Для связи в whatsapp +905441085890

Революционизм и реформизм как типы политического менталитета — Структура политического менталитета

Эффект любой политической системы зависит от ее способности психологически воздействовать на человека и заставить его действовать в соответствии с целями системы. За исключением применения прямой силы, когда у гражданина нет времени подумать, все остальные меры в арсенале политического влияния предполагают хотя бы минимальные знания о политике, умение оперировать политическими категориями, наличие идей и суждений о них. Таким образом, между целями системы и поведением индивида существует промежуточное «агентство» в виде политического сознания — массового и индивидуального.

Чем сложнее человеческая деятельность (а политическая деятельность основана на сложнейшей системе отношений между многочисленными субъектами и объектами политических отношений), тем важнее сознание, которое ее отражает и анализирует.

Все политические движения и партии, организации и ассоциации пытаются «достучаться» до граждан и сформировать политические цели, ценности, нормы и установки. Но их тактика при этом может быть разной. Одна тактика основана на прагматической задаче обработки общественного мнения непосредственно перед принятием решения (голосование на выборах, участие в референдуме и т.д.). Его сторонники среди политиков считают, что избиратели ведут себя как покупатели в магазине, где они останавливаются на том товаре, который лучше разрекламирован. Эти политики понимают, что такое краткосрочное влияние, своего рода индоктринация, не формирует «идеального гражданина», и они не видят в этом никакой выгоды для себя. Они также не видят ближайших перспектив для создания долгосрочных программ политического образования. Распространение манипулятивных технологий в последние годы для достижения одной цели — формирования краткосрочных установок избирателей — является тому подтверждением.

С другой стороны, другие политики, партии и движения считают, что можно и желательно постоянно заниматься формированием политического сознания в виде целостной идеологии, которая позволит вырастить компетентных граждан и обеспечить высокий уровень их участия в политической деятельности. Однако следует отметить, что хотя к этой цели стремятся многие политики и политические теоретики, в жизни она редко достигается. Более того, этот тезис используется и для манипулирования массовым политическим сознанием, чему мы хорошо научились на опыте недавнего прошлого.

Независимо от точек зрения современных политических практиков и политологов, сегодня их объединяет признание того, что политическое сознание является важным элементом политики и нуждается в исследовании для того, чтобы направлять его. В то же время существуют значительные трудности в изучении политического сознания. Терминологически, таким образом, сама проблема воспитания политического сознания предстает совершенно по-разному в различных политических культурах. Например, в эмпирических исследованиях западных политических психологов категория «сознание» встречается крайне редко. Чаще всего они используют категории политических «убеждений», «верований», «установок», «менталитета» и «идеологии». Последний термин также используется в совершенно ином контексте, чем в наших социальных науках. В русской литературе, особенно в советский период, термин «сознание» интерпретировался в терминах марксистской традиции, в контексте, который предполагал, что апеллировать нужно не просто к рациональным интересам того или иного класса, а именно к «сознанию», в специфическом морально-политическом смысле, который не может быть переведен ни на один язык. В современной литературе предпочтение отдается терминам «массовая психология» и «общественное мнение».

Сегодня уже никто не сомневается в актуальности изучения массового политического сознания как особого феномена, развивающегося у всех массовых членов общества, а не только у представителей специализированных видов психической и познавательной деятельности.

Революционизм и реформизм как типы политического менталитета

Структура политического менталитета

Чтобы разобраться в сложных элементах политического сознания и понять, по каким законам они действуют на личностном и групповом уровнях, попробуем рассмотреть их структуру. В политической психологии, как и в психологической науке в целом, принято выделять два блока элементов в анализе сознания: мотивационный и когнитивный. Мотивационные элементы включают потребности, ценности, установки и чувства. Когнитивные элементы включают политические знания, осведомленность, интерес и убеждения. Это деление во многом условно, потому что в жизни эти два блока элементов тесно переплетаются. Давайте рассмотрим некоторые из их наиболее важных элементов.

Рассмотрим мотивационные компоненты политического сознания на примере одного — установки. Отношение — это специфическое состояние субъекта, которое характеризует его готовность действовать для удовлетворения определенной потребности в определенной ситуации. Отношение предшествует действию и является его начальной стадией, предрасположенностью к действию. Один из основателей психологической теории установки, грузинский психолог Д.Н. Узнадзе, подчеркивал тесную связь диспозиции с ситуацией, с одной стороны, и с потребностью — с другой.

Эта позиция основана на понимании отношения как той промежуточной переменной, которая опосредует внешние стимулы из ситуации и внутренние стимулы, определяемые потребностями личности. Установки относятся к мотивационным механизмам человеческого поведения и сознания, поскольку, во-первых, служат для приспособления деятельности к определенному объекту, а во-вторых, являются относительно устойчивой формой потребностей и мотивов. Благодаря установкам, по мнению Г. Г. Дилигенского, субъекту не нужно постоянно определять, каковы его потребности и как их удовлетворить: они уже определены в установках.

В политической деятельности установка является регулятором поведения человека или группы, формируя их позитивное или негативное отношение к власти и государству. Обычно исследователей и их клиентов интересует очень специфическое отношение: к политической системе в целом, к режиму, к конкретным политическим институтам, к политическим лидерам и даже к конкретным политическим решениям или событиям.
Если политологу необходимо представить возможные действия той или иной группы населения, предположим, на выборах, он будет изучать соответствующие политические установки накануне этих выборов. Эта процедура основана на гипотезе, что любое политическое действие возможно только в том случае, если человек настроен на него, имеет предварительную готовность действовать, то есть имеет определенную установку (позитивную или негативную).

В психологических исследованиях принято выделять три компонента в структуре установок: когнитивный, аффективный и поведенческий, каждый из которых образует «относительно самостоятельные подсистемы регуляции активности субъекта».
8 Когнитивный элемент отношения предполагает, что у человека есть предварительные знания и интерес к политике. Наличие этого компонента объясняет отбор информации, которой располагает человек о партиях, политиках и процессах, о которых он уже знает и на которые направлено его внимание. Эмоциональное отношение к политическому объекту (нравится-не нравится, нравится-не нравится, доверие-недоверие) обычно предшествует критическому восприятию информации о политике. Без этого компонента политические предрассудки, расовые стереотипы, проявления религиозной и национальной нетерпимости были бы не столь важны. Наконец, поведенческий компонент установки представляет собой готовность к действию: будь то голосование, посещение митинга или шествия, вступление в политическую партию или совершение террористического акта.

Политическая осведомленность граждан весьма противоречива. Во-первых, их восприятие часто не совпадает. Это явление часто наблюдается в стабильных обществах.

Особенности политического менталитета

Существуют различные трактовки политического менталитета: это набор идей и убеждений, присущих определенной социальной общности; это набор установок, предполагающих активное восприятие окружающей действительности как на уровне отдельной социальной общности, так и ее субъектов; это особый вид конструкта «коллективного бессознательного».

Политический менталитет связан с опытом, повседневной жизнью и включает в себя представления о политической реальности, ценностно-политические ориентации, как сознательные, так и бессознательные, политические установки, спонтанные предрасположенности реагировать определенным образом на политическую ситуацию.

Понятие «политический менталитет» очень похоже на понятие «политическое сознание». Несмотря на терминологическую неясность, большинство авторов сходятся во мнении, что и политическое сознание, и политический менталитет — это восприятие и интерпретация субъектом той части действительности, которая связана с политикой, с вопросами власти и подчинения, сюда входят идеи, теории, взгляды, представления, чувства, настроения, иллюзии, заблуждения, традиции, обычаи, привычки масс людей, которые являются отражением политики и политических отношений.

При этом политический менталитет можно представить как систему, включающую в себя политическое сознание и социальные представления в их функциональной полноте, и, кроме того, аффективные компоненты психики, определяющие способы переживания, формы политической активности и способы репрезентации политического компонента мировоззрения.

Различные социальные сообщества в России имеют свой собственный политический менталитет. Однако существуют и некоторые базовые идеи, ценности и установки, которые закреплены на уровне повседневной жизни значительной части российского общества.

В российском политическом менталитете доминирует определенный образ государственной власти. Народ доверяет власти не столько какие-то функции, сколько свою судьбу. Исходя из этого, в российском политическом менталитете патернализм утвердился как ценность и базовая установка.

Государственная опека рассматривается как «благо» и обязательство власти перед обществом (народом). В то же время патернализм, создавая в обществе зависимое отношение и приучая его к пассивному ожиданию, ослабляет независимую энергию частных лиц. В качестве идеала государственной власти российский политический менталитет санкционирует прежде всего ту власть, которая одна (ответственная), сильная (авторитетная) и справедливая (нравственная). Этот «образ» власти ориентирован на умеренный авторитарный идеал, который всегда сочетается с охлократическим коллективным демократизмом. В результате в политическом менталитете сформировалось двойственное отношение к власти. С одной стороны, существует вера в авторитет, часто наделенный харизматическими чертами, и, соответственно, ожидание «чуда» от него, сопровождаемое постоянной готовностью подчиняться ему. С другой стороны, существует убеждение, что сама власть должна служить «общему делу» и идее национального государства. Отсюда ориентация российского политического менталитета на контроль над деятельностью власти через постоянное соотнесение с «общим делом», которое коллективно переживается людьми. Если власть действует вопреки этому опыту, то ее обычно свергают, а иногда и насильственно вместе с ней. Именно поэтому политические лидеры в России, уходя в отставку, сначала подвергаются жесткой критике, а затем погружаются в политическое небытие.

Реформизм

Реформизм в рабочем движении — политическое течение, которое отрицает необходимость классовой борьбы, социалистической революции и диктатуры пролетариата, выступает за сотрудничество классов и надеется преобразовать капитализм в общество «всеобщего благоденствия» и социальной справедливости путем ряда реформ, проводимых в рамках буржуазной легитимности.

Реформизм возник в последней четверти XIX века, когда ряд социал-демократических активистов под влиянием успехов рабочего движения и развития буржуазной демократии призвали к пересмотру марксизма и взяли курс на реформирование и улучшение буржуазного общества и постепенное «врастание» в социализм (Э. Бернштейн, Х. Фольмар, А. Мильеран и др.). Несмотря на упорную, хотя и не всегда последовательную борьбу против бернштейнианства, которую вели марксисты в европейских социал-демократических партиях, капитуляция перед реформизмом становилась все более распространенной, если часто не явной. Из основных политических организаций II Интернационала только большевики находились под руководством В.И. Ленина. Большевистская партия Ленина постоянно выступала за революционную линию в рабочем движении.

После Октябрьской революции 1917 года и окончания Первой мировой войны 1914-18 годов борьба между марксизмом и реформизмом стала борьбой между двумя организационно оформленными политическими течениями рабочего движения. Революционное крыло было представлено Коминтерном, реформистское крыло — 2-м и 21/2-м Интернационалами, а затем, после их слияния в 1923 году, Социалистическим рабочим интернационалом. Развитие социал-демократических партий между мировыми войнами — это движение от марксизма к антимарксизму.

После 2-й мировой войны 1939-45 гг. для R характерен окончательный и полный разрыв с марксизмом, зафиксированный в новых программах основных европейских социал-демократических партий (1958-61 гг.). Официальной доктриной современного реформизма, провозглашенной в Декларации Франкфуртского (1951) конгресса Социалистического Интернационала и противопоставленной научному коммунизму, марксизму-ленинизму, является «демократический социализм». Теоретические корни «демократического социализма» восходят к неокантианству с его проповедью этического социализма.

С точки зрения теоретиков современного реформизма, социализм — это не естественный продукт естественно-исторического развития, а нравственный идеал, одинаково доступный представителям всех слоев общества.

Социалистическое преобразование общества рассматривается как нравственная проблема воспитания людей в духе «вечных» ценностей социализма. Соответственно, реформизм отвергает революционные методы воздействия на общественное развитие. Реформа как антитеза революции остается основой реформистской мысли. С точки зрения реформизма, социализм может возникнуть только «демократически», то есть в результате совокупности политико-экономических и, прежде всего, культурно-педагогических мер социал-демократических и даже буржуазных правительств; социализм может существовать только как «демократия», то есть как гармоничное единство всех социальных групп, включая капиталистов — таково кредо реформизма. Хотя в документах и политических заявлениях социал-демократических партий встречаются ссылки на социализм, содержание этого понятия становится все более расплывчатым.

Революционизм

Революционизм — политическое течение, выражающее совокупность объективных условий, которые отражают экономический и политический кризис данной социальной системы и определяют возможность социальной революции. Реформизм — отрицание политической борьбы, которая может привести к краху системы — проповедует сотрудничество классов.

Оба подхода имеют свои преимущества и недостатки.

Революционность быстро разрешает противоречия, но этот путь часто сопровождается большими человеческими жертвами.

Реформизм действует осторожно и сдержанно, но часто слишком долго.

Нормальным способом существования государства, очевидно, является реформизм, то есть граждане государства не развиваются антагонистически. Но если скорость…
разрешение противоречий происходит очень медленно, возможен переход к революционному
развитие.

Таким образом, реформизм содержит в себе революционность и наоборот. Несколько
Несколько слов о менталитете. Как видно из предыдущих рассуждений, политическая
Менталитет — это сознание масс о том, как должно жить общество. Грубо говоря, это разумное понимание пути развития общества.

Значение политических ценностей, по мнению М.С. Кагана, амбивалентно: они и объединяют, и разделяют людей одновременно, поскольку укрепляют единство части человечества, разрушая его целостность, вплоть до провоцирования и оправдания военных и революционных конфликтов. Правовые ценности, по его мнению, по своей природе являются «упорядочивающей, стабилизирующей, консервативной силой, в то время как политические ценности могут быть как конструктивными, так и деструктивными, оправдывая как реакционные, реформаторские, так и революционные практики».

М.С. Каган выделяет такие фундаментальные политические ценности, как «патриотизм, гражданственность, национальное достоинство, классовая гордость, партийная дисциплина и т.д.», которые объединяют плюрализм людей, независимо от того, знают ли они друг друга, находятся ли в непосредственном контакте друг с другом, и которые каждый плюрализм противопоставляет другим людям, имеющим иные политические идеалы и программы.

В отличие от стандартной исследовательской практики, мы теоретически отделяем политические ценности от политических представлений и политических установок.

Для интерпретации политических ценностей, помимо идей, высказанных М.С. Каганом, на наш взгляд, представляют интерес определения ценностей социологов В. Томаса и Ф. Знанецкого и аксиолога М. Рокича.

Томас и Знанецкий дают «операциональное» определение ценности, сформулированное в позитивистском духе. Они описали его как «любой объект, который имеет определенное содержание и значение для членов социальной группы». Они также определяют ценности как «правила поведения», с помощью которых «группа сохраняет, регулирует и распределяет соответствующие типы действий между своими членами».

M. Рокич считает, что «ценность — это устойчивое предпочтение человека или общества определенному поведению или конечному состоянию по сравнению с другим поведением или состоянием. Следует отметить, что такая трактовка ценности удовлетворяет потребности конкретных социально-политических исследователей, поскольку обеспечивает не только качественное, но и количественное измерение политических ценностей.

Кроме того, при определении политических ценностей мы будем опираться на положение М.С. Кагана о том, что понятие ценности неотделимо от отношения к ценности, которое проявляется в определенных ситуациях действия, с одной стороны, наличием определенных свойств у объектов, а с другой стороны, наличием определенной политической культуры у субъекта, которая преобразует свойства объекта в политическую ценность.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Философия Ф. Шопенгауэра
  2. Неоевразийство конца xx – начала xxi вв.
  3. Основные теоретико-методологические подходы к осмыслению общества: социальный номинализм и социальный реализм
  4. Религия любви и гуманистическая этика Фейербаха — Критика религии и теологии
  5. Антропология возрождения
  6. Модерн и постмодерн в исследовании феномена человека
  7. Проблема жизни и смерти в духовном опыте человека
  8. Формирование системы международной и отечественной научной коммуникации в инженерной сфере: возникновение научно-технической периодики, создание научно-технических организаций и обществ, проведение съездов, конференций, выставок
  9. Философские истоки и основные принципы скептицизма — Периоды развития скептицизма
  10. Соотношение понятий «субъект», «индивид», «я и общество»