Для связи в whatsapp +905441085890

Роль художественного слова и литературы в природоведческой работе с дошкольниками — принципы отбора литературы по естествознанию для детей

Произведения художественной литературы раскрывают перед детьми мир человеческих чувств: сопереживание, радость, восхищение, любовь ко всему живому, желание заботиться об окружающей среде.

Если проанализировать детскую литературу в целом, то вряд ли удастся найти автора, у которого нет произведения, затрагивающего тему природы. Большинство его работ посвящено природе многих поэтов и писателей: К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого, Ф. Тютчева, А. Фета, А. Майкова, В. Бианки, М. Пришвина, К. Паустовского, Б. Житкова и многих других. И это одна из особенностей детской литературы, что в ней природа представлена различными художественными средствами. «Книги о природе для детей должны быть научными по своему содержанию, но в то же время художественными». Художественная литература считается одним из видов искусства, поэтому с ее помощью можно воздействовать не только на сознание ребенка, но и на его чувства.

Вы можете использовать художественную литературу и художественные книги для дополнения, закрепления, уточнения знаний детей. Книги по природоведению выводят детей за пределы наблюдаемого и тем самым расширяют представление детей, знакомят с теми явлениями, которые не могут быть восприняты непосредственно. В руках учителя детские книги о природе имеют большую воспитательную ценность (4). Чтение стихов о природе развивает эмоциональность, образность детского языка. Дети начинают использовать отрывки из услышанного в своих высказываниях и рассказах, чтобы включить их в игру.

Поэтому можно сказать, что художественная литература помогает взрослым знакомить дошкольников с миром природы, формировать у детей сознательно правильное отношение к природе.

С самого раннего возраста мы знакомим детей с окружающим миром. Постепенно у детей формируется понимание живой и неживой природы, науки и осознание взаимозависимости природного мира. В первые годы жизни и в дошкольном возрасте педагог старается воспитать гуманное, заботливое и бережное отношение к природе, привить чувство любви к живой и неживой природе. В решении таких сложных задач помогают литературное слово и естественно-историческая литература.

Во-первых, книги по естественной истории носят познавательный характер и способствуют интеллектуальному развитию детей. Книги по природоведению дают богатый материал для формирования познавательного интереса, наблюдательности, любознательности. Она ставит перед детьми новые вопросы, заставляет их внимательно присмотреться к окружающей природе. При знакомстве детей с произведениями природоведческого характера конкретизируются, дополняются, уточняются знания об известных явлениях природы и фактах жизни животных и растений, полученные в процессе наблюдения и труда в природе.

Роль художественного слова и литературы в природоведческой работе с дошкольниками

Принципы отбора литературы по естествознанию для детей

С помощью литературы можно узнать о природных явлениях, о жизни растений и животных других климатических зон, уточнить и конкретизировать имеющиеся представления о предметах и явлениях. Книги по природоведению показывают детям явления неживой природы, помогают установить связи и отношения, существующие в природе. Дети получают знания о новых природных явлениях и объектах, которые они не могут наблюдать непосредственно (например, о половодье, ручьях, реках, образе жизни животных в лесу, лугах, прудах и т.д.). В этом могут помочь такие произведения, как П. Приходько «Ручай», Я. Брыль «Жю-бю вожик», У. Караткевич «Беловежская пуща», А. Пысин «Вяселка над Плешасоу», В. Хомченко «Поклоннока над Плешасоу». Хомченко «Поклон лесу», В. Бианки «Лесные домики», «Лесная газета», Е. Харушин «Волчица», К.Д. Ушинский «Орел», «Лиса-Патрикеевна», М. Пришвин «Лесной доктор», «Мальчики и утки».

«Тук, тук, тук! В глухом лесу на сосне черный дятел плотничает.
«Кого видит сорока?» — щебечет.
Если это нехорошо, то это стук.
Птица гнездо заметит — яйца расколет, нелетающих птенцов съест…». (Е. Чарушин, «Сосновка»). (Е. Чарушин «Волшебница»)
«Коварная погода в начале марта. Зима не совсем хочет отступать. Вьюга кружит снег, мороз трещит от ярости…». (В. Приходько, «Убывающие часы»).

Слово помогает углубиться, осознать связи и зависимости в природе, дает возможность сформировать знания, выходящие за рамки детского опыта. С помощью художественной и литературной литературы систематизировать и обобщать знания детей о природе, формировать представления о природе. (В. Бианки «Приключения муравья», «Первая охота», «Лесная газета», «Лесные домики», Н. Сладков «Население синей птицы», Н. Павлова «Зимний пир» и др.)

» … На самом краю поляны, в канаве, под опавшими листьями, под снегом, словно под толстым одеялом, спят лягушки. Они спят, не зная, что неподалеку, под кучей хвороста, спит их злейший враг — еж…». (Г. Скребицкий «На лесной поляне»)

«…Такая корка льда на снегу — крепкая, жесткая, скользкая — ее не разбить ни слабыми лапами, ни клювом…». (В. Бианки «Лед» из «Лесной газеты»)

Ромашка растет на лугу,
Лютик едкий, клевер кашка!
Что еще?
Гвоздика, смола, цветок колокольчика,
Хвощ — как ель…
(Г. Лагздынь «Что растет?»).

Использование литературы о природе в процессе наблюдения помогает детям правильно воспринимать и понимать окружающий мир природы, связывать его с собственным опытом. Для этого полезно читать короткие новости из «Лесной газеты» В. Бианки, «Волшебной Тараторки» Н. Сладкова.

Во-вторых, природоведческая литература развивает у детей чувство прекрасного, формирует эстетические чувства, пробуждает любовь ко всему живому. Живописное описание времен года, пышно цветущих садов, красочных лугов, причудливых деревьев и всевозможных красок природы способствует формированию эстетического отношения ребенка к природе, любви к ней. Стихи белорусских поэтов Ю. Колас, Ю. Купала, М. Богданович и многие другие, в том числе современные поэты, знакомят детей с красотой белорусской природы в разные времена года, произведения русских поэтов и писателей знакомят детей с многообразием всего живого на Земле, подчеркивают уникальность и великолепие природы.

Соня, ты, ты не в себе!
Сколько темных, пышных дзенов
Мы получили удовольствие, моя дорогая,
В наших избах у икон.
Твои ясные, теплые слезы,
Твои ласки и пять…
(З. Вера «Сонейка Грей»).

«Вчера вечером и этой ночью был теплый, липкий снег, покрывший все голые ветви моей любимой березы в саду перед крыльцом, весь ее белый ствол. А утром ударил мороз …. «. (В. Бианки «Волшебная береза» из «Лесной газеты»).

На золотом фоне пожелтевших листьев выделяются яркие пятна окрашенных кленов и осин…». (И. Соколов-Микитов «Русский лес»)

И, конечно, художественная литература помогает детям развивать бережное отношение к природе и желание заботиться о ней. (С. Михалков «Прогулка», Г. Ладонников «Дикари в лесу», В. Бианки «Лесная газета» ? «Выдержат ли они?», «Гололед», «Под ледяной крышей» и т.д.).

Первая естественнонаучная литература для детей

Природоведческая литература всегда имела большое значение в развитии и воспитании детей дошкольного возраста. Фольклор стоял у истоков литературы по естественной истории. Виды научных, научных и беллетристических произведений, посвященных естественной истории, тема естественной истории происходит из фольклора, народных сказок.

Одним из видов фольклора с естественно-историческим характером является календарный детский фольклор. Это так называемая болтовня — аллюзия на солнце, дождь, радугу, птиц, мышей, улиток, мелких жучков на цветах, подражание птичьему голосу. Песни-песенки и устные пословицы связаны с временем года и погодой и обращены к земле, небу, воде, как в играх, так и в работе в природе.

Идет дождь,
Вылейте ведро.
Вода в течение всего дня.
На нашем ячмене,
На женской роже,
О мужском овсе,
На гречихе дева,
За просо Малика.

Такой фольклор, как загадки, повсеместно используется в работе с детьми. Ни один день в дошкольном учреждении не проходит без загадки. И они играют большую роль в приобщении детей к природе. Она развивает у ребенка чувство интуиции, изобретательность, указывает на особые черты и характеристики, присущие только загаданному предмету. Эта особенность головоломки заставляет ребенка задуматься о взаимосвязях между явлениями и предметами окружающего мира, а также о свойствах отдельных предметов и явлений. Эти умственные операции важны не только сами по себе, но и тем, что ребенок открывает для себя поэзию окружающего его мира. Картинки в пазлах красочные, звучные, предметы четкие и ясно очерченные.

«Белый как снег, черный как уголь, зеленый как лук, вертлявый как демон, и путь в лес» (Волшебная сорока).
«Течет, течет — не вытечет, бежит, бежит — не вытечет» (Река).

Реальность представлена в загадках в изменениях, смене состояний.
«Гора во дворе, а вода в избе» (снег).
«В шубе летом и голый зимой» (лес).

Лирический взгляд на мир и любовь к родине формируется и в лирических песнях, посвященных природе. («Весна, весна, красна!», «Зеленеет, зеленеет, мой зеленый сад», «Из-за леса, темного леса», «Как у наших у ворот» и др.) Многие народные сказки, русские и белорусские, также часто используются в работе с дошкольниками во время их знакомства с природой. Сказка учит ребенка распознавать, где вымысел, а где правда. («Лиса и волк», «Курочка Ряба», «Колобок», «Зимовье зверей» и многие другие).

Великий русский педагог К. Ушинский. Д. — основатель русской педагогической науки видел большую роль в устном народном творчестве, в основу своей педагогической системы он положил идею народности воспитания. Большинство произведений фольклора К.Д. Ушинский включил в свои книги. Учитель придавал большое значение «Естественной истории» и писал: «По моему мнению, логика природы — самая доступная и полезная логика для детей. «Он считал, что дети должны начинать свое обучение с рассказов о временах года, самом человеке, домашних и диких животных, птицах, растениях, деревьях, минералах, воздухе и воде. Основные труды великого педагога и писателя: «Человек как предмет воспитания», учебники «Детский мир и хрестоматия», «Родное слово». В своих книгах К.Д. Ушинский преследовал как воспитательные, так и художественные цели. Особенно ценными для детей дошкольного возраста являются короткие рассказы о животных. В них животные представлены со своими характерными повадками и неотделимы от их естественного поведения в природе. Например, в рассказе «Лиса Патрикеевна» дается подробное описание лисы, ее повадок, умения оборудовать нору, «любимой» еды. А рассказ «Как рубашка в поле росла» можно назвать краткой энциклопедией, описывающей весь путь льна от семени до рубашки. Его рассказы также очень известны: «Бишка», «Васька», «Гадюка», «Плут», «Орел», «Петух и гончая», «Орел и ворона», «Лиса и козел», «Ученый медведь», «Причитания зайца», «Ласточка», «Дятел», «Кукушка», «История яблони», «Рассвет», «Курочка и утенок», «Капустная бабочка», «Гусь и журавль», «Хвост портного», «Сшитые вместе».

Эстетическое воспитание школьников

Эстетическое воспитание в школе начинается в младших классах с изучения языка, существующих литературных произведений. Следует подчеркнуть, что направленность данной работы сводится к практическому ознакомлению детей с различными видами искусства, с целью воспитания у них эстетического восприятия и простых эстетических суждений. Следует отметить, что в решении указанной задачи большую роль играет пример и художественная подготовка самого учителя. Все знают, что он должен уметь хорошо писать, выразительно и чутко читать стихи и рассказы, прекрасно вести уроки, иметь способности к музыке и искусству. Мало кто знает, что подготовка учителя рисования и его компетентность в различных видах искусства не только создает у детей внутреннее противоречие между существующим и желаемым уровнем их эстетического развития, но и пробуждает у них потребность в знакомстве с литературой и искусством.

Для обучения художественному оцениванию студентов необходимо, в конце концов, внедрение методики сравнительного изучения литературных произведений, прослушивания музыки и просмотра картин и побуждает их оценивать эти произведения, выражать собственное отношение к их достоинствам и недостаткам. Мало кто знает, что именно простые вопросы, направленные на то, чтобы выяснить, что нравится детям в том или ином произведении, какой образ или музыкальная мелодия лучше, обостряют их восприятие и побуждают к оценочным суждениям.

В развитии эстетического восприятия учащихся необходимо широко использовать, в конце концов, заучивание стихов, песен, демонстрацию репродукций картин лучших живописцев.

Педагогическая работа по развитию и укреплению эстетических потребностей и перцептивного рвения будет продолжена на самом высоком уровне в следующих классах.

Формирование у студентов эстетических представлений, понятий и вкусов — как будто это простая педагогическая проблема. Как это не странно, но простые эстетические понятия и суждения формируются уже в младших классах. Всем известно, что основная работа в этом направлении ведется с учащимися юношеского и старшего возраста, обладающими необходимыми задатками для глубочайшего осознания искусства и с более развитым чувством переживания прекрасного.

Весьма фундаментальна в классах средней школы для обогащения понимания учащимися художественных средств передачи настроения, используемых в литературе, музыке и изобразительном искусстве.

В познании художественных средств отображения действительности в искусстве большое значение имеет понимание и усвоение учащимися таких понятий, как композиция произведения, его сюжет, действие, образ, эпитет, метафора и так далее. Всем известно, что в последние годы в школьной практике для развития и углубления эстетических суждений эстетические взгляды широко используются как методический прием, например, поощрение учащихся к выражению собственного отношения к изучаемым художественным произведениям. И даже не надо и говорить, что в старших классах практиковалось написание сочинений, устных и письменных рецензий на произведения литературы, музыки, театра, кино и художественных выставок.

В контексте важности эстетического воспитания и развития художественных представлений, понятий и суждений учащихся, работа над их пониманием взаимосвязи, существующей между различными видами искусства в отображении жизненных явлений, имеет первостепенное значение. Следует подчеркнуть, что преподавание литературы должно, следовательно, применять произведения музыки и искусства.

Вот только остро и слабо решаемой в школьной практике является именно проблема формирования у учащихся полного художественного вкуса.

Важность педагогической деятельности в организации процесса воспитания литературно-художественного вкуса у школьников

Значение литературы в формировании нравственных и эстетических качеств личности занимает глобальное место в работе каждого учителя, и задача педагогов — приложить максимум усилий для воспитания прекрасного и утонченного вкуса у своих подопечных путем проведения занятий по художественной литературе.

Овладение родным языком, развитие речи является одним из, как мы привыкли говорить, важнейших достижений ребенка в младенчестве и рассматривается, особенно в современном дошкольном образовании, как общественная основа воспитания детей1. Роль книги в жизни малыша всегда интересовала узнаваемых писателей, учителей, общественных лидеров, людей самых разных профессий и взглядов на воспитание и обучение. Необходимо подчеркнуть то, что техника чтения детям, как все знают, начинается со статей и рецензий В.Г. Белинского и развивается в тесной связи с теорией, историей и, как все говорят, критикой литературы. Всем известно, что на рубеже XIX XIX-XX вв. Метод привыкания детей к чтению накопил опыт обобщения подобных заданий.

На первом месте — формирование детского чтения, определение места каждого жанра в нем (притча), стали обращать внимание на способы и формы работы (рассказ, творческое письмо, заучивание), начали решать проблему дифференциации читателей (исследование возрастных, гендерных, социальных и этнических особенностей).

Революция 1917 года была не только рубежом исторических эпох и научных исследований. Надо ли говорить, что проблемой детского чтения занимались либо партийные руководители — Н.К. Крупская, А.В. Луначарский, либо специалисты дошкольного воспитания — Е.И. Тихеева, В.В. Зябкина, Московского гуманитарного педагогического института: В.М. Федявская, Е.А. Флерина и др.

Нет необходимости говорить о роли филологов в решении проблем чтения и восприятия детской литературы, приобщения детей к книге — К.И. Чуковский.

Методика, как всем известно, дети читают, а педагогика, так что литература как средство коммунистического воспитания — Н.К. Крупской и способ развития языка — Е.А. Флериной, говорила о художественном качестве детских произведений вскользь.

Как ни странно, но особенность детского текста как художественно-дидактического текста , сознательно или интуитивно созданного творцом для читателя определенного возраста на основе его психофизиологической индивидуальности, не учитывалась теми, кто признавал детскую литературу одним из основных средств решения педагогических и лингвистических задач.

Заметим, что филологи и методисты почти никогда не действовали в единстве, не стремились понять друг друга, и через некоторое время методика, как мы привыкли говорить, детского чтения, не успевшая развиться как самостоятельная область педагогики, переходит в методику развития языка (живое слово) одной из своих частей, подчиненной решению языковых задач. Несомненно, стоит отметить, что до тех пор.

«В соответствии с традициями отечественной методологии, в круг задач развития языка входят … Знакомство с художественной литературой». — говорится в учебнике для студентов педагогических колледжей. Как ни странно, но в методике «по традиции» также принято выделять следующие средства для развития языка у детей:

  • Общение между взрослыми и маленькими детьми;
  • Культурная языковая среда, речь учителя;
  • Тренировка родной речи и языка на упражнениях
  • Литература;
  • Различные виды искусства (художественное, музыкальное, театральное).

И как бы пояснил: художественная литература — это важный источник и инструмент для развития всех аспектов детского языка и уникальное воспитательное средство. Всем известно о том, что это, наконец, помогает ощутить красоту родного языка, развивает образность речи. На самом деле развитие языка в процессе знакомства с литературой занимает большое место во всей системе работы с детьми.

Надо сказать, что, с другой стороны, влияние литературы на детей как раз и определяется не только содержанием и, как мы говорим, формой произведения и этапом его языкового развития.

На странице курсовые работы по педагогике вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Педагогика».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Виды трудовой деятельности дошкольников
  2. Какой путь представляет билингвальное обучение
  3. Систематика нарушений в интеллектуальном развитии ребенка
  4. Модель современного учителя
  5. Метапредметные образовательные технологии
  6. Методы стимулирования познавательной деятельности студентов
  7. Педагогические условия формирования коммуникативных навыков у старших дошкольников с ОВЗ в ДОО
  8. Механизмы развивающего обучения
  9. Деятельностный подход в педагогике
  10. Устное народное творчество как средство развития детской речи