Для связи в whatsapp +905441085890

Роль невербальной коммуникации в общении — Основные аспекты невербальной коммуникации

Выражение лица, жесты, осанка, походка как элементы экспрессивного поведения являются одной из важнейших невербальных систем визуальной коммуникации, усвоенных с детства. Существует много доказательств примата «языка тела» над языком. По данным антропологов и этологов, информация, передаваемая словами, составляет лишь около 7% от общего объема информации, получаемой человеком, в то время как невербальные сигналы — 93% (мимика, осанка, жесты, прикосновения, запахи — 55%, вокальная паралингвистическая составляющая — до 38%).

Особенностью языка тела является то, что его выражение обусловлено работой подсознания, а отсутствие возможности фальсификации импульсов подсознания позволяет доверять этому языку больше, чем словесному каналу общения, контролируемому сознанием. Конечно, определенная информация чаще передается через слова, но во всех культурах существует множество жестов, которые заменяют слова. Кроме того, жесты и мимика, сопровождающие речь, являются надежным источником информации об отношении говорящего к обсуждаемому предмету и реакции слушателя на полученную информацию. Громкость, тембр, высота тона, интонация и скорость речи — все это учитывается при интерпретации речи говорящего. Голос диктора позволяет определить его возраст, уровень образования, принадлежность к определенному социальному классу. По голосу говорящего слушатели оценивают степень его индивидуальной привлекательности.

Невербальные проявления определяют эмоциональное отношение людей друг к другу, а фиксация первого зрительного впечатления настолько сильна, что изменить его впоследствии даже сознательными усилиями практически невозможно.

Владение «языком тела» особенно важно в бизнесе и управлении. Способность заинтересовать и убедить партнера может в значительной степени зависеть от умения переводить язык тела, и овладение этим навыком будет способствовать успеху в переговорах. Изучение репертуара выражений человека помогает прояснить качества его характера и тем самым выбрать соответствующие способы взаимодействия с ним.

Эмоции, поведение и жесты партнеров играют важную роль в обмене информацией. Бывает, что наше послание неправильно воспринимается по той простой причине, что оно сопровождается «противоречивыми» жестами. Наблюдать за жестами довольно легко, но интерпретация их — гораздо более сложная задача.

Понимание жестов очень сложно, когда различные элементы вырваны из контекста. Однако, когда жесты соединяются в точках их композиции, возникает когерентная картина.

Когда мы понимаем последовательность жестов, мы можем более точно определить позицию человека, с которым мы общаемся. Чтение жестами обеспечивает обратную связь, которая является центральным элементом целостного процесса взаимодействия, а группы жестов являются важными компонентами обратной связи. Они показывают минуту за минутой, движение за движением, как люди реагируют на происходящее. Мы можем сказать, принято ли то, что мы говорим, с радушием или враждебностью, открыты ли слушатели или зарезервированы, есть ли у них самообладание или им скучно. Бессловесная» обратная связь может предупредить нас о том, что нам необходимо изменить свое поведение, исчезнуть совсем или сделать что-то еще для достижения желаемого результата.

Роль невербальной коммуникации в общении - Основные аспекты невербальной коммуникации

Основные аспекты невербальной коммуникации

Попытки определить связь между внешностью человека и его характером были предприняты Аристотелем, который является одним из основоположников учения о физиогномике. Однако, по мнению некоторых историков, до Аристотеля физиогномикой занимался Пифагор. Начиная с учения Аристотеля, великие ученые Древней Греции и Древнего Рима были лидерами физиогномики. С XV века физиогномика обрела большую популярность. Все, кто «работал с людьми», серьезно занимались этим: Клирики, врачи, философы и юристы.

Язык человеческого тела, который играет почти центральную роль в социальном общении и в значительной степени определяет индивидуальный успех каждого человека, занимает ученых еще с Древнего Рима, что подтвердил Цицерон в своем труде «Об ораторе».

Профессиональные и целенаправленные исследования различных аспектов языка тела начались примерно в 60-х годах ХХ века. (Д. Моррис, Джей Фаст, И. Холл и другие). Выразительный репертуар человека и его психологические характеристики как единицы. Это явление было тщательно исследовано под руководством А.А. Бодалева (1965). Сегодня в нашем распоряжении есть и посторонние исследования, которые помогают «читать человека, как книгу», «расшифровывая» выразительный репертуар.

Теоретические знания о невербальном поведении часто используются на практике в программах социально-психологической подготовки, направленных на повышение самооценки и индивидуального успеха. И в коллективном обучении на рабочем месте для повышения эффективности работы.

Крупнейшим зарубежным центром обучения основам невербальной коммуникации является Pease Trading Corporation (Австралия), основанная А. Пизом.

Физиогномика

Когда мы воспринимаем другого человека, мы сначала обращаем наше внимание на его голову, на его лицо, в надежде получить оттуда самую важную информацию. Лицо человека сохраняет следы наиболее распространенных и типичных переживаний и мыслей. Более того, эти особенности, вероятно, фиксируются в генофонде и являются наследственными, а также склонностью к определенным психологическим реакциям.

Морщины. Морщины очень информативны. Например, тот, кто поднимает брови и хмурится во время разговора, тщеславен, самовлюблен, внутренне встревожен, амбициозен и лишен здравого смысла. Частый «хмурый» на бровях указывает на раздражительный и противоречивый ум, на подозрительного и сварливого персонажа. Вертикальные линии хмурого цвета указывают на сильное психическое напряжение и чрезвычайно сильную волю.

Брови. Брови, расположенные близко к глазам и идущие горизонтально от носа до висков, свидетельствуют о стойкости и решительности. Брови, расположенные очень далеко от глаз, слегка изогнутые и узкие, указывают на слабый, небрежный и пассивный характер. Если брови угловатые, это указывает на отсутствие баланса у владельца. Брови, вытолкнутые над глазами — признак безмолвной природы, страдающей от амбиций, зависти и ревности. Бушистые и взъерошенные брови указывают на противоречивый и противоречивый характер, а вязаные брови — на меланхолию, недоверие и ревность.

Глаза. Очень выпуклые глаза указывают на любовь, тяжелый ум и отсутствие здравого смысла. Затонувшие и движущиеся глаза показывают сдвиг, а маленькие затонувшие глаза — признак зависти и обмана. Глаза не выпуклые и не затопленные, представляют собой, как в середине, сбалансированные психические и моральные качества. Подвижность глаз часто ассоциируется с хвастовством, подозрительностью, недоверием, склонностью к гневу и морганию — с застенчивостью, коварством или обманом.

Даже цвет глаз может дать конкретную информацию. Люди с темными глазами имеют больше энергии, инициативы и более беспокойной природы, чем люди со светлыми глазами. Серые глаза — это обычно люди, которые быстро реагируют на изменения ситуации и могут преодолеть любые трудности. Голубые глаза обманчивы. Они хотят найти мечтательность и наивность. На самом деле все наоборот: это глаза людей, которые упорно ищут цели, полагаясь скорее на разум, чем на интуицию. Голубоглазые люди легко поддаются импульсам, но так же легко и прохладно. Их положительные качества — правда. Голубые глаза характерны для людей с высокой жизненной силой. Эти люди наделены организаторскими навыками, видением и блестящим способом общения с людьми. Карие глаза характерны для холериков, которые могут усердно работать, полные энергии и настойчивости, с сильной волей. Однако такие люди иногда позволяют себе импульсивные, необдуманные действия, отчасти потому, что не знают, чего от них ожидают другие. Черные глаза символизируют независимость и желание править. Однако сила черноглазого выражается довольно мягко, без грубости. Но когда препятствия мешают достижению их целей, они могут стать агрессивными. Люди с зелеными (высокая чувственность, способность к сильным чувствам) и серо-зелеными глазами обычно имеют сильную волю и неукоснительно следуют поставленной цели. Они настойчивы, но также могут быть жесткими и непоколебимыми.

Рот. Люди с тонкими губами сухие, расчетливые и бережливые от природы, не любят болтовни и театральности. Как правило, они очень успешны в финансовых операциях, чего нельзя сказать о людях, для которых характерна щедрость и открытость. У импульсивных людей рот имеет тенденцию быть впереди. Верхняя губа, поднимающаяся чуть выше нижней, указывает на интеллект, бдительность и прямоту. Большой и нерегулярный рот — признак дерзости. Умеренно большой и слегка изогнутый рот с твердыми и почти не менее заметными губами свидетельствует о смелости и решительности его владельца.

Чин. Маленький круглый подбородок предаёт человека, который стесняется и не обладает силой воли. Выдающийся квадратный подбородок принадлежит человеку с энергией, решительностью и амбициями. Средний, округлый и умеренно выраженный подбородок является показателем уравновешенного человека. Плоские подбородки часто холодные и сухие и слишком амбициозные. Большой, округлый, толстый, двойной подбородок указывает на человека с сильной чувственностью и драйвами. Эксцентричность, суетливость, раздражительность и склонность вызывать противоречия часто являются продуктом расщелины и выдающегося подбородка.

Мимикрия

Когда мы пытаемся понять и оценить человека, когда мы пытаемся распознать его психологические особенности, которые еще не стали очевидными, мы сосредотачиваем наше внимание на его лице. При этом наше сознание опирается не столько на черты лица, сколько на выразительные движения, мимику. Выражение лица играет ведущую роль в передаче информации на коротких расстояниях и является одним из наиболее развитых каналов невербальной коммуникации. Лицо отражает информацию об эмоциях, настроении, отношении к событиям, характере человека. Люди в большей степени способны контролировать мимику, чем жесты, осанку или интонацию.

Успешное общение требует, чтобы человек демонстрировал комплекс мимики, включающий в себя элементы как контролируемой, так и спонтанной мимики. Способность контролировать выражения лица приобретается каждым человеком через социализацию и является высоко индивидуализированной. По мере того, как люди стареют, они учатся «надевать» необходимую маску для лица и скрывать свои истинные чувства под ней. Но в большинстве случаев контролируемые выражения лица перемежаются с неконтролируемыми.

Важную роль в человеческом общении играют глаза. Причина — размер учеников собеседника в момент общения. Человек с расширенными зрачками (признак возбуждения) считается дружелюбным, эмоциональным, отзывчивым и доброжелательным. Напротив, суженные зрачки вызывают нежелание. Один и тот же человек, но с ограниченными зрачками, воспринимается другими как холодный, отстраненный, бесконтактный и эгоистичный.

Однако размер зрачков может зависеть от ряда внешних факторов, таких как общее освещение места, положение головы по отношению к источнику света. При ярком свете зрачки сужены, а в полутемной комнате расширены. Размер зрачков также зависит от остроты зрения. Люди, страдающие близорукостью, расширяются, а люди с дальновидностью сжимаются.

Взгляд также имеет коммуникативную функцию. Частота и тип взгляда могут указывать на характер взаимоотношений. Взгляд на другого человека может быть направлен на различные области лица и тела и нести различную информацию о характере общения, в зависимости от обстоятельств:

Business Glance — фокусируется на области лба и глаз другого человека, создавая серьезную атмосферу;

Social Glance — фокусируется на уровне глаз и рта собеседника. У этого взгляда есть склонность к дружеской беседе;

Интимный взгляд, который смотрит вниз с уровня глаз на другие части тела;

Если человек во время общения смотрит на собеседника меньше ? раз, это может быть признаком того, что он что-то не заканчивает, пытается что-то скрыть, или естественно стесняется.

Есть люди, которые никогда не смотрят в глаза, не торопятся думать, что у такого человека есть нечистая совесть или что он трус. Никто не имеет более ясного и твёрдого лица, чем закоренелый негодяй. Среди тех, кто упорно избегает смотреть друг другу в глаза, есть много людей с повышенным чувством ответственности и твердой волей. Некоторые застенчивые люди, с другой стороны, упрямо смотрят другим в глаза.

Также, знайте, что если человек, с которым вы говорите, смотрит на вас фиксированным («застекленным») взглядом, это, вероятно, означает, что половина того, что вы говорите, игнорируется. И наоборот, если они искренне слушают, они могут бессознательно закатывать глаза — признак того, что они борются за то, чтобы полностью понять смысл того, что вы говорите.

Если он опускает свой взгляд, это указывает на то, что на него глубоко влияет то, что вы сказали. Смещение глаз вверх и в сторону означает, что слушатель полностью поглощен содержанием Вашей речи. Открытый, прямой взгляд считается признаком отсутствия вины.

В любом общении взгляд выполняет функцию синхронизации и помогает поддерживать контакт в разговоре.

Успех человека во многом зависит от того, насколько умело он использует свой взгляд. С помощью взгляда можно улучшить отношения с другими людьми. Для этого, когда вы общаетесь, вам необходимо встретиться с человеком как минимум в 60-70% случаев.

Наиболее выразительными в диапазоне выражений лица являются губы и брови, то есть когда мы пытаемся понять государственного собеседника. Нам нужно взглянуть на них.

Плотно прижатые губы и зажатые зубы свидетельствуют о решительности, настойчивости; плотно закрытая ротовая полость — о решительности и упругости. Напротив, увеличение размера рта выражает снижение психологической активности. Углы рта имеют особое значение. Если они опущены, это признак депрессивного настроения, даже если человек шутит и кажется активным.

Жесты

Беглого взгляда на руки человека может быть достаточно, чтобы сделать первоначальное предположение о его личности. Изучение языка тела является важной частью науки вербального языка общения. Поэтому наиболее пристального внимания заслуживает интерпретация движений рук, которые дополняют, иногда заменяют, а иногда и противоречат устным заявлениям. Чем сильнее выражено это чувство, тем больше показываются жесты. Большие жесты характерны для экспансивного характера, склонного к открытому выражению сильных чувств. Поскольку широкое движение апеллирует к глазам, им пользуются те, кто хочет привлечь внимание и подчеркнуть свою значимость — высокомерные, самодовольные и хвастливые люди.

Тривиальные движения вызывают противоположное впечатление. Их предпочитают те, кто почему-то не хочет привлекать к себе внимание — люди правильные и скромные и не хотят щеголять своими чувствами. Но такое поведение может быть продиктовано хитрым расчетом, когда человек сознательно пытается произвести скромное и безобидное впечатление. Мелкие жесты могут также указывать на снижение умственных способностей.

Давайте посмотрим на некоторые из этих жестов и их интерпретацию:

  • Руки висят инертно вдоль тела — пассивность, нежелание действовать, отсутствие воли.
  • Руки скрещены на груди — защитная реакция, определенная изоляция, определенное ожидание.
  • Руки, положенные за спину — отсутствие желания действовать, а также скрытое смущение, застенчивость, затруднительное положение.
  • Открытая ладонь повернута вверх — жест декларации, убеждения, открытого показа, дачи.
  • Одна или обе руки, спрятанные в карманах — скрывают сложность, неуверенность в себе, потерю спонтанности.
  • Рука сжата в кулак — концентрация, контроль волнения, стремление к самоутверждению.
  • Потирание рук — человек находится во власти приятных, приносящих удовлетворение мыслей.
  • Рука берет что-то или делает движение в этом направлении — непосредственный физический, материальный захват, часто признак жадного, чрезмерно мыслящего человека, который слишком много думает о материальном имуществе.
  • Движение рук, закрывающих лицо или его часть — желание спрятаться, скрыть свое состояние; задумчивость или смущение.
  • Стирание движения на лбу — стирает плохие мысли, плохое восприятие или концентрацию на размышлениях.
  • Открытая ладонь ласкает что-то приятное (например, другую руку) — нежный нрав, самодовольное настроение.
  • Указательный палец прямой, расположенный на краю губ — ощущение неуверенности, ищущий повода, за помощью.
  • Палец, положенный в рот — наивность, удивление, состояние абсентиментальности, непонимание.
  • Палец прикасается к глазам или ушам — признак неловкости, известной застенчивости, поиска спасения.
  • Кончики указательного и большого пальцев касаются друг друга, а остальные, особенно мизинца, выступают — высокий уровень внимания и концентрации, сосредоточенный на мельчайших деталях.
  • Руки отдыхают на бёдрах — необходимо укреплять и консолидировать, демонстрировать другим свою твёрдость и превосходство; бросать вызов, хвастаться от наивности до злости. Часто слишком сильно компенсируют скрытое чувство слабости или смущения.

Рассмотрим некоторые группы жестов, выражающих позиции человека в процессе общения:

Жесты открытости. Расстегивание пиджака (люди, которые открыты и дружелюбны к Вам, часто расстегивают или даже снимают пиджак в Вашем присутствии).

Жесты защиты (обороны). Если мы видим, что человек, с которым мы разговариваем, сложил руки, мы должны переосмыслить то, что мы делаем или говорим, потому что партнер выйдет из разговора; руки, сжатые в кулаки, также указывают на защитную реакцию со стороны человека, с которым мы разговариваем.

Оценочные жесты — жесты, связанные с задумчивостью и задумчивостью: жесты «рука на щеке» (люди, которые опираются на щеку, как правило, глубокомысленны); оценочные жесты — подбородок, опирающийся на ладонь, указательный палец, вытянутый вдоль щеки, другие пальцы ниже рта; человек, сидящий на краю стула, локти, прижатые к бедрам, руки, свободно свисающие вниз («Это здорово! «); наклон головы (жест «внимательного слушания»); царапание подбородка (жест, используемый, когда человек занят принятием решения); жесты с бокалами (натирание бокалов, помещение храма с бокалами во рту и т.д. и т.п. ) — это пауза для размышлений, человек хочет, чтобы ему дали время подумать о своей ситуации, прежде чем он будет более решительно защищать себя, требуя объяснений или задавая вопрос; пейсинг — жест, указывающий на то, что человек пытается решить трудную проблему или принять трудное решение; щипок переносицы — этот жест, обычно в сочетании с закрытыми глазами, указывает на глубокую концентрацию и напряженную мысль. Признак сомнения — натирание указательного пальца за или перед ухом, натирание глаз или легкое натирание носа.

Жесты готовности — человек сидит на краю стула, локоть одной руки и локоть другой руки покоятся на коленях (так человек сидит непосредственно перед договором или наоборот перед тем, как встать и уйти). Ноги, обращенные наружу (или все тело) — это явный признак того, что человек хочет закончить встречу, разговор или что бы там ни происходило;

Жесты руками — многие жесты пальцами отражают чувство незащищенности, внутренний конфликт или беспокойство. Жует кончик карандаша или ручки. Другие жесты в этой группе включают в себя сцепление пальцев (при этом большие пальцы нервно теряют друг друга); щипание кожи; прикосновение к спинке стула перед тем, как сесть на него, когда собрались другие.

Фрустрационные жесты — короткое дыхание, часто в паре с различными нечеткими звуками, такими как стон, мычание и т.д. (человек, который не замечает момент, когда его противнику не хватает дыхания и продолжает доказывать свою точку зрения, может оказаться в серьезной беде); сложенные руки — это жест подозрения и недоверия (человек, который пытается убедить других в своей искренности, складывая руки, как правило, имеет мало шансов); плотно сложенные руки наблюдаются, когда человек попадает в «беду».

Авторитарный жест — руки зажаты за спиной, подбородок вверх. Типичная авторитарная поза. Как правило, если вы хотите, чтобы ваше превосходство ясно, все, что вам нужно сделать, это физически подняться над человеком, сидеть выше, если вы оба сидите, или встать.

Жесты нервозности — кашель, прочищение горла (те, кто прочищает горло, чувствуют себя неуверенно и беспокойно); звон монет в кармане — указывает на то, что человек беспокоится о деньгах или их отсутствии; подергивание за ухом — признак того, что собеседник хочет прервать разговор, но при этом сдерживает его.

Жесты самоконтроля — руки за спиной, одна рука крепко держится за другую. Другая поза — человек, сидящий на стуле со скрещенными лодыжками и зажатыми в подлокотниках руками. Такие позы являются сигналами о желании человека справиться с сильными чувствами и эмоциями.

Поза и отношение

С древних времен люди приняли ритуальные позы, которые в основном символизируют отношения высшего подчинения. Падение — это признание полной зависимости от того, кто возвышается над одним. А человек, который стоит с поднятой головой и расправленными плечами, демонстрирует свою независимость, уверенность в себе и полное владение ситуацией. Между этими полюсами лежит широкий спектр поз, которые мы принимаем (обычно бессознательно), чтобы адаптироваться к окружающей среде и стилю отношений.

В нашей культуре высокий статус человека проявляется в тонких знаках: расслабленная осанка и свободный способ общения. Напротив, те, кто находится ниже по иерархической лестнице, характеризуются большей жесткостью.

Лидеры в группе обычно те, кто откидываются назад, складывают руки за голову и т.д., а затем наклоняются вперед, чтобы подчеркнуть вес своих слов. Они делают большие, плавные жесты, которые выражают их привычную уверенность и чувство превосходства. Напротив, люди, которые чувствуют себя ничтожными, могут сидеть косоглазыми, сжимая пальцы или скрещивая руки перед грудью, как будто они более незаметны.

Гармония отношений определяется позициями, имитирующими соответствующие действия партнеров. Когда группа людей находится в состоянии согласия, их позы, жесты, движения тела, как в зеркале, повторяют действия других участников группы. При наличии двух разных точек зрения у участников группы. Члены каждой из подгрупп ведут себя гармонично по отношению друг к другу, но дисгармонично по отношению к членам противоположной подгруппы. В спорах старые друзья часто придерживаются гармоничного отношения, чтобы показать, что они остаются друзьями, несмотря на внешние разногласия.

В любой группе лидер устанавливает отношения для других участников, и они бессознательно принимают их. Люди, которые хотят показать, что они превосходят других в группе намеренно принимают несогласованные позы.

Положение ножек четко показывает внимание к партнеру, степень участия в общении. Ноги — это часть тела, наиболее удаленная от головы, и они, кажется, в наименьшей степени подвержены сознательному контролю. Положение стопы объективно указывает направление, в котором человек хочет двигаться. Если палец ноги указывает в направлении партнера, это говорит о внимательности и готовности к общению.

Ноги в положении стоя могут прояснить настроение собеседника, и если эта поза характерна для него и часто принимается, то она проявляет определенные черты его личности. Спокойные, уравновешенные, но достаточно энергичные люди обычно стоят с немного раздвинутыми ногами (не более 20 см друг от друга) и с равномерно распределенной массой тела. У них есть уверенность в себе и определенная твердость, но они могут изменить свое поведение в зависимости от обстоятельств. Широко расставленные ноги выдают острую потребность в самоутверждении, чрезмерную уверенность в себе, которая часто скрывает скрытую неуверенность и даже неполноценность. О высокой самооценке свидетельствуют также носки, выворачивающиеся наружу. И наоборот, носки, повернутые вовнутрь, являются признаком слабости духа, робости. Поднятие пальцев ног — это агрессивная поза; человек, имеющий такую привычку, скорее всего, высокомерен и не склонен к самокритике. Частая смена опорной стопы предаёт желание комфорта и отсутствие твёрдости и дисциплины. В сидячем положении «круг» — это колени.

Человек, сидящий с широко расставленными ногами, демонстрирует небрежность, а иногда и наглость. Скрещенные ноги или руки, в силу своего положения, символизируют изоляцию и недоверие. Частичное блокирование рук, когда одна рука удерживается за предплечье, а другая опускается вдоль тела, весьма показательно. Или когда одна ладонь сжимает другую руку у запястья.

Слабый, неуверенный в себе человек склонен на что-то опираться (опираться), а независимого человека можно узнать по самой позе: человек, стоящий без дополнительной опоры.

Люди вокруг нас, даже если они не знают скрытого смысла символов, интерпретируют их необъяснимым образом и часто не в нашу пользу. Спина с крючком производит неважное впечатление. Приподнятая голова может показаться кому-то признаком высокомерия и иногда интерпретируется как вызов. Поэтому телесные сигналы должны не только уметь «читать», но и посылать сами себя, в зависимости от ваших намерений.

На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Личностное и семейное консультирование
  2. Психологические теории мотивации
  3. Эксплораторный факторный анализ в психологии
  4. Диагностика и коррекция тревожности
  5. Психология лидерства
  6. Влияние различных видов игры на психическое и личностное развитие ребенка
  7. Жозеф нюттен, бельгийский психолог
  8. Особенности поведения умственно отсталых детей в дошкольном возрасте
  9. Исследование особенностей профессионального здоровья у сотрудников мчс
  10. Теоретические аспекты изучения любовной зависимости