Для связи в whatsapp +905441085890

Сценарий школьного праздника — Организация народных праздников в учреждениях дополнительного образования

Существует два основных типа обрядов: календарно-земледельческий круг, общественный или семейно-бытовой. Первый тип обрядов возник на основе земледельческой жизни, в связи с чем их иногда называют «аграрными». Однако их тематика шире, поскольку они делили земледельческий год на определенные отрезки, отмечали переход от одного периода к другому и в целом должны были способствовать воспроизводству как самого человека, так и окружающей его среды: растительности, животных в масштабах года и в рамках годовой повторяемости. Поэтому в календарных ритуалах переплетаются производственные, сельскохозяйственные и человеческие, брачные ритуалы.

Второй тип связан с биологическим и социальным развитием человека и отражает три основные фазы его жизни.

Обряды календарно-земледельческого круга связаны с землей, солнцем и небом.
Сочельник — зимний праздник, длящийся две недели — от Сочельника 25 декабря (6 января) до Крещения 6 января (19 января).
В первые дни праздника традиционно принято навещать друзей, родственников и знакомых, дарить подарки в память о дарах, которые волхвы принесли Божественному Младенцу. Особой традицией Рождества в России было колядование, или славление. Молодые люди и дети, нарядившись, ходили по дворам с большой самодельной звездой, распевая церковные песнопения — тропарь и асонанс праздника, а также духовные песни, посвященные Рождеству. Обычай колядовать был широко распространен по всей стране, но в разных районах он имел свои особенности.
Художественные элементы зимних праздников:

а) музыкальные элементы праздника — народные календарные песни (колядки, аусени, таусени, виноградовки, щедровки), приглушенные песни в обряде гадания; рождественские церковные песни, духовные стихи;

б) танцевальные элементы праздника — рождественские игровые хороводы, круговые танцы и т.д;

в) изобразительные элементы праздника — изготовление «вифлеемских звезд», вертепов, масок («масок») маскарадов, чучел и пугал;

г) театрально-игровые элементы праздника — традиционный обход дворов колядовщиками со «звездой» как имитация шествия волхвов, отраженного в библейской легенде; сценки людей в масках, элементы театрализации в традиционных рождественских играх: постановка народных драм и яслей.

Масленица — поистине народный праздник в России.

Его празднование связано с лунным календарем. Он начинается за восемь недель до первого весеннего полнолуния и приходится на конец февраля — начало марта. Праздник длится целую неделю и традиционно ассоциируется с прощанием с зимой и встречей весны.

Древний славянский праздник Масленица дошел до наших дней с преобладанием его развлекательной части, с хороводами, кострами, блинами и приглашениями. Даже православная церковь сейчас считает Масленицу не языческим праздником, а православным и рассматривает ее как подготовку к длительному Великому посту.
Художественные элементы празднования Масленицы:

а) музыкальные элементы праздника — масленичные песни, частушки.

б) танцевальные элементы праздника — хороводы (в некоторых областях России);

в) изобразительные элементы праздника — изготовление чучела Масленицы, костюмы и «личины» ряженых и др.

г) театрализованные элементы праздника: масленичные комедии, шествия и «ряженье» ряженых.

Сценарий школьного праздника - Организация народных праздников в учреждениях дополнительного образования
Сценарий школьного праздника — Организация народных праздников в учреждениях дополнительного образования

Организация народных праздников в учреждениях дополнительного образования

Народный праздник — это идеальное явление народной культуры, проявление «очень» наполненного содержанием свободного времени народа, образец удивительно емкой сложности тематики и приуроченности ритуальных действий участников к той или иной теме. Это всегда увлекательное представление, где актеры и участники — одно лицо, где перевоплощение происходит само собой, где в результате многочисленных проигрываний одних и тех же игровых упражнений (песен, танцев, силовых состязаний) участники накапливают практический опыт культурного (с социально ценными целями) времяпрепровождения.
Разнообразные воспитательные функции народных праздников делают целесообразным широкое использование этой формы эстетического и нравственного воздействия в системе воспитания подрастающего поколения.

Функции народных праздников — развивающая, информационно-просветительская, культурно-творческая, рекреационная. Развивающий принцип наиболее полно воплощается в информационно-просветительской функции массовых праздников. Под термином «просвещение» в данном случае понимается педагогическая, образовательная и самообразовательная деятельность, направленная на обогащение личности, овладение определенной системой знаний, получение необходимой информации.

Праздник — это целостная система художественных образов. Каждый народный праздник имеет свою историю, отражающую историю Отечества. Значение праздников, особенно детских, трудно переоценить, так как они являются частью духовного наследия народа, его чистейшими источниками творчества, обрядов, традиций и т.д.

Праздники — это сфера многогранного творческого сотрудничества детей, детей и взрослых в процессе подготовки и проведения праздника. Праздники — это ярчайшие события жизни, своего рода социальные рубежи, перспективы, на которые ориентируются, которых ждут. Событийность — феномен праздника. Праздники — это своеобразная форма духовного самовыражения и духовного обогащения ребенка.

Таким образом, современная система массовых народных праздников является своеобразной педагогической системой, Воспитание настоящего россиянина, гражданина своей Родины должно начинаться с малого, с изучения традиций, праздников и обрядов, сложившихся в России. С раннего возраста, с дошкольного возраста необходимо знакомить ребенка с понятиями «народные традиции», «народные праздники», «народные обряды». Ведь роль народных традиций в формировании и развитии будущей личности огромна, ведь будущее России — в подрастающем поколении.

Сценарий — подробное литературное описание действия, предполагаемого к постановке на сцене, на основе которого создается праздник.

Первым шагом в организации народного праздника является определение темы.

Тема — круг жизненных явлений, выбирается педагогом дополнительного образования.

Идея — это основной вывод, основная мысль, авторская оценка изображаемых событий.

Тема обычно задается в начале праздника, а в финале программы педагог должен подвести участников и зрителей к идее как к общему главному выводу.

Тема и идея неразрывно связаны между собой и вместе составляют идейно-тематическую основу сценария.

Действие народного праздника или спектакля лишено прямой последовательности и содержит отступления, остановки, задержки, возвращение событий, переключение словесного материала на пластический, с пластики на музыку, с музыки на слова и т.д.

И таким образом сюжет излагается в свободной драматургической структуре, где остановки действия приобретают большое значение.

Сюжетный ход — это художественный прием, который делает драматургическое произведение уникальным и оригинальным по своей композиционной структуре.

Сценарию необходима экспозиция, то есть введение в действие небольшого рассказа о событиях, предшествующих возникновению конфликта, вызывающих его. Экспозиция в сценарии обычно перерастает в сюжет.

Экспозиция и сюжет должны быть очень четкими и лаконичными. Они несут большую психологическую нагрузку.

Режиссерское построение массовых праздников

Рассмотрим основные этапы работы над сценарием массового праздника. Обычно он начинается с определения темы и идеи будущего сценария.

Тема — цикл жизненных явлений, выбранных и освещенных режиссером.

Идея — это главное утверждение, основная мысль, оценка автором изображаемых событий. Тема и идея неразделимы и вместе составляют идейно-тематическую основу сценария. Однако для создания сценария недостаточно определить только тему и идею.

Поиск яркой, интересной сюжетной линии — неотъемлемая часть работы над сценарием, важное драматургическое условие. При выборе сюжетной линии необходимо организовать художественный материал сценария так, чтобы он соответствовал теме и идее.

Сюжетная фабула получает название только тогда, когда она встречается с оппозицией и развивается в форме драматического конфликта. Без этого нет и не может быть драмы. Согласно теории драмы, конфликт является основой любого драматического произведения, который определяет структуру и построение сюжета. Иначе она не сможет выполнить нужное действие, ярко воплотить образы своих героев; другое дело, что конфликт, особенно в драме массового праздника, — это не всегда столкновение антагонистических сил, он может выражаться в преодолении трудностей, препятствий в осуществлении определенных положительных целей. Конфликт не может быть понят однозначно и прямолинейно. Успешное нахождение и развитие конфликта помогает построить сюжет. Даже в построении сюжета должна быть сюжетная нить, общая нить, которая проходит через весь сюжет и скрепляет воедино выбранный сценарный материал.

Особенность сюжетной линии в сценарии массового праздника заключается в том, что она должна быть образной, наглядной и в то же время отвечать замыслу сценариста и режиссера.

Драматургический поезд, который движет развитием сюжета, является главным связующим моментом в монтаже эпизодов сценария, на него нанизывается весь сюжет.

Таким образом, выбирается тема сценария, определяется идея и конфликт, находится драматургический ход, сюжет. Теперь настало время сочинить будущий сценарий.

Еще Аристотель сформулировал подобное требование к драме, к композиционной структуре произведения. Он писал, что у нее должны быть и начало, и конец. Это его главное требование к композиции любого драматического произведения, особенно к сценарию массового праздника.

Сценарию необходима экспозиция, то есть введение в сюжет, в котором рассказывается о событиях, предшествующих конфликту, который его вызвал. Экспозиция в сценарии обычно перерастает в сюжет. Изложение и сюжет должны быть очень четкими и лаконичными.

Они несут большую психологическую нагрузку, так как фокусируют внимание зрителя, подготавливают его к восприятию действия, которое будет происходить определенным образом.

Основной сюжет — к этой части сценария должны быть предъявлены следующие основные требования:

Строго логическая структура темы. Каждая сцена сценария должна быть логически выстроена и связана смысловыми мостиками с предыдущей и последующей сценами.

Накопление действия. Действие задается экспозицией — сюжет развивается по восходящей линии до кульминации и разрешения. Не следует переходить от более эмоционально сильных эпизодов к более слабым.

Законченность каждого эпизода. Сценарий всегда состоит из эпизодов.
Каждый из них имеет внутреннюю логику построения и обязательно должен быть закончен, прежде чем начнется следующий. В миниатюре каждый эпизод должен повторять весь сценарий, иметь все компоненты, законченную композицию.

Контрастность конструкции. Это требование специфично для композиции театрализованного массового действа, которое синтезирует комплекс выразительных средств и не должно допускать злоупотребления тем или иным цветом, монотонностью, однообразием.

Аспекты работы над основными формами праздничных мероприятий

Для детей праздник — это игра, выход за рамки обычной жизни, с особыми правилами, временными рамками и определенной свободой в творческом самовыражении.

Основная деятельность ребенка на празднике связана с художественным воспитанием, формированием эстетического вкуса, гармонизацией и развитием эмоциональной сферы и физическим развитием детей.Продолжительность праздника зависит от возраста участников. В любом случае праздник не должен длиться более 2 часов, иначе наступает усталость и снижается интерес к происходящему.

Детский праздник немыслим без различных средств идеологического и эмоционального воздействия. Прежде всего, это живое слово, которое создает атмосферу общения на детском празднике. Эффективным средством является слово поэзия — стихи, поэтические отрывки. Слово в детском празднике может быть документальным, публицистическим, художественным, прозаическим, поэтическим, драматическим.

Другими средствами выражения детских партий являются различные виды искусства (музыкальное, изобразительное, литературное, театрально-драматическое, танцевальное и другие виды). Музыка занимает особое место в организации фестиваля. Музыкальная драматургия сценария основана на синтезе готовых музыкальных произведений. Музыка важна как в прологе, так и в последнем акте. Детский праздник использует изобразительные средства — это оформление праздника, художественное решение места, которое зависит от замысла режиссера.

Очень важным для организации фестиваля является умение использовать партитуру света и звука, ценность, которая особенно важна в наше время, когда мы можем использовать новейшие технические средства.

Детский праздник включает в себя разнообразные виды деятельности для детей — это музыкальные, лингвистические, визуальные. Следует также подчеркнуть особый вид деятельности — общение.

Творческая деятельность — это деятельность человека, в процессе которой он создает что-то новое. В педагогике творческая деятельность определяется как объективный фактор развития личности ребенка. Профессиональная задача педагога — организовать процесс формирования личности, сформировать жизнь ребенка как непрерывное восхождение к культуре, взаимодействие с миром на уровне современных культурных достижений, чтобы в ходе этого взаимодействия происходило максимальное развитие личности и ребенок входил в социальную жизнь на уровне этого развития.

Основой любого праздника является музыкальная деятельность. В массовом проявлении он состоит из песен и танцев.

Не последнюю роль в празднике для детей играет речевая деятельность.
Чтение стихов и другие виды речевой деятельности во время праздников не только желательны и возможны, но и необходимы, так как создают богатейшие возможности для развития речи. Детям нравится выступать и показывать, на что они способны. Праздники — прекрасная ситуация для активизации языка.

Визуальная деятельность играет большую роль в процессе подготовки к празднику.

Дети, готовясь к празднику, делают подарки для своих родителей (открытки мамам на 8 марта), участвуют в процессе украшения зала (снежинки, украшения для елки на новый год, листья для осенних праздников). Очень важно, чтобы ребенок понимал, что своим трудом он участвует в общем деле. Детям интересно наблюдать, как их усилиями обычный зал превращается в сказочный снежный лес, затем в весенний зеленый луг, затем в осенний парк.

Общение, как особый вид деятельности

В едином процессе общения можно условно выделить три стороны: Передача информации, взаимодействие и взаимное восприятие. Знание закономерностей общения и развитие навыков и умений общения особенно важно для педагога, профессиональная задача которого может быть успешно решена только в том случае, если ему удастся продуктивно вовлечь детей в совместную деятельность, установить взаимопонимание и взаимодействие.

Таким образом, при подготовке и проведении праздника используются различные виды деятельности (музыка, язык, изобразительная деятельность и общение). Использование разнообразных видов деятельности не только определяет содержание праздника, но и решает ряд конкретных задач: развивает слуховое восприятие, произношение, голос, расширяет активный словарь ребенка, расширяет представления детей об окружающем мире, способствует формированию коммуникативных навыков.

На подготовительном этапе организации праздника в творческом детском объединении, на этапе создания плана-сценария праздника необходимо

  • Обеспечьте постепенное увеличение физической и умственной нагрузки;
  • чередовать игры и соревнования с высокой физической нагрузкой и эмоциональной интенсивностью с заданиями, которые служат для релаксации;
  • Чередуйте массовые и индивидуальные игры и задания (если это возможно).
  • Обеспечить участие и ценность каждого ребенка в деятельности, принимая во внимание его индивидуальные особенности и способности;
  • Сочетайте игры и задания, которые знакомы детям и вызывают у них положительное эмоциональное состояние, с включением новых атрибутов, музыки, персонажей.

Самая интересная часть подготовительного этапа — изготовление атрибутики, плакатов, декораций, эмблем и призов для участников, пригласительных билетов для болельщиков и родителей. Не обязательно покупать дорогие призы: для ребенка важна не цена, а любовь и внимание, которые ему дарят. Поэтому взрослые должны знать, прежде всего, индивидуальные особенности каждого участника, чтобы приз был действительно ценным для него.

В основе любого праздничного развлечения лежит определенная идея, которую необходимо привить каждому ребенку. Эта идея должна проходить через все содержание праздника, а песни, стихи, музыка, танцы, хороводы, постановки, декорации служат для ее раскрытия.

Идея праздника должна быть донесена до каждого ребенка при ее раскрытии с использованием доступных детям художественных материалов и с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Положительное влияние праздников на развитие личности детей, их социальную адаптацию во многом обусловлено одновременным воздействием различных видов искусства (музыкального, изобразительного, литературного, театрального, драматического, танцевального и других), через которые раскрывается творческий потенциал и способности детей, развиваются психические функции (мышление, внимание, память), двигательная сфера, стремление к самосовершенствованию. Готовясь к праздникам, кругозор детей значительно расширяется, их словарный запас обогащается новой лексикой, развивается потребность и способность

На странице курсовые работы по педагогике вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Педагогика».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Гуманистические идеи в российской педагогике xvш-xx веков
  2. Воспитание любви к родному городу у детей старшего дошкольного возраста
  3. Методы и формы эстетического воспитания
  4. Воспитание культуры здорового питания у младших школьников
  5. Теоретические методы педагогического исследования
  6. Воспитание нравственных качеств детей дошкольного возраста посредством русских народных сказок
  7. Педагогика в профессиональной подготовке психолога
  8. Труд как средство развития самостоятельности у детей дошкольного возраста
  9. Технология личностно-ориентированного взаимодействия в системе «воспитатель — ребенок»
  10. Сенсорное воспитание детей с нарушением речи