. Государство оказалось полностью раздробленным на огромное количество различных сепаратистских территорий, отличающихся друг от друга политическими режимами и религиозными убеждениями.

Существенной особенностью германского правления была двойственная политическая деятельность князей по отношению к императорской власти. Земские органы — земства — окончательно сформировались лишь в конце XV века. Обычно они были представлены низшим дворянством, духовенством, титулярными графами и городскими судебными исполнителями. Округа делились на два типа: свободные и имперские, и их главным отличием была разница в автономии. Таким образом, имперцы получили право управлять не только территориями своих округов, но и более отдаленными, крупными деревнями. Вся Германия состояла из небольших поселений, в которых зачастую проживало менее 500 человек. Они были едва отличимы от более крупных деревень и также имели полуаграрный характер. В начале шестнадцатого века в Германии насчитывалось около 3 000 различных городов. Несмотря на то, что в Германии появлялось все больше и больше городов, она все еще сохраняла тенденции управления, сформировавшиеся в прошлом веке. Германия развивалась по двум линиям — территориальной и общеимперской. Задачи, непосильные для империи, брали на себя князья и великие города. Централизация империи происходила довольно медленно, в то время как княжеская власть, напротив, росла ускоренными темпами и во многом способствовала усилению раздробленности государства.

К концу XV века в Германии уже наблюдался быстрый рост населения и сельского хозяйства. К концу шестнадцатого века стране удалось восстановить ущерб, нанесенный чумой 1348 года и голодом. В то время общая численность населения составляла не более 12 миллионов человек, но ко второй половине века она выросла до 15 миллионов.

Страна оставалась сельскохозяйственным государством. Почти все жители жили в деревнях.

В связи с новыми географическими открытиями в этот период увеличился спрос на серебро в качестве платежного средства со стороны заморских купцов. Это способствовало росту производства в стране и стимулировало развитие новых экономических структур.

Важнейшей отраслью промышленности в Германии была горнодобывающая. Немецкие шахтеры были лучшими во всей Европе. Германия занимала позиции в добыче серебра до 16 века, когда дешевое серебро стало поступать из Америки.

Германия также была лидером в добыче и обработке железа и меди. В текстильной промышленности создавалось все больше новых мануфактур.

Между 1509 и 1514 годами в более чем тридцати городах Германии произошли восстания бедняков, направленные против дворянства. Они возникли из-за недовольства городской администрацией, несправедливого распределения налогов, а также из-за того, что чиновники не могли правильно распределить государственные финансы.

Духовенство смогло преодолеть все последствия соборных движений, которые стремились ограничить его власть. В результате они смогли укрепить собственные позиции, а также полностью изменили финансовую и административную систему и подняли церковные налоги до беспрецедентного уровня.

Многие причины Реформации уходят корнями в века, предшествовавшие ей.

Ставить под сомнение или пренебрегать истиной и авторитетом священника считалось самым отвратительным преступлением, заслуживающим смертной казни здесь и вечной смерти в вечности. По всей Европе росло разочарование и даже возмущение духовенством. В популярной литературе того времени «юродивый священник» был вездесущим персонажем.

Реформация и контрреформация.  Э. Роттердамский. Ж. Кальвин.  М.  Лютер. Значение протестантизма

Возникновение протестантизма. Реформация

Протестантизм как течение христианства принадлежит не только истории христианства. Сегодня это влиятельная духовно-интеллектуальная сила. Она заключается не только в сотнях миллионов ее последователей, но и в духовном наследии таких современных мыслителей и философов Запада, как Карл Барт (1886-1968), Карл Ясперс (1883-1969), Мартин Лютер Кинг (1929-1968), Альберт Швейцер (1875-1965), Билли Грэм (р. 1926) и др.

История протестантизма связана с именами величайших представителей человечества, его культуры. Чтобы понять это, давайте обратимся к фактам. Начало XVI века в Европе — это великая эпоха радикального перелома в европейской культуре, когда был заложен фундамент ее развития на ближайшие столетия. Это время благородных порывов и сжигания «еретиков», увлечения античной культурой и охоты на ведьм, благочестивых споров и утонченных пыток. Все это сливается в единый поток общественного развития, формируя мировоззрение, возвещающее рассвет буржуазной эпохи.

Католическая церковь является яростным защитником средневековых порядков. Он по-прежнему пользуется огромной властью. В это время, однако, антицерковные движения достигают своего пика. В Англии эта тенденция была представлена проповедью Джона Уиклиффа (1320-1384), профессора Оксфордского университета, который призывал к подчинению английской церкви королю в гражданских вопросах. Он также выступал против захвата Англии римскими папами, ставил под сомнение право церкви на индульгенции и настаивал на примате Писания над церковной традицией.

Его идеи повлияли на взгляды Яна Гуса (1369-1415), профессора Пражского университета, который проповедовал, что церковь должна отказаться от богатства и продажи индульгенций. Сожжение Гуса на костре 6 июня 1415 года по решению Констанцского собора вызвало возмущение в Богемии.

Эти идеи породили движение, которое стало известно как «Реформация». Его социальная база была крайне пестрой. Чтобы объединить эти разрозненные силы, нужна была общая программа. И оно пришло: 31 октября 1517 года священник города Виттенберг Мартин Лютер прибил Тезисы к воротам собора. Эти тезисы имели, как заметил Ф. Энгельс, «зажигательный эффект, как молния, ударившая в бочку с порохом». Лютер поначалу не думал о радикальной реформе церкви. Основная идея его тезисов заключалась в том, что для спасения необходимо внутреннее обращение грешников, которое нельзя заменить внешним денежным жертвоприношением.

Рим ответил Лютеру угрозами отлучения от церкви и физической расправой. Но, как говорится, рог нашел камень, и Мартин Лютер, пастор из Виттенберга, отказался подчиниться насилию. Но даже Папа не мог успокоиться — к этому времени конфликт был хорошо известен. Взаимные упреки и обвинения нарастали, и 10 декабря 1520 года Лютер публично сжег папскую буллу (декрет), отлучившую его от церкви.

Суть конфликта заключалась в том, что католическая церковь, как социальный институт феодализма, не могла быть побеждена без разрушения догматического фундамента, на котором она основывала свое правление в обществе. В догматическом плане определенную роль в этом сыграло богословское учение о том, что искупление человека невозможно без помощи Церкви, без содержащейся в ней благодати.

Для того чтобы отвергнуть эту теологическую конструкцию внутри христианства, необходимо было противопоставить земную ограниченность Церкви всемогуществу Самого Бога. Другими словами, свобода человека от претензий католицизма могла быть обоснована подчеркиванием полной, абсолютной зависимости человека от Творца, неспособности грешника повлиять на высшую божественную волю своим поведением (святыми делами и актами благочестия). Поэтому реформаторы решительно отвергли священное предание, которое утверждало Церковь как особый божественный социальный институт, и объявили Библию единственным источником веры.

Особенности протестантской доктрины, организации и богослужения

В соответствии с общим учением христианства, протестантизм всех разновидностей стоит на позиции, что знание религиозной истины дается человеку через божественное откровение. Возникает, однако, важный вопрос о критерии того, что из человеческого знания принадлежит к богооткровенной истине, а что ей не соответствует или даже противоречит, где лежит гарантия откровения богословского тезиса.

В христианстве нет сомнений в том, что первоисточником откровения является Библия. Однако в нем много противоречий, а также непонятных отрывков, которые нуждаются в толковании и разъяснении. Для католицизма право такого толкования принадлежало только церкви, настолько неоспоримо, что мирянам даже запрещалось читать Библию без руководства духовенства.

Протестантизм отнял у папства и церкви монополию на библейское толкование. С этой целью протестанты провозгласили право каждого верующего не только читать Библию, но и толковать ее самостоятельно. Что касается Священного Предания, то протестантизм отрицает, что оно является источником откровения. «Только Библия» стала основным девизом всех протестантских церквей.

Реформаторы настаивали на личных отношениях между человеком и Богом. Хорошо известно, что ортодоксальный католицизм считает Бога единством трех личностей: Бога Отца, Бога Сына и Святого Духа. Многовековая история Церкви свидетельствует о том, что формулирование и толкование учения о Троице было эпицентром богословской борьбы. Официальное начало ей положил александрийский богослов Арий (IV век), который поставил под сомнение второе лицо Троицы, божественность Иисуса Христа.

Именно акцент на личном общении с Богом сделал протестантизм типологически отличительным. Религиозный и теологический плюрализм пришел на смену церковному единообразию. Поэтому в разных странах и даже в пределах одной страны возникли разные доктрины. Все они разделяли ключевые идеи и понятия, составлявшие их общий протестантский характер (понятие «личной веры», «крещения в Духе», избранности и т.д.), но в зависимости от конкретной политической борьбы и социального положения привычные символы и понятия приобретали тот или иной характер. Так возникли различные течения: Англиканство, лютеранство, кальвинизм.

Мартин Лютер нападал в основном на притязания католической церкви на небесное покровительство и представительство. Между человеком и Богом, по мнению М. Лютера, не должно быть посредников; Бог дарует спасение по Своей свободной воле, ни в коем случае не по принуждению, а по просьбе грешника. Судьба человека определяется не Церковью, а только Божьей благодатью, и верующий не может и не должен получать спасение своими собственными усилиями. Он обретает спасение только тогда, когда признает себя безнадежно грешным существом и обретает личную веру в Бога и в искупительную жертву Иисуса Христа. Учение о «личной вере» как единственном и достаточном условии спасения составляет основу протестантской догматики и предполагает переосмысление всего традиционного учения.

В «Малом катехизисе» Мартин Лютер ясно выражает эту мысль: «Я убежден, что не могу верить или прийти к вере в Иисуса Христа, моего Господа, своей собственной силой или разумом, но что Святой Дух призвал меня через Евангелие, просветил меня Своим даром, освятил меня и сохранил в истинной вере». В результате радикально меняется представление о месте религии в жизни верующего: все повседневные действия признаются священными, без учета церковных предписаний. Важно не то, что человек делает, не его профессия или место в обществе, а его сознание своего долга перед Богом; важен не результат деятельности, а внутреннее состояние, цель, которую человек ставит перед собой. Таким образом, протестантизм выступает за особую этику, этику мотивов.

Личная вера, согласно учению Лютера, производит радикальный переворот в душе человека, делает его «внутренне» свободным. И поэтому лозунг благотворительности приравнивается к служению ближнему: нельзя, подобно монаху, бежать от мира. «… Служить Богу, — настаивал Лютер, — это не что иное, как служить ближнему, будь то ребенок, женщина, слуга. Всякий, кто нуждается в вас телесно и духовно; и это есть поклонение».

Политические и правовые идеи Реформации

В XVI веке Европу охватило массовое движение против католической церкви (Реформация — преобразование, перестройка (лат.)). (Обзорный курс истории). Реформацию в Германии начал Мартин Лютер (1483-1546), профессор Виттенбергского университета и доктор теологии. Осенью 1517 года он выступил с протестом против продажи индульгенций. В своих дискуссиях с католическим духовенством Лютер доказывал, что спасение христианина заключается не в церковных обрядах, а в его глубокой вере в Бога.

Отношение Лютера к светской власти основано на идее, что человек живет в двух сферах: сфере «Евангелия» (религиозная сфера, отношение к Царству Небесному) и сфере «Закона» (сфера земного, государство). В своем сочинении «О светской власти» (1523) Лютер писал, что если бы весь мир состоял из истинных христиан (т.е. истинно верующих), то не было бы нужды ни в князьях, ни в королях, ни в мече, ни в законе. Но нечестивых всегда больше, чем благочестивых. Поэтому Бог учредил два правительства — духовное (для истинных верующих) и светское (для сдерживания нечестивых).

Но устами апостолов Бог повелел повиноваться всякой власти, без которой невозможно существование человечества: «Поскольку весь мир нечестив, а одного истинного христианина едва ли можно найти среди тысяч, люди пожирали бы друг друга, и некому было бы защитить женщин и детей, накормить их и поставить на служение Богу, и мир опустел бы. Но мирская власть не диктует душам законы: «Все, что связано с верой, — дело свободное, и никого нельзя принудить к этому…». Это дело совести каждого, как он верит или не верит».

В 1524 году в южной и центральной Германии началось крестьянское восстание. Одним из лидеров был Томас Мюнцер (~ 1490 — 1525). Он очень радикально развил идеи Реформации и призвал к установлению народной власти.

В 1555 году на Аугсбургском религиозном мире была прекращена война между католиками и лютеранами на территории Германии. Лютеранство стало религией, равной католицизму по принципу «чья страна — того и вера». (Для терминологии, протестантизм был принят рядом немецких княжеств и городов; скандинавскими государствами. В 1529 году на 2-м Шпейерском сейме католики добились отмены права князей определять вероисповедание своих подданных. Несколько князей и представителей городов обратились к императору с протестом. Протестанты — приверженцы церквей и религиозных доктрин, созданных в результате Реформации).

Практически, лютеранство стало предпосылкой для более радикальных религиозных и политических течений Реформации. Например, Жан Кальвин (1509 — 1564) основал новую церковь в Женеве. Общиной верующих руководила избранная консистория (пресвитеры, проповедники, диаконы). Согласно Максу Веберу, кальвинизм наиболее ярко отражал положения протестантской этики, составлявшие «дух капитализма». Одной из центральных идей Кальвина была идея абсолютного предопределения. Однако доктрина требовала активных действий: Ведь если кто-то обречен на неудачу, то ничто, помимо предопределения, не может ему повредить; с другой стороны, никто не может с уверенностью знать, является ли он «избранным» или нет. В XVI и XVII веках кальвинизм распространился в Швейцарии, Нидерландах, Франции, Шотландии, Польше, Англии и североамериканских колониях.

Контрреформация развивалась в борьбе с протестантизмом. Тридентский собор (1545-1563) определил меры против Реформации, опираясь в основном на учение Ф. Аквинского. Испанский дворянин Игнатий Лойола основал «Общество Иисуса», которое вскоре стало орденом иезуитов. В 1540 году папская булла, утвердившая устав ордена, назвала его «воинствующей силой воинствующей Церкви». Лойола сказал: «Когда Церковь утверждает, что то, что кажется нам белым, является черным, мы должны сразу же согласиться с ней!»). Слепое послушание и строгая дисциплина иезуитов использовались в политических интригах для восстановления влияния католицизма. «Для кого цели законны, для того законны и средства». Практическая теория иезуитов стала «макиавеллизмом». Однако в 1559 году работы Макиавелли были осуждены Папой Римским и вскоре попали в «Индекс запрещенных книг». Интриги иезуитов вызвали всеобщее недовольство. Временами орден был запрещен и Ватиканом.

M. Лютер и развитие Реформации. Умеренное лютеранство

Началом Реформации стало заявление монаха-августинца Мартина Лютера (1483 — 1546), немецкого профессора теологии Виттенбергского университета, который 31 октября 1517 года прибил свои «95 тезисов» к двери Замковой церкви. Поводом для такого вызова послужила практика раздачи индульгенций, выдаваемых Папой Римским каждому, кто жертвовал деньги в папскую казну на реконструкцию базилики Св. Доминиканские монахи путешествовали по всей Германии, предлагая полное отпущение грехов и освобождение от мук чистилища тем, кто после покаяния и исповеди в грехах вносил плату, соизмеримую с их доходами. Также можно было приобрести специальные индульгенции, которые отпускали грехи душам, уже находящимся в чистилище.

Лютер объявил продажу индульгенций богохульством и провозгласил, что отпущение грехов может быть получено только через непосредственное общение с Богом. Он объявил ложным утверждение папской церкви о том, что она может даровать людям «спасение» через таинства, поскольку она якобы наделена особой властью от Бога. В то же время он отверг посредников и помпезные атрибуты католической церкви — иконы, алтари, коленопреклонение, крещение на кресте и т.д. Лютер понимал Церковь не как иерархию, а как сообщество верующих в Иисуса Христа, среди которых «Евангелие проповедуется во всей его чистоте и истинно совершаются таинства»: крещение и Евхаристия [4, с.305]. Хотя Лютер отвергал доктрину транссубстанциации, он проповедовал реальное присутствие Христа в Евхаристии.

В вопросах совести, по мнению немецкого теолога, христианин подчиняется только Богу, а гарантами внешней, телесной свободы являются светские власти.

Католическая церковь поначалу не выражала особых возражений против высказываний Лютера, но он продолжал распространять свои идеи и заручился поддержкой Фридриха, курфюрста Саксонии. Выразив свою поддержку Яну Гусу и недоверие к церковному налогу, Лютер обрек себя на разрыв с церковью. Следующим шагом стало публичное сожжение 10 декабря 1520 года папской буллы, осуждающей взгляды Лютера. Император Карл V вызвал немецкого теолога на имперский совет в Вормсе, чтобы убедить его отказаться от своих взглядов, но на второй день он заявил: «Я остаюсь при своем мнении. Я не могу поступить иначе. Боже, помоги мне». После Вормсского эдикта Лютер был подвергнут остракизму, и начались первые репрессии против его последователей. В 1521 году Мартин Лютер был отлучен от церкви.

Саксонский курфюрст, покровитель Лютера, тайно заключил его в тюрьму в отдаленном замке Вартбург, где теоретик Реформации занимался переводом Библии на немецкий язык. Когда император Карл V потребовал от имперских князей преследовать ересь Лютера и восстановить католическое богослужение в своих землях, 5 князей и представители 14 городов выразили протест, утверждая, что в вопросах совести нельзя подчиняться решению большинства. Они, а затем и все последователи Реформации, стали известны как протестанты.

В отсутствие Лютера в Виттенберге развилось гражданское движение под руководством Андреаса Карлштадта и Габриэля Цвиллинга, кульминацией которого стал погром католических церквей. Таким образом, идея «духовного бунта» (мирного пути реформации) не нашла широкой поддержки среди населения. В 1523 году некоторые рыцари, во главе с Ульрихом фон Гуттеном и Францем фон Зиккингеном, восстали за возвышение рыцарства и объявили себя последователями Реформации.

Таким образом, попытки Мартина Лютера провести Реформацию мирным путем потерпели неудачу. Конфликт между католиками и протестантами привел к войне в Германии, кульминацией которой стало заключение Аугсбургского мира в 1555 году, предоставившего князьям право определять религию своих подданных по принципу «Чья власть, того и вера». Мир был недолгим: длинная череда религиозных войн закончилась только в 1648 году Вестфальским миром. Лютеранская церковь была реформирована монархами скандинавских стран, которые стали главами реформатских церквей.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Объект и предмет философского анализа
  2. Предназначение и смысл философии
  3. Эдмунд Густав Альбрехт Гуссерль— немецкий философ, основатель феноменологии
  4. Бессознательное в современной философии
  5. Влияние общества и личности на развитие сознания
  6. Философия и наука. Роль философии в развитии науки
  7. Проблема смысла истории
  8. Лидерство и власть — их связь и противоречие
  9. Конкретная метафизика П. А. Флоренского
  10. Сенсуализм и гносеология