Для связи в whatsapp +905441085890

Роль креативной функции сознания в реализации жизненных ценностей — Характеристики и типы воображения

Воображение — это ментальный процесс, который заключается в создании новых образов, основанных на прошлом опыте. Воображение — один из высших познавательных процессов, оно формируется в процессе трудовой деятельности и характерно только для человека. Образы, с которыми оперирует человек, не ограничиваются воспроизведением того, что воспринимается. Перед человеком в образах может появиться то, что он не воспринимал непосредственно, а чего не было вообще, а также то, что не может быть настолько конкретным в реальности.

Не каждый процесс, происходящий в изображениях, можно понять, как процесс воспроизведения. Если воспроизведение является основным свойством памяти, то преобразование становится основным свойством воображения. Вообразить — значит трансформироваться.

Воображение — это особая форма человеческой психики, которая отличается от других психических процессов и в то же время занимает промежуточное положение между восприятием, мыслью и памятью. Особенность этой формы психического процесса состоит в том, что воображение, вероятно, характерно только для человека и своеобразно связано с деятельностью организма, являясь в то же время самым «экстрасенсорным» из всех психических процессов и состояний. Последнее означает, что в воображении проявляется идеальная и загадочная природа психики. Можно предположить, что именно воображение, желание понять и объяснить его, привлекло внимание к психическим явлениям в древности, выдержало его в наше время и продолжает его возбуждать. Феномен воображения, однако, остается загадочным и сегодня. Человечество до сих пор почти ничего не знает о механизме воображения, в том числе о его анатомо-физиологической основе. Вопросы о том, где в человеческом мозге локализовано воображение, с какими нервными структурами оно связано, до сих пор не решены. В любом случае, об этом можно сказать гораздо меньше, чем, например, о достаточно изученных ощущениях, восприятии, внимании и памяти.

Воображение — самая важная часть нашей жизни. Если бы у нас не было воображения, мы были бы лишены почти всех научных открытий и произведений искусства. Сказок, пьес и так далее не будет. Думаю, если отнять у человека воображение, прогресс остановится. Воображение и фантазия — самые высокие и необходимые способности человека. Эта способность требует особого внимания при планировании развития. Способность к воображению особенно интенсивно развивается в возрасте от 5 до 15 лет. И если в этот период воображение не особенно развито, то в дальнейшем активность этой функции стремительно снижается.

Воображение — это результат творческого мышления человека. Способность к творчеству проявляется практически во всех психических процессах человека, в его чувствах и общении. К факторам, определяющим творческие способности, относятся врожденные предрасположенности, деятельность человека, условия окружающей среды, обучение и воспитание, влияющие на развитие человеческих особенностей психических процессов и личностных качеств. Творчество может характеризовать личность в целом, ее отдельные стороны, продукты деятельности или процесс ее формирования. Главные достижения людей, которые меняют мир, — это результат их творчества, реализация их творческого потенциала. В воображении творчество проявляется как нестандартизация создаваемых образов. Люди с высоким коэффициентом креативности достаточно редки. Реализация творческого потенциала связана с развитием культурного творчества. Культурное творчество характерно для интеллектуально развитого взрослого человека, способного к саморегулированию творческой деятельности.

Исследования в области воображения и творчества можно развивать на основе простых наблюдений, теорий или других исследований, но переход от источника исследовательской идеи к самому исследованию не произойдет автоматически. Творческое мышление при разработке исследований включает в себя процесс выявления значимых связей между кажущимися непоследовательными идеями и использование этих связей для создания экспериментов.

Роль креативной функции сознания в реализации жизненных ценностей - Характеристики и типы воображения

Характеристики и типы воображения

Воображение играет большую роль в жизни человека. Благодаря воображению, люди создают, планируют и управляют своей деятельностью разумным образом. Творческий человек обязан решать творческие задачи и регулярно создавать творческие продукты. Творческая деятельность делает нашу повседневную жизнь более привлекательной. Почти вся материальная и духовная культура человечества является продуктом воображения и творчества людей. Воображение также играет большую роль в развитии и совершенствовании человека как вида. Он берет человека за его сиюминутное существование, напоминает ему о прошлом, открывает ему будущее. Воображение — это способность изображать отсутствующий или фактически несуществующий объект, удерживать его в голове и манипулировать им мысленно. С богатым воображением, человек может «жить» в разное время, что ни одно живое существо в мире не может себе позволить. Прошлое фиксируется в образах памяти, которые произвольно возрождаются усилиями воли; будущее представлено в воображении.

Воображение — это основа визуально-воображающего мышления, позволяющая человеку ориентироваться в ситуации и решать проблемы, не вмешиваясь непосредственно в практические действия. Творческое мышление — главный компонент воображения. Это очень помогает в тех случаях жизни, когда практические действия либо невозможны, либо трудны, либо просто непрактичны или нежелательны. От восприятия, которое является процессом получения и обработки человеком различной информации, поступающей в мозг через органы чувств и завершающейся формированием образа, воображение отличается тем, что его образы не всегда соответствуют реальности, в них присутствуют элементы фантастики, творчества и вымысла. Когда воображение вызывает в сознании такие образы, которым в реальности ничего или мало соответствует, это называется фантазией. Более того, когда воображение нацелено на будущее, это называется мечтой. Воображение содержится в творческой деятельности, но далеко не всегда процесс воображения сразу же реализуется в практических действиях человека. Часто этот процесс принимает форму особой внутренней деятельности, которая заключается в создании образа того, что человек хотел бы реализовать. Такие образы желаемого будущего называются мечтой.

Мечта — это необходимое условие реализации творческих сил человека для преобразования реальности. Она действует как стимул или мотив для деятельности, окончательное завершение которой было отложено по той или иной причине. Роль воображения в практической производственной деятельности человека велика, но не всегда заметна.

Типы воображения.

Воображение характеризуется активностью, эффективностью особой формы мышления, которая в противном случае не существовала бы. Расширенное отражение реальности происходит в воображении в виде ярких представлений, образов. Воображение может быть как воссозданным, так и творческим. Создание образов происходит по-разному. Мы используем их бессознательно через человека. Первый метод — агглютинация, то есть «склеивание» различных частей, которые могут быть не соединены в повседневной жизни. Хорошим примером этого является классический рассказ о человеке-животном или птице-человеке. Вторая — гиперболизация. Это парадоксальное расширение или уменьшение объекта или его отдельных частей. Примерами этого являются Нос Гнома, Гулливер, Большой палец и Большой палец Тома. Третий известный способ создания фантастических образов — схематизация. В этом случае отдельные представления сливаются, а различия сглаживаются. Основные черты сходства отчетливо прослеживаются. Это произвольный схематический чертеж. Четвертый способ — типизация. Она характеризуется акцентом на сущности, повторением фактов, схожих в некоторых отношениях, и их воплощением в конкретном образе. Например, есть профессиональные фотографии рабочего, врача, инженера и др. Пятый метод — акцентуация. Одна или несколько частей изображения выделяются, и это делается акцент. Классический пример — карикатура. Основой для создания любого фантастического образа является синтез и аналогия. Аналогия может быть близкой, непосредственной и отдаленной, пошаговой. Например, внешний вид самолета напоминает парящую птицу. Это близкая аналогия. Космический корабль — далекая аналогия морского судна. Есть много способов диагностировать воображение и его развитие, используя синтезаторы, аналогии и способы построения воображения.

Традиционно, типы воображения считаются пассивными и активными, которые отличаются степенью сознательного и активного отношения человека к реальности. Пассивное воображение, в свою очередь, делится на сознательное и непроизвольное, а активное — на творческое, то есть создание новых, оригинальных образов и идей, и воссоздание, основанное на создании образов, соответствующих описанию. Однако некоторые авторы отрицают полезность разделения воображения на воссоздаваемое и творческое, поскольку «любое разделение познания на репродуктивное и продуктивное является ложным, поскольку исключает любую возможность перехода от первого к второму». Особенностью самого творческого воображения является то, что «это сознательный процесс, происходящий в активной мыслительной деятельности субъекта и подчиненный прямо или косвенно реализуемой задаче — научной, художественной или практической». В соответствии с временной ориентацией, типы воображения можно разделить на ретроспективные; воображение, непосредственно участвующее в осуществляемой деятельности, и воображение, устремленное в будущее.

По характеру возникновения образов воображение можно разделить на конкретные, контроллер которых, конкретные изображения и идеи, и абстрактные, выраженные в создании символов, диаграмм. В зависимости от вида деятельности, в процессе которой функционирует воображение, существуют технические, музыкальные, научные, художественные и другие виды воображения. Воображение можно охарактеризовать как непрерывный психический процесс, симметричный памяти, но идущий в обратном направлении. Затем появляется классификация, основанная на специфике материала, объекта умственной деятельности. Такой подход позволяет отнести сенсорно-перцептивное воображение, включающее в себя зрительные, слуховые, двигательные, пространственные и, возможно, другие типы воображения, к вербально-логическому, действующему как элемент мышления, так и эмоциональному. Оперативное воображение, определяемое как активное функционирование образов как программа действий, выделяется как особый тип. Индикаторы продуктивного воображения отмечают новизну, оригинальность и осмысленность обработки эмпирических данных; широту действия с образами, под которой понимается способность выполнять преобразования из различных материалов, тип операции, который может быть охарактеризован как изменение положения воображаемого объекта или изменение его структуры, либо сочетание этих преобразований.

В искусстве источником любого направления может быть только жизнь; оно также служит первичной основой для воображения. Но никакое воображение не способно изобрести то, что человек еще не знает. Именно в этот момент начинает активно работать творческое мышление. В этом контексте именно реальность становится основой творчества целого ряда мастеров искусства, чей полет творческого воображения уже не удовлетворен реалистическими и, более того, натуралистическими средствами воображения. Но эту реальность пересекает продуктивное воображение художников, они строят ее по-новому, используя свет, цвет, наполняя свои работы вибрирующим воздухом, прибегая к пунктуальному изображению объектов, разбивая объективный мир на геометрические фигуры и т.д. Вот почему мы сталкиваемся с продуктивной фантазией в искусстве, когда художник не удовлетворен воссозданием реальности реалистическим методом. Его мир — это фантасмагория, иррациональная образность, скрывающая вполне очевидные реалии. Например, роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита», фантазия братьев Стругацких и другие — плоды такой фантазии. Обращение к таким необычным и причудливым образам позволяет увеличить интеллектуальное, эмоциональное и моральное воздействие искусства на людей. Чаще всего творческий процесс в искусстве связан с активным воображением: Прежде чем какое-либо изображение попадает на бумагу, холст или нотную бумагу, художник создает его в своем воображении, используя свое сознательное творчество. Часто активное воображение захватывает создателя до такой степени, что он теряет связь со своим временем, со своим «я», и вовлекается в созданный им образ. Менее часто творческий процесс движется пассивным воображением, так как спонтанные образы, не зависящие от воли художника, являются продуктом бессознательной работы его мозга. Творческий процесс, который обычно начинается с усилия воли, т.е. с акта воображения, постепенно захватывает автора до такой степени, что его воображение становится спонтанным, и он уже не создает образы; напротив, образы обладают и господствуют над художником, и он подчиняется их логике. Произведения человеческого воображения не ограничиваются литературой и искусством. В не меньшей степени она проявляется в научном, техническом и других видах творчества.

Есть и другие виды воображения — сны, галлюцинации, мечты и грёзы. Сны можно классифицировать как пассивные и непроизвольные формы воображения. Их истинная роль в жизни человека пока не ясна, но в мечтах люди находят выражение и удовлетворение многих жизненных потребностей, которые по ряду причин не могут быть реализованы в реальной жизни. Галлюцинации — это фантастические видения, которые почти не имеют ничего общего с окружающей действительностью. Галлюцинации являются результатом различных нарушений психики или работы организма и сопровождаются многими болезненными состояниями. Мечты, в отличие от галлюцинаций, являются нормальным психическим состоянием, которое является фантазией, связанной с желаниями, как правило, несколько идеализированное будущее. Мечта отличается от мечты тем, что она несколько более реалистична и в большей степени связана с реальностью, поэтому в принципе она осуществима. Мечты и грёзы занимают довольно большую часть времени человека, особенно в подростковом возрасте. Для большинства людей сны — это приятные мысли о будущем. У некоторых также есть тревожные видения, вызывающие чувство тревоги, вины и агрессии.

Функции воображения и его развитие

Человеческий разум не может быть в неактивном состоянии, поэтому люди так много мечтают. Человеческий мозг продолжает работать даже тогда, когда не поступает новая информация, когда он не решает проблемы. Именно в это время и начинает работать воображение. Доказано, что человек не в состоянии остановить поток мыслей, остановить воображение.

В процессе человеческой деятельности воображение выполняет ряд специфических функций, первая из которых — представлять реальность в образах и уметь использовать их для решения задач. Эта функция воображения связана с мышлением и органично вписывается в него..

Вторая функция воображения — регуляция эмоциональных состояний. С помощью своего воображения, человек способен удовлетворить многие потребности, по крайней мере частично, чтобы снять напряжение, создаваемое ими. Эта жизненно важная функция особенно подчеркивается и развивается в таком направлении психологии, как психоанализ. Третья функция воображения связана с его участием в произвольной регуляции когнитивных процессов и состояний человека. С помощью умело созданных образов человек может направить внимание на необходимые события; с помощью образов человек получает возможность контролировать восприятие, воспоминания, высказывания. Четвертая функция воображения заключается в формировании внутреннего плана действий, т.е. в способности осуществлять их в сознании посредством манипулирования образами. Пятая функция воображения — это планирование и программирование деятельности, создание таких программ, оценка их правильности, процесс реализации.

С помощью воображения человек может контролировать многие психофизиологические состояния организма, подстраивать его под предстоящую деятельность. Известны факты, свидетельствующие о том, что с помощью воображения, чисто волевого способа, человек может воздействовать на органические процессы: изменять ритм дыхания, частоту пульса, кровяное давление, температуру тела и т.д. Эти факты лежат в основе автоподготовки, которая широко используется для саморегулирования. Конкретные функции воображения могут быть разработаны с помощью специальных упражнений и техник. В творческих видах работ — наука, литература, искусство, техника и др. — Развитие воображения происходит естественным образом во время выполнения этих видов деятельности. В аутогенных тренировках необходимый результат достигается за счет специальной системы упражнений, разработанной силой воли, которая позволяет научиться расслаблять определенные группы мышц, например, мышцы рук, ног, головы, туловища, надавливать, поднимать или опускать температуру тела по желанию, за счет упражнений на воображение от жары, холода.

Концепция творчества

Творчество проявляется почти во всех мыслительных процессах, чувствах и общении человека. Творчество может характеризовать личность в целом, ее отдельные стороны, продукты деятельности или процесс их формирования. Все великие достижения людей, которые меняют мир, являются результатом их творчества, реализации их творческого потенциала. Творческое мышление можно охарактеризовать как способность анализировать «из коробки», преодолевать стереотипы, устанавливать различные связи между объектами и их свойствами, обобщать явления, не связанные очевидной связью. В случае с эмоциями, творчество проявляется в тонкости и широком спектре переживаний, в высоком уровне развития интеллектуальных эмоций, которые возникают в процессах мышления и воображения.

Анализ множественных проявлений творчества в самых разных областях и аспектах личности позволяет определить его сущность, которая заключается в ярко выраженной индивидуальности человека, в отказе от стереотипных форм поведения, в желании и готовности всегда идти своим путем. Люди с высоким коэффициентом креативности встречаются довольно редко. Реализация творческого потенциала связана с развитием культурного творчества. Культурное творчество характерно для интеллектуально развитого взрослого человека, способного самостоятельно регулировать свою творческую деятельность, эмоции и общение.

Творчество — это способность удивлять и учиться, способность находить решения в нестандартных ситуациях, сосредоточенность на открытии новых вещей и склонность быть глубоко осведомленным о своем опыте.

Если в творчестве нет ничего особенного, то его можно понять и предсказать, используя традиционные когнитивные структуры. В некоторых случаях креативность может оказаться простым процессом решения проблемы — необходимо только выполнить условие, и решение будет новым и адекватным. Творческое мышление — это многоступенчатый процесс формулирования проблемы и поиска нового способа ее решения. Основным содержанием процесса воображения большинство авторов считают преобразование представлений, отражающих реальную реальность, и создание на этой основе новых представлений, приводящих образы в новое сочетание. Отличительной особенностью воображения можно считать то, что оно обязательно происходит на зрительном уровне, хотя полученные изображения не имеют оригинала в реальности, и эти изображения не могут быть получены эмпирическим или логическим путем. Материалом для воображения обычно являются изображения объектов, ситуаций, обстоятельств и, по мнению некоторых авторов, также мысли, идеи.

Воображение не рассматривается как самостоятельный психический процесс, поскольку, по мнению сторонников этой точки зрения, преобразование образа и открытие нового образа, традиционно подчеркиваемые как основные черты воображения, являются необходимыми сторонами любого процесса сенсорной рефлексии реальности и функций всех психических процессов.

Воображение и эмоции

Воображение тесно связано с эмоциями. Активная работа воображения вызывает богатую эмоциональную картину душевных состояний детей. Хорошо известно, как дети воспринимают сказки. Их переполняют эмоции, которые не уступают по силе эмоциональной картине взрослым в самые важные моменты жизни. Особенно детская игра, которая теряет свой смысл для ребенка, если не имеет яркого эмоционального фона, а игра полностью основана на активной деятельности воображения. Связь между воображением и эмоциями очевидна даже у взрослых. Люди получают высокое эмоциональное удовлетворение от снов. Человек мечтает о чем-то, что притягивает, приносит радость, удовлетворяет самые сокровенные желания и потребности. А мечта, как образ желаемого будущего, является классической формой воображения. В прошлом веке французский психолог Т. Рибо обнаружил, что все формы творческого воображения содержат сильные эмоциональные моменты. Л.С. Выготский вывел «закон общего эмоционального знака», суть которого он сформулировал следующим образом: «…». Каждое чувство, каждая эмоция стремится воплотиться в образах, которые соответствуют этому чувству». Эмоции, как она собирает впечатления, мысли и образы, которые соответствуют настроению человека. Таким образом, богатая эмоциональная жизнь стимулирует развитие воображения. Второй закон, выведенный Л.С. Выготским, называется «закон эмоциональной реальности воображения». Он говорит, что «любое построение воображения обратно влияет на наши чувства, и если это построение не соответствует самой действительности, то чувства, которые оно вызывает, являются реальными, по-настоящему переживаемыми, возбуждающими человека». С проявлением этих двух законов связаны многие «странности» в поведении детей. Дети любят придумывать и рассказывать различные «истории ужасов». Часто это заканчивается реальным испугом детей своими рассказами, сюжет и герои которых превращаются в фантастическую реальность для ребенка. Управляет законом эмоциональной реальности воображения. Этим законом мы обязаны многим конфликтам, которые часто заканчиваются в детских играх. Сильные эмоции, которые сопровождают игру, я родился от образов воображения придают статус реальности этим образам. Ребенок отождествляет воображаемую роль и действие с реальной личностью партнера.

Можно сделать вывод, что, используя богатство эмоциональных состояний ребенка, можно успешно развивать его воображение и, наоборот, целенаправленно организовывая его воображение, можно формировать культуру чувств у ребенка. Ребенок включается в свое мышление и начинает изобретать и представлять себе, поэтому мышление является основополагающим процессом после познавательного, чтобы упражняться в воображении.

Воображение — это всегда создание новых вещей в результате обработки прошлого опыта. Никакая творческая деятельность невозможна без воображения. Творчество — это сложный умственный процесс, связанный с характером, интересами и способностями человека. Воображение — это его фокус, его центр. В творчестве новый продукт, который получает личность, может быть объективно новым и субъективно новым.

В свою очередь, развитие творческого процесса обогащает воображение, расширяет знания, опыт и интересы. Осуществляя процесс творчества, человек переживает весь спектр положительных эмоций, как от процесса деятельности, так и от полученного результата. Творческая деятельность способствует более оптимальному и интенсивному развитию высших психических функций, таких как память, мышление, восприятие, внимание. В то же время, воображение само по себе значимо вовлечено в процесс обучения, так как 90 процентов его состоит в открытии нового. Творческая деятельность развивает личность ребенка, помогает ему усвоить морально-нравственные нормы — различать добро и зло, сострадание и ненависть, мужество и трусость и так далее. Создавая творческие произведения, ребенок отражает в них свое понимание ценностей жизни, своих личных качеств, понимает их по-новому, пронизан их смыслом и глубиной. Творческая деятельность развивает эстетическое чувство ребенка. Все дети, особенно старшие дошкольники и младшие и средние школьники, любят заниматься искусством. Они любят петь и танцевать, лепить и рисовать, сочинять музыку и рассказы, заниматься рукоделием и т.д. Творчество делает жизнь ребенка богаче, полнее, счастливее. Дети способны творчески работать не только независимо от места и времени, но и особенно независимо от личных комплексов. Взрослые часто критикуют свои творческие способности, стыдясь показать их. Дети, в отличие от взрослых, способны искренне выражать себя в художественной деятельности. Им нравится быть на сцене, участвовать в концертах, конкурсах, выставках и викторинах.

Творческая деятельность особенно важна для одаренных и талантливых детей. Одарённость — это совокупность навыков, позволяющая достичь совершенства в определённой области искусства, науки, профессиональной и общественной деятельности. Для одаренного ребенка воображение является важнейшей характерной чертой. Ему нужна постоянная активность воображения. Нетривиальные подходы к решениям, оригинальные ассоциации, необычные углы в решении задач — все это характерно для одаренного ребенка и результат воображения.

Одаренность и талант тесно связаны с опережающим развитием. Такие дети преуспевают в достижении более высоких результатов. Они более чувствительны к окружающему миру. Особая функция в «сенсорные» периоды наиболее восприимчива к внешним раздражителям, легко тренируется и интенсивно развивается. В эти периоды все дети демонстрируют особые результаты в зависимости от их соответствующих функций. Для среднестатистического ребенка возраст попадает в сенсорный период для одной или двух функций. Одаренный ребенок показывает «чувствительность» сразу ко многим функциям. Одаренные дети нуждаются в особом внимании. Однако это не исключает необходимости развития воображения и творческой активности всех детей. Программы эстетического воспитания должны учитывать чувствительные периоды.

Развитая способность к воображению, характерная для детей младшего школьного возраста, с возрастом постепенно теряет свою активность. Потеряны яркость и свежесть впечатлений, оригинальность ассоциаций, остроумие сравнений и многое другое. Поэтому очевидно, что воображение тесно связано с личностью и ее развитием. Воображение обогащает интересы и личный опыт ребенка, стимулируя его эмоции, формируя сознание нравственных норм. Личность ребенка постоянно формируется под влиянием всех обстоятельств жизни. Однако есть одна особая область в жизни ребенка, которая предоставляет особые возможности для развития личности — это игра. Самая важная психическая функция, которую играют, — это воображение, фантазия.

Представляя игровые ситуации и применяя их на практике, ребенок формирует ряд личностных качеств, таких как справедливость, смелость, честность, чувство юмора. Через работу воображения компенсируются недостаточные, но реальные возможности ребенка справляться с жизненными трудностями, конфликтами, решать проблемы социального взаимодействия.

Занимаясь творчеством, ребенок формирует такое качество, как духовность. В духовности воображение участвует во всех познавательных мероприятиях и сопровождается особенно положительными эмоциями. Богатая работа воображения часто связана с развитием такой важной черты личности, как оптимизм.

В подростковом возрасте, когда доминирует личностное развитие, особое значение приобретает такая форма воображения, как мечта — образ желаемого будущего. Подросток мечтает о том, что доставляет ему удовольствие, что удовлетворяет его самые сокровенные желания и потребности. Во сне подросток строит желаемую программу личной жизни, которая часто определяет ее основной смысл. Мечты часто бывают нереалистичны, то есть определяется только содержание, цель, а не пути к ней. Однако на этапе подросткового возраста он все же носит позитивный характер, так как позволяет подростку «пережить» различные варианты будущего в воображаемом плане. Мечта содержит в себе активное начало для развития личности подростка.

На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Психологическая характеристика личности
  2. Социально-психологические особенности профессионального выбора учащихся средней и старшей школы
  3. Ведущая деятельность в период раннего детства
  4. Принципы общей психологии
  5. Активность интеллекта — Интеллект уровня человека и сферы его деятельности
  6. Стиль поведения в конфликте
  7. Роль арт-терапии в иерархии направлений
  8. Вудвортс Роберт, американский психолог, представитель функциональной психологии
  9. Бихевиоральное направление и его применение в психологическом консультировании — Основные методы в бихевиоризме
  10. Взаимосвязь психологических характеристик молодых женщин с их стилевыми предпочтениями в одежде