Для связи в whatsapp +905441085890

Религия, её значение в современном обществе — Происхождение религии, ее ранние формы

В наше трудное время, когда разрушена прежняя вера в царство справедливости на земле, которую последователи учения К. Маркса называли «коммунизмом», когда замена отвергнутому идеалу еще не найдена, необходимо сначала обратиться к системам взглядов на мир и человека в нем, разработанным человечеством на протяжении тысячелетий, чтобы противостоять попыткам внедрить в сознание людей разрушительные, уничтожающие идеи, часто облеченные в религиозную оболочку.

Это особенно необходимо в нашей многонациональной стране, где сосуществуют верующие разных вероисповеданий и атеисты. Для благополучной и мирной жизни в таких условиях необходимо терпимо относиться ко всем точкам зрения и проявлять взаимное уважение к людям любых взглядов и убеждений. Религия — это система устоявшихся взглядов. Для того чтобы уважать любую религию, необходимо знать религиозные традиции, иначе невежество может навредить религиозным чувствам местных жителей. Чтобы уважать себя и сохранять культурные традиции, необходимо знать исторические и религиозные основы культуры и своего народа.

Часто религиозные лозунги используются разными типами экстремистов, у которых на самом деле нет ничего, кроме религиозных целей. Чтобы отделить сорняки от зерна, нужно знать не только основные религиозные постулаты, но и то, как они появились и в каком контексте они преобразились.

Как развивались эти идеи, как они трактовались в разных религиозных учениях, почему существуют такие разные толкования смысла и цели человеческого существования, как и почему они появились, возможно ли примирить взгляды разных религиозных конфессий, возможно ли в будущем объединить все религии в одну мировую религию и необходимо ли это? Я постараюсь ответить на эти и многие другие вопросы в обзоре.

Эта тема особенно актуальна в настоящее время, так как роль религии в современном обществе возрастает. Роль религии ощущается не только в политической жизни государства, но и в бизнесе и спорте. Вероятно, нет ни одной области, в которой бы не ощущалось влияние Церкви. Например, вопрос о введении нового предмета «Православная культура» в русских школах решается на государственном уровне, а в армии существует должность армейского священника. Я думаю, что не обязательно исповедовать религию, но важно знать о ней. Хотя, по моему глубокому убеждению, именно религия является спасательным кругом, который выведет нашу страну из бездушия, агрессивности по отношению друг к другу и на путь милосердия и терпимости.

Наука является мощным творческим и разрушительным инструментом в руках образованного человечества. Мы можем использовать этот инструмент на благо, только поддерживая чувство непосредственной связи с миром, космосом и той высокой реальностью, которую человек называет божеством. Наука и религия — это две шкалы, и равновесие сил в этом мире требует их равновесия как единства знания и веры, без которого культурное развитие человечества немыслимо.

С помощью религиозной символики опыт человека встраивается в более глубокие слои мировоззрения, формируя тем самым религиозное мировоззрение в его цельности и полноте. Как и науку, религию можно понимать как символическую модель мира, которая обобщает весь опыт взаимоотношений человека с природой и космосом, с самим собой и со всем человечеством, и упорядочивает его по определенным принципам.

Религия, её значение в современном обществе

Происхождение религии, ее ранние формы

Прежде чем говорить о роли религии в современном обществе, необходимо вспомнить, что такое религия и как она возникла. Слово «религия» происходит от латинского «religio» — «благочестие, благочестие, святость». Считается, что первые религиозные взгляды появились во время формирования родовой системы. Поскольку человечество возникло раньше, ученые посчитали возможным предположить, что религиозность — это не естественное состояние человека. В качестве одного из аргументов приведу наблюдения за образом жизни племени кубу.

Еще в 1820-х годах европейцы узнали о существовании этого племени на Суматре, которое придерживалось своей архаичной экономики и образа жизни. Исследователи пытались идентифицировать религиозные верования кубу, пытаясь заставить своих собеседников при разговоре с представителями племени думать о чем-то сверхъестественном.

Ученые отслеживают появление магии в каменном веке. Магические обряды, вероятно, существовали среди неандертальцев, живших 80-50 тысяч лет назад. Сверхъестественное еще не отделилось от естественного. Магическое убеждение включает в себя веру в сверхъестественную (т.е. иллюзорную) связь между реальными явлениями или объектами.

Термин «магия» происходит от греческого слова «колдовство». Существует множество видов магии (злонамеренная, промышленная, терапевтическая, образовательная и т.д.). Магия сохранилась и по сей день как элемент современных религий и в своей собственной форме (например, гадание при чтении карт).

Современные люди часто совершают магические поступки, даже не подозревая об этом — например, когда женщины используют золотые украшения. Золото, как считали древние, обладает магической силой, которая дарует долголетие и бессмертие. Долгое время золото воспринималось как благородный металл, атрибут богов. Пифагор, чтобы доказать свою преданность, участие в сокровенном знании, утверждал, что у него золотое бедро. В русских сказках герой имел «ноги по колено в золоте, руки по локоть в серебре».

Магическое мышление основано на законе подобия и законе осязания. Закон симилитуда означает, что подобное порождает подобное. Закон прикосновения означает, что вещи, которые однажды прикоснулись, продолжают взаимодействовать на определенном расстоянии даже после прекращения прямого контакта.

Значит, у скифов был обычай брататься. Воины резали руки над чашкой вина и смешивали ее с кровью. Потом чашку оставили по кругу, а ее содержимое выпили. Подобные ритуалы существовали в разных частях света. Только индейцы использовали воду вместо вина, а датчане посыпали друг другу следы, чтобы закрепить дружбу или договор.

В те времена, когда главным занятием человека была охота, возникла вера в сверхъестественное родство человеческих коллективов с животными (редко с растениями) — тотемизм (от индийских слов «тотем» — «его клан»). Клан носил название своего тотема; родственники считали, что они по крови связаны с тотемическим предком. Тотем не почитался, но считалось, что он был родоначальником, помогающим своим потомкам. Последним, в свою очередь, не разрешалось убивать тотемное животное, причинять ему боль, есть его плоть и т.д.

Тотемизм может принимать и другие формы. Например, были личные тотемы. Тотемизм в виде различных обрядов вошел в современные религии. Таким образом, под видом хлеба и вина благочестивые христиане едят тело и пьют Кровь Божью; Христос отождествляется с агнцем, Дух Святой — с голубем.

Фетишизм (от португальского «фетиш» — «заколдованная вещь, идол, талисман») — это поклонение неодушевленным объектам, наделенным сверхъестественными свойствами. Древнегерманские племена использовали фетиши, а христиане поклонялись крестам и мощам. Пещера, которая спасла людей, или копье, которое принесло награбленное, возможно, было фетишем.

Мировые религии

Религия — это специфическая форма отражения реальности. Она продолжает оставаться важной силой в мире. Религиозные верования в виде трех мировых религий широко распространены в разных странах мира.

Буддизм, христианство и ислам являются одними из мировых религий. Давайте посмотрим на каждого из них в отдельности.

Буддизм — древнейшая мировая религия. Эта религия зародилась в Индии в XI-ом веке до н.э. В настоящее время она широко распространена в Бирме, Вьетнаме, Китае, Японии и Корее.

Традиция связывает происхождение буддизма с именем принца Сиддхартха (Гаутама), которого называли Буддой, что означает «просветленный знанием». Гаутама жил в роскоши, женился на любимой женщине, которая родила ему сына. Легенда гласит, что три встречи стали катализатором духовных потрясений принца. Гаутама столкнулся с ветхим стариком, затем тяжело больным пациентом, и, наконец, посмотрел, как мертвого человека унесли в могилу. Это был первый раз, когда Гаутама столкнулся со старостью, болезнью и смертью — жребий всех людей. Принц тайно покинул дворец и свою семью. В возрасте двадцати девяти лет он стал затворником и умер в возрасте восьми десяти лет в день своего рождения.

Основные постулаты буддийского учения можно обобщить в следующих основных идеях.

1. Отождествление жизни со страданиями. Жизнь — это страдание, причиной которого являются человеческие желания и страсти. Чтобы избавиться от страданий, необходимо отказаться от земных страстей и желаний. Этого можно достичь, следуя по пути спасения, указанному Буддой.

2. После смерти каждое живое существо, включая человека, перерождается, но уже в теле нового существа, жизнь которого определяется не только его собственным поведением, но и поведением его «предшественников».

З. Стремление к Нирване, т.е. к более высокому бытию, достигнутому за счет отказа от земных привязанностей.

В отличие от христианства и ислама, в буддизме отсутствует представление о Боге как о Творце мира и его правителе.

Корпус священных книг буддийской религии называется «Типитака», что означает «Три корзины». Письменная экспозиция буддийского учения была составлена монахами на острове Цейлон в 80 году до нашей эры.

Христианство зародилось в 10 веке до н.э. в восточной части Римской империи, в Палестине. Христианская религия — это религия, обращенная ко всем народам. В его основе лежат идеи мессианства, связанные с надеждой на божественного Искупителя, и эсхатологии, то есть веры в сверхъестественный конец существующего мира. Имя Христос является греческим переводом еврейского религиозного термина «Мессия» — «Помазанник, Спаситель человеческий».

Христианство впитало в себя идеи и концепции ряда других религий, прежде всего иудаизма, из которых оно позаимствовало некоторые основные идеи (которые претерпели определенную трансформацию).

  1. Идея монотеизма, то есть признания единого Бога, сотворившего мир и управляющего им. В христианстве эта идея закалена доктриной Божественной Троицы (Бог Отец, Бог Сын, Бог Святой Дух).
  2. Идея мессианства, идея божественного посланника, призванного спасти человечество. Христианство развивает учение об искуплении всех людей (а не только еврейского народа) через искупительную жертву Иисуса Христа.
  3. Идея эсхатологии — это понятие разрушения существующего мира в результате божественного вмешательства. В христианстве эта идея ассоциируется с верой во Второе пришествие Христа, которая заимствована из идеологических взглядов кумранской общины, еврейской религиозной секты. Члены этой секты считали, что Мессия по своей природе является человеком, первое пришествие которого уже состоялось, а второе ожидается. Цель первого пришествия — донести истинную религию до людей и искупить их грехи. Второе пришествие означает конец света, прекращение жизни на земле, воскресение мертвых и Страшный Суд.

Религия как фактор социальных изменений

Функционализм фокусируется на интеграционной функции религии. В социологии религии это контрастирует с теорией конфликтов, которая подчеркивает дезинтегрирующую функцию религии. Для оправдания функции религии используется ряд аргументов. Одним из них, простейшим, является утверждение, что религия выступает в качестве источника единства той или иной социальной общности, основанной на той или иной доктрине, культе и организации, противопоставляя эти общности другим общинам, сформировавшимся на основе иной доктрины, культа и организации. Это противостояние может стать источником конфликта между христианами и мусульманами, между православными и католиками, между православными и баптистами и так далее. Более того, такие конфликты часто умышленно разжигаются представителями определенных групп, поскольку конфронтация с «зарубежными» религиозными организациями способствует внутригрупповой интеграции: Враждебность к незнакомым людям создает чувство принадлежности и побуждает людей искать поддержку только у «своих». Этот тип поведения довольно типичен для различных сектантских ассоциаций. Представители этих объединений считают «чужаками» не только представителей других религиозных групп, но и всех тех, кто не является членами этих объединений, т.е. неверующих.

Представители теории конфликтов справедливо отмечают, что конфликты существуют не только между религиозными объединениями, но и внутри них. Например, между традиционалистическими консерваторами и модернистскими реформаторами. Внутрирелигиозные конфликты могут принимать наиболее острые формы и перерастать в крупные социальные конфликты. Ярким примером такого конфликта является Крестьянская война под руководством Томаса Мюнцера в Германии в XVI веке, а также крупнейшее событие в общественной жизни Европы XVI века — Реформация.

Реформация проходила под лозунгом реформирования католицизма и возвращения его доктрины и практики к формам, введенным Христом и апостолами во времена раннего христианства. Для многих ученых-религиозных деятелей события периода Реформации представляют собой глубокий религиозный конфликт. Однако среди сторонников теории конфликтов есть и те, кто склонен интерпретировать это, как и все остальные крупные религиозные конфликты, в первую очередь, как социальные.

С точки зрения этого течения конфликтологии, основой для формирования социальных систем являются социальные интересы: экономические, политические. Духовные ценности, идеалы и нормы, лежащие в основе религии, являются вторичными и производными по отношению к экономическим и политическим интересам. Поэтому, исходя из всех социальных конфликтов, в первую очередь следует искать экономические и политические причины. Однако при определенных условиях социальные конфликты могут приобретать религиозную окраску, вестись под религиозными лозунгами и напрямую вдохновляться религиозными организациями. В этом случае религия действует как дезинтеграционный фактор, разделяя общество на враждебные лагеря и разжигая антагонистическую социальную борьбу.

Социальная роль религии

Гуманистические и авторитарные тенденции в религиях. Из вышеизложенного ясно, что религия влияет на человека и общество в нескольких взаимосвязанных направлениях. В результате, последствия выполнения функций религии могут быть разными. Этот обобщенный результат называется социальной ролью религии в религиоведении. По определению Д. М. Угриновича, «социальная роль религии — это система социальных функций религии, присущая ей при определенных исторических условиях». (Угринович Д. М. Введение в религиоведение. М., 1985. с. 99). Из этого определения следует, что степень влияния религии связана с ее местом в обществе. Это место не дается раз и навсегда. В средневековом феодальном обществе религия проникла во все сферы человеческой деятельности, регулируя и санкционируя систему общественных отношений. В некоторых азиатских странах (например, в Иране, Саудовской Аравии) религия по-прежнему занимает доминирующее место в жизни людей и оказывает определяющее влияние на их поведение и государственные институты. В Европе и Америке процесс секуляризации изменил роль религии. Она вытеснена из многих сфер общественной жизни, хотя и остается важным мотиватором личного поведения и оказывает влияние на деятельность социальных институтов.

В современных религиозных исследованиях существуют различные критерии оценки социальной роли религии. В марксистской социологии религии определение социальной роли религии связано с ее влиянием на социальный прогресс. Иными словами, критерий оценки роли религии сформулирован следующим образом: Содействует ли религия социальному прогрессу или препятствует ему. К. Маркс известным образом охарактеризовал эту роль образным выражением «религия — опиум народа», но добавил «выражение страданий» и «протест против этих страданий». Таким образом, с точки зрения К. Маркса, религия как форма иллюзорного сознания является препятствием для социального прогресса). В то же время К. Маркс и Ф. Энгельс неоднократно подчеркивали, что в определенных обстоятельствах религия также играет прогрессивную роль в развитии общества. Например, раннее христианство, опираясь на иллюзорные надежды во время кризиса рабства, продемонстрировало свою способность разрешать реальные противоречия и способствовать созданию новой, более высокой системы общественных отношений. И в еще большей степени христианство изменило характер духовной жизни общества и подняло ее на новый, более высокий уровень. Религия играла аналогичную роль в процессе Реформации. Как уже было показано, религиозные идеи в интерпретации Лютера, Кальвина и Мюнцера, когда они захватили массы, способствовали радикальной трансформации общественного порядка. Поэтому марксистская и иудейская социология настаивает на позиции, что нельзя говорить о неизменной реакционной или революционной роли религии, присущей ей во все времена и среди всех народов. В разных исторических условиях и в разных социальных слоях религия может действовать как сила, сдерживающая человеческую энергию, приводящую к отставке, бегству от реальности, и она может мобилизовать эту энергию, стать стимулом для разрыва с существующим общественным порядком, привить ощущение борьбы и создания новой жизни.

Американский философ и социолог Э. Фромм (1900-1980) предложил столь же нюансированную оценку социальной роли религии. В своей работе «Психоанализ и религия» Фромм выделяет две основные тенденции в религии с точки зрения ее социальной роли: гуманистическую и авторитарную. Эти две тенденции более или менее имманентны во всех религиозных учениях, даже если они выражены по-разному.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Н.Ф. Федоров – родоначальник русского космизма
  2. Г.В. Вернадский о влиянии монголов на русскую культуру
  3. Человек как субъект социального управления
  4. Духовный уровень
  5. Парацельс, врач, естествоиспытатель и философ эпохи возрождения
  6. Классический позитивизм
  7. Формирование классических технических наук
  8. Космогоническая теория Канта- Лапласа. «Критика чистого разума» Канта — Мысли раннего периода
  9. Массовый человек в постмодернизме (ж. Бодрийяр)
  10. Политика и нравственность