Для связи в whatsapp +905441085890

Русская философия 19 века. Особенности развития философских идей в России в первой половине 19 века — Славянофильство и западничество

Философия всегда играла особую роль в становлении и формировании интеллектуальной культуры человека благодаря своему многовековому опыту критического и рефлексивного осмысления глубинных ценностей и жизненных ориентиров. Во все времена и эпохи философы брали на себя функцию прояснения проблем человеческого существования, спрашивали, что такое человек, как он должен жить, на что ориентироваться, как вести себя во времена культурного кризиса.

Философия — это выражение духовного опыта нации, ее интеллектуального потенциала, воплощенного в многообразии ее культурных творений. Синтез философского и исторического знания, направленный не на описание исторических фактов и событий, а на раскрытие их внутреннего смысла.

Русская философия сравнительно молода. Она вобрала в себя лучшие философские традиции европейской и мировой философии. По своему содержанию она обращена ко всему миру и к человеку, и направлена на изменение и совершенствование как мира (что характерно для западноевропейской традиции), так и самого человека (что характерно для восточной традиции). В то же время это очень оригинальная философия, которая включает в себя весь драматизм исторического развития философских идей, противоборство мнений, школ и направлений. Западники и славянофилы, консерватизм и революционный демократизм, материализм и идеализм, религиозная философия и атеизм сосуществуют и вступают в диалог. Ни один фрагмент не может быть исключен из его истории и целостного содержания — это ведет лишь к обеднению его содержания.

Русская философия развивалась в сотрудничестве, но и в определенном <<противостоянии>> с философией Запада.

Русские философы не принимали ни идеал потребления и сытого благополучия, ни позитивистско-рационалистическую модель человека, противопоставляя всему этому свой взгляд, свое видение реальности.

Центральной идеей русской философии был поиск и обоснование особого места и роли России в общей жизни и судьбе человечества. И это важно для понимания русской философии, которая имеет свои особенности именно в силу своеобразия своего исторического развития.

По всем этим причинам нет сомнений в актуальности данной темы и необходимости ее изучения. Для раскрытия данной темы мы рассматриваем русскую философию XIX — XX веков по основным историческим этапам развития, в рамках каждого этапа мы расставляем видных представителей философских течений этого периода, суть их философских идей и учений, направления их философских поисков.

По своему содержанию русская философия универсальна, она исследует различные темы. Нетипичная, противоречивая социальная натура обусловила его особый интерес к общественно-политическим проблемам. Более того, русская философия была озабочена не столько социально-философскими проблемами в целом, сколько судьбой собственной страны.

Русская философия предстает перед нами в стремлении организовать жизнь на европейский лад и в желании защитить традиционные формы национальной жизни от иностранного влияния.

В целом, русская философия XIX-XX веков была отражением идейных поисков исторического пути России.

В противостоянии идей славянофилов и западников в итоге победила западная ориентация, а на русской почве трансформировалась в теорию марксизма-ленинизма.

Русская философия 19 века. Особенности развития философских идей в России в первой половине 19 века

Славянофильство и западничество

XIX и XX века — это время пробуждения самостоятельной философской мысли в России, появления новых течений в философии, демонстрирующих чрезвычайное разнообразие подходов к проблеме человека. На протяжении веков менялись интеллектуальные установки и преобладающие мировоззренческие тенденции. Однако тема человека осталась неизменной; она послужила основой для множества теоретических вопросов.

Панорама человеческих концепций, возникших в течение этих столетий, обширна. В него входят представители различных философских течений.

Таким образом, русская философия предстает как история борьбы двух противоположных направлений: стремления организовать жизнь на европейский лад и желания защитить традиционные формы национальной жизни от иностранного влияния, что привело к возникновению двух философско-идеологических направлений: славянофильства и западничества.

Начало самостоятельной философской мысли в России связано со славянофильством. Основатели этого движения А.С. Хомяков (1804-1861) и И.В. Киреевский (1806-1856). Они открыто выступали против западного, одностороннего рационалистического способа философствования, предполагающего единство интеллекта, воли и чувств. Интеллектуальной основой славянофильства было ортодоксальное христианство, с позиций которого они критиковали материализм и классический идеализм Канта и Гегеля. Славянофилы отстаивали оригинальную доктрину Соборности, объединения людей на основе высших духовных, религиозных ценностей — любви и свободы.

Славянофилы рассматривали классовую борьбу, эгоизм, стремление к материальным ценностям как неизлечимый порок Запада. Своеобразие России они связывали с отсутствием непримиримых классовых противоречий в ее истории, в организации народной жизни славян на основе крестьянской поземельной общины. Эти идеи, нашли поддержку и сочувствие последующих поколений русских религиозных философов (Н.Ф.Федоров, В.Соловьев, Н.А.Бердяев, С.Н.Булгаков и другие).

Другое направление, в отличие от славянофилов, отстаивали в спорах западники, считавшие, что Россия должна и может прийти к тому же уровню развития, что и Запад. Благо для России — усвоить западные ценности и стать нормальной цивилизованной страной. Русский мыслитель П. Чаадаев (1794-1856), автор знаменитых «Философических писем», был основоположником западничества, в которых он высказал много горьких истин о культурной и социально-исторической отсталости России.

Видными представителями западников были Ф.И. Герцен, Н.П. Огарев, К.Д. Кавелин, В.Г. Белинский.

Широким был спектр философских взглядов выдающихся представителей Запада. Чаадаев находился под влиянием позднего Шеллинга, его «Философии откровения». Взгляды Белинского и Герцена прошли сложный путь развития — от идеализма (гегельянства) до антропологического материализма, когда они признали себя учениками и последователями Фейербаха.

Спор между славянофилами и западниками в 19 веке был решен в пользу последних. Но проиграли не только славянофилы (в середине века), но и народники (в конце века): Россия тогда пошла по западному, т.е. капиталистическому пути развития.

Философия единства

Корни философской идеи Единства уходят в глубину веков — в античность и эпоху Возрождения. В русской духовности идея этого направления была возрождена и развита В.С. Соловьевым (1853 — 1900). В.С. Соловьев — величайший русский религиозный христианский философ, заложивший основы русской религиозной философии, основоположник всеединства и цельности знания. Философия В.С. Соловьева во многом определяет весь дух и форму религиозной философской традиции.

Соловьев В.С. пытался создать целостную систему мировоззрения, которая объединила бы потребности религиозной и социальной жизни человека. Основой такого мировоззрения, согласно идеям Соловьева, должно стать христианство. Религиозные мыслители до и после Соловьева неоднократно высказывали эту мысль, но когда они говорили о христианстве как основе мировоззрения, то имели в виду христианскую концессию: православие, католицизм или протестантизм.

Особенность подхода Соловьева в том, что он выступал за объединение всех христианских концессий. Поэтому его учение не является узконаправленным, но выходит за пределы деноминационных границ. Еще одна важная особенность Соловьева заключается в том, что он стремился интегрировать последние достижения естествознания, истории и философии в христианское мировоззрение и создать синтез религии и науки.

Центральной идеей философии Соловьева является идея всеведения. Развивая эту идею, он взял за отправную точку славянофильскую идею соборности, но придает ей всеобъемлющий смысл.

Русская версия антиномии веры и знания, известная и западной философии, направлена на решение философии всезнания, представителем которой был Соловьев. Гносеологическим аспектом идеи всеобщности стала теория цельного знания Соловьева, которую философ противопоставлял как рационализму западников, так и иррационализму славянофилов. Это была идея сверхрационализма. Цельность знания» у В. Соловьева — это не «теоретический» и «практический» дух немецкой классики. Дело даже не в их единстве. Это что-то другое. По мнению русского философа, «цельность» — это такая характеристика и свойство человеческой души, которая самым существенным образом отличает человека — высшее и самое совершенное творение природы — от всех других животных, даже по-своему разумных. Целостность не является результатом сложения или интеграции разрозненных, разрозненных умов (науки, философии, искусства и т.д.), хотя и предполагает последнее. Целостность сознанию может придать только особое состояние и вектор сознания, не совпадающий ни с одной из известных кантовских «сил души» (познание, желание и удовольствие).

Соловьев был сторонником диалектического подхода к действительности. По его мнению, реальное нельзя рассматривать в застывших формах. Наиболее общая черта всей жизни заключается в череде изменений. Чтобы утвердить непрерывный динамизм бытия, он вводит, помимо активных идей, такое активное начало, как мир-душа; она выступает субъектом всех изменений в мире. Но он не действует самостоятельно, его деятельность нуждается в Божественном импульсе. Этот импульс проявляется в том, что Бог дает мировой душе идею единства как определяющую форму всей ее деятельности.

В системе Соловьева эта вечная идея называется София — Мудрость. София — ключевое понятие системы Соловьева. Именно поэтому его учение называется софологией. Понятие Софии введено Соловьевым для того, чтобы объяснить, что мир — это не только творение Бога. Основой и сущностью мира является «мир-душа» — София, которую следует рассматривать как связующее звено между Творцом и творением, придающее всеобщность Богу, миру и человеку.

Русская философия религии конца 19 — начала 20 века

Этот рубеж XIX — XX веков часто называют Серебряным веком русской культуры, ее религиозно-философским ренессансом. В это время началась новая эпоха в русской литературе, искусстве и философии. Интерес к религии был пробуждением общественного интереса к высшим, вечным истинам и ценностям, к тайне человека.

Русская религиозно-философская мысль увидела свое духовное начало в идеях Владимира Соловьева, в мировоззрении славянофилов.

Одним из самых загадочных и противоречивых мыслителей того времени был В.В. Розанов (1856 — 1919), замечательный мастер слова, оставивший богатое литературное наследие.

Главная творческая мысль Розанова — глубокая озабоченность, тревога, вызванная переживанием кризиса культуры и религии, и особенно христианской религии, которая вынуждена довольствоваться «уголком» в современной цивилизации. Мыслитель видел кризис христианства в том, что оно не может найти общий язык с жизнью, потому что взывает не к земному, а к потустороннему. Христианский аскетизм чужд древнему светлому чувству плотской любви, радости материнства.

В.В. Розанов — один из идеологов религиозного обновления, которое он считал условием и началом обновления общества. В этом мировом процессе ведущая, творческая роль отводится им славянским народам, как не утратившим, не израсходовавшим историческую энергию жизни, а потому этим народам предстоит взвалить на себя бремя европейской цивилизации.

Наиболее характерным философом этого периода является Н.Й. Бердяев (1874-1948). Он является одним из важнейших представителей русской философии религии. Суть философии Бердяева — «познание смысла бытия субъектом», т.е. человеком. Отправной точкой его философии является превосходство свободы над бытием. С этим согласуются такие понятия, как творчество, личность, дух, Бог, бытие раскрывается в человеке через человека. Он — микрокосм, созданный по образу и подобию Бога, и поэтому является бесконечным и творческим существом. Бесконечность ассоциируется с божественной стороной в человеке, конечность — с его природной стороной. Однако самого Бога он понимает не как силу природы, а как смысл и истину мира. Поэтому, по мнению Бердяева, человек без Бога не является самодостаточным существом. Если нет Бога, то нет и смысла, высшей истины и цели. Если человек — Бог. Тогда это очень бесполезно и ничтожно. Таким образом, Бердяев выступает против такого гуманизма, который направлен на отрицание Бога и самообожествление человека. Для социального переустройства общества, по мнению Бердяева, нужна прежде всего не техническая реорганизация, а духовное возрождение. Для России он ассоциируется с реализацией «русской идеи», взгляды на которую у него во многом совпадали со взглядами Соловьева. Главной отличительной чертой Русской идеи, по мнению Бердяева, является религиозный мессианизм, пронизывающий все общество. Суть «русской идеи» — реализация Царства Божьего на земле. Таковы основные положения философии Бердяева. Это философское направление представляло: Л.И. Шестов, А.И. Ильин, П.С. Мережковский.

Русский марксизм

В 80-90-е годы сопротивление русской духовности «буржуазизации» общественной жизни было еще очень сильным. В это время Россия начинает знакомиться с марксизмом. Знаменательно, что русский марксизм, антипод и критик народничества, вышел, если не теоретически, то организационно, из народнического подполья, хотя первоначально завоевал симпатии леволиберальной интеллигенции, видевшей в философско-экономической теории Маркса высшее достижение общественной мысли своего времени.

Крупнейший знаток марксизма и теоретик Г.В.Плеханов посвятил большую часть своих работ историко-философским, эпистемологическим и социологическим аспектам материалистического понимания истории, справедливо считая, что эта теоретическая конструкция составляет центральное ядро марксистской доктрины в целом. По мнению Плеханова, научный, материалистический взгляд на историю должен исключать волюнтаризм и субъективизм, как в теории, так и на практике (в политике). Но именно эта позиция выдающегося мыслителя долгое время подвергалась остракизму со стороны официальной большевистской идеологии, которая низвела его до ранга простого «пропагандиста» марксистской теории.

После Плеханова с критикой идей народничества выступил В.И. Ленин и «легальные марксисты» (Н.А. Бердяев, П.Б. Струве, С.Л. Франк). Ленин, настаивая на единстве «трех составных частей» марксизма (философии, политической экономии и социально-политической теории), считал, что философские проблемы приобретают особую актуальность не в годы подъема, а в период спада революционного движения, когда требуют пересмотра основополагающие идеологические принципы, на которых базируется революционная партия. Именно в эти годы после поражения первой русской революции была опубликована книга Ленина «Материализм и эмпириокритицизм» (1909). В отличие от Плеханова, который комментировал в основном социально-исторические проблемы марксистской теории, основная философская работа Ленина была посвящена проблемам эпистемологии и связывала их с новыми открытиями в области естествознания. Однако даже в этой области, в значительной степени оторванной от политики и социальных условий, он требует видеть столкновение партийных и классовых интересов и в то же время рассматривает каждое проявление идеалистической и религиозной мысли как выражение идеологической и, в конечном счете, политической реакции.

Но уже опыт первой русской революции, братоубийственной, кровавой, заставил <<легальных марксистов>> (А.Н.Бердяев, П.Б.Струве, С.Л.Франк и другие) отказаться от марксистского материализма и атеизма. <<От марксизма к идеализму>> — так описывали развитие своего мировоззрения сами эти мыслители. В то же время до конца жизни они (особенно Бердяев) ценили Маркса как великого, гениального мыслителя и ученого — экономиста, который глубоко вникал в сложную диалектику своего времени, но без обоснования абсолютистских выводов.

Между тем, бывшие <<легальные марксисты>> заявляли, что идеология зла и классового насилия разрушительна для общества, и считали своим долгом убедить в этом массы, чтобы избавить их от соблазна строить свое счастье на несчастьях других.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Неклассическая философия религии
  2. Софисты как оппоненты Сократа — Появление софистов
  3. Джон Остин, английский философ, представитель лингвистической философии
  4. Материализм и идеализм
  5. Философские исследования в современной России
  6. Объективное и субъективное в социально-историческом процессе
  7. Концепция «вечного возвращения» Ф. Ницше как философский миф
  8. Эстетика Шеллинга
  9. Разумная душа – ее смертность и бессмертие в арабо-исламской философии
  10. Возможность и действительность