Для связи в whatsapp +905441085890

Роль интуиции в познавательной деятельности — творческое мышление

В настоящее время практически никто из психологов не сомневается в том, что в творческой деятельности логические методы и стратегии решения задач взаимодействуют с интуитивными механизмами мышления, взаимодополняя и взаимоусиливая друг друга. Однако в вопросе о том, что следует включать в понятие интуиции и в чем состоит ее природа остается много неясного. Интуицию часто связывают:

1) с инстинктом, или инстинктивной догадкой,

2) с прямым, непосредственным усмотрением истины,

3) с отсутствием причин или посылок, приводящих к тому или иному результату интеллектуальной деятельности,

4) с внезапностью и быстротой нахождения правильного решения,

5) с разрывами и скачками в последовательных этапах переработки информации,

6) с наличием неосознаваемого опыта.

Различные аспекты проблемы интуиции рассматриваются в русле обсуждения широкого спектра проблем психологии — сознания, деятельности, личности. Так интуиция определяется как особое психическое состояние Н.В. Гончаренко, Н.Д. Левитовым; анализируется в рамках понятия «надситуативная активность» Д.Б. Богоявленской; рассматривается как одно из оснований возникновения знаний А.Г. Асмоловым, P. M. Грановской; как момент «озарения» в творческом процессе и этап решения творческих задач А.Н. Налчаджяном, Я.А. Пономаревым.

Интуиция исследуется в контексте соотношения логического и нелогического (К.А. Абульханова-Славская, С.Л. Рубинштейн и др.), рационального и иррационального (А.Э. Воскобойников, В.В. Налимов и др.) в познавательной деятельности. Выявляется роль интуиции при оперировании информацией в процессе ее приема и переработки. Новые аспекты в понимании данного феномена открываются при рассмотрении процессов антиципации — способности человека действовать и принимать прогностические решения с временным опережением будущего (П.К. Анохин, H. A. Бернштейн, A. B. Брушлинский, С.Г. Геллерштейн, A. A. Крылов, Е.А. Науменко, Г.В. Суходольский, Б.Ф. Ломов, E. H. Сурков, И.М. Фейгенберг и др.).

В общепсихологическом плане вопросы интуиции как феномена, связанного с процессами восприятия и мышления, рефлексии, внутренней речи, проявляющегося в развитии отдельных видов навыков и установок, освещаются Ф.В. Бассиным, A. B. Карповым, A. C. Прангишвили, E. H. Соколовым, Д.Н. Узнадзе и другими авторами. Интуиция определяется и как специфическая личностная характеристика (В.Н. Дружинин, Н.Л. Нагибина, Е.А. Науменко, В.А. Петровский, А.И. Савенков, М.А. Холодная).

Роль интуиции в познавательной деятельности

Творческое мышление. Творческое мышление и его механизм

Мышление — это неразрывный процесс познавательной деятельности человека, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности в процессе ее анализа и синтеза. Мышление возникает на основе практической деятельности из сенсорного познания и выходит далеко за его пределы.

Творческое мышление — это тип мышления, характеризующийся созданием субъективно нового продукта и новых образований в процессе познавательной деятельности по его формированию. Эти новые формации связаны с мотивацией, целями, оценками и значениями

Существует поразительное сходство между механизмами творчества и процессом воспроизводства потомства. Оба процесса проходят через семь этапов, на которые можно ссылаться, используя термины из репродуктивной физиологии. Такой анализ механизма творческой мысли, кроме того, позволяет рассмотреть условия, необходимые для совершения открытия и получения новых знаний.

Любовь или желание . Первой предпосылкой для творческих открытий является пылкий энтузиазм, страстная жажда знаний, которые должны быть удовлетворены. Этот энтузиазм может быть подпитан любовью к природе, поиском истины, тщеславием, необходимостью признания, простым любопытством, желанием быть полезным, или любым другим мотивом, но он должен быть достаточно горячим, чтобы преодолеть все препятствия на своем пути.

  • оплодотворение . Как бы велика ни была потенциальная творческая энергия ума, она остается стерильной, если только сначала не оплодотворяется фактами, собранными путем наблюдения и изучения. В истории каждого открытия заложен свой подготовительный период сбора и осознанного исследования фактов и идей, что может привести к существенному новому вкладу в науку.
  • созревание . На этой стадии человек «подпитывает» идею. Первоначально, он или она может даже и не знать об этом, но все, кто изучил механизм

Интуиция согласна с тем, что если анализ проблемы с помощью сознания не дает результатов, то проблема должна быть отведена на созревание, которое реализуется путем бессознательного сопоставления с огромным багажом накопленного опыта. В процессе созревания из памяти исчезают устоявшиеся, неплодородные ассоциации, что дает возможность возникновения новых, потенциально плодотворных ассоциаций.

  • схватки при рождении. Когда ты чувствуешь, что тебе дороги идеи, ты страдаешь. Трудно точно описать природу этого страдания, но оно вполне ощутимо: Есть очевидный элемент разочарования, ощущение, что внутри тебя есть что-то, что должно выйти наружу, даже если ты не знаешь, как это сделать. Многие сравнивают это чувство с желанием и неспособностью чихать или произносить слово, когда оно крутится на кончике языка.
  • Рождение. Рождение действительно хорошей идеи — это очень приятное чувство. Новые идеи, по нашим данным, никогда не доходят до поверхности сознания посреди «родовых кастрюль»: это происходит совершенно неожиданно и гораздо позже, обычно незадолго до засыпания — или пробуждения.

За интуитивным пониманием обычно следует ощущение полного счастья, радости и облегчения. Вся накопленная усталость и разочарование предыдущего периода — периода сбора фактов и ухода за ними — мгновенно исчезает. На смену ему приходит ощущение полного благополучия и полноты энергии. Со временем настроение может резко измениться. Первоначальное ощущение счастья постепенно стирается, незаметно угасает в привычном распорядке дня, и наступает разочарование. Все, что мы делаем, кажется настолько незначительным по сравнению с важностью предыдущего открытия, что это ощущение может даже перерасти в тяжелую депрессию.

  • тестирование . Когда ребенок рождается, мы сразу же узнаем, насколько он жизнеспособен и страдает ли он от деформаций. То же самое относится и к идеям, которые рождаются из нашего разума. Как только из подсознания возникает новорожденная идея, она должна быть испытана и проверена сознательной мыслью и логически спланированным экспериментом.
  • Жизнь . Как только новая идея будет должным образом протестирована и признанный жизнеспособным, он готов к жизни, т.е. к использованию

Логика и интуиция как компоненты творческого мышления

В творческой деятельности логические методы и стратегии решения задач взаимодействуют с интуитивно понятными механизмами мышления, дополняя и усиливая друг друга. Кажется, что противопоставление логики и интуиции, разума и «предчувствия» в творчестве является сильно преувеличенной или, возможно, даже надуманной проблемой. Не случайно интуитивное прозрение возникает лишь после длительного периода вполне сознательного, рационального осмысления, в то время как фактический канал логически упорядоченного осмысления индивида часто интуитивно выбирается им, как уже было сказано выше. Сила человеческой психики заключается в том, что все формы человеческой рефлексии на реальность — воображение, память, различные уровни мышления и т.п. — сосуществуют в тесном единстве и дополняют друг друга [2; 58].

Сравнивая интуитивное и логическое мышление, можно, несомненно, отметить следующие различия:

В интуитивном мышлении переход к новому знанию происходит через «прозрение» (просветление);

  • процесс интуитивного мышления бессознателен и сливается с самим действием;
  • Объекты — оригиналы, с которыми человек взаимодействует — являются объектами мышления;
  • интуитивное мышление имеет функцию приобретения новых знаний.
  • логическое мышление — это плавный логический переход от заданного к новому.
  • процесс мышления становится сознательным, отделяется от своего продукта, а режимы действия выделяются и преобразуются в операции, применимые ко многим подобным объектам;
  • объектами логического мышления являются системы знаков;

Логическое мышление выполняет функцию перевода (уже приобретенных знаний).

Таким образом, как логическое, так и интуитивное мышление вовлечено в процесс решения проблем на разных уровнях, которые рассматриваются ниже.

Процесс творческого решения задач

Место интуиции в этом процессе.

Многие люди, включая и самих психологов, воспринимают интуицию и научное творчество как синонимы. Своим происхождением это представление в значительной мере обязано самоотчетам ученых, в которых зафиксированы их собственные переживания творческого акта. Вот как передает свои впечатления К. Гаусс: «Решение одной арифметической задачи, над которой я бился несколько лет, пришло, наконец, два дня назад не благодаря моим мучительным усилиям, а благодаря благоволению Бога. Решение пришло как неожиданный проблеск молнии. Я не могу сказать, какова та ведущая ступенька, которая соединила мои прежние знания с тем, что сделало возможным этот мой успех». Сходные наблюдения описаны А. Пуанкаре, Ж. Адамаром, М. Планком и многими другими учеными, удивленными и заинтригованными внезапными и, казалось бы, не зависящими от сознательной работы решениями занимавших их проблем.

Основываясь на этих, а также многих других «свидетельских показаниях», Г. Уоллас в 1926 г. предложил свою теорию творческого решения научных и изобретательских задач, в котором он выделил 4 стадии: подготовка, инкубация (или созревание), озарение, верификация (проверка полученного решения) (Wallas, 1926). Аналогичные стадии были описаны и другими исследователями творческого мышления в науке.

На стадии подготовки происходит сознательное изучение условий решаемой задачи, выдвигаются и проверяются различные версии относительно стратегии и тактики ее решения. Все это, по мысли Уолласа, проделывается на основе уже имеющихся знаний и с использованием знакомых приемов, успешно применявшихся ранее в похожих ситуациях. Если в результате этого находится требуемое решение, то такая задача, равно как и процесс ее решения, не считаются, по мнению Уолласа, творческими, так как представляют собой модификацию уже известного материала и способов оперирования с ним. Если же желаемый результат не достигается, то процесс переходит на следующую стадию — инкубации , на которой происходит не контролируемое сознанием вызревание нужного решения. Внешне это выглядит так, что исследователь откладывает в сторону неподдающуюся проблему и переключается на другие дела, в то время как в его бессознательном продолжается дальнейшее соединение и перегруппировка идей, т.е. неосознаваемый мыслительный процесс, приводящий в конце концов к озарению — допуску в сознание той комбинации, которая может оказаться полезной для решения задачи. И, наконец, сущность последней стадии — верификации — состоит в проверке соответствия найденного решения критериям логики и рациональности, а также в восстановлении (или конструировании) цепи возможных рассуждений, которые должны убедить других исследователей или людей в правомерности полученных выводов.

Это озарение, наступающее вслед за инкубацией, есть интуиция — непосредственное усмотрение истины, казалось бы, без всяких логических обоснований. Именно таким, непонятно откуда взявшимся, решение выступает для самого исследователя. Ведь его сознанию дан лишь результат, тогда как пути его получения скрыты где-то в глубинах психики.

Для объяснения феномена озарения А. Кёстлером была выдвинута теория бисоциации (Koestler, 1964). Он полагал, что механизмом продуктивного мышления является соединение двух далеких, разнородных идей, относящихся к разным областям знания или опыта. Этим оно отличается от репродуктивного мышления, в основе которого лежит ассоциация или объединение сходных, близких элементов опыта. Работа бессознательного как раз и заключается в бисоциации, т.е. образовании новых комбинаций идей, которые затем проверяются бессознательным. Потенциально полезные комбинации допускаются в сознание в форме озарения.

Знания появляются у нас посредством наблюдений, мы собираем факты, накапливаем их в памяти, затем располагаем их в том порядке, который диктуется рациональным мышлением. Иногда этого вполне достаточно для достижения приемлемого решения. Но если после сознательного процесса рассуждений и умозаключений факты не образуют гармоничную картину, тогда сознание должно отойти в сторону и дать свободу фантазии. При этом раскрепощенное воображение управляет порождением бесчисленных более или менее случайных ассоциаций. Они похожи на сны, и обыденный интеллект отверг бы их как явную глупость. Но иногда одна из множества мозаичных картин, созданных фантазией из калейдоскопа фактов, настолько приближается к реальности, что вызывает интуитивное прозрение, которое как бы выталкивает соответствующую идею в сознание. Другими словами воображение — это бессознательная способность комбинировать факты новыми способами, а интуиция — это способность переносить нужные воображаемые образы в сознание.

Интуиция как вид творческого мышления. Экспериментальные исследования интуиции

Многие исследователи ставят знак равенства между интуицией и творчеством в науке. При этом интуитивный творческий акт рассматривается как бессознательный, иррациональный (не подчиняющийся обычной логике и рациональности), спонтанный и не обусловленный прошлым опытом.

Представление об интуитивном решении как ключевом звене творческого процесса дало толчок огромному количеству экспериментальных исследований. Классическая процедура эксперимента по изучению мышления, до сих пор применяемая в подобных ситуациях, была разработана школой гештальтпсихологии. Особый тип задач, при действии с которыми можно наблюдать эффект внезапного решения — озарения, инсайта, стал называться Дункеровскими задачами , по имени одного из представителей этой школы, занимавшегося проблемой мышления.

С легкой руки гештальтистов лабораторный эксперимент по решению проблемных задач стал на долгие годы основной моделью для изучения творческого, в том числе и научного, мышления. Испытуемому предлагалось разрешить некоторую проблемную ситуацию. Свои рассуждения он должен был проводить вслух, чтобы экспериментатор мог фиксировать ход решения, при необходимости задавать наводящие вопросы или давать подсказку, следя за тем, как она используется в дальнейшем. Считалось, что подобная организация эксперимента позволяет выделить и проанализировать в «чистом» виде процесс разрешения проблемных ситуаций, аналогичный таковому в научной деятельности.

Гештальтпсихология пыталась объяснить решение творческой задачи внезапной перестройкой восприятия проблемной ситуации, ее «переструктурированием», выделением в ней новых связей, сменой акцентов, однако все это не снимало главного вопроса — почему происходит такое переструктурирование и как оно осуществляется. Однако была внесена некоторая ясность в определение понятия интуиции и ее видов.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Материя как субстанция. Движение как способ существования материи
  2. Правомерность гуманистической интерпретации процесса
  3. Влияние христианства на духовную культуру Европы
  4. Кибернетическая революция
  5. Алексей Алексеевич Золотарев, религиозный философ, литературный критик
  6. Понятие исторической корреляции
  7. Гераклит Эфесский, древнегреческий философ
  8. Концепция бессознательного З. Фрейда и неофрейдистов
  9. Джордж Беркли, ирландский философ
  10. И. Кант. Формы и границы познания