Для связи в whatsapp +905441085890

Рене Декарт «Рассуждение о методе» (1637)

Введение

Период, начавшийся в девятнадцатом веке, был эпохой утверждения и постепенной победы капитализма как нового способа производства в Западной Европе, эпохой бурного развития науки и техники. Под влиянием точных наук, таких как механика и математика, механизм утвердился в философии. В таком мировоззрении природа рассматривалась как гигантский механизм, а человек — как инициативный и активный деятель.

Главной темой философии Нового времени была тема знания. Существовало два основных течения: эмпиризм и рационализм, которые по-разному трактовали источники и природу человеческого знания.

Сторонники эмпиризма (Бэкон, Гоббс, Локк) утверждали, что основным источником достоверных знаний о мире является человеческий опыт и восприятие. Сторонники эмпиризма призывали к тому, что все должно основываться на данных человеческого опыта и практики.

Сторонники рационализма (Декарт, Спиноза, Лейбниц) считали, что основным источником достоверного знания является знание. Основателем рационализма был Декарт, автор фразы «подвергай все сомнению». Он считал, что во всем следует полагаться не на веру, а на достоверные выводы и ничего не принимать на веру. Взгляды Декарта не потеряли своей актуальности и по сей день. Это делает еще более интересным изучение его философии, попытку понять его мировоззрение и применить все это, по возможности, в нашей повседневной жизни.

В идеологическом плане наступление нового века было подготовлено творческой деятельностью, прежде всего — философов эпохи Возрождения. И добавим: бурные процессы прогрессивных изменений в политической, экономической, культурной, научной и всей духовной жизни нового времени основывались, прежде всего, на состоянии и уровне развития философии того времени.

Философия была не только идеологической основой прогрессивных изменений Нового времени, но и предшествовала этим изменениям. Нью Эйдж сначала пришел в духовную сферу философии, а затем в реальный мир.

Цель данной работы — рассмотреть идеологию и мысли великого философа Нового времени Рене Декарта.

Основная цель работы — понять специфику философии Декарта, определить, в чем заключается ее рациональность и как она может быть применена к современной жизни.

Предпосылки для развития новых философских течений

Философия Нового времени охватывает период с семнадцатого по первую половину девятнадцатого века и делится на несколько этапов: Просвещение семнадцатого и начала восемнадцатого веков, которое рассматривается в данном учебнике, и немецкая классическая философия восемнадцатого и первой половины девятнадцатого веков. В это время человечество вступило в новый период своей истории, ознаменованный грандиозным цивилизационным прорывом. За эти три столетия изменились экономические, политические и культурные формы человеческого существования. В экономической сфере утвердилось мануфактурное производство и связанное с ним индустриальное разделение труда, и все больше людей стали использовать машины. В политической сфере начали развиваться новые представления о правах и свободах человека, о конституционном государстве, о методах реализации этих идей на практике. В сфере культуры на первый план стали выходить научные знания. Выдающиеся открытия в области естественных наук и математики подготовили почву для научно-технической революции. Философия была в авангарде всех этих изменений. Она предвосхищала, стимулировала и обобщала их.

Семнадцатый век часто называют «веком науки». Научное познание мира высоко ценилось, что подтверждается содержанием и даже формой философии. Философия, являясь частью развития научного знания и часто предшествуя ему, пыталась быть «великой реставрацией наук», если воспользоваться названием работ Ф. Бэкона, «размышлением о методе», если применить здесь название одной из работ Декарта. Философы, такие как Р. Декарт, Б. Паскаль, Г. Лейбниц, сами порой были пионерами математики и естественных наук. В то же время они не пытались сделать философию, которая фактически перестала быть служанкой теологии, служанкой естественных наук. Напротив, как и хотели Платон и Аристотель, они отвели философии особое место. Философия должна была сыграть роль широчайшего учения, синтезирующего знания о мире природы, о человеке как части природы и его особой «природе», его сущности, об обществе, о человеческом разуме и обязательно о Боге как первом существе, первой причине и перводвигателе всего сущего. Другими словами, процесс философствования мыслился как «метафизические размышления», если снова воспользоваться названием работы Декарта. Именно поэтому философов XVII века называют «метафизиками». К этому, однако, следует добавить, что их метафизика (учение о происхождении всего сущего, о природе мира, об абсолютном, необусловленном и сверхчувственном; кроме того, термин «метафизика» используется для обозначения метода и способа мышления, противопоставленного диалектике) была не просто продолжением традиционной метафизики, а ее новаторским переформулированием. Инновации, таким образом, являются наиболее важной отличительной чертой философии Нового времени по сравнению со схоластикой. Однако следует подчеркнуть, что первые философы Нового времени были учениками неосхоластов. Тем не менее, они старались пересмотреть все силы своего ума и души, чтобы проверить истинность и неизменность унаследованных знаний. В этом смысле критика «идолов» Ф. Бэкона и метод сомнения Р. Декарта — не просто интеллектуальные изобретения, а характеристики эпох: старое знание пересматривалось, для нового звания находились веские рациональные основания.

Философов 17-17 веков интересовало не только рациональное познание, но и познание с помощью органов чувств. Однако Декарт, Спиноза и Лейбниц, считающиеся рационалистами, также уделяли внимание опыту (хотя и критически), воле, «страстям души» и аффектам, которые, по их мнению, подчиняются контролю разума.

Одним словом, семнадцатый и восемнадцатый века по праву можно считать веками рационализма. Но в то же время не стоит относить самосознательный рационализм к современности, поскольку философы этого периода объективно рассматривали недостатки и ограничения человеческого разума.

Рационализм как основная черта философии Нового времени

Поиск рационально обоснованных и доказуемых истин философии, сравнимых с истинами науки, является еще одной важной особенностью философии Нового времени. Основная трудность заключалась в том, что философские истины не могут быть преподаны аксиоматически или доказаны способами, обычно используемыми в математике. На это, в частности, всерьез надеялись Декарт и Спиноза, которые не только пытались придать своим работам форму научного трактата, но и вести все рассуждения с помощью «геометрического» аксиоматического метода дедукции (метод построения научных теорий в виде систем аксиом и постулатов и правил дедукции, позволяющих получать теоремы и утверждения теории путем логического вывода; дедукция — логическая операция, состоящая в переходе от общего к частному). Впоследствии мыслители отошли от этого метода, но стремление ориентировать философию на точные науки оставалось доминирующим на протяжении всего современного периода. Неудивительно, что в XIX веке, и особенно в XX веке, возобладало мнение, что классическая философия нового времени преувеличивает значение научных, рациональных, логических принципов в человеческой жизни и философской мысли. И действительно, философия XVII — первой половины XIX века, то есть философия Нового времени (в западной терминологии ее называют «философией модерна») была рационалистической. Здесь слово «рационализм» используется в широком смысле, объединяя как «эмпиризм» (философская доктрина и направление в эпистемологии, признающее чувственный опыт единственным источником достоверного знания), который приписывает все знание опыту, так и «рационализм» (философское направление, признающее разум основой знания) в более узком смысле, который ищет причины как опыта, так и внеэкспериментального знания в рациональных принципах.

Рационализм можно понимать как уверенность в силе и способности разума (особенно просвещенного разума, руководствующегося правильным методом) постигать тайны природы, познавать окружающий мир и самого человека, решать практические проблемы жизни с помощью здравого смысла и, наконец, строить общество на рациональных основах. И, конечно, с помощью разума понять Бога.

Рене Декарт: основатель западной философии

Рене Декарт (1596-1650) является основателем современной западной философии, что признается многими учеными в области истории философииФилософия.

Он родился во Франции в городе Лаэ. Он учился в иезуитском колледже Ла Флеше, в 1616 году получил образование юриста. Он много путешествовал по Германии, Италии, Голландии и Франции. Некоторое время он служил сначала в протестантской, а затем в католической баварской армии. Во время пребывания в Ульме у него была возможность сидеть в жарко натопленной комнате во время суровой зимы, чтобы размышлять и развивать свой подход к философии.

Он был одновременно математиком и философом, перед которым стояла задача создать новую философию и основать ее на незыблемом фундаменте беспримесного знания.

Он был совершенно неудовлетворен всей совокупностью знаний, полученных им в университете, которая отражала состояние философии того времени, и стремился пересмотреть все прошлые традиции, но, в отличие от Бэкона, он обратился к разуму, а не к опыту. Он рассматривал математику как основу для преобразования философии и поэтому интенсивно занимался ею.

Друзья, с которыми он интенсивно общался в течение своей карьеры, особенно Мерсенн, также поддерживали его в этом начинании. Вокруг него собрался круг друзей с общими интересами, из которых впоследствии сформировалась Французская академия наук.

В 1629 году он переехал в Нидерланды, где прошла основная часть его жизни и творчества и где он прожил около 20 лет.

Однажды Декарт написал в своей работе, что его не удовлетворяет кабинетная ученость и что все нужно искать в «великой книге мира и в самом себе», и он следовал этим принципам на протяжении всей своей жизни. Прежде всего, он изучал мир и поэтому мало читал чужие произведения, считая, что не стоит тратить на это время. Декарт был экспериментатором и исследователем, что напоминало ему Галилея, и он стремился ко всему, что могло иметь практическое применение, поэтому он был не только философом, но и важным ученым. Он является создателем современной алгебры и аналитической геометрии и одним из создателей механики. Декарт — автор закона преломления, он много сделал для физиологии, психологии и физики.

Основные работы Декарта — «Рассуждение о методе» (1637), «Метафизические рассуждения» (1641), «Элементы философии» (1644), «Правила для направления ума» и др.

Рациональное сомнение и принцип «cogito»

В истории философии и науки есть интересная особенность. Система Декарта начинается с научного наследия Декарта: Декарт был математиком, написавшим аналитическую геометрию; он был физиком, внесшим значительный вклад в создание учения о механическом движении, новой оптики, концепции вихревого движения и космогонии; Декарт был физиологом, заложившим основы учения о рефлексах. И только потом переходите к философии. Отличительной особенностью картезианского (декартовского) учения, однако, является то, что его философские аспекты, включая метафизику, эпистемологию, учение о научном методе и этику, не только тесно переплетаются с естественными науками и математикой, но и в некотором смысле превалируют над последними.

Для Декарта философия является основой всех наук, а метафизика — ее фундаментом. В «Началах философии» он писал: «Вся философия подобна дереву, корни которого — метафизика, ствол — физика, а ветви, исходящие из этого ствола, — все остальные науки, сводящиеся к трем важнейшим: медицине, механике и этике. Как плоды срывают не с корней, не со ствола дерева, а только с концов ветвей, так и особая польза философии зависит от тех частей, которые можно изучить только в конце» философии.

Декарт отвергает бесполезность умозрительной школьной философии и противопоставляет ей практическую философию, с помощью которой, зная силу и действие огня, воды, воздуха, звезд, неба и всех других тел, окружающих нас, мы могли бы точно использовать их для различных целей и сделать себя хозяевами и повелителями природы. Практический метод Декарта заключался в переходе от общего к частному, основой которого всегда была математика. Он считал, что все науки должны быть подчинены математике: она должна иметь статус «универсальной математики, ибо она содержит в себе все то, в силу чего называются другие части математики» Ibid.p.136. Это означало, что знание природы — это знание всего того, что можно зафиксировать математически.

Декарт связал научную мысль с философскими принципами и попытался рационально обосновать эту связь, пытаясь обосновать основные положения философии. Поэтому он считается основателем современной западной философии. Декарт попытался построить научное знание систематически, а это возможно только в том случае, если оно построено на очевидном и достоверном утверждении. Декарт рассматривал утверждение «Я мыслю, следовательно, я есть» (Cogito, ergo sum). Ход мысли Декарта таков: во всем нужно сомневаться, потому что сомневаться можно во всем, кроме мышления. Даже если мои мысли ошибочны, я все равно думаю, когда они приходят ко мне. Декарт использует термин «мышление», чтобы охватить всю сознательную умственную деятельность. Уверенность в том, что он «мыслящая вещь», дает Декарту основу для построения всего здания знания. Он установил это методом сомнения и тем, что он называет «светом разума».

Если для Бэкона первоначальная достоверность заключалась в опоре на чувственное знание, опыт, то Декарт, будучи рационалистом, не был удовлетворен этим, признавая, что органы чувств могут обмануть человека и что на них нельзя полагаться ни в коем случае. Он также считал, что авторитетам нельзя доверять, поскольку возникает вопрос, откуда исходит обоснованность авторитета. Декарту нужна была основа, которая не вызывала бы сомнений. Он пишет, что если мы отвергаем и объявляем ложным все, в чем можно усомниться, то мы можем предположить, что нет ни Бога, ни небес, ни тела, но мы не можем сказать, что мы, думающие так, не существуем. Ибо неестественно полагать, что то, о чем думают, не существует. И поэтому факт, выраженный словами «Я мыслю, следовательно, я существую», является наиболее достоверным для того, кто правильно философствует. «Cogito» Декарта тесно связано с развитием особенно математики, естественных наук. Декарт писал, что только арифметика и геометрия содержат нечто достоверное и неоспоримое. И во сне, и наяву, говорит Декарт, два плюс три всегда равно пяти, а прямоугольник имеет не более четырех сторон. Невозможно, чтобы такие очевидные истины подвергались сомнению. «cogito» Декарта — это мыслящая субстанция, которая открывается нам непосредственно, в то время как другая субстанция, а именно материальная, открывается нам косвенно. Итак, мыслящая субстанция — это мышление, а материальная субстанция — это тело, оно имеет акциденции — форму, положение, движение на месте и т.д. Мыслящая субстанция не имеет протяженности, она неделима; материальная или телесная субстанция, с другой стороны, имеет протяженность, она делима на отдельные части.

Таким образом, Декарт получает первое определение cogito в соответствии с правилами метода. Но эта уверенность — не просто одна из многих истин. Это истина, которая, будучи постигнутой, сама формирует правила, поскольку раскрывает природу человеческого сознания как res cogitans, прозрачного для самого себя. Любая другая истина воспринимается лишь постольку, поскольку она приравнивается и сходится с этой предельной самоочевидностью. Первоначально очарованный ясностью и очевидностью математики, Декарт теперь подчеркивает, что математические науки являются лишь одной из многих областей знания, которые основаны на методе, имеющем универсальное применение. Отныне все знания находят опору в методе, не потому, что они математически достоверны, а потому, что метод подтверждает математику, как и любую другую науку.

Опорой метода является «bona mens» — человеческий разум, или тот здравый смысл, которым обладают все люди, то, что, по словам Декарта, лучше всего распределено в мире. Что это за здравый смысл? «Способность правильно судить и отличать истинное от ложного — это именно то, что называется здравым смыслом или разумом, который в равной степени присущ всем людям от природы». Единство человека проявляется в хорошо направленном, здоровом и развивающемся разуме. Об этом Декарт пишет уже в своем юношеском сочинении «Правила для направления ума»: «Все различные науки есть не что иное, как человеческая мудрость, которая всегда остается одной и той же, хотя и применяется к различным предметам, подобно тому как солнечный свет не меняется, хотя и освещает различные предметы». «Философия. Но большего внимания, чем освещенные объекты, заслуживают отдельные науки, солнце-разум, направленный вверх, поддерживаемый логикой и вынужденный подчиняться ее требованиям. Единство наук свидетельствует о единстве разума, а единство мысли — о единстве метода. Если разум — это res cogitans, то пороки гения и заблуждения чувств бессильны, а ясность и отчетливость останутся неопровержимыми постулатами нового знания.

Доктрина метода

В «Правилах для руководства ума» Декарт пишет, что хочет найти «ясные и простые правила, которые не позволят тому, кто будет их применять, принять ложное за истинное, и приведут его, избегая бесполезных умственных усилий, с постепенно возрастающим знанием, к истинному знанию всего, что он способен понять». Но если здесь он перечисляет двадцать одно правило, то в «Рассуждении о методе» он сокращает их число до четырех; причина такого сокращения указана самим Декартом: «Поскольку большое число законов часто служит лишь предлогом для их незнания и нарушения, то чем меньше законов у народа, тем лучше он управляется, при условии, что эти законы строго соблюдаются; и я подумал, что вместо множества логических законов мне будет достаточно следующих четырех при условии, что они будут строго и точно соблюдаться без каких-либо исключений».

Первое правило, оно же последнее, будучи не только отправной, но и конечной точкой, — это правило очевидности, которое Декарт сформулировал так: «Никогда не принимай на веру ничего, в чем я не был бы явно уверен; другими словами, тщательно избегай поспешности и предрассудков и включай в мои суждения только то, что кажется мне настолько ясным и отчетливым, что это никоим образом не может вызвать сомнения». Это не правило, а фундаментальный принцип, именно потому, что все должно быть сведено к ясности и отчетливости, что означает очевидность. Говорить о ясных и четких идеях и говорить об очевидных идеях — это одно и то же. Но что такое умственное действие, посредством которого достигается очевидность? Это интуитивное действие или интуиция, которую Декарт определяет в «Правилах», — «не вера в хрупкое свидетельство человеческих чувств, не ошибочное суждение неупорядоченного воображения, а фиксированная концепция ясного и внимательного ума, производимая только естественным светом разума и более надежная, благодаря своей простоте, чем сама дедукция». Таким образом, это действие, которое служит и основанием, и подтверждением самого себя, ибо оно основано не на чем ином, как на взаимной прозрачности интуитивного действия. Речь идет о ясной и отчетливой идее, отражающей «чистый свет разума», еще не согласованной с другими идеями, но видимой самой по себе, интуитивно данной и не доказанной. Это вопрос присутствия идеи в уме и открытости ума для этой идеи, без какого-либо посредничества. Достижение этой взаимной прозрачности является целью трех других правил.

Второе правило гласит: «Разделить любую проблему, выбранную для исследования, на столько частей, сколько возможно и необходимо для ее наилучшего решения». Это защита аналитического метода, который один может привести к очевидности, поскольку, разбивая сложное на простое, он рассеивает двусмысленность светом разума. Если уверенность требует очевидности, а очевидность требует интуиции, то интуиция требует простоты, которая может быть достигнута путем разложения сложного «на элементарные части до пределов возможного». В «Правилах» Декарт уточняет: «Мы называем простыми только те вещи, знание о которых настолько ясно и отчетливо, что разум не может разделить их на большее количество частей. Великие завоевания достигаются постепенно, шаг за шагом, этап за этапом. Здесь нет места для претенциозных обобщений; и если все трудности вызваны смешением истинного и ложного, то аналитический ход мысли должен помочь освободить истинное от налета фальши.

Разложение сложного на простое недостаточно, потому что, хотя оно и дает сумму отдельных элементов, оно не дает прочной связи, которая создает из них сложное и живое целое. Поэтому за анализом должен следовать синтез — цель третьего правила, которое Декарт определяет в том же «Трактате о методе» так: «Третье правило состоит в том, чтобы располагать мысли в определенном порядке, начиная с самых простых и легко воспринимаемых объектов и постепенно, как по ступеням, поднимаясь к познанию самых сложных, допуская существование порядка даже среди тех, которые в естественном ходе вещей не предшествуют друг другу». Значит, необходимо вновь соединить элементы, в которых живет сложная реальность. Это означает синтез, который должен начинаться с элементов абсолютных (absolutus), независимых от других, и двигаться к элементам относительным и зависимым, открывая путь к цепи аргументов, освещающих сложные отношения. Это восстановление порядка путем выстраивания цепочки аргументов от простого к сложному, не без привязки к реальности. Даже если бы этого порядка не существовало, его следует принять в виде гипотезы, которая лучше всего подходит для интерпретации и выражения реальности. Без доказательств не было бы интуиции, а переход от простого к сложному необходим для акта дедукции. В чем смысл синтеза? «Может показаться, что в этой двойной работе не возникает ничего принципиально нового, если в конце мы получаем тот же предмет, с которого начали. Но в действительности это уже не тот же самый объект. Реконструированный комплекс стал прозрачным под лучом прожектора мысли. Первый — это сырой факт, второй — знание о том, как он сделан; между ними стоит посредник — разум».

Наконец, чтобы избежать спешки, которая является матерью всех ошибок, каждый шаг должен контролироваться. Поэтому в заключение Декарт говорит: «Последнее правило — составлять повсюду такие полные списки и такие всеобъемлющие обзоры, чтобы ничего не упустить». Итак, список и рецензия: первый контролирует полноту анализа, второй — правильность синтеза. Об этой необходимой предосторожности против всякой поверхностности мы читаем в Правилах: «Необходимо постоянным, непрерывным движением мысли проверить все, что имеет отношение к нашей цели, и охватить это достаточно упорядоченным списком».

Правила просты; они подчеркивают необходимость полного осознания этапов, на которые разбивается любое тщательное расследование. Они являются образцом знания именно потому, что ясность и точность предохраняют от возможных ошибок или поспешных обобщений. Для этого, как при решении сложных проблем, так и при объяснении непонятных явлений, необходимо выделить простые элементы, которые далее неделимы, чтобы они могли быть полностью освещены лучом разума.

Поэтому, чтобы продвигаться без ошибок, необходимо в каждом исследовании повторять процесс упрощения и строгого сцепления частей — операции, характерные для геометрии. В чем преимущество такой модели? Во-первых, в общих чертах, отказ от всего неопределенного или несовершенного, фантастического или просто похожего на истину, что уклоняется от этого необходимого процесса упрощения. Простота, по мнению Декарта, не является универсалией традиционной философии, так же как интуиция не является абстракцией. Всеобщее и абстракция, два основных пункта аристотелевской схоластической философии, заменяются простотой и интуицией. «Руководствоваться математикой, — отмечают некоторые ученые, — означало для Декарта заменить сложное простым. Познать что-то — значит разложить его на простые элементы, сделать объектом непосредственной интуиции, а затем вновь собрать его с помощью непосредственно распознаваемых связей.

Таким образом, Декарт конкретизирует правила метода. Он пытается понять процесс сортировки простейших именно как работу интеллекта. «…Вещи должны рассматриваться иначе по отношению к интеллекту, чем в их реальном существовании. «Вещи», рассматриваемые по отношению к интеллекту, делятся на «чисто интеллектуальные» (такие как сомнение, знание, незнание, уже рассмотренные), «материальные» (такие как форма, протяженность, движение), «общие» (такие как существование, длительность и т.д.).

Здесь раскрывается важнейший принцип не только для картезианства, но и для всей последующей философии. Она воплощает кардинальный сдвиг, произошедший в философии Нового времени в понимании материальных тел, движения, времени, пространства, в понимании природы в целом, в построении философского и одновременно научного взгляда на мир, а следовательно, в философском обосновании естествознания и математики.

Заключение

Один из основателей философии Нового времени, французский мыслитель Рене Декарт, стоял у истоков рационалистической традиции. Его рационализм поставил разум в центр эпистемологии и свел роль опыта только к практической проверке данных рассудочной деятельности. Не отвергая чувственное знание как таковое, Декарт считал, что оно должно быть подвергнуто детальной (скептической) критике. Он считал, что исходной действительностью всякого познания является мыслящее Я, сознание, постигающее окружающие вещи и явления через свою деятельность.

Если Ф.Бэкон считал индукцию основным методом получения истинного знания, то для Декарта таким методом была дедукция, которая предполагает движение идей от общего к частному. Французский мыслитель считал аксиомы отправными точками всей науки. Он считал, что в логической цепи дедукции, которая следует за аксиомами, каждое из их отдельных звеньев также истинно.

Согласно Декарту, разум, вооруженный дедукцией и интуицией, может прийти к достоверному знанию только в том случае, если он исходит из следующих четырех предпосылок:

  • никогда не принимать за истину то, что не известно с уверенностью, что это так, включать в свои суждения только то, что представляется настолько ясным и отчетливым для нашего понимания, что уже нет причин сомневаться в том, что включено;
  • необходимо разделить каждую из рассматриваемых нами трудностей на столько частей, сколько возможно для ее лучшего преодоления;
  • желательно придерживаться определенного порядка мышления, начиная с самых простых и легко узнаваемых предметов, постепенно поднимаясь к осознанию самых сложных;
  • всегда разумно составлять настолько полные списки и настолько общие обзоры, чтобы не допустить пропусков.

Короче говоря, Декарт считал, что только сам разум может служить источником достоверности знания. Для него критерий истины заключался в ее очевидности. Для Декарта, чтобы обнаружить очевидность истины, необходимо подвергнуть сомнению соответствующие пропозиции. Это методологическое сомнение мыслитель рассматривал как обязательную процедуру познавательной деятельности, как ее предварительный прием.

Характерной особенностью философии Декарта является ее двойственность. Мыслитель считал, что все вещи представляют собой две независимые самостоятельные субстанции — душу и тело (психическое и материальное). Он считал духовное неделимым, материальное — неделимым до бесконечности.

Их главными атрибутами, соответственно, являются мысль и протяженность. Более того, согласно Декарту, психическая субстанция имеет внутри себя идеи, которые изначально присущи ей, а не приобретены в опыте — так называемые врожденные идеи.

Роль Декарта и его философии невозможно переоценить. Его влияние на всю последующую философскую мысль огромно. Учение и различные течения в философии, развивавшие идеи Декарта, получили название картезианства (от латинизированной формы его имени — Cartesia).

Список литературы

  1. Голубинцев В.О., Данцев А.А., Любченко В.С. Философия. Учебник для технических направлений и специальностей высших учебных заведений. -Новочеркасск.-2006.-С.78.
  2. Канка В.А. Основы философии. Учебник для студентов. — М.: Логос.- 2013.- С. 150.
  3. Курс лекций по философии под редакцией В.А. Калашникова.-М.,Высшая школа.-1999.
  4. А.Ф.Лосев, История философии. — М.: Мысль, 1989.
  5. Светлов В.А. История философии -М.: Питер.-2012. -С.256.
  6. Философия. Учебник. Под редакцией Фролова И.Н. — М., Высшая школа. -2010.
  7. Фролов И.Т. и др. Введение в философию: учебник для вузов / — 3-е переработанное издание — М.: Республика — 2010 г. — С.134-140.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Что такое «средневековье» в Индии
  2. Фридрих Шлейермахер, немецкий представитель протестантской теологии и философии
  3. Научное сознание и мир науки
  4. История западной философии 19 и начала 20 века
  5. Проблемы этики в эллинистическо-римской философии — Этические системы Древней Греции и Рима
  6. Философия эпохи Просвещения и Великая французская революция — Общие черты эпохи Просвещения
  7. Мартин бубер, еврейский религиозный философ и писатель
  8. Человек в системе отношений «Я – другой»
  9. Разум в философии нового времени
  10. Категории в философии