Для связи в whatsapp +905441085890

Самообразование как фактор самосовершенствования, саморазвития и самоактуализации

Предмет: Педагогика

Тип работы: Курсовая работа

У вас нет времени или вам не удаётся понять эту тему? Напишите мне в whatsapp, согласуем сроки и я вам помогу!

На странице курсовые работы по педагогике вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Педагогика».

Дополнительные готовые курсовые на темы:

  1. Такт как основа педагогического общения учителя
  2. Элементы театральной педагогики в деятельности учителя
  3. Проблема манипуляции в педагогической деятельности
  4. Сущность и методы педагогического стимулирования
  5. Формирование учебной мотивации школьников
  6. Развитие творческих способностей у детей
  7. Проблемы дисциплины обучающихся в современной школе и пути их решения
  8. Сравнительная характеристика педагогической деятельности в школе и в ВУЗе
  9. Учет возрастных и психофизиологических особенностей в обучении
  10. Формирование коммуникативной культуры школьников

Введение

Актуальность проблемы исследования обусловлена тем, что в настоящее время все больше специалистов из разных областей знаний (педагоги, психологи, социальные работники) занимаются проблемой самореализации личности. Самореализация в современной психологии понимается как сознательная деятельность индивида, направленная на максимально возможное развитие и использование своего потенциала на благо общества и самого себя. Осознание и развитие своего потенциала позволяет человеку эффективно использовать свои способности в личной и профессиональной жизни и получать удовольствие от своих достижений.

Различные аспекты самоактуализации личности изучались как в зарубежной (А. Маслоу, К. Роджерс, Франкл и др.), так и в отечественной психологии (К.А. Абульчанова-Славская, Т.И. Артемьева, Е.И. Головаха, Л.Ю. Головина, В.В. Гозман, М.В. Кроз, Д.А. Леонтьев и другие) рассмотрены. В настоящее время активно изучаются особенности самореализации в профессиональной сфере (Н.Ф. Бачманова, Т.А. Верняева, Л.А. Коростылева), рассматриваются гендерные и возрастные особенности самореализации (Е.Е. Вахромов, И.С. Кон, Ю.А. Миславский). Несмотря на большое внимание к проблеме самоактуализации, появление новых подходов к ее решению, она остается мало разработанной и оценивается как современная сверхсложная проблема.

Маслоу в своей последней работе «Широкие границы человеческой психики», обобщая особенности самоактуализации, утверждает, что для самоактуализации необходим высокий уровень стремлений, желание максимально реализовать свои таланты и способности.

В наше время больших возможностей не все используют выпавшие им шансы, немногие развивают свои навыки, превращают свои проекты и мечты в реальность. Наиболее важными компонентами личностной активности являются стремления, которые напрямую связаны с постановкой целей, ведь когда мы ставим цели, мы предполагаем определенный результат в их достижении. От характера уровня стремления зависит успешность самоактуализации в учебе и работе, уровень и реалистичность целей, которые ставит перед собой человек, стратегия достижения этих целей.

Многочисленные исследования в зарубежной и отечественной психологической науке доказали значительное влияние, которое могут оказывать на уверенность в себе, самоотношение, отношение к деятельности и на сами мотивы особенности уровня влечений, ценностных ориентаций (K. А. Абульханова-Славская, В.Г. Асеев, Н.А. Батурин, Л.И. Божович, А.А. Бодалев, Л.В. Бороздина, В.К. Гербачевский, И.С. Кон, К. Леонгард, X. Хекхаузен, Ф. Хоппе и другие).

В проблеме исследования установок существует ряд противоречий, а накопленный эмпирический материал неоднороден, ощущается недостаток исследований, посвященных механизмам влияния установок на личностные характеристики.

В связи с тем, что проблема взаимосвязи уровня атрибуции и самоактуализации личности недостаточно рассмотрена в теоретическом плане, а особенности самоактуализации на разных уровнях атрибуции экспериментально не изучены, мы считаем данное исследование актуальным.

Развитие теории самоактуализации в зарубежной и отечественной психологии

Теория самоактуализации является центральным системообразующим элементом гуманистического течения в психологии. Взгляды на феномен и природу самореализации, специфику ее проявления в жизни и деятельности человека практически совпадают у представителей различных зарубежных философских и психологических школ (К.Гольдштейн, А.Маслоу, К.Роджерс, Ж.-П.Сартр, В.Франкл, Г.Оллпорт и др.) Идеи самореализации личности в психологии чужих людей основываются на следующих утверждениях. Каждый человек индивидуально уникален. Уникальность определяется способностью осознавать свою особенность в любой момент времени. Человек никогда не бывает статичным, он всегда находится в процессе становления. Основой для изучения и понимания человека является субъективный опыт, то есть теоретические конструкции и внешнее поведение подчинены непосредственному опыту и его уникальному значению для того, кто его переживает. Сама суть человеческих существ постоянно движет их к личностному росту, творчеству и самодостаточности. Люди являются активными творцами своей собственной жизни.

Термин «самоактуализация» был впервые введен в качестве научной категории К. Голдштейном (1939). Он предположил, что симптомы следует рассматривать в контексте личности пациента, и на этом основал свою теорию когнитивной реабилитации. Он объяснил ряд изменений в поведении пациентов с повреждениями мозга с помощью понятий «самореализация» и «самоактуализация». По мнению К. Голдштейна, «самореализация относится к способности перестраивать организм под влиянием травмы». Он утверждал, что самореализация — это главный и единственный мотив организма, который служит предпосылкой для самореализации всего организма, основой развития, самосовершенствования и творческой тенденции личности. То, что на первый взгляд может показаться действиями из других побуждений, является лишь проявлением главной силы жизни — самореализации. Самореализация — это действия, направленные на удовлетворение потребностей. Потребность — это состояние нехватки, которое мотивирует человека заполнить ее, удовлетворить. Гольдштейн считает, что нормальный, здоровый организм — это организм, в котором «тенденция к самоактуализации действует изнутри и преодолевает трудности, возникающие при столкновении с внешним миром, не на основе страха, а благодаря радости победы». Для Гольдштейна самоактуализация не означает конец проблем и трудностей; напротив, рост часто может привести к определенной степени страдания и боли.

Развитие теории самоактуализации в основном связано с именами Абрахама Маслоу и Карла Роджерса.

А. Маслоу (1954), ученик Голдстейна, использовал термин «самоактуализация» в контексте изучения личности как уникальной, целостной, открытой и саморазвивающейся системы. В основе концепции самоактуализации лежит вера в уникальный опыт человека, способность раскрыть и развить свой уникальный личностный потенциал, а также самостоятельно определять направление и пути личностного роста. Толчком к самоактуализации является не противоречие, а соответствие между внутренней природой человека и выбором, который он делает в качестве активиста.

В предисловии к своим работам он пишет: «Мы используем этот термин, впервые найденный К. Гольдштейном, в гораздо более конкретном значении. Это означает стремление к самореализации или, точнее, тенденцию к осознанию того, что содержится в виде потенций»..

А. Маслоу определяет самоактуализацию «как такое развитие личности, которое освобождает человека от дефицита проблем роста и от невротических (или инфантильных, или воображаемых, или «ненужных», или «не настоящих») проблем жизни». Чтобы он мог решать — и не только решать, но и противостоять и брать на себя — «настоящие» проблемы жизни (основные и главные проблемы человека, неразрешимые «экзистенциальные» проблемы, которые не имеют окончательного решения). То есть самоактуализация — это не отсутствие проблем, а движение от временных или несуществующих проблем к реальным проблемам». Концепция «самоактуализации» подразумевает, что у человека есть определенное «Я», которое необходимо актуализировать. Согласно Маслоу, самость представлена личными смыслами и ценностями, которые лежат в основе человеческой жизни. Часто бывает так, что личные смыслы и ценности заслоняются внешними социальными оценками определенных моментов бытия. Оценки других людей, которые человек впитывает, заслоняют его личное мнение и тем самым отбрасывают его назад на пути к самореализации. Поэтому первым шагом на пути к самореализации является способность человека доверять не чужим, а собственным оценкам и мнениям, «прислушиваться к внутреннему голосу собственного «я». Самоактуализация подразумевает ответственность за то, что человек говорит и как он действует. Маслоу утверждает, что принятие ответственности за результаты деятельности является важным условием самоактуализации. «Каждый раз, когда человек берет на себя ответственность, он/она самоактуализируется».

Маслоу утверждает, что самоактуализация не должна быть целью сознательных усилий. Чем сильнее стремление человека стать самоактуализированной личностью, чем больше он стремится к высшим переживаниям, тем упорнее эти состояния ускользают от него. Секрет самореализации заключается в том, чтобы посвятить все свое усердие любимому делу, и тогда переживание триумфа от хорошо выполненной работы будет мимолетным моментом самореализации.

Важной предпосылкой для самоактуализации является высокая степень осознания сильных и слабых сторон своей личности и готовность отказаться от психологических защит. Только при этом условии человек может адекватно понять свое призвание и сделать его путем самореализации.

К. Роджерс выдвинул гипотезу, что любое поведение вдохновляется и регулируется определенным мотивом, который он назвал тенденцией актуализации. Она представляет собой «присущую организму тенденцию к развитию своих способностей для поддержания и развития личности». В контексте теории Роджерса тенденция к самоактуализации — это процесс, с помощью которого человек реализует свой потенциал на протяжении всей жизни, чтобы стать полноценно функционирующей личностью. Пытаясь достичь этого, человек живет жизнью, наполненной смыслом, поиском и волнением. Согласно Роджерсу, для того чтобы понять, почему человек проявляет активность, не нужны никакие конкретные мотивационные конструкты (конкретные драйвы); каждый человек изначально мотивирован тем, чем он живет. Мотивы и драйвы не объясняют целенаправленную деятельность организма. Человечество в силу своей природы является фундаментально активным и самоактуализирующимся. Роджерс считал, что ни один человек не становится настолько самоактуализированным, чтобы отбросить все мотивы. У него всегда есть таланты для развития, навыки для совершенствования и более эффективные и приятные способы удовлетворения биологических потребностей. Однако мы можем говорить о людях, которые достигли большей самоактуализации, чем другие, они продвинулись дальше других к такому способу функционирования, который можно описать как более полноценный, творческий и автономный.

К. Роджерс, как и А. Маслоу, хотел, чтобы человек не отвлекался от того, кем он может стать. Согласно Роджерсу, жить полноценным, полностью осознанным, полностью переживающим человеком означает «функционировать в полной мере».

Согласно теории Г. Олпорта, личность — это «развивающаяся и открытая психофизиологическая система, ядром которой является человеческое Я». Особенностью этой системы является стремление личности к реализации своего жизненного потенциала, к самоактуализации. Г. Олпорт считал, что личность в своих проявлениях в большей степени следует социальным, чем биологическим мотивам, и на этой основе предпринял экспериментальное исследование иерархии культурных ценностей, на которые ориентируются разные типы людей. Г. Олпорт также придерживался позиции, что мотивы, возникающие на биологической основе, впоследствии могут стать независимыми от нее и функционировать самостоятельно.

В отечественной психологии понимание самоактуализации обусловлено разработкой и применением деятельностного подхода (П.А. Гальперин, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.), а затем системно-акмеологического подхода (Б.Г. Ананьев, К.А. Абульханова-Славская, А.А. Дергач, В.Н. Мясищев и др.), который стал теоретико-методологической основой изучения потенциала личности. Многие представители внутренней психологии в своих теориях касались сущности феномена самореализации, разрывая его через категории «деятельность», «система отношений», «индивидуальность», «субъект», «жизненный путь» и т.д.

Самореализация как размышление о собственном значении в мире

Размышления на тему смысла жизни и действия, направленные на его практическую реализацию, позволяют человеку перейти от реактивного существования к самореализации, к жизнетворчеству, к реальному бытию в мире, развиваться как личность, как субъект деятельности, как индивидуальность. Этот путь позволяет ему бороться за вершину в жизни и в профессиональной деятельности ради достижения общего блага.

Проблема возможности человека находить смысл и значение вещей и предметов, жизненных событий и жизни в целом известна с древнейших времен. С тех пор во всех литературах появляются работы, в которых человек, который раньше думал только о «внешних» вопросах: Что такое мир? Откуда он берется и почему существует? Есть ли в нем законы, обязательные для всех? — Он качественно задает себе новые, «внутренние» вопросы: Кто я? Откуда я пришел, почему и куда иду: в чем тайна моего рождения и смерти? Есть ли в мире что-то важное, к чему я должен стремиться? Как я могу достичь истинного блага, если оно существует? И постарайтесь ответить на эти вопросы. В этих вопросах, которые иногда называют первыми, а иногда последними, и в попытке найти на них ответы, кроется проблема человека, над решением которой до сих пор ломают голову лучшие умы человечества, и осознание которой приводит к самоидентификации человека как носителя особой миссии в мире.

Поиск ответа на перечисленные выше «внешний» и «внутренний», «первый» и «последний» вопросы, более или менее устойчивого к внешним воздействиям, становится, таким образом, высшим регулятором активности человека, который можно назвать самоопределением или личностным смыслом. Таким образом, понимаемый смысл — это возможное жизненное приобретение человека, результат его деятельности по преобразованию себя и окружающего мира, опыт осознания успехов и неудач в этой деятельности, опыт любви и ненависти, надежд и разочарований, успехов и неудач, следствие принятия ответственности за свою жизнь и жизнь близких людей.

Мотив самореализации, который стоит на первом месте в иерархии человеческих потребностей, задает цель развития человека, а также выступает своеобразным механизмом развития личности и достижения личного способа существования. Объективно существующий мир предоставляет каждому человеку определенную среду обитания, ситуацию, в которой существует множество проблем, множество способов их решения, и человек как субъект обладает определенной степенью свободы в выборе проблем и способов их решения. Выбирая проблемы и способы их решения под давлением или по собственному желанию, он неизбежно вступает в социальное и культурное взаимодействие с другими людьми, достигает успехов в решении задач и неудач. Общение и взаимодействие с другими людьми в процессах жизнедеятельности позволяет каждому человеку изменить свой индивидуальный образ мира на основе анализа достигнутых положительных и отрицательных результатов и обсуждения опыта. Индивидуальный образ мира развивается, строится человеком из разрозненных образов, уходящих корнями в детство, и характеризуется той или иной степенью соответствия объективному образу мира. Эта степень зависит, во-первых, от представленности объектов реальности и их взаимосвязей в картине мира индивида, а во-вторых, от количества и степени искажений в индивидуальных представлениях. Я могу испытать степень соответствия моей индивидуальной картины мира, мира реальности, только одним способом: предпринимая практические шаги, пытаясь решить проблемы, которые я вижу перед собой, тем способом, который кажется мне подходящим. Таким образом, каждый отдельный образ мира — это продукт мышления человека, придающий смысл его жизненному пути и являющийся динамической сущностью. Таким образом, каждое воспринятое и осознанное жизненное событие является предпосылкой для изменения взгляда индивида на мир и, соответственно, жизненных планов и способов их реализации.

По мнению В.Г. Грясевой-Добшинской, у представителей гуманистической психологии есть набор утверждений, которые отражают не только идею о том, как существует личность, но и идею о том, зачем, для чего она существует, каким должен быть способ существования человека, чтобы считаться личностью. Концепция самоактуализации формирует представление о способе существования, а также может рассматриваться как цель и ценность здоровой личности. «Создается впечатление, что существует единая цель, к которой стремятся все люди. Разные люди называют это по-разному: самоактуализация, интеграция, индивидуализация, творчество, но все согласны с тем, что это синоним реализации потенциала индивида стать личностью в полном смысле этого слова, стать тем, кем он может стать.

Основатель логотерапии В. Франкл рассматривает реализацию как постижение «творческих» ценностей, «ценностей опыта и реляционных ценностей», т.е. жизнь требует от человека душевной гибкости, чтобы он мог регулировать свои усилия в соответствии с возможностями, которые она ему предоставляет. Процесс «создания смысла» знаменует собой более высокую ступень развития, чем «присвоение» уже известного, «подаренного» человеку смысла. Здесь выражается процесс самореализации. «Познавая смысл, человек познает самого себя».

Как утверждает Л. Столяренко, анализируя концепцию В. Франкла — психологические и социальные факторы могут способствовать деградации личности. Стадии деградации личности состоят из:

  1. формирование «крестьянской» психологии, глобального ощущения своей зависимости от других сил (феномен «выученной беспомощности»);
  2. Возникновение дефицита товаров, когда первичные потребности в пище и выживании становятся ведущими;
  3. Создание «чистоты» социальной среды, т.е. разделение людей на «хороших» и «плохих», «своих» и «чужих», создание чувства вины и стыда для самих себя
  4. Создание культа «самокритики», даже признание в совершении неодобряемых действий, которых никогда не совершал;
  5. Сохранение «священных основ» (запрещено даже думать о сомнении в базовых предпосылках идеологии).
  6. Формирование технического языка (сложные проблемы сжаты до коротких, очень простых, легко запоминающихся выражений).

В результате всех этих факторов «нереальное существование» становится для человека привычкой, поскольку он переходит от сложного, противоречивого, неопределенного реального мира к «нереальному миру ясности, простоты». Человек формирует несколько «Я», которые функционально изолированы друг от друга. Экзистенциальный вакуум» возникает, когда человек утратил свои «животные инстинкты», социальные нормы и традиции, определяющие, что должен делать человек, и в результате не знает, чего он хочет (а возможно, и не хочет ничего); тогда человек делает то, что хотят другие, и действует как «игрушка» в руках других («воскресный невроз»). Такой человек, по мнению В. Франкла, нуждается в «логотерапии — борьбе за смысл жизни». Не человек спрашивает себя, в чем смысл его жизни, а жизнь спрашивает нас, и мы даем ответ своей жизнью.

Самоактуализирующиеся люди стремятся к реализации высших ценностей, которые обычно не могут быть сведены к чему-то более высокому. Эти ценности (включая добро, истину, порядочность, красоту, справедливость, совершенство и т.д.) функционируют для них как жизненно важные потребности.

Для самоактуализирующейся личности существование предстает как процесс постоянного выбора, постоянного решения проблемы Гамлета «быть или не быть». В каждый момент жизни у человека есть выбор: двигаться вперед, преодолевая препятствия, которые неизбежно возникают на пути к высокой цели, или отступить, отказаться от борьбы и оставить позиции. Самоактуализирующаяся личность всегда выбирает движение вперед, чтобы преодолеть препятствия. Самореализация означает одновременно уверенность в своих силах, наличие независимого, самостоятельного мнения по самым важным вопросам жизни. Это процесс постоянного развития и практического применения своих способностей. Это «работа ради того, чтобы хорошо делать то, что хочется делать». Это «отказ от иллюзий, избавление от ложных представлений о себе».

Уровень отношения как объект психологического исследования

Понятие «уровень стремления» традиционно определяется в психологии как степень сложности цели, которую человек хотел бы достичь, исходя из своих возможностей.

Наиболее значимые исследования, раскрывающие различные аспекты стремлений, были проведены в 30-40-х годах прошлого века и связаны с Э. Толменом, К. Левиным, Б.В. Зейгарник, Ф. Хоппе, Т. Дембо, Р. Сирсом и др. В этих и последующих зарубежных и отечественных исследованиях (Х. Хекхаузен, Дж. Аткинсон, Б.С. Братусь, Л.И. Божович, Л.В. Бороздина и др.) уровень аттракции рассматривался в рамках динамического подхода к самооценке, мотивации достижения, успеха, изучались проблемы взаимосвязи уровня аттракции с личностными особенностями, возрастными периодами, психическим здоровьем, эффективностью обучения.

T. Домбо, представитель Кольской школы, представил концепцию «уровня атрибутов». Дембо, представитель школы К. Левина, трактовал его как «более легкую промежуточную цель, которая является приближением к первоначальной цели, которую человек хочет достичь поэтапно».

Первый экспериментальный анализ явления притяжения также был проведен Ф. Хоппе, представителем этой школы. Вводя понятие «уровень стремления», Ф. Хоппе пишет: «В рассматриваемых здесь случаях субъекты начинают работу с определенными стремлениями и ожиданиями, которые могут меняться в ходе действия. Набор этих ожиданий и требований, которые меняются с каждым исполнением, иногда неопределенны, иногда точны, и связаны с будущим исполнением, мы называем «уровнем прав» субъекта. В зависимости от обстоятельств, уровень стремления может варьироваться между целью «получить максимальную отдачу от действия» и полным отказом от выполнения».

Объектом интереса Ф. Хоппе стало изучение проблемы успеха и неудачи, которой обычно приписывают значение принципа выбора. Хоппе удалось обнаружить довольно стабильное явление: повышение уровня стремления после успеха и его снижение после неудачи. Он отметил, что изменение устремлений обычно следует за относительно устойчивым повторением положительного или отрицательного результата и не связано с единичным успехом или неудачей.

Хоппе принадлежит заслуга введения в психологию понятия «идеальной цели», которая стоит за отдельным действием и управляет поведением человека. Он указывает, что требования обследуемого в любой момент времени соответствуют одной из целей, но общий ход действий индивида «определяется не только временной целью, соответствующей требованиям в конкретный момент времени, но и более общей, всеобъемлющей целью, которая, хотя и не актуальна в конкретный момент времени, стоит за индивидуальной целью и определяет поведение обследуемого».

Работа Ф. Хоппе и Т. Дембо вызвала интерес к этой области исследований и послужила началом целой серии экспериментов, посвященных изучению факторов, влияющих на степень притяжения. Обобщая свои выводы, Льюин писал, что существуют выраженные и глубокие индивидуальные различия в чувстве правомочности: «Связь между уровнем правомочности и уровнем достижений сильно варьируется среди людей и, по-видимому, представляет собой надежную и общую черту личности». Он считал, что уровень стремления является результатом тенденций:

  • Поддерживать как можно более высокий уровень прав;
  • чтобы избежать дефолта;
  • чтобы уровень прав был тесно связан с реалистичной оценкой будущего развития.

К. Льюин также отмечает, что социальная ситуация и похвала способствуют повышению стремлений на самой ранней стадии развития. Более того, выбор цели определенной сложности подразумевает, что набор целей считается подчиненным более крупной структуре целей, а сама деятельность может считаться частью цели. Более важной и сложной проблемой для выявления закономерностей степени притяжения является проблема определения этого феномена.

К. К. Левин классифицирует многочисленные детерминанты уровня установок на: ситуативные (временные) и стабильные (социально-психологические и личностные). На ситуационные детерминанты К. Левин и его ученики ссылались уже в первых экспериментах Ф. Хоппе и Т. Дембо на влияние успеха и неудачи в достижении цели. К. Левин рассматривал ситуационные детерминанты уровня отношения. Льюин также говорил о переносе успеха и неудачи из одной части эксперимента в другую, а также об уровнях сложности задачи, которые могут повлиять на выбор индивидом цели. К. Левин включил в группу стабильных детерминант прошлый опыт, групповые нормы и некоторые культурные факторы. Так, М. Юкнат выявил, а позже П. Сирс и Л.В. Бороздина и другие подтвердили, что позитивный прошлый опыт повышает уровень влечения, а негативный — снижает его. Психологи выявили значительное влияние социальных детерминант на уровень индивидуальных притязаний в лабораторных тестах: К. Левин — это нормы и стандарты; Т. Дембо, Л. Фестингер, П. Сирс — показатели группы и отдельных ее членов. К. Левин и Л. Фестингер отметили, что на уровень стремления индивида могут влиять нормы других групп, которые являются для него престижными и референтными. Социальное сравнение может также выражаться в ориентации на семейные традиции и устремления.

Исследования первых учеников К. Левина (Ф. Хоппе, Дж. Дж. Френк, М. Юкнат, П. Сирс) дали ему основание говорить о влиянии на уровень стремления некоторых личностных детерминант, важнейшими из которых он назвал мотивацию и самооценку.

Большинство исследователей этого явления признают мотивацию важнейшей личностной детерминантой уровня отношения, которая, на наш взгляд, действует в комплексе с другими личностными и социально-психологическими факторами, составляющими в своей совокупности «психологическое поле» личности. Приоритет в анализе влияния мотивации на уровень притязаний принадлежит Дж. Франку, который экспериментально установил три мотива, определяющие целеполагание:

  1. необходимость поддерживать стремления на более высоком уровне;
  2. ставить цели, близкие к фактическим результатам;
  3. чтобы избежать неудачи.

Эти потребности, по мнению Дж. Фрэнка, формируют устойчивый характер целеполагания личности в различных видах деятельности и соответствуют «парящим в облаках», трезвому реализму и осторожности. Усиление одного из мотивационных воздействий вызывает отклонение уровня стремления.

В психологии быта на важную роль мотивов в формировании уровня стремления указывали многие авторы. Так, М. С. Неймарк утверждает, что на уровень стремления пятиклассников (в искусственном эксперименте) очень сильно влияет мотив самоутверждения. В. Г. Маралов считает, что связь мотивации с уровнем влечений «проявляется как в процессах формирования цели, так и в процессе достижения предполагаемой или поставленной цели». Мнение Л. И. Божович о том, что сами мотивы претерпевают существенные изменения в процессе деятельности, и вывод В. К. Калины о том, что у студентов на трудных этапах работы сам уровень требований начинает выступать в качестве мотива.

Существует множество исследований о влиянии материальных благ на успех-неуспех в профессиональной сфере. Т.Тиван и Б.Смит постулируют, что люди с высоким страхом неудачи и низкой потребностью в достижении имеют низкое профессиональное стремление и низкий профессиональный престиж.

Отношенческий уровень как метод исследования самоактуализирующейся личности

Самоактуализирующаяся личность постоянно стремится к развитию и имеет высокую мотивацию к развитию. Она принимает свои чувства, импульсы, эмоции и желания такими, какие они есть. У людей с преобладанием личностно-развивающей мотивации нет «желания отдохнуть». Для таких людей удовлетворение потребности скорее усиливает, чем ослабляет их мотивацию и побуждает их к новым достижениям. У них высокая мотивация к достижениям. Они поднимаются над собой и вместо того, чтобы хотеть все меньше и меньше, они хотят все больше и больше — например, знаний. Человек, вместо того чтобы найти отдых, становится более активным. Удовлетворение стремления к развитию скорее подпитывает его, чем ослабляет. Развитие само по себе становится восхитительным и удовлетворяющим процессом.

С мотивационной сферой личности тесно связан уровень стремления, как степень сложности задач, на выполнение которых человек, побуждаемый данным мотивом, претендует.

Самоактуализирующиеся люди реализуют себя, наслаждаясь жизнью в целом и практически всеми ее аспектами, в то время как другие люди обычно наслаждаются лишь отдельными моментами триумфа, достижения целей или высочайших вершин опыта.

Самоактуализирующиеся личности, в отличие от других, характеризуются динамичным стремлением к развитию, а также постоянным волнением «за далекую и часто недостижимую цель». Здесь бодрящий и захватывающий «мотив развития» противопоставляется «мотиву устранения дефицита», который побуждает к снятию напряжения и достижению спокойствия и равновесия.

А. Маслоу провел обширное исследование самоактуализирующихся людей, чтобы определить их характерные психологические черты. В результате он выделил 15 основных характеристик, общих для самоактуализирующихся людей:

  1. более адекватное восприятие действительности, свободное от влияния текущих потребностей, стереотипов и предрассудков, интерес к неизвестному. В процессе самореализации человек, достигший удовлетворения своих основных потребностей, гораздо менее зависим и ограничен, он более автономен и сам определяет направление своего движения.
  2. принятие себя и других такими, какие они есть, отсутствие искусственного, защитного поведения и неприятие такого поведения со стороны других.
  3. спонтанность выражений, простота и естественность. Такие люди придерживаются установленных ритуалов, традиций и церемоний, но относятся к ним с уместным юмором. Это не автоматическое, а сознательное соответствие только на уровне внешнего поведения.
  4. ориентированный на бизнес. Такие люди обычно озабочены не собой, а своей жизненной задачей или миссией. Они обычно соотносят свою деятельность с общечеловеческими ценностями и склонны рассматривать ее с точки зрения вечности, а не настоящего момента. Поэтому все они в той или иной степени являются философами.
  5. они часто склонны к одиночеству, для них характерно отношение ко многим событиям собственной жизни. Это помогает им относительно спокойно переносить трудности и быть менее зависимыми от внешних воздействий. Самореализованным людям практически не нужны другие люди, но они могут стать помехой. Они предпочитают размышлять в одиночестве.
  6. самостоятельность и независимость от окружающей среды; устойчивость под влиянием фрустрирующих факторов. Такие люди гораздо более независимы и самодостаточны. Они подчиняются в основном внутренним, а не социальным или экологическим детерминантам. Этими детерминантами являются: законы их собственной внутренней природы, их потенциалы и способности, их творческие импульсы, их потребность познать себя и стать более цельной личностью, лучше понять, кто они на самом деле, чего они на самом деле хотят, в чем их призвание или какова их судьба. Автономия или относительная независимость от окружающей среды также означает устойчивость перед лицом неблагоприятных внешних обстоятельств, таких как невезение, повороты судьбы, трагедии, стрессы и трудности.
  7. большая свежесть восприятия; каждый раз находить новое в том, что уже известно. Богатство эмоциональных реакций.
  8. экстремальные переживания, характеризующиеся чувством исчезновения себя. Более частые прорывы к пиковым переживаниям. Этот опыт помогает изменить мнение человека о себе в лучшую сторону, изменить его отношение к другим людям и изменить его общение с этими людьми. Они раскрывают творческий потенциал, спонтанность, самовыражение и уникальность личности. Они присутствуют в мотивации развития, поскольку человек вспоминает пиковое переживание как очень значимое и желанное событие и жаждет его повторения.
  9. чувство общности с человечеством в целом.
  10. дружба с другими самоактуализирующимися людьми: близкий круг людей, отношения с которыми очень глубоки. Отсутствие враждебности в межличностных отношениях. Поскольку они меньше зависят от других людей, они меньше их боятся, меньше лгут им, меньше враждуют с ними и меньше нуждаются в их похвале и ласке. Их меньше волнуют почести, престиж и награды.
  11. демократия в отношениях. Готовность учиться у других. Уважение к другим.
  12. стабильные внутренние моральные нормы. Самоактуализирующиеся люди ведут себя нравственно, у них сильное чувство добра и зла; они ориентированы на достижение цели и всегда подчиняют средства этим целям. Они обладают сильным чувством справедливости и чувствительны к неправде и фальши.
  13. «Философское» чувство юмора. Они с юмором относятся к жизни в целом и к себе, но никогда не находят смешными неполноценность или невзгоды других.
  14. творчество (креативность, креативность), которое не зависит от того, что делает человек, и проявляется во всех действиях самоактуализирующейся личности. Творчество означает выражение и представление своих чувств и идей открыто, бессовестно и искренне. Самоактуализированный человек никогда не боится поставить себя в неловкое положение при «создании» своих идей, действий, поведения, не будет стесняться или оглядываться на общественное порицание при создании определенных произведений искусства, таких как музыка, поэзия, живопись, литературные произведения и т.д. Люди искусства вполне могут быть самоактуализированными личностями.
  15. более выраженная автономия и сопротивление инкорпорации любой культуры. Они не принимают безоговорочно культуру, к которой принадлежат. Они не конформисты, но и не склонны к бездумному бунтарству. Они довольно критично относятся к своей культуре, выбирая хорошее и отвергая плохое. Они не отождествляют себя с культурой в целом и считают себя представителями всего человечества, а не своей страны. В результате они часто оказываются изолированными в культурной среде, которую они отказываются принимать.

По мнению В. Франкла, самореализованная личность характеризуется этими двумя основными способностями:

  • Способность к самопревосхождению и
  • Способность к самоосвобождению.

Первая способность выражается в ориентации человека на то, что существует вне его, в постоянном выходе человека за пределы самого себя.

Второй — в его способности подняться над собой и ситуацией, посмотреть на себя со стороны (по М.М. Бахтину — объективизация).

Итак, процесс самореализации человека рассматривается и описывается «изнутри», с точки зрения человека, как определенный, осознанный выбор жизненных целей и путей их достижения. И рассматривается она с этой точки зрения как некая последовательность эпизодов, ситуаций, в каждой из которых «Я» сталкивается с определенными проблемами, принимает вызов и, напрягаясь в процессе решения проблем, совершенствуется, развивается, сознательно выбирая для себя еще более сложные (но соответствующие его силам и способностям «Я») реалистические проблемы. Или деградирует, не принимая вызовы, отказываясь использовать собственные усилия для решения проблем, или выбирая те, которые не соответствуют его силам и способностям, «Я». В этом случае, если не найдено своевременное решение, «Я» неизбежно приходит и к более сложным проблемам, но иного, «невротического» качества, решение которых является вынужденным, ограничивает возможности самоопределения, требует психологической, социальной или медицинской помощи.

Измерение значения уровня стремления возможно в рамках различных методологических подходов. Например, в работе Ф. Хоппе (1930) была предпринята попытка вывести предубеждения из наблюдения за поведением в ситуациях выполнения мотивированных заданий. В этих ситуациях поведение проявляет ряд характерных особенностей в том, как мы ведем себя во время и после выступления. О степени амбициозности можно судить по увеличению или уменьшению усилий перед лицом меняющихся трудностей; по сдаче или поиску новых решений; по выражению аффекта по поводу успеха и неудачи; по конфликтному поведению; по ожиданию успеха или неудачи.

Заключение

В данной работе мы исследовали влияние степени привлекательности на характер самоактуализации личности.

Анализируя теоретические положения по проблеме исследования, мы обнаружили, что самореализация может быть определена как процесс саморазвития личности, личностного роста «изнутри», как процесс становления субъектом собственной жизнедеятельности, направленный на построение жизненной стратегии, выстраивание иерархии ценностей, поиск смысла жизни. Актуализировать — значит стать реальным, фактически реализовать свои возможности.

Концепция самоактуализации рассматривается как процесс разворачивания и созревания потенциалов, способностей, изначально заложенных в организме и личности. А. Маслоу считал, что для самоактуализации необходим высокий уровень амбиций, стремление к максимальной реализации своих талантов и способностей.

Под уровнем амбиций понимается стремление человека к цели такой сложности, которая, по его мнению, соответствует его способностям, а также достижения в определенном виде деятельности, сфере общения, на которые человек рассчитывает при оценке своих способностей.

На уровень стремления влияет динамика успехов и неудач на жизненном пути, в той или иной деятельности. В этом контексте мы различаем адекватные уровни стремления (человек ставит цели, которых он действительно может достичь, которые соответствуют его способностям и возможностям) и неадекватные, чрезмерные (он претендует на то, чего не может достичь) или заниженные (он выбирает простые и упрощенные цели, хотя способен на большее).

В эмпирической части работы мы проверили гипотезу о том, что существует взаимосвязь между уровнем стремлений и типом самоактуализации в выборке студентов.

В ходе нашего исследования мы обнаружили, что у большинства студентов низкий уровень стремления. Такие студенты выбирают слишком легкие и простые цели, что можно объяснить либо низкой самооценкой, отсутствием уверенности в своих силах, «комплексом неполноценности», либо «социальной хитростью», когда человек избегает общественной деятельности и сложных, ответственных дел и целей наряду с высокой самооценкой и самоуважением.

В целом, низкий уровень стремления, особенно в ситуации неудачи, характерен для большинства студентов, по мнению различных исследователей.

Исследование характеристик самоактуализации показало, что у большинства студентов низкий уровень ценностей, это говорит о высоком уровне зависимости, конформности, несамостоятельности субъектов («внешне управляемая» личность), внешнем локусе контроля, ориентации на определенный период времени, низкой осознанности своих потребностей и чувств, низком уровне гибкости субъектов в реализации своих ценностей в поведении, взаимодействии с окружающими людьми, отсутствии способности быстро и адекватно реагировать на изменяющуюся ситуацию.

Сопоставив данные исследования по стремлениям и самоактуализации, мы обнаружили, что студенты с высокими стремлениями характеризуются высокими показателями самоактуализации. Это студенты, которые стремятся к повышению успеваемости, к самосовершенствованию, к решению все более сложных задач, к достижению трудных целей, они живут настоящим, но при этом ощущают неразрывность прошлого, настоящего и будущего, то есть рассматривают свою жизнь как целостную. Эти студенты относительно независимы в своих действиях, стараются руководствоваться в жизни собственными целями, убеждениями, установками и принципами, они свободны в своих решениях, не зависят от внешних влияний, гибки в реализации своих ценностей в поведении, обладают высокой саморегуляцией и рефлексивностью, способны, проявлять свои эмоции к другим людям естественно и без торможения, принимать свою раздражительность, гнев и агрессию как естественные проявления человеческой природы, и в то же время они способны быстро устанавливать глубокие и тесные контакты с людьми, приобретать знания об окружающем мире и творчестве.

У студентов со средним уровнем стремления большинство характеристик самоактуализации выражены умеренно и соответствуют физическим и психологическим нормам, а у студентов с низким уровнем стремления желание реализовать свой потенциал выражено умеренно.

Проведенный корреляционный анализ показал наличие достоверных прямых связей между уровнем стремлений и характером самоактуализации, т.е. при низком уровне стремлений соответственно низкая тенденция к самоактуализации, а более высокий уровень стремлений, более высокий уровень самоактуализации личности.

В контексте данного исследования можно сделать вывод, что цели достигнуты, гипотеза о связи между уровнем стремлений и характеристиками самоактуализации личности подтверждена, цель достигнута.

По результатам исследования, для более полного раскрытия взаимосвязи и влияния уровня стремлений и самоактуализации, мы считаем, что в будущем можно будет провести дополнительную диагностику у студентов уровня самооценки и тревожности, как наиболее тесно связанных с уровнем стремлений. Это необходимо для того, чтобы иметь возможность разработать конкретные методы развития личности студентов, которые будут способствовать гармонизации их психологической организации и развитию потенциала самоактуализации всей личности.

Список литературы

  1. Ананьев, Б.Г. Человек как субъект познания / Б.Г. Ананьев. — спб: Питер, 2001 г. — 288с.
  2. И.Ш. Алешина Уровень стремления студентов педагогических колледжей с разной акцентуацией характера / и.ш. Алешина. Автореферат дс. Канд. Пх. Наук. — М.: 2007. -16 с.
  3. Асмолов А.Г. Психология личности : культурно-историческое понимание развития человека / А.Г. Асмолов. — М.: Смысл. 2007. -523с.
  4. Асмолов, А.Г. Психология личности : принципы общепсихологического анализа / А.Г. Асмолов. — М.: ИЦ «Академия», 2002 г. — 367 с.
  5. Бороздина Л. В. Исследование уровня аттракции : учебное пособие / Л. В. Бороздина. — М.: Российская академия наук, Институт психологии, 1993 г. — 140 с.
  6. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь — руководство по психодиагностике / Л.Ф. Бурлачук, С.М. Морозов — Санкт-Петербург: Питер, 2007 г. — 687 с.
  7. Вахромов, Е.Е. Вершины жизни и пути их достижения, самореализация, акме и жизненный путь человека / Е.Е. Вахромов. Прикладная психология и психоанализ. — М.; 2001. — №4. — 112 с.
  8. Вахромов Е.Е. Психологические концепции развития человека: теория самореализации / Е.Е. Вахромов. — М.: Международная педагогическая академия, 2001. -160 с.
  9. Вахромов Е.Е. Развитие теории самореализации в отечественной педагогике и психологии / Е.Е. Вахромов — М.: Международная педагогическая академия, 2001 г. -145 с.
  10. Гозман Л.Я., Кроз М.В., Латинская М.В. Тест самоактуализации / Л.Я. Гозман. Гозман, М.В. Кроз, М.В. Латинская. М., 1995. 155 СТР.
  11. Городилова, Е.Н. Самореализация и ее связь с интегральной индивидуальностью : автореферат диссертации кандидата педагогических наук / Е.Н. Городилова. Пермь, 2002. -22 с.
  12. Гуманистическая и трансперсональная психология / Сост. К.В. Сельченок. — МОСКВА: АСТ, 2000. -592с.
  13. Джеймс, У. Психология самосознания : учебник / У. Джеймс. Под ред. Л.А.Петровской. — Самара, 2003. -368 С.
  14. Карпинский К.В. Психология жизненного пути личности : учебное пособие / К.В. Карпинский. — Гродно: Гродненский государственный университет, 2002. — 167 с.
  15. Краткий психологический словарь / под ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. — Ростов-на-Дону: «Феникс», 1998. -431 с.
  16. Левин, К., Дембо, Т., Фестингер, Л., Сирс, Р. Уровень отношения. / Психология мотиваций и эмоций. Эд. Б. Гиппенрейтер, М. В. Фаликман. М.: ЧеРо, 2002. -192 с.