Для связи в whatsapp +905441085890

Результативная подсистема деятельности — Социальная деятельность

По мнению Вебера, социология — это «понимание», потому что она изучает поведение человека, который придает определенное значение своим действиям. Действие человека приобретает характер социального действия, когда оно содержит два момента: субъективная мотивация индивида и ориентация на другого (других). Понимание мотивации, «субъективно подразумеваемого смысла» и атрибуция к поведению других — необходимые моменты самого социологического исследования, отмечает Вебер, приводя пример человека, рубящего дрова, чтобы проиллюстрировать свои рассуждения. Таким образом, можно рассматривать рубленую древесину только как физический факт — наблюдатель не понимает, что это за рубленая древесина, а то, что она рубленая. Можно думать о вертолете как о живом существе, которое имеет сознание и интерпретирует его движения. Наконец, это также возможно, если фокус внимания направлен на субъективно переживаемое чувство действия индивида, т.е. задаются вопросы: «Действует ли этот человек по разработанному плану? Что это за план? Каковы его мотивы?»

Именно такое «понимание», основанное на постулате о существовании индивида наряду с другими индивидами в системе специфических ценностных координат, служит основой для реальных социальных взаимодействий в жизненном мире. Социальное действие, пишет Вебер, — это действие, «субъективное значение которого связано с поведением других людей». Исходя из этого, действие не может считаться социальным, если оно чисто имитационное, если индивид действует как атом толпы, или если он руководствуется природным явлением (это не социальное действие, например, для множества людей открывать зонтики во время дождя).

И еще одно важное наблюдение Вебера: употребляя термины «государство», «община», «семья» и т.д., не следует забывать, что эти институты на самом деле не являются субъектами социальных действий. Поэтому невозможно понять «действие» народа или государства, хотя можно очень хорошо понять действия лиц, составляющих их. «Такие термины, как «государство», «сообщество», «феодализм» и т.д.», — пишет он, — означают в социологическом смысле… категории определенных видов общей деятельности среди людей, и задача социологии состоит в том, чтобы свести их к «понятному» поведению… индивидуумов, занимающихся этой деятельностью».

«Понимание» никогда не может быть полным и всегда приблизительным. Она приблизительна даже в ситуациях прямого человеческого взаимодействия. Но социолог пытается понять социальную жизнь своих участников, когда они далеки не только в пространстве, но и во времени: Он анализирует мир своих предшественников на основе имеющейся у него эмпирической информации.

Он имеет дело не только с материалом, но и с идеальными объектами, пытаясь понять субъективные значения, которые существовали в сознании людей, их отношение к определенным ценностям. Сложный и в то же время единый социальный процесс формируется только в представлении согласованного взаимодействия людей. В какой степени такая согласованность возможна при условии относительного понимания людьми друг друга? Как социология как наука может «понимать» степень относительности в том или ином взаимодействии людей? А если человеку неизвестны его собственные действия (по состоянию здоровья, в результате манипуляций со стороны средств массовой информации или под влиянием митингующих страстей), может ли социолог понять такого человека?

Результативная подсистема деятельности

Социальная деятельность

Вебер определяет действие (проявляется ли оно внешне, например, в форме агрессии, или же оно скрыто в субъективном мире индивида, например, в переживании) как поведение, с которым действующий индивид или индивиды ассоциируют субъективно предполагаемый смысл….. «Действие становится «социальным» только тогда, когда оно относится к действиям других людей и направлено на них через значение, принятое актером или актерами». И он объявляет объяснение социальных действий центральной задачей. От реактивного поведения оно отличается своей качественной специфичностью, так как основано на субъективном ощущении. Это заранее разработанный план или проект действий. Как социальное, оно отличается от реактивного поведения тем, что это значение соотносится с действием другого. Поэтому социология должна посвятить себя изучению фактов социальной деятельности.

Вот как Вебер определяет социальные действия. «Действие» должно называться человеческим поведением (будь то внешнее или внутреннее действие, бездействие или претерпевающее), если и потому, что агент или агенты ассоциируют с ним некое субъективное значение. «Социальное действие», однако, должно пониматься как действие, связанное с поведением других людей по смыслу агента или агентов и, таким образом, ориентированное в своем курсе. Исходя из этого, «действие не может считаться социальным, если оно является чисто имитационным, если индивид действует как атом множества или если оно ориентировано на природный феномен».

Цель заключается в осмысленном понимании и объяснении социальной реальности как результата осмысленных социальных действий.

Социальное действие, по мнению Макса Вебера, характеризуется двумя особенностями, которые делают его социальным, то есть отличают его от простого действия. Социальные действия:

1) имеет значение для того, кто его выполняет,
2) она направлена на других людей.

Значение — это определенное представление о том, что или почему выполняется это действие, это (иногда очень расплывчатое) осознание и ориентация на него. Вебер иллюстрирует свое определение социального действия следующим известным примером: Когда два велосипедиста сталкиваются на шоссе, это не социальное действие (хотя оно происходит между людьми), но когда они подпрыгивают и начинают спорить друг с другом (чтобы бороться или помогать друг другу), действие приобретает собственность социального действия.

Если мы проанализируем социальное действие как систему, то сможем выделить следующие составные элементы.

1) актер (субъект действия)
2) объект действия (лицо, действовавшее)
3) средство или инструмент действия
4) метод или способ действия или средство воздействия
5) Результат действия или реакции лица, на которое было совершено действие.

Социальное действие следует отличать от понятия «поведение». Поведение — это реакция на действие. Социальное действие — это система действий, средств и методов, с помощью которых человек или группа людей пытается изменить поведение, отношение или мнения других людей или групп людей.

Социальное действие, его выполнение требует от субъекта определенного отношения или фиксированной склонности к выполнению определенного действия.

Социальное действие, пишет Вебер, — это действие, «субъективное значение которого связано с поведением других людей». Исходя из этого, действие не может считаться социальным, если оно чисто имитационное, если индивид действует как атом толпы, или если он руководствуется природным явлением (например, это не социальное действие, если многие люди открывают зонтики во время дождя).

Шесть типов социального действия по их ориентации

Шесть видов социальных действий в соответствии с их ориентацией

M. Вебер выделил шесть видов социальных действий:

  1. правильный тип, в котором цель и выбранные средства объективно адекватны друг другу и, следовательно, строго рациональны.
  2. тип, в котором средства, выбранные для достижения цели, представляются адекватными самому объекту. Объективно, они могут и не быть.
  3. приблизительное действие, без четко определенной цели и средств, по принципу «что-то появится».
  4. действие, не имеющее точного конца, определяется конкретными обстоятельствами и понимается только с их точки зрения. 5.
  5. действие, только частично понятное обстоятельствам. Она также содержит ряд непонятных элементов.
  6. Действие, вызванное совершенно непонятными психологическими или физическими факторами и не поддающееся объяснению с рациональной точки зрения.

Такая классификация не является аберрантной или спекулятивной. Это позволяет ранжировать все виды социальных действий в порядке убывания рациональности, а значит, и разборчивости. Действительно, переход от одного типа к другому почти незаметен. Но накопление все возрастающих количественных различий в конечном итоге превращает тип целенаправленного действия в его противоположный, тип иррационального, практически непонятного, необъяснимого действия. Только два последних типа нуждаются в объяснении с психологической точки зрения.

Не все виды действий — в том числе и внешние — являются «социальными» в том смысле, в каком они здесь предполагаются. Внешнее действие нельзя назвать социальным, если оно направлено только на поведение реальных объектов. Внутреннее отношение является социальным только в том случае, если оно направлено на поведение других людей. Например, действия религиозного характера не являются социальными, если они не выходят за рамки созерцания, молитвы, произнесенной в одиночестве, и т.д. Управление (индивидуумом) является социальным только в том случае и в той мере, в какой оно учитывает поведение других людей. В самом общем и формальном смысле, тогда, когда такое управление отражает признание другими фактического права этого человека распоряжаться своим домашним хозяйством так, как он считает нужным. Не все виды человеческих отношений носят социальный характер.

Социальные действия тоже не идентичны:

(а) единообразное поведение многих людей (если многие люди на улице открывают зонтики во время дождя, это (обычно) не означает, что действия человека руководствуются поведением других людей; это просто единообразные действия, чтобы защитить себя от дождя);

(б) на которое оказывает влияние поведение других (хорошо известно, что на поведение человека сильно влияет сам факт нахождения в накопленной «массе» людей (предмет «массовой психологии», исследованный в работе Лебона); такое поведение определяется как поведение, контролируемое массой. Отдельные лица могут также подвергаться массовому влиянию рассеянной толпы, если они воздействуют на них одновременно или последовательно (например, через прессу), и они воспринимают свое поведение как поведение многих из них. Реакции определенного рода становятся возможными только благодаря тому, что индивид чувствует себя частью «массы»; другие реакции, с другой стороны, препятствуют этому).

М. Вебер попытался показать, как наиболее важные социальные факты — отношения, порядок, связи — должны быть определены как конкретные формы социального действия. Другое дело, что это начинание на самом деле не было реализовано. Систематического объяснения этих социальных фактов путем изучения единичных действий, составляющих их, не проводилось. Социальные действия приводят к социальным фактам. Это самая важная идея Вебера. Но в таком случае следует обратить внимание на то, что далеко не все факты, изучаемые традиционной социологией, могут быть объяснены конкретными общими действиями, равно как и не могут быть опровергнуты объяснением отдельных действий участников.

Социальная теория действия

Вебер выделяет четыре типа действий, сосредоточенных на возможном реальном поведении людей в жизни:

  • целеустремлённо-рациональный,
  • ценностно-рациональный,
  • аффективный,
  • традиционный.

Обратимся к самому Веберу: «Социальное действие, как и любое другое действие, можно определить:

1) целенаправленное-рациональное, т.е. ожидание определенного поведения от объектов во внешнем мире и от других людей, а также использование этого ожидания в качестве «условий» или «средств» для рационально контролируемых и регулируемых целей (критерием рациональности является успех);

2) ценностно-рациональная, то есть сознательная вера в этическую, эстетическую, религиозную или иным образом понимаемую безусловную внутреннюю ценность (самооценку) определенного поведения, принимаемую просто как таковую и независимо от успеха

3) аффективные, особенно эмоциональные, по действительным аффектам и чувствам;

4) традиционно, т.е. по привычке».

В «Экономике и обществе» это называется по-разному: сначала «рационально», затем «целеустремленно-рационально», что имеет две отличительные черты:

1. Она «субъективно целеустремлена», т.е. обусловлена, с одной стороны, четко поставленной целью действия, которая не оставляет сомнений в ее реализации. С другой стороны, это обусловлено сознательным представлением о том, что выполненное действие позволит достичь поставленной цели с наименьшими затратами.

2. Действие «правильно направлено». Это зависит от предположения, что рассматриваемое деяние соответствует своей цели. Это зависит от предположения, что представления субъекта о данной ситуации — давайте условно будем называть их «онтологическими» знаниями — верны, как и его представления о действиях, с помощью которых он может достичь намеченной цели. Мы условно назовем эти идеи «монологическим» знанием. Схематически, целенаправленное действие может быть описано на основе следующих детерминант:

  1. Четкое целевое сознание имеет здесь решающее значение в том смысле, что нежелательные последствия для других субъективных целей, которые могут возникнуть в процессе реализации, ставятся под сомнение. Эта мера осуществляется наименее затратными средствами в данной ситуации.
  2. целенаправленное действие может быть косвенно определено наличием двух конкретных детерминант:

a правильной информацией о характере данной ситуации и причинно-следственной связи различных действий с достижением цели, преследуемой в данной ситуации, т.е. правильным «онтологическим» или «номенологическим» знанием;

b путем сознательного взвешивания пропорциональности и согласованности того или иного действия на основе имеющейся информации. Это включает в себя как минимум четыре операции:

  1. рациональный расчет тех действий, которые возможны с определенной степенью вероятности. Они также могут быть средством для достижения цели.
  2. сознательный расчет последствий действий, которые могут служить средством. Это включает в себя внимание к затратам и непреднамеренным последствиям, которые могут помешать достижению других целей.
  3. рациональный расчет желаемых последствий действия, который также рассматривается как средство. Следует взвесить, является ли это приемлемым или нет, среди нежелательных последствий, которые возникают.

Эту модель следует использовать для объяснения того, почему то или иное действие является эффективным с точки зрения затрат, а также для объяснения последствий других действий.

Эта модель должна применяться при объяснении конкретного действия. При этом М. Вебер очерчивает два основных класса отклонений от модели целенаправленного рационального действия.

Результативность деятельности и критерии ее оценки

Конечным результатом производственно-хозяйственной деятельности предприятия за определенный период времени является добавленная стоимость, то есть созданная новая стоимость, а конечным финансовым результатом хозяйственной деятельности является прибыль.

Эффективность производства можно разделить на следующие типы в соответствии с индивидуальными характеристиками:

  • по воздействию — экономическому, социальному и экологическому;
  • в зависимости от места воздействия — местная (саморасчетная) и национальная экономика;
  • в зависимости от степени увеличения (повторения) — первичный (однократный эффект) и мультипликативный (многократное повторение);
  • по месту назначения — абсолютный (характеризует суммарный эффект или на единицу стоимости или ресурса) и сравнительный (при выборе оптимального варианта из нескольких вариантов экономических или других решений).

Все вместе эти виды эффективности формируют общую цельную эффективность предпринимательской деятельности.

Достижение экономического или социального эффекта подразумевает необходимость текущих и единовременных затрат. Текущие затраты — это затраты, которые включаются в себестоимость продукции. Непериодические расходы — это средства, авансированные на создание основных фондов и увеличение оборотного капитала в виде инвестиций, которые требуют времени на окупаемость.

Измерение эффективности производства предполагает установление критерия экономической эффективности, который должен быть единым для всех частей экономики — от предприятия до национальной экономики в целом. Таким образом, общим критерием экономической эффективности производства является рост производительности социального труда.

В настоящее время экономическая эффективность производства оценивается по этому критерию, который выражается в максимальном росте национального дохода (чистого выпуска) на единицу труда.

На уровне предприятия единственным критерием эффективности его деятельности может быть максимизация прибыли.

Эффективность производства находит конкретное количественное выражение во взаимосвязанной системе показателей, характеризующих эффективность использования основных элементов производственного процесса. Система показателей эффективности производства должна соответствовать следующим принципам

  • Обеспечить взаимосвязь между критерием и системой конкретных показателей эффективности производства;
  • определять эффективность всех видов ресурсов, используемых в производстве
  • обеспечить измерение эффективности производства на различных уровнях управления
  • стимулировать мобилизацию внутренних производственных резервов в целях повышения эффективности производства.

С учетом этих принципов определяется следующая система показателей эффективности производства.

1) Обобщенные показатели:

  • Производство добавленной стоимости на единицу вводимых ресурсов;
  • Прибыль на единицу общего входа;
  • Рентабельность производства;
  • Расходы на 1 рубль товарной продукции;
  • Доля роста выпуска за счет интенсификации производства;
  • Экономический эффект от использования единицы продукции;

2) Показатели эффективности труда (персонал):

  • Темпы роста производительности труда;
  • Доля роста выпуска за счет роста производительности труда;
  • полное и относительное увольнение работников
  • Коэффициент использования производственного фонда рабочего времени;
  • Интенсивность труда на единицу продукции;
  • Интенсивность заработной платы на единицу мощности;

1) Показатели эффективности использования производственного фонда:

  • Общая производительность фонда;
  • Рентабельность активов; Рентабельность активной части основных средств;
  • Рентабельность основных средств;
  • Стоимость единицы продукции;
  • Интенсивность материала на единицу мощности;
  • Коэффициент использования основного сырья;

4) Показатели эффективности использования средств.

  • Оборот оборотных средств;
  • Оборот оборотных активов; Рентабельность оборотных активов

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Иеремия Бентам, английский философ и юрист
  2. Функционирование общества и основные ориентации функциональных исследований
  3. Предмет и метод философии права
  4. Взаимоотношения идеологии с философией и наукой
  5. Философские проблемы науки и техники
  6. Философия техники
  7. История и философия истории
  8. Изменение содержания форм морального сознания
  9. Аббаньяно Никола, итальянский философ-экзистенциалист
  10. Английская философия нового времени