Для связи в whatsapp +905441085890

Ремесленные знания и специфика их трансляции

Введение

Киевская Русь была мощным средневековым государством, которое в то время обладало самой большой территорией в Европе. Его границы простирались от Ладоги и Белого моря до Черного моря, а также от Карпатских гор до реки Оки и верховьев Волги. Население достигло 5 миллионов человек. Каждый седьмой житель России жил в городском поселении. В стране насчитывалось 240 городов и поселков. Самый большой город Киев насчитывал 50 тысяч жителей, превосходя Лондон и Париж вместе взятые.

Киевская Русь сыграла огромную роль в истории восточнославянских народов. Создание государства позволило обеспечить их экономическое, политическое и культурное развитие.

Киевская Русь создала богатую духовную и материальную культуру. Былины, песни, легенды, летописи, величественные соборы, мозаики и фрески храмов, книжные миниатюры, иконы и многое другое — нетленные достижения культуры, лучшие из которых вошли в сокровищницу мировой культуры.

В период Киевской Руси интенсивно развивалось ремесло. Она была сосредоточена в основном в городах и при дворах князей и бояр. В России существовало 60 различных ремесел. Из руды выплавляли железо. Из металла кузнецы изготавливали различные инструменты, оружие, предметы быта — лемехи, серпы, топоры, мечи, стрелы, щиты, шлемы, кольчуги, доспехи, замки, ключи и т.д. Ювелиры, освоившие технику литья в формы и эмалирования, оставляли богато украшенные серебряные и золотые предметы, браслеты, кольца, подвески, застежки и т.д.

Торговые и ремесленные поселения

Ранние ремесленные поселения на Руси были представлены крепостью Пастырского, Зимновского, а позднее — крепостями Ревно, Хотомель и другими. Это были изолированные поселения, связанные с местными округами.

Торгово-ремесленные поселения, занимающие важное место среди древнерусских протогородов IX-X века, появляются на важных торговых путях в местах расселения славянских племен или вблизи городских центров. Среди них: Гнёздово, Шестовице, Тимереве, а также Рюриково Городище под Новгородом и в меньшей степени Сарское Городище под Ростовом. Это были первоначальные поселения и производства вне сельскохозяйственной структуры, где уровень торговли и некоторых ремесел был выше, чем в крупных городах; они занимали видное место на важных торговых путях. Во время правления Ольги рядом появляются центры Гнездова и Тимерва, расцвет которых приходится как раз на середину X века.

В начале XI века некоторые из них теряют свою роль, приходят в упадок или исчезают, и рядом с ними развиваются территориальные городские центры; другие сохраняют свое региональное значение и существуют на карте нашего времени. Города такого типа известны не во всех районах Древней Руси; их население было многонациональным и включало скандинавов, славян, финнов и балтов. Они сыграли важную роль в формировании раннефеодального государства и объединении Руси в X-начале XI века.

Некоторые из них служили местами переброски дружин и играли роль опорных пунктов власти, что позволяет определить удел великих князей в первые десятилетия существования Древнерусского государства в составе Киева, Чернигова, Смоленска, Новгорода и Ростова. Памятники древнерусской воинской культуры были обнаружены в торгово-ремесленных поселениях: Могилы знатных воинов (каролингские мечи и доспехи, атрибуты специфического обряда тризны, весы с гирями для взвешивания серебра) и купцов, клады арабских монет. В Гнёздове были найдены могилы мастеров с молотками, напильниками, зубилами, стамесками — кузнечными и деревообрабатывающими инструментами, связанными с судостроением.

Эти торговые и ремесленные поселения образовали отчетливую раннехристианскую сеть, которая проходила вдоль речных путей и рек и была связана со столицей Киевом, Новгородом, балтийским побережьем через Ладогу и волжскими булгарами. Преобладание в таких городах бойцов, связанных со сбором дани, делало их жизнедеятельность зависимой от успехов или неудач военных кампаний и личностей князей.

Декоративно-прикладное искусство Древней Руси

Города средневековой Европы заметно отличались от городов Древней Руси. Первые, как правило, не имели сельскохозяйственной агломерации, но были местом жизни мещан. Феодалы владели своими поместьями и замками; в городах их возможности ограничивались местным самоуправлением. Большинство древнерусских городов находилось под контролем князей, их посадников и местных землевладельцев, которые охотно занимались здесь экономической и финансовой деятельностью; исключение составляли лишь Новгород и Псков с середины XII века. Век. Поэтому, помимо свободных мастеров, были и зависимые, которые работали в поместьях князей и бояр. Феодальные ремесла были более корпоративными, лучше обеспеченными сырьем и финансами; часто в них участвовали иностранные мастера. Товары, произведенные «феодальным сектором», иногда маркировались собственными марками Рюриковичей. Развитие древнерусских ремесел характеризовалось общей средневековой тенденцией углубления специализации и перехода к рыночной ориентации вплоть до XII века. Век.

Ремесло плотника выделилось раньше других, поскольку большинство зданий в городах, деревнях и провинциях были сделаны из дерева; его инструменты включали топор, стамеску, сверло, рубанок и редко пилу. Произведения искусства создавались для строительства мостов, церквей, оборонительных сооружений и т.д. Эта форма была ближе к родовому ремеслу, чем к свободному. Строитель артели в Киеве в конце одиннадцатого века принимал участие в работе над «правдой» Ярославичей. Строителя деревянных укреплений называли городником. Городская стена состояла из отдельных домов (таунхаусов), которые были тесно связаны между собой и покрыты землей. Для защиты воинов от стрел над бревнами были построены каменные ограды. Значение мастера-строителя отражено в уставе краткой редакции «Русской правды»: его помощник назывался троиком, а плату за работу он получал из государственной казны ногатами и кунами, как и горожанин. Мосты на главных дорогах находились в распоряжении инспекторов, которые взимали с них налог (мит).

Среди старейших были: Горнодобывающая, ткацкая, бондарная, кожевенная и льняная промышленность. Особое значение имели кузнецы и оружейники. Ремесленники производили: волов, плуги, серпы, топоры, мечи, стрелы, щиты, кольчуги, замки, ключи, браслеты и кольца из золота и серебра.

Местом сосредоточения свободных ремесел были площади. В конце XII — начале XIII веков Киевский Подол достиг наибольших размеров и наибольшего развития. В XII. века выросли размеры Чернигова, Переяслава, Галича, Суздаля, Смоленска, Полоцка, Владимира и Новгорода, значительно увеличилось ремесленное производство. В Киеве было представлено около 50 профессий.

Городские ремесленники селились группами в соответствии с видом ремесла и занимали улицы или кварталы города, например, Гончарный конец или Житная улица в Новгороде, квартал Кожемяки в Киеве. Раскопки кожевенных заводов в Новгороде свидетельствуют, что с ростом городов росло и ремесленное производство: в слоях с середины XI до конца XII века увеличивается количество кожаной обуви. Век количество находок кожаной обуви увеличивается в пять раз.

В условиях преобладающего натурального хозяйства на Руси IX-XII веков отечественное производство играло значительную роль. Домашнее производство, сельские ремесла, переработка сельскохозяйственной продукции и торговля играли значительную роль в XIX веке. Часто они занимались им в зимний период, свободный от сельскохозяйственных проблем. В некоторых сельских населенных пунктах имелись металлургические предприятия — доменные печи для производства мышьяка. Они располагались на окраинах поселений или за их пределами, вблизи источников сырья и топлива, используемых местными кузнецами. Домники знали конкретную технологию сырьевого доменного процесса, знали простейшие способы получения стали. Общинные кузнецы производили медные, бронзовые и мелкие серебряные украшения, которые пользовались спросом у населения. В 10 веке гончарные изделия с гончарным кругом были заменены круглой керамикой. Керамику обжигали в домашних печах и специальными гончарными молотками.

Производство металлических изделий в деревне

Сторонники так называемой торговой теории происхождения Киевской Руси принижают роль древнерусских ремесел, основываясь на мнимом отсутствии металлургического сырья — руды — на русской земле. Между тем, русские мастера имели железную руду в изобилии, что вполне их устраивало, это болотная, озерная и дерновая руда.

Знакомство с железом в лесной полосе Европы относится к началу первого тысячелетия до нашей эры. Первоначально железо выплавлялось в обычных домашних очагах. Эти очаги состояли из камней и кусков шлака и были около 1 м в диаметре. Шлаки (отходы плавильного процесса), найденные в этих местах, были довольно тяжелыми, что свидетельствует о неполной выплавке железа из руды. Железо производилось в небольших количествах, достаточных только для изготовления, например, ножей, долот, стрел, серпов и других относительно небольших предметов.

Самым сложным и важным процессом была выплавка железа из руды, которая осуществлялась с помощью так называемого зелено-взрывного процесса. Суть процесса rawblast заключается в том, что железная руда, залитая в печь поверх горящего угля, претерпевает химические изменения: Оксиды железа (руда) теряют кислород и превращаются в железо, которое в размягченном состоянии опускается на дно печи, где накапливается в виде корки. Техника примитивного процесса производства чугуна хорошо изучена по этнографическим данным. Знаменитая добыча железа в Устюшне Железнопольской описана исследователем середины XIX века так: «С незапамятных времен здесь добывалась железная руда на расстоянии 60 верст от самой Устюшны на восток и до Железной Дубровки. Почти в каждом поселении была своя домна или плавильная печь, где выполнялась эта тяжелая, убийственная работа. Тысячи людей, действительно в поте лица своего, трудились над этой беловатой землей, которая, сгорая, становилась красновато-зеленой и в конце концов превращалась в прочный темно-синий металл («железо Кришны») в ступах печи». Серьезность этого произведения хорошо известна по древнерусским литературным памятникам. восклицает Даниил Заточник: «Лучше бы мне сварить железо, ни [чем] быть со злой женщиной». Очевидно, варка железа считалась самой сложной из всех известных автору работ. Железо производилось в так называемой плавильной печи.

Когда спрос на железо возрос и люди научились «варить» железо, в деревне стали строить специальные печи, но подальше от жилищ, на окраине поселения, возле вала. Такие печи были найдены на белорусских городищах 1-7 веков нашей эры, например, в Оздятичах и Свидне. Несколько позже, во времена Киевской Руси, место плавки было перенесено ближе к источнику сырья, так как транспортировать большие объемы руды в поселение было сложно.

Одна из самых ранних печей (стоянка Кимья) представляет собой круглую яму диаметром около 1 м, вырытую в земле и густо обмазанную глиной. Глина была найдена сильно обожженной. Вокруг печи находится большое количество шлака. Верхняя часть печи открыта. Следов взрывного оборудования обнаружено не было. Печь, установленная в землю, имела мало преимуществ перед обычным очагом.

Дутье (или «дмонка») было основной работой при выплавке железа. Шкура выдувалась вручную. Именно эта непрерывная работа делает процесс пивоварения таким трудоемким. Важность дутья при выплавке железа из руды известна давно. Не зря Даниил Заточник, называющий себя «разумным и сильным в идеях», пишет, что «не огонь ратный создает железо, а гордость мешную». Глагол «надмение» означает «дуть», отсюда «надменный», от этого корня происходит и глагол «дуть», конечно, в форме «дматие», а название печи «домна», «доменная печь». С появлением дутья («надменного механического») печь или очаг стали «домницей», а по мере расширения производства термин «домница» охватывал все печи с использованием сильфонов.

Нагнетая воздух в доменную печь, в ней происходит восстановление железа. Восстановленное железо скатывается по углям и собирается на дне доменной печи в виде твердой и вязкой массы, называемой коркой железа (от того же корня происходит слово «корка», что означает кузнец, железоплавильщик).

После того как железо было сварено, доменную печь нужно было разбить и удалить все примеси. Крицу вытаскивали из доменной печи с помощью лома или пешни. Горячую глину доставали щипцами и осторожно ковали, но без ковки глину нельзя было использовать, так как металл был слишком пористым. Ковка удаляет частицы шлака с поверхности прутка и устраняет пористость. После прокалывания шар нагревался и снова помещался под молот. Этот процесс повторялся несколько раз. Иногда корку разбивали на куски и каждый кусок ковали отдельно, или же ковали всю массу железа. В первом случае это были небольшие продолговатые блоки весом около 200 г, во втором — массивные куски железа весом в несколько килограммов. Дальнейшее развитие доменной печи пошло по пути расширения печи вверх для улучшения тяги, увеличения количества сопел и поиска наиболее экономичного профиля внутренней части печи. Конструкция передней части доменной печи (предбанника) была изобретена позже, чтобы можно было демонтировать домну без разрушения всей доменной печи. Иногда на дно доменной печи ставили глиняные горшки, в которые опускали ковш, или делали яму рядом с печью.

Кузнечное ремесло в деревне

Для отопления кузнецу железа нужна печь с хорошим воздуходувом — мехи. Конструкция кузницы намного проще, чем у доменной печи; по сути, это простая кузница.

Для вытаскивания раскаленного металла из кузницы и удержания его на наковальне служили щипцы (иногда называемые «изймало» — от глагола «извлекать», вытаскивать). Щипцы состояли из двух половинок, соединенных штырем; они имели разную форму: одни подходили для вытаскивания и удержания мелких предметов, другие имели специальные крючки на концах для удержания широких и массивных вещей и более широкий размах захватной части щипцов. Такие крюки могли не только захватывать металл, но и погружаться в него. Наковальни служили для обжига и ковки закаленного железа. Наковальни XI-XIII веков представляют собой массивный железный четырехгранный пирамидальный обрубок, узкая часть которого вбита в обрубок. Площадь рабочей поверхности наковальни небольшая (50-150 кв. см), но вполне достаточная.

Внимательный анализ железных предметов может определить разницу в технических приемах ковки.

Проще всего сделать ножи, обручи и кольца для корыт, гвозди, серпы, косы, долота, ножи для плуга, шила, кочедыги, медорезки, лопаты и сковороды. Все эти плоские предметы не требовали особых приемов и могли быть изготовлены без кузнечного дела.

Ко второй группе относятся предметы, которые требовали сварки, например: цепи, дверные открыватели, железные кольца ремней и жгутов, удила, подковы, огненные палки, зажигалки и острия копий. Следы сварки встречаются почти всегда, поскольку, хотя железо легко сваривается в состоянии белого и даже красного жара, швы не всегда были хорошо прокованы. Например, видно, что трехгранное копье выковано не из одного куска, а из трех стержней, нижние концы которых сварены вместе ковкой. Сварка уже требовала большего мастерства от кузнеца, а иногда и помощи его помощника.

Производство ювелирных изделий в сельской местности

Среди различных техник древнерусских ювелиров на первом месте должно стоять литье. Это самая древняя техника, известная жителям Восточной Европы еще со времен бронзового века. Металл плавили в глиняных тиглях с помощью сильфонов, которые повышали температуру тигля. Затем расплавленный металл (или смесь металлов, сплав) вычерпывали из тиглей глиняной ложкой, которая носила специальное название лячки (от глагола «лить»). Ложки обычно изготавливались с носиком для наливания и глиняной втулкой, в которую вставлялась деревянная ручка. Горшок с металлом нагревался в пламени, а затем расплавленный металл заливался в форму, все полости которой должны были быть заполнены металлом. После того как форма остыла, из нее извлекли металлический предмет, который в точности повторял форму. Качество изделия в девять десятых зависело от качества формы, но, к сожалению, исследователи ювелирного дела изучили множество технических приемов, но не коснулись самого распространенного из них — литья.

Почти все формы были односторонними, то есть теми, которые были покрыты гладкими плитами известняка. В результате лицевая сторона предмета была рельефной, а обратная сторона (соприкасающаяся с каменной плитой) — гладкой. Помимо односторонних форм с гладкой верхней частью, использовались также двусторонние формы, т.е. те, в которых вторая половина не была гладкой, а также формовалась. Например, чтобы отлить кулон в форме полого конуса, нужно было с одной стороны формы вырезать этот конус по глубине, а с другой — сделать его выпуклым. Иногда обе половины формы делались абсолютно одинаковыми, и вещь становилась симметричной, а литейный шов располагался посередине. Формы изготавливались из мягкого камня — известняка, песчаника, сланца.

Внешний вид очень многих слепков из древнерусских курганов X—XIII веков таков, что объяснить их отливку вышеуказанными приемами невозможно.

Многие вещи производят впечатление изготовленных методом штамповки или обработки металла непосредственно зубилом. Возьмем, к примеру, семилепестковое височное кольцо так называемого вятичского типа. Тело его, конечно, литое, но орнамент нанесен на щит таким образом, что образует ряд тонких вогнутых линий, как бы резко врезанных в металл: портной. Однако предположение о том, что каждое готовое изделие обрабатывается долотом, неверно.

Техника этого литья заключалась в том, что использовалась глиняная форма, наиболее точно передающая все детали обработки оригинала, с которого была сделана форма. Глиняные формы известны и в городах (например, в Киеве, Херсонесе), но здесь они никогда не использовались так широко, как в сельской местности. В городе необходимость массового производства заставляла ремесленника искать более прочные материалы, чем глина; в деревне же, как показывает анализ отливок сельских ювелиров, глиняные формы, безусловно, преобладали.

Однако спецификация глиняной формы не решает всех проблем литья. Ведь для того, чтобы вдавить оттиск в глину, нужна была уже готовая вещь. На ряде примеров мы видим, что оттиск на глине уже готового изделия. Особенно часто это происходило с вещами сложной городской техники, которая была недоступна деревенским ремесленникам. Городские подвески с зернью и сканью (спаянными зернами или прядями металла) имитируются в деревне очень просто: мастеру попадается в руки зерненная вещь, он штампует глину и в полученную форму заливает металл. В результате получается вещь, очень похожая на оригинал, но выполненная другой, более простой техникой. Таким же образом изготавливались так называемые многослойные браслеты и кольца: готовые проволочные браслеты отпечатывались на глине, а браслет, имитирующий витую проволоку, отпечатывался в этой глиняной форме.

Процесс литья по восковой модели можно реконструировать следующим образом: На гладкие каменные или глиняные таблички, похожие на крышку литейной формы, наносился слой воска такой толщины, какой должен быть изготавливаемый предмет. Разгладив восковую поверхность, мастер нарисовал контур вещи, обрезал излишки воска по краям и смоделировал узор. Для этого он раскатывал воск в тонкие стержни и шарики, скручивая стержни посередине, чтобы создать подобие скана. Подготовленные детали орнамента он наносил на восковую пластину, сгибая, прижимая, сглаживая край, добавляя рельефный узор из косых насечек и т.д. Если предмет не должен был иметь выпуклого орнамента, работа мастера упрощалась: наметив узор, он делал его на воске острым резцом. Из воска изготавливался швеллер, который доходил до края подставки; затем через швеллер заливался металл.

После того как модель была завершена и охлаждена для придания воску прочности, кузнец заливал в воск глиняное тесто. После высыхания теста полученная форма слегка запекалась, после чего воск расплавлялся и заливался через отливку (образованную восковым стержнем, упомянутым ранее). После этого форма была готова, и вместо воска можно было отливать металл. Только такой метод может объяснить нам наличие следов позитивной обработки на готовых металлических изделиях.

После литья на второе место следует поставить ковку и штамповку цветных металлов. Основное отличие от ковки железа заключается в том, что серебро, медь и их сплавы гораздо легче поддаются ковке, требуют более низкой температуры нагрева и легко поддаются холодной ковке. Вот почему в курганах мы видим как тонкую кованую серебряную проволоку, так и тонкие серебряные листы. Серебро (или медь), сглаженное в листы, использовалось для различных поделок: Оглеты (или венчики), плетеные браслеты, прицветники из диргемов, манжеты для шкатулок, ушки для крепления подвесок и т.д.

Третьим важным этапом после литья и ковки является изготовление проволоки. В древнерусских курганах найдено множество поделок из медной или серебряной проволоки. Небольшое количество проволоки использовалось не только для изготовления украшений, но и в повседневной жизни. Небольшое количество проволоки использовалось не только для украшений, но и в повседневной жизни. Проволока использовалась для обмотки рукояток ножей и колец, а также браслетов, колец, височных колец и ряда других украшений.

Существенным моментом является способ изготовления проволоки. Ее можно ковать и тянуть (литая проволока слишком хрупкая).

Деревенская керамика

Гончарное дело в славянских странах имеет древнюю традицию, восходящую к неолиту. На рубеже IX-X веков оно приобрело новые технологии и стало ремеслом. История гончарного дела резко делится на две части, границей между которыми является изобретение гончарного круга. Посуда первого периода (до изобретения круга) называется лепной керамикой, второго — керамикой, вылепленной на круге. Повсеместное распространение глины, пригодной для изготовления керамики, способствовало развитию гончарного дела.

Ассортимент лепной посуды невелик: кастрюли, сковородки и большие корзины. Лепная посуда не характерна для Киевской Руси, поскольку к тому времени она уже была заменена керамикой.

Чрезвычайно интересным материалом для решения вопроса о гончарах являются гончарные клейма на днищах сосудов. На маленьких кружках, которые подкладывались под сосуд, когда он формировался на круге, гончары вырезали различные знаки, которые оттискивались на дне сосуда хорошо заметным способом. Были высказаны различные предположения о значении этих знаков. Одни приписывали им лишь декоративное значение, другие видели в них религиозные символы, тогда как на самом деле это были печати мастеров-ремесленников.

Железообработка в городах Древней Руси отличалась от сельской большей сложностью, большей искусностью мастеров, большей разветвленностью ремесла.

По данным горной крепости Райковец, железо производилось в более сложных доменных печах, чем в деревне.

Вполне возможно, что в больших городах кузнецы не только отделились от мастеров-кузнецов, но и перенесли свое производство за городские стены и стали ближе к руде.

Инструменты городских кузнецов мало чем отличались от инструментов деревенских кузнецов. Можно указать на увеличение их размеров (например, огромные кузнечные щипцы из новгородской кузницы), вызванное необходимостью ковать крупные предметы.

Предложение изделий из железа в городе гораздо выше, чем в сельской местности. Необходимо добавить к пунктам, перечисленным в предыдущей главе: Шипы, шпоры, аксессуары для обуви, замковые кандалы (для привязывания лошадей), кнуты, ножи для резки, скребки, щипцы, сверла, пилы, ножницы в форме пера, железные ковчеги (сундуки) для ценностей, неизменно лодочные и щитовые заклепки, цепная почта, шлемы, доспехи («железные патурци» — papersi, нагрудники), мечи, сабли, умбоны (середины щитов), стрелы, замки и множество других кованых из железа вещей, назначение которых даже не всегда понятно.

При изучении древнерусского оружия исследователи упорно преуменьшали значение русской культуры и пытались доказать иностранное происхождение конструкций оружия, найденных в курганах Древней Руси. Однако пока не будет проведено детальное технологическое исследование клинков древнерусских мечей, вопрос об их происхождении не может быть окончательно решен.

Средневековые мечи изготавливались из тонких полос сильно кованой проволоки, сваренных вместе; по краям эти железные полосы были подкованы сталью.

Иногда железные полосы пробивались сталью, и все это сваривалось вместе ковкой при раскаленном докрасна металле. После такой обработки лезвие ножа приобрело оригинальный волнистый рисунок.

После горячей ковки сталь закаливается либо в воде (лезвие равномерно закаляется), либо в потоке воздуха. На Кавказе известен следующий способ закалки лезвия: Меч, раскаленный в печи, передается всаднику, который спешивается и держит меч лезвием вперед, чтобы закаленное лезвие и задняя часть клинка подверглись дальнейшей закалке. Этот метод учитывает закалку на «буэсти», или ветру.

Самая ценная часть феодального имущества — оружие из стали могли изготовить русские кузнецы. Русские шлемы, например, черниговские и смоленские, которые буржуазные ученые объявили кочевыми только потому, что они не похожи на норманнские, имеют довольно стабильную форму и технику исполнения на протяжении нескольких веков. Железный шлем князя Ярослава Всеволодовича (ок. 1215 г.), покрытый серебром и брошенный им на поле боя, имеет русскую надпись и типично русский чеканный серебряный орнамент. По форме он мало чем отличается от более ранних шлемов. Шлемы изготавливались из нескольких широких железных клиньев, скрепленных между собой железными заклепками. Чтобы сделать шлем прочнее, к нему приклепывали железную полосу с ребристым выступом посередине и необычным кружевным узором (Гнездово, конец IX века).

Почти каждый шлем имеет так называемую лучевую мантию, то есть цепную ткань, ниспадающую на плечи и защищающую шею от ударов сабель и стрел. Такая решетка из маленьких железных колец могла быть изготовлена только для каждого отдельного шлема. Кольцевые шипы можно увидеть на шлемах с IX по XIII века. Нижняя часть сетки, спадающая на плечи, была окаймлена медными кольцами (шлем Гнездово).

Для изготовления цепной почты необходимо было использовать кованую железную проволоку и клещи. Горячий кусок проволоки длиной 2—4 см сгибался в кольцо, зацеплялся за соседние, уже сделанные кольца, а затем зажимался плоскогубцами. Если зажим был недостаточен для сварки, на сварной шов ставили пуансон и ударяли по нему молотком.

Заключение

Одним из важнейших переломных моментов в истории Киевской Руси является девятый век, когда в дополнение к уже существовавшей технике появляются новые приемы обработки железа и стали, гончарный круг, клеймение, ямочная чернь, зернь и ямочная эмаль (тип Кеттлаха). Некоторые из них были результатом тесных связей с иранской арабской культурой, другие — развитием местных днепровских навыков.

Следующим периодом расцвета стала вторая половина и особенно конец X века, когда в производстве шлемов, кольчуг, гончарных изделий появляются клейма мастеров, появляется низкорельефная штамповка, проволочное волочение и филигрань. К концу века возникают три смежные отрасли: Эмаль, стекло и эмаль-глазурь на декоративной строительной керамике.

Перенос этих производств на киевскую землю, вероятно, связан с укреплением русско-византийских отношений при Ольге и Владимире.

Для IX-X веков характерно ведущее значение Киева и других городов среднего Поднепровья. Из более северных городов можно упомянуть только Смоленск. В то время Новгород не играл ведущей роли в северных регионах.

Новое, появившееся во второй половине X. Новое, появившееся в ремесленной технологии во второй половине X века, было тесно связано с обслуживанием княжеского двора — от строительства дворца до вооружения княжеских бойцов. В частности, совершенствовались придворные, родовые ремесла. Однако наряду с ним существовало и свободное посадское ремесло.

Около середины XI века у различных ремесленников появилась тенденция к ускорению производственного процесса, к определенной механизации (трудоемкая чеканка была заменена штамповкой); литейщики, озабоченные массовым производством, обратились к литью в прочных и долговечных каменных формах.

Наряду с этим стремлением к массовому производству, которое затронуло и родовых ремесленников, некоторые группы мастеров переходят к более точной обработке каждого отдельного изделия. Особого внимания заслуживают новгородские ювелиры и граверы. Примерно в это же время в Киеве налаживается обширное производство замков и мечей особого русского типа.

Расцвет городских искусств и ремесел приходится примерно на середину XII века и длится до татарского нашествия. Возможно, здесь речь идет о большой полноте источников, но культура русских княжеств в XII-XIII веках представляется высокоразвитой, полнокровной, сияющей изобретательской мыслью, быстро совершенствующей свою технику.

Даже в небольших городах есть сложные доменные печи для варки железа и несколько систем гончарных молотов. Культура также распространялась на все новые и новые города. В этом отношении показательно появление кирпичного производства и развитие каменного строительства во многих городах. Киев и Среднее Поднепровье, которые по-прежнему оставались высококультурными районами, перестали быть единственными центрами культуры. Наряду с этими древними центрами, на основе связей с ними, во Владимире, Рязани, Новгороде, Галиче, Полоцке и других городах возникает не менее сложный и разветвленный промысел.

Два направления ремесла, обозначенные в предыдущем периоде — массовое и индивидуальное — теперь стали еще более четкими.

Стремление к массовости проявляется в совершенстве техники двустороннего воскового литья и в появлении барельефа. Особенно интересно появление имитационных литейных форм, с помощью которых мастера сравнительно легко воспроизводили в больших масштабах в дешевом материале (бронзе) самые сложные изделия придворных ремесленников.

Техника изготовления многих предметов говорит о том, что мастера делали свои работы на заказ и продавали их на рынке. Это также проявляется в стандартизации определенных типов предметов (например, железных замков).

Мастера, изготавливавшие свои изделия на заказ, как бы соревнуясь с пригородными ремесленниками, которым они подражали, увеличивали сложность своих работ и совершенствовали технику, достигая виртуозного исполнения некоторых изделий.

Русские мастера намного опередили своих западноевропейских современников в сложной технике перегородчатой эмали.

Изобретение техники эмалевой пастилы на керамике и нанесение золотой амальгамы на медь, давшие прекрасные образцы оригинального золотого письма, показывает, что творческая мысль русских ремесленников во второй половине XII и начале XIII веков опережала технологии передовых западноевропейских стран, не знавших этих методов.

Список литературы

  1. Археология СССР: Древняя Русь. Город, замок, деревня / под редакцией А.Б.Рыбакова. — М.: Наука, 1985 г. — 429с.
  2. 2. Всемирная история. Том III, М., Госудолитиздат, 1957.
  3. Гумилев Л. От Руси к России.- М.: Дрофа-Наталис, 1996.
  4. Зезина М.Р., Кошман Л.В., Шульгин В.С. История русской культуры.- М.: Высшая школа, 1990.
  5. 5. Зуев М.Н. История России. м.: Оникс 21 век, 2003.
  6. 6. История отечества / под редакцией Г.Б.Поляка.
  7. 7) Любимов Л.Д. Искусство Древней Руси: Книга для чтения. — М.: Просвещение, 1974 г. — 333с.
  8. Б.А.Рыбаков — Ремесло Древней Руси, Академия наук СССР, 1958, 784 стр.
  9. Рябцев Ю. С. Очерки по истории русской культуры XI — XVII веков — М.: Владос, 1997.
  10. Тихомиров М.Н. Древнерусские города. — М.: Издательство политической литературы, 1950. — 476с.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Этика как философия морали
  2. Сфера управления общественными процессами
  3. Философия как форма ценностного сознания
  4. Движение как единство изменчивости и устойчивости — Концепция движения. Взаимосвязь между материей и движением
  5. Понятие в философии
  6. Освальд Арнольд Готтфрид Шпенглер и его философия
  7. Человек, общество и государство у Платона
  8. О чем спорили гносеологи и логики
  9. Русская эстетика 19 века
  10. Неклассическая современная философия