Для связи в whatsapp +905441085890

Роджер Бэкон, английский философ и естествоиспытатель — Оценка работы Роджера Бэкона

Тринадцатый век, особенно богатый на великих людей, и Роджер Бэкон, как сын того времени, занимает видное место среди таких мыслителей, как Альберт Великий, Бонавентура, и Томас Аквинский. Заслуги последних ценились при их жизни, в то время как Роджер Бэкон долго пренебрегал им, а его современники совсем не ценили его как мыслителя. Только недавно критика восстановила значимость Роджера Бэкона, но в то же время перешла в противоположную крайность и преувеличила его значение. Если Роджер Бэкон не был оценен современниками, то только потому, что он превзошел их развитие. Его можно назвать философом шестнадцатого и семнадцатого веков, которого судьба бросила в тринадцатый. Как мыслитель, Роджер Бэйкон несравненно стоит над некоторыми из своих знаменитых однофамильцев. Писания Роджера Бэкона не отличались оригинальностью; мы не находим в нем ясной творческой мысли или метода исследования, на основе которого наука могла бы пойти в другом направлении. Скорее, он был проницательным и систематическим мыслителем, работающим на хорошо проторенном пути, от которого его современники были заблудшими от соблазнительных аргументов богословов и метафизиков.

Роджер Бэкон родился в 1214 году недалеко от Ильчестера в Сомерсетшире в богатой семье. Сам Роджер Бэкон потратил много денег на книги и инструменты. Семья Бэкона сильно пострадала во время бурного правления Генриха III; имущество было разрушено, а некоторые члены семьи были вынуждены покинуть страну.

Бекон учился в Оксфорде, затем уехал во Францию и некоторое время учился в Парижском университете, затем в центре мыслительной Европы. Годы, проведенные Бэконом во Франции, были необычайно живыми. В Париже он даже читал лекции по Аристотелю на факультете искусств. Есть основания полагать, что Бэкон добился славы во время своего пребывания в Париже. Он получил степень доктора философии.

Его преподавательская карьера никуда не привела, возможно, именно потому, что он был увлечен естественными науками и экспериментами. Преподавание даже относительно гуманитарного предмета требовало знания логики и метафизики Аристотеля. А Бэкона больше интересует физика Аристотеля, работа сомнительного и даже опасного соответствия христианским истинам. Некоторые ученые считают, что Бэкон был почти первым, кто прочитал лекцию по физике, что, должно быть, привлекло крайне недружелюбное внимание парижского профессорско-преподавательского состава.

В 1250 году Бэкон вернулся в Оксфорд и, вероятно, одновременно присоединился к францисканскому ордену. Слава Бэкона быстро распространилась в Оксфорде, хотя он был несколько омрачен подозрениями о склонности к черной магии и вероотступничеству из учений истинной Церкви. Около 1257 года генерал ордена, Бонавентура, запретил свои лекции в Оксфорде, приказал Бэкону покинуть город и поместил его под надзор ордена в Париже. Там он оставался в течение 10 лет под надзором Ордена, страдая от лишений и не имея возможности опубликовать все, что он написал.

Однако Бэкон снова вернулся в Англию. Начинается его увлечение идеями Роберта Гроссетеста и арабской философией. В силу различных обстоятельств личность Роберта Гроссетеста была омрачена кем-то, кто видел себя его учеником. Хотя достоверно не известно, встречались ли они на самом деле. Гроссетест был старшим современником Бэкона и считался самым мудрым и важным человеком своего времени. Его сравнивали с Соломоном, Аристотелем и Авиценной.

Роджер Бэкон, английский философ и естествоиспытатель

Оценка работы Роджера Бэкона

Имея интеллектуальную широту, характерную для средневековья, Бэкон не чужд был изучению астрологии, магии и алхимии, но его основные интересы были сосредоточены на математике, физике, оптике и лингвистике. Он был, как его часто изображают, почти первым ученым, который отдал предпочтение естественным наукам перед традиционным богословием и философией. Как и все его научные современники, Бэкон поставил богословие на первое место как интеллектуальное занятие христианской веры. Для объяснения последнего необходимы соответствующие инструменты, и в качестве таких инструментов он рассматривает философию и каноническое право. В этом отношении Роджер Бэкон ничем не отличается от другого великого францисканца, Бонавентура, который свел все науки к единому центру — богословию.

Слава Бэкона как астролога и мага, возможно, помогла бы работа, к которой Бэкон постоянно обращался. Это был своеобразный сборник текстов, приписываемых Аристотелю в средние века. Название этой работы (трактата) — «Тайные тайны». И это пришло от арабов через тех же переводчиков, которые в XII веке переводили произведения Аристотеля на латынь.

Трактат содержит прямые ссылки на Аристотеля. Например, она рассказывает о том, как Аристотель обучал Александра Македонского искусству управления государством и народом. Он дает советы по формированию и организации работы государственного совета, а также по лучшему распорядку рабочего дня короля с пользой для его здоровья и долголетия.

Описываются времена года, даются медицинские рекомендации по лечению различных недугов в разное время. Представлены лучшие диеты, польза и вред от вина и ванн, рецепты приготовления лекарств, конспект физиогномики (искусство угадывания характера человека по внешнему виду). Подробно описаны обязанности министров, судей, генералов и послов. Наконец, обсуждаются секреты астрологии, любовные снадобья, сила драгоценных камней и трав.

Бекон внес свой вклад в структуру и содержание произведения, включив в него дополнительные тексты Авиценны об исцеляющей силе гадюки и пересмотрев названия заголовков. До недавнего времени подобные трюки с иностранными текстами не сработали бы, но средневековье было гораздо мягче в этом отношении. Только за последние пятнадцать лет искусство редактирования текстов стало основным. Этот трактат, популярный в свое время, имел другую славу. Считалось, что помимо очевидного содержания текста, касающегося невинных спекуляций о пользе и вреде бань, вин, судов, помимо советов по управлению, есть еще один скрытый смысл, некоторые секреты о влиянии на людей и подчинения их своей воле. Это был секретный смысл, который многие читатели искали и хотели видеть в том, что они хотят видеть, этот секретный смысл.

Конечно — и мы это еще раз подчеркиваем — это не было истинным смыслом философии Роджера Бэкона 13 века. Он притягивает совсем другое, то, что всегда притягивает нас, людей, — энциклопедическую природу своего ума и знаний. И действительно, помимо уже упомянутых кафедр науки, Роджер Бэкон писал о грамматике, логике, астрономии, медицине, этике и др.

Существует мнение, что в науке только ему удается, кто способен сосредоточиться на своей науке или на своем предмете, чтобы стать специалистом, то есть знать много о вещи. Тот, кто пытается знать все по степеням, становится дилетантом, и ничего хорошего в науке достичь невозможно. Роджер Бэкон опровергает эту популярную диссертацию. Очевидно, что речь идет о силе и степени таланта человека, а также о намерении ума: сконцентрироваться на знании, то ни одно знание не является лишним, или сконцентрироваться на результате, то действительно лучше сосредоточиться на одном. Первое намерение характерно для ученых, второе — для исследователей, а это очень разные категории людей. Первое намерение характерно для пионеров науки, второе — для осторожных людей, которые предпочитают птицу в руке, а не журавля в небе.

Работы Роджера Бейкона

Работы Роджера Бейкона чрезвычайно многочисленны. Их можно разделить на два класса: те, которые еще находятся в рукописи, и те, которые находятся в печати. Большое количество рукописей находится в британских и французских библиотеках, среди которых много ценных работ, так как они объясняют суть философии Бэкона. Выдержки из этих работ были сделаны Чарльзом, но ясно, что полный отчет о его философии немыслим до тех пор, пока все его работы не будут опубликованы.

Наиболее важными рукописями являются Communia Naturalium (найденные в Библиотеке Мазарини в Париже, в Британском музее, в Бодлеанской библиотеке и в Библиотеке Университетского комитета в Оксфорде); De Communibus Mathematicae, некоторые из которых находятся в коллекциях Слоана, а именно, De Communibus Mathematicae, некоторые из которых находятся в коллекциях Слоана, а именно. в Британском музее, некоторые — в Бодлеанской библиотеке; «Baconis Physica» — среди дополнительных рукописей в Британском музее; отрывки под названием «Quinta Pars Compendii Theologiae» — в Британском музее; Метафизика» в Национальной библиотеке Парижа; «Сборник теологий» в Британском музее; отрывки по логике «Сумма диалектики» в Бодлеанской библиотеке; интерпретации Аристотеля «Физика и метафизика» в Библиотеке Амьена.

Печатные работы: Speculum Alchimiae» 1541, переведено на английский язык в 1597 году; «De mirabili potestate artis et naturae» (1542, перевод на английский язык в 1659 году); «Libellus de retardandis senectutis accidentibus et sensibus confirmandis» (1590, переведено на английский язык как «исцеление от старости» в 1683 году); «Medicinae magistri D.». Rog/ baconis anglici de arte chymicae scripta» (1603, сборник небольших трактатов с «Excerpta de libro Avicennae de Anima, Breve Breviarium, Verbum Abbreviatum», заканчивающийся странной нотой. Завершается «ipse Rogerus fuit discipulus Alberti!»); Secretum Secretirum Tractatus trium verborum et Speculum Secretorum); Perspectiva (1614, составляющая пятую часть опуса Маджуса); Specula Mathematica (составляющая четвертую часть того же сочинения); Opus Majus ad Clementen IV (опубликована Гебоном, 1733); Opera haetenus inedina (J. С. Брюер, 1859, с «Opus Tertium», «Opus Minus»/»Cjmpendium studii philosophiae» и «De secretis operaibus naturae»).

Главным произведением Бэкона был опус-маджус, состоящий из семи частей.

Часть I (стр. 1 — 22) часто называется «De Utilitate Scientiarum»; она лечит четыре обидчика или причины ошибок. Так и есть: Авторитет, привычка, мнение необразованного большинства и Путаница полного незнания с очевидным Знанием или Притязанием на Знание. Последний бред является наиболее опасным, а в некоторых отношениях и причиной других заблуждений. Оскорбления Роджера Бэкона были предшественниками более известного идолопоклонства Фрэнсиса Бэкона. Взгляд Бэкона на необходимость единства наук проявляется в общем заключении этой части, которое он сделал в опусе Tertium.

Часть II (стр. 23 — 43) посвящена взаимоотношениям философии и богословия. Истинная мудрость лежит в Священном Писании. Задача истинной философии должна заключаться в том, чтобы привести человечество к совершенному пониманию Творца. Древние философы. Те, у кого не было Писания, получили откровение непосредственно от Бога, и только избранные Им достигли блестящих результатов.

Часть III (стр. 44 — 57) содержит дискуссию о пользе грамматики и необходимости истинной филологии для верного понимания Священного Писания и философии. Бекон также обсуждает необходимость и полезность изучения иностранных языков.

В части IV (стр. 57-255) содержится пересмотренный трактат «О математике», эта «Азбука философии» и ее значение в науке и богословии. По словам Бэкона, все науки основываются на математике и прогрессируют только тогда, когда факты могут быть подсуммированы под математические принципы. Бэкон поддержал эти оригинальные мысли примерами.

Наследие Роджера Бэкона в истории философии

Что оставил Роджер Бэкон в истории философских идей? Конечно, самое главное, то, что лежит почти на поверхности — это естественные науки. В естественных науках Бэкон был почитателем экспериментального метода, насколько позволяла наука того времени, который не отделял ни астрономию от астрологии, ни химию от алхимии, и не имел ни математического метода, ни реальной концепции эксперимента. Но математика и опыт когда-либо присутствовали в его конструкциях. Бэкон утверждал, что невозможно ничего знать о вещах мира, если мы не знаем математики. Любой современный представитель естественных наук с готовностью согласился бы с этим утверждением, но если бы он взял на себя труд продолжить мысль Бэкона, то вышло бы следующее: для астрономических феноменов это, безусловно, так, и поскольку земные дела зависят от звезд, то невозможно понять, что происходит на земле, если не знать, что происходит на небесах. Нечто подобное можно найти в дискурсе о роли опыта в науке. Опыт еще более необходим, чем математика; он придает достоверность нашим знаниям. Но опыт, полученный через чувства, действителен, потому что он связан с внутренним духовным опытом, который имеет большую достоверность. Поэтому внешний опыт должен соответствовать внутреннему опыту.

Но вот следующее. Зачем и кому нужны умные люди во власти. И христиане нуждаются в них особенно в борьбе с неверующими и язычниками. Во-вторых, в ожидании опасностей, с которыми христиане сталкиваются в связи с приближением Страшного Суда. Некоторых из этих опасностей можно было бы избежать, если бы больше внимания уделялось экспериментальной науке, раскрывающей тайны природы. Таким образом, в размышлениях Бэкона переплетаются проповедь экспериментальной науки семнадцатого века и благочестивые размышления францисканского монаха. Скорее всего, идея возможного синтеза знаний была навеяна характерной особенностью Оксфордской школы: слиянием опыта и математики. Бекон экспериментировал и экспериментировал сам, точнее, по образцу. Но важно помнить, что сегодня мы придаем концепции опыта совсем другое значение, чем в средние века.

Для Роджера Бэкона опыт может быть не только сенсорным, но и сверхсенсорным, не только естественным, но и сверхъестественным знанием. С помощью опыта мы можем получить знания о Боге, хотя это совсем другой опыт, внутренний опыт, самоанализ. Поэтому любое знание, полученное не на логико-математических доказательствах, а чувственно, интуитивно или «духовно», т.е. мистически, можно считать опытом. Бэкон сказал, что мы воспринимаем истины откровения в нашей душе так же надежно, как мы воспринимаем внешний мир. Кстати, понятие мистического опыта достаточно популярно в современном эзотерике, паразитизме и даже в обычном сознании. С идеями мистического опыта, Бэкон был солидарен с иллюминизмом Августина. Но он пошел дальше и предложил классификацию знаний и просвещения.

Первое просветление, которое есть у всех людей, является естественным, необходимым для приобретения некоторых знаний о внешнем мире, чтобы впоследствии применить их на практике (естественное просветление очень скоро перейдет в естественные науки).

Второй вид просветления — это внутреннее, которое приходит не ко всем, а к тем, кто интересуется внутренним опытом, как мы бы назвали его сегодня, опытом самопознания или размышления; к тем, кого мы называем пророками, святыми и так далее.

Алхимические операции

Алхимия, утверждает Бэкон, связана с физикой. Он занимается красками и другими веществами, сжиганием асфальта, солью и серой, золотом и другими металлами, и хотя Аристотель ничего не писал об алхимическом искусстве, его необходимо изучать для того, чтобы понять естественную философию и теоретическую медицину. С помощью алхимии можно делать золото, и таким образом искусство Гермеса способно пополнять сокровищницу.

Это также продлевает человеческую жизнь. Но лишь немногие работают в области алхимии, и еще меньше тех, кому удается проводить эксперименты, продлевающие жизнь. Достойны этого искусства только самые мудрые, те, кто знает тайны орла, оленя, змеи, и феникса — животных, восстанавливающих молодость с помощью загадочных свойств, трав и камней.

«Питьевое золото», по словам Бэкона, должно быть растворено в таинственной жидкости, которую умеют готовить только специально одаренные ученые. Такое золото лучше, чем то, что происходит в природе, и это делает алхимиков. При правильном растворении он оказывает поистине удивительный эффект. В раствор должно быть добавлено большое количество ингредиентов. Тебе нужны «вещи, которые плавают в море… а также то, что растет в воздухе, цветок морской росы». Тогда вам понадобится гвоздика — смесь листьев и частиц одного древесного стебля с небольшим количеством цветов. Тогда нужно добавить то, что море выбрасывает на берег — серый амбра. Наконец, самым важным ингредиентом является змея, как упоминает Аристотель. Тирийцы ели змей и готовили их особым способом со специями. И последний штрих — это кость из сердца оленя, потому что олень — символ долголетия. Здесь опять же Бекон отступает на волшебный принцип: похожие делает похожими. Животное, символизирующее долголетие, должно продлевать человеческую жизнь! Роджер считает эту смесь отличным средством от старости и всех болезней. Он убежден, что с его помощью можно продлить жизнь на несколько сотен лет. Он лично знает человека, «у которого есть бумага Папы Римского, удостоверяющая, что он действительно достиг возраста патриарха».

Бэкон считает, что такие невероятные вещи вполне достаточно доказаны таким расплывчатым докладом. И его слова о теоретической алхимии вряд ли понравились бы тем, кто хотел изучать таинственное искусство Гермеса. Бэкон пишет, что очень немногие умеют в этом искусстве. Эти избранные не только не хотят делиться своими знаниями, но и вообще не хотят быть среди тех, кого считают дураками — ведь последние только играют со словами закона и порождают софизмы. Истинные алхимики ненавидят тех, кто отделяет философию от богословия. Кроме того, — добавляет Бэкон, — алхимические операции сложны и дорогостоящи, и поэтому даже многие из тех, кто овладел искусством, не могут практиковать его за неимением средств». А книги по алхимии написаны таким запутанным и непонятным языком, что понять их практически невозможно.

Заявляя, что все человеческие знания зависят от математики, Бэкон утверждает, что самой благородной из всех областей математики является астрология, которая должна найти применение в медицине и алхимии и предсказаниях будущего. Это особенно полезно в политических вопросах: Если бы мудрецы наблюдали за звездами более пристально, войны последнего времени можно было бы предотвратить. Физический облик человека определяется небесными телами в момент его рождения; но и после этого все изменения, которые с ним произойдут, зависят от звезд: «В соответствии с различными сочетаниями звезд человеческое тело меняется ежечасно и побуждает душу к различным поступкам». Звезды, однако, только склоняют и вызывают человека к той или иной судьбе, но не предопределяют ее, ибо человек наделен свободной волей. Бекон пишет:

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Почему человек верит в бога?
  2. Владимир Иванович Вернандский, советский мыслитель, философ
  3. Временные рамки античной философии
  4. Арабо-исламская философия в средние века
  5. А. Введенский и его философия
  6. Направления социальной философии
  7. Несостоятельность попыток рационального опровержения иррационального
  8. Понятие политического в философии Фомы Аквинского
  9. Философия религии А. Бергсона
  10. Художественная мысль А. Рублева — Детство и отрочество Рублева