Для связи в whatsapp +905441085890

Роль общества и отдельной личности в формировании сознания человека — Функции и формы культуры

Слово «культура» происходит от латинского слова «cultura», что означает «возделывать или обрабатывать землю». В средние века это слово стало означать продвинутый метод выращивания сельскохозяйственных культур, давший начало термину «сельское хозяйство» или «искусство земледелия». Но в XVIII и XIX веках это слово также использовалось для обозначения людей, поэтому если человек был известен своими манерами и эрудицией, его называли «культивированным». В то время этот термин обычно применялся к аристократам, чтобы отличить их от простых людей, которые были «некультурными». Немецкое слово Kultur также означало высокую степень цивилизации. В нашей жизни и сегодня слово «культура» ассоциируется с оперным театром, прекрасной литературой и хорошим образованием. Современное научное определение культуры отбросило аристократические коннотации этого термина. Символизирует общие для определенной группы верования, ценности и средства выражения (применяемые в литературе и искусстве); они служат для упорядочения переживаний и регулирования поведения членов этой группы. Убеждения и взгляды подгруппы часто называют субкультурой. Культура познается через учение. Культура создана, культура обучена. Поскольку он не является биологически приобретенным, каждое поколение воспроизводит его и передает следующему поколению. Этот процесс является основой социализации. Через приобретение ценностей, убеждений, норм, правил и идеалов происходит формирование личности ребенка и регулирование его поведения. Если бы процесс социализации был остановлен массово, то это привело бы к гибели культуры.

Культура формирует личности членов общества, таким образом, она в значительной степени регулирует их поведение.

О том, насколько важна культура для функционирования личности и общества, можно судить по поведению людей, не охваченных социализацией. Бесконтрольное или младенческое поведение так называемых детей из джунглей, лишенных контакта с человеком, показывает, что люди без социализации не могут обрести упорядоченный образ жизни, язык и средства к существованию. Шведский натуралист 18 века Карл Линнеус пришел к выводу, что они принадлежат к особому виду, наблюдая за некоторыми «существами, которые не проявляли интереса к своему окружению и ритмично перемещались туда-сюда, как дикие звери в зоопарке». Позже ученые поняли, что эти дикие дети не развили ту личность, для которой необходимо взаимодействие с человеком. Такое общение способствовало бы развитию их навыков и формированию их «человеческих» личностей.

Современное понимание слова «культура» имеет четыре основных значения: 1) общий процесс интеллектуального, духовного, эстетического развития; 2) состояние общества, основанное на законности, порядке и нравственности, которое соответствует слову «цивилизация»; 3) особенности образа жизни любого общества, группы людей и исторического периода; 4) формы и продукты интеллектуальной и особенно художественной деятельности, такие как музыка, литература, живопись, театр, кино, телевидение.

Культуру изучают и другие науки, такие как этнография, история, антропология, но у социологии есть свой специфический аспект культурологических исследований. Какова отличительная черта социологического анализа культуры, что характерно для социологии культуры? Характерной особенностью социологии культуры является то, что она обнаруживает и анализирует закономерности социокультурных изменений, изучает процессы, происходящие в культуре, которые функционируют совместно с социальными структурами и институтами.

С точки зрения социологии, культура — это социальный факт. Она включает в себя все восприятия, идеи, мировоззрения, убеждения, которые активно разделяются людьми, или пассивно воспринимаются и влияют на поведение общества.

Роль общества и отдельной личности в формировании сознания человека

Функции и формы культуры

Культура выполняет многочисленные и ответственные социальные функции. Во-первых, по словам Н. Смелсера, он структурирует социальную жизнь, то есть делает то же самое, что и генетически запрограммированное поведение в животном царстве. Культура передается из поколения в поколение через процесс социализации. Поскольку культура не передается по наследству биологически, каждое поколение воспроизводит ее и передает следующему поколению. Этот процесс является основой социализации. Ребенок усваивает ценности, убеждения, нормы, правила и идеалы общества, формируется личность ребенка. Формирование личности является важной функцией культуры.

Другая, не менее важная функция культуры — это регулирование поведения индивидуума. Если бы не было норм, правил, человеческое поведение стало бы почти неуправляемым, хаотичным и бессмысленным. О важности культуры для жизни человека и общества можно судить, если еще раз вспомнить описанных в научной литературе человеческих детей, которые оказались полностью отрезанными от общения с человеком и «воспитаны» в стаде животных, в джунглях. Когда их нашли через пять-семь лет и вернули в народ, эти дети из джунглей не смогли овладеть человеческим языком, не смогли научиться упорядоченному образу жизни, жить среди людей. У этих диких детей не было такого развития личности, для которого необходимо взаимодействие с человеком. С социализацией тесно связана духовно-нравственная функция культуры. Она идентифицирует, систематизирует, адресует, воспроизводит, сохраняет, развивает и передает вечные ценности в обществе — добро, красоту, истину. Ценности существуют как единая система. Совокупность ценностей, которые общеприняты в той или иной социальной группе, в той или иной стране и выражают специфическое видение социальной реальности, называется менталитетом. Существуют политические, экономические, эстетические и другие ценности. Преобладающим типом ценностей являются моральные ценности, которые являются предпочтительным вариантом отношений между людьми, их связей друг с другом и с обществом. Культура также имеет коммуникативную функцию, которая позволяет зафиксировать связь между индивидуумом и обществом, увидеть связь времен, установить связь прогрессивных традиций, установить взаимное влияние (взаимный обмен), сделать выбор наиболее необходимого и целесообразного для тиражирования. Можно также упомянуть такие аспекты назначения культуры как инструмент развития социальной активности, гражданственности.

Сложность понимания феномена культуры заключается в том, что в каждой культуре есть свои слои, ветви и срезы.

В начале XX века в большинстве европейских обществ сформировались две формы культуры. Элитная культура — изобразительное искусство, классическая музыка и литература — создавалась и воспринималась элитой.

Народная культура, включавшая в себя сказки, фольклор, песни и мифы, принадлежала бедным. Продукция каждой из этих культур предназначалась для определенной аудитории, и эта традиция редко нарушалась. С появлением средств массовой информации (радио, печатные издания, телевидение, граммофон, магнитофоны) различие между высокой культурой и народной культурой было стерто. Это породило массовую культуру, которая не связана с религиозными или классовыми субкультурами. Средства массовой информации и массовая культура неразрывно связаны между собой. Культура становится «массовой», когда ее продукция стандартизируется и распространяется среди широких слоев населения.

Во всех обществах существует множество подгрупп с различными культурными ценностями и традициями. Система норм и ценностей, отличающая одну группу от большинства общества, называется субкультурой.

Субкультура формируется под влиянием таких факторов, как социальный класс, этническая принадлежность, религия и место жительства.

Ценности субкультуры влияют на формирование личности членов группы.

Культура как системное образование

С социологической точки зрения культуру можно разделить на две основные части — культурную статику и культурную динамику. Первый описывает культуру в состоянии покоя, второй — в состоянии движения. Культурная статика — это внутренняя структура культуры, то есть совокупность основных элементов культуры. Культурная динамика включает в себя те средства, механизмы и процессы, которые описывают изменение культуры и ее трансформацию. Культура рождается, распространяется, разрушается, сохраняется, и с ней существует множество различных метаморфоз. Культура — это сложная сущность, которая представляет собой многостороннюю и многомерную систему, все части, все элементы, все структурные особенности этой системы находятся в постоянном взаимодействии, находятся в бесконечных связях и отношениях друг с другом, постоянно сливаются друг с другом, пронизывают все сферы общества. Если рассматривать человеческую культуру как сложную систему, созданную многочисленными предыдущими поколениями людей, то отдельные элементы (особенности) культуры можно отнести как к материальным, так и к нематериальным типам. Совокупность материальных элементов культуры образует особую форму культуры — материальную культуру, которая включает в себя все объекты, все предметы, созданные руками человека. Это машины, автомобили, электростанции, здания, храмы, книги, аэродромы, культивируемые поля, одежда и т.д.

Совокупность нематериальных элементов культуры составляет духовную культуру. Духовная культура включает в себя нормы, правила, образцы, стандарты, законы, ценности, ритуалы, символы, мифы, знания, идеи, обычаи, традиции, язык, литературу и искусство. Духовная культура существует в нашем сознании не только как представление норм поведения, но и как песня, сказка, легенда, шутка, пословица, народная мудрость, национальный колорит бытия, менталитет. В культурной статистике элементы очерчены во времени и пространстве. Географическая область, в которой различные культурные феномены имеют сходство в основных чертах, называется культурной областью. Культурные границы не обязательно должны совпадать с нациями или конкретным обществом.

Культурное наследие — это та часть материальной и нематериальной культуры, которая была создана прошлыми поколениями, выдержала испытание временем и передана будущим поколениям как нечто драгоценное и почтенное. Культурное наследие играет чрезвычайно важную роль в период кризисов и нестабильности, выступая в качестве фактора национальной сплоченности и средства объединения. Каждая нация, каждая страна, даже некоторые социальные группы имеют свою собственную культуру, которая может иметь множество особенностей, не совпадающих с той или иной культурой. На Земле существует огромное количество различных культур. И все же социологи выделяют общие черты, присущие всем культурам — культурным университетам.

Они самосознательно называют более нескольких десятков культурных универсалов, то есть элементов культуры, которые являются общими для всех культур, независимо от географического положения, исторического времени и социальной структуры общества. В культурных университетах мы можем различать элементы культуры, так или иначе связанные с физическим здоровьем человека. Это возрастные особенности, спорт, игры, танцы, соблюдение чистоты, запрет инцеста, родовспоможение, лечение беременных, уход после родов, отлучение ребенка от груди,

Культурные университеты также включают в себя универсальные нравственные нормы: Уважение к старшим, различение добра и зла, милосердие, обязанность помогать слабым и подавленным, уважение к природе и всем живым существам, забота о младенцах и воспитание детей, обычай дарения, нормы морали, культура поведения.

Формы культурного проявления в жизни человека

Культура играет очень противоречивую роль в жизни человека. С одной стороны, это помогает закрепить наиболее ценные и полезные модели поведения и их передачу последующим поколениям, а также другим группам. Культура возвышает человека над животным миром, создавая духовный мир; она облегчает общение человека. С другой стороны, культура может увековечить несправедливость и суеверия, негуманное поведение посредством моральных норм. Более того, все, что создано в культуре для покорения природы, может быть использовано с целью уничтожения людей. Поэтому важно изучать индивидуальные проявления культуры, чтобы иметь возможность снижать напряжение во взаимодействии человека с производимой культурой.

Этноцентризм. Известно, что для каждого человека ось земли проходит через центр его родного города или деревни. Американский социолог Уильям Саммер описал этноцентризм как взгляд на общество, в котором одна конкретная группа рассматривается как центральная, а все остальные группы — как соответствующие и связанные с ней.

Без сомнения, мы признаем, что моногамные браки лучше, чем полигамные; что молодые люди должны сами выбирать себе партнеров, и это лучший способ формирования пар; что наше искусство — самое гуманное и благородное, в то время как искусство из другой культуры — вызывающее и неприятное. Этноцентризм делает нашу культуру стандартом, по которому мы измеряем все другие культуры: по нашему мнению, они хорошие или плохие, высокие или низкие, хорошие или плохие, но всегда по отношению к нашей собственной культуре. Это проявляется в позитивных терминах, таких как «избранные люди», «истинное учение» и «суперраса», и в негативных терминах, таких как «отсталые народы», «первобытная культура» и «грубое искусство».

В какой-то степени этноцентризм присущ всем обществам, и даже отсталые народы в некоторых отношениях чувствуют себя выше других. Например, они могут считать культуру высокоразвитых стран глупой и абсурдной. Не только общества, но и большинство (если не все) социальных групп в обществе являются этноцентричными. Многочисленные исследования организаций, проведенные социологами в разных странах, показывают, что люди склонны переоценивать собственную организацию, недооценивая всех остальных. Этноцентризм — это универсальная человеческая реакция, которая затрагивает все группы общества и почти всех людей. Могут быть исключения, например, антисемитские евреи, революционные аристократы, античернокожие по вопросам ликвидации расизма. Очевидно, однако, что такие явления уже можно рассматривать как формы девиантного поведения.

Естественно возникает вопрос: является ли этноцентризм негативным или позитивным явлением в обществе? На этот вопрос трудно дать четкий и однозначный ответ. Попробуем определить положительные и отрицательные стороны в таком сложном культурном феномене, как этноцентризм. Прежде всего, следует отметить, что группы, в которых имеются ярко выраженные проявления этноцентризма, как правило, более жизнеспособны, чем группы, полностью толерантные к другим культурам или субкультурам. Этноцентризм объединяет группу вокруг себя, оправдывая жертвенность и мученичество ради своего благополучия; без него патриотизм невозможен. Этноцентризм является необходимым условием формирования национального самосознания и даже лояльности к обычным группам. Конечно, возможны крайние проявления этноцентризма, такие как национализм, презрение к культурам других обществ. Однако в большинстве случаев этноцентризм проявляется в более толерантных формах, и его основная установка заключается в следующем: Я предпочитаю свои обычаи, хотя признаю, что некоторые обычаи и привычки других культур могут быть немного лучше.

Социализация личности

Личность — одно из тех явлений, которые редко одинаково интерпретируются двумя разными авторами. Все определения личности так или иначе обусловлены двумя противоречивыми взглядами на ее развитие. С одной стороны, каждая личность формируется и развивается в соответствии со своими врожденными характеристиками и способностями, а социальная среда играет очень незначительную роль. Представители другой точки зрения полностью отвергают врожденные внутренние качества и способности личности и считают, что личность — это определенный продукт, который полностью формируется в процессе социального опыта.

Методы социализации личности различны в каждой культуре. Если мы обратимся к истории культуры, то увидим, что у каждого общества было свое представление об образовании. Сократ считал, что воспитывать человека значит помогать ему «стать достойным гражданином», в то время как в Спарте целью было воспитание сильного, храброго воина. По мнению Эпикура, главное — это независимость от внешнего мира, «безмятежность». В современную эпоху Руссо, пытаясь совместить гражданские мотивы в образовании и духовную чистоту, в конце концов пришел к выводу, что моральное и политическое образование несовместимы. «Изучение состояния человека» заставляет Руссо верить, что можно воспитать либо «человека для себя», либо гражданина, который «живет для других». В первом случае он вступит в конфликт с социальными институтами, во втором — со своей собственной природой, поэтому необходимо выбрать один из двух — либо воспитывать человека, либо гражданина, ибо нельзя создавать одновременно и то, и другое. Со своей стороны, через два столетия после Руссо экзистенциализм будет развивать свои представления об одиночестве, о «других» в противоположность «я», об обществе, в котором человек подчиняется нормам, в котором каждый живет так, как ему положено.

По сей день эксперты спорят о том, что является основным фактором в процессе формирования идентичности. Очевидно, что все они в одном комплексе осуществляют социализацию личности, формирование человека как представителя определенного общества, культуры, социальной группы. Согласно современным представлениям, уникальная личность формируется при взаимодействии таких факторов, как физические характеристики человека, окружающая среда, индивидуальный опыт и культура. Кроме того, есть роль самообразования, то есть собственные усилия человека на основе внутреннего решения, его собственные потребности и желания, амбиции, воля — сформировать в себе определенные навыки, способности, умения. Как показывает практика, самообразование является самым мощным инструментом для достижения профессиональных навыков, карьеры и материального процветания.

В нашем анализе, конечно, мы должны принимать во внимание как биологические характеристики индивида, так и его социальный опыт. Однако практика показывает, что социальные факторы формирования личности более важны. Удовлетворительным кажется определение личности, данное У. Джедоу: «Личность — это целостность социальных характеристик человека, продукт социального развития и — вовлечение человека в систему социальных отношений через активную деятельность и общение». Согласно этой точке зрения, личность развивается из биологического организма исключительно через различные виды социального и культурного опыта.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Хайдеггер Мартин, крупнейший немецкий философ 20 века
  2. Роль религии в общественном процессе. Значение религии для человека и человечества.
  3. Наука как высшая форма знания. Особенности современной науки
  4. Легизм и юснатурализм
  5. Понятие истории. История как реальный процесс развития и взаимодействия конкретных стран, народов и цивилизаций
  6. Субъект и объект познания
  7. Феномен «толпы» в свете понятийного анализа сознания — Понятие и виды толпы
  8. Рационализм в гносеологии
  9. Идеал мудреца и основания стоической этики
  10. Сократ, античный мыслитель, первый афинский философ