Для связи в whatsapp +905441085890

Самооценка личности в структуре самосознания — Самосознание и его место в психической организации человека

Совокупность психических процессов, посредством которых человек осознает себя субъектом деятельности, называется самосознанием, а представления человека о себе формируются в психический «образ себя».

Человеческое самосознание отражает саму природу человека, но не в зеркальном отображении. Самопредставление человека далеко не всегда адекватно.

Мотивы, которые человек выдвигает, чтобы оправдать свое поведение перед другими людьми и перед самим собой, даже если он стремится правильно понять свои мотивы и субъективно вполне искренен, ни в коем случае не всегда отражают мотивы, которые действительно управляют его действиями.

Самосознание не даётся непосредственно в переживании, оно является результатом познания, которое предполагает осознание реальной обусловленности переживаний.

Самосознание — это не изначальная данность, присущая человеку, а продукт развития.

Актуальность темы данной работы заключается в том, что с увеличением жизненного опыта происходит не только открытие новых аспектов бытия, но и более или менее глубокое переосмысление жизни.

Этот процесс переосмысления, который проходит через всю человеческую жизнь, формирует внутреннее и самое главное содержание его внутреннего существа, определяет мотивы его деятельности и внутренний смысл задач, которые он решает в жизни.

Способность понимать и различать то, что действительно важно в жизни, способность не только находить средства для решения случайных задач, но и определять задачи и смысл жизни, так что человек действительно знает, куда идти в жизни и почему — это нечто бесконечно превосходящее любую эрудицию, даже если она имеет большой запас специальных знаний. Это драгоценное и редкое качество, мудрость.

Обобщение эмпирических знаний о других людях является основным источником формирования отношения к себе как к личности. Ребенок начинает в очень раннем возрасте отделять в своем сознании людей от внешнего мира.

Фигуративные знания ребенка о людях играют огромную роль в общем развитии его сознания. На этой основе, благодаря знанию правил взаимоотношений, ребенок осваивает собственные движения и действия и реализует их с помощью оценок взрослых.

Однако для формирования у ребенка обобщенного отношения к себе, которое предполагает не только накопление знаний, но и развитие частичных форм самоуважения, которые возникают раньше, чем представления о «я» и состоят в представлениях о себе в разных ситуациях, в отношении к разным вещам, необходимо несколько лет жизни.

Только в процессе обобщения этих представлений формируется самосознание в истинном смысле этого слова, то есть как обобщенное знание о собственной личности.

Любое изменение положения человека в общественной сфере, в мире труда, в личной жизни меняет не только деятельность человека, но и отношение человека к себе как к агенту, как к субъекту этой позиции.

Следовательно, осознать себя — значит понять себя не только как психофизическое существо, но и как работника, отца семьи, воспитателя, товарища, часть коллектива.

Самооценка личности в структуре самосознания - Самосознание и его место в психической организации человека

Самосознание и его место в психической организации человека

Многие исследования в интернатной психологии посвящены проблеме самосознания. Эти исследования сосредоточены в основном на двух группах вопросов. В работах Б. Г. Ананьева, Л. И. Божовича, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, И. И. Чеснокова, А. Г. Спиркина вопрос формирования самосознания анализируется в общих теоретических и методологических аспектах в рамках более общей проблемы развития личности. В другой группе исследований рассматриваются более конкретные вопросы, связанные, прежде всего, с особенностями самооценок, их взаимосвязью с оценками других. Исследования А.А. Бодалева по вопросам социального восприятия обострили интерес к вопросу о связи между восприятием других людей и самопознанием. Публикуются многие философско-психологические и философские исследования, в которых анализируются проблемы личной ответственности и нравственного сознания. Работа Кон, успешно синтезировавшая философские, общие и социально-психологические, исторические и культурные аспекты, теоретические вопросы и анализ конкретных экспериментальных данных, открыла новые аспекты, пожалуй, одной из старейших проблем в психологии. Иностранная литература на темы психологии сознания также чрезвычайно богата — эти темы так или иначе присутствуют в работах У. Джеймса, К. Роджерса, Р. Бернса и многих других выдающихся ученых.

Самосознание — это сложная психологическая структура, которая, по мнению В.С.Мерлина, включает в себя в качестве своих особых компонентов, во-первых, сознание собственной идентичности, во-вторых, сознание себя как активного, активного начала, в-третьих, сознание собственных психических характеристик и качеств, и, в-четвертых, определенную систему социальной и моральной самооценки.

Все эти элементы функционально и генетически связаны, но не формируются одновременно. Рудимент самосознания появляется в младенчестве, когда младенец начинает различать ощущения, вызванные внешними объектами, и ощущения, вызванные собственным телом; самосознание появляется примерно на третьем году жизни, когда ребенок начинает правильно использовать личные местоимения. Осознание своих душевных качеств и самоуважения становится наиболее важным в подростковом и юношеском возрасте. Но поскольку все эти компоненты взаимосвязаны, обогащение одной из них неизбежно изменяет всю систему.

А.Г.Спиркин дает следующее определение: «Самосознание — это осознание и оценка человеком своих поступков и их результатов, мыслей, чувств, нравственного образа и интересов, идеалов и мотивов поведения, целостная оценка себя и своего места в жизни. Самосознание является составной чертой личности, которая формируется вместе с формированием личности.

Самосознание имеет сознание как субъект, поэтому оно противостоит ему. Но в то же время сознание как момент остается в самосознании, потому что оно направлено на осознание собственной сущности. Если сознание — это субъективное состояние ориентации человека во внешнем мире, знание Другого, то самосознание — это ориентация человека в собственной личности, знание Я; это своего рода «духовный свет, который раскрывает и Я, и Другое».

Благодаря самосознанию человек осознает себя как индивидуальную реальность, отделенную от природы и других людей. Он становится существом не только для других, но и для себя. По мнению А.Г. Спиркина, основным смыслом самосознания следует считать «простое осознание нашего настоящего бытия, осознание собственного бытия, осознание себя или своего «я»».

Самосознание является венцом развития высших психических функций; оно позволяет человеку не только отражать внешний мир, но, выделив себя в этом мире, познать свой внутренний мир, пережить его и относиться к себе определенным образом. Сознание себя как некий устойчивый объект предполагает внутреннюю целостность, постоянство личности, которая способна оставаться самой собой, независимо от изменения ситуации.

А.Н. Леонтьев, характеризуя проблему самосознания как проблему «высокой жизненной важности, венчающей психологию личности», в целом считал ее «нерешенной, уклоняясь от научного и психологического анализа».

В современной психологической литературе существует несколько подходов к изучению проблемы самосознания. Один из них основан на анализе тех конечных продуктов самопознания, которые выражаются в структуре представлений человека о себе или «концепции эго».

Сознание и проблема возникновения самосознания

Психея — это способность живых существ создавать сенсорные и обобщенные образы внешней реальности и реагировать на эти образы в соответствии со своими потребностями, а в человеке — в соответствии со своими интересами, целями и идеалами.

Сознание — это часть психики, ибо происходят не только сознательные, но и бессознательные, подсознательные процессы. Сознание — это те психические явления и действия человека, которые проходят через его разум и волю, опосредованы ими, то есть происходят с осознанием того, что он делает, думает или чувствует.

Обратимся к вопросу о том, что определяет, обуславливает возникновение и развитие сознания. Факторы, определяющие этот процесс, называются детерминантами или детерминантами.

Внешними детерминантами сознания являются природа и общество. Сознание свойственно только человеку, возникает и развивается только в условиях общественной жизни. Но сознание не только социально детерминировано. Для животных природа — это их внешняя реальность; для человека, природы и общества — это их внешняя реальность. Таким образом, сознание человека определяется двумя способами внешними факторами: явлениями и законами природы и социальными отношениями. Содержание сознания включает в себя мысли о природе и обществе (а также о человеке как о природном и социальном существе).

Природа, в процессе органической эволюции, создала ту анатомическую и физиологическую систему, без которой невозможно сознание как продукт этой «машины». Но природа не только генетически определяет сознание, создавая условия для сознания. Он также действует в обществе, формируя вторую сигнальную систему реальности и изменяя способ действия приемников и анализаторов в соответствии с условиями жизни в обществе.

Таким образом, все физические основы и механизмы сознания создаются и модифицируются природой в условиях как животного, так и человеческого существования. Хотя физиологическая основа сознания и его механизмы не содержатся в фактическом содержании сознания, то есть в том наборе мыслей и чувств, который оно содержит, это содержание обусловлено и определяется не только природой внешних явлений, но и аппаратом, который их воспринимает. Образ внешнего мира отличается от образа самого внешнего мира. Сознание — это субъективный образ объективного мира.

Сознание врождено только человеку и возникло в условиях общественной жизни. Только в последних условиях развился человеческий разум и его контроль над волей. Именно общественная жизнь, основанная на труде, создала человека своим сознанием.

Таким образом, когда мы говорим о сознании как о единстве двух детерминаций, мы имеем в виду органический и неразрывный комплекс двух видов факторов, которые определяли и определяли развитие человеческой психики, факторов, которые действовали не по отдельности, а в единстве и взаимопроникновении. Поэтому при обращении с человеческим сознанием мы всегда будем иметь в виду не только чисто социальные, т.е. сверхличностные, факторы, но и биологические, которые полностью подчинены законам органической природы, и психологические, которые подчинены двум упомянутым выше детерминантам.

Сознание определяется не только действием внешних факторов. Человеческое сознание также подчиняется действию законов нейрофизиологии и психологии (общей и социальной), то есть имеет внутреннюю, психофизическую детерминацию. Более того, физиологическое определение сознания, будучи внутренним, в том смысле, что оно происходит внутри организма, является объективным и материальным, в то время как психологическое определение является субъективным и идеальным. Внешняя детерминация — влияние объективного мира, природы и общества на сознание — первична, а внутренняя, психофизиологическая обусловленность вторична.

Если содержание сознания определяется внешними факторами, то, с другой стороны, все явления психики и сознания протекают в тех формах, которые определяются законами и категориями физиологических и психологических наук. Это ощущения, восприятия и идеи, мысли, эмоции, чувства, память, воображение и т.д. Психологические формы подобны соединительным сосудам, в которых все содержимое сознания «переполняется». В своей форме сознание не выходит за рамки психологических процессов.

Содержание и форма сознания не совсем идентичны. Человеческое сознание является отражением реальности, ее образа. Каждое изображение несет на себе отпечаток как того, что в нем отражено, так и материала, на котором это изображение напечатано, и свойств аппарата, с помощью которого это изображение сделано. Сознание — это не только субъективно-психологическое явление, но и единство цели и субъектива на основе цели. Она имеет объективное содержание, прошедшее через различные психологические «сита», «сита», в виде установок и ориентаций, навязанных социальным статусом и предыдущим жизненным опытом человека.

Последнее также подчиняется более специфическим законам в некоторых областях сознания. Таким образом, в сфере познания соблюдаются законы логики, без соблюдения которых невозможно правильно обработать полученный материал наблюдений и экспериментов. В сфере явлений, направленность которых связана с оценками (политика, идеология, этика, эстетика, право), сознание действует в соответствии со спецификой каждой из этих сфер. Вся психическая, познавательная, идеологическая и оценочная деятельность человека подчиняется законам. Действие всех этих групп законов, выражающих сложный характер определения сознания, происходит в их неразрывной связи и взаимосвязи. Эта неразрывность, однако, не означает, что каждая из этих групп теряет свою независимость и самобытность. Вот почему мы различаем, например, между рабочим:

  1. в качестве производительной силы, естественной «машины», которая производит продукт;
  2. как член общества, то есть как социальная ячейка.
  3. как психологический, рационально-эмоциональный комплекс в отличие от машины, на которой он работает.

Как же тогда можно определить сознание?

Сознание — это высшая функция мозга, свойственная только человеку и связанная с языком, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в психической предрасположенности действий и предвосхищении их результатов, в рациональной регуляции и самоконтроле поведения человека.

Проблема появления самосознания:

Сознание подразумевает под собой присвоение субъекта как носителя определенной активной позиции по отношению к миру. Это выделяется из себя, отношение к себе, оценка своих способностей, которые являются необходимой частью любого сознания, формируют различные формы того конкретного качества человека, которое называется самосознанием.

Самосознание — это специфическая форма реального явления — сознания. Самосознание подразумевает, что человек отделяет и отличает себя, свое эго, от всего, что его окружает. Самосознание — это осознание человеком своих действий, чувств, мыслей, поведенческих мотивов, интересов и положения в обществе. На формирование самосознания существенное влияние оказывает то, как человек чувствует себя по отношению к своему телу, движениям и действиям.

Самосознание — это самонаправленное сознание: именно сознание делает сознание своим субъектом, своим объектом. Как это возможно с точки зрения материалистической теории познания — это главный философский вопрос проблемы самосознания. Дело в том, чтобы прояснить специфику этой формы сознания и познания. Эта специфика определяется тем, что человеческое сознание, как субъективная форма реальности, делится на субъект и объект, на познающее сознание (субъект) и познающее сознание (объект). Такая дихотомия, как ни странно это может показаться обычной мыслью, является очевидным и постоянно наблюдаемым фактом.

Самосознание, по самому факту своего существования, доказывает относительность различия и противопоставления объекта и субъекта, ошибочность представления о том, что все в сознании субъективно. Факт самосознания показывает, что разделение реальности на объект и субъект не ограничивается отношением внешнего мира к сознанию, а есть это разделение в самом сознании, выраженное как минимум в двух формах: в отношении объективного и субъективного в содержании сознания, и в виде разделения сознания на объект и субъект в акте самосознания.

Самосознание обычно рассматривается только по отношению к индивидуальному сознанию, как проблема самого себя. Однако самосознание, рассматриваемое в широком философском аспекте, также включает в себя социологический аспект. Действительно, речь идет о классовом сознании, национальном сознании и т.д. Психологические науки, изучающие феномен сознания, представляют также самосознание и самопознание человека. Таким образом, самосознание возникает в форме как индивидуального, так и социального самосознания.

Самая большая эпистемологическая трудность — это индивидуальное самосознание. Ведь социальное самосознание — это либо познание социальных явлений (форм социального сознания, личности и т.д.) отдельными людьми, учеными, либо изучение сознания всех людей одним и тем же отдельным человеком (этим занимается психологическая наука). В обоих случаях мы придерживаемся обычной паритетности между общим и частным, паритетности между объектом (обществом) и субъектом (индивидом, конкретным человеком). Однако в индивидуальном самосознании мы сталкиваемся с фактом дихотомии сознания этого индивидуума в предмет и субъект.

Идеалистическая психология трактует эту бифуркацию как существование в сознании особой субстанции, чистой субъективности («души» или «души»), составляющей всю остальную субъективность, т.е. сумму всех подвижных явлений сознания, его объекта. Материалистическая философия, психология, физиология и психопатология уже накопили много материала для научного объяснения феномена самосознания, его генезиса и психологического механизма. Материалисты, отвергая мистическую интерпретацию самосознания, рассматривают самосознание как форму сознания, имеющую те же эпистемологические корни, что и сознание в целом. Они различают две формы сознания: объектное сознание и самосознание.

Существуют также социальные условия для самосознания. Самосознание — это не созерцание изолированного индивида, оно возникает в процессе коммуникации. Социальная обусловленность формирования самосознания заключается не только в непосредственном общении людей друг с другом, в их ценностных отношениях, но и в формулировании требований общества, навязываемых индивидууму в понимании правил самих отношений. Человек осознает себя не только через других людей, но и через созданную им материальную и духовную культуру. Самосознание в процессе жизни человека развивается не только на основе «органических чувств и ощущений», но и на основе человеческой деятельности, в которой человек выступает как создатель создаваемых им объектов, что развивает в нем сознание разницы предмета и объекта.

Материалистическое понимание самосознания основывается на позиции, что человеческое «я», говоря психологически, имеет «ничего, кроме психических событий и связей, которые они имеют друг с другом или с внешним миром».

Однако, способность Я в процессе самосознания абстрагироваться от всех переживаемых состояний (от ощущения до мысли), способность субъекта рассматривать все эти состояния как объекты наблюдения, ставит вопрос о разграничении жидких и стационарных, устойчивых аспектов содержания сознания. Это различие представляет собой феномен внутреннего переживания. Помимо постоянно меняющегося содержания сознания, вызванного изменениями во внешнем и внутреннем мирах, существует стабильный, относительно постоянный момент сознания, в результате которого человек является сознательным, отличая себя как субъект от изменяющегося объекта.

Проблема внутренней идентичности «Я», единства самосознания была предметом размышлений многих философов, в том числе и И. Канта, который установил доктрину трансцендентального единства апперцепции, то есть единства познавательного опыта.

Необходимо отметить следующий вопрос: Что появляется раньше — подсознание субъекта или самосознание? Или самосознание является предпосылкой для нижней стадии сознания или продуктом зрелого сознания, его высшей формой? Во второй, более общей формулировке, она также представляет определенный интерес для философии. Самосознание — это процесс, который проходит через различные стадии развития. Если взять самосознание в его первичных, элементарных формах, то оно проникает далеко в царство органической эволюции и опережает человеческое сознание, является одним из его предположений. Если, однако, мы принимаем самосознание в его наиболее развитых формах как атрибут класса или индивида, под которым мы понимаем понимание классом или индивидом своей роли в общественной жизни, своего призвания, смысла жизни и т.д., то это самосознание, естественно, больше, чем сознание в обычном смысле этого слова, и является формой общественного сознания.

Этапы развития самосознания

Самосознание — это динамичная, исторически развивающаяся сущность, которая проявляется на разных уровнях и в разных формах.

Его первая форма, иногда называемая самосознанием, — это элементарное осознание собственного тела и его вовлеченность в мир вещей и людей вокруг него. Получается, что простое восприятие объектов как существующих вне конкретного человека и независимо от его сознания уже предполагает определенные формы самонавязывания, то есть своего рода самосознание. Для того, чтобы объективно рассматривать тот или иной объект как нечто существующее, определенный механизм должен быть «встроен» в сам процесс восприятия, как если бы учитывалось место человеческого тела среди других тел — как природных, так и социальных — и изменения, происходящие в человеческом организме в отличие от того, что происходит во внешнем мире.

Следующий, более высокий уровень самосознания связан с осознанием того, что человек принадлежит к определенному человеческому сообществу, к определенной социальной группе.

Высшим этапом развития этого процесса является появление сознания «Я» как совершенно особенного существа, подобного «Я» других людей, и в то же время чего-то уникального и неповторимого, способного совершать свободные действия и нести ответственность за них, что с необходимостью включает в себя возможность контроля и оценки их действий. Здесь необходимо подчеркнуть такой аспект, как сознание. Сознание характеризуется, прежде всего, тем, насколько человек способен распознать социальные последствия своих действий. Чем большее место в мотивах деятельности занимает понимание общественного долга, тем выше уровень сознания. Добросовестный человек — это человек, который может правильно понимать реальность и, соответственно, контролировать свои действия.

Сознание — это свойство, качество психически здоровой человеческой личности. Способность понимать последствия того или иного действия значительно снижается и даже отсутствует у детей, а также у психически больных людей. Сознание — это морально-психологическая характеристика действий человека, основанная на осознании и оценке собственной личности, способностей, намерений и целей.

Однако самосознание — это не только различные формы и уровни самопознания. Речь всегда идет о самооценке и самоконтроле. Самопознание означает сравнение себя с определенным идеалом «я», принятым определенным человеком, делая самооценку — в результате, появление ощущения удовлетворения или неудовлетворенности собой. «Зеркало», в котором человек видит себя и с помощью которого начинает относиться к себе как к личности, то есть развивать формы самосознания, является компанией других людей. Самосознание возникает не в результате внутренних потребностей изолированного сознания, а в процессе коллективной практической деятельности и межличностных отношений.

Самосознание и образ себя

Когда человек взаимодействует и общается с людьми, он выделяет себя из окружающей среды, чувствует себя субъектом своих физических и психических состояний, действий и процессов, действует как само для себя, сталкивается с другими людьми и в то же время неотделим от них.

Субъективное переживание себя выражается, прежде всего, в отождествлении с собой в настоящем, прошлом и будущем. Я сегодня, во всех возможных изменениях моей ситуации, во всех новых и неожиданных ситуациях, во всех реконструкциях моей жизни, моего сознания, моих взглядов и установок, я тот же человек, каким я был вчера и каким я буду, когда войду утром. Одним из симптомов некоторых психических заболеваний является потеря идентичности с самим собой, потеря самого себя.

Опыт обладания собой является результатом длительного процесса развития личности, который начинается в младенчестве и называется «самопознание». Годовой младенец начинает понимать разницу между ощущениями собственного тела и ощущениями, вызванными внешними объектами. Затем, в 2-3 года младенец отделяет приятный процесс и результат собственных действий предметами от предметных действий взрослых, требуя от последних: «Я сделаю это сам!». Впервые он начинает понимать себя как субъект собственных действий и поступков (личное местоимение появляется в языке ребенка), не только выделяясь из окружения, но и противопоставляя себя всем остальным («Это мое, это не твое!»).

На границе детского сада и школы, а также в младших классах есть возможность оценить собственные умственные качества (память, мышление и т.д.) с помощью взрослых, но на уровне осознания причин своих успехов и неудач («Я получил все пятерки, но по арифметике получаю пятерки, потому что неправильно копирую с доски»). Анна Петровна всегда ставила мне двойки за невнимательность»)). Наконец, в подростковом и юношеском возрасте, благодаря активному участию в общественной жизни и работе, начинает формироваться развитая система социальной и нравственной самооценки, завершается развитие уверенности в себе, в основном формируется самооценка.

Самовосприятие. Известно, что в подростковом и юношеском возрасте возрастает стремление к самосознанию, к осознанию своего места в жизни и себя как субъекта отношений с другими людьми. Это связано с формированием самосознания. Старшеклассники развивают образ себя (самооценку, самопознание). Образ себя представляет собой относительно стабильную, не всегда реализованную, опытную, уникальную систему представлений человека о себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими людьми. Часть образа себя — это отношение к себе: Человек может относиться к себе так, как он относится к другому — уважать или презирать, любить или ненавидеть, и даже понимать или неправильно понимать — человек представлен в себе своими действиями и поступками, как в другом человеке. В этом процессе образ «я» встраивается в структуру личности. Она действует как отношение к себе. Как и любое отношение, образ себя включает в себя три компонента.

Во-первых, когнитивная составляющая: представление о своих способностях, внешнем виде, социальной значимости и т.д. Подросток ставит во главу угла навязчивую внешность, которую, как он предполагает, получит дорогая фирменная одежда. Другой одноклассник вспоминает памятный факт, что он выиграл районный конкурс по настольному теннису. Третьим является его драматическое поражение в тех же соревнованиях и его трудности в освоении физики и математики, которые не приходят легко к нему.

Второй — эмоциональный и уважительный компонент: самоуважение, самокритичность, самолюбовь, самоуничижение и т.д.

В-третьих, поведенческая составляющая (волевая): желание быть понятым, завоевать сочувствие, уважение товарищей и учителей, поднять свой статус или, наоборот, желание остаться незамеченным, избежать оценок и критики, скрыть свои недостатки и так далее.

На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Значение семьи и семейной психотерапии
  2. Правовая психология
  3. Педагогика дошкольного образования: воспитатель дошкольной образовательной организации
  4. Исследование взаимосвязи социальной идентичности, воспринимаемой дискриминации и психологического благополучия
  5. Развитие мотивации в онтогенезе
  6. Виды стресса в психологии
  7. Понятие, этиология и клинические проявления невротической депрессии
  8. Развитие личности в интеллектуальном и эмоциональном плане
  9. Логос – законы природы
  10. Психодрама и социодрама