Для связи в whatsapp +905441085890

Рене Декарт — Основы философии Декарта

Рене Декарт (1596 — 1650) — один из выдающихся мыслителей современной эпохи. Во Франции, в то время, когда формировалась философская мысль Декарта, центральное правительство было усилено. Кардиналу Ришелье удалось постепенно ликвидировать все очаги сопротивления гугенотов и создать сильное центральное государство, которое, хотя все еще страдало от внутренних неурядиц, уже функционировало как одно из самых важных на арене европейской политики. Французская буржуазия тогда еще только зарождалась. С одной стороны, централизованное государство с сильной монархической властью создавало благоприятные условия для развития внутреннего рынка. Однако, с другой стороны, абсолютизм заметно закрепил классовые разделения и привилегии. В то же время в культурной и интеллектуальной жизни Франции укреплялись позиции католицизма, под влиянием которого находились все образовательные центры страны. Но он не мог подавить, ни во Франции, ни в других странах Европы, прогресс научных знаний, стимулируемый развитием производительных сил. Именно прогресс в развитии естественных наук оказал большое влияние на формирование взглядов Декарта.

Рене Декарт поступил в иезуитский колледж Ла-Флеш в возрасте восьми лет. Здесь он получил основы своего образования. Ряд биографий Декарта свидетельствует о том, что сухое, педантичное образование не удовлетворяло его. Однако он осознал свой отказ от схоластического понимания науки и философии лишь позднее, когда посетил большую часть Европы в качестве военного. В 1621 году он оставил военную службу и отправился в путешествие. Он посетил Германию, Польшу, Швейцарию, Италию и некоторое время жил во Франции. Наиболее интенсивно он занимался исследованиями во время своего относительно длительного пребывания в Голландии с 1629 по 1644 год, в это время он написал большинство своих работ. 1644 — 1649 годы были наполнены попытками не только теоретической защиты взглядов и идей, содержащихся, в частности, в «Размышлениях о первой философии» и в «Началах философии». В 1643 году в Утрехте и в 1647 году в Лейдене (где Декарт прожил сравнительно долгое время) распространение его взглядов было запрещено, а его работы сожжены. В этот период Декарт снова несколько раз посещает Париж и даже подумывает о возвращении во Францию. Но затем он принимает приглашение королевы Швеции Кристины и отправляется в Стокгольм, где вскоре умирает от простуды.

Наиболее выдающимися из его философских работ являются труды, посвященные методологическим проблемам. К ним относятся «Правила для наставления разума», написанные в 1628-1629 годах, в которых Декарт описывает методологию научного познания. Эта работа также связана с «Рассуждением о методе», опубликованным в 1637 году. В 1640-1641 годах Декарт написал «Мысли о первой философии», в которых он пересмотрел некоторые аспекты своей новой методологии, поставив ее на более глубокий философский фундамент. В 1643 году он опубликовал свои «Начала философии», в которых содержится исчерпывающее изложение его философских взглядов.

Декарт также написал ряд исследований по различным областям человеческого знания. Среди наиболее важных — «Эссе о свете», над которым он работал в 1630 — 1633 годах, затем его «Диоптрика», в которой он заложил основы геометрической оптики. Стоит также упомянуть работу «О страстях», посвященную этическим проблемам, написанную в 1649 году.

Декарт также много работал в области экспериментальных (в современных терминах) наук, например, он изучал анатомию человеческого глаза в связи с диоптриями. Одно из его выдающихся достижений — в психологии (он первым выдвинул идею условного рефлекса). Как создатель аналитической геометрии, он внес значительный вклад в развитие математики и математического мышления.

Рене Декарт

Основы философии Декарта

Из вышесказанного следует, что Декарт был одним из тех мыслителей, которые тесно связывали развитие научной мысли и общих философских принципов. Прежде всего, важную роль в формировании его философии сыграл образ мышления, закрепленный в естественных науках его времени. Значение развития естественных наук не должно было ограничиваться новыми открытиями. Новое, что приносит естествознание и что формирует все сферы интеллектуальной жизни, — это новый способ понимания мира и самого процесса познания. Естественные науки XVI-XVII веков еще не формулируют эти новые принципы познания (по крайней мере, не в достаточной степени общности). Скорее, он реализует их непосредственно в процессе освоения своего предмета. Если философия Бэкона является предвестником нового (его философия скорее сочувствует естествознанию нового времени, чем дает ему философское обоснование), то философия Декарта уже закладывает (довольно общий) фундамент новой теории света, которая не только обобщает, но и философски оценивает все полученные до этого момента результаты нового естествознания. Таким образом, философия Декарта представляет новую, целостную и рационально обоснованную картину мира, которая не только соответствует современному состоянию естествознания, но и полностью определяет направление его развития. В то же время он инициирует фундаментальные изменения в развитии самой философской мысли, переориентацию философии, которую Гегель характеризует словами: «Декарт направил философию в совершенно новое русло, начав тем самым новый период философии….». Он исходил из того, что мысль должна начинаться с себя. С этого времени все прежние философствования, особенно те, которые исходили из авторитета церкви, были отвергнуты».

Первую и изначальную определенность всей философии Декарт видит в определенности сознания — мысли. «Требование, которое должно исходить из мысли как таковой, Декарт выражает словами: «De omnibus dubitandum est» (Все должно быть подвергнуто сомнению); это абсолютное начало. Таким образом, он делает сам отказ от всех определений первым условием философии» — так Гегель характеризует начальный путь философии Декарта.

Сомнение и «отказ от всех определений» Декарта, однако, не исходит из предпосылки, что существование определений невозможно в принципе. Это не тот скептицизм, с которым мы сталкивались, например, в античной философии. Принцип Декарта, согласно которому во всем следует сомневаться, представляет сомнение не как цель, а лишь как средство. Как пишет Гегель, этот принцип «имеет скорее тот смысл, что мы должны отказаться от всех предпосылок, т.е. от всех предпосылок, сразу принимаемых за истинные, и начать с мысли, и только оттуда прийти к чему-то подлинному, чтобы найти истинное начало. Таким образом, скептицизм Декарта — это, по сути, методологический скептицизм. Это скептицизм, который сводит на нет все (мнимые) уверенности, чтобы найти единственную (действительную) уверенность. «Первичная» уверенность может быть краеугольным камнем, положенным на фундамент всей конструкции нашего знания. Декарт пришел к этим выводам на основе исследований и своего личного опыта.

Бэкон находит главную достоверность в чувственных доказательствах, в эмпирическом, семантическом знании. Для Декарта, с другой стороны, свидетельства чувств неприемлемы в качестве основы, принципа достоверности знания. «Все, что я до сих пор считал истинным, я получил либо от чувств, либо при их посредничестве. Но чувства иногда оказываются обманчивыми, и было бы мудро не всегда твердо верить тем, кто обманул нас хотя бы однажды». Достоверность знаний также не должна зависеть от «авторитетов».

Рассуждения о методе

«Диоптрика», «Метеоры» и «Геометрия» были опубликованы как одна книга в 1637 году вместе с «Рассуждениями о методе». Эти работы содержали ряд приложений философских принципов, разработанных Декартом в учении о мире, но «Геометрия» ближе подводила читателя к истокам мысли философа, чем «Диоптрика» и «Метеоры». Однако это показалось Декарту недостаточным, и он решил написать еще одну работу, которая могла бы пролить свет на философские основы его научных взглядов и методов. Его полное название — «Рассуждение о способе правильно направлять свой ум и находить истину в науках». Работа, элегантная по стилю, написанная точным языком, полна замечаний, отражающих богатый жизненный опыт автора, его знание общества, людей и их поведения. В «Рассуждениях» сжато и выразительно представлена история научного развития философа, а также принципы и метод его учения. Эта работа состоит из шести частей. В первой будут различные рассуждения о науках; во второй — основные правила метода, найденного автором; в третьей — некоторые правила морали, выведенные автором из этого метода; в четвертой — аргументы, с помощью которых он доказывает существование Бога и человеческой души, составляющие основу его метафизики; В пятом — ряд рассмотренных им вопросов физики, особенно объяснение движения сердца; рассмотрение некоторых других трудных вопросов, связанных с медициной, а также различие, проводимое между душой Пашки и душой животных; и в последнем — указание на то, что, по мнению автора, необходимо, чтобы продвинуться в изучении природы дальше, чем ему удалось, и объяснение соображений, побудивших его к написанию книги. Давайте рассмотрим их по порядку.

В начале первой части Декарт говорит, что разум примерно одинаково распределен между людьми, и каждый может отделить истину от обмана. Разница между людьми заключается в том, как они направляют свои мысли. «Но я не боюсь сказать, что в молодости мне посчастливилось идти по таким путям, которые привели меня к размышлениям и правилам, позволившим мне разработать метод, с помощью которого, как я полагаю, я смогу постепенно совершенствовать свои знания и довести их путем степеней до той высшей степени, которую посредственность моего ума и краткость моей жизни позволяют мне достичь», — говорит Декарт о методе, который он открыл во время пребывания в Германии. Однако Декарт не хочет никого учить своему методу, а лишь показывает, как он руководит своим собственным умом. Он предлагает читателю назвать его рассуждения о методе историей и, если хотите, вымыслом, но надеется, что кто-то найдет эту работу полезной. Говоря о своем образовании, Декарт признается в любви к математике: «Математика особенно важна для меня из-за надежности и очевидности ее аргументов». Декарт не видит такой надежности и очевидности в других науках. «Одно скажу о философии: поскольку она разрабатывалась на протяжении многих веков самыми выдающимися умами, в ней и по сей день нет ни одного определения, которое не служило бы предметом спора. А поскольку все другие науки того времени основывались на философии, то, по мнению Декарта, ничто не может быть построено на столь слабом фундаменте. Тем не менее, он не отрицает всего того, что было достигнуто в науке до него, он лишь предлагает отделить истинное от ложного. Метод, изобретенный Декартом, служит этой цели.

Из этого метода вытекает несколько правил морали

В этой главе Декарт представляет читателю правила морали, которые он придумал для себя, «чтобы жить как можно счастливее». «Прежде всего, подчиняться законам и обычаям моей страны, твердо придерживаться религии, в которой, по милости Божьей, я был воспитан с детства, и во всем остальном руководствоваться самыми умеренными мнениями, наиболее чуждыми крайностей, выработанных совместно мудрейшими людьми, в кругу которых я должен жить». Далее Декарт утверждает, что для того, чтобы изучить эти мнения, необходимо наблюдать, как ведут себя люди, а не слушать, что они говорят. Отделяя созерцание и стремление к истине от обыденных жизненных потребностей, он обращает внимание на то, что неотъемлемыми атрибутами истины являются очевидность и отчетливость, и здесь достаточно здравого смысла, воплощенного в привычках людей, среди которых человек проводит свою жизнь. В науке необходима очевидность истины, в повседневной жизни достаточно вероятности. Уважение к законам страны продиктовано потребностью в спокойствии, без которого поиск истины невозможен.

«Моим вторым правилом было оставаться настолько твердым и решительным в своих действиях, насколько я мог, и придерживаться с не меньшим постоянством даже самых сомнительных мнений, если я считал их совершенно правильными». В подтверждение этого правила Декарт приводит пример заблудившегося в лесу странника: «Он не должен бродить, шатаясь из стороны в сторону, и тем более задерживаться на одном месте, но должен идти как можно прямее в одном направлении, не меняя его по ничтожным причинам, даже если изначально он был вынужден выбрать это направление лишь случайно. «Это очень прагматичное правило. Она призывает покончить с медлительностью и преодолеть неуверенность и нерешительность, ибо жизнь мчится вперед, неизменным остается лишь стремление к истине и добру, которые служат путеводными идеалами человеческой жизни. Чтобы преодолеть нерешительность, Декарт предлагает «войти в привычку формулировать ясные и определенные суждения о вещах и сохранять убеждение выполнять свой долг как можно лучше, даже если это очень плохие решения».

«Моим третьим правилом всегда было побеждать себя, а не судьбу, менять свои желания, а не порядок мира, и вообще приучать себя к мысли, что только наши мысли находятся в нашей полной власти, и что, сделав все возможное с окружающими нас вещами, мы должны рассматривать то, чего мы не достигли, как нечто абсолютно невозможное.» Итак, главная идея Декарта — изменить себя, что возможно, если следовать правилам ясности и четкости ума. Изменяя мысли, мы укрепляем волю.

Декарт завершает свои размышления о морали словами: «Посвятить всю свою жизнь, насколько это возможно, совершенствованию своего разума и продвижению, насколько это возможно, в познании истины, согласно принятому мною методу».

Декарт придерживался этих — возможно, не бесспорных — правил до конца своей жизни. Чтобы лучше понять, почему Декарт пришел к этим правилам, необходимо помнить, что главной целью его жизни был поиск истины в науках. Философ ценил каждую минуту своего времени; он хотел успеть сделать как можно больше.

Аргументы о существовании Бога и бессмертии души, или основы метафизики

Во-первых, следует отметить, что большинство традиционных знаний основано на опыте органов чувств. Но Декарт не считает, что знания, полученные таким образом, неоспоримы. Он говорит: «Поскольку органы чувств иногда обманывают нас, я счел правильным предположить, что нет ни одной вещи, которая была бы такой, какой она представляется нам с помощью наших органов чувств». Таким образом, Декарт склонен думать «об иллюзорной природе всего на свете в то самое время, когда я сам, то есть мысль, существую». Продолжая свой аргумент, он пишет: «Я заметил, что истина Я мыслю, следовательно, существую (kogito ergo sum) настолько тверда и верна, что самые отчаянные предположения скептиков не могут ее поколебать, я пришел к выводу, что могу без страха принять ее как первый принцип философии, к которой стремлюсь.» Затем Декарт, следуя своему методу, говорит: «При внимательном рассмотрении того, что я сам собой представляю, я мог представить, что у меня нет тела, что нет ни мира, ни места, где бы я находился, но я ни в коем случае не мог представить, что я, следовательно, не существую; напротив, из того, что я сомневался в истинности других объектов, ясно и несомненно следовало, что я существую». Дальнейший аргумент философа заключается в следующем: Я — человек, субстанция, все существо которой состоит из мысли, и которая может существовать везде и без всякой материи. Мое «я», то есть моя душа, благодаря которой я являюсь тем, что я есть, совершенно отлична от моего тела и более легко различима, чем тело, и если бы не было тела, душа не перестала бы быть тем, что она есть — душа мыслит. Таким образом, Декарт приходит к неоспоримому факту, что человек — это мыслящая реальность. Применение правил метода привело к открытию истины, что в свою очередь подтверждает справедливость этих правил, ведь излишне доказывать: чтобы мыслить, надо существовать.

Прежде чем перейти к вопросу о существовании Бога, стоит напомнить, что Декарт различает три типа идей: врожденные идеи, которые он обнаруживает в себе вместе со своим сознанием, приобретенные идеи, которые приходят извне, и созданные идеи, которые он конструирует сам.

Существование Бога Декарт выводит из первого принципа своей философии. Если я сомневаюсь, значит, я не совершенен. Но тогда откуда взялась идея, что я несовершенен. Очевидно, что автор идеи, которая присутствует во мне, — это не я сам, несовершенный и конечный, и не существо, тоже конечное. Тогда идея должна исходить от другого, более совершенного и бесконечного существа — Бога. Эта идея вложена Богом. После рассмотрения различия между рациональной и телесной природой Декарт говорит: «Ясно поняв, что рациональная природа во мне отлична от телесной, и рассмотрев, что всякая связь показывает зависимость, а зависимость, очевидно, является дефектом, я заключаю, что для Бога было бы несовершенно состоять из двух природ, и, следовательно, Он не состоит из них». Бог, таким образом, является духовным началом.

Согласно Декарту, причина, по которой многие убеждены, что трудно познать Бога или даже собственную душу, заключается в том, что человек никогда не поднимается выше того, что можно познать с помощью органов чувств. Нельзя использовать воображение и органы чувств, чтобы понять природу Бога.

С большой уверенностью в человеке и его способности к познанию Декарт переходит к познанию мира.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Сократ: поиски достоверного знания
  2. Философия в Византии (IV—XV века)
  3. Структурный психоанализ Ж. Лакана
  4. Конечное благо: цели и средства
  5. Модель социальной философии
  6. Софисты и сократ
  7. Спор эмпириков и рационалистов по проблеме истины — Формирование и истоки эмпиризма и рационализма современной философии
  8. Мировоззрение, его структура и значение для общества и человека
  9. Метафизическая свобода и гражданские свободы в философии нового времени
  10. Проблемы главы государства и отделение политики от морали в доктрине Макиавелли — Биография Макиавелли