Для связи в whatsapp +905441085890

Русский космизм и «вселенский пессимизм» А. Шопенгауэра — Происхождение пессимизма

Артур Шопенгауэр родился 22 февраля 1788 года в Данциге (ныне Гданьск). Его отец, Генрих Флорис Шопенгауэр (1747-1805), богатый купец, происходил из очень уважаемой семьи, которая приобрела высокий социальный статус и престиж на протяжении нескольких поколений благодаря успешной торговле и респектабельности. Сын очень любил отца и считал себя наследником ярких черт своего характера, и до конца своих дней он был благодарен ему за «редкое счастье свободы и независимости», обеспеченное состоянием отца, которое позволило ему «воспитывать себя, развивать свои способности и использовать их по назначению». Несмотря на то, что Шопенгауэр родился в богатой семье, материальное богатство не защищало его от страданий. Семья ссорится с родителями, а затем смерть любимого отца, непонимание и холод от матери, неудачи в служении и личной жизни породили в нем недоверие к человеческому миру, в котором господствовало зло. Родители Артура находились в состоянии глубокого внутреннего конфликта, который серьезно повлиял на духовное благополучие их ребенка. Отец Артура разлучился с женой, а два года спустя, в 1805 году, покончил жизнь самоубийством (обстоятельства его смерти вызывают подозрения в преднамеренном самоубийстве). Его вдова и мать, Иоганна Шопенгауэр, была жизнерадостной и жизнерадостной женщиной, привыкшей к товарищеской жизни и в основном занималась собой. Неудивительно, что мы с Артуром начали выпадать, и в 1814 году произошла полная поломка. Родители Артура находились в состоянии глубокого внутреннего конфликта, который сильно повлиял на психическое состояние ребенка. Затем отец Артура разлучился с женой, а два года спустя, в 1805 году, покончил жизнь самоубийством. Его вдова и мать Артура, Иоганна Шопенгауэр, была ярким и жизнерадостным человеком, привыкшим к общению и в основном занятым собой. Неудивительно, что Артур начал с ней ссориться, и в 1814 году произошла полная разлука. Но она была талантливой писательницей, двигалась в литературно-художественных кругах. Но именно мать дала свободу духовным поискам сына, и он продолжил учебу. Когда Шопенгауэр получил радостную весть от матери, он сразу же начал подготовку к поступлению в университет. В Готе, где он остановился лишь ненадолго, и в Веймаре, он два года изучал классические языки в муниципальных гимназиях, а также занимался математикой и историей.

По достижении совершеннолетия (1807 г.) Артур Шопенгауэр получил треть наследства, оставленного его отцом, а затем стал студентом медицинского факультета Гёттингенского университета. Он интересуется философией и через полгода переводится на философский факультет, не покидая медицины. Он изучает Платона и Канта, а также медицину и анатомию и слушает курсы по логике, метафизике и психологии, математике, немецкой истории, естествознанию, химии, физике, астрономии и ботанике.

В 1811 году Шопенгауэр переехал в Берлин, где продолжил учебу в университете: слушал лекции Вольфа по истории греческой и латинской литературы, Шлейермахера — по истории философии, Фихте — по философии, продолжая при этом свое образование в области естественных наук. Его учеба в Берлине длилась два года и должна была завершиться врачебным исследованием, но возобновление военных действий вынудило его покинуть Берлин и уехать в Саксонию. Он поселился недалеко от Рудольштадта и написал диссертацию «О четырехкратном корне закона достаточности рассудка». Вскоре он защитил ее в Йенском университете и получил степень доктора философии.

Русский космизм и «вселенский пессимизм» А. Шопенгауэра

Происхождение пессимизма

В дрезденский период Шопенгауэр пишет трактат «О видении и цвете» (после веймарских бесед с Гете) и создает свое главное произведение — «Мир как воля и воображение» (первый том), работа над которым заканчивается в марте 1818 года, осознавая исключительную важность своего творчества. После этого он отправляется в путешествие по Италии (посещает Венецию, Флоренцию, Неаполь, Рим, где живет четыре месяца, видит Геркуланум и Помпеи), а через одиннадцать месяцев возвращается в Дрезден. Во время этого путешествия сознание окончательно утвердилось в Шопенгауэре, что он не создан для семейной жизни и что самым естественным состоянием для него является одиночество. В связи с появлением первого тома своего магнумного опуса Шопенгауэр написал своему издателю П. Моя работа представляет собой новую философскую систему, новую в полном смысле этого слова: не обновленную экспозицию того, что уже существует, а ряд тесно связанных между собой мыслей, которые никогда ранее не появлялись ни в одном человеческом сознании. (Сам Шопенгауэр понимал абсолютную новизну своей философии как попытку «объяснить мир от человека», увидеть мир как нечто живое и осмысленное, нравственно ценное). Однако большая часть тиража, как опасался Брокхаус, ушла на макулатуру.

За провалом книги последовало учебное фиаско. В 1820 г. Шопенгауэр получил должность доцента в Берлинском университете. Встреча с Гегелем в марте того же года на пробной лекции — «О четырех различных родах причин» — стала началом их продолжительной вражды. Гегель относился к Шопенгауэру с полным презрением; последний неустанно боролся против «шарлатана» (как он называл своего оппонента) и его «философии абсолютной бессмыслицы». Так как Шопенгауэр высокомерно установить время своих лекций в те же часы, что и Гегель, он остался без аудитории.

Пять лет спустя автор новой философской системы снова попробовал свои силы на лекциях в Берлине. Университетский курс был прочитан им в 1826-1832 годах, но его прослушали менее десятка слушателей. Никто больше не записался на курс; студенты предпочитали слушать Гегеля, который читал лекции в то же время, что Шопенгауэр намеренно запланировал свой курс. Молодому Приватдозенту не помогла эпидемия холеры, унесшая Гегелю жизнь осенью 1831 года. Шопенгауэр оставил университет и Берлин в целом и никогда не возвращался к преподавательской деятельности. Вывод, который он сделал для себя, был выражен в следующих словах, написанных в 1844 году и широко известных: «И для того, чтобы моя философия стала способна занять стул для себя, необходимо прийти в совершенно другие времена. Эти слова оказались пророческими. В то же время события в жизни Шопенгауэра переполняли друг друга: с лета 1833 года во Франкфурте-на-Майне наконец-то обосновался отставной Privatdozent, который вел одинокую, необщительную и почти уединенную холостяцкую жизнь, в достаточной мере обеспеченную арендной платой после ликвидации отцовского предприятия.

Артур Шопенгауэр перешагнул порог своего пятидесятилетия, когда его первый успех пришел к нему. Соперничающее сочинение «О свободе человеческой воли» (1839) получило премию Норвежского королевского научного общества; другое — «На основе морали» (1840) — осталось незамеченным; не привлекла внимания и книга, объединяющая оба сочинения по этике под одним названием «Две основные проблемы этики» (1841); второй том основного сочинения (1844) постигла та же участь. Горизонт жизни Шопенгауэра закрыт. Почти нет новых знакомых или мест за последние 30 лет жизни. Отвергнутый миром, он в основном оторван от событий своего времени, тоже не участвует в современной философской жизни — никак не реагирует на резонанс, вызванный именами Л. Фейербаха, Б. Бауэра, А. Руге, Д. Штрауса и других.

Худший из всех миров

«Оптимист приглашает меня открыть глаза и посмотреть на мир, какой он прекрасен в свете солнца, с его горами, долинами, ручьями, растениями, животными» ….. Но разве мир — это панорама? Как зрелище, конечно, все эти вещи прекрасны, но быть ими — это совсем другое дело. Наш мир устроен точно так же, как он должен был быть устроен, чтобы удержать его вместе; если бы он был еще хуже, он вообще не мог бы существовать. Мир настолько плох, насколько он может быть, насколько он должен быть вообще».

В 1818 году Шопенгауэр написал книгу «Мир как воля и воображение», она стала особенно популярной на рубеже 19-го и 20-го веков. Начиная с кантийской идеи о примате практического разума, важнейшим компонентом которого была свободная и «автономная» воля, Шопенгауэр тогда стал спорить за примат воли над разумом, то есть стал двигаться в более антикантийском, антиклассическом направлении. На этом пути он выработал много интересных и здравых представлений о разграничении волевой (связанной с волей) и эмоциональной (связанной с эмоциями) сторон человеческого разума и их роли в жизни людей. Например, он критиковал классический рационализм за противоречие реального превращения воли в простой придаток разума. На самом деле, утверждал Шопенгауэр, воля, то есть человеческие мотивы, желания, мотивы действия и процессы их конкретизации, относительно независимы и во многом определяют ориентацию, результаты познания разума. «Разум» в понимании классической философии, Шопенгауэр объявил вымыслом и резко раскритиковал традиционный рационализм. По мнению Шопенгауэра, причина должна быть заменена волей. Но для того, чтобы «воля с властью» могла конкурировать с «всемогущим» разумом, как это делали философы-классики, интерпретация Шопенгауэра впервые представила волю как не зависящую от контроля разума, сделала ее «абсолютно свободной волей», которая якобы не имела ни оснований, ни причин. Во-вторых, воля как бы рухнула на мир, на Вселенную: Шопенгауэр заявил, что человеческая воля связана с «таинственными силами» Вселенной, с некоторыми из ее «импульсов воли». Таким образом, воля стала изначальной и абсолютной — мир на счету Шопенгауэра стал «волей и счетом». Идеализм рационализма, «мифология разума» классической философии уступили место идеалистической «мифологии воли». Односторонности рационализма противостояли крайности волюнтаризма.

Шопенгауэр известен как один из основных представителей пессимистического течения в философии. Шопенгауэр считает одной из величайших ошибок почти всех метафизических систем то, что они рассматривают зло как нечто негативное; напротив, это нечто позитивное, то, что дает себя почувствовать. Зло, по его мнению, неизбежно, как следствие утверждения воли к жизни. Есть не только утверждение воли жить, но и отрицание, даже полное ее аннулирование: в этом последнем случае есть совершенно другой мир, совершенно другой Дасейн, о котором, однако, мы понятия не имеем и который представляется нам ничем, но и ничем абсолютным, а только относительным. Шопенгауэр считает, что освобождение от мирового зла возможно, но только через радикальное исцеление, полное возрождение и обновление. Шопенгауэр находит утешение в росте знаний против существующей в мире массы зла.

Если бы сама жизнь была драгоценным товаром, была бы необходимость охранять ее выходные двери такими ужасными привратниками, как смерть и ее ужасы. Кто бы захотел остаться в жизни таким, какой она есть, если бы смерть не была такой ужасной. В страданиях жизни люди утешают себя смертью, а в смерти утешают себя страданиями жизни — неразрывным целым, лабиринтом заблуждений, из которого так же трудно выбраться, как и желательно.

Русский космизм

Космизм понимается как целое течение русской культуры, в которое входят не только философы и ученые, но и поэты, музыканты и художники. Есть определенное космическое вдохновение и дыхание в работах любого художника, и этого, кажется, достаточно, чтобы сделать его космонавтом. Но тогда то же самое можно было бы сделать и со многими создателями культуры не только в России, но и во всем мире, ибо ощущение глубокой взаимосвязи сознательного бытия с космическим существом, мысль о человеке как о микрокосме, охватывающем все природные космические элементы и энергии, пронизывает мировую культуру, как восточную, так и западную.1 Именно Россия, родина всех народов, стала космическим единством мира.

В России, ставшей родиной научного учения о биосфере и ее переходе в ноосферу и открывшей реальный путь в космос, с середины прошлого века сформировалось уникальное космическое направление научной и философской мысли, получившее развитие в ХХ в. Среди них такие философы и ученые, как В. Вернадский, К. Циолковский, Н. Ф. Федоров, А. В. Сухово-Кобылин и др. В философском наследии мыслителей русского религиозного возрождения — В.С. Соловьев, П. А. Флоренский, С. Н. Булгаков, Н. А. Бердяев, их философское наследие также демонстрирует линию мысли, близкую к пафосам русской космологии. Это относится к той тенденции в русской православной философии, которую Н. А. Бердяев назвал «космоцентрической, которая видит божественные энергии в созданном мире и направлена на преобразование мира» и «антропоцентрической, направленной на человеческую деятельность в природе и обществе». Здесь поднимаются «проблемы о космосе и человеке» и развивается активная, творческая эсхатология, значение которой, по мнению Бердяева, заключается в том, что «конец этого мира, конец истории также зависит от творческого акта человека».

Можно избежать неоправданного и неизмеримого расширения этого философского течения, сразу определив принципиально новое качество мировоззрения, которое является его определяющей генетической характеристикой. Это и есть идея активной эволюции, то есть необходимости нового сознательного этапа в развитии мира, в котором человечество направляет его в направлении, продиктованном разумом и нравственными чувствами. Поэтому, пожалуй, точнее определить это направление не столько космическое, сколько активно-эволюционное, в процессе роста, далекое от совершенства, но коллективно сознательно созидательное, направленное на преобразование не только внешнего мира, но и его собственной природы. По сути, речь идет о расширении прав сознания — духовных сил, овладении духом материи, одухотворении мира и человека. Космонавтам удалось совместить заботу о великом целом — Земле, биосфере, космосе — с глубочайшими притязаниями на высшую ценность — индивидуальность. Недаром проблемы, связанные с преодолением болезней и смерти, достижением бессмертия, занимают столь важное место. Гуманизм — это не идеалистический, мечтательный гуманизм, а основанный на глубоких знаниях, вытекающих из целей естественной, космической эволюции как таковой.

Вклад В.И. Вернадского в активно-эволюционную мысль огромен и конкретен. Его научные и философские теории в какой-то мере можно сравнить с прочным фундаментом, без которого идеи и проекты космонавтов могли бы стать прекрасными, а в воздухе — просто замками.

Основные идеи и течения в философии русского космизма

П. Флоренский — один из тех, кто по праву принадлежит к традициям русского космоса.

Он считал, что существуют «идеальные отношения» мира и человека, их проницаемость друг для друга», их взаимосвязь. Как и древнегреческая философия, он соотносит мир и человека как макромир и микромир, который по своей природе является образом и подобием Вселенной и содержит в себе все, что есть в мире. Несмотря на то, что космический подход к человеку лишает его полноты личного бытия, Флоренскому удалось найти выход из этой сложной ситуации.

И мир, и человек одинаково сложны и внутренне бесконечны, так что их можно рассматривать как части друг друга. Мир можно рассматривать биологически как универсальное тело человека и экономически — как сферу его экономики. Мир — это откровение человека, проекция человека. Это космический антропологический дуализм Флоренского.

Космизм Соловьева. Реальность окружающего нас мира — это настоящая тайна и задача разума. Эта задача равнозначна выведению условной из безусловной, условной реальности из абсолютной идеи, естественного мира явлений из мира божественного существа. Связь между божественным и естественным миром — это человек. Человек объединяет в себе все возможные противоречия, все из которых сводятся к одному великому противоречию между обусловленным и необусловленным, между абсолютным и вечным бытием и преходящим явлением или видимостью. Человек — это одновременно и божественность, и небытие. Следовательно, человеку необходимо найти свое место и смысл в общем контексте истинного бытия.

Можно выделить несколько идей космоса Соловьева:

Идея вездесущности, вечного органического целостного истинно-сущностного мира, имеющего религиозный характер (вне божественного начала существование — хаос).

Философия Н.Ф. Федорова. Космос, пространство в философском сознании были, как правило, воплощением безграничного, абсолютного, недоступного для ограниченного человеческого понимания, остается предметом медитации, восхищения, смешанного с благоговением перед бездной небытия. Созерцательное отношение к космосу, восходящее к древности, преобладало на протяжении многих веков. Только с Федорова философия и наука были движимы спросом на преобразующую человеческую деятельность, направленную на макрокосмос. Для мыслителя борьба с сепаративным пространством — это «первый шаг в борьбе со всепоглощающим временем». Две глобальные победы человечества — над пространством и временем — взаимосвязаны и взаимозависимы. Поле трансфигурированной бессмертной жизни может быть не только всей Вселенной, бесконечной и неисчерпаемой по своим энергетическим и материальным возможностям, но и долгоживущими, а затем и бессмертными существами с биологически гибким, перестроенным организмом, контролируемым сознанием, способными жить и творить в самых маловероятных внеземных условиях. Суть идеи «регулирования природы» заключается не только в конкретных проектах, многие из которых уже реализуются или могут быть реализованы — она более радикальна и имеет конечную цель — изменить статус природного и космического существования, самой природы человека.

Антропокосмизм Н.Г.Холодного. В своем основном труде «Мысли Дарвиниста о природе и человеке» (1944) Н.Г.Холодный развивает философию антропокосмизма и эпистемологии на основе идей эволюционизма. В качестве противовеса антропоцентризму (который ставит человека в центр всей Вселенной), Холодный использует антропокосмизм, который подчеркивает огромное значение человеческого действия в эволюции природы, во взаимоотношениях между человеком и природой. В своей книге Холод анализирует отношения между человеком и природой, показывая процесс создания человеком особой среды, отличной от природной, которую он называет антропосферой. Антропосфера, как часть биосферы, создается человеком, благодаря его творчеству. «Человек, несмотря на основные черты живого мира, который он создал, продолжает оставаться неотъемлемой частью Космоса и полностью подчиняется действующим в нем законам».

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Корни философской культуры древней руси
  2. Чарльз Пирс как основоположник прагматизма
  3. От древности к средневековью: два типа умозрения
  4. Понимание деятельности и ее всеобщих начал. Специфика в понимании социального субъекта
  5. Априорное и апостериорное
  6. Экзегетический метод Филона Александрийского
  7. Единство материального и духовного производства
  8. Роль сциентизма в культуре XX века
  9. Философия русского просвещения
  10. Идея цикличности истории в европейской социальной сфере философии