Для связи в whatsapp +905441085890

Самосознание личности. Проблема «Я» в психологии — Социальный мир

Личность — одна из основных категорий психологической науки. Чтобы понять, что такое личность и выделить основные признаки, позволяющие описать психический склад личности, необходимо рассмотреть это понятие в следующем ключе: «индивид — субъект деятельности — личность — индивидуальность» в классической тетраде понятий, предложенной Б.Г. Ананьевым, описывающей человека в целом.

Человек как сверхсложное существо живет в бесконечно сложном мире, точнее, во множестве миров, из которых Юрген Хабермас, выдающийся социальный философ, предлагает три мира в качестве наиболее важных: внешний мир, социальный мир («наш мир», мир, в который вместе со мной включены другие люди), внутренний мир («мой мир», индивидуальность и уникальность «моего» существования).

Внешний мир — это мир природы, который человек осваивает, изучая законы природы и используя эти законы для преобразования природы в своих целях. Это мир науки, техники, практики. Это мир целенаправленных действий, в котором ничто не принимается на веру и все требует доказательств: истинность знаний требует доказательств, технический проект оценивается по его осуществимости и, в свою очередь, требует доказательств или практической проверки, экономическая деятельность оценивается по ее полезности. Это жесткий мир, где нельзя просто сказать «Я знаю!», потому что ответом будет «Докажи, дай мне факты» или «Я могу!». — ответ будет таким: «Сделай, покажи!» или «Это полезно!». — ответ будет таким: «Как я могу его использовать?». Это мир, в котором ценятся знания и способы деятельности, которые могут быть представлены и распространены в понятной и повторяемой форме, то есть которые теряют свой индивидуальный характер и становятся частью общего опыта. Это безличный, тотальный мир, в котором нет индивидуальной логики, а есть либо логика, обязательная для всех, либо никакой логики, в котором нет «моего» или «его» восприятия мира, а есть только «истинное» или «ложное», в котором утверждение «эта вещь мне дорога» бессмысленно, а «эта вещь мне полезна» имеет смысл. Это мир познаваемых и применимых законов природы, где присутствие человека не меняет самих законов: сила тяжести будет действовать на объект независимо от того, наблюдаем мы ее или нет; это мир объектных отношений, где нет ничего личного, мир инструментального разума.

Человек уже рождается в мир как человеческое существо. Это утверждение кажется верным только на первый взгляд. Дело в том, что человеческий зародыш имеет в своих генах естественные условия для развития человеческих свойств и качеств. Конфигурация тела новорожденного дает ему способность ходить на двух ногах; структура мозга дает ему способность к интеллекту; структура рук дает ему способность использовать инструменты, рисовать, писать и так далее. Таким образом, младенец уже является человеком. Он отличается от животного ребенка своими способностями. Этот факт доказывает, что младенец принадлежит к человеческой семье, которая запечатлена в понятии индивида. В отличие от детеныша животного, которого называют особью сразу после рождения и до конца жизни. Термин «индивид» воплощает в себе родовую сущность человека. И новорожденный, и взрослый, находящийся на стадии дикости, и высокообразованный житель цивилизованной страны могут считаться личностью.

Поэтому, когда мы говорим, что человек является личностью, мы фактически говорим, что он или она потенциально является личностью. Человек постепенно приобретает определенное социальное качество, он становится личностью, рождаясь в мир. Еще в детстве человек вступает в исторически сложившуюся систему социальных отношений, которую он уже воспринимает как готовую. Дальнейшее развитие человека в обществе создает такую сеть отношений, которая формирует его как личность, то есть как реального человека, который не только отличается от других, но и не похож на них, который действует, думает, страдает, вовлечен в социальные отношения как член общества, как соучастник исторического процесса.

Под личностью в психологии понимается системное (социальное) качество, которое индивид приобретает в предметной деятельности и общении и которое характеризует степень представленности в нем общественных отношений.

Самосознание личности. Проблема «Я» в психологии - Социальный мир

Социальный мир

Социальный мир — это мир, в котором основным способом вовлечения человека является предметная деятельность. Основной единицей предметной деятельности является целенаправленное действие, основанное на истинных представлениях, осуществимое и чрезвычайно полезное с точки зрения цели и результата. Таким образом, взаимодействие человека с «внешним» миром есть формирование активности и развитие человека как субъекта предметной деятельности. В ходе этого развития формируются основные оперативные механизмы психики. По содержанию эта линия развития связана прежде всего с освоением человеком возможностей действия, заложенных в совокупности человеческого опыта, культуры, с формированием знаний, умений и навыков, проникновением в культуру, инкультурацией. Таким образом, развитие личности как субъекта индивидуальной предметной деятельности связано в своей исходной точке с процессом присвоения личностью неиндивидуального, социального опыта, т.е. интернализацией способов действия, изначально принадлежащих другим людям, переносом образцов действия из внешнего во внутренний план психической деятельности. После окончания периода ученичества освоенные, интернализованные способы действия включаются в индивидуальную деятельность субъекта, экстериоризируются, и в дальнейшем субъект получает возможность приобретать индивидуальный опыт, вырабатывать новые способы и приемы действия на основе освоенных способов действия. В этом смысле субъект деятельности становится одновременно субъектом познания и сознания как сознания, в содержании которого реально интегрированы как единицы непосредственного отражения действительности — «сенсорная ткань» сознания (ощущения, образы, движения, действия) — так и единицы, определяемые языком, передаваемые через опыт других — значения и смыслы, возникающие в связи с ними.

В свою очередь, овладение различными способами действий приводит к обобщению умственных действий, с помощью которых регулируются действия и активность субъекта. С.Л. Рубинштейн назвал систему обобщенных психических действий, закрепленных в индивиде, способностями. Соответственно, высшими интегративными свойствами человека как субъекта деятельности являются способности, которые представляют собой

характеризуют психическую деятельность преимущественно с ее операциональной стороны, определяя темп совладания, разнообразие способов и эффективность деятельности, то есть инструментальные проявления личности.

Однако, как отмечал С.Л. Рубинштейн, психические процессы, определяющие деятельность, не имеют самостоятельной линии развития. Поэтому необходимо найти начало, которое управляет психическим развитием человека и определяет тенденции этого развития. Психические качества формируются в деятельности, но сама деятельность не обладает этими качествами, они принадлежат субъекту. Если попытаться понять активность субъекта не из способов ее реализации, а из того, что определяет необходимость самой деятельности и ее свершения, ее ценность, направленность и цель, то деятельность предстает как реализация определенного отношения индивида к миру (который включает в себя его самого). Если рассматривать человека в совокупности его отношений и взаимосвязей с окружающим его миром, то мы рассматриваем его как личность. В.Н.Мясищев говорил, что психология безличных процессов должна быть заменена психологией активности личности.

Для того чтобы понять человека во всем многообразии его отношений с внешним миром и с самим собой, найти истоки и понять направление его деятельности, необходимо определить место, позицию, которую этот человек занимает в мире. Рассмотрение человека как индивида в первую очередь связано с рассмотрением человека как социальной единицы (социального индивида), определяемой его местом в социальной структуре. Фундаментальной характеристикой, отличающей человека как биологическую особь, как единицу вида, от животного, является социальность, принадлежность к обществу, к социуму.

Поэтому отправной точкой для рассмотрения индивида является его социальный статус, его интеграция в систему социальных отношений.

Социальные отношения

Чтобы понять, что такое личность как особая социальная характеристика индивида, необходимо сначала признать, что личность — это Качество личности. Тем самым утверждается единство личности и Мы способны не только осознавать идентичность личности, но и отрицать идентичность этих понятий.

Далее: «Личность есть системное и потому «сверхчувственное» качество, хотя носителем этого качества является вполне чувственный, физический индивид со всеми его врожденными и приобретенными качествами» (А.Н. Леонтьев).

Таким образом, термин «личность» нуждается в особой характеристике, которая могла бы описать это социальное качество, носителем которого является индивид. Прежде всего, необходимо пояснить, почему личность можно назвать «сверхчувственным» качеством человека. Системный и, следовательно, «сверхчувственный». Индивид обладает характеристиками, которые являются вполне сенсорными, то есть воспринимаемыми органами чувств: Физическая форма, индивидуальные поведенческие характеристики, речь, мимика и т.д. Необходимо понять, как человек обнаруживает качества, которые нельзя увидеть в их непосредственной чувственной форме. Личность воплощает в себе систему отношений, которые носят социальный характер и находятся в жизненной сфере индивида как его системное качество. Открыть их может только научный анализ; они недоступны чувственному восприятию.

Воплощать систему социальных отношений — значит быть их субъектом. Ребенок, вовлеченный в отношения со взрослыми, сначала выступает как объект их деятельности, но, справляясь с деятельностью, которую они предлагают ему как ведущую к его развитию, например, обучению, ребенок, в свою очередь, становится субъектом этих отношений.

Социальные отношения не являются чем-то внешним по отношению к субъекту, они выступают как часть, сторона личности, которая является социальным свойством индивида.

Если общей сущностью человека, в отличие от всех других живых существ, является совокупность всех общественных отношений, то сущностью каждого отдельного человека как личности является совокупность конкретных общественных связей и отношений, в которые он вовлечен как субъект. Они, эти связи и отношения, находятся вне его, то есть в социальной жизни, и поэтому безличны,

объективны, и в то же время они находятся внутри, в нем самом как индивидууме, и поэтому субъективны.

Утверждение единства, но не тождества, между понятиями «индивид» и «личность» подразумевает необходимость понять: может ли быть фактом существование индивида, который не был бы личностью, или личности, которая существовала бы вне или без индивида как конкретного носителя. В принципе, может быть и то, и другое. Если представить себе индивида, выросшего вне человеческого общества, то при первом контакте с людьми он не обнаружит никаких черт личности, кроме индивидуальных черт, присущих биологическому индивиду, происхождение которых всегда социально-историческое. Перед нами будет стоять человек, который еще не сформировался как личность; он будет иметь естественные условия для ее возникновения только в том случае, если окружающие его люди сумеют научить его всему, что знают сами, начиная с того, как учат ребенка, а именно в совместной деятельности и общении. Опыт изучения детей, воспитанных животными, показывает, что реализовать эту задачу крайне сложно.

Также допустимо признать возможность существования личности, за которой нет реального человека. Таков, например, Козьма Прутков, который был создан в результате работы А.К. Толстого и братьев Шемчниковых. Повесть «Поручик Киже» описывает биографию человека, который никогда не существовал в реальности. Рассмотрение ситуации «личности без идентичности» или «индивида без идентичности» — это своего рода мыслительный эксперимент, полезный для понимания проблем единства и неидентичности личности и индивида.

Личность и социальный мир.

Дело в том, что когда мы рассматриваем отношение человека к внешнему миру как деятельность, то в качестве субъекта деятельности мы получаем не отдельного человека, а организованную совокупность людей, общество. В процессе развития социума состав и разнообразие видов деятельности постоянно меняется: Собирательство, охота, земледелие, производство — возникают сферы деятельности, связанные именно с организацией сосуществования людей: Управление, политика, право, образование, военная служба и т.д. Эта деятельность распределяется в структуре общества между людьми как социальными единицами и образует целостную систему частных видов деятельности, реализующих характерное для конкретного общества отношение к внешнему миру.

Таким образом, характер деятельности человека напрямую связан с его статусом в обществе и реализует определенные отношения между людьми как носителями статуса, и в этом смысле, как реализованное отношение, деятельность получает свой смысл, цель и направленность. В этом смысле человек всегда является как субъектом предметной деятельности, так и субъектом и объектом социальных отношений, взаимодействия между людьми и социального поведения. Заняв определенную ячейку в обществе (руководитель, рабочий, студент, учитель, врач и т.д.), человек выполняет не только предметную деятельность, но и целый ряд ролей по отношению к другим людям и сталкивается с социальными ожиданиями со стороны других людей в отношении способов своего поведения (нормы) и социальных критериев оценки социального поведения (ценности), то есть его поведение нормативно регулируется обществом и окружающими его людьми, и в этом смысле человек является объектом социальных отношений.

Приобретая нормы и ценности во взаимодействии с другими людьми, человек социализируется, постепенно превращаясь из объекта социальной регуляции в субъект регуляции собственного социального поведения, из объекта социального поведения и социальных отношений в их субъект. Закрепление индивидуальных норм и ценностей, формирование определенного отношения к окружающей среде означает, что у человека появляется свой внутренний стандарт для оценки своего поведения и поведения других, он меньше зависит от мнений и суждений окружающих, выбирает соответствующие ценностям цели и соответствующее поведение, то есть становится социально зрелой, независимой личностью.

Таким образом, основным механизмом возникновения трансформаций личности является переход внешних отношений личности во внутренние, превращение объекта социальных отношений в их субъект.

Этот механизм опосредует вовлечение человека в «наш мир», мир социальный. Это мир политики, права, этики. Это мир конвенций, соглашений, договоренностей, традиций, языка, когда люди договариваются о том, что означает фонетическое сочетание «мама», какое социальное поведение является нормой, а какое — запрещенным отклонением, что является ценностью, социальным благом, а что — злом. Принятые нормы и ценности экстернализируются в своем единстве в различных социальных институтах (сообщество, организация, семья, государство, церковь, право, статусные и ролевые системы и т.д.). Таким образом, в социальном мире разворачивается процесс институционализации как типизации и закрепления писаных и неписаных норм и ценностей в социальных институтах. Общество становится не только социальной культурой, но и социальным порядком. В этом смысле люди создают, объективируют социальный мир как социальную реальность и человеческий продукт одновременно.

Однако когда новый человек входит в этот мир, социальный порядок, созданный другими, может даже не быть очевидна и не очень понятна. Поэтому социальный порядок должен быть объяснен и оправдан для этого человека, то есть он должен стать для него легитимным. Таким образом, интернализация социального порядка основывается на его легитимации. Легитимация институционального порядка достигается различными средствами: пословицы, поговорки, легенды, сказки, народная мудрость, ролевые игры, семейные и организационные традиции, жития святых и великих людей — все эти средства внушения и убеждения, сочетающие эмоциональные и рациональные компоненты, необходимы для того, чтобы человек принял, поверил в социальный порядок, социальные условности, нормы и ценности. Следовательно, социальный мир — это мир убеждений. Социальный контроль необходим, когда социальные институты неэффективны, когда нет веры, и когда общество вынуждено прибегать к репрессиям в отношении аномального поведения. Человек становится истинным членом человеческого сообщества, когда принимает его символ веры и в этом смысле обретает социальную идентичность.

Вера далеко не всегда рациональна: можно верить в Бога или верить в то, что его не существует, и то, и другое — вопрос веры и одинаково недоказуемо. В «нашем» мире мы оцениваем поведение человека не с точки зрения «правдивости» и «утилитарной полезности», а с точки зрения «правильности» или «ценности», то есть соответствия социальным нормам и ценностям. Последствия «неправильного» социального поведения — изменение социального статуса или даже исключение индивида из сообщества — отличаются от последствий «неправильной» предметной деятельности, основанной на заблуждениях, ошибки или неэффективность которой социально оправданы, но не приводят к изменению социальной позиции их субъекта. То, что считается правильным и ценным в конкретном обществе или сообществе людей, может вовсе не быть истинным или полезным с точки зрения предметной деятельности, инструментального разума.

Единицей социального поведения является не действие, а поступок. Поступок, с точки зрения конечного результата, направлен на утверждение ценности, а не на прагматическую цель (как в предметном действии). Когда человек спасает ребенка или отказывается предать друга, он сохраняет и утверждает свои ценности, то, что для него важно, даже ценой прагматической выгоды. Когда нет жизненных ценностей — наступает отчаяние (Р.Мэй). Действия как социальные действия регулируются нормами, касающимися способов и средств действия. Когда мы спасаем друга, мы используем только те средства действия, которые оправданы, законны, легитимны и соответствуют нашим внутренним нормам. Действия всегда направлены на других людей, и их основная функция — выражать конкретное отношение человека как субъекта к объекту как ценности: другому человеку, социальному институту, предметной деятельности.

Таким образом, включенность индивида в социальный мир основывается на понимании и освоении системы субъектно-объектных отношений, существующих в этом мире. С этой точки зрения, субъективные, психологические отношения человека с окружающей средой составляют основное содержание личности.

Личность и индивидуальность. Характеристики и свойства

Личность каждого человека наделена уникальным сочетанием психологических характеристик и черт, которые формируют его индивидуальность и составляют неповторимость человека, его отличие от других людей. Индивидуальность проявляется в особенностях темперамента, характера, привычках, преобладающих интересах, качествах познавательных процессов (восприятие, память, мышление, воображение), способностях, индивидуальном стиле деятельности и т.д. Нет двух людей с одинаковым сочетанием этих психологических черт — личность человека уникальна в своей индивидуальности.

Так же как «индивид» и «личность» не идентичны, личность и индивидуальность снова образуют единое целое, но не тождество. Способность быстро складывать и умножать большие числа «в уме», вдумчивость, привычка грызть ногти и другие черты личности являются характеристиками личности, но они не обязательно входят в характеристики человека, хотя бы потому, что они могут быть не представлены в формах деятельности и общения, важных для группы, к которой принадлежит человек с этими чертами. Если черты индивидуальности не представлены в системе межличностных отношений, то они становятся незначимыми для характеристик личности индивида и не получают условий для развития.

Только те индивидуальные черты, которые наиболее «вовлечены» в деятельность, ведущую к данной социальной общности, проявляются как соответствующие личностные черты. Например, мастерство и решительность как характеристики индивидуальности подростка не выступали в качестве черт личности до тех пор, пока его не приняли в спортивную команду или пока он не взялся за переправу через быструю и холодную реку в дальнем походе. Индивидуальные характеристики человека остаются «немыми» до поры до времени, пока не становятся необходимыми в системе межличностных отношений, объектом которых является человек как личность.

Таким образом, индивидуальность — это лишь один из аспектов личности человека. Поэтому выделение значимой для учителя задачи осуществления индивидуального подхода к ученику, что предполагает учет его дифференциально — психологических особенностей (память, внимание, тип темперамента, развитие определенных навыков и т.д.).), необходимо понимать, что индивидуальный подход — это лишь один из аспектов более общего, личностного подхода к ученику, основанного на изучении условий и обстоятельств включения подростка или юноши (девушки) в систему взаимосвязанных отношений со взрослыми, учителями и родителями, со сверстниками обоих полов, одноклассниками и однокурсниками, приятелями на улице и так далее. Только при наличии налаженного педагогического общения между учениками и учителем последнему удается выяснить, «как этот мальчик или девочка вписывается в класс», какое место они занимают в иерархии межличностных отношений, что заставляет их поступать по-другому, какие изменения претерпевает личность ученика, который интегрируется в группу или не адаптируется вовсе. В этих условиях реализуется индивидуальный подход к школьнику. Только такой подход, который не ограничивается учетом индивидуальных особенностей мышления, воли, памяти, чувств школьника, а стремится увидеть, как личность представлена в коллективе и как коллектив представлен в его личности, можно считать личностным подходом. Это соответствует пониманию человека, в котором как в личности проявляется система общественных отношений.

Когда индивидуальный подход в педагогике и психологии оказывается оторванным от личностного подхода, это приводит к «собиранию» черт индивидуальности ребенка, без понимания того, какие выводы можно сделать на основе такого «собирания». А.С.Макаренко, мастерски применявший личностный подход в воспитании, писал: «Человека изучили, узнали и записали, что у него есть воля — А, чувство — В, инстинкт — С, но что делать дальше с этими ценностями, никто не знает».

Личность ученика, интегрированная в систему его реальных отношений, должна постоянно находиться в поле зрения учителя, задачей которого всегда остается обогащение духовного мира ученика.

На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Психологическая характеристика деятельности
  2. Исследования воображения
  3. Последствия расизма и национализма для психики
  4. Я-концепция женщин с избыточным весом
  5. Особенности эмоциональной сферы леворуких детей — Понятие леворукости и ее причины
  6. Психологические особенности отношений в семье
  7. Этические принципы в психологическом консультировании
  8. Регуляция психических процессов
  9. Психологическое консультирование в доу
  10. Педагогика 21 века