Для связи в whatsapp +905441085890

С. Аскольдов и его философия — Советский период

Русская политическая философия как рациональное осмысление политической действительности, в том числе особенностей российской действительности, берет свое начало в XVIII веке (Η. М. Карамзин). Эту линию подхватили видные отечественные историки В. Ключевский, С. Соловьев, П. Милюков и др. П.Я. Чаадаев, однако, должен быть признан ключевой фигурой для понимания специфики русской политической философии. Существует множество причин для такой квалификации. Прежде всего, из-за личной судьбы мыслителя. Павел Чаадаев был штыковым бойцом в Бородинском сражении, захватывал Париж, был знаком с обоими российскими императорами своего времени, дружил с такими выдающимися в русской культуре писателями, мыслителями и общественными деятелями, как Александр Грибоедов и Александр Пушкин. Он был членом первого тайного общества будущих декабристов. Публикация его первого историософского письма, практически впервые предложившего критический анализ русской политической культуры и актуального по сей день, вызвала большой скандал, в результате которого редактор письма был осужден, а сам о. Чаадаев императорским указом признан невменяемым и пожизненно помещен под домашний арест. Он был высокопоставленным другом большинства национальных мыслителей своего времени. Через его квартиру на Басманной проходили почти все западники и славянофилы. А.И. Герцен нанес последний визит опальному философу, когда тот собирался навсегда покинуть Россию. П.Й. Чаадаев учился в Германии у Шеллинга и состоял с ним в активной переписке, читал труды К. Маркса и Ф. Энгельса, их последователей. И, наверное, только такой человек, с таким взглядом и знанием российской ситуации, мог сделать такой вывод, сформулированный П.Я. Чаадаевым в 1853 году: «Социализм победит». Но не потому, что он прав, а потому, что неправы его оппоненты». Другими словами, социализм не является правильной доктриной; он не имеет собственной победоносной силы. Но его успех обеспечивает слабость его противников, по крайней мере, в России. Ему же принадлежит язвительное, но глубокое и точное замечание о российском либерализме: «И толпятся они, как мошки в столбе света, идущего с Запада.

Контраст между западничеством и славянофильством сохранился, лишь слегка видоизменившись, до наших дней.

Следует отметить некоторые типологические особенности русской философии в целом.

  • Отечественной философии не хватает самостоятельной разработки некоторых областей философского знания. Например, в русской философии не сложилось самостоятельной натурфилософии (интерес к натурфилософии появился лишь в начале 19-20 веков в русской космогонии — но в среде естествоиспытателей, а не философов). Русская философия также не выработала самостоятельной онтологии, эпистемологии и логики. Фрейдизм, чрезвычайно популярный на Западе, отнюдь не прижился на российской почве.
  • Определенная вторичность отечественной философской мысли, которая развивалась в основном как рецепция зарубежных политических и философских идей и концепций: романтизма, гегельянства, позитивизма, марксизма, нынешнего постструктурализма и постмодернизма и так далее. В то же время этот прием иногда приводил к неожиданным результатам. Например, позитивизм, который в Европе делал упор на позитивное научное знание, в России стал нигилизмом (базаровщиной), как в моральном, так и в юридическом и политическом плане. Марксизм превратился в волюнтаристское народничество, которое фактически является оправданием классового террора государства. Постмодернизм — это моральный анархизм. Даже те институты сотрудничества, демократии и прав человека, которые рационально функционировали в Европе, в этой ситуации оказались далеки от своих европейских коллег.
  • Тематическая направленность русской философии на несколько тем, таких как свобода, личность и судьба России, в первую очередь. И развитие этих тем в русской мысли отличается глубиной, особым пафосом и острой личной вовлеченностью в понимание. Не случайно Л. Шестов и Н. Бердяев сыграли серьезную роль в возникновении экзистенциализма.
С. Аскольдов и его философия -  Советский период

Советский период

Выдающийся вклад в развитие философской мысли внесли Л. Н. Толстой (философия истории и религии, философия и практика ненасилия), Ф. М. Достоевский (проблема свободы и ответственности). Теократическая утопия была разработана В. С. Соловьева, а теория общественного идеала — П.И. Новгородцева. В. В. Розанов относился к гендерным проблемам резко, иногда эпатирующе. Идеи евразийства (Н.С. Трубецкой, Π. Н. Савицкий, Π. П. Сувчинский, Л. Карсавин и др. и частично Л. Н. Гумилев).

Советский период характеризуется господством марксизма-ленинизма и противостоянием ему религиозных и либеральных философов, авторы сборников «Вехи», «Из деп. А.И. Солженицын, А.А. Зиновьев, М. Восленский внесли общепризнанный вклад в критику советской политической системы.

Крах общества «реального социализма» в СССР вызвал интенсивные изменения в конфигурации общественной мысли в стране. Это можно проиллюстрировать на примере российской философской культуры последних десятилетий.

В начале 1980-х годов можно было выделить несколько основных направлений философской мысли в российской философской культуре.

  • Марксизм — не только официальные, но и более нетривиальные идеи М.А. Лифшица, Г.С. Батищева, Е.В. Ильенкова и большого круга авторов так называемой критики буржуазной философии, что позволило им понять опыт современной зарубежной философской мысли.
  • Неорационализм — это широкая тенденция. Она включала структурализм московско-тартусской школы (Ю.М. Лотман, А.М. Пятигорский, В.Н. Топоров и др.), логику и методологию науки (А.А. Зиновьев, Г.П. Щедровицкий, В.А. Смирнов, М.В. Попович), феноменология (М.К. Мамардашвили), либерализм правозащитного движения, возникший прежде всего в среде научно-технической интеллигенции (К.С. Есенин-Вольпин, А.С. Сахаров, С.А. Ковалев). Чем дальше мы удаляемся от этой эпохи, тем яснее становится ее типологический характер в смысле перехода от научной рациональности (Ю.М. Лотман, Г.П. Щедровицкий) к феноменологической (М.К. Мамардашвили) и даже мистико-научной (В.В. Налимов). Личности этой номинации кажутся очень, очень разными, как по своим истокам (структурализм, и семиотика в случае одной группы, активистский подход в случае другой группы и феноменология в случае третьей группы), так и по своей стилистике. Поэтому их общность довольно условна, но не менее очевидна: стремление к рациональной аргументации с использованием методов и результатов точных, естественных и гуманитарных наук.
  • «Культурология», немарксистская часть гуманитарных наук, включает «основателей» М.Бахтина и А.Лосева (противоположных в рамках этой парадигмы), В.Библера и его школу, других «бахтинцев» — С.Аверинцева, Г.Гачева, Л.Баткина, а также филологов и историков — Д.Лихачева, А.Гуревича. Ключевыми понятиями этого течения, возникшего в оппозиции как марксизму, так и структурализму, являются «культура», «диалог», «символ» и, в целом, методология гуманитарных наук в ее несводимости к экстенсивным и социальным наукам.

Философское знание

Каждое из этих движений имело свою социальную базу, среду философствования в виде определенных субкультур: официозной идеологии, гуманизма, науки и техники, религиозного официоза, андеграунда и так далее. В основе каждого из этих стилей философствования лежат такие основные философские понятия, как общество, личность, разум, культура, нация, Бог и языковая игра. И все эти направления впоследствии стали источниками дальнейшей динамики русской философской культуры

Особенно это касается марксизма, точнее марксизма-ленинизма, который прививался в качестве официальной доктрины системой образования и пропаганды, культурно-просветительской работы, средствами массовой информации. Эта доктрина культивировалась в профессиональной среде, особенно среди «профессиональных философов» (сотрудников философских факультетов университетов и нескольких академических исследовательских институтов). Но уже тогда в этой среде созрели философские альтернативы (особенно культурология, логика и научная методология). Со временем эти ветви сильно разошлись в концептуальном и организационном плане.

Возникшее в советский период представление о содержании философского знания стало результатом упрощения и схематизации марксизма (условно: Плеханов-Ленин-Букарин-Сталин-Митин) и придало этой упрощенной схеме статус структуры философии в целом. Поскольку эта инвентаризация проводилась с целью популяризации, идеологической пропаганды и контроля, она не лишена определенной рациональности. Более того, она была вольфианской по своей основе — она отражала, с одной стороны, вольфианские корни философского образования в Германии и России, а с другой — ориентацию самого вольфианства на образовательные цели.

В конечном итоге, согласно этой схематизации, философское знание состоит из пяти основных строительных блоков.

  1. диалектический материализм (диамат) был фактически метафизическим ядром философского знания, которое включало онтологию (теорию развития как «законы диалектики») и гносеологию (как «ленинскую теорию отражения»). Их объединяющим принципом было материалистическое решение «основного вопроса философии» с его онтологическим («примат» материи) и гносеологическим (познаваемость мира) аспектами. Тем не менее, эти компоненты также было трудно примирить (вспомним, например, дискуссию между «онтологами» и «гносеологами» в конце 1960-х годов). Такие «фундаментальные» проблемы, как «система категорий» и т.д., служили для обеспечения схематической целостности.
  2. исторический материализм (истматизм) — общая социология и историческая наука, телеологически ориентированная на построение коммунистического общества в результате классовой борьбы.
  3. философские проблемы науки (преимущественно естествознания) — обеспечение натурфилософской конкретизации (обновления) схемы через реальное позитивное знание.
  4. философские науки (история философии, логика, этика, эстетика, «научный атеизм»), обеспечивающие гуманитарную конкретизацию схемы, критику «современных идеалистических концепций».
  5. научный коммунизм — наиболее идеологизированная и политизированная часть советской философии, которая сосредоточена на объяснительной интерпретации (концептуальной «упаковке») актуальных политических лозунгов в телеологической связи с «конечной целью» построения коммунистического общества.

Религиозный ренессанс

Такой необходимый запас философских знаний справлялся с задачами подготовки учебных программ, учебников, рубрикаторов философской литературы, ваканского рубрикатора философских специальностей и так далее. Кроме того, в рамках этой схемы существовали возможности для динамизации и обновления.

Однако ряд идей и концепций, важных для понимания современной философии, не вписывались в эту схематизацию и с большим трудом обретали смысл своего существования (культурология, деятельностный подход), а чаще активно отвергались и развивались вне институционализированного философского знания (семиотика, герменевтика, структурализм, когнитология и т.д.) — в рамках филологии, «кибернетики» и т.д.

Эта «предыстория» во многом объясняет специфику постсоветской философской ситуации и структуру философского знания в современной России. Характеризуя развитие марксизма, помимо магистрального пути от И.В. Сталина до С. Кургиняна и А. Зиновьева, не следует забывать о ответвлениях в культурологию (М.А. Лифшиц, Э.С. Маркарян, М.С. Каган и др.), логику и методологию науки, персонализм батышевского плана и др.

С середины 1980-х годов в российской общественной сфере наблюдается религиозный ренессанс. Идеологический и духовный кризис значительно повысил не только интерес к религиозным традициям, но и востребованность теории и практики понимания исторической реальности и личностного самоопределения на основе этих традиций.

Более того, в русской философии был очевиден приоритет культурологических тем в семиотических и структуралистских формах. Очевидно, это связано с отсутствием идеологической ангажированности, имиджа профессионализма и своеобразной эзотерики, характерной для этих направлений философской мысли в советский период.

В 1980-х и 1990-х годах волна французского ноструктурализма докатилась до России, и его восприятие привело к более представительному направлению общественной мысли. В этом контексте бросается в глаза увлечение философским стилем постмодерна с присущей ему концептуальной и жанровой «всеядностью», некоммуникабельностью, низкой вменяемостью, которое озадачило даже зарубежных специалистов. Похоже, что после краха Великой идеологии этот этап был даже по-своему неизбежен. Близость постструктуралистской ментальности к традиционной семиотике, герменевтике и культурологии оказала свое влияние.

На пересечении марксизма и «национальной духовности» возник не только синтез черных и красных идей в виде банального нацизма, предсказанный С. Аскольдовым еще в 1920-е годы, но и течение национал-большевизма (А. Дугин, С. Курехин, Э. Лимонов), привлекшее внимание части молодежи.

Основные идеи философии марксизма

Нельзя не отметить поразительное равнодушие отечественной философии к неофрейдизму, к аналитической философии как таковой (в отличие от логического эмпиризма), к герменевтической онтологии (проблема понимания осмыслялась в отечественной философии почти исключительно в гносеологических терминах), к экзистенциализму с его проблемой существования как свободы. Дело не в том, чтобы критиковать эти концепции, а в том, чтобы воспринять их в опыте философствования.

Наконец, как это ни парадоксально, в силу вышеуказанных обстоятельств возникает своеобразная тоска по универсальной схеме, «сосуду» для всего поля философствования. Такие «фантомные боли» носят временный характер. Также как и неупорядоченные, слабо формализованные («тусовочные») структуры. Будучи необходимым условием саморазвития и естественной динамики любого знания, со временем они сформируют устойчивые институциональные структуры русской философии, а, следовательно, и систематизацию философского знания, соответствующего русской культуре нового тысячелетия.

Это развитие, несомненно, повлияло как на политическую науку, так и на политическую философию. В формировании отечественной политологии участвовали не только бывшие «научные коммунисты», «истматики», историки КПСС. Важную роль сыграли социологи, благодаря которым отечественная политология в решающей степени приобрела формат научной теории. Свою роль сыграли и методологи науки и, прежде всего, часть научно-технической интеллигенции, которая в эпоху горбачевской «перестройки» активно вошла в политику и политологию, привнеся не только рациональный подход, но и свежесть непосредственного политического опыта.

Основные идеи философии марксизма следующие:

  • философия марксизма — диалектический материализм, т.е. единство диалектики и материализма.
  • Философия марксизма материалистична, поскольку исходит из признания материи единственной основой мира и рассматривает сознание как свойство высокоорганизованной материи, как функцию человеческого мозга.
  • она называется диалектической, поскольку признает всеобщую взаимосвязь предметов и явлений мира, движение и развитие как результат действующих в нем внутренних противоречий.
  • суть революционного переворота, который осуществили К. Маркс и Ф. Энгельс в философии, видится в распространении материализма на понимание истории общества, на обоснование роли общественной практики. Сторонники марксизма считают, что любой материализм до К. Маркса не мог дать материалистического объяснения общественной жизни, то есть это был идеализм в понимании общества;
  • философы-марксисты считают, что как бы ни различались философские доктрины, все они явно или неявно имеют в качестве основного теоретического пункта (основного вопроса философии) вопрос об отношении сознания к материи.
  • материя — основная категория философии. Материя как объективная реальность является несотворенной, вечной и бесконечной. Материя характеризуется такими универсальными формами своего существования, как движение, пространство и время. Движение — это универсальный способ существования материи. Не существует материи вне движения, и движение не может существовать вне материи.
  • практика является основой формирования и источником знаний, главным стимулом и целью познания, критерием истинности результатов процесса познания. В отличие от агностицизма, диалектический материализм предполагает, что мир познаваем, человеческое знание все глубже и глубже проникает в законы бытия.
  • в мире действуют всеобщие законы бытия, т.е. законы диалектики. Это: а) Закон перехода количественных изменений в качественные; б) Закон единства и борьбы противоположностей; в) Закон отрицания отрицания.
  • неотъемлемой частью философии марксизма является исторический материализм как философская концепция исторического процесса. Исторический материализм — это конкретизация принципов диалектического материализма.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Л. Фейербах и его философия
  2. Возрожденческий гуманизм и проблема индивидуальности — Переход от теоцентрического к антропологическому пониманию мира
  3. Чарвака-Локаята – исторически первая философская материалистическая школа
  4. Мишель де монтень, французский писатель и философ эпохи возрождения
  5. Философское понятие материи и принцип материального единства мира
  6. Задачи современной философии
  7. Формы общественного сознания
  8. Возрождение
  9. Апофеоз искусства и культ художника — творца в эпоху Возрождения — Философия эпохи Возрождения
  10. Константность и изменчивость в философии Гераклита — Жизнь и личность Гераклита