Для связи в whatsapp +905441085890

Роль христианской благотворительности и милосердия в социальной реабилитации детей

Предмет: Педагогика

Тип работы: Курсовая работа

У вас нет времени или вам не удаётся понять эту тему? Напишите мне в whatsapp, согласуем сроки и я вам помогу!

На странице курсовые работы по педагогике вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Педагогика».

Дополнительные готовые курсовые на темы:

  1. Использование технологии проектного обучения в процессе преподавания истории
  2. Метод М. Монтессори в развитии сенсорной культуры детей младшего дошкольного возраста
  3. Технологии сотрудничества с родителями как основа психолого-педагогического партнерства
  4. Педагогические средства организации нравственно-патриотического воспитания старших дошкольников
  5. Народная педагогика на Руси и ее значение для формирования отечественной педагогической науки
  6. Генезис домашнего воспитания в России как историко-педагогическая проблема
  7. Нравственно – эстетическое развитие воспитанниц женских учебно- воспитательных заведений закрытого типа в России до начала 20 века
  8. М.В.Ломоносов и его вклад в развитие просвещения России
  9. Педагогические взгляды и просветительская деятельность декабристов
  10. Идея народности – основа педагогической системы К.Д.Ушинский

Введение

Российская страна издавна славится благотворительностью и милосердием, помощью ближнему и состраданием. Всем известны имена Третьяковых, Морозовых, Мамонтовых, чьи судьбы и подвиги не сходят с уст многих поколений.

Сегодня общество и власть в нашей стране пытаются стать партнерами. Безусловно, благотворительность, как традиционно российское явление, является одним из важнейших методов, способствующих построению гражданского общества. В частности, благотворительность, которая является сознательной деятельностью граждан, не принуждаемых к этому государством, является фактором, помогающим преодолеть разобщенность различных слоев общества и сбалансировать социальные противоречия. Благотворительность — это то, что присуще гражданскому обществу. Взаимодействие гражданского общества и государства в вопросах благотворительности должно заключаться в том, что последнее создает условия, способствующие благотворительности.

Чтобы благотворительность была эффективной, она должна быть систематической, целенаправленной и адресной. В настоящее время благотворительность носит некий принудительный характер и заключается в рождественских подарках «продуктовых посылок» или рекламных кампаниях.

Исторический опыт нашей страны богат вдохновляющими примерами милосердия, сострадания и доброжелательности. В то же время это заставляет задуматься о глубоких недостатках в системе социальной защиты населения. Благотворительность имеет множество форм и проявлений. Высшая — самопожертвование, «отдать жизнь за друга». Однако наиболее известная конкретная, повседневная благотворительность — это делание добра отдельным людям и человеческим сообществам — общине, городу, целой стране. Россия имеет давние традиции благотворительности и ее направлений. Их деятельность была связана со строительством, созданием и содержанием больниц, детских домов, школ, церквей, бесплатных библиотек, музеев, храмов или с накоплением сокровищ искусства, отечественных и зарубежных, которые они передавали в дар всему обществу.

Их благотворительность была направлена на помощь старым, больным, бедным, сиротам и малышам. Это была ободряющая и убедительная поддержка тех, кто смог встать на ноги и продолжать помогать себе и другим, забота о приумножении богатства и духовного наследия людей.

История Урала также богата благотворительными традициями — край прославился своими несметными горными богатствами и мощными заводами, которые всегда приумножали славу России. Во все времена Уральский регион был одинаково щедр своими бескорыстными и добросердечными людьми, всегда готовыми помочь любому нуждающемуся.

Учение православного христианства о спасении и любви к людям стало одной из важнейших предпосылок для становления культуры благотворительности среди россиян. Историк В.О. Лучше всего об истоках русской благотворительности сказал Ключевский: «Человечность у наших предков была синонимом обнищания, и любить ближнего значило прежде всего — накормить голодного, напоить жаждущего, посетить узника в темнице. Благотворительность считалась необходимой не столько для благотворителей, сколько для самих благотворителей — для их нравственного здоровья, для повышения уровня их нравственного совершенства и как средство обеспечения хорошего будущего в будущем.» Благотворительность также считалась средством обеспечения хорошего будущего в будущем. Помощь обездоленным, отеческая забота о подданных стали моральным долгом каждого состоятельного человека.

Церковная благотворительность сегодня имеет более сложную структуру, в которую входят те многопрофильные благотворительные учреждения, организации и фонды, которые оказывают социальную помощь по многим направлениям — от материальной до психолого-педагогической.

Понятие и сущность церковной благотворительности

В Толковом словаре живого великорусского языка Владимира Даля «благотворительность» трактуется как «качество, свойство благотворителя», это определение подходит отдельному человеку, но определение «благотворительность» имеет более широкое, философское значение — «милосердие, благодеяние, делание добра». Именно это содержание заложено в современном слове «благотворительность». В Евангелии от Матфея и Евангелии от Луки упоминается эта истинная человеческая деятельность, но, как говорят сохранившиеся свидетельства, «делание добра» имело место и во времена до Иисуса Христа.

Зарождение благотворительности связано с принятием христианства на Руси в 988 году. Владимир, киевский князь, установил категории гостеприимства в грамоте в 996 году. Церковь и монастыри на протяжении многих веков оставались центром социальной поддержки стариков, бедных и больных. Законодательство того времени предписывало размещать инвалидов в больницах и богадельнях, раздавать «хлеб» старикам и калекам, создавать больницы для незаконнорожденных, обеспечивать военную помощь.

В одиннадцатом веке православная церковь взяла под контроль общественную жизнь, а также благотворительность. Церковь впервые начала собирать милостыню для тех, кто не мог прокормить себя сам. Во времена голода он продавал дорогую атрибутику, а вырученные деньги тратил на питание нуждающихся и выкуп пленников. У церкви была целая сеть социальных служб:

  1. учреждения для пожилых людей.
  2. учреждения для содержания бедных.
  3. учреждения для больных.
  4. учреждения для содержания детей-сирот.
  5. учреждения по воспитанию и образованию молодежи.

Можно сказать, что именно церковь заложила фундамент и впоследствии укрепила позиции социальной работы в России. В целом, с первых лет христианства и до возникновения государственности в России церковная практика социальной помощи развивалась по двум направлениям: Помощь через монастыри; Помощь через приходы.

Монастыри в России выполняли четыре основные функции, связанные с социальной работой.

  1. лечение.
  2. обеспечение бедных (подача милостыни).
  3. обучение грамотности.

Во второй половине XVIII века появилось новое для России понятие — «общественная благотворительность».

Заботиться, то есть проявлять внимание, сочувствие, сострадание и милосердие, а также давать кому-то кров и средства к существованию. Цель благотворительности — разумное и организованное обеспечение нуждающихся предметами первой необходимости и предотвращение бедности. Под общественной благотворительностью Екатерина II понимала государственную. Квалифицируя благотворительность как частный случай милосердия, его «архетип», до начала XX века россияне использовали термины «государственный» и «общественный» как синонимы даже в учебной литературе.

Основными направлениями благотворительности в России были: Государство; Церковь; Земство; Общественное; Частное. Эти направления могли бы работать вместе как в целом по штату, так и в отдельных регионах.

Все благотворительные учреждения были разделены на пять типов в соответствии с их назначением:

  1. усыновление (детей и взрослых).
  2. недорогое и бесплатное жилье.
  3. дешевая и бесплатная еда.
  4. помощь в трудоустройстве.
  5. терапевтическая помощь.

Помощь нуждающимся оказывалась в различных формах: 1. Прием сирот на государственное содержание в школы. 2. использование вдов и женщин-сирот в качестве служителей в церквях. 3. материалы «Свода законов» свидетельствуют о том, что в России в конце XIX — начале XX веков сложилась вполне определенная, разветвленная система общественных богаделен и социальной помощи. Эта помощь была широкой: она включала бесплатное медицинское обслуживание, уход за детьми, уход за престарелыми, уход за бедняками из разных социальных классов и т.д. Он был организован при участии правительства, государственных и общественных учреждений и организаций, в том числе благотворительных, как в центре, так и на местах. Особая роль отводилась приказчикам общественных богаделен, земских учреждений, духовного ведомства.

Благотворительность и пожертвования были напрямую связаны с религиозными чувствами.

Православие провозгласило обязанность жертвовать, и для богатых эта обязанность усугублялась греховностью богатства. Вероятно, поэтому желание избежать внутренних раздоров, жить в согласии со своей совестью, усиленное строгим воспитанием и религиозными представлениями о душе в загробном мире, было главным стимулом расцвета коммерческого меценатства. В этой деятельности была попытка совместить реальные дела жизни и стремление к спасению души. Несомненно, были и другие причины: Богатство и честолюбие, желание преуспеть и заслужить расположение двора, жажда почестей, наград, привилегий и преимуществ. В сословном государстве, где положение дворянства было приоритетным, благотворительность и строительство храмов были именно теми сферами, в которых российские предприниматели могли получить общественное признание. Однако главной движущей силой оставались внутренние мотивы, желание и потребность творить добро, осознание своей ответственности перед обществом.

В невероятно сложных обстоятельствах Церковь должна была и до сих пор должна идти своим путем и возвращать в полную силу свои изначальные формы служения, которые включают диаконию, дела благотворительности и милосердия. Эта область свидетельства Церкви многомерна и многогранна: материальная помощь, социальная и медицинская помощь в детских домах, больницах и хосписах, социальная работа с пожилыми людьми, заключенными, наркоманами и алкоголиками, забота о мигрантах и жертвах стихийных бедствий. Традиционно эти направления диаконического служения в Русской Православной Церкви осуществляются на уровне приходов, монастырей и епархий. Сегодня церковная благотворительность имеет более сложную структуру, в которую входят многопрофильные благотворительные учреждения, организации и фонды, оказывающие социальную помощь по многим направлениям, от материальной до психолого-педагогической. Часто люди сталкиваются с проблемами, которые не могут решить ни они сами, ни их семьи, друзья, соседи или даже доброжелательные чиновники. Эти проблемы должны решаться, и они решаются пасторами Церкви и ее социальными работниками. Помимо человеческих и психологических факторов, здесь важно учитывать принципиальное отличие церковной благотворительности от социальной работы, проводимой государственными и общественными организациями, которое касается мотивации: в православии — милосердие — это не сострадание, а образ жизни всего церковного организма, в котором нет прагматических критериев.

Милосердие — это состояние, в котором человек становится милосердным не ради себя и даже не ради другого, не ради почета и уважения, а ради Христа. Эта идея является сердцем, ядром и основой процесса возрождения и развития церковной благотворительности, и она связана в сознании верующих не только с традициями социального служения Церкви, вопросами христианской морали и аскетизма, но и с новым пониманием проблемы человека в современном мире, с переосмыслением социального контекста богословия.

Сейчас у Церкви есть большое социальное служение, к сожалению, у нее нет больших возможностей и прав. Церковь почти объявлена вне закона, и все же, в союзе с бизнесменами, она пытается помочь бедным в их делах и заботах. Всегда были бедные и всегда были богатые. Бог дал человеку богатство, чтобы он помогал бедным. А бедные бедны, чтобы помогать богатым совершать дела милосердия.

Отдел церковной благотворительности и социального служения Московского Патриархата (ОЦБСС МП) был одним из первых, созданным в 1991 году. Он был создан для организации, координации и развития социального служения на приходском, епархиальном и общецерковном уровнях на канонической территории Русской Православной Церкви. При этом Синодальный отдел продолжал взаимодействовать с Министерством здравоохранения РФ, Министерством труда и социального развития РФ, Комиссией по гуманитарной и экономической помощи при Правительстве РФ, Комитетом по взаимодействию с религиозными организациями Правительства Москвы, рядом администраций субъектов Федерации. Важнейшим результатом работы Комиссии стало новое Соглашение о сотрудничестве между Министерством здравоохранения РФ и Московской Патриархией, подписанное Святейшим Патриархом Алексием и Министром здравоохранения РФ Ю.Л. Шевченко (приложение № 9). Данное соглашение, подписанное 5 марта 2003 года, определяет основные направления, формы и методы сотрудничества между учреждениями здравоохранения и церковными отделами Русской Православной Церкви. Кроме того, благодаря усилиям и работе членов Комиссии были достигнуты следующие результаты.

  • Постановление Правительства Российской Федерации № 485 «О перечне социальных показаний к искусственному прерыванию беременности» было подготовлено и принято 11 августа 2003 года. Данное постановление правительства значительно сократило перечень социальных показаний к искусственному аборту.
  • В рамках Комиссии была создана рабочая группа по изучению опыта сотрудничества медицинских и религиозных организаций в оказании помощи лицам, страдающим алкоголизмом и наркоманией;

По инициативе Министерства здравоохранения Российской Федерации труд ряда представителей Русской православной церкви, включая иерархов, священнослужителей и мирян, был отмечен медалью «За заслуги перед отечественным здравоохранением».

В настоящее время, помимо государственной системы социальной защиты детей дошкольного и школьного возраста (детские сады, ясли, детские дома и интернаты, специальные школы), существует исторически сложившаяся система социальной защиты подрастающего поколения. В его структуру входят приходские и монастырские дома, ремесленные и воскресные школы, культурно-просветительские учреждения, специализированные учебные заведения.

Сегодня сироты во многих епархиях получают защиту, образование и воспитание в десятках приходских и монастырских домов. Богатый опыт в этой области социальной работы накоплен в Белгородской, Владимирской, Иваново-Вознесенской, Костромской, Минской, Московской, Оренбургской, Санкт-Петербургской и Ярославской епархиях. Широко известна деятельность ряда детских домов в Москве и Хотьково-Покровского монастыря.

На протяжении веков церковь поддерживала и заботилась о пожилых людях и инвалидах. Традиционной формой социальной помощи пожилым людям, которые по состоянию здоровья уже не могут в полной мере осуществлять свои права и обязанности, является система богаделен и патронажных служб.

Кроме того, созданный при департаменте экспериментально-методический центр «Служба ухода» ежегодно обслуживает более трехсот человек на дому и в стационарных социальных учреждениях.

Аналогичная работа по уходу за пожилыми людьми проводится в Южкар-Оле, Рязани, Костроме, Белгороде, Минске, Екатеринбурге, Иваново-Вознесенске, Санкт-Петербурге, Пинске, Москве, Брянске, Самаре, Ставрополе, Владимире. Ярославской и других епархий. Однако следует отметить, что количество богаделен в целом ничтожно мало. Более того, бывают случаи, когда за богадельню должны платить те, кто в ней живет. При таком подходе богадельню вряд ли можно назвать благотворительным или благочестивым учреждением, поскольку бедные старики не имеют доступа к платной богадельне.

Кроме того, важно рассмотреть вопрос о создании общецерковной богадельни для иногородних епископов и духовенства, которые иногда проводят свою жизнь в бедности и одиночестве.

Многие из перемещенных лиц обращаются за помощью в Отдел церковной благотворительности и социальной работы Московского Патриархата. С каждым из них проводится беседа. Как правило, проблемы мигрантов связаны с изменением их физического и психического здоровья; снижением уровня профессиональной деятельности; занятости; потерей права на уровень жизни, включая питание, одежду, жилье, медицинскую помощь и социальные услуги, необходимые для поддержания здоровья и благополучия.

Оказание гуманитарной помощи организациям беженцев — «Общий дом», Российский фонд помощи беженцам «Соотечественники», «Патриотический союз женщин» — является еще одним направлением деятельности Департамента.

Взаимодействие с епархиями и реализация межъепархиальных проектов является приоритетным направлением в деятельности Отдела церковной благотворительности. Этот вид работ ведется в нескольких направлениях:

  1. проведение межъепархиальных семинаров по подготовке церковных социальных работников. В этих встречах приняли участие представители 41 епархии, которые занимались вопросами распределения гуманитарной помощи, работы с мигрантами, обучения сестер милосердия, организации патронажей и богаделен, ухода за ранеными воинами, функционирования церковных детских домов, защиты материнства и детства, системы безопасности церковных социальных учреждений.
  2. Второе направление — посещение епархий с целью ознакомления с благотворительной деятельностью на епархиальном уровне и оказания консультативной помощи в социальном служении.
  3. другое направление — оказание консультационной и методической поддержки руководителям и сотрудникам епархиальных отделов Каритас.
  4. распределение продовольственной и материальной помощи через епархиальные структуры — четвертое направление в работе по взаимодействию Отдела церковной благотворительности с епархиями:

Ежедневно отдел церковной благотворительности проводит первичный социальный прием нуждающихся, предоставляя им, по возможности, показания и информацию, консультационную, психологическую и разовую материальную помощь

Бескорыстное служение другим людям также осуществляется приходским отделом благотворительности в виде благотворительных мероприятий, благотворительных вечеров и концертов, празднования Пасхи и рождественских елок. Эти благотворительные организации предназначены для детей-сирот, инвалидов, членов расширенных семей, пожилых людей, ветеранов, пациентов медицинских учреждений и заключенных.

Дела милосердия и благотворительности относятся к одному из многих видов церковного свидетельства, но следует подчеркнуть, что этот вид свидетельства особенный. Ее особенность заключается прежде всего в том, что цель социальной работы — помочь людям успешно решить их жизненные проблемы. Сюда следует отнести все трудности и противоречия в жизни человека, которые не могут быть разрешены обычными способами и требуют поиска новых путей, методов и средств. Когда человек находится в сложной ситуации (физической, материальной или психологической), он пытается выйти из нее, для него важно найти баланс с самим собой и окружающим миром. Такая мотивация движет человеком, когда он часто ходит в храм или в здание церкви, не будучи воцерковленным. Каждый человек со своими нуждами и проблемами ставит перед пастором, иерархией и народом Божьим новые задачи, и стремление к их решению заставляет социальную работу идти в разных направлениях. Другими словами, основные направления работы благотворительных учреждений — это ответ на потребности людей, на вызовы времени.

Очевидно, что процесс становления социального служения Церкви — явление затяжное. Она еще не имеет своего исторического завершения и формирования. Формирующаяся парадигма помощи нуждающимся представляет собой сложную ткань исторических форм защиты и поддержки, традиций и практики агентств социального обслуживания, законов и индивидуальных инициатив, действий и поступков. Тем не менее, сегодня, как и в конце XIX века, церковная система помощи возвращается к своим первоначальным традициям, когда благотворительность осуществлялась через монастыри и приходы, где предлагался целый ряд социальных услуг: Обучение, лечение, воспитание, образование, социальное обеспечение, предоставление убежища.

Тем не менее, благотворительная деятельность в России сегодня, как и вся социальная работа, не только благородна, но и трудна. Чтобы сделать его эффективным, необходимо решить целый ряд вопросов, в первую очередь вопрос преодоления разделения между государственными и общественными организациями, работающими в социальной сфере. Необходима целостная государственная программа поддержки благотворительной деятельности в России, включающая комплекс законодательных, экономических, организационных и кадровых мер. Для развития благотворительной деятельности в России необходимо также помнить о российских традициях меценатства; привлекать внимание формирующихся деловых кругов к вопросам благотворительности и меценатства. Координация деятельности, развитие сотрудничества, особенно в регионах, между государственными, религиозными и светскими общественными организациями, а также финансовая поддержка и создание правовой базы для благотворительности являются основными условиями для возрождения благотворительности в России.

Исторический аспект развития церковной благотворительности на Урале

Принято считать, что 988 год, дата крещения Руси, является началом благотворительной деятельности в России. С принятием христианства с одной из его главных заповедей — благотворительностью — русские впервые заговорили о подаянии бедным, которое затем нашло свое выражение в раздаче милостыни нищим.

Князь Владимир, который ввел христианство на Руси, глубоко проникся его положениями, обращенными к человеческой душе. Эти положения призывали людей заботиться о своих ближних, быть милосердными. Великий князь Ярослав Владимирович, вступивший на престол в 1016 году, включил в церковный и земский устав специальные разделы, касающиеся благотворительности. На собственные средства он основал школу для сирот. При Ярославе бесплатная медицинская помощь распространилась в монастырях. Благотворительные традиции Ярослава продолжили его сыновья Изяслав и Всеволод.

Князь Владимир Мономах, сын Всеволода и внук Ярослава, активно помогал бедным и больным. Сестра Владимира Мономаха Анна Всеволодовна открыла женскую школу для всех сословий в Киеве и содержала ее на свои средства, обучая учениц чтению и ремеслам. Сын Владимира Мономаха Мстислав, как и князь Ростислав, были известны особой любовью к бедным: так, Ростислав отдал им все свое имущество, доставшееся ему по наследству.

Эти тенденции в развитии социальной богадельни в Киевской Руси были прерваны, как и весь ход исторического процесса становления русской государственности, татаро-монгольским нашествием, которое стало большим испытанием ее жизнеспособности. В условиях распада единой государственной системы и иностранного господства Русская православная церковь, ставшая в то же время единственным прибежищем для нуждающихся, престарелых и бедных, объективно вышла на первый план с точки зрения сохранения и объединения духовных сил народа. Церковь с ее довольно разветвленной для того времени сетью монастырей фактически полностью взяла на себя благотворительные задачи, пользуясь тем, что татарские ханы, особенно в первый период русского владычества, уважали духовенство, неоднократно давали свои жалованные грамоты (ярлыки) русским митрополитам, освобождали церкви и монастыри от дани и налогов, оставляли заботу о нуждающихся духовенству.

Царь Иван IV. (Грозный) предпринял ряд мер, направленных на легализацию благотворительности в рамках государственной политики. Монастыри и церкви содержали больницы, приюты, школы для сирот, библиотеки, организовывали бесплатное питание.

Первый русский царь из династии Романовых, Михаил Федорович, поручил Патриаршему приказу открыть детские приюты. В 1635 году Михаил Федорович пожертвовал землю бывшей «богадельни» (место, где хранились тела тех, кто умер «преждевременно», то есть без покаяния), для нового Покровского мужского монастыря. Позже, при царе Алексее Михайловиче, были созданы специальные приказы, которые занимались заботой о бедных.

В 1700 году царь Петр I приказал строить богадельни только для престарелых, инвалидов и беспризорных детей. Великий реформатор России Петр I уделял большое внимание строительству больниц, богаделен и различных приютов.

В 1706 году митрополит Иов основал под Великим Новгородом дом для незаконнорожденных детей. Петр одобрил этот проект и выделил доход от нескольких монастырских имений на содержание приюта. Вскоре дома для незаконнорожденных детей были открыты и в других городах России. В 1710 году Петр приказал проверить все богадельни и немедленно выслать тех, у кого были семьи и ремесла. В конце своей жизни Петр намеревался провести перепись нуждающихся в стране, чтобы определить их количество и классовое распределение, но проект так и не был осуществлен.

В 1712 году был обнародован указ «Об учреждении больниц во всех провинциях». В то же время были приняты жесткие репрессивные меры против профессиональных, так называемых «фальшивых попрошаек». Согласно указу 1691 года, «фиктивное попрошайничество» каралось по закону, вплоть до ссылки в Сибирь. Царь приказал направлять милостыню прямо в больницы, где содержались бедные и нищие.

Меры, введенные при Петре I для борьбы с бедностью, долгое время действовали из-за чрезвычайных обстоятельств.

Начало христианства на Урале связано с появлением здесь русских поселенцев и совпадает со временем покорения (1581) Ермаком Сибири. В 1589 году на территории нынешнего Верхотурского уезда был основан первый русский город Лозьва (вскоре разрушен), в том же году было основано Верхотурье. Отсюда, с севера, началось расселение русских на Урале, которое постепенно направлялось на юго-восток. В начале 17 века слободы появились по рекам Тагил, Тура, Нева, Реж, Ница, Ирбити. Церкви создавались в городах и слободах при их основании. Постепенно появились и монастыри, из которых известны следующие: Покровский и Никольский (в 1604 году) в Верхотурском, Рождественский в Тагиле в Верхотурском уезде, Богоявленский монастырь Невский в 132 верстах от Верхотурского, Далматовский Успенский на реке Исеть (1644 год). Первоначально церкви и монастыри, расположенные в городах и слободах, находились в ведении соседних епископов Вологодского и Великопермского, которые в то время имели собственную кафедру в городе Вологде в отсутствие самостоятельного епархиального управления. На момент открытия епархии в ней насчитывалось 446 церквей и 450 часовен, в которых проживало 1 312 469 православных христиан обоего пола и 55 822 старообрядца обоего пола.

Православное братство святого Симеона, Верхотурского чудотворца, основанное в 1886 году, имело две задачи: забота об обращении раскольников и сектантов и забота о защите, признании и распространении православной веры, нравственности и просвещения. Братство имело 35 миссионерских комитетов, несколько миссионерских работников, проводило внебогослужебные чтения и собрания, поддерживало школы, распространяло собственные и другие издания. В братстве было 240 членов. Монастыри епархии, как правило, имели богатые церкви и ризницы. При монастыре находились больница и церковная школа для мужчин. В епархии было пять женских монастырей, а именно:

  1. Екатеринбургский Новотихвинский монастырь. В монастыре находилась местночтимая икона Божьей Матери, которая привлекала большое количество паломников. В монастыре была богадельня, детский дом, больница и приходская школа.
  2. Верх-Теченский Свято-Троицкий третьеклассный женский монастырь за городом, на правом берегу реки Течи, в 70 верстах от Шадринска.
  3. Каменский Преображенский женский монастырь на три класса, школа грамотности для женщин.
  4. 15 июля 1899 года был открыт Красносельский Введенский женский монастырь, основанный женской общиной. При женском монастыре был детский дом и приходская школа.
  5. В Свято-Покровском женском монастыре Калчандан была церковно-приходская школа. 19 апреля 1886 года началось издание «Екатеринбургских епархиальных ведомостей».

Трудно представить себе православный монастырь вне благотворительности. Акты любви и благотворительности никогда не забывались монахами. Здесь множество направлений. В конце XIX века в монастырях епархии начинают открываться детские дома. В среднем в таком детском доме проживало 20-25 человек. Исключением был приют Иоанна Богослова в Чердыни, в котором проживало до 75 сирот. В каждом детском доме сиротам не только давали душевное тепло, грамотность, еду и одежду, но и готовили их к взрослой жизни, обучая навыкам, позволяющим стать квалифицированными рабочими. Не следует игнорировать воспитательную функцию детских домов. Помимо сирот, в приют Успенского монастыря в Перми были приняты дети раненых солдат. Когда сироты были взяты на воспитание, монастыри несли большие расходы. В 1890 году настоятельница Кунгурского монастыря отказалась помогать духовенству и нуждающимся священнослужителям, ссылаясь на отсутствие материальных средств и особенно на расходы монастыря по содержанию помещения для сирот. Монастыри в Кунгуре и Перми изготавливали свечи, и консистория надеялась на их дальнейшую благотворительность, поскольку многие священнослужители и церковные старосты уже были против покупки монастырских свечей. Но надежды консистории оправдал только Успенский монастырь в Перми. В некоторых монастырях помощь оказывалась и пожилым людям. В 1912 году в монастырях Пермской епархии было три богадельни. Нормой для монастырей была также бесплатная раздача одежды и обуви, а также бесплатное питание для нуждающихся. В 1911 году только Бахаревский монастырь раздал 5000 бесплатных обедов. Некоторые монастыри епархии могли оказывать помощь бедным в больших масштабах. В амбарах Кунгурского женского монастыря хранилось зерно, в том числе и для местных жителей, на случай неурожая. Белогорский монастырь отличался величайшими стандартами благотворительности. Каждый паломник мог рассчитывать на трехразовое питание (из двух приемов пищи) в течение трех дней. А количество паломников на Белой горе доходило до 70 000 человек в год. В монастыре был хоспис. Каждый паломник мог получить бесплатную медицинскую помощь в монастырской больнице. Всегда была аптечка первой помощи. Разнообразные предметы первой необходимости в монастыре раздавались бесплатно.

Традиции православной благотворительности в епископальном Метохионе Святой Троицы

Первые исторические факты об основании Свято-Троицкой церкви относятся к первой половине 18 века: … «вблизи поселка Нижний Тагил жил «беглый священник раскольников». В своем тайном жилище он устроил небольшую деревянную часовню, где совершал литургию по старым богослужебным книгам.»….. После смерти отца Иова в 1745 году старообрядец Андрей Рябинин значительно перестроил его келью, а часовня была расширена. Часовня, первоначально названная в честь Пресвятой Живоначальной Троицы, стала центром, объединившим раскольников почти со всего Урала. Этому способствовали как его богатство и большое количество прихожан, так и покровительство демидовской заводской администрации, которая эксплуатировала на многих своих уральских заводах труд диссидентов, бежавших из центральных областей Российской империи. Единоверие пришло в Нижний Тагил позднее, в начале 1830-х годов, благодаря миссионеру Оглоблину. Уже 4 февраля 1833 года отец Димитрий Козельский был назначен первым священником Единой Веры. В то время приход «Общая вера» насчитывал 450 душ мужчин и женщин. Часовня Святой Троицы оставалась раскольнической до 1835 года, когда 19 марта умер последний служивший там «беглый священник» Архип. 12 мая 1840 года пермский губернатор Огарев приехал в нижнетагильскую слободу, чтобы лично засвидетельствовать передачу часовни единоверцам. 19 мая 1840 года часовня была освящена. 4 июня 1842 года часовня была освящена как церковь. Колокольня была построена в 1852-1853 годах на средства владельцев фабрики Демидовых. В 1862 году в память об освобождении крестьян от крепостной зависимости в церкви была установлена икона святого Александра Невского и построена часовня его имени. В результате пожара, вспыхнувшего в ночь с 8 на 9 марта 1872 года, сгорела деревянная церковь Святой Троицы. От пожара были спасены только ризница, колокольня и икона Александра Невского. Это обстоятельство привело к объединению двух единоверческих приходов — Святого Николая и Святой Троицы в один приход — Свято-Троицкий. В то же время было решено построить новую каменную церковь на месте сгоревшей деревянной церкви.

Закладка первого камня в основание нового храма состоялась 3 июля 1877 г. С тех пор и до известных событий XX века церковь оставалась неизменной. В 1901 году в Свято-Троицком приходе было 8957 прихожан: 4255 мужчин и 4702 женщины. Кроме того, было 879 отступников-раскольников, 9 австрийского происхождения и 4 сектанта. К церкви были пристроены два каменных дома: один — как приходской зал, другой — как воскресная школа и школа грамоты. После революции 1917 года и до 1936 года церковь оставалась действующей.

Отец Симеон Воронин провел последнюю Божественную литургию 25 сентября 1936 года, в день памяти святого Симеона Верхотурского, после чего церковь была закрыта и разграблена новыми властями. Иконостас, церковная атрибутика и библиотека были уничтожены.

По решению городской администрации в сентябре 1991 года Свято-Троицкая церковь была передана религиозной общине. Отец Александр Хорунжий, который до этого времени служил вторым священником в храме святого Александра Невского в Нижнем Тагиле, был назначен первым настоятелем храма в 1991 году. Почти с первых дней своего пребывания в должности о. Александр Хорунжий начал вести просветительскую работу среди прихожан. В 1994 году при храме была создана воскресная школа для детей и взрослых. В школе преподавали Закон Божий, иконоведение и другие предметы. Детей учили музыке и рисованию. Воскресная школа работает до сих пор. Отец Александр сразу же начал заботиться о том, чтобы в храме был свой профессиональный хор. Первым руководителем хора была Ольга Муравлева, приглашенная певчая церкви по поручению Александра Невского, которая организовала хор из выпускников Нижнетагильского музыкального училища. 14 июля 1995 года, по благословению епископа Екатеринбургского и Верхотурского Никона, настоятелем храма стал старший клирик Екатеринбургской епархии митрофорный протоиерей Геннадий Брагин, служивший в храме до дня своей кончины (09 июля 2007 года).

Ежедневно проводятся вечерние и утренние службы, совершаются все православные таинства и обряды: Крещение, исповедь, причастие, брак, похороны. Кроме того, духовенство также занимается благотворительностью: поддерживает социальные учреждения (приюты, дома престарелых, детские дома, тюрьмы и другие),

В храме служат два священника: священник Олег Шабалин, священник Алексей Исмагилов и диакон Глеб Паустовский. Настоятелем епископального подворья Святой Троицы является игумен Димитрий Байбаков.

Основными направлениями благотворительной деятельности Епископальной церкви Святой Троицы являются:

Церковь помогает слабослышащим и глухим людям.

С октября 2007 года, благодаря помощи Екатеринбургского прихода, каждую субботу в приходе мы проводим литургию на жестовом языке для глухих и слабослышащих людей. В нашем городе несколько тысяч таких людей, многие из которых приходят в церковь на традиционную литургию на языке жестов. Глухие молятся особенно: сосредоточенно и с любовью. Все прихожане стараются прийти на такую службу — что-то сакраментальное происходит, когда открываются ворота и священник смотрит в глаза молящимся. Язык тела часто называют просто мимикой. Здесь вы видите все сердце оратора. И священник дает его. Служба всегда торжественна, тиха и изящна. Божественную литургию на епископальном кладбище Святой Троицы совершает отец Олег. Для того чтобы перевести Божественную литургию на язык жестов, священнику пришлось учиться у своих прихожан. Он старался как можно чаще использовать язык жестов, чтобы сделать слова молитвы как можно более понятными. Это было непросто: сначала ему пришлось переводить с церковнославянского на русский, а потом — на язык жестов. По словам Михаила Шамова, священника екатеринбургского прихода глухих, в России заботу и беспокойство о глухих людях всегда брала на себя церковь. Были открыты специальные школы для глухих детей, созданы приюты для сирот. В 20 веке эту функцию взяло на себя государство. Духовная жизнь слабослышащих была полностью забыта. Сейчас мы возвращаемся к убеждениям наших отцов и дедов. Слабослышащие люди также хотят молиться вместе со всеми, кто приходит в храм, чтобы потеря слуха не мешала им понимать Бога. После молитвенной службы прихожане пьют чай и разговаривают о жизни, делятся своими заботами и радостями, спрашивают совета у священника. В таких случаях капеллан становится социальным работником, предлагая не только духовные, но и социальные советы.

Анализ деятельности специалиста по социальной работе в Свято-Троицкой православной церкви

Епископальная церковь Святой Троицы выполняет самые важные и насущные задачи для прихожан: духовное просвещение и социальная помощь нуждающимся.

Свято-Троицкая православная церковь оказывает помощь социально незащищенным людям с первого года своего существования. Эта работа возможна благодаря единству служителей церкви и благодаря меценатам, которые видят результаты этой работы.

В Свято-Троицком храме социальной работой занимается в основном отец Олег Шабалин, в свободное от церковных служб время. По благословению архиепископа Екатеринбургского и Верхотурского Викентия он несет свое служение в воинских частях, детских домах, домах инвалидов и других социальных учреждениях. Он выполняет ряд функций: информативную, диагностическую, психологическую, коммуникативную, организационную и посредническую.

В соответствии с соглашением о духовном попечении о заключенных, с 2004 года отец Олег проводит большую работу в ИУ-349/48, это колония-поселение, где 300 заключенных отбывают наказание от 3 до 5 лет, жизнь этих людей трудна, заключенные сами зарабатывают себе на еду и одежду, за хорошую работу и примерное поведение администрация колонии рассматривает дела о досрочном освобождении. Многие люди, оказавшиеся в таких условиях, встают на путь исправления, задумываются над своими поступками и обращаются к духовному началу. В результате осужденные стали прилагать усилия, чтобы приблизиться к Богу. Так родилась идея создать в колонии молитвенную комнату: место, куда любой заключенный может прийти и помолиться. Колония очень маленькая по территории и количеству заключенных. Не хватает места. Вначале мы молились в коридоре рядом с библиотекой. 29 октября 2007 года священник из епископальной церкви Святой Троицы подал прошение о выделении отдельного помещения для молитвенной комнаты (Приложение 5). Администрация исправительной колонии №48 выполнила эту просьбу и предоставила для этих целей светлое и удобное помещение. Там уже можно разместить свечи и книги. В номере есть даже смотритель.

Славная традиция сотрудничества церкви и исправительного учреждения началась с приходом заместителя начальника А.В.Степанова, человека, неравнодушного к духовно-нравственному состоянию своих подопечных в колонии. Был назначен день приезда отца Олега в колонию, и теперь каждую субботу молятся и «за здравие», и «за упокой».

Жизнь заключенных закрыта от внешнего мира и не афишируется из-за особенностей колонии. Молитвенная комната была оборудована на средства, пожертвованные благотворителями (главным управлением тюремной службы) и прихожанами церкви Святой Троицы. Вся литература, иконы и украшения для комнаты были приобретены на пожертвования прихожан церкви.

На каждом новом этапе в колонии около 20 человек решают принять крещение, в зависимости от количества заключенных. Каждый принимает это решение осознанно и идет к священнику по собственному желанию. Если статья заключенного позволяет вывести его за пределы поселения, священник ведет его в церковь для совершения таинства крещения.

Возраст осужденных разный, потребность в общении с духовенством разная, уровень восприятия того, что говорит проповедник, тоже разный, поэтому священнику приходится проводить беседы с учетом уровня понимания прихожан, в молитвенной комнате есть соответствующая литература для начинающих, а те, кто хочет узнать больше, заказывают специальную литературу о священнике в церкви. В настоящее время 45 из 300 заключенных являются членами молитвенной комнаты. 12 из них в возрасте от 40 до 50 лет, 25 — от 30 до 39 лет и 8 — от 20 до 29 лет.

Заключение

Первый опыт диаконического служения в древней Церкви зафиксирован в Писании, в первых христианских общинах развивается система подаяния, у первых христиан было явное желание помогать бедным, престарелым, больным и нуждающимся. Российская традиция благотворительности, по мнению выдающегося отечественного историка В.О. Ключевского, в своем внешнем проявлении был направлен в основном в одну сторону: «… Филантропия на практике означала нищенство. Бедность в Древней Руси рассматривалась не как экономическое бремя для народа, не как язва общественного строя, а как одно из главных средств нравственного воспитания народа, заключавшее в церкви практический институт благочестия…».

Под влиянием евангельского учения о милосердии святой князь Владимир одним из первых показал пример сострадания к тем, кто нуждается в помощи — к бедным, нищим, сиротам. После святого князя Владимира активно занимались благотворительной деятельностью и другие князья. С самого начала Русская православная церковь взяла в свои руки заботу о людях, лишенных средств к существованию. Роль и значение церкви в благотворительной деятельности особенно возросли после Собора ста в 1551 году, когда государство начало регулировать благотворительность церквей и монастырей. Через два года после того, как святитель Ермоген, Патриарх Московский и всея Руси, был назначен Патриархом Собором русских иерархов, в Москве начался голод, вызванный рядом тревожных событий времен смуты. Заботясь о нуждающихся, первосвященник приказал монаху Авраамию Палицыну открыть монастырские склады с хлебом для голодающих. Петр I, следуя примеру Людовика XIV, потребовал повсеместного создания «го госпиталей», то есть сиротских приютов, для всех видов подопечных, позаботился о размещении инвалидов в монастырях и приказал строить в городах приюты для «беспокойных» детей в церковных дворах, по тем же причинам. Девяностые годы прошлого века ознаменовались бурными изменениями, вызванными реформами в финансовой и экономической системе. В основе этих преобразований лежало здоровое желание построить более эффективную экономику и повысить благосостояние граждан. Тем не менее, следует признать, что десятки миллионов наших соотечественников находятся за чертой бедности, порой влача жалкое существование. Особенно страдают те, кто не по своей вине не может заработать на жизнь: Тяжелобольные, пожилые люди, инвалиды, сироты, беженцы, внутренне перемещенные лица.

Первые шаги в области диаконического служения связаны с деятельностью Отдела церковной благотворительности и социального служения Московского Патриархата, основанного в январе 1991 года. Надеясь на Божью помощь, она будет расширяться на благо тех, кто нуждается в поддержке и помощи, кто ждет от Церкви сочувствия и участия. История благотворительности на Урале уходит корнями во времена реформ 1860-х годов. В Екатеринбурге и городах Екатеринбургской епархии были распространены такие формы благотворительности, как: Детские дома и дома престарелых, комитеты для нищих и бедных, дома престарелых, богадельни, общежития и т.д. Денежные пособия выплачивались нуждающимся, в том числе пострадавшим от пожаров.

В статье рассматривается благотворительная деятельность Епископальной церкви Троицы на современном этапе с 1991 года. С самого начала своей непосредственной деятельности — богослужения — настоятели церкви проводят большую благотворительную работу. Основными направлениями благотворительной деятельности Епископальной церкви Святой Троицы являются: Работа с социальными агентствами, антиалкогольная программа, детские программы, воспитательная работа, религиозное образование, работа с глухими и слабослышащими, мирская катехизация и миссионерская работа, воспитательная работа с молодежью, работа с беженцами, помощь нуждающимся при церкви.

Исходя из этого, мы убедились, что традиция социального служения другим — больным и престарелым, детям, забывшим своих родителей, физически и психически больным, нарушителям закона, нуждающимся — продолжается и развивается и в наши дни.

Также используются все виды помощи: учебная, трудовая, материальная помощь в решении жизненных ситуаций. Изучая опыт, накопленный Православной Церковью на протяжении веков, специалисты по социальной работе совершенствуют как свои профессиональные, так и духовные качества.

Отец Олег, священник Свято-Троицкой церкви, еженедельно посещает колонию с 2004 года. В ходе анализа деятельности священника было установлено, что он выполняет ряд функций:

  1. превентивные — механизмы предотвращения негативных явлений: беседа, исповедь, причастие.
  2. социально-педагогическая — проведение воспитательных бесед о правах, обязанностях, любви к родине, семье, природе, самоопределении и самореализации.
  3. психологический — индивидуальный подход к каждому осужденному.
  4. коммуникабельность — способность общаться с любой аудиторией.
  5. организаторские — умение заинтересовать прихожан своими проповедями и лекциями.
  6. посредничество — установление контактов с различными социальными институтами: учебными заведениями, агентствами социального обслуживания, общественными организациями.
  7. психотерапевтические — Под руководством пастора проводят занятия по иконописи, церковному пению, богослужению.
  8. информационные — проповедь, православные школы.

Исходя из этого, мы отметили, что в рамках существования деятельности православного прихода можно отметить использование всех технологий социальной работы. Цель специалиста по социальной работе — помочь заключенному поддерживать и создавать важные и позитивные социальные контакты за пределами тюрьмы, повысить способность заключенного к самостоятельной жизни, а также повлиять на него с целью формирования законопослушного поведения. Поскольку обычно противоправное поведение вызвано личными и социальными проблемами человека, социальная работа с заключенным включает его личные, экономические, а также правовые проблемы. Беседы используются для выяснения психоэмоционального состояния заключенного и для того, чтобы помочь ему адаптироваться к изменениям, произошедшим в обществе за период лишения свободы.

Специалист по социальной работе также оказывает юридическую помощь по социальным вопросам, помогает поддерживать или восстанавливать отношения с членами семьи, помогает заключенному установить или поддерживать контакты с работодателем, помогает ему преодолеть трудности в учебе, помогает разрешать споры, возникающие между заключенным и администрацией тюрьмы и между самими заключенными. Помощь заключенному в реабилитации посредством индивидуального консультирования и групповой работы (включая программы социальной реабилитации). Цель программ социального обучения — научить заключенных социальным навыкам, чтобы они научились законопослушному поведению в обществе.

Список литературы

  1. Апкаримова Е.Ю. Благотворительность в городах Пермской губернии в последней трети XIX — начале XX века / Е.Ю. Апкаримова // Благотворительность и меценатство в российской провинции: тезисы. Материалы Всероссийской конференции, 22-23 марта 2005 г. / СРГПУ. — Екатеринбург, 2005.
  2. С.31 — 35.
  3. Альманах Международного Демидовского фонда// Л.А.Дашкевич » Демидовский дом призрения в Санкт-Петербурге. Об источниках помощи бедным». Том 3, — 69 стр.
  4. архимандрит Агапит, Житие святого Григория Богослова, архиепископа Константинопольского и его пастырская деятельность / Архимандрит Агапит. — СПб. 1869 г. — 328 с.
  5. Баянкин, С. Д. Благотворительность на Урале : материалы 2-й Всероссийской конференции, 13-14 мая 2007 г. / С. Д. Баянкин. -Екатеринбург: Уральский рабочий, 2007. С. 64-65.
  6. Бернер Г.С., Йонссон Л.А. Теория социально-психологической работы / под ред. С.Й. Бернера. Горлов. — М.: Знание, 2008. — 341 с.
  7. Годунский, Ю. Откуда берется благотворительность в России / Ю. Годунский // Наука и жизнь.2006. — №10.- С. 32-37.
  8. толковый словарь жизненно важного великорусского языка в 4-х томах / В. Дал. — СПб. : — Москва: книгоиздательство Топограф М. Вольфа, — 1880-1882г. — 102 с.
  9. деятельность религиозных организаций в учреждениях уголовно-исполнительной системы. — M. : Знание 1996, — 53-54 стр.
  10. диаконство и патронаж в российских пенитенциарных учреждениях. — Москва : 1997, 82 с.
  11. Дмитриев А.Г., Усманов Б.Ф., Шелейнов Н.И. Социальные инновации : сущность практики внедрения / А.Г. Дмитриев, Б.Ф. Усманов, Н.И. Шелейнов. — М.: Социальная работа, 2008. — 367 с.
  12. Доклад митрополита Солнечногорского (ныне Воронежского и Борисоглебского) Сергия, председателя Отдела по церковной благотворительности и социальному служению Московского Патриархата на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви (13-16.08.2000)/ 12.
  13. Евангелие от Луки — гл.6. http://biblia.org.ua/biblia/in2.html.
  14. История России с древнейших времен до начала XX века / под ред. И.Я.Фроянова. — М.: Наука, 2008. — 528 с.
  15. История СССР с древнейших времен до конца XVIII века. Век / под редакцией Б.А.Рыбакова. — 4-е изд. М.: Инфра, 2008. -465 с.
  16. Кернер Г.С., Йонссон Л.А. Теория социально-психологической работы / Г.С. Кернер, Л.А. Йонссон. — МОСКВА: ИНФРА-М, 2007. — 279 с.
  17. Ключевский, В.О.. Курс русской истории / В.О. Ключевский. — Часть 2. — М. : 2008. — 233 с.
  18. Ключевский В.О. О. «Добрые люди Древней Руси» / Ключевский В. О. Исторические портреты. Божества исторической мысли. Москва, 1990, с. 77-94.
  19. Кузьмин, К.В., Сутырин, Б.А. История социальной работы за рубежом и в России (с древнейших времен до начала XX века) / К.В. Кузьмин, Б.А. Сутырин. — Екатеринбург : Деловая книга, 2003 г. — 439 с.
  20. Коковцов В.Н., Рухлов С.В. Систематический сборник узаконений и распоряжений по пенитенциарной части — СПб. : 1894., 324-328 с.
  21. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993. глава 2, статья 28.
  22. конвенция о развитии социального обслуживания населения в Российской Федерации от 4 августа 1993 года // Собрание законодательства РФ, 1993, № 29, ст.762. www.garant.ru info@garant.ru.
  23. 22-е Лекции по технологии социальной работы / под ред. Е.И. Холостовой. — Москва: Институт социальной инженерии. 2008. — 315с.
  24. Лавриненко, Л.Ю.. Благотворительная деятельность в образовании в дореволюционной России : историко-культурные и педагогические аспекты / Л.Ю. Кузнецова. Лавриненко. М. Образование и общество, 2004 г. — №1.- 86-98 с.
  25. Лозовская Е.Г., Новак Е.С., Краснова В.Г. История социальной работы в России: учебно-методическое пособие для студентов по специальности «Социальная работа». — Волгоград : Изд-во Волгоградского государственного университета, 2008. — 361 с.
  26. Ляшенко, А.И. Организация и управление социальной работой в России / А.И. Ляшенко. — М.: Социально-технологический институт, 2006. — 296 с.
  27. Макарова, А.Н., Скворцова, Е.М., Андреева, И.А. История России / А.Н. Макарова, Е.М. Скворцова, И.А. Андреева. — М.: Академический проект, 2008. — 378 с.
  28. Морозова, И.Н. Проблема христианства и культуры в традиции национальной духовности (мнения, гипотезы, аспекты методологии исследования) / И.Н. Морозова // Известия Уральского государственного университета. — 2007. — № 54. — С. 131-152.
  29. милосердие и благотворительность в российской провинции / пленарные доклады и материалы круглого стола Всероссийской научно-практической конференции 22-23 марта 2002 года / под ред. М.Е.Главацкого. Екатеринбург. Изд. Уральского университета. 2002г. Том 2 — 205 — 230 стр.
  30. Никитин, В.Н. Жизнь заключенных / В.Н. Никитин. Никитин. — СПб. : 1871, — 202 с.
  31. ожегов сергей иванович. Словарь русского языка. OC. 57000 слов. /Под редакцией д-ра Филол. Шведова. — 12-е издание, стереотип.-М.: Рус. яз. лит., 1978 — 846 стр.
  32. Папаенок П.Д. Основы социальной работы: учебник. — M. : ИНФА-М, 2008 г. — 395 с.
  33. Пищелко А.В. Социально-педагогические основы нравственного перевоспитания заключенных. / А.В. Пищелко. — М.: Инфо, 1992. 110 с.
  34. Православная газета в Екатеринбурге — Интернет-версия. Черновики SDragon 2002. сценарии SLightning 2002.
  35. Рамзей Г.Д. Социальная работа: наука — профессия: о развитии концепции / Г.Д. Рамзей. — М.: Наука, 2007. — 321 с.
  36. Российская энциклопедия социальной работы / под ред. А.М. Панова, Е.И. Холостовой. — М.: Институт социальной работы, 2007. — 563 с.
  37. Русская Православная Церковь / Официальный сайт Московского Патриархата. © Patriarhia.ru.
  38. Савинов А.Н., Зарембо Т.Ф. Организация работы органов социальной защиты населения: учебник. Для студентов средних учебных заведений. Профессионал. Организация работы органов социальной защиты населения: учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования. — М.: Высшая школа, 2008. — 273 с.
  39. 38-й Свод законов Российской империи (1832 г.) / под ред. И.Д. Мордухай-Болтовского. — СПб. Русский книжный клуб «Деист», 1912. книга 3, глава I — 97 с.
  40. Соколов А.Р. Русская православная церковь как субъект церковной благотворительности / А.Р. Соколов. — М.: Институт проблем гражданского общества, 2008. — 425 с.
  41. Соколов, А.Р. Российская благотворительность: историческое исследование / А.Р. Соколов. — СПб. Гиперион, 2005 г. — 384 с.
  42. Соколов А.Р. Благотворительная деятельность имперского «филантропического общества» в XIX веке: вопросы истории. А.Р. Соколов. — СПб. Гиперион, — 2003, — №7.- стр. 96-112.
  43. Сорвина, А.С. Новаторские идеи истории социальной работы в России и их применение в современных условиях / А.С. Сорвина. — М.: Высшая школа, 2007. — 264 с.