Для связи в whatsapp +905441085890

Религиозно-философское “Возрожденчество” в философии зарубежного востока XX века — Концепция Востока. Роль религии в странах Востока

Религия (от лат. religio, «святость», благочестие, набожность) — форма общественного сознания, обусловленная верой в существование сверхъестественного (в сверхъестественную силу или личность) и его влияние на жизнь человека. Для развития философской мысли в Китае, Индии, Японии, на Ближнем и Среднем Востоке определенное значение приобретают структурные различия между формами религии, получившими распространение в отдельных регионах, — различие между богооткровенными (христианство, ислам) и не богооткровенными религиями (индуизм, конфуцианство, даосизм, буддизм). В богооткровенных религиях Бог абсолютно трансцендентен и открывает себя человеку через свое «слово». В не богооткровенных религиях, хотя Бог и является духовным первоначалом, он не является личностью, которая создает мир и посылает человеку «слово» о себе.

Цель работы: в создании целостной и непротиворечивой концепции развития цивилизаций Востока, взятых только в одном, но очень существенном для понимания проблем Востока — аспекте его религиозных традиций.

Актуальность темы: В настоящее время в мире существует огромное количество религий (точнее, модификаций основных религий мира). Есть религии, которые объединяют сотни стран и народов и являются основными (мировыми) религиями, а есть религии, о которых мы можем даже не знать. Каждая религия, если она есть у человека, народа, показывает и рассказывает нам, посторонним, многое об этом народе. Для меня мир Востока всегда был загадочным и манящим, и я очень плохо разбиралась в географии и разнообразии верований этой территории. Поэтому данный реферат был актуален лично для меня в плане расширения кругозора и понимания культуры, политики и общественного устройства Востока через различные религии. В глобальном смысле эта тема может быть актуальна еще и потому, что хотя большинство мировых религий зародилось на Востоке (после чего его начали интенсивно изучать), распространившись затем на весь мир, страны Востока остаются загадочными и неизвестными для большинства европейцев.

Современного человека окружает огромное разнообразие верований и идеологий, но все они могут быть сгруппированы вокруг двух основных мировоззрений: религии и атеизма. Говоря о религии, несомненно, начинаешь говорить о странах Востока, о которых (проанализировав весь материал работы, мы можем сказать):

  • В странах Востока религия — это гораздо больше, чем на Западе, это философия, основа всего бытия: политики, экономики, общественного устройства.
  • 3 мировые религии зародились на Востоке (христианство, ислам, буддизм).
  • Существуют и другие основные религии Востока (на Востоке впоследствии развилось большое количество модификаций религий — течений, для анализа которых необходимо большое самостоятельное исследование).
  • В странах Востока преобладает религиозная форма общественного сознания

Необходимо продолжить изучение данной темы, так как религии Востока постоянно обновляются, добавляются новые течения и т.д. Также я считаю очень важным, что народы Востока едины, чтят традиции и сохраняют культуру. Я считаю, что это тоже тенденция в религии — то, чему мы можем поучиться у наших соседей на Востоке.

Даже экономистам, возможно, придется задуматься о религиозных темах. В конце концов, что бы кто ни думал, восточные страны отставали в развитии. Теперь они догнали, а некоторые и перегнали в развитии западные страны. Что, как мне кажется, тоже может иметь отношение к религиозной основе мировоззрения.

Религиозно-философское “Возрожденчество” в философии зарубежного востока XX века

Концепция Востока. Роль религии в странах Востока

Когда-то, несколько веков назад, страны Востока — особенно Юга (Индия), Юго-Востока и особенно Дальнего Востока (Китай) — представлялись европейцам царством сказочной роскоши, редких и ценных товаров (например, пряностей), заморских диковинок. Позже, когда эти страны были открыты и исследованы, и особенно после того, как большинство из них подверглись колониальной экспансии, на первый план вышли отсталость и застой Востока, царство деспотизма и тирании, основанных на бесправии и «полном рабстве». Пытаясь объяснить это явление, понять те черты, которые бросались в глаза, первые европейские ориенталисты начали энергично изучать страны Востока, их историю, культуру, религию, общественный строй, политические институты, семейные узы, нравы, обычаи и т. д. И чем дальше они проникали вглубь изучаемой страны, чем больше узнавали о ней, тем больше казалась разница между культурой восточных стран и привычными нормами и принципами жизни в Европе.

Уже упоминалось, что именно религия и санкционированные ею традиции во многом определяют облик той или иной цивилизации. Христианство, ислам, буддизм, конфуцианство — все эти доктрины вместе с местными религиями, такими как даосизм, синтоизм, джайнизм, настолько четко определили лицо цивилизации, что их можно считать ее «визитной карточкой». Это особенно верно в отношении религий и цивилизаций Востока.

И не только потому, что восточных религий и цивилизаций много, а западная — одна (и даже она, если иметь в виду истоки христианства, уходит корнями на Восток, хотя бы на Ближний Восток). И дело даже не в том, что западные путешественники чаще приезжают на Восток, а европейские востоковеды чаще его изучают. Здесь важнее другое: в современном мире, который так остро ощущает процесс развития и стремление развивающихся стран сравняться с развитыми, западные страны уверенно задают тон в сфере технического прогресса. Именно поэтому вестернизация сегодня является чем-то универсальным, лишенным национальной и культурной окраски (достаточно напомнить, что японские современные технологии — продукт западного капитализма, но не традиционной японской культуры). Понятно, что цивилизации Востока, подвергающиеся техническому и культурному влиянию Запада, стоят перед серьезной дилеммой: как лучше заимствовать чужое и в то же время сохранить свое? В этом трудном поиске страны и народы современного Востока обычно обращаются к национальной традиции и стоящей за ней религии.

Таким образом, современный Восток более религиозен и традиционен, чем Запад, не только потому, что он менее развит, но и потому, что национально-религиозная традиция для него — это защитная броня, которая позволяет ему сохранить свое национальное «я», свое этническое лицо, свои нравы и обычаи, особенно перед лицом капиталистической вестернизации, которая все это дегуманизирует. Однако специфика Востока не исчерпывается этим весьма существенным отличием от Запада, особенно если принять во внимание докапиталистическое прошлое стран и народов Востока.

Ренессанс или фундаментализм

Ренессанс или фундаментализм — наиболее характерный тип религиозного сознания достаточно широких социальных слоев населения (мелкой буржуазии, купечества. С одной стороны, они ждут перемен, с другой — недовольны ими. Поэтому они выступают на стороне противников буржуазных реформ, «регрессивного ренессанса», и, с другой стороны, на стороне сторонников радикальных перемен, «прогрессивного ренессанса».

Регрессивный ренессанс смешивается с ортодоксией. Но «ренессансисты», выступая за перемены, обращаются к идеализированному прошлому, обосновывая идею «спасения» нации через возвращение к «золотому веку», когда буддизм, индуизм, конфуцианство и ислам были явлены в «чистом» виде.

Идеология Джан Сангхас и Раштрия Сваямсевак Сангхас (РСС) в Индии, Джамаат-и-Ислами в Пакистане, Афганистане и Индии, Братьев-мусульман на Арабском Востоке, несмотря на различия в религиозных доктринах и специфические национальные условия, имеют общие типологические характеристики: они претендуют на роль хранителей «чистоты» веры или борцов за «очищение». Приверженность теократии также характерна для «возрожденцев» этого толка, и для того, чтобы общество двигалось вперед, государство должно уступить приоритет религии.

Установление теократии, помимо признания Бога верховным правителем, подразумевает признание предписаний религии в качестве высших социальных законов. Лозунг «Братьев-мусульман» — «Коран — наша конституция».

Идеалом исламского государства для «возрожденцев-регрессистов» является государство, где верховная исполнительная власть сосредоточена в руках халифа или имама, главы религиозной общины, где действуют законы шариата, а правосудие осуществляется шариатскими судьями-кади.

В социально-экономической сфере они выступают за сохранение землевладения, кастовой системы, многоженства и настаивают на строгом сохранении норм, препятствующих развитию буржуазных отношений. Ссылаясь на тезис о «конечности» пророчества Мухаммеда, мусульманские «возрожденцы» утверждают превосходство ислама над всеми другими религиями Индуистские «возрожденцы» утверждают превосходство индуизма и требуют лишения прав приверженцев других религий.

Фундаментальное отличие «прогрессивного ренессанса» от его «регрессивной» версии заключается в мнимом характере самого ренессанса.

М. Каддафи, автор «Зеленой книги», выступает за восстановление «естественного» закона (закона религии), не признающего социального деления, апеллирует к лозунгу «партнеры, а не наемники», призывает к отмене эксплуатации через экспроприацию крупной собственности, ограничение деятельности частных предпринимателей, создание кооперативов и введение самоуправления на предприятиях.

Индуисты-возрожденцы настаивают на признании непогрешимости Вед, отвергая более поздние источники и традиции Достижение социальной справедливости сегодня путем возвращения к «золотому веку» — утопическая позиция.

Одна из самых влиятельных «новых религий» Японии, Сока гаккай, основанная в 1930 году школьным учителем Макигучи Цунэсабуро, предлагает идеал «третьей цивилизации», где равенство и справедливость станут естественным следствием слияния политики и религии. Сторонники «Сока гаккай» понимают «чистый» буддизм как «истинную» религию и основывают свою философию на учении Будды Ничирена (1222-1282).

Религиозно-реформаторские идеи на зарубежном Востоке

Реформационный процесс в «восточных» религиях должен устранить противоречие, выражающееся в разделении объективного и субъективного, и приблизить верующего к богу, чтобы развить в человеке индивидуальную инициативу, соответствующую духу новых буржуазных отношений.

В каждой восточной религии по-своему происходит процесс замены «внешней» религиозности на «внутреннюю». Может происходить общая демократизация культа, упрощение ритуала (в индуизме, например, отказ от обрядов жертвоприношений, подношений богам, рецитации священных мантр и т.д.).

Основатель индуистской реформации Раммохан Рой стремился подчеркнуть антицеремониальную сторону Упанишад, далеко отходя от оригинального текста. Его последователь Дебендранат Тагор (1817-1905) ввел клятву, обязывающую членов его общества «Брахмо самадж» не участвовать в идолопоклоннических церемониях и почитать Бога только любовью.

Учение японской секты Тэнсэ Котай Дзингу кэ (образована в 1945 году), относящейся к так называемым «новым религиям», также носит антиинституциональный характер. Особенность религиозной реформации в Японии связана с появлением «новых религий», сочетающих в себе элементы буддизма и синтоизма.

В исламе, где религиозная практика проще индуистской или буддийской, религиозная реформация также проявилась в упрощении ритуалов — был поставлен вопрос об избыточности ежедневных пятикратных молитв. В Тунисе президент Хабиб Бугриба возглавил официальную кампанию против поста в месяц Рамадан и против хаджа в 1960 году. Перевод Корана на национальные языки также свидетельствует о демократизации религии.

Общая тенденция к упрощению богослужения демонстрирует желание избавиться от посреднической роли духовенства. Упрощение ритуалов и демократизация культа сочетается с «теоретически» обоснованной трактовкой отношений между богом и человеком в онтологическом, гносеологическом и этическом аспектах с целью доказать необходимость определенной степени свободы воли человека.

Реформистская интерпретация концепции Бога в индуизме проявляется в отказе от политеизма, наделении Бога антропоморфными чертами и неприятии идолопоклонства (Раммохан Рой, Дебендранат Тагор, Даянанда Сарасвати).

Мухаммад Икбал, один из мусульманских реформаторов, произвольно интерпретировал ашаритскую атомистику (онтологическую основу ислама) и писал, что хотя все тела состоят из атомов, существуют «различные уровни субстанции».

Реформаторская трактовка онтологического аспекта концепции Бога позволяет по-новому интерпретировать проблему места и роли человека во Вселенной. Главные этические принципы религиозных реформаторов — активность, а не отрешенность; борьба за переустройство общества на новых гуманистических принципах, а не поиск индивидуального спасения.

В буддизме и индуизме пересматриваются понятия «карма», «майя», «нирвана», «мукти» и другие основы религиозного учения. Даже за буддийским «монахом» признается право на участие в жизни общества. В 1960-х и 1970-х годах буддийские реформаторы в Кампучии отстаивали идею о том, что если политическая деятельность служит справедливости, прогрессу и процветанию кхмерского народа, то она полностью соответствует принципам буддизма, поскольку Будда заповедовал делать добро людям..

Мировые религии, зародившиеся на Востоке

I Христианство:

Христианство — самая распространенная и одна из самых развитых религиозных систем в мире. Хотя оно встречается на каждом континенте со своими последователями, а на некоторых абсолютно доминирует (Европа, Америка, Австралия), в первую очередь это религия Запада. Христианство имеет многие свои корни в культуре древнего Востока, откуда оно черпало свой богатый мифопоэтический и ритуально-догматический потенциал. В виде отдельных церквей — армянских, коптских или сирийских — и сект оно активно действует в ряде районов Востока и сегодня, не говоря уже о миссионерском освоении многих районов Востока в последние несколько веков.

В христианстве, вобравшем в себя многое из наследия предыдущих религий и учений, отчетливо ощущаются доктрины иудаизма, митраизма с его системой обрядов и культов, а также идея умирающего воскресающего божества из древних восточных религий. Позже, по мере своего развития, христианство многое почерпнуло из эллинистической философии, учения стоиков (Сенека) и др. Но суть новой религии не сводится к эклектической сумме заимствованных элементов. Ее оригинальность и сила заключается в том новом, что возникло на основе сложного процесса религиозно-культурного синтеза всех этих элементов.

Основная идея христианства — это идея греха и человеческого спасения. Люди — грешники перед Богом, и это то, что уравнивает их всех: греки и евреи, римляне и варвары, рабы и свободные, богатые и бедные — все грешники, все «рабы божьи».

Кроме русской, остальные православные церкви, оказавшиеся в сфере господства исламского мира, не пользовались широким влиянием. Под их духовным влиянием находились только греки, часть южных славян, румыны, которые после падения Византии в 15 веке попали под власть Османской империи, и относительно немногочисленные группы христиан в Эфиопии, Ливане, а также в Египте (копты). Коптская монофизитская церковь образовалась в Египте в первые века нашей эры и отличалась тем, что монофизиты — в отличие от византийской христианской церкви — настаивали на единой, божественной, а не двойственной (богочеловеческой) сущности Христа. Многочисленная коптская церковь долгое время существовала обособленно и сумела сохранить некоторое влияние после исламизации и арабизации Египта. Правда, процесс исламизации сильно изменил самих коптов-египтян, которые теперь внешне мало чем отличаются от окружающего арабо-мусульманского населения, кроме обязанности молиться несколько раз в день. Тем не менее, коптская община сохранилась до наших дней (она насчитывает от двух до трех миллионов членов во главе с патриархом). Более того, копты оказали определенное влияние на формирование и существование эфиопской монофизитской церкви, высшие иерархи которой долгое время назначались коптским патриархом, хотя формально главой эфиопской церкви всегда считался сам правитель-негус. Стоит напомнить, что после исламизации Египта Эфиопия почти полтора тысячелетия была единственной африканской страной, где христианство считалось официальной государственной религией.

Армяно-григорианская церковь, порвавшая с Константинополем после Третьего Вселенского собора (в конце IV века), считается близкой к монофизитской церкви. Как коптская и эфиопская, армяно-григорианская церковь была довольно близка к греко-византийскому православию. Что касается последнего, то его влияние на Востоке, ограниченное непосредственной византийской периферией (Сирия, Ливан, Палестина), после исламизации, как уже говорилось выше, было сведено к минимуму. Правда, престиж патриархов Александрии и Иерусалима и после этого был достаточно высок, а крестовые походы даже привели к кратковременному освобождению Иерусалима. Но реальных результатов это не принесло.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Собственность и самоутверждение личности
  2. Н.Г. Чернышевский. «Антропологический принцип в философии» — Жизнь и творчество Н. Г. Чернышевского
  3. Философские идеи Аристотеля и их место в истории философии
  4. Данте Алигьери, итальянский поэт, мыслитель, богослов
  5. Научная картина мира хх-ххi столетий
  6. Проблема смерти и бессмертия личности
  7. Методологический анархизм как крайнее проявление релятивизма
  8. Гегелевское учение о гражданском обществе, правовом государстве, частной собственности — Философия права Гегеля
  9. Понятия «объективного мира» и «субъективного образа»
  10. Конфуций (кун-цзы), китайский философ, родоначальник конфуцианства