Для связи в whatsapp +905441085890

Русский марксизм — Краткая история марксизма

К началу 1880-х годов в России уже сложились условия для возникновения и распространения идеологии пролетариата. Ленин первым из русских марксистов поставил в качестве неотложной практической задачи создание рабочей партии в России и возглавил борьбу революционных социал-демократов за ее осуществление. Он считал, что это должна быть пролетарская партия нового типа, принципы, формы и методы деятельности которой должны отвечать требованиям новой эпохи, эпохи империализма и социалистической революции. Он взял на вооружение центральную идею марксизма об исторической миссии рабочего класса как убийцы капитализма и строителя коммунистического общества. Ленин сделал все, что мог, и отличился как вождь рабочего класса.

Здесь уместно вспомнить хрестоматийное высказывание Ленина из его книги «Инфантильная болезнь левого коммунизма»: «Марксизм как единственно правильная революционная теория действительно выстрадал в России полвека неслыханных мук и жертв, неслыханного революционного героизма, невероятной энергии и самоотверженных исканий, изучения, проверки на практике, разочарований, испытаний, сравнения с опытом Европы. В этой связи Ленин особо вспоминал «таких предтеч русской социал-демократии, как Герцен, Белинский, Чернышевский и блестящую плеяду революционеров 70-х годов». Тема развития марксизма в России не потеряла своей актуальности и в наши дни. История нашей Родины позволяет нам проанализировать действия и предотвратить возникновение подобной ситуации.

Период распространения марксизма в России можно рассматривать как целую эпоху. Это отдельная страница в истории нашей Родины. Эту идеологию не следует считать уникальной. У него есть как плюсы, так и минусы.

По мнению некоторых историков и экономистов, попытки построить «справедливое общество» на основе классического марксизма не только неосуществимы и утопичны, но и привели к ненужной гибели миллионов людей по всему миру.

Точка зрения о противоречивом характере марксизма как науки об общественном развитии встречается и в современном экономическом образовании.

Сторонники марксизма сформулировали следующие цели:

1.) Перевести труды К. Маркса и Ф. Энгельса на русский язык с целью распространения идей научного социализма в России.

2.) Критика народничества и разработка проблем общественной жизни России с позиций марксизма.

Более того, группа «Освобождение труда» приблизила теорию марксизма к практике российского рабочего движения. Она пропагандировала марксистские идеи не в целом, а в их применении к России. До прихода Ленина на роль вождя пролетариата российские рабочие считали Плеханова своим идейным вдохновителем и верховным авторитетом.

Из всего этого мы можем сделать следующий вывод: Особенности марксизма оказали заметное влияние на историю России, где он стал государственной идеологией.

В советском варианте теория формации во многом превратилась в жесткую схему фатальной смены пяти типов общества: первобытного, рабовладельческого, феодального, капиталистического и коммунистического. Это не значит, что марксизм в нашей стране совсем не развивался — он дополнялся теориями империализма и построения социализма в одной стране и другими новациями.

Однако попытка построить общество социальной справедливости на основе такой идеологии оказалась не очень удачной, что привело к тому, что многие социологи разочаровались в познавательных способностях марксизма.

Русский марксизм - Краткая история марксизма

Краткая история марксизма

В наиболее развитых странах Европы классовая борьба между пролетариатом и буржуазией вышла на первый план в 40-х годах XIX века (восстания ткачей Лиона в 1831 и 1834 годах, подъем английского чартистского движения в середине 30-х — начале 50-х годов, восстание ткачей в Силезии в 1844 году).

В этот период немецкие мыслители К. Маркс и Ф. Энгельс вступили в «Лигу коммунистов» — тайное пропагандистское общество, организованное немецкими эмигрантами, с которыми Маркс познакомился в Лондоне. Для этого общества они написали знаменитый «Манифест Коммунистической партии», опубликованный 21 февраля 1848 года. В ней провозглашалась неизбежность разрушения капитализма пролетариатом и приводилась краткая программа, показывающая переход от капиталистической к коммунистической формации общества:

Пролетариат должен использовать свое политическое господство, чтобы постепенно лишить буржуазию всего капитала, централизовать все орудия производства в руках государства, т.е. пролетариата, организованного как правящий класс, и, возможно, увеличить сумму производительных сил.

Конечно, сначала это можно сделать только путем деспотического вмешательства в право собственности и в буржуазные производственные отношения, то есть путем действий, которые кажутся экономически недостаточными и несостоятельными, но которые в ходе движения перерастают себя и становятся неизбежными как средство свержения всего способа производства.

Эта программа состоит из 10 пунктов:

  1. Экспроприация земельной собственности и перевод земельной ренты на покрытие государственных расходов.
  2. Высокий прогрессивный налог.
  3. Отмена права наследования.
  4. Конфискация имущества всех эмигрантов и повстанцев.
  5. Централизация кредита в руках государства через национальный банк с государственным капиталом и исключительной монополией.
  6. Централизация всего транспорта в руках государства.
  7. Увеличение числа государственных фабрик, средств производства, расчистка под пашню и улучшение земель по общему плану.
  8. Равная обязанность труда для всех, создание промышленных армий, особенно для сельского хозяйства.
  9. Объединить сельское хозяйство с промышленностью и способствовать постепенному устранению различий между городом и деревней.
  10. Государственное и бесплатное образование для всех детей. Отмена фабричного труда для детей в его нынешней форме. Связь образования с материальным производством и т.д.

Карл Маркс резко критиковал утопический «грубый и непродуманный коммунизм» тех, кто просто распространял принцип частной собственности на всех («общая частная собственность»). Он утверждал, что грубый коммунизм был продуктом «мировой зависти».

В 1864 году был основан марксистский Первый Интернационал. Социал-демократические партии, организованные марксистами, отличались как радикальным, революционным направлением, так и умеренным, реформистским. Идеологом последнего был немецкий социал-демократ Э. Бернштейн. Во Втором Интернационале революционная точка зрения преобладала до начала 1900-х годов. Резолюции, принятые на съездах, касались невозможности союза с буржуазией, недопустимости вхождения в буржуазные правительства, протестов против милитаризма и войны и т.д. Позже реформисты стали играть большую роль в Интернационале, что привело к обвинениям в оппортунизме со стороны радикалов.

В 1890-х годах в России появился так называемый «легальный марксизм». Она рекламировалась в легальных изданиях: «Новое слово», «Жизнь» (1897—1901), «Начало». Представители: Петр Струве, Михаил Туган-Барановский, Николай Бердяев, осуждали Народничество и выступали за демократические свободы, эволюционное реформирование общества; впоследствии многие перешли от марксизма к либерализму и стали центром кадетской партии.

В первой половине двадцатого века коммунистические партии возникли из наиболее радикального крыла социал-демократии. Социал-демократы чаще всего выступали за расширение демократии и политических свобод, а коммунисты, впервые пришедшие к власти в России в 1917 году Коммунисты, впервые пришедшие к власти в России в 1917 году (большевики), а затем и в ряде других стран, были противниками демократии и политических свобод (хотя формально заявляли об их поддержке) и сторонниками вмешательства государства во все аспекты жизни общества.

Предпосылки для распространения марксизма в России

В конце периода становления капитализма, датируемого советскими историками периодом примерно 1861-1882 гг: В результате промышленной революции капитализм укрепился в городе и, разрушив общину, начал вторгаться в деревню. Это послужило развитию темпов роста пролетариата, особенно за счет крестьянства, которое все больше «угнеталось». Только в начале 1980-х годов промышленный пролетариат сформировался как класс. Рабочее движение приобрело размах и организацию, необходимые для того, чтобы отделиться как независимая пролетарская структура от общедемократического течения: К этому времени возникли первые политические организации пролетариата: «Южнорусский союз рабочих» в 1875 г. и «Северный союз русских рабочих» в 1878-1880 гг. Начались массовые забастовки (например, в Санкт-Петербурге на Новой бумажной фабрике в 1878 и 1879 гг. с участием тысяч рабочих), которые можно считать предтечей Морозовской стачки 1885 года.

Одним из важнейших факторов возникновения российской социал-демократии стала победа марксизма в западноевропейском рабочем движении и возможность воспользоваться плодами этой победы, тем более что марксизм уже давно проник в Россию, хотя и не был изначально привит на русской почве как мировоззренческая система. Прогрессивные россияне познакомились с ранними работами Карла Маркса и Фридриха Энгельса уже в 1940-х годах (В.Г. Белинский и, возможно, А.И. Герцен). В России интерес к марксизму начал быстро расти, особенно с конца 1960-х годов. Народники, познакомившись с трудами Маркса и Энгельса, занялись их переводом.

Формирование группы «Освобождение труда»

25 сентября 1883 года в небольшом кафе на берегу Роны в Женеве пять русских революционных эмигрантов, членов общества «Черный передел», объявили о разрыве с движением народников и создали новую организацию, группу «Освобождение труда», главной целью которой было перевооружение русского революционного движения и перевод его с пути утопического социализма на путь научного социализма под знаменем Маркса и Энгельса. Так родилась первая организация русских марксистов, положившая начало распространению марксизма в России, начало русской социал-демократии. Поскольку она родилась в год смерти Маркса, то тем самым засвидетельствовала, так сказать, бессмертие марксизма.
Основателями группы «Освобождение труда» были Г.В. Плеханов, В.И. Засулич, П.Б. Аксельрод, Л.Г. Дайк и В.Н. Игнатов. Каждый из них прошел долгий и трудный путь от народничества к марксизму. На этом пути проявились их выдающиеся качества, прежде всего — их общепризнанного лидера, Георгия Валентиновича Плеханова (1856-1918).

Г. Г.В. Плеханов был восьмым из четырнадцати детей (от двух жен) гусарского штабного комиссара Валентина Петровича Плеханова и Марии Федоровны Белинской (племянницы В.Г. Белинского), воспитанницы Института благородных девиц. От своего вспыльчивого, но трудолюбивого отца он унаследовал прямоту, мужество и правило жизни: «Мы всегда должны работать. Когда мы умрем, мы отдохнем», а от доброй, нежной, заботливой матери — душевная чуткость, неприятие зла, сострадание к простым людям. В начале 1880 года он был вынужден эмигрировать. Таким образом, Плеханов на время отошел от практики и сосредоточился только на теории.

Ближайшим сотрудником и самым верным другом Плеханова была Вера Ивановна Засулич (1849-1919). Эта «героическая гражданка», как назвал ее Фридрих Энгельс, была первой русской террористкой, чей выстрел в могущественного царского сатрапа Федора Трепова 24 января 1878 года вызвал не только всероссийский, но и международный резонанс.

Ортодоксальный марксизм: Г. В. Плеханов (1856-1918)

В ссылке в 1880 году Плеханов не только ознакомился с марксизмом, но и основал первую в России социал-демократическую группу «Освобождение труда». Он сразу же подхватывает идею диктатуры пролетариата и превращает ее в оружие для критики народничества.

Первый пункт его возражений касается крестьянской общины. По его мнению, она слишком узкая и односторонняя, чтобы стать основой социалистической организации производства. Материальные условия жизни разделяют крестьянство, дробят его на мелкие экономические единицы и не позволяют ему осознать и понять необходимость «экономической революции». Она требует «развитого рабочего класса, обладающего политическим опытом и образованием, освобожденного от буржуазных предрассудков и способного самостоятельно обсуждать свою позицию». Но его появления стоит ожидать не раньше, чем рухнет старая коммунальная система. Пока его нет, бесполезно «верить в близкую возможность социалистического правительства в России». Социализм, по твердому убеждению Плеханова, — это прежде всего диктатура пролетариата.

В этой связи подробно обсуждается идея Ткачева о захвате власти революционной партией. По мнению Плеханова, это может быть лишь следствием неразвитости пролетариата, отсутствия сознательного стремления к собственному освобождению. Зрелый пролетариат не позволит захватить власть даже своим самым искренним «доброжелателям». Пролетариат сам захватит инициативу с целью покончить со своими врагами и установить общественную жизнь на основе «пананархии», т.е. всемогущества. Анархия, говорил Плеханов, неприемлема для рабочего класса, поскольку она «принесет ему новые страдания», вновь подчинив его деспотической власти.

Но предположим, размышлял Плеханов, что случайно к власти пришла революционная партия и сформировала свое правительство. Каков может быть результат? Либо она будет «вынуждена организовать национальное производство», что, по общему признанию, будет «затруднено как собственной нецелесообразностью, так и нынешней степенью развития национального труда и привычками самих рабочих», либо она будет искать спасения в идеалах «патриархального и авторитарного коммунизма», сделав лишь то изменение, что вместо племенных вождей и их чиновников «национальным производством будет руководить социалистическая каста». «…При такой опеке, — проницательно подытоживает Плеханов, — народ не только не будет воспитан для социализма, но или окончательно потеряет всякую способность к дальнейшему прогрессу, или сохранит эту способность только благодаря возникновению того самого экономического неравенства, устранение которого было бы ближайшей целью революционного правительства».

Плеханов, однако, утешает себя тем, что «нет смысла говорить о результатах захвата власти нашими революционерами», поскольку «очень и очень маловероятно», что этот захват власти произойдет сам по себе.

Неудивительно, что «октябрьский путч» 1917 года стал для него полной неожиданностью, и ему ничего не оставалось, как выразить сожаление по поводу «обманутого» российского пролетариата. «Нет, — писал он на третий день после революции, — наш рабочий класс еще далек от того, чтобы взять всю полноту политической власти в свои руки на благо себе и стране. Навязать им эту власть означало бы ввергнуть их на путь величайшей катастрофы в истории, которая в то же время была бы величайшим бедствием для всей России. К сожалению, потребовалась целая эпоха, чтобы подтвердить правоту первого русского марксиста!

Большевизм: Ленин (1870-1924)

Отношения между Плехановым и Лениным поначалу складывались примерно так же, как между Лавровым и Ткачевым: молодой марксист находил позицию старого ветерана российской социал-демократии слишком «варварской». Его не удовлетворял ни его «постепенность», ни его желание подготовить рабочий класс к самостоятельным политическим действиям путем просвещения и образования. Тем более ждать, пока пролетариат составит большинство населения страны, без чего Плеханов не рассматривал идею социалистической революции. Все это неизбежно должно было привести к расколу в русском марксизме, что и произошло на Втором съезде РСДРП в Лондоне в июле 1903 года. Социал-демократическое движение было расколото между меньшевиками, которые остались верны Плеханову, и большевиками, которые встали на сторону Ленина. Теоретически Ленину было ясно, что социализм может быть только «рабоче-классовым», т.е. пролетарским, и никаким другим.

Он много и охотно критиковал «Народнический социализм», повторяя аргументы Плеханова. Недостатком этой идеологии он признает тот факт, что, основываясь на своей вере в коммунистические инстинкты крестьянства, он видел в нем «…прямых борцов за социализм…». В результате народники отошли от прямой политической деятельности и «пошли в народ», чтобы убедить его «бороться с правительством». Они не обращали внимания на «политическую и экономическую структуру деревни» и поэтому не замечали «упадка, прострации наших крестьян и ремесленников», то есть их превращения в мелкую буржуазию. Неудивительно, что вся их «теоретическая работа, направленная на изучение того института (Коммуны. — А.З.), который должен был служить основой и оплотом ликвидации эксплуатации, вылилась в программу, выражавшую интересы мелкой буржуазии, т.е. того самого класса, на котором основывался этот порядок эксплуатации». Таким образом, заключает Ленин, народники упускают из виду появление сельского пролетариата, сходного по положению с городским промышленным пролетариатом, и не признают, что «не может быть иного пути к социализму, кроме как через рабочее движение».

Никто из российских социал-демократов не подверг сомнению этот тезис в принципе. Вопрос был только в том, существует ли в России рабочее движение или нет?

Отрицательный ответ на это содержится в знаменитом кредо Е.Д. Кусковой (1869-1958), опубликованном еще в 1898 году. Это подняло две важные проблемы: Первый касался «кризиса марксизма», второй — новых вызовов для российской социал-демократии. Автор представляет следующую картину. На Западе, начиная со Средних веков, существует рабочий класс, включающий ремесленно-городской элемент, т.е. настоящая «буржуазная демократия», привыкшая «участвовать в организациях и кассах взаимопомощи, религиозных обществах и т.д.».

Это было ядро социал-демократических партий, из которого вышел «теоретический и практический марксизм». В ней сначала парламентско-политическая борьба преобладала над экономической, «с перспективой захвата власти». Но когда энергия политической борьбы была исчерпана («медленный рост голосов» на выборах, «апатия публики на собраниях», «скучный тон литературы» и т.д.), марксизм перешел к поддержке едва родившегося и совершенно «дикого» фабричного пролетариата, который «почти невозможно организовать» и который не имел других стремлений, кроме экономических. Соответственно, марксизм эволюционирует от «Коммунистического манифеста» с его «примитивным», «слишком схематичным изложением классового деления общества» к бернштейнианству, то есть экономизму, который признает реформистский путь общественного развития. Таким образом, налицо «кризис» революционного марксизма.

Отсюда и «вывод для России». По мнению Кредо, российский пролетариат так же далек от организованного рабочего класса Запада, как и тамошний фабричный пролетариат. Но она еще маленькая и слабая, так что ее вряд ли можно побудить к «политической деятельности». Это означает, что даже разговоры о создании в России марксистской политической партии по революционному образцу преждевременны, а все разговоры о такой партии «есть не что иное, как продукт переноса чужих задач и результатов на нашу почву».

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Просветительский идеал человека — Возникновение идеи нравственного идеала
  2. Внешнее и внутреннее
  3. Правовое сознание и философия права
  4. Закономерное, случайное и стихийное в истории
  5. Современные естественнонаучные представления о структуре и свойствах материи и их значение для развития философии
  6. Русский марксизм — Краткая история марксизма
  7. Знание, смысл, идея. Мир идей как мир состояний сознания
  8. Мифология и философия
  9. Основные сферы функционирования и развития общества, их диалектическое взаимодействие и единство
  10. Общество и основные его концепции
  11. Человек в концепциях космизма