Для связи в whatsapp +905441085890

«Русская идея» в эсхатологической перспективе

Предмет: Философия

Тип работы: Реферат

У вас нет времени или вам не удаётся понять эту тему? Напишите мне в whatsapp, согласуем сроки и я вам помогу!

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Дополнительные готовые рефераты на темы:

  1. Марксизм как идея и как реальность
  2. Мистицизм философии В.С. Соловьева
  3. Проблема смысла жизни человека
  4. Осмысление добра в философии Л. Шестова
  5. Ономатология (философия имени) как наука (по работам А.Ф. Лосева, П.А. Флоренского)
  6. Свобода и рабство в осмыслении современных философов (Н.А. Бердяев, Ф.А. Хайек и др.)
  7. Проблема целостного осмысления мира: абсолютный оптимизм Г.В.Лейбница и абсолютный пессимизм А.Шопенгауэра
  8. Проблема абсурдного человека (по работам А.Камю)
  9. Философия любви А.Шопегауэра и В.С.Соловьева (сравнительный анализ философских взглядов мыслителей)
  10. Трагизм существования человека в современном мире (по работам Ж.П. Сартра «Тошнота», «За закрытой дверью»)

Введение

Нет такой национальности, которая на каждом историческом этапе не имела бы своей идеи, отражающей реальные или мнимые чаяния народа страны, ее исторические особенности и достижения. Ни одна социальная идея не сравнится с национальной идеей по своему воздействию на умы и сердца большого количества людей. Эффективность и действенность этого эффекта в немалой степени обусловлена тем, что национальная идея относится, прежде всего, к достоинству, чувству, уверенности в себе и храбрости народа, и поэтому может играть роль объединяющей силы. Конечно, национальная идея может быть использована различными политическими силами для достижения не только гуманных, но и антигуманных целей. (Ярким примером этого является эксплуатация нацистами национальных чувств немцев). Она также может порождать различные иллюзии, неоправданные надежды и разочарования. Национальная идея не всегда выражает реальные цели, потребности и интересы народа. Однако это не отрицает важности выработки национальной идеи для общества.

Русская идея — это выражение сложившейся в истории России традиции поиска, интеллектуальные основы характерных типов поведения, способ моделирования русской национальной идеологии. Впервые введен В.С. Соловьевым в 1887-1888 гг. В современных условиях в России возрастает роль и значение русской идеи. В период перестройки и с распадом СССР вопрос поиска идентичности стал актуальным для многих народов страны, в том числе и для русского народа. Бездуховность, отсутствие идеалов, апатия, ценностная ориентация — вот что сегодня становится проблемой для общества.

Конечно, Россия — многонациональное государство, но русский народ, как самый многочисленный, ядро, опора российского государства, может и должен играть роль объединяющего стержня для всех других народов, национальностей, населяющих Россию.

Актуальность вопроса усиливается в контексте того, что современная политическая практика красноречиво свидетельствует о многочисленных нарушениях прав русскоязычного населения в бывших республиках СССР (например, в странах Балтии). Поэтому сейчас очень важна русская идея как объединяющая сила, а вместе с ней и обретение новой национальной идентичности. В этой связи важно проанализировать взгляды русских мыслителей на эту сложную и многогранную проблему.

Истоки «русской идеи»

В историческом контексте славянское сообщество прошло через ряд довольно значимых этапов в формировании особого мировоззрения и представлений о национальном единстве. С момента выделения восточных славян из единственной славянской общности в VI веке начинается формирование представлений о соборности. В это время происходит распад родовых связей, формирование новых брачных связей между различными кланами, и в результате формирование воинских подразделений значительно облегчается принципом родства.

С возникновением оседлого образа жизни у славянских племен остро встал вопрос о пропитании большого количества людей. Учитывая, что восточные славяне селились как в лесной, так и в лесостепной зонах, где необходимо было создать условия для обработки земли, а также роду было крайне сложно получить большой урожай. Постепенно образовались общины, которые гарантировали каждому члену клана пищу и кров за его совместный труд с другими членами клана. Общая деятельность и главенствующий над ней принцип родства, в свою очередь, пробудили в сознании восточных славян зачатки так называемой «славянской идеи», из источников которой впоследствии сформировалась «русская идея». Идеологическая основа объединения, закрепленная племенными и семейными узами, несомненно, укрепляла союзные узы древних славянских государств и способствовала преодолению (на определенных исторических этапах) внутренних распрей.

Несомненно, как фактор, приведший к объединению восточных славян и, как следствие, появлению зачатков «русской идеи», можно рассматривать развитие торговли.

Особым условием формирования представлений о «русской идее» у восточных славян была защита своих территорий. На протяжении многих веков славяне, а затем и русский народ, вели войны и каждый раз оказывались на грани гибели как нация. Важным в этом контексте, с исторической и геополитической точки зрения, является формирование национального сознания восточных славян о необходимости единства и осознания себя как единого целого, не только в рамках одного села или города, но охватывающего несколько сел, а затем и всю оккупированную территорию. Это способствовало возникновению сильных связей в обществе, которые даже не спасли русский народ, так как после распада политических связей еще оставались сильные национальные (родственные) и религиозные связи — они и спасли общество.

Так же важную роль в формировании первых представлений о «русской идее» у восточных славян сыграло принятие христианства. Единая религия, удачно сочетавшая свои догмы с господствующими морально-этическими представлениями народа, оказала большое влияние на национальное самосознание славян. Таким образом, принципы религиозной терпимости, всеобщего равенства, восприятия добра и зла были полностью подкреплены христианством, что позволило религии довольно быстро и прочно проникнуть в сознание населения.

Роль религии во внутриполитическом процессе можно охарактеризовать следующими положениями.

Христианство еще больше сплотило нарождающуюся нацию, оно стало причиной обоснования и укрепления самодержавия, а юридические законы писались на основе религии (что отражено в труде митрополита Илариона, где основная часть посвящена соотношению права и нравственности, описанию образа христианского носителя верховной власти).

Христианство, благодаря идее «наказания свыше», отчасти (по мнению некоторых исследователей) способствовало возникновению крепостного права, а во время борьбы славян против татаро-монгольского ига, помогло избежать полного уничтожения культурного наследия и самих славян, проявив терпимость к «божьей каре»;

Религия значительно обогатила культурную и духовную сферу жизни славян, способствовала развитию художественного творчества (иконопись), архитектуры (храмы и церкви), литературы (особенно «жития святых»).

Историческая трансформация «Русской идеи»

Русская идея» также нашла отражение в контексте марксистско-ленинской идеологии. Поскольку противоречие, возникшее на ранних этапах формирования национального самосознания славян, на последующих этапах не разрешалось, а только углублялось, то естественно, что рабоче-крестьянская страна в своей массе перешла от «имперской идеологии» к «идеологии диктатуры пролетариата». Однако примечательно, что «русская», или национальная, идея лишь изменила свою формулировку, но фактически сохранила традицию «Троицы» и в новой интерпретации звучала так: «Коммунизм — руководящая роль партии — Советская власть». Таким образом, идеи общинности, всеобщего равенства и справедливости для каждого члена общества были возрождены в новой идеологической оболочке, что, несомненно, обеспечило относительно быструю «выживаемость» новой национальной идеи создания рукотворного, идеального общества всеобщего благоденствия.

Идеология «нового-старого», основанная на новых экономических отношениях, сформировала механизм, регулирующий социальную структуру через государство. Идеологические основы первого в мире рабоче-крестьянского государства провозгласили неизбежность победы коммунизма во всем мире и одновременно объективно обосновали необходимость преодоления многих трудностей, связанных с глобальным противостоянием двух мировых систем.

Следует отметить, что жесткая централизация власти, отечественная однопартийная система и активное идеологическое промывание мозгов населения на основе идей всеобщего равенства и справедливости позволили в относительно короткие сроки создать новую общественную формацию — советский народ, для которого создание условий для победы коммунизма в мире стало главным идеологическим лозунгом на более чем 70 лет.

Более того, идеологические основы советского государства показали высокую степень устойчивости в кризисных ситуациях (на завершающих этапах Гражданской и Великой Отечественной войн и в преодолении послевоенной разрухи), но в условиях дальнейшего экономического противостояния двух мировых систем идеологические основы СССР явно нуждались в модернизации и дальнейшем развитии.

Догматизм, нежелание реформировать идеологические основы, обострившаяся борьба за личную власть в партийном руководстве СССР привели к дискредитации идеологических основ СССР, в результате чего они уже не могли выполнять задачу объединения всего советского народа.

Потеря национальной идеи, а точнее, ее отрицание в обществе как отсталой идеи и отсутствие альтернативных идей привели к полному краху общественной жизни в начале 90-х годов XX века.

Серия экономических и социально-политических реформ начала 90-х годов привела к идеологическому вакууму в обществе и искусственному навязыванию западных идеалов на несовместимую с ними культурно-историческую базу российского общества. Западный материализм противопоставлялся русскому примату духовных ценностей, самопожертвованию, достоинству в бедности, вечному поиску смысла жизни и нескончаемому испытанию своей совести, которые воспринимались как более важные, чем экономическое процветание и простое душевное спокойствие. Отечество ассоциируется с великой страной во главе с авторитарным и мудрым правителем, который руководствуется не законами, а совестью и разумом.

Русская идея в произведении П.Я. Чаадаева «Философские письма»

Петр Яковлевич Чаадаев (1794-1856) — русский социальный мыслитель и философ религии. Он родился в крестьянской семье. Он был человеком большого ума и социального кругозора. Он был членом декабристских организаций «Союз благоденствия», а затем Северного общества, но он не был активным членом тайных обществ и относился к ним скептически. Он много путешествовал и после возвращения в Россию написал свой главный труд «Философические письма», который сыграл большую роль в развитии политической мысли в России в XIX веке. Поднятые им проблемы обострили идеологические споры среди дворянской интеллигенции. В ходе полемики в русской общественно-политической мысли сформировались два течения: славянофилы и западники, которые представляли разные пути развития России. Идеи, выраженные Чаадаевым в его письмах, резко контрастировали с идеологией «официальной народности» Уварова. Его публикация вызвала резкое недовольство властей, Чаадаева обвинили в отсутствии патриотизма, признали невменяемым. В ответ на обвинения Чаадаев написал «Апологию сумасшедшего», в которой восхвалял реформы Петра и резко опровергал тех, кто утверждал, что западная наука и просвещение не нужны России.

«Философские письма» состоят из восьми писем, объединенных общим «мотивом» — размышлениями о роли религии в жизни общества, в формировании его особого характера; размышлениями об истоках и роли православия, а также о роли католической церкви в понимании и регулировании социальных вопросов в западноевропейских обществах.

Чаадаев принадлежал к числу мыслителей, придерживавшихся религиозной парадигмы в своей концепции «русской идеи» и национального самоопределения. В своем первом письме, которое служит введением ко всей работе, Чаадаев пишет: «И если бы я не был уверен, что религиозное чувство, хотя бы отчасти пробужденное в сердце человека, какие бы муки оно ему ни причиняло, лучше его полной анестезии, я должен был бы пожалеть о своем рвении. Здесь автор предлагает «выяснить точку зрения, с которой следует смотреть на христианский мир и на то, что мы (русские) в нем делаем». В этой точке зрения — большая высота, преимущество «учения, основанного на высшем начале единства и прямой передачи истины в непрерывной преемственности ее служителей…» и т.д.

Далее следует рассмотрение такого сложного вопроса, как кто такие русские и как они «выросли» по отношению к другим народам (в основном западным). «У всех народов есть период бурных волнений, страстных волнений, активности без сознательных намерений». По мнению Чаадаева, именно в это время происходят великие свершения, сопровождаемые неистовством без ясной причины, что стимулирует плодотворную деятельность, развитие поэзии, литературы и живописи. Все это — молодость народа, отправная точка для дальнейшего исторического развития. Однако у русского народа не было ничего подобного, а только «дикое варварство…, грубое суеверие…, иноземное владычество, суровое и унизительное, дух которого впоследствии унаследовала национальная власть», — пишет автор. «Особенность» русского народа в том, что мы никогда не мигрировали с другими народами, географически находились между развитым Западом и отсталым Востоком, и не могли воспринять традиции ни того, ни другого. «Чудесное сочетание человеческих идей в череде поколений и история человеческого разума, которая привела его к нынешнему состоянию во всем остальном мире, не оказали на нас никакого влияния». Так же в отличие от других мыслителей, Чаадаев считает, что у русского народа в силу его развития появилась не идея общины и «коллективного разума», а прямо противоположные идеи изоляции, хаоса, неопределенности. Проявлением такой изоляции и хаоса автор считает «безрассудную смелость» в низших слоях народа.

Характеристика русской идеи в трудах Н.А. Бердяева

Николай Александрович Бердяев (1874 — 1948) был мыслителем и публицистом. Он родился в Киеве и происходил из знатной семьи. Он выступал в программных сборниках русских идеалистов: «Проблемы идеализма», «Вехи», «Из глубины». В советский период он основал Вольную академию духовной культуры. Философские поиски Н.А. Бердяева привели к построению экзистенциалистской концепции. Главная проблема его философии — существование человека, смысл его существования. Что касается общественно-политических взглядов, то Бердяев очень скептически относился к правительству и государству. И, по его мнению, русский народ сильнее, чем люди на Западе, чувствует зло и грех всякой власти. Основная тематика его произведений связана с философией истории («Судьба человека в современном мире», «Русская идея») и идеологией «аристократии духа» («Самопознание»). Необходимо также отметить вклад Н.А. Бердяева в развитие французского экзистенциализма и персонализма.

Как уже говорилось, Н.А. Бердяев дал наиболее полную социально-психологическую характеристику «русской идеи», связав ее с «загадочными» противоречиями психологии русского народа. Прежде всего, для автора раскрытие этих противоречий связано с загадочной жаждой абсолютизма. Стремление русских к чему-то возвышенному, идеальному, совершенному, абсолютному необходимо для того, чтобы служить идеалу, подчинить ему всю жизнь. Отсюда стремление к проявлению радикализма разного рода: «Очень важно отметить, что русская мысль имеет тенденцию к тоталитарным доктринам и тоталитарному мировоззрению. Только такое учение было успешным для нас». Что, порой, бросало русский народ не только и не столько из крайности в крайность, сколько оставляло в каком-то промежуточном состоянии. Так, Бердяев указывает, что это происходит из-за накопленного веками «отрицательного сознания», застывания атеистических и нигилистических идей. В последней (результат европейского развития) он видит отражение «самых крайних форм» в России. «Если русский — анархист, то он самый крайний, восстающий против самих основ бытия. Если русский — материалист, то материализм для него — теология, если он атеист, то его атеизм — религиозный. Н.А. Бердяев также отмечал, что русский народ — самый аполитичный, никогда не умевший обустроить свою страну, и в то же время Россия — «самая государственная и самая бюрократическая страна в мире», все в ней «превращается в орудие политики». В русской «стихии действительно есть какое-то национальное бескорыстие, женственность», и в то же время это страна «невиданных эксцессов, национализма, угнетения подчиненных национальностей, русификации».

Так как работы Бердяева преимущественно историософские, но в целом рассматривается возникновение некоторых новых черт в русском самосознании на протяжении истории. Автор рассматривает работу Чаадаева «Философические письма» как пробуждение оригинальной и независимой русской мысли. Однако, как бы ни было трудно любому русскому человеку читать и понимать мысли, изложенные в «Письмах», по словам Н.А. Бердяева, русское самосознание «должно было пройти через это горькое самоотречение». В анализе многих проблем творчество Чаадаева проникнуто русской мессианской идеей, которая, по мнению Бердяева, получила дальнейшее развитие в работах Соловьева, Хомякова и многих других мыслителей.

Важную роль в характеристике русского народа играет потребность в отрицании, разрушении и созидании, возрождении, которые питаются «героической» природой народа. Бердяев также считает отрицание социального неравенства, обличение несправедливости правящих классов «очень существенным русским мотивом».

По мнению Бердяева, русское национальное сознание не может соответствовать только славянофильству или только западничеству. «Она должна раскрыть великую миссию России — быть посредником между Востоком и Западом, осуществить славянофильскую мечту о единении с западной культурой и воплотить ее в собственной плоти и крови. В то же время необходимо поддерживать разумный баланс между восточными элементами и западной культурой, иначе Россию ждет упадок и разрушение, что стимулирует «русский дух», нацеленный на построение великой жизни, но, оставленный без контроля, он превращается в дух «самосожжения и самоуничтожения».

Заключение

В соответствии с целями курсовой работы проведенный анализ показывает, что необычайный интерес практически всех русских мыслителей к понятию «русская идея» оправдан тем сильным влиянием, которое она оказывает на умы людей. Сила его воздействия, как уже говорилось, обусловлена тем, что «русская» или национальная идея содержит апелляцию к базовым духовным ценностям и вызывает у людей патриотизм.

«Русская идея» или национальная идея — это часть государственной идеологии, которая, несомненно, играет важную роль в жизни общества, государства, а иногда и в существовании самого государства.

Государственная идеология — это совокупность теоретических, политических взглядов и позиций, которые изложены в научных трудах, произведениях искусства, служат практическим руководством при осуществлении внутренней и внешней политики государства, направленной на выражение и защиту интересов народа и государства. Следуя этому определению, мы приходим к выводу, что зачатки национальной идеи, несомненно, можно наблюдать уже у восточных славян, наряду с появлением оседлого образа жизни на четко определенной территории и осознанием себя единым целым.

«Русская идея» в историческом процессе соответствовала конкретным требованиям власти, но в то же время основывалась на народной идее «общности». Таким образом, «русская идея», содержавшая в себе компонент религии, приняла форму «Троицы», и в дальнейшем историческом процессе происходили изменения в ней по содержанию, но не по сути или форме.

Проанализировав подходы П.Я. Чаадаева в отношении определения сущности «русской идеи», я прихожу к выводу, что для него «русская идея» тесно переплетается с религиозной сферой. Автор «Философических писем» выразил горькое негодование по поводу изоляции русского народа от «мирового становления человеческого рода», национального самодовольства и духовного застоя, препятствующих осознанию и выполнению определенной свыше миссии, которая должна найти отражение в «русской идее». П.Я. Чаадаев высказывает несколько основных идей для всей русской мысли XIX века. Преимущество России — целинная земля. Его отсталость дает возможность выбора. Скрытые потенциальные силы могут проявить себя в будущем.

Выявляя особенности «русской идеи» в творчестве Н.А. Бердяева, были проанализированы проблемы, выражение которых отчасти можно найти в произведениях его современников. Среди таких проблем можно назвать — проблему понимания России как особой страны с особыми задачами, определение их сверху; определение характерных черт русской идентичности, характера в контексте исторического процесса; определение роли религии в формировании «русской идеи»; и другие философские и социально-политические проблемы. Бердяев также определил основные контуры «русской идеи» — сочетание идей братства людей и народов и идеи соборности, духовной коммунотарности.

Исследуя историческое значение «русской идеи» для русского народа и обращая внимание на настоящее, нельзя не отметить, что значение «русской» или национальной идеи не утратило своей актуальности и по сей день, а лишь усилило внимание общественных деятелей и населения в целом. Это объясняется тем, что национальная идея всегда была тем лозунгом, под которым наша многонациональная и многоконфессиональная страна неоднократно объединялась в едином порыве к светлому будущему.

Список литературы

  1. Авцинова Г.И. Политический радикализм в России: социокультурный аспект. — Киев, 1995
  2. Аксюгиц В. «Бог и Отечество — формула русской идеи»// Москва, 1993, №1 — с. 120 — 127.
  3. Антология политической мировой мысли. В 5 томах. Том III, IV./ Национальный фонд социальных наук. Акад. политологии; руководитель проекта — Г.Я. Кузнецов. Семигин и др.; Редакционный/Научный совет — Председатель совета — Г.Я. Кузнецов. Семигин и др. — Москва, Мысль, 1997. 4.
  4. Андреев Ю. Всероссийская и национальная идея сейчас и в будущем // Диалектика. — 2001. — №1. — с. 63-65
  5. Арбатов А. Национальная идея и национальная безопасность // Мировая экономика и международные отношения. — М., 1998. — № 5,6 — с.5-21;5-19
  6. Артемонова В.Г. Философская мысль: от истоков до наших дней. Новгород, 1997.
  7. Бердяев Н.А. Русская идея («Русская идея», «Самопознание»). /Составлено Н.А.Бердяевым («Русская идея», «Самопознание»). Под редакцией М.А.Блюмеркранца. — М.: ООО «Издательство АСТ»; Харьков: «Фолио», 2004.
  8. Бердяев Н.А. Судьба России. М., 1990
  9. Бессонов Б. Русская идея, мифы и реальность. М., 1993
  10. Большая советская энциклопедия. Том 3, 6, 10, 24, 26, 27, 28 — М.: Советская энциклопедия, 1970.
  11. Вдовиченко Л.Н., Гурьев М.А. Кучкаров З.А., Малахов А.И. Идея — 150-е — М.: Концепт, 1997.
  12. Владиславлев А., Караганов С. Тяжкий крест России: «Русская идея», вернее «идея России» как мощная, но еще не сформированная //Независимая газета. 1992. nov. 17 (#221), p.5.
  13. Герцен А. Быль и думы. Ч. 1-5. м.: Художественная литература, 1969.
  14. M. Грушевского. Иллюстрированная история Украины. Приложения: старые труды об Украине-России, очерк ее новейшей истории, документы, универсалы, Конституция 1710 г. — Киев, МПП «Левада», 1997.
  15. Гулыга А.В. Русская идея и ее творцы. — Москва: Эксмо, 2003.
  16. Ильичев Н. «Национальная идея» и патриотизм // Диалог. — М,2002. — №10 — с.45-48.
  17. История политических и правовых учений : учебник для вузов / под общ. ред. акад. Под ред. акад. РАН, проф. В.С. Нерсесянца. — М.: Издательство НОРМА, 2003. 18.
  18. Кавелина К.Д. Собрание сочинений в 4-х томах. Т. 1,4. Санкт-Петербург. Типография М.М.Стасюлевича, Вас. Остров, 1900.
  19. Ключевский, В.О. Краткий справочник по истории России. — М: «Рассвет», 1992. 20.
  20. Концепция национальной безопасности Российской Федерации // Независимое военное обозрение — М.. — № 1 (174).
  21. Медведев Р. Отсутствие национальной идеи и идеология радикальных реформ //Диалог, 1998 — № 12, с.56 — 60.
  22. Настроения, мнения и оценки населения // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены — М — №2, [64], 2003. стр. 74-100
  23. Национальная идея: построение нравственного общества в России: Материалы конференции, Иркутск, 18-19 мая 2001 г. — Иркутск: Издательство Иркутского государственного университета, 2001.
  24. Общая и прикладная политология / Под редакцией Жукова В.И., Краснова Б.И.: учебник. — МОСКВА: МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ, 2001.
  25. Парамонова С.П. Динамика морального сознания. — Пермь. Пермь, Пермский государственный технический университет, 1997
  26. Парамонова С.П. Динамика морального сознания. Пермский государственный технический университет, 1997.
  27. Подберёзкин А., Макаров В. Стратегия будущего президента России: российский путь. — М.,2000
  28. Политическая энциклопедия в двух томах. Том 2 — М. Мысль, 1999.
  29. Пушкин А.С. Собрание сочинений Москва, Главная контора Товарищества «Бр. А. и И. Гранат и Ко», 1900.
  30. Соколов В. В поисках великой мечты. — «Общая газета», 18 — 24.01.1996.
  31. Сущность русского православного самосознания / Новгородцев П.И. Собр. соч. M., 1995.
  32. Чаадаев П.Я. «Апология социальных наук» («Философские письма», «Апология социальных наук»). — Санкт-Петербург: Азбука — Классика, 2004.
  33. Чаадаев П.Я. pro et contra — СПб: Азбука-классика, 1998.
  34. Эйдельман Н.Я. Сердца против автократии. Тайная политическая история России в восемнадцатом и девятнадцатом веках и свободная пресса. — Москва: Мысль, 1984.
  35. Яковлев А.И. Государственная идеология. — Калуга: «Облиздат», 2001.