Для связи в whatsapp +905441085890

Роль психоанализа в развитии личности человека — Психоанализ. Концепция и суть

Сегодня, как и во время первой публикации, рецензии коллег и ученых на З. Фрейд удивительно полярен. Здесь легко найти все: и ненависть, и восхищение, и полное отрицание, и слепое следование каждому слову. Почему психоанализ, похоже, является объектом нападения и восхищения на протяжении почти 100 лет? Причина в том, что в его работах, изменивших лицо психологии в XX веке, освещались фундаментальные вопросы внутреннего мира человека, его мотивы и переживания, конфликт между желаниями и чувством долга, причины психологических срывов, иллюзорные представления человека о себе и о других.

По мере развития психологии как самостоятельной науки, область изучаемых ею явлений становилась шире. Достижения в развитии биологии изменили представление обо всех жизненных функциях, в том числе и о психических. Восприятие, память, способности, мышление, отношение и чувства теперь интерпретировались как своего рода «инструменты», помогающие организму справляться с трудностями в жизненных ситуациях. Взгляд на сознание как на самодостаточный внутренний мир сломался. Психологические процессы стали изучаться с точки зрения психологии развития.

Новые объекты требовали новых объективных методов исследования. Ученые переехали из университетских лабораторий в детские сады, школы и психиатрические больницы. Практика реальных исследований изменила взгляд на психологию как на науку о сознании. Зрело новое понимание предмета, по-разному связанное с теоретическими взглядами и системами, при этом каждая школа представляет свой собственный предмет. Вслед за структурализмом, сторонники которого считали, что психологи призваны искать строительные блоки непосредственного опыта и их структуры, возобладало течение, основное внимание в котором уделялось выяснению того, как эти структуры функционируют при решении задач, связанных с реальными потребностями людей, т.е. они изучали психические функции, а не элементы.

В начале двадцатого века сформировалась мощная тенденция, установившая поведение как субъекта психологии, понимаемое как совокупность реакций организма, обусловленная его коммуникацией со стимулами окружающей среды, к которой он адаптируется. Кредо этой тенденции было зафиксировано в термине «поведение», а саму тенденцию называли бихевиоризмом.

Вместе с бихевиоризмом и в то же время психоанализом, описание которого мы рассмотрим более подробно, потрясли психологию сознания до основания.

Роль психоанализа в развитии личности человека - Психоанализ. Концепция и суть

Психоанализ. Концепция и суть

Психоанализ — это не только форма психотерапии и клинической практики. В то же время, это философская доктрина человека, социальная философия, и, таким образом, принадлежит к факторам идеологического порядка. В этом смысле психоанализ стал неотъемлемой частью западной культуры. «Если бы Фрейда не существовало, его бы пришлось изобрести», — говорит Бергер.

Психоанализ (от греческого psyche — душа и анализ — решение) является частью психотерапии, медицинской методики исследования, разработанной Z. Фрейд разработал метод медицинских исследований для диагностики и лечения истерии. Затем он был переработан Фрейдом в психологическую доктрину, которая была направлена на исследование скрытых связей и основ человеческой души. Эта доктрина основана на предположении, что определенный комплекс патологических идей, особенно сексуального характера, «вытесняется» из сознательной сферы и действует из бессознательной сферы (мысль о том, что это сфера господства сексуальных инстинктов), вторгаясь в сознание под различными масками и одеждой и угрожая духовному единству себя, заключённого в окружающий мир. В деятельности таких репрессированных «комплексов» они видели причину забывчивости, резерваций, снов, неправильных действий, неврозов (истерий), и старались лечить их таким образом, чтобы в разговоре («анализе») можно было свободно вызывать эти комплексы из глубин бессознательного и позволять их устранить (разговором или соответствующими действиями), т.е. отреагировать. Сторонники психоанализа приписывают сексуальную («либидо») центральную роль и рассматривают жизнь человеческой души в целом как доминирующую часть бессознательных сексуальных влечений к удовольствию или неудовольствию.

Исходя из вышеизложенного, характер психоанализа можно рассматривать на трех уровнях:

  • Психоанализ — как метод психотерапии;
  • Психоанализ — как метод изучения психологии личности;
  • Психоанализ — как система научного познания мировоззрения, психологии, философии.

Начала психоанализа. Фрейд и его теория

Известно, что главным регулятором человеческого поведения является сознание. Фрейд обнаружил, что за оболочкой сознания находится глубокий, бурлящий слой мощных приводов, желаний и побуждений, которые не реализуются самим человеком. Как терапевт, он столкнулся с тем, что эти бессознательные переживания и мотивы могут серьезно обременять его жизнь и даже стать причиной нервно-психических заболеваний. Это побудило его искать способы освободить своих пациентов от конфликтов между тем, что говорил их сознательный разум, и скрытыми, слепыми, бессознательными побуждениями. Так родился фрейдистский метод исцеления души, называемый психоанализом.

З. Фрейд рассматривал организацию психической жизни в виде модели, имеющей в качестве составляющих различные психические инстанции, которые описываются терминами: Я (id), эго (эго) и супер-эго (супер-эго).

Фрейд считал, что психика состоит из трех слоев: сознательного, предсознательного и бессознательного, в которых находятся основные структуры личности.

Сознание — это мысли, которые мы помним, понимаем, откуда они берутся, и можем контролировать.

Бессознательное — это все остальные ментальные процессы человека. Бессознательный психический процесс обычно проявляется как противоречие сознательному процессу.

Предсознательное — это состояние на границе перехода от бессознательного к сознательному. Во времена Фрейда считалось само собой разумеющимся, что вся психика была в сознании, за исключением некоторых мелких вещей, таких как сны. Фрейд много лет боролся с этой верой и доказал, что есть еще одна часть психики — бессознательное.

В бессознательном содержится одна из структур личности, Ид, которая на самом деле является энергетической основой личности. Ид содержит врожденные бессознательные инстинкты, которые ищут своего удовлетворения, своей выписки и, таким образом, доминируют в деятельности субъекта. Существует два врожденных инстинкта бессознательного — инстинкт жизни и инстинкт смерти, которые стоят в антагонистическом отношении друг к другу и составляют основу внутреннего конфликта.

По мнению Фрейда, инстинкты — это каналы, по которым течет энергия, формирующая нашу деятельность. Либидо, о котором так много писал и сам Фрейд, и его ученики, — это особая энергия, связанная с жизненным инстинктом. Энергия, связанная с инстинктами смерти и агрессии, не была названа Фрейдом, но Фрейд постоянно говорил о ее существовании.

Согласно Фрейду, вторая личностная структура, эго, также является врожденной и находится как в сознательном, так и в бессознательном слое. Таким образом, мы всегда можем быть осведомлены о себе.

Третья личностная структура, суперэго, не является врожденной, а формируется на протяжении всей жизни. Он формируется через идентификацию с близким взрослым человеком собственного пола, характеристики и черты которого становятся содержанием суперэго. В процессе идентификации дети также образуют комплекс «Эдип» (у мальчиков) или комплекс «Электра» (у девочек).

Под id понимается самая примитивная структура, охватывающая все то, что является естественным, генетически первичным, подчиненным принципу удовольствия и неосведомленным о реальности или обществе. Это иррационально и аморально с самого начала. Его требования должны быть выполнены на примере «я» (эго).

Эго» следует принципу реальности и разрабатывает набор механизмов для адаптации к окружающей среде, чтобы справиться с ее требованиями. Эго» является посредником между стимулами, поступающими как из окружающей среды и из глубин организма, с одной стороны, и двигательными реакциями, с другой. К функциям эго относятся самосохранение организма, отпечатывание переживаний о внешних воздействиях на память, избежание угрожающих воздействий, контроль над требованиями приводов (которые исходят от id).

Особое значение придавалось суперэго, которое служит источником моральных и религиозных чувств, а также органом контроля и наказания. В то время как id генетически предопределен и эго является продуктом индивидуального опыта, суперэго является продуктом влияний, которые приходят от других людей. Он возникает в раннем детстве (согласно Фрейму в связи с Эдиповым комплексом) и остается практически неизменным в последующие годы. Суперэго формируется механизмом идентификации ребенка с отцом, который служит образцом для подражания. Когда эго (эго) принимает решение или делает что-то, чтобы угодить иду, но в отличие от суперэго (суперэго), эго (эго) наказывается эфоризмами совести и вины. Поскольку суперэго черпает свою энергию из Ида, суперэго часто действует жестоко, даже садистски. Эго ускользает от давления различных сил с помощью специальных «защитных механизмов» — репрессий, рационализации, регрессии, сублимации и т.д. Приводы ищут облегчения, но их удовлетворение не всегда возможно.

Репрессия — это непроизвольное блокирование сознания чувств, мыслей и стремлений к действию. Они переходят в бессознательное царство, продолжают мотивировать поведение, оказывают на него давление, переживают в виде тревоги.

Сублимация является одним из механизмов, с помощью которого запрещенная сексуальная энергия, которая смещается к несексуальным объектам, высвобождается в виде деятельности, приемлемой для индивида и общества. По мнению Фрейда, это самый эффективный способ функционирования человека. Творчество — это вид сублимации.

Регрессия — переход на более примитивный уровень поведения или мышления.

Замена — изменение объекта, на который направлены чувства. Она срабатывает, когда выражение чувств по отношению к конкретному объекту сопряжено с опасностью. (Например, вымещать гнев на слабом человеке).

Прогнозирование — присвоение своих обычно предосудительных желаний, мотивов, мыслей и т.д. другим. («Никому нельзя доверять», — говорит человек, который не всегда честен в своих действиях).

Рационализация — позволяет человеку оправдывать желания, чувства и мотивы, которые для него неприемлемы, но все же действительны. Стремление к социально приемлемому оправданию для них.

Изоляция — устранение инстинктивных импульсов при сохранении в сознании серии событий ситуации. Происходит десенсибилизация травматического фактора.

В психодинамической терапии предполагается, что защитные механизмы искажают реальность, но они функциональны и необходимы, так как временно устраняют из сознания эффект травматического фактора. Однако, когда они становятся слишком жесткими, они препятствуют адаптации и развитию человека.

Следуя биологическому образу мышления, Фрейд разработал два инстинкта, которые управляют поведением — инстинкт самосохранения и половой инстинкт, который обеспечивает сохранение не отдельного человека, а всего вида. Фрейд возвел этот второй инстинкт в ранг психологической догмы (аллюзия на Юнга) и назвал его либидо. К бессознательному относились как к сфере, насыщенной энергией либидо, слепому инстинкту, не знающему ничего, кроме принципа удовольствия, испытываемого при разрядке этой энергии. Репрессивное, подавленное сексуальное влечение было расшифровано Фрейдом из бессознательных ассоциаций его пациентов. Фрейд назвал это декодирующим психоанализом. Фрейд, исследуя собственные сны, пришел к выводу, что «сценарий» снов, хотя и кажется нелепым, является не более чем кодом для тайных желаний, удовлетворяемых в образах, символами этой формы ночной жизни.

Во время Первой мировой войны Фрейд вносит коррективы в свою схему привода. Помимо полового влечения, в психике человека также присутствует влечение к смерти (Танатос как антипод Эроса). Под именем Танатос подразумевалось не только особая склонность к смерти, но и к уничтожению других, склонность к агрессии, возведенная в ранг хорошо известного биологического влечения, присущего человеческой природе.

Идея о том, что на наше повседневное поведение влияют бессознательные мотивы, была исследована Фрейдом в его книге «Психопатология повседневности» (1901). Различные ошибочные действия, забывание имен, оговорок и опечаток, как правило, считаются непреднамеренными и приписываются плохой памяти. Однако, по мнению Фрейда, в них прорываются скрытые мотивы, ибо в психических реакциях человека нет ничего случайного. Всё определяется причинно-следственными связями. В другом трактате «Шутка и ее связь с бессознательным» (1905) Фрейд интерпретировал шутки или каламбуры как снимающие напряжение, создаваемое ограничениями сознания индивидуума различными социальными нормами.

Используя концепции энергетического подхода, Фрейд выделил два фактора в развитии невроза — половая конституция и младенческий опыт (в котором энергия либидо оставалась фиксированной). Он описал пять стадий психосексуального развития, каждая из которых создает условия для фиксации.

  1. оральная стадия (первый год жизни). Получение удовольствия, связанного с приемом пищи (активность губ, языка, зубов). Результатом фиксации является удовольствие от курения, сарказм. Также — устная агрессия, чувство зависимости от других.
  2. анальный. Контроль за мочеиспусканием, дефекацией (сексуальное удовольствие через овладение мышцами). Фиксация — проявляется в двух типах личностных признаков: первый — подавление импульсов — жесткость, чрезмерная пунктуальность, скупость. Второе — это протест — гнев, агрессивность, бунтарство.
  3. 3-й фаллический (4-6 лет). Признание наличия (отсутствие пениса). Эрогенная зона — гениталии. Опыт конфликта — Эдипов комплекс (Электра). Кроме того, девочка обнаружила отсутствие пениса, зависть к нему (на этом также основывается влечение к отцу), обвиняя мать в его отсутствии. Эта стадия является основным источником психологических расстройств.
  4. латентная стадия (5-6 лет). Сексуальность не проявляется. Разработка концепции норм жизни.
  5. гениталии. Осознание сексуальности. Стремление к удовлетворению гениталий (с участием внешнего предмета). Частные побуждения подчиняются либидо.

Схема психосоциального развития личности от младенчества до стадии, когда возникает естественное влечение к человеку противоположного пола, рассматривается Фрейдом в «Трех сочинениях по теории сексуальности» (1905).

Важнейшее место в теории Фрейда занимал его метод — психоанализ, для объяснения которого была создана остальная часть его теории. В своей психотерапии Фрейд предполагал, что в глазах пациента врач занимает место родителя, доминирующее положение которого пациент безоговорочно признает. Это создает канал, через который происходит беспрепятственный поток энергии между терапевтом и пациентом, т.е. происходит перенос. Благодаря этому, терапевт не только проникает в бессознательное состояние своего пациента, но и внушает ему определенные определения, особенно с его пониманием, его анализ причин его невротического состояния. Этот анализ основан на символической интерпретации ассоциаций, снов и ошибок пациента, т.е. следов его репрессированных движений. Терапевт не только делится своими наблюдениями с пациентом, но и стимулирует его собственную интерпретацию.

Обнаружив объективную психодинамику и психоэнергетику поведенческих мотивов личности, скрытых за «кулисами» сознания, Фрейд изменил прежнее понимание психологии. Работа, которую он и его последователи проделали, выявила главную роль мотивационных факторов как объективных регуляторов поведения, независимо от того, что шепчет «голос сознания».

Основные методики и методы психоаналитической терапии

Учение Фрейда больше всего славилось тем, что проникало в бездны бессознательного или, как он сам иногда выражался, «подземного мира» психики. Но если мы ограничимся этой оценкой, другой важный аспект может быть упущен из виду: Открытие Фрейдом сложной конфликтной связи между сознательными и бессознательными психическими процессами, которые пузырятся над поверхностью сознания и над которыми субъект проскальзывает во время самонаблюдения. По словам Фрейда, сам человек не имеет прозрачной, ясной картины сложной структуры своего внутреннего мира со всеми его течениями, бурями и взрывами. Здесь на помощь приходит психоанализ с его методом «свободных ассоциаций».

Содержание свободных ассоциаций — это прошлое и будущее, мысли и чувства, фантазии и мечты. В ходе свободного общения пациент учится воспроизводить свой травматический опыт. Пациент ложится на диван, а терапевт сидит вертикально, чтобы не быть замеченным пациентом, тем самым давая ему свободу выражать свои подавленные мысли и чувства. Важно дать клиенту ощущение безопасности с самого начала аналитической работы. Терапевт ясно дает понять, что понимает болезненный характер процедуры и уважает усилия клиента. Клиенту предлагается войти в состояние молчаливого самоанализа, сообщить о том, что приходит на ум без осознанного выбора, без соблюдения логики. Пациента предупреждают о склонности поддаваться любому мотиву, любому желанию от чего-либо отказаться (даже если мысли кажутся банальными, неважными, обидными, непристойными, унизительными и т.д.). Психоаналитик не принимает ни одобрительного, ни критического отношения. Обычно во время сеанса он молчит (даже когда пациент задает вопросы). Пациент слушает, используя язык и мимику. Интерпретация используется редко, только если пациент готов принять ее, чтобы пациент узнал об источнике своей проблемы.

Свободные ассоциации имели преимущество перед техникой гипноза. Фрейд отметил, что важно не повторение травмирующих событий, а изменение личности, которое делает возможным принятие болезненных воспоминаний.

Выделяются следующие методы аналитического метода:

  1. Инструкции по процедуре психоанализа;
    1. Вопросы для получения информации и уточнения содержания;
    1. Реконструкция — описание и выделение некоторых явлений, уточнение их подробностей, комментарий к материалу, который клиент готов признать.
    1. Конфронтация — привлечение внимания клиента к конкретному содержанию. Терапевт разъясняет это и заставляет клиента признать то, что раньше он не хотел признавать, но что должно быть признано. Иногда за значительным прогрессом следует ухудшение. Таким образом, сопротивляемость суперэго к лечению проявляется. Так развивается отрицательная терапевтическая реакция. Это связано с отношением к родителям или другим значимым лицам в детстве. Как будто роль аналитика приписывается ему (передача психоаналитику чувств, которые ранее испытывал клиент по отношению к другим людям, особенно к родителям); его оценка прогресса рассматривается как санкция. Если терапевт заранее понимает характер межличностных отношений клиента на различных этапах жизненного цикла, ему легче проанализировать развивающийся перенос.
    1. Подготовка к интерпретации (указание на жесткие структуры в поведении, стереотипы в восприятии, эмоциональные реакции);
    1. Интерпретация — ссылка на источник опыта, ведущая к осознанию причины опыта. Термин «интерпретация» основан на том, что высказывание или сон представляет собой скрытое содержание, смысл и значение которого лежат в самых глубоких слоях бессознательного. Терапевт раскрывает смысл переживания на основе психоаналитической теории. Благодаря этому пациент узнает об истории, источнике, форме, причинах и значении пережитого. Интерпретация является предположением психоаналитика, которое должно быть подтверждено опытом пациента. Содержание интерпретации тщательно подготовлено, в противном случае она может травмировать и создать новую систему защиты. Важнейшим условием является отсутствие оценки со стороны аналитика. Интерпретация, вызвавшая изменение, называется мутацией. Существуют различные типы интерпретаций в соответствии с различными критериями.

Интерпретация содержания означает раскрытие более глубокого смысла.

Символическая интерпретация раскрывает скрытый смысл образов сновидений, оговорок и других изделий, смысл которых представлен в символической форме.

Оборонная интерпретация — это способ анализа сопротивления.

Развитие психоанализа

Фрейд был окружен многими учениками. Самыми оригинальными из них, создавшими свои собственные направления, были Ч. Юнг и А. Адлер. Первый называл свою теорию аналитической, второй — индивидуальной.

Первым новшеством Юнга стала концепция «коллективного бессознательного». Если, по мнению Фрейда, в бессознательной психике индивида могли содержаться явления, подавленные сознанием, то Юнг считал его насыщенным формами, которые никогда не могли быть приобретены индивидуально, но были даром далеких предков. Анализ позволяет определить структуру этого дара, который формируется несколькими архетипами.

Поскольку архетипы скрыты от сознания организаторами личного опыта, они встречаются в мечтах, фантазиях, галлюцинациях и культурных творениях. Популяризация человеческих типов в экстравертных (внешнее лицо, интересующееся общественной деятельностью) и интровертных (внутреннее лицо, ориентированное на свои стремления, которому Юнг, вслед за Фрейдом, дал название «либидо». Однако следует отметить, что Юнг не считал законным отождествлять либидо с половым влечением.

Адлер изменил первоначальную доктрину психоанализа, подчеркнув чувство неполноценности, которое возникает особенно из-за физических дефектов, как фактор развития личности. Реакцией на это чувство является желание компенсировать и перекомпенсировать, чтобы достичь превосходства над другими. Комплекс неполноценности скрывает источник неврозов.

Адлер отверг позиции Фрейда и Юнга о доминировании в личности и поведении человека индивидуальных бессознательных инстинктов, инстинктов, которые настраивают человека против общества и отдаляют его от него. Не врожденные инстинкты, не врожденные архетипы, а чувство общения с людьми, которое стимулирует социальный контакт и ориентацию на других — это главная сила, которая определяет поведение и жизнь человека, считает Адлер.

Но было и нечто общее, объединяющее понятия трех упомянутых выше психологов: все они предполагали, что личность имеет определенную внутреннюю природу, которая влияет на формирование личности. Фрейд сделал решающий акцент на сексуальных факторах, Юнг — на первичных типах мышления, Адлер — на роли социальных интересов.

Психоаналитическое движение распространилось на разные страны. Появились новые варианты объяснения и лечения неврозов через динамику бессознательных движений, комплексов и психологических травм. Изменились и собственные взгляды Фрейда на структуру и динамику личности. Его организация превратилась в модель, компоненты которой были: Эго (слепое иррациональное влечение), Я (эго), Супер-Я (уровень нравственных норм и запретов, возникающих в результате отождествления ребенка с родителями в первые годы жизни).

Психоанализ был доработан группой исследователей, обычно сгруппированных под именем нео-фрейдистов.

Это направление, ассимилировавшее базовые схемы и направления ортодоксального психоанализа, пересмотрело свою базовую категорию мотивации. Он далее развивал подход, обозначенный Адлером, в котором определяющую роль играли влияние социокультурной среды и ее ценностей.

C. Хорни считается лидером нео-фрейдизма. Под влиянием марксизма она доказала в своей теории, на которой базировалась психоаналитическая практика, что все конфликты, возникающие в детстве, проистекают из отношений ребенка с родителями. В силу природы этих отношений у ребенка развивается тревога, которая отражает его беспомощность в потенциально враждебном мире. Нейроз — это не более чем реакция на тревогу, а извращения и агрессивные тенденции, описанные Фрейдом, являются не причиной невроза, а его результатом.

Чтобы избавиться от беспокойства, человек прибегает к психологической защите. Но в то время как Фрейд считал, что психологическая защита помогает разрешать внутренние конфликты, возникающие между двумя личностными структурами — id и superego, Хорни считал, что психологическая защита не существует для разрешения конфликта между обществом и индивидом, поскольку задача защиты заключается в примирении взгляда индивида на себя и взгляда других, т.е. двух «образов себя».

Психотерапия, по мнению Хорни, должна помочь человеку понять себя и развить более подходящую самооценку. Подход Хорни к концепции психологической защиты существенно повлиял на позиции современной психологии.

Эрих Фромм считается наиболее социально ориентированным среди последователей Фрейда. Главное значение его работ заключается в том, что, оставаясь верными основным постулатам психоанализа, они также отвечали на новые вопросы, возникшие во второй половине ХХ века, связывая идеи Фрейда как с Адлерской, так и с гуманистической психологией. Его попытки показать на языке психоанализа противоречивое положение человека в его отношениях с другими людьми и роль общества в развитии личности представляли большую ценность не только для психологии, но и для смежных наук — истории, социологии, философии, образования.

Развитие психоанализа не могло идти в отрыве от новых тенденций. Влияние открытий смежных психологических школ нашло отражение в концепциях таких исследователей, как Г.С. Салливан, Э. Берн, Э. Эриксон.

На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Эмоциональное опосредствование стратегий совладания в конфликтной ситуации
  2. Психология межгрупповых и межэтнических отношений
  3. Деятельностный подход в психологии. Проблема социальной обусловленности психики человека
  4. Психологические особенности юношеского возраста
  5. Адаптация лиц мест лишения свободы — Общая концепция социальной адаптации бывших заключенных
  6. Нейропсихология речи — Понятие речи. Её виды
  7. Соматоформные психические расстройства
  8. Взаимосвязь стиля семейного воспитания и личностных черт детей младшего школьного возраста
  9. Влияние детско-родительских отношений на формирование самооценки ребенка старшего дошкольного возраста — Семья как институт социализации личности
  10. Основы методологии психологии