Для связи в whatsapp +905441085890

Самосознание как составляющее духовной культуры педагогического персонала — Нравственная культура как философская и педагогическая проблема

Современная наука охватывает широкий спектр сфер жизни и деятельности человека, проникает в тайны законов природы и общества. Но среди самых привлекательных, важных и сложных объектов познания — культура и ее носитель и создатель — человек. У культуры много источников: все, что происходит в мире, в обществе, в политике, и все, что происходит в социальной группе, в семье, и весь личный опыт, и все, что передается людьми, литературой и искусством. Только опираясь на общечеловеческие, культурные ценности, можно стать человеком высокой культуры.

Экономическая и социокультурная ситуация в РБ на этапе перехода к социально ориентированной экономике, гражданскому обществу и конституционному государству осложнила процесс воспитания подрастающих поколений. Социальные страхи, неуверенность в себе, агрессивность и жестокость все больше проявляются в их среде; увеличилось количество учащихся с девиантным поведением. Во многом это стало возможным благодаря снижению воспитательного потенциала образовательных учреждений с начала 1990-х годов: формализм, заключающийся в механическом заучивании и применении определенных правил, норм и норм поведения без их сознательного усвоения, умения самостоятельно применять их в жизни, до сих пор не устранен в воспитательной работе. Формализм проявляется также в шаблонном планировании воспитательной работы и спортивно-оздоровительных мероприятий, отсутствии анализа проводимых с учащимися мероприятий.

В связи с этим возникает острая необходимость в определении новых теоретических и методолого-практических подходов к современному образованию, которые нашли отражение в «Концепции воспитания детей и молодежи в Республике Беларусь». Цель воспитания — формирование социально, духовно и нравственно зрелой творческой личности с высоким уровнем культуры, обладающей творческим потенциалом, способной к саморазвитию и саморегуляции, обладающей качествами гражданина, патриота, труженика и семьянина. Осознание самоценности человеческой жизни, нацеленность на возрождение духовно-нравственных ценностей определяет стратегию воспитания, в реализации которой культура играет главную роль. Именно культурологический подход позволяет сделать культуру содержанием, а образование — процессом культуротворчества. Поскольку морально-этическая культура является фундаментальной частью культуры личности, важнейшей задачей воспитания является нравственное развитие личности, что предполагает осознание учащимися факта взаимодействия в мире многих культур с их идеалами, духовными и нравственными ценностями, освоение понятий культура, нравственность, духовность, воспитание нравственных качеств и опыта нравственного поведения.

«21 век станет веком гуманитарной культуры, если таковая существует». Эти слова принадлежат известному французскому философу К. Леви-Строссу, и они означают, что у человечества не может быть будущего, если оно не обратится к гуманитарному развитию личности, к моральным аспектам ее жизни.

Проблема моральной культуры лежит на границе между этикой и теорией культуры. В настоящее время существует два подхода к раскрытию сущности понятия «нравственная культура». Первый начинается с раскрытия сущности родового понятия — «культура», а второй подход — родового понятия — «нравственность».

Чтобы получить представление о том, что такое нравственная культура, мы должны сначала обратиться к этимологии слова «культура».

В древности латинское слово «cultura» первоначально означало «возделывание земли», ее «обработку», то есть изменение природы под влиянием человека, его деятельности. Позже под «культурой» стали понимать все, что создано человеком.

Выдающиеся мыслители прошлого уделяли много внимания проблеме культуры. В трудах Цицерона (106-43 гг. до н.э.) мы находим термин «culturaanimi», который можно перевести как «возделывание, совершенствование души». Он писал: «Как плодородное поле без возделывания не приносит урожая, так и душа. Возделывание души — это философия: она вырывает из души пороки, готовит душу к посеву и доверяет, так сказать, только те семена, которые после созревания принесут богатый урожай.

В древности понимание культуры сводилось к признанию неразрывного единства в ней истины, добра и красоты. Из этой вечной триады возникли современная наука, мораль и богатейшее искусство. В то же время культ разума, заметный акцент на науку в концепции культуры можно проследить с конца XVIII века. Век.

Хотя великий немецкий философ Иоганн Кант (1724-1804) признавал триаду идей — истину, добро и красоту — в качестве основы мироздания, он пришел к преимущественно моральному понятию «культура». Известно его высказывание: «Две вещи все больше и больше наполняют душу удивлением и благоговением, чем чаще и дольше мы размышляем о них: звездное небо надо мной и нравственный закон внутри меня».

Другой выдающийся немецкий ученый, Гегель (1770-1831), оценивал культуру как естественное развитие, постепенное раскрытие творческой силы «мирового разума», который существует вне человека и отождествляется с Богом.

Великий мыслитель Н.К.Рерих трактовал слово «культура» как слияние двух основ: культ — поклонение и ур — свет. Он верил, что «только принесение света уничтожает тьму». Это и есть главный аспект культуры, то есть привнесение света во все сферы жизни и деятельности человека, в том числе и в образование. Н.К.Рерих говорил: «В культуре нет места легкомыслию. Это культура — осознанное знание, духовная утонченность и убежденность».

В современной отечественной и зарубежной литературе термин «культура» используется как процесс гуманизации, окультуривания природного мира и самого человека; как результат процесса окультуривания; как средство окультуривания.

Поэтому можно сказать, что культура — это процесс и результат образования и воспитания, так как она означает совершенствование, облагораживание физических и, прежде всего, духовных сил человека и общества, то есть культивирование духа.

Самосознание как составляющее духовной культуры педагогического персонала - Нравственная культура как философская и педагогическая проблема

Нравственная культура как философская и педагогическая проблема

Этот подход отражен и в определении культуры В.И. Даля: «Культура — лечение и забота, возделывание, воспитание, духовное и нравственное».

Эту позицию подтверждает и немецкий философ Л.Фейербах (1804-1872). Он сказал, что «не плоть, но дух делает человека человеком».

Таким образом, следует отметить, что латинский термин «культура», применяемый к человеку, также означает питать, совершенствовать, формировать.

В настоящее время существует несколько сотен определений культуры. Культура — это исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в способах и формах организации жизни и деятельности людей, их взаимоотношений, а также создаваемых ими материальных и духовных ценностей.

Культура — это специфический способ организации и развития человеческой деятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе и друг к другу, к самим себе.

Культура в образовании — это компонент содержания, источник знаний о природе, обществе, способе деятельности, эмоционально-волевом и ценностном отношении человека к окружающим его людям, труду, общению и так далее.

Принимая во внимание эти определения, мы будем понимать культуру как процесс, средство и результат образования.

Понятие нравственной культуры также тесно связано с понятиями «мораль» и «этика», которые по сути являются синонимами.

Этимологическое значение слова «мораль» связано с объяснением латинского слова «moralis», что означает «нравственный» как система принципов и норм поведения, определяющих отношения людей друг к другу, к обществу и к отдельным классам, а также как правила нравственного поведения.

Однако явное несоответствие между нормативной ценностью, идеальной стороной морали и реальными нравственными отношениями дало повод некоторым исследователям (А.А. Гусейнов, А.К. Звейниекс и др.) наполнить эти понятия разным смысловым содержанием. Как правило, попытки разграничить понятия «мораль» и «нравственность» сводятся к соотношению сущностного и должного, где сфера морали предстает как совокупность норм, принципов и ценностей, а нравственность, в свою очередь, характеризуется как относительное воплощение морального сознания в реальных отношениях и деятельности.

Теоретическое обоснование разделения понятий морали и нравственности впервые было предложено Гегелем, который считал, что они предназначены для описания различных явлений духовной жизни. Под моралью он понимал субъективный смысл человеческого поведения, а нравственность — это практические отношения, воплощенные в историческом опыте семьи, гражданского общества и государства.

По мнению А.А. Гусейнова, для разделения этих понятий можно рассмотреть следующие рассуждения. Во-первых, человек непосредственно участвует в определении морали, мораль освящена традицией, мораль как выражение внутреннего убеждения является свидетельством духа. Во-вторых, мораль совпадает с реально практикуемым поведением, мораль — это субъективная необходимость. В-третьих, мораль выражает точку зрения сообщества (семьи, государства, общества), а нравственность является выражением индивидуальной воли.

Педагоги И.Ф. Харламов, Б.Т. Лихачев, В.А. Сластенин считают, что такое деление, при некоторой искусственности, имеет свою логику. Однако в данной работе мы будем рассматривать понятия морали и нравственности как синонимы. Синонимичность «морали» и «нравственности» имеет более глубокие корни, и языковая практика свидетельствует об их эквивалентности.

Интерес к личности, к проблеме ее формирования в истории человеческой мысли всегда был велик, и усиливался в критические моменты развития общества, когда необходимо было найти пути выхода из кризиса.

Хотя понятие нравственной культуры появилось в середине 20-го века, корни этого понятия уходят в глубокую древность. Уже в древности возникали вопросы морали, нравственного поведения, нравственного идеала, нравственного человека.

Знаменитое высказывание Протагора «Человек есть мера всех вещей…» можно рассматривать как своеобразный девиз античного мира. Для этого времени было характерно понимание морали, добродетели, поведения как разумности.

Сократ (469-399 гг. до н.э.) абсолютизирует мораль, считает ее основой достойной жизни, основой культуры. Для него лучшим способом самореализации личности является ее нравственная деятельность. Сократ подчеркивал важность личного нравственного самосовершенствования, утверждая, что только нравственный человек может быть счастлив.

Этическая концепция Платона (427-347 гг. до н.э.) содержит учение об интеллектуальном и нравственном совершенствовании человека. Мораль личности не представляется философом вне ее связи с обществом, то есть содержание индивидуального бытия должно быть социально значимым.

Древнегреческий философ Аристотель (384-322 гг. до н.э.) первым заговорил о специальной практической науке морали, целью которой было научить людей, как стать добродетельными (счастливыми). В отличие от Платона, Аристотель отрицает врожденную природу добродетелей, что позволяет ему говорить о проблеме нравственного воспитания. Для него нравственный человек — это тот, кто руководствуется разумом, который связан с добродетелями. Он утверждал следующее: «Если мы идем вперед в знаниях, а не в нравственности, мы идем не вперед, а назад». Мысли Аристотеля актуальны и сегодня, когда наше общество озабочено моральным обликом молодого поколения.

Средневековье характеризуется тем, что основой для интерпретации морали становится не разум, а религиозная вера. На фоне идеи любви получает свое выражение «золотое правило нравственности»: «И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними…».

В эпоху Возрождения человеческая личность приобретает огромную ценность. Человек эпохи Возрождения — это яркая личность, выступающая в роли творца своей жизни и судьбы. Для эпохи Возрождения также характерно обращение к социальным и гражданским вопросам, роль которых в нравственной культуре общества в Средние века была незначительной.

Макиавелли (1469-1527), например, отвергал ведущую роль религии в формировании нравственно совершенного человека, утверждая, что это прерогатива сильного централизованного государства.

Томас Мор (1478-1533) считал, что главной социальной задачей является воспитание нравственности, то есть воспитание чувств справедливости, бескорыстия, гуманности и честности. Таким образом, человек должен быть воспитан в духе нравственности, что отвечает интересам общества.

Объектом изучения в Новое время становится окружающая природа, то есть, сводя мораль с небес на землю, мыслители сталкиваются с вопросами обоснования нравственной полноценности личности.

Тенденция развития

Уже Спиноза (1635-1677) говорит об огромном значении знания для нравственного совершенствования личности.

Французские мыслители эпохи Просвещения рассматривали моральные нормы как непосредственно связанные с гражданскими правами и обязанностями индивидов, то есть все предельно социализировано. Так, для Джона Локка (1632-1704) нравственный человек — это гражданин, джентльмен, который «должен служить своей стране».

Жан-Жак Руссо (1712-1778) считал человека слабым в его рациональном познании, возвышал его в его нравственном достоинстве. Он видел цель образования в том, чтобы сформировать не государственного служащего, не солдата, а человека. Он считал: «В сфере моральных идей нужно продвигаться как можно медленнее; уроки морали должны быть в поступках, а не в речах». По мнению Ж.Ж. Руссо, моральный облик молодого человека формируется только с 15 лет и до совершеннолетия (25 лет). В эти годы он знакомится с нравами общества.

Характерной чертой русских философов конца XIX века является безграничная вера в духовно-нравственное развитие человека. Мораль они рассматривали не абстрактно, только с точки зрения идеала человеческой духовности, а вкладывали в это понятие реальные поступки индивида.

Нравственный человек, по мнению С.Н. Трубецкого, не может быть оторван от других людей и жить только в соответствии со своими интересами для себя одного. «Моральный принцип жив только тогда, когда он действительно одушевляет человека, воплощается в его поступках».

И. Кант предполагал, что мораль возможна только при условии исполнения человеком долга, поэтому культура морали заключается в ее совершенном исполнении. Сама культура морали во многом зависит от внутренней мотивации человеческих поступков. Нравственным может быть только то действие, которое вытекает из чувства долга. Мотивация поступков в основном определяет нравственную культуру человека.

Франц Баадер, немецкий романтик XIX века, считал, что цель нравственной культуры — очистить, осветить и обострить внутреннее зрение человека. Она заключается в постоянном стремлении к чуду духовного совершенства. Если она не проявляется ни в общественной, ни в индивидуальной жизни, значит, «человек и народ развращены и чужды духа».

Рассмотрев взгляды двух авторов, можно отметить, что, говоря о понятии моральной культуры, они делают основной акцент на внутренней, мотивационной стороне морали индивида. Ориентация на духовное совершенствование считается основополагающей чертой нравственной культуры. Акцент на этом аспекте нравственной культуры чрезвычайно важен, но представляется возможным включить в предлагаемый анализ и другие значимые особенности духовного мира личности, описываемые данным понятием.

Тенденции в развитии философской мысли, сформировавшиеся в конце 19 в., продолжают развиваться и в 20 в. В Западной Европе появились такие течения, как позитивизм, прагматизм, экзистенциализм и др.

Так, прагматик Ч. Пирс (1839-1914) критиковал иррационализм и догматизм, которые абсолютизировали моральные ценности как вечные и неизменные.

Дж. Дьюи (1859-1952) утверждал, что человек постепенно решает конкретные задачи для достижения целей, которые соответствуют его волевым импульсам. Роль разума заключается в выборе подходящих средств, которые приведут к достижению целей. Эти средства и действия были бы моральными.

Прагматизм рассматривает мораль как источник внутренней неудовлетворенности, как средство достижения душевного комфорта и удовлетворенности жизнью, более актуальным стало обращение к проблемам морального существования и гражданского статуса личности в обществе.

Процесс нравственного воспитания личности, формирование нравственной культуры стал предметом исследования многих зарубежных и отечественных ученых и педагогов.

Советский педагог В.А. Сухомлинский (1918-1970) внес большой вклад в развитие нравственного воспитания молодого поколения. Он представил алгоритм формирования нравственной культуры как соотношение таких компонентов: Осознание и принятие норм общечеловеческой морали; формирование чувств; формирование нравственных привычек; управление своими желаниями; формирование мотивов (побуждений) нравственных поступков.

Таким образом, целью и основным результатом организации процесса нравственного воспитания, главным показателем его эффективности является формирование нравственной культуры личности.

По мнению В.А. Сухомлинского, нравственная культура личности — это грань, момент социального бытия человека, отражающий нравственный потенциал личности, который заключается в осознании социально значимых отношений к миру и к другим людям, а также в специфических способах совладания и воспроизводства нравственных отношений.

Н.И. Болдырев также подчеркивает важность практической деятельности. Он считал, что вовлечение личности в различные виды деятельности создает возможность для формирования нравственного сознания, развития нравственных чувств, выработки навыков и привычек, проявления нравственных качеств. Он также уделял особое внимание целенаправленному приобретению учащимися знаний о моральных нормах и принципах.

Известный педагог И.Ф. Харламов подчеркивает важность формирования нравственных качеств личности. По его мнению, важную роль играет система объяснения значения той или иной моральной нормы для человека, организация соответствующих занятий и упражнений для развития навыков, умений и привычек морального поведения.

Раскрытие сущности и содержания современного понятия «нравственная культура личности» требует анализа существующих взглядов на эту проблему.

Некоторые авторы (Л.М. Архангельский, В. Вичев, В.М. Соколов, В. Блюмкин и др.) рассматривают нравственную культуру как единство, связь и взаимодействие сознания и поведения, гармонию культуры нравственного сознания и нравственных аспектов поведения. А.С. Зубра отождествляет нравственную культуру с моральной зрелостью человека, со степенью усвоения им моральных норм. И.И. Казимирская, Н.Е. Щуркова сводят нравственную культуру к «нравственной деятельности», которая в своем содержании включает нравственные отношения, нравственное сознание и нравственное поведение.

Иными словами, в содержательном аспекте между приведенными выше тезисами о месте нравственного сознания и осознанного нравственного поведения в качестве основного содержания нравственной культуры, по сути, нет никакой разницы. В то же время некоторые из вышеперечисленных авторов не включают в нравственную культуру моральные навыки, традиции, обычаи и чувства. Это в определенной степени сужает содержание понятия. И здесь важно подчеркнуть, что без развитой культуры нравственных чувств, без тренированных моральных навыков, привычек этические знания «не работают». Поэтому, чтобы найти более точное определение сущности нравственной культуры, необходимо рассмотреть человека в целом.

Мнения Р. Жимайтиса и Л. Гринберга по этому поводу расходятся. Таким образом, Р. Жимайтис подчеркивает, что на эмпирическом уровне понятие «моральная культура» является показателем определенной сферы моральных ценностей, и в то же время это способ реализации этих ценностей в поведении людей.

Характер и особенности нравственной культуры подростков

Из нашего исследования видно, что понятие «нравственная культура» имеет очень широкий диапазон толкования. Сам термин, прочно вошедший в научную и публицистическую литературу, в повседневное общение, оставляет определенную терминологическую неопределенность в системе этического и культурологического знания.

Разнообразие мнений поражает, когда речь заходит об уровне современной нравственной культуры.

Некоторые из существующих убеждений утверждают, что все лучшее осталось в прошлом, современному обществу не свойственны те моральные качества, которые были присущи предыдущим поколениям.

Утверждается, что современные нравы пропитаны насилием и агрессией, а моральные ценности дискредитированы и размыты. Патриархальное прошлое наделяется наиболее позитивным содержанием.

Следует отметить, что подобные представления характерны не только для современного общества. Сожаление об утрате моральных ценностей было характерно и для людей прошлых веков, чему мы находим подтверждение у многих известных писателей и философов разных периодов развития европейской культуры.

Например, во времена Древней Греции известный философ Гесиод в своей знаменитой поэме «Труды и дни» сетовал на утрату гармонии в отношениях человека с природой и с людьми. Французский писатель и ученый Бернар Фонтенель в своей работе «Диалог мертвых и новых» рассматривает различные мнения о том, развиваются ли человеческие отношения в направлении их совершенствования.

Строки португальского поэта Фернанду Пессоа пессимистичны:

  • Это все — и больше ничего не будет.
  • Но звезды, холод и мрак,
  • И тишина безмолвного мира
  • Все в мире неправильно и ошибочно!

Этот отрывок из поэмы очень ярко показывает актуальность проблемы нравственной культуры, как в далеком историческом прошлом, так и в современном обществе, движущей силой которого является молодое поколение.

Нравственная культура подростка, которая является неотъемлемой характеристикой культуры как социального явления, формируется всем укладом его жизни. Личность подростка формируется путем впитывания всех достижений нравственной культуры общества. Конечно, интенсивность поглощения и фактическое развитие самой личности зависит от личностных характеристик человека: Пол и возраст, психофизиологические, интеллектуальные, образовательные и другие. Необходимо знать, что прежде чем суплицировать, нужно вырастить, воспитать личность, создать соответствующие социокультурные условия для становления личности и формирования ее внутренней культуры. Особенно важно, чтобы это происходило в школьные годы подросткового возраста, которые составляют наибольшую часть личностного самоопределения. Рассмотрим основные социокультурные условия, обеспечивающие процесс приобретения нравственной культуры студентами:

Первая семья.

Большое влияние на формирование нравственной культуры подростков оказывает семейное воспитание: эмоционально-нравственная и психологическая устойчивость родительского влияния на подростков; возможность индивидуального подхода к ним; развитие чуткости и близости через положительные эмоции и пример взрослых; духовная связь и нравственная преемственность жизненного опыта поколений; гордость и честь семьи; использование лучших национальных традиций и обычаев; контроль за рациональным использованием свободного времени подростка; выбор развивающих форм отдыха; участие в посильных домашних делах и помощь родителей Важно, чтобы действия ребенка не остались незамеченными родителями. Своевременно реагировать на них, ответственно и ненавязчиво корректировать, при необходимости давать адекватную оценку — значит реально участвовать в нравственном воспитании подростков.

Систематическая, целенаправленная, основанная на фактических данных работа общеобразовательной школы.

Социологические исследования, проведенные в 1990-е годы, не показали резких противоречий в направлении воспитания в школе и в семье, но в то же время они показали необходимость поиска новых путей сотрудничества и реформирования школ, чтобы приблизить их к современным реалиям и перспективам, которые ставит перед школой современное общество.

Так, 325 учителей минских школ, 650 родителей и 304 старшеклассника пришли к выводу, что детей нужно воспитывать честными, добродетельными, устойчивыми к трудностям, умеющими дружить, оставаться товарищами, коллективистами, но в то же время — постоять за себя, быть «плохими». Также в последние годы вырос престиж диплома, но уже не как свидетельства «культуры», а как выгодного вложения «капитала». Предпочтение отдается «практическим» специальностям: Финансист, продавец, юрист, менеджер и т.д.

Только 43 процента опрошенных студентов назвали свою семью дружной и сплоченной, 54 процента не имеют доверительных отношений с отцами, 33 процента не имеют доверительных отношений с матерями, а 22 процента сказали, что их постоянно оскорбляют взрослые члены семьи.

Таким образом, необходимо понимать, что союз родителей и учителей в формировании нравственной культуры подростков должен всячески укрепляться, ведь только совместными усилиями можно добиться ее правильного воспитания.

Включение социокультурной среды за пределами семьи и школы в образовательный процесс.

Поскольку одной из характерных черт подросткового возраста является стремление к самореализации, очень важным аспектом в формировании нравственной культуры является участие молодых людей во внеклассных мероприятиях. Речь идет об общественных и государственных учреждениях — домах и дворцах культуры, библиотеках, театрах и музеях, спортивных сооружениях, профилакториях, объединениях художественного и технического творчества и т.д. Это социокультурное условие подтверждается данными социологического опроса, который показал, что учащиеся в разных регионах Беларуси распределяют свои предпочтения между спортом (около 12%), музыкой, художественной литературой (11,3% и 11,2% соответственно), театром (до 7%), шитьем, вязанием, кулинарией (до 8%), техническим творчеством (5%), рисованием, фотографией (4%), рыбалкой, туризмом (до 2% ответов).

Самообразование студентов.

Чтобы реализовать это условие, необходимо обеспечить ребенку своевременную профориентацию. Поощрение самостоятельного творческого поиска через обучение, чтение (литературы по этике, эстетике, морали в целом), игры и собственную работу также сослужит хорошую службу студенту.

Все рассмотренные выше социокультурные условия, безусловно, являются одним из важных аспектов формирования нравственной культуры, но возвращаясь к сути понятия нравственной культуры, необходимо помнить, что она включает в себя все сферы жизни и деятельности человека, его личностное развитие. Поэтому необходимо также учитывать особенности психофизического развития подростков.

Подростковый возраст считается одной из самых сложных фаз возрастного развития. Трудности усугубляются нынешними социальными условиями.

Подростковое поколение очень чувствительно к окружающему обществу — его ценностям, политическим и экономическим противоречиям, неписаным правилам. Мальчики и девочки считают, что общество накладывает на них слишком много ограничений, поэтому они пытаются вырваться из него, принимая временные идентичности и роли.

Современный подросток растет в условиях нестабильности в экономической и культурной сферах развития современного общества и кризиса семьи. Именно в таких условиях живет большинство современных белорусских подростков. Несмотря на разницу в социальной сфере, почти все они остро переживают этот период: становятся агрессивными, непослушными в общении с родителями и учителями, а некоторые начинают употреблять алкоголь и наркотики.

Подростки находятся в наиболее сложной ситуации, так как противоречия развития, присущие подростковому возрасту, значительно усилились в нынешней сложной социальной ситуации, что приводит к искусственной задержке личностного развития, поведенческим отклонениям и повышенной тревожности. Процесс формирования новообразований подросткового периода развития растянут во времени и может быть неравномерным.

Диагностика нравственной культуры подростков

Для формирования нравственной культуры подростков необходимо, прежде всего, детально изучить и уметь применять в работе диагностические методики исследования воспитания школьников.

При решении различных педагогических задач учитель опирается не только на теоретические знания, но и на реальные факты, которые необходимо постигать с помощью науки и с использованием педагогической диагностики.

«Тайна быть человеком не в том, чтобы просто жить», — писал Ф.М. Достоевский. Секрет педагогической профессии не только в том, чтобы учить, но и в том, чему и как учить, учитель находится в состоянии стагнации или даже медленного угасания.

Бесспорно, что подавляющее большинство учителей заинтересовано в успешной педагогической деятельности. Педагогическая деятельность характеризуется стремлением к высочайшему профессионализму. Но как овладеть качествами учителя как профессионала, как ориентироваться не только на содержание обучения, но и на то, для чего учить?

Ответы на этот вопрос разнообразны, часто полярны и противоречивы.

Проанализировав современную ситуацию в образовании, очевидно, что педагогическая наука развивалась как нормативная и не всегда ориентирована на реальную педагогическую практику, на решение конкретных проблем в существующих и непредвиденных ситуациях. Чаще всего от педагогического процесса остается обратная связь, без которой, по сути, немыслимо определить продуктивность педагогической работы.

Нормативная педагогика приводит к отрыву от реальной педагогической работы: навязывается нетерпимый догматизм, заставляющий преподавателей и студентов искусственно влиять на результаты педагогического процесса. Таким образом, снова теряется обратная связь между преподавателями и учащимися, поскольку в их совместной деятельности нет общей цели.

В педагогической деятельности многие вещи взаимосвязаны и взаимозависимы. Главное — преодолеть дефицит нормального человеческого общения и устранить огромное расстояние между словами и делами. Важно подходить к ученику через его потребности и интересы. Необходимо выстраивать общение с учащимся. Только в этом случае можно говорить о профессионализме преподавателя. Диагностика (от греч. diagnostikos — способность распознавать) рассматривается нами в данном контексте как один из решающих факторов на пути формирования целостной, гармонично развитой личности и, в частности, формирования нравственной культуры подростка.

В современной науке диагностика имеет три аспекта. Во-первых, это область знаний об изучении и определении состояния фактов, явлений, процессов. Во-вторых, это общий способ (подход) получения опережающей информации об изучаемом объекте. В-третьих, это процедура оценки, процесс, направленный на определение соответствия исследуемого объекта определенным требованиям.

В последнее время в обществе возрастает роль диагностики (в производстве, в медицине, в социологии, в психологии) в любой деятельности. В сфере образования четко обозначились тенденции построения педагогического процесса на основе технологизации. Одним из решающих условий эффективной технологизации является ее проектирование, которое включает в себя анализ, диагностику, прогнозирование и конструирование. Итак, прежде чем приступить к внедрению определенной технологии или образовательной системы, необходимо провести диагностику, то есть получить «прозрачное знание» о предмете.

Диагностика редко присутствует в школьной практике как обязательная и неотъемлемая часть целостного педагогического процесса. Следует еще раз подчеркнуть, что диагностические знания как цель влияют на развитие и формирование различных компонентов личности студента.

Личностное образование, представляющее собой совокупность интегративных качеств, является наиболее надежным и значимым показателем, по которому мы можем судить о студенте.

Из этого можно вывести причины необходимости педагогической диагностики образования:

  • На основе полученных результатов можно выявлять, исследовать и прогнозировать новые проблемы и тенденции в формировании личности;
  • Изучение педагогического условия позволяет отслеживать эффективность средств и условий педагогического взаимодействия во всем педагогическом процессе;
  • Данные диагностики служат основой для применения новых педагогических технологий и образовательных систем, необходимых на определенном этапе и уровне формирования личности;
  • Приобщая школьника к активной диагностике, можно формировать и развивать его потребность в самообразовании через самодиагностику;
  • Применение диагностического познания обеспечивает научный подход к проектированию, прогнозированию, организации и осуществлению образовательной деятельности учителей и стажеров в соответствии с тенденциями перехода школы на новые образовательные технологии.

И здесь возникают вопросы: как мы измеряем уровень образования учащихся?

Новые технологии оценки качества обучения и образования имеют дело с относительно новой педагогической наукой — квалиметрией — педагогическим измерением.

В отличие от традиционных технологий, современные технологии основаны на квалиметрическом или количественном подходе, целью которого является получение числовых эквивалентов, отождествляемых с рейтингами измеряемой переменной, которая считается латентным (скрытым) параметром образованного человека — его образованием. Квалиметрический подход основан на идее построения технологий с помощью математических моделей.

Объективные, надежные, теоретически обоснованные измерения могут дать преподавателям информацию о ходе учебного процесса, учебных достижениях каждого студента, выявить влияние различных факторов на ход обучения, воспитания и его результаты.

Измерение подразумевает объективное количественное сравнение оцениваемой характеристики ученика с эталоном, принятым в качестве единицы измерения. Основным инструментом измерения уровня образования является тест. Под тестом обычно понимается достаточно короткое, строго стандартизированное испытание, позволяющее количественно оценить результат и тем самым провести его математическую обработку.

На странице курсовые работы по педагогике вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Педагогика».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Объекты мониторинга и способы его осуществления
  2. Метод убеждения
  3. Особенности речевого развития детей дошкольного возраста с ЗРП
  4. Методы и способы обучения
  5. С какими науками связана педагогика
  6. Индексирование как метод анализа информации, перевода документов, обработки педагогических данных
  7. Психолого-педагогические аспекты взаимодействия детского сада и семьи по вопросам детского развития
  8. Систематика нарушений в соматическом и психическом развитии ребенка
  9. Сравнительная характеристика методов воспитания
  10. Взаимодействие детского сада и семьи по речевому развитию детей 3-4 лет
  11. Трудовое воспитание дошкольников