Для связи в whatsapp +905441085890

Самосознание и его функции — Самосознание

Многие исследования в русской психологии посвящены проблеме самосознания. Эти исследования сосредоточены в основном на двух группах вопросов. В работах Б.Г. Ананьева, Л.И. Божовича, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, И.И. Чеснокова, А.Г. Спиркина вопрос формирования самосознания анализируется в связи с более общей проблемой развития личности с общих теоретических и методологических аспектов. В другой группе исследований рассматриваются более конкретные вопросы, связанные, прежде всего, с особенностями самооценок, их взаимосвязью с оценками других. Исследования А.А. Бодалева по социальному восприятию обострили интерес к вопросу о связи между восприятием других людей и самопознанием. Публикуются многие философско-психологические и философские исследования, в которых анализируются проблемы личной ответственности и нравственного сознания. Работа И.С. Кон, успешно синтезируя философские, общие и социально-психологические, историко-культурные аспекты, теоретические вопросы и анализ конкретных экспериментальных данных, открыла новые грани того, что является, пожалуй, старейшей проблемой в психологии. Чрезвычайно богата и зарубежная литература на темы, имеющие отношение к психологии сознания — эти темы так или иначе присутствуют в работах У. Джеймса, К. Роджерса, Р. Бернса и многих других выдающихся ученых.

Самосознание и его функции - Самосознание

Самосознание

Самосознание — это сложная психологическая структура, которая, по мнению В.С. Мерлина, включает в себя в качестве своих особых компонентов, во-первых, сознание собственной идентичности; во-вторых, сознание себя как активного, активного начала; в-третьих, сознание собственных психических характеристик и качеств; и, в-четвертых, определенную систему социальной и моральной самооценки. Все эти элементы функционально и генетически взаимосвязаны, но не формируются одновременно. Зачаточное сознание идентичности появляется у младенца уже тогда, когда он начинает различать ощущения, вызванные внешними объектами, и ощущения, вызванные его собственным телом; сознание «я» появляется примерно на третьем году жизни, когда ребенок начинает правильно использовать личные местоимения. Осознание собственных душевных качеств и самооценка становятся наиболее важными в подростковом и юношеском возрасте. Но поскольку все эти компоненты взаимосвязаны, обогащение одной из них неизбежно изменяет всю систему.

А.Г. Спиркин дает следующее определение: «Самосознание — это осознание и оценка человеком своих поступков и их результатов, мыслей, чувств, нравственного образа и интересов, идеалов и мотивов поведения, целостная оценка себя и своего места в жизни. Самосознание — это составная особенность личности, которая формируется вместе с ее формированием».

Самосознание имеет сознание как свой объект и поэтому противостоит ему. Но в то же время, сознание остается в самосознании как импульс, так как оно направлено на захват собственного существа. Если сознание — это субъективное состояние ориентации человека во внешнем мире, знание другого, то самосознание — это ориентация человека в собственной личности, знание самого себя; это своего рода «духовный свет, раскрывающий и себя, и другого».

Через самопознание человек осознает себя как индивидуальную реальность, отделенную от природы и других людей. Он становится существом не только для других, но и для себя. По мнению А.Г. Спиркина, основным смыслом самосознания следует считать «просто сознание нашего настоящего бытия, сознание собственного бытия, сознание себя, или наше «я»».

Самосознание является венцом развития высших психических функций; оно позволяет человеку не только поразмышлять о внешнем мире, но, выделив себя в этом мире, познать свой внутренний мир, пережить его, связать с самим собой определенным образом. Сознание себя как некий устойчивый объект предполагает внутреннюю целостность, постоянство личности, которая способна оставаться самой собой независимо от изменения ситуации.

Однако А.Н. Леонтьев, охарактеризовавший проблему самосознания как одну из «важнейших, венчающих психологию личности», в целом расценил ее как «нерешенную, уклоняющуюся от научного и психологического анализа».

В современной психологической литературе существует несколько подходов к изучению проблемы самосознания. Один из них основан на анализе тех конечных продуктов самопознания, которые выражаются в структуре представлений человека о себе или «самоощущении». Что означает термин «самопознание», каков его фактический психологический смысл?

Нарушение самосознания личности

Сознание — это продукт деятельности мозга.

Сознание человека формируется в результате исторического развития, оно не только отражает события объективного мира, но и использует совокупность знаний для создания способов перестройки окружающей среды в соответствии с потребностями людей.

Формирование человеческого сознания требует наличия человеческой среды, присутствия человеческого общества.

Известно, что дети, которые растут в логове животного, не проявляют признаков сформированного человеческого сознания.

С. С. Корсаков предпочитал писать «сознание», подчеркивая сочетание знаний об окружающих явлениях и объектах, о себе, о соотношении этих знаний с накопленным человеческим опытом, о способности человека формировать гипотезу на будущее, то есть предсказывать результаты будущей деятельности.

По мнению И.П. Павлова, физиологической основой ясности сознания является оптимальная активность определенного участка коры головного мозга в данный момент, который, при условии прозрачности костей черепа, движется как яркое пятно на поверхности мозга.

Это представление о подвижности очага наиболее оптимальной сознательной деятельности подтверждается электроэнцефалографическими исследованиями.

Сознательная деятельность — это такая деятельность, которая осуществляется со знанием объективного значения поставленных перед собой задач, с учетом всех особенностей ситуаций и последствий деятельности, как для индивида, так и для общества.

Автоматическое действие — это способность человека совершить консолидированное действие, не осознавая этого. Эта способность развивается в ходе исторического развития человека и является целенаправленной.

Ведущим симптомом является ухудшение самосознания, проявляющееся в искаженном восприятии личности в целом, с ощущением потери единства, либо в искажении и отчуждении отдельных физиологических или психических проявлений.

Деперсонализация может возникнуть как самостоятельный синдром, так и в контексте других психопатологических состояний.

Выделяются следующие формы обезличивания:

  • аллопсихический
  • аутопсихический
  • соматопсихический
  • анестетик.

Аллопсихическая деперсонализация характеризуется искажением или потерей способности действовать, действия, речь, движения и т.д. осуществляются как бы автоматически, происходит их отчуждение. Чувство единства себя затем теряется (чувство дихотомии). Они понимают, что внутри них как будто сосуществуют две личности.

Аутопсихическая деперсонализация характеризуется ощущением возрастающей потери индивидуальной специфичности в социальном общении. Первоначально возникает ощущение собственной измененной личности, сопровождаемое трудностями в контакте с людьми. Пациенты воспринимают себя не такими, как раньше, интеллектуально и духовно обедневшими, «чужими среди людей». Позже возникает ощущение полной утраты самосознания. Пациенты жалуются, что полностью потеряли собственное мировоззрение, взгляды и суждения и стали безликими людьми.

Сомато-психическая деперсонализация характеризуется ощущением отчуждения восприятия отдельных физиологических процессов с потерей их сенсорной яркости. Она может проявляться в отчуждении сна (если он действительно присутствует), в отсутствии субъективного ощущения облегчения и удовлетворения при опорожнении во время дефекации или мочеиспускания, при насыщении пищей и т.д.

Анестетическая деперсонализация (болезненное психическое онемение). Она характеризуется болезненным переживанием пациентом высших эмоций, которые постепенно угасают, а затем утрачиваются. Пациенты испытывают сильное чувство потери способности быть счастливыми или печальными, даже о событиях и фактах, которые для них особенно важны. В ней есть мучительное ощущение потери эмоций, неспособности чувствовать удовольствие, радость, любовь, ненависть и печаль.

Дереализация — это искаженное восприятие объективной реальности в целом без ущерба для восприятия ее отдельных параметров. Это искаженное восприятие мира с ощущением безжизненности, нереальности, странности, незнакомства, бледности окружающей среды. Де-реализация также включает в себя: «уже увиденное» — сиюминутное состояние, в котором в незнакомой ситуации возникает ощущение, что он знаком, что был в ней раньше; «никогда не увиденное ранее» — сиюминутное состояние, в котором в знакомой ситуации возникает ощущение, что он вошел в нее впервые; «уже испытанное» — сиюминутное состояние, в котором комплекс эмоциональных переживаний данного момента переживается как тождественный тому, что уже произошло.

Самоконтроль человека, его состав, типы и функции

Самоконтроль — это условие адекватной, целенаправленной, интегрированной психики. Самообразование и совершенствование личности, образования и профессиональной деятельности, поведения в обществе предполагают обязательное включение в них самоконтроля. Самоконтроль является одним из обязательных качеств человеческого сознания и самосознания. Он действует как условие адекватного психического отражения человека о его внутреннем мире и объективной реальности, окружающей его. Самоконтроль является одним из неотъемлемых компонентов самоуправления (саморегулирования) систем различной качественной природы, среди которых человек — пример живой и очень сложной системы.

Человек может функционировать и как объект, и как объект контроля. Как социальное существо, человек находится под контролем окружающих его людей на протяжении всей своей жизни. Общество контролирует процессы его образования и воспитания, его профессиональную деятельность, его поведение в повседневной жизни. С другой стороны, как субъект контроля, человек сам является носителем механизмов контроля. Здесь направление управления может быть разным: внешнее и внутреннее. В первом случае объектом контроля для человека является поведение и деятельность других людей, характер протекания процессов в социальных, природных, технических системах. Но объектом контроля для человека являются также его собственные действия и поступки, присущие ему психические явления. В последнем случае, когда человек контролирует свою ментальную сферу, мы имеем дело с самоконтролем.

С одной стороны, самоконтроль не может осуществляться без присутствия того, что фактически подлежит контролю. С другой стороны, самоконтроль включает в себя необходимый стандарт, то есть то, что должно быть. Вопрос о степени соответствия между регулируемой и эталонной частями решается операцией сравнения. Если в результате этого компоненты управления и эталона не совпадают, то «выход» саморегулирования получает сигнал отклонения, отражающий степень отклонения. Если отклонение не обнаружено, это означает, что контролируемый компонент совпадает с контрольным значением.

Наиболее общее определение самоконтроля можно дать с позиции функционального подхода, согласно которому, каким бы ни был объект самоконтроля, в какой бы сфере ментальных явлений он ни оказался вовлечён, его функция носит проверяющий характер и состоит в установлении степени соответствия того, что должно быть с тем, что может быть еще или уже происходит. Содержание компонентов, составляющих самоконтроль, конечно же, варьируется в зависимости от контекста, в котором он проявляется. Например, в процессе распознавания сформированный перспективный образ стимула будет выступать в качестве управляющей переменной, а роль эталона будет играть образ ранее воспринимаемого стимула из памяти, степень сходства которого способствует самоконтролю. Если, напротив, обратиться к сфере поведения, то в структуре самоконтроля роль управляющей переменной может быть взята за намерение совершить определенное действие, а эталонная составляющая выступает в качестве эталона (образца) социально приемлемого поведения в определенной ситуации, которое усваивается в процессе обучения. Несмотря на очевидную разницу в приведенных примерах, функция самоконтроля в обоих случаях остается неизменной, а именно при определении степени соответствия между сравниваемыми компонентами. Поэтому мы еще раз подчеркиваем, что общее определение самоконтроля должно быть сосредоточено на его функциональной сущности, а не отражать специфику его составляющих, что, однако, будет вполне уместно, когда определение будет раскрыто в отношении конкретного субъекта самоконтроля.

Самоконтроль по своей природе присутствует во всех видах человеческой деятельности: Игры, учеба, работа, учёба, спорт и т.д. Среди общих принципов классификации типов самоконтроля, т.е. не зависящих от специфики осуществляемой деятельности, можно выделить временный, пространственный, структурный и произвольный принципы самоконтроля.

По временному принципу можно различать подготовительный (опережающий), текущий (промежуточный) и результирующий (конечный) типы самоконтроля. Объектом предварительного самоконтроля, который вовлечен в процесс прогнозирования, является все, что еще не вступило в стадию непосредственного осуществления, реализации. Например, цель и программа мероприятий, которые еще не завершены, могут быть подвергнуты предварительному рассмотрению с точки зрения правильности их выбора. Роль предварительного самоконтроля в том, чтобы избежать возможных неправильных решений, действий и поступков, трудно переоценить. Постоянный самоконтроль заменяет предварительный самоконтроль и, будучи вовлеченным в процесс выполнения деятельности, направлен на проверку правильности промежуточных результатов. Наконец, полученный самоконтроль как бы суммирует проделанную работу и помогает ответить на главный вопрос: была ли достигнута первоначальная цель?

По пространственному принципу и управляемый компонент, и сама ссылка могут войти в режим сравнения по каналам различных модальностей. В этом контексте различают зрительный, слуховой, тактильный и другие виды самоконтроля. В процессе жизнедеятельности человека доминирует самоконтроль, происходящий по внешним каналам связи. Такой самоконтроль преобладает в различных видах деятельности в поведенческой практике. Например, идет ли человек пешком или пользуется каким-либо видом транспорта, он проверяет правильность своего местоположения по отношению к заранее определенному маршруту и конечному пункту назначения с помощью контрольной информации, получаемой извне. Типичным примером контрольной переменной, получаемой по внутренним коммуникационным каналам, являются интрооцептивные ощущения, которые служат основой для саморегуляции психического состояния.

Согласно структурному принципу, многообразие механизмов самоконтроля, присущих человеку, организовано иерархически. Механизмы самоконтроля уже присутствуют на клеточном уровне жизни человека. Саморегулирование физиологических функций осуществляется по гомеостатическому принципу, который заключается в поддержании биологических констант, т.е. стандартов организма, разработанных в процессе эволюции, в необходимых пределах. В качестве примера таких констант можно привести концентрацию сахара в крови, содержание углекислого газа и кислорода в крови, температуру тела, артериальное давление и др. Гомеостатическая саморегуляция основана на том, что тот или иной регулируемый компонент постоянно сравнивается с соответствующим биологическим стандартом, и если в результате такого сравнения появляется сигнал несоответствия, то он становится импульсом для восстановления нарушенного равновесия. Самоконтроль пронизывает все ментальные явления, присущие человеку (процессы, состояния, свойства). В этом смысле мы можем говорить о самоконтроле конкретного ментального процесса: Сенсация, восприятие, познание, мышление и т.д.; о самоконтроле человека своим психическим состоянием, например, о самоконтроле эмоциональной сферы; о самоконтроле как качестве человека, ставшем особенностью его характера через образование и самообразование. В деятельности, как и в фокусе, все ментальные явления перекрываются, и самообладание наиболее полно раскрывает свое присутствие в них.

Наконец, исходя из принципа произвола, мы должны проводить различие между добровольным и недобровольным видами самоконтроля. Добровольное самоконтроль подразумевает осознанный способ постановки и достижения соответствующих целей при выполнении определенного вида деятельности. Процесс выполнения самой деятельности, реализованный через последовательность действий и индивидуальных движений, может осуществляться с участием самоконтроля, постоянное осознание которого уже не является обязательным условием. Непроизвольное самоконтроль происходит, например, на биологическом уровне, где механизмы самоконтроля входят в различные саморегулирующиеся цепи, обеспечивающие жизнедеятельность организма, а их функция происходит вне сферы сознания человека.

Я-концепция

Концепция «Я» — это развивающаяся система индивидуальной концепции «Я», которая включает в себя: а) осведомленность о своем физическом, интеллектуальном, характерологическом, социальном и т.д. качества; б) самооценка; в) субъективное восприятие внешних факторов, влияющих на личность. Концепция «Я-концепции» возникла в 1950-х годах в ходе феноменологической, гуманистической психологии, представители которой (А. Маслоу, К. Роджерс), в отличие от бихевиористов и фрейдистов, стремились рассматривать целостное человеческое «Я» как фундаментальный фактор поведения и развития личности. Символический интеракционизм (К. Кули, Дж. Мид) и концепция идентичности (Э. Эриксон) также оказали значительное влияние на возникновение этой концепции. Однако первые теоретические разработки в области «Я-концепции» бесспорно принадлежат У. Джеймсу, который разделил глобальное, личное Я («Я») на взаимодействующее самосознание («Я») и Я-объект («Я»).

«Понятие «я» часто определяется как совокупность установок, направленных на «я», а затем, по аналогии с установками, делится на 3 структурные составляющие:

  1. познавательный компонент — «самооценка» (Я-образование), включающий в себя содержание представлений о себе;
  2. эмоционально-ценностный (аффективный) компонент, то есть воспринимаемое отношение к себе в целом или к отдельным сторонам своей личности, деятельности и т.д.; иными словами, этот компонент включает в себя самооценку;
  3. поведенческий компонент, характеризующий проявления когнитивного и оценочного компонентов в поведении (включая речь, высказывания о себе).

«Концепции себя» — это целостная формация, компоненты которой имеют относительно самостоятельную логику развития, но тесно взаимосвязаны. Она имеет сознательные и бессознательные аспекты и описывается содержанием представлений о себе, сложностью и дифференциацией этих представлений, их субъективным значением для индивидуума, а также внутренней целостностью и последовательностью, связностью, непрерывностью и стабильностью с течением времени.

В литературе нет унифицированной схемы описания сложной структуры само-концепции, например, Р. Бернс представляет само-концепции как иерархическую структуру. На вершине находится глобальная «концепция эго», которая конкретизируется в совокупности отношений человека к самому себе. Эти установки имеют различные модальности: 1) настоящее «я» (то, как я думаю, что я на самом деле); 2) идеальное «я» (то, каким я хотел бы быть и/или стать); 3) зеркальное «я» (то, как другие видят меня). Каждая из этих модальностей охватывает ряд аспектов — физическое «я», социальное «я», психическое «я», эмоциональное «я».

Несоответствие между «идеальным Я» и «реальным Я» является основой чувств самооценки и служит важным источником развития личности, однако значительные противоречия между ними могут стать источником внутриличностных конфликтов и негативных переживаний (см. комплекс неполноценности).

В зависимости от уровня — организм, социальная личность или личность, на котором проявляется деятельность человека, самосознание отличается:

  1. на уровне организм-окружение — телесное самосознание (схема тела), вызванное необходимостью физического благополучия организма;
  2. на уровне социальной личности — социальная идентичность: пол, возраст, этническая принадлежность, социальная роль, связанная с потребностью человека в принадлежности к сообществу
  3. на уровне личности — дифференцирующий образ себя, характеризующий знания о себе по сравнению с другими людьми и дающий человеку ощущение собственной уникальности, потребности в самоопределении и самореализации.

Последние 2 уровня описаны так же, как и 2 составляющие «I-концепции» (В.В. Столин): 1) «привязанность», которая обеспечивает единство индивидуума с другими, и 2) «дифференциация», которая помогает ему выделиться по сравнению с другими и создает основу для ощущения собственной уникальности.

Дифференциация происходит также между динамикой I (как я вижу себя, как я меняюсь, как я развиваюсь, как я стремлюсь стать), представленной I («Я — маска», как я показываю себя другим), фантастической I, триадой хронологической I: I прошлого, I настоящего, I будущего и т.д., и т.п..

Важнейшей функцией «I-концепции» является обеспечение внутренней согласованности личности, относительной стабильности ее поведения. Сама «Я-концепция» формируется под влиянием жизненного опыта человека, прежде всего, отношений между ребенком и его родителями, но достаточно рано она приобретает активную роль, влияя на интерпретацию этого опыта, на цели, которые человек ставит перед собой, на соответствующую систему ожиданий, прогнозов относительно будущего, на оценку их достижения — и, как следствие, на собственное образование, личностное развитие, деятельность и поведение.

Взаимосвязь между концепцией самосознания и самооценкой четко не определена. Они часто появляются как синонимы. В то же время, наблюдается тенденция рассматривать «самопознание» как конечный продукт процессов самосознания.

На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Психология интуиции: как правильно оказаться «в нужное время в нужном месте»
  2. История развития организационной психологии
  3. Диагностика творческого мышления
  4. Психология творчества
  5. Эстетические потребности в психологии
  6. Педагогические течения: авторитарное воспитание, гуманистическая педагогика
  7. Личностные особенности детей с нарушениями речи
  8. Сенситивные периоды развития
  9. Теория структурного баланса Хайдера
  10. Э. Фромм ‒ социальный психолог, психоаналитик, создатель гуманистического психоанализа