Для связи в whatsapp +905441085890

Религиозное освоение мира. Специфика религиозного опыта — Эволюция религиозного мировоззрения. Особенности религиозного сознания

Религия и философия функционируют как формы мировоззрения. Религия заменила мифологическое мировоззрение, которое не могло дать удовлетворительных ответов на вопросы, возникшие в древнем обществе в период перехода от примитивных общинных отношений к более сложному, классовому обществу. Религиозное сознание, возникшее в древности и претерпевшее различные изменения в связи с развитием общественных отношений, продолжает оказывать влияние на поведение и действия многих людей и сегодня.

Проблемы взаимоотношений между религией и философией существуют со времен существования философии. С момента появления философии религия была ее предметом. Дело в том, что большинство вопросов, на которые пытается ответить философия — вопросы о происхождении мира, месте человека в космосе, основах человеческой деятельности, возможностях и пределах познания — были одновременно темами религиозного мировоззрения. Религия присутствовала в каждом философском сооружении, которое проясняло природу бытия в целом. Религия пронизывает почти каждую сферу земной жизни и определяет многие ее ориентиры. На протяжении всей истории философии проблема ее взаимодействия с религией была актуальна, поскольку в рамках религии фундаментальные идеи не оправдываются и не подвергаются критике, а принимаются на основе веры. Философия, с другой стороны, с помощью логической аргументации стремится обосновать все свои утверждения, развивает теоретические системы идей. Следовательно, их взаимодействие необходимо. Но на разных этапах истории философы и богословы пытались определить границы этого взаимодействия.

Первым, кто резко раскритиковал языческий многобожие, был Ксенофан. Однако наибольший вклад в развитие религии внес Платон своими представлениями о различии мира явлений и мира вечных сущностей, своим учением о бессмертии души, об универсальности и примате идеи добра и, прежде всего, своим учением о природе божественного мира как системы идей. В Древней Греции и Древнем Риме философия и религия сосуществовали и не мешали независимости друг друга. Более того, иногда они даже помогали друг другу понять окружающий мир. Ситуация во взаимоотношениях религии и философии начала существенно меняться после появления и признания христианства в общественной жизни. Главной целью философии того времени было донести до горожан церковные истины с помощью человеческого разума. В эпоху Возрождения не только постепенно отступало традиционное религиозное мировоззрение, но и стали проявляться определенные разногласия между богословами, как в толковании Писания, так и в практике религии. Новая страница в отношениях между философией и религией была перевернута французскими мыслителями эпохи Просвещения XVIII века. Впервые в истории общественно-политической мысли они сделали объектом критики Бога, религию и церковный ритуал. Ситуация начала меняться только в середине ХХ века, когда ученые больше не связывали религию с атеистической традицией и критикой религии. Более того, величайшие мыслители ХХ века считали религию необходимым элементом культуры.

В связи с тем, что философия является синтезом нескольких наук, она постоянно взаимодействует с другими сферами человеческой деятельности — экономической, духовной, культурной, политической, экономической. И то, что на протяжении многих веков именно Церковь играла ведущую роль в формировании политики государства, подтверждает связь с этими областями и религией. Таким образом, тема данного очерка актуальна не только с точки зрения философии и теологии, но и со стороны социологии, политологии, культурологии, идеологии и т.д.

Религиозное освоение мира. Специфика религиозного опыта

Эволюция религиозного мировоззрения. Особенности религиозного сознания

Религиозная мысль была, по сути, первой формой познания мира человеком и, по последним научным данным, появилась около 40-50 тысяч лет назад [4, 44]. Появление религии было обусловлено таким уровнем и качеством человеческого мышления, когда человеческий интеллект был способен отделять свои мысли от окружающей действительности. В дальнейшем в процессе своего развития человек смог выстроить собственные представления об окружающей его среде, не полагаясь на объекты, вещи и явления, а работая с продуктами своей умственной деятельности.

На протяжении многих тысячелетий религиозные убеждения носили политеистический характер. Это означало, что у каждого клана и племени было несколько богов, которым они поклонялись. Религию этого времени еще нельзя было считать концептуально сформировавшимся мировоззрением. Скорее, это было мировоззрение, которое можно было бы назвать натуралистической религией, так как человек был прочно связан с природой в своем понимании окружающего его мира. Первые боги древности были созданы по образу и подобию человека. Существенным отличием богов от людей было их бессмертие, хотя, как и люди, они не могли изменить или повлиять на судьбу, которая в конечном итоге определила их судьбу. Древнегреческие боги, наделенные человеческими качествами, сильно преувеличивали и преувеличивали, символизировали не только силу и могущество, великодушие и жестокость — через эти образы древние греки могли лучше понимать свои человеческие способности, постигать собственные намерения и действия, объективно оценивать свои силы.

Религия как система специальных репрезентаций предполагает трансформацию реальности в мир сверхъестественного. В ранних мифологических представлениях мир сверхъестественного присутствует здесь наряду с обычным ходом событий. В зрелых религиях мир сверхъестественного выносится за пределы земного мира, и доступ к нему нелегок. Как будто в этом мире «застопорились» реальные противоречия человеческой жизни: случайное в нем оказывается необходимым, человеческая слабость становится сильной, невозможное становится возможным. В этом мире нет ни смерти, ни уродства, ни зла, ни невежества. В религии, говорит Гегель, «все загадки мира разгаданы, все противоречия глубокомысленного духа преодолены, все агонии чувств облегчены».

Православный богослов Архиепископ Михаил выделяет пять особенностей религиозного сознания, характерных для любой религии .

Вера в существование сверхъестественных явлений или явлений со сверхъестественными свойствами. Такими сверхъестественными объектами могут быть природные силы — земля, солнце, амулеты, души умерших предков. В развитых «мировых» религиях главным объектом религиозного мировоззрения является Единый Бог, известный человеку по мере его самооткровения. Мир священный — это не просто продукт человеческой мечты. Иначе она становится исторической легендой, нравственным учением в виде притч, памятником культуры.

Убеждение в реальности контакта с религиозными объектами. И этот контакт двунаправленный. Человек вступает в контакт с миром сверхъестественного с помощью молитвы, жертвоприношения; божество влияет на человеческие судьбы, объясняет людям свою волю, знает их мысли.

Религия предполагает наличие чувства зависимости от объектов религиозного поклонения, поскольку общение человека с Богом неравноправно. Однако формы сознания этой зависимости могут варьироваться: от чувства страха, которое заставляет подчиняться, до просветленного смирения, которое понимается как осознание собственного несовершенства.

Изменение роли философии в общественно-политической и интеллектуальной жизни средневековья

Качественным отличием средневековья является служение философии целям религии и богословия. Первые шаги к подчинению философии Священному Писанию были сделаны еще в первом веке Филом Александрийским. В последующие столетия эта цель была полностью достигнута. Связь между философией и христианством в средние века, вплоть до пятнадцатого века, то есть начала Новой эры, можно охарактеризовать следующим образом. Философия использовалась для укрепления позиций зарождающегося христианства, которое нуждалось в такой поддержке как концептуально, так и организационно. Первые христиане должны были защищать свои верования от языческих верований на протяжении нескольких веков, вплоть до IV века. Более того, они не всегда встречались с пониманием со стороны правителей Римской империи. Клемент Александрийский, искал синтез эллинистической культуры и христианской веры. Ему приписывают знаменитые слова, которые служили методологическим руководством на протяжении всего Средневековья, что истинной философией была христианская религия.

В последующие столетия Отцы Церкви предпринимали соответствующие шаги по использованию достижений философии для укрепления позиций религии и Церкви. Это выразилось, прежде всего, в широком использовании философского наследия Платона и Аристотеля для научного обоснования церковных догм. Дело в том, что христианство, относительно быстро возникшее и ставшее государственной религией, еще не стало понятным своим адептам. Для того чтобы это было понятно, необходимо было либо создать соответствующую и приемлемую терминологию, раскрывающую основные положения новой религии, либо по возможности использовать уже существующие термины, либо, при необходимости, заменить их суть.

Начиная с XII века, для укрепления своих позиций доктринально, а также для расширения и углубления своей веры, христианство стало широко использовать аристотелевскую философию в своих представлениях о бытие, познании и человеке. Наибольший вклад в использование аристотелевской философии в укреплении религиозной доктрины внес Фома Аквинский. В течение нескольких веков средневековья философия использовалась как «слуга богословия». Фома Аквинский писал, что «христианство, как оно есть, обращается к философии, для того, чтобы с ее помощью его доктрина может быть сделана более доступной и понятной для верующих». Философия призвана служить вере, чтобы представлять и объяснять религиозные истины в категориях разума, то есть в терминах, разработанных философией и доступных для понимания верующих. Философия призвана также разумно опровергать возникающие время от времени ложные доктрины или антихристианские идеи. В то время у церкви, по сути, не было другого выбора, кроме как использовать философские знания для передачи религиозных ценностей человеческому разуму.

Можно сделать вывод, что христианство, в силу своего статуса государственной религии, использовало философию для концептуального закрепления своих доктрин и распространения их среди народа. Почти все философы того времени были также священнослужителями. Большинство из них обратилось к философии, чтобы использовать ее для передачи церковных истин своим прихожанам, опираясь на человеческий разум. И тот факт, что те же люди работали богословами и философами, еще раз подтверждает тесное единство философии и религии в средние века.

Отношения между религией и философией в эпоху Возрождения и современности

Взаимоотношения между религией и философией приобрели новый характер в эпоху Возрождения. Традиционное религиозное мировоззрение не только постепенно уступает место, но и в рядах богословов начинают появляться определенные различия как в толковании Священного Писания, так и в отношении к религиозным культам. В то же время, несмотря на эти изменения, религия продолжает оставаться наиболее влиятельным институтом в интеллектуальной жизни общества.

Новый уровень отношений между религиозным и философским мировоззрением наиболее ярко проявился в творчестве Николая Кузанского. Кусанский был не только верующим, но и, как и все другие мыслители того времени, занимал высокие иерархические посты. Самое главное отличие философии Кузанского в том, что он интерпретировал учение о Боге пантеистически, то есть как бы отождествлял Бога с природой. Бог для него — абсолютно бесконечное существо, абсолютное. В своих работах, особенно в «Научном неведении», Кузанский часто занимает позицию отождествления Бога со своим творчеством. Пантеизм Кузанского отчетливо проявляется в его космологии, согласно которой Бог предстает как реальная, т.е. существующая, бесконечность, в то время как вселенная (существо) всегда является чем-то ограниченным и конкретным. В доктрине Кузанского вера продолжает доминировать, но также открывается пространство для философских размышлений о мире.

Еще более решительный шаг на пути к изменению представлений о мире, и в частности о социальной жизни, о государстве и человеке, делает итальянский мыслитель Николо Макиавелли. Идеи итальянского мыслителя серьезно ослабили позиции богословия и повысили социальную значимость науки. Речь идет о решающей роли не веры, а интереса, который действует как мощный стимул во всей человеческой деятельности, а создание государства на самом деле является результатом человеческой деятельности, и Бог не имеет к этому никакого отношения.

Заметный вклад в ослабление позиций богословской доктрины и укрепление позиций философии принадлежит религиозным движениям XV и XVII веков, охватившим Европу. Они ослабляли религиозную доктрину изнутри, постепенно освобождая место для философского осмысления мира.

В современный период (конец шестнадцатого — середина девятнадцатого века) произошли значительные изменения во взаимоотношениях между религией и философией. Этот период начинается с того, что философия постепенно готовит пространство для самостоятельного существования, а заканчивается серьезным ослаблением роли религии и господством светских доктрин, основанных на разуме и опыте общественно-политической жизни общества. Это изменение стало возможным в основном в связи с потребностями экономического развития, которые требовали эмпирических данных, их систематизации и выяснения причинно-следственных связей. Наука Нового времени стремится к знанию реальности, основанному на сенсорных знаниях, потому что религиозная вера не давала этого знания. Призыв к сенсорному знанию ведет к беспрецедентному выявлению конкретных фактов в различных областях человеческой деятельности. Однако сущность философской мысли определяется не только ориентацией на чувственное восприятие и практические результаты. Не менее важно систематизировать и классифицировать открытые явления, способствующие развитию теоретического мышления, которое, в свою очередь, стремится не только найти причинно-следственные связи, существующие между явлениями, но и, на основе полученных знаний, создать новый образ мира и показать роль человека и Бога в нем. Такой подход полностью подорвал монополию богословия в объяснении происхождения мира и природы событий, открыл человеку новые способы объяснения и познания, в том числе материалистические, которые были абсолютно невозможны в предыдущие века.

Перспективы дальнейшего сближения религии и философии

Религиозный опыт происходит в рамках самопонимания и понимания человека. На протяжении многих тысячелетий люди стремились понять себя и свою веру в Бога, спрашивая: «Что означает моя вера?». Более того, религия проявляется на человеческом языке, в формах и категориях человеческой мысли. Это объясняет тот факт, что религия меняется вместе с историческими изменениями в понимании человека и бытия. Религия имеет человеческую историю, хотя Бог, как источник религиозного понимания, неизменен и выше истории. Так что философский вопрос о религии возможен, даже если то, что задают, оказывается чем-то совершенно отличным от философии. Религия старше философии и имеет свои собственные корни. Но в то же время религия реализуется в своих истоках как человеческое событие, как форма человеческого существования. Всегда есть человек, который верит, молится, участвует в секте. Поэтому философия и религия находятся в постоянном контакте.

На протяжении веков существовала связь между религией и философией. Если в средние века философия использовалась для доказательства существования Бога, для рациональной поддержки религиозных догм, то в последующие века ситуация постепенно менялась, и сегодня мы видим, что с помощью философских догм можно как доказать существование Бога, так и опровергнуть этот факт.

На мой взгляд, дальнейшее тесное переплетение религии и философии просто неизбежно, поскольку в большинстве религиозных учений религиозное содержание поддерживается философскими рассуждениями. Однако, благодаря постоянному развитию и совершенствованию мыслительного аппарата, я вижу расширение тематики религии, затрагиваемой философией. Помимо рационального оправдания существования Бога, философия должна касаться рационального объяснения происхождения конфликтов религий и их неизбежности, проблемы превосходства одной из мировых религий над другими, возможности мирного сосуществования различных конфессий и ряда других вопросов. Философский аргумент не полностью охватывает восточные религии, хотя в последние годы наблюдается заметный поворот философии именно к этим течениям. Недостаточное внимание было уделено философскому объяснению роли взаимодействия различных религий в формировании мировой культуры. Отношение философии к религиозным войнам, особенно к джихаду, неоднозначно: критика или аргументация необходимости. Круг необъяснимого и непонятного в религии не ограничивается проблемой рационального доказательства существования мира Божьего. Он намного шире. И многие из этих проблем до сих пор не решены философами. В этом контексте возможности взаимодействия философии и религии безграничны. Однако я считаю, что это взаимодействие не должно подразумевать доминирования одного из мировоззрений. Философское мышление должно быть свободным от догм, оно предполагает безжалостный критический анализ всех предложений, даже очевидных, в то время как любая религия содержит догмы, допрос которых осуждает как грех. Поэтому заменить религию философией или наоборот невозможно. В то же время, одним из вопросов, заслуживающих философского внимания, может быть проблема, что верующий, вступающий на путь философской мысли, в некоторой степени отстраняется от религии, и наоборот, философ, который с самого начала исходит из религиозных соображений, ограничивает свободу философской мысли. Пока эти и другие вопросы существуют, философия и религия будут развиваться параллельно друг другу, но в то же время они будут зависеть друг от друга.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Средневековая философия Китая
  2. Спор об универсалиях: номинализм — концептуализм — реализм — Развитие средневековой философии от патристики до схоластики
  3. Проблема ценностей в философии
  4. Разработка Кантом концепции морали и нравственного закона — Этическая система Канта
  5. Формы ценностного освоения бытия. Идеологическое освоение действительности
  6. Умопостижение: его пределы и методы
  7. Фрэнсис Бэкон
  8. Методология научного поиска: рационализм, эмпиризм, интуитивизм — Эмпиризм — опыт как единственный источник знаний
  9. Физическое и математическое моделирование
  10. Мыслящий мозг и компьютер. (Проблема моделирования творческих процессов) — Программисткие технологии