Для связи в whatsapp +905441085890

Религия как воплощение представлений о совершенстве (идеале). Миф и религии. — Мифы. Мифология

Чтобы понять природу явления, важно знать, как оно возникло, что пришло ему на смену, чем отличались его ранние стадии от более поздних, зрелых. Некоторые люди приходят к философским размышлениям по-разному. Но есть и тот путь, по которому человечество когда-то пришло к философии. Чтобы показать своеобразие философии, важно представить этот путь, хотя бы в общих чертах, обратившись к первым шагам, истокам философской мысли, а также к мифологическому и религиозному мировоззрению как предпосылкам философии. В отличие от мифологии и религии, философия в объяснении мира и человека опирается не на веру, а на силу разума, на его способность научно исследовать реальность, и таким образом становится основой научного мировоззрения.

Религия, как и философия, является мировоззрением, хотя и специфическим, и в то же время включает в себя определенные формы поведения и действия, основанные на вере в существование нескольких (политеизм) или одного (монотеизм) Богов, т.е. такого начала, которое является «святым», сверхъестественным, находящимся за пределами человеческого понимания.

«…Всякая религия, — отмечал Ф. Энгельс, — есть не что иное, как фантастическое отражение в сознании людей тех внешних сил, которые управляют ими в их повседневной жизни, — отражение, в котором земные силы принимают форму сверхъестественных.

Религия возникает в истории человечества вместе с сознанием самого человека и в противостоянии с окружающей его действительностью. Религия долгое время считалась продуктом невежества первобытного человека, который не знал законов природы и боялся неизвестного. Традиционно возникновение религиозных представлений о мире связывают с процессом обожествления природы, которая по отношению к человеку как Всевышнему, Высшему, началу, неподвластному ему, требует поклонения. Точнее, представления первобытных народов о духах, призраках и богах обычно выражались в мифологической форме, а основными темами мифов были такие природные явления, как солнце и луна, небо и земля, море и огонь, звезды и ветер и т.д. Следует помнить, что создание мифов человеком было его первым шагом на пути к творчеству и самопознанию.

Этим объясняется возникновение политеистических религиозных систем, в которых многие боги олицетворяют различные элементы природы, например, бог грома и молнии считался верховным божеством как у древних греков (Зевс) и римлян (Юпитер), так и у древних славян (Перун).

Мифология, религия и философия тесно переплетены между собой. Истоками философии были мифология и религия, но в отличие от них, философия в объяснении мира и человека опирается не на веру, а на силу разума, на его способность научно исследовать действительность, что делает ее основой научного мировоззрения.

Религия является одним из основных вариантов системы моральных норм. Религиозное мышление фокусируется на пограничных ситуациях в жизни, когда утешение и сострадание могут быть важнее для человека, чем рациональные аргументы, доказывающие, что, например, смерть — это естественный и необходимый процесс. В нем сформулированы абсолютно истинные нравственные императивы, которым необходимо следовать в жизни. С одной стороны, кажется посягательством на свободу человека признание его «творением Божьим», абсолютно зависимым от высшего существа. С другой стороны, религия является консолидирующим фактором социальной жизни, регулирующим отношения между людьми, что особенно важно для обществ, где люди воспринимают свою свободу как вседозволенность.

Религия как воплощение представлений о совершенстве (идеале). Миф и религии.

Мифы. Мифология

Термин «мифология» имеет два значения. В первом значении (от греч. mifos — предание, легенда и logos — слово, понятие, учение) — форма общественного сознания, способ понимания мира, характерный для ранних этапов общественного развития. Во втором — «наука, изучающая мифы, их происхождение и отражение в них реальности».

Место мифотворчества в процессе истории культуры определялось разными философами по-разному. Например, Гегель и Маркс считали, что миф, мифотворчество — это давно ушедшая стадия культуры. С их точки зрения, миф и философия были непосредственно связаны в истории лишь однажды — в момент возникновения философии из мифологии; после этого их пути разошлись, они стали антиподами.

Другой точки зрения придерживались Дж. Вико и Ф. Ницше. Они придерживались идеи циклического повторения мифотворчества в культурно-историческом процессе. Миф был реальностью и может стать ею снова, когда все интеллектуальные возможности будут исчерпаны.

За всей этой множественностью значений термина «миф», «мифологический» и существованием взаимоисключающих трактовок места мифотворчества стоит не только то, что миф как проблема науки не получил достаточного прояснения. Дело в том, что «миф до сих пор остается не только проблемой науки, но и философской загадкой». «Миф — это первое издание «умственного словаря» человечества, — отмечал Д. Вико.

Мифы существовали у всех народов мира. В психической жизни первобытного общества господствовала мифология, которая выступала как универсальная форма общественного сознания. Мифы — древние сказания разных народов о фантастических существах, о деяниях богов и героев — разнообразны. Но некоторые основные темы и мотивы повторяются в них. Многие мифы разных стран посвящены космической тематике. К ним относятся попытки ответить на вопрос о происхождении, строении Вселенной, происхождении основных природных явлений (солнечные затмения, наводнения, падение метеоритов), гармонии мира и так далее.

Происхождение мира понималось в мифологии как его создание или постепенное развитие из бесформенного первозданного состояния, как порядок, превращение из хаоса в космос, как сотворение путем преодоления демонических сил. Существовали также мифы (так называемые эсхатологические мифы), которые описывали грядущую гибель мира, за которой в некоторых случаях последует его возрождение.

Мифы возникли в ту историческую эпоху, когда животные приравнивались к богам, боги — к людям, а люди — к животным. В те далекие времена человек не отделял себя от природы и не проводил четкого разграничения между различными сферами своей деятельности. Мифология того времени охватывала всю культуру первобытного человека. Лишь позднее от него отделились религия, наука и искусство. В процессе познания и преобразования природы люди создали своих собственных богов и полагались на их защиту, поддержку и всеведение. Мифологические знания передавались специально подготовленным лицам через ритуальные инициации, а сами люди верили в сверхъестественную силу.

Помимо интереса к происхождению мира, большое внимание уделялось формированию человека, рождению, этапам жизни, смерти и различным испытаниям, стоящим на жизненном пути. Особое место отводилось мифам о культурных достижениях людей — добыче огня, изобретении ремесел, земледелии, обычаях и обрядах. Развитые народы объединили мифы и выстроили их в единое повествование (в более позднем литературном изложении они встречаются в древнегреческой «Илиаде», индийской «Рамаяне», карело-финской «Калевале» и т.д.). Идеи, воплощенные в мифах, переплетались с ритуалами, служили объектами верований, обеспечивали сохранение традиций и преемственность культуры. Мифы Древней Греции и Рима о природе, происхождении человека и его достижениях хорошо известны.

Взаимосвязь философии и религии

Религия — это специфическая форма общественного сознания, отличительной чертой которой является фантастическое отражение внешних сил, властвующих над людьми, причем земные силы принимают облик внеземных.

Особенностью религиозного мировоззрения является формирование в сознании человека особого нереального, сверхъестественного и сверхчувственного мира, который невозможно познать с помощью разума. Этот мир можно понять только через веру в сверхъестественные силы, в существование одного или нескольких богов, в «священное» начало, которое непостижимо для человека. Именно вера, а не знание, является основой религиозного мировоззрения. Именно вера в чудо, тайну и авторитет служит способом его существования.

Вера — это способ существования религиозного сознания, особое настроение, характеризующее его внутреннее состояние. Культ, система установленных ритуалов и догм, служит внешней, социально значимой формой веры.

Религия — это социально организованная вера человеческих сообществ, форма поклонения «высшим силам» и, следовательно, ценностям, наиболее почитаемым в конкретном обществе. Таинственные силы природы и истории (рок, судьба) представлялись как «высшие силы». В концепции «высших сил» переплелись начала добра и зла; демоническая и божественная стороны религии долгое время развивались параллельно. Отсюда смешанное чувство страха и уважения верующих к «высшим силам». От кошмара злых духов верующие искали спасения, обращаясь к божественным силам. Поклонение «высшим силам» постепенно приводит к концепции (образу) Бога — высшего существа, достойного поклонения. Бог воспринимается как хранитель обычаев, традиций, морали и культурных уз, которые удерживают людей вместе и чтят духовные ценности.

Религия — это сложное духовное образование и социально-историческое явление, которое невозможно разделить на отдельные характеристики. Одной из исторических задач религии, которая в современном мире приобретает небывалое значение, было и остается формирование сознания единства человеческого рода, важности общечеловеческих моральных норм, непреходящих ценностей. Но в религиозном мировоззрении могут быть выражены и другие настроения и идеи: Фанатизм, враждебное отношение к представителям других конфессий, чему есть множество примеров в прошлом и настоящем. Опыт наших дней дает примеры непримиримой вражды между различными группами людей одной веры.

Религия — сложное, кумулятивное понятие, включающее в себя определенную мифологию, систему догм, культовые и ритуальные действия, социализированные религиозные институты, конкретные формы отношений между верующими и религиозной организацией и многое другое. Для каждой религии все эти аспекты имеют свое конкретное смысловое имя, историю возникновения и дальнейшего существования, свое особое преломление через этническую, национальную, классовую и индивидуально-личностную призму. В то же время эта проблематика имеет и другой общефилософский аспект, связанный с изучением различных форм общественного сознания.

Поэтому возникновение и развитие религиозных идей, независимо от их конкретного смыслового содержания, связано с некоторыми социально-психологическими особенностями и потребностями человека, которые удовлетворяются в той или иной мере различными вариантами конкретных религий.

Основные функции религии

Любая система и ее подсистемы не могут быть сведены к одному элементу и не могут быть рассмотрены вне взаимосвязи этих элементов, а их взаимосвязь имеет место прежде всего в процессе функционирования. Как подсистема общества, религия выполняет в нем различные функции, которые меняются в ходе истории, и которые определяются в зависимости от конкретной исторической ситуации:

Религиозное мировоззрение обеспечивает систему координат, в рамках которой концептуализируются мир, общество и человек; оно придает смысл и цель жизни. Придание смысла человеческому существованию дает верующему возможность избежать ограниченности существования, сохранить надежду на лучшую жизнь в будущем, на избавление от страданий, несчастий и т.д.

Компенсаторная функция уравновешивает зависимость и бессилие человека перед лицом обстоятельств. Ограничения необходимости и ограниченные возможности преодолеваются «свободой в духе»; социальное неравенство преобразуется в «равенство» в греховности и страданиях; разделение и изоляция сменяются братством в общине; разобщенность и равнодушие людей в повседневной жизни компенсируются личным богообщением и общением в религиозной группе. Психологический аспект компенсации важен, поскольку он снимает стресс и угнетение.

Коммуникативная функция религии включает в себя процессы обмена информацией, взаимодействия, восприятия человека человеком и его общения с Богом.

Регулятивная функция заключается в том, что с помощью определенных идей, ценностей, установок, мнений, традиций, обычаев контролируют деятельность и отношения, сознание и поведение индивидов, групп, сообществ. Особенно важна система регулирования норм религиозного права и морали. Верующий должен стремиться подражать в своей жизни примерам подвижников и героям легенд.

Воспитательная функция позволяет формировать индивидуальное чувство любви и доброты к другому человеку, терпимости и милосердия, сочувствия и сострадания, чувство долга и справедливости.

Функции — это средства деятельности религии в обществе, но они могут быть реализованы только во взаимодействии элементов религии как структуры. Элементы и структуры религии формируются и изменяются на протяжении истории. На ранних стадиях общественного развития религия не возникла как самостоятельная сущность; она была вплетена в живую ткань бытия. В дальнейшем, после того как она стала относительно самостоятельной сферой духовной жизни, она становилась все более дифференцированной, вырабатывались ее элементы, формировались связи этих элементов. Религия характеризуется религиозным сознанием, деятельностью, отношением, институтами и организациями.

Религиозное сознание имеет два уровня — обыденный и концептуальный. Обыденное сознание предстает в виде образов, представлений, стереотипов, установок и чувств, привычек и традиций, которые являются прямым отражением условий существования людей. На этом уровне доминируют эмоции — чувства и удовольствия; сознание облекается в визуально-фигуративные формы.

Концептуальный уровень — это специально разработанное поле терминов, идей, принципов, соображений, концепций. Она включает в себя учение о Боге как ядре любой религии, религиозно-этические, эстетические, правовые и другие концепции, а также религиозную философию. Теология (богословие) объединяет все это.

Религиозная деятельность может быть как культовой, так и внекультовой (написание богословских трудов, преподавание богословских дисциплин, менеджмент, выступления в СМИ и т.д.). Наиболее важным видом религиозной деятельности является культ. Его содержание определяется соответствующими религиозными идеями, доктринами и представлениями. Предметами культовой деятельности являются различные объекты, которые реализуются в виде религиозных образов.

Ранние формы существования религии

Для того чтобы охарактеризовать возникновение религии, необходимо указать на условия ее возникновения и ранние формы ее существования. Религиозное мировоззрение впервые возникает в первобытном обществе как вера в магическую связь между человеком и животным, растением, природным явлением или предметом — тотемом. Каждое племя, клан и даже каждый отдельный член этих сообществ мог иметь свой собственный тотем. Например, в Древнем Египте поклонялись корове, шакалу, кошке, змее, пчеле, водяной лилии, жуку-скорпиону и т.д. Связь между человеком и его тотемом выражалась прежде всего в запрете убивать и есть тотемное животное и уничтожать тотемное растение. С точки зрения религиоведов, тотемизм возник как причудливое отражение зарождающихся родоплеменных отношений в сознании людей.

Тотемические представления лежат в основе всех мифов и волшебных сказок и включены в развитые религии в качестве особых ритуальных предметов.

Более высокой формой первобытных верований является анимизм — вера в духов и душу, то есть во всеобщую духовность природы. Первобытный человек населяет весь окружающий мир духами и наделяет душой животных и растения, явления и предметы природы и быта. Вера в духов, охраняющих семью и дом (Домовой), лес (Леший), водную стихию (Водной) и т.д., была широко распространена среди древних славянских племен.

Вера в самостоятельную жизнь души, освобожденной от физической оболочки, порождает веру в возможность контакта с ушедшими душами. В основе этого лежит особенность первобытного мышления, связанная с различием между объективным, внешним по отношению к человеку, и субъективным, являющимся продуктом его разума. Например, образы, которые люди видели в своих снах, воспринимались как такие же реальные, как и окружающий мир, и оба были объективно значимыми. Поэтому общение во сне с умершими или отсутствующими людьми воспринималось так же, как и встречи с живыми, которые закреплялись в специальных ритуалах и церемониях.

В то же время страх перед повторным появлением мертвых душ привел к возникновению целой системы защитных обрядов, призванных предотвратить их появление в виде духов. Это отражается в обрядах погребения (особый порядок выноса тела из дома, положение тела на похоронах, факт обязательного захоронения, похоронные обряды и т.д.).

Привидения — это живые люди в виде призраков, то есть развоплощенных теней. Особенно часто и без спроса являются духи тех душ, чьи тела не были похоронены по обычаю, а также души самоубийц или насильственно убитых. Признаки анимизма в той или иной форме присутствуют во всех религиях.

Следующей формой верований является фетишизм — вера в сверхъестественные свойства особых предметов (фетишей), которые могут быть любыми: от камня необычной формы, куска дерева или части животного, до изображения в виде статуэтки (идолов). С.Л.Токарев отмечает, что фетишизм, видимо, возникает как форма «индивидуализации религии» и связан с распадом старых родственных связей. «Индивид, чувствуя недостаточную защиту со стороны родового коллектива и его покровителей, ищет опору для себя в мире таинственных сил».

Фетиши развились в систему талисманов — статуэток богов, которые размещались в доме, или амулетов — предметов для ношения на теле с различными заклинаниями, которые также выполняли защитные функции. Наделение талисмана магическими целительными функциями связано с первобытными представлениями о том, что набор предметов может воплощать дух болезни. Люди носят талисманы, потому что верят в их таинственную силу. Постепенно он приобретает характер традиции, когда первоначальное значение талисмана забывается и он превращается в предмет украшения.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Философия в России XVII века: М.В. Ломоносов
  2. Объективная истина как цель познавательного отношения человека к действительности
  3. Пирс Чарльз Сандерс, американский философ, логик-математик
  4. Философская антропология и социальная философия
  5. Поль Рикер и его философия
  6. Новое качество жизни как итог техногенного развития и проблема пределов роста
  7. Учение о разуме. Деятельный разум в арабо-исламской философии
  8. Аль-Фараби, один из крупнейших представителей средневековой восточной философии
  9. Эстетическое сознание и философия искусства
  10. Проблема свободы воли в философии зарубежного востока XX века