Для связи в whatsapp +905441085890

Сенсорная адаптация и взаимодействие ощущений — Виды ощущений

Через чувства мы узнаем о богатстве окружающего нас мира, о звуках и цветах, запахах и температуре, размерах и многом другом. С помощью органов чувств организм человека получает много информации о состоянии внешней и внутренней среды в виде ощущений. Сенсация — это простейший психический процесс, который заключается в отражении индивидуальных свойств объектов и явлений материального мира, а также внутренних состояний организма под прямым воздействием стимулов на соответствующие рецепторы.

Процесс ощущения возникает в результате действия различных материальных факторов на органы чувств, которые называются стимулами, а процесс этого действия — стимуляцией.

Органы чувств получают, отбирают, накапливают информацию и передают ее в мозг, который каждую секунду получает и обрабатывает этот огромный и неиссякаемый поток. В результате получается адекватное отражение окружающего мира и состояния самого тела. Чувство должно быть строго отделено от ощущения, так как ощущение — это совершенно другой процесс, который может быть связан с ощущением, например, как «чувственная окраска», как «чувственный звук». Чувство относится не только к внешним физическим стимулам, но и к внутренним, т.е. к изменениям во внутренних органических процессах.

Сенсорная адаптация и взаимодействие ощущений - Виды ощущений

Виды ощущений

Существуют различные подходы к классификации ощущений. Долгое время в качестве основных типов ощущений выделялись пять (по количеству чувств): запах, вкус, осязание, зрение и слух.

Такая классификация ощущений в соответствии с основными условиями является правильной, хотя и не исчерпывающей.

Б.Г. Ананъев говорил об одиннадцати типах ощущений. А.Р. Лурия считает, что классификация ощущений может производиться по крайней мере по двум основным принципам — системному и генетическому (т.е., с одной стороны, по принципу модальности, а с другой — по принципу сложности или уровня их структуры).

Рассмотрим систематическую классификацию ощущений. Эта классификация была предложена английским физиологом К. Шеррингтоном. Рассматривая наиболее крупные и существенные группы ощущений, он разделил их на три основных типа:

  • проприоцептивные, проприоцептивные и экстероцептивные ощущения. Первые — это сигналы, которые приходят к нам из внутренней среды тела;
  • вторые предоставляют информацию о положении тела в пространстве и расположении опорно-двигательного аппарата, регулируют наши движения;
  • Наконец, третья подает сигналы из внешнего мира и создает основу для нашего сознательного поведения. Рассмотрим отдельно основные виды ощущений.

Перехватывающие ощущения, сигнализирующие о состоянии внутренних процессов организма, возникают от рецепторов, расположенных на стенках желудка и кишечника, сердца и кровообращения, а также других внутренних органов. Это самая старая и элементарная группа ощущений. Рецепторы, которые чувствуют информацию о состоянии внутренних органов, мышц и т.д., называются внутренними рецепторами. Интерцептивные ощущения относятся к наименее сознательным и наиболее диффузным формам ощущений и всегда сохраняют свою близость к эмоциональным состояниям. Следует также отметить, что перехватывающие ощущения очень часто называют органическими.

Проприоцептивные ощущения передают сигналы о положении тела в пространстве, формируют афферентную основу человеческих движений и играют решающую роль в их регуляции. Эта группа ощущений включает в себя равновесные или статические ощущения, а также моторные или кинестетические ощущения.

Периферийные рецепторы проприоцептивных ощущений расположены в мышцах и суставах (сухожилиях, связках) и называются телом Паккини. Периферийные рецепторы вестибулярных ощущений расположены в аркадах внутреннего уха.

Третья и самая большая группа ощущений — это экстероцептивные ощущения. Они приносят человеку информацию из внешнего мира и являются основной группой ощущений, которые связывают человека с окружающей средой.

Вся группа экстероцептивных ощущений условно разделена на две подгруппы: Контактные и дистанционные ощущения.

Контактные ощущения вызываются прямым воздействием объекта на органы чувств. Примерами контактных ощущений являются вкус и осязание. Далекие ощущения отражают свойства объектов, находящихся на некотором расстоянии от органов чувств; эти ощущения включают в себя слух и зрение.

Следует отметить, что, по мнению многих авторов, обоняние занимает промежуточное положение между контактными и отдаленными ощущениями, поскольку формально обонятельные ощущения возникают на расстоянии от объекта, но в то же время молекулы, характеризующие запах объекта, с которым соприкасается обонятельный рецептор, несомненно, принадлежат данному объекту.

В этом и заключается двойственность положения, занимаемого обонянием в классификации ощущений.

Так как ощущение возникает под действием определенного физического стимула на соответствующий рецептор, первичная классификация ощущений, которую мы рассматривали, естественным образом исходит из природы рецептора, который придает ощущению определенное качество или «модальность». Есть, однако, ощущения, которые не могут быть приписаны какому-либо конкретному способу. Такие ощущения называются интермодальными.

К ним относятся, например, вибрационные ощущения, которые связывают тактильно-моторный домен с слуховым.

Чувствительность к вибрациям — это чувствительность к вибрациям, вызванным движущимся телом. По мнению большинства исследователей, ощущение вибрации является промежуточной и переходной формой между тактильной и слуховой чувствительностью. В частности, школа Л.Е. Комендантова предполагает, что тактильно-воспитательная чувствительность является одной из форм звукового восприятия. При нормальном слухе он не особенно выражен, но при поражении слухового органа его функция отчетливо проявляется.

Основной смысл «слуховой» теории заключается в том, что тактильное восприятие звуковых колебаний понимается как диффузная слуховая чувствительность. Вибрационная чувствительность имеет особое практическое значение в случаях ухудшения зрения и слуха.

Она играет важную роль в жизни глухих и слепоглухих людей. Глухонемые люди обнаружили приближение грузовика и других транспортных средств на большом расстоянии благодаря высокому развитию чувствительности к вибрациям. Точно так же, глухонемые люди знают, когда кто-то входит в их пространство через чувство вибрации. Следовательно, ощущения, которые являются самым простым типом психического процесса, на самом деле очень сложны и не до конца изучены. Следует отметить, что существуют и другие подходы к классификации ощущений.

Основные свойства и характеристики ощущений

Все ощущения можно охарактеризовать с точки зрения их свойств. А свойства могут быть не только специфическими, но и общими для всех типов ощущений. Основные свойства ощущений включают в себя: Качество, интенсивность, продолжительность и пространственная локализация, абсолютный и относительный порог ощущений.

Следует помнить, что часто, когда мы говорим о качестве ощущений, мы имеем в виду модальность ощущений, потому что именно модальность отражает основное качество соответствующего ощущения. Интенсивность ощущения является его количественной характеристикой и зависит от силы стимула и функционального состояния рецептора, что определяет готовность рецептора к выполнению своей функции. Например, если у вас насморк, интенсивность воспринимаемых запахов может быть искажена.

Длительность ощущения — это временное свойство происходящего ощущения. Это также определяется функциональным состоянием органа чувств, но в основном временем стимула и его интенсивностью. Следует отметить, что ощущения имеют так называемый латентный (скрытый) период.

Когда стимул действует на орган чувств, ощущение возникает не сразу, а через некоторое время. Латентный период различных типов ощущений варьируется. Например, для тактильных ощущений это 130 мс, для боли — 370 мс, а для вкуса — всего 50 мс.

Ощущение возникает не одновременно с началом действия стимулятора и не исчезает одновременно с прекращением его действия. Эта инерция ощущений проявляется в так называемом афтерефлекте. Зрительные ощущения, например, обладают определенной инерционностью и не исчезают сразу после прекращения действия вызвавшего их стимула. Следы стимула остаются в виде последовательного изображения. Различают положительные и отрицательные изображения последовательности.

Изображение положительной последовательности соответствует исходному стимулу и состоит в сохранении следа стимула того же качества, что и действующий стимул.

Изображение негативной последовательности заключается в появлении ощущения, противоположного действующему стимулирующему действию. Например, светло-темнота, небеса-светлота, тепло-холод и т.д. Возникновение отрицательных последовательных образов объясняется снижением чувствительности данного рецептора к данному воздействию. Наконец, ощущения характеризуются пространственной локализацией стимула. Анализ, проведенный рецепторами, дает нам информацию о локализации стимула в пространстве, т.е. мы можем сказать, откуда падает свет, откуда поступает тепло или на какую часть тела воздействует стимул.

Все описанные выше свойства в той или иной степени отражают качественные характеристики ощущений. Однако не менее важными являются количественные параметры основных признаков ощущений — степень (пороги) чувствительности.

Следует помнить, что один и тот же стимул может быть ниже порога ощущений для одного человека и выше для другого. Чем слабее стимулы, которые человек может воспринимать, тем выше его чувствительность. Другими словами, чем ниже абсолютный порог ощущений, тем выше абсолютная чувствительность, и наоборот.

Таким образом, ощущение — это простейший ментальный процесс отражения единственного качества (свойства) объекта в прямом воздействии стимулов на воспринимающую часть анализатора.

Сенсорная адаптация и взаимодействие ощущений

Говоря о свойствах ощущений, нельзя не упомянуть ряд явлений, связанных с ощущениями.

Было бы неправильно предполагать, что абсолютная и относительная чувствительность остаются неизменными, а их пороговые значения выражаются постоянными числами. Как показывают исследования, чувствительность анализаторов, определяемая величиной абсолютных порогов, не является постоянной и изменяется под воздействием ряда физиологических и психологических состояний, среди которых особое место занимает феномен адаптации.

Адаптация или настройка — это изменение сенсорной чувствительности под действием стимула.

Можно выделить три варианта этого явления.

Адаптация как полное исчезновение ощущений при длительном воздействии стимула. При постоянном воздействии раздражителей, ощущения имеют тенденцию к ослаблению. Например, легкий вес, лежащий на коже, вскоре перестает ощущаться.

Заметное исчезновение обоняния вскоре после воздействия неприятного запаха также является распространенным фактом. Интенсивность вкусовых ощущений уменьшается, если соответствующее вещество некоторое время держать во рту, и, в конце концов, это ощущение может полностью исчезнуть.

Полная адаптация зрительного анализатора под действием постоянного и неподвижного стимула отсутствует. Это объясняется компенсацией неподвижности стимула движениями самого рецепторного аппарата. Постоянные добровольные и непроизвольные движения глаз обеспечивают непрерывность зрительного восприятия.

Эксперименты, в которых условия искусственно создавались путем стабилизации 1 изображения относительно сетчатки глаза, показали, что это зрительное ощущение исчезает через 2-3 секунды после его возникновения, т.е. происходит полная адаптация.

Другим близким к описанному явлением является адаптация, которая выражается в притуплении ощущения под действием сильного стимула. Например, при погружении руки в холодную воду интенсивность ощущений, вызванных температурным раздражителем, снижается. Если мы находимся в полутемной комнате и оказываемся в ярко освещенном помещении, то сначала мы ослеплены и не видим деталей вокруг себя. Через некоторое время чувствительность визуального анализатора значительно снижается и мы начинаем видеть нормально. Эта десенсибилизация глаза к интенсивным световым стимулам называется адаптацией света. Описанные выше два типа адаптации можно сгруппировать под термином отрицательная адаптация, так как они приводят к снижению чувствительности анализаторов.

Адаптация — это повышение чувствительности под влиянием слабого стимула.

Этот тип адаптации, характерный для некоторых типов ощущений, можно определить как позитивную адаптацию.

В зрительном анализе это временная адаптация, при которой чувствительность глаза увеличивается под влиянием нахождения в темноте. Аналогичной формой слуховой адаптации является адаптация к молчанию.

Адаптивная регуляция уровней чувствительности в ответ на то, какие стимулы (слабые или сильные) действуют на рецепторы, имеет большое биологическое значение.

Адаптация помогает органам чувств выявлять слабые раздражители и защищает их от чрезмерной стимуляции, когда раздражители необычайно сильны. Феномен адаптации можно объяснить теми периферийными изменениями, которые происходят в функции рецептора при длительном воздействии стимула. Таким образом, известно, что под воздействием света зрительный пурпур, который находится в стержнях сетчатки, разлагается. В темноте, напротив, восстанавливается зрительный пурпур, что приводит к повышению чувствительности. Феномен адаптации также объясняется процессами, происходящими в центральных частях анализаторов.

Во время длительной стимуляции, кора головного мозга отвечает с внутренним защитным торможение, которое снижает чувствительность. Развитие ингибирования вызывает повышенное возбуждение других очагов, что способствует повышению чувствительности в новых условиях. В целом, адаптация является важным процессом, который свидетельствует о большой пластичности организма при адаптации к условиям окружающей среды.

Есть еще одно явление, которое мы должны принять во внимание. Все виды ощущений не изолированы друг от друга, поэтому интенсивность ощущений зависит не только от силы стимула и степени адаптации рецептора, но и от стимулов, действующих в этот момент на другие органы чувств. Изменение чувствительности анализатора под влиянием стимуляции других органов чувств называется взаимодействием ощущений. Необходимо различать два типа взаимодействия ощущений:

  1. Взаимодействие между подобными ощущениями;
  2. Взаимодействие между различного рода ощущениями.

В литературе описаны многочисленные факты изменения ощущений, которые обусловлены взаимодействием ощущений. Таким образом, чувствительность зрительного анализатора изменяется под влиянием слухового раздражителя. Слабые слуховые раздражители повышают цветовую чувствительность зрительного анализатора.

В то же время, наблюдается сильное ухудшение чувствительности глаз к дискриминации, когда, например, громкий шум двигателя самолета используется в качестве слухового раздражителя.

Чувствительность зрения также увеличивается под влиянием некоторых обонятельных раздражителей. Однако при сильной отрицательной эмоциональной окраске запаха наблюдается снижение зрительной чувствительности. Аналогичным образом, при слабых стимулах света, слуховая чувствительность увеличивается, в то время как воздействие интенсивных стимулов света ухудшает слуховую чувствительность. Имеются данные о повышенной зрительной, слуховой, тактильной и обонятельной чувствительности под влиянием мягких болевых раздражителей.

Все наши аналитические системы способны в той или иной степени влиять друг на друга. Это взаимодействие ощущений, как и адаптация, проявляется в двух противоположных процессах: Увеличение и уменьшение чувствительности. Общая закономерность здесь заключается в том, что слабые стимулы увеличивают чувствительность анализаторов во время их взаимодействия, а сильные — уменьшают его.

Взаимодействие ощущений проявляется в другом виде явления, называемом синестезией. Синестезия — это возникновение ощущений, характерных для другого анализатора, под воздействием стимуляции одного анализатора. Синестезия наблюдается в широком диапазоне ощущений. Наиболее распространенной является визуально-звуковая синестезия, при которой страдающий имеет визуальные образы под действием звуковых раздражителей. Эти синестезии не пересекаются между разными индивидами, а являются достаточно постоянными для каждого индивида. В последние годы феномен синестезии лежит в основе разработки цвето-музыкальных аппаратов, преобразующих звуковые изображения в цветные. Реже встречаются слуховые ощущения под влиянием зрительных раздражителей, вкусовые — в ответ на слуховые раздражители и т.д.

Не у всех людей есть синестезия, хотя она довольно распространена. Феномен синестезии является еще одним свидетельством постоянной взаимосвязи аналитических систем человеческого организма, целостности сенсорного отражения объективного мира.

Повышение чувствительности в результате взаимодействия между анализаторами и движением называется сенсибилизацией.

Физиологический механизм сенсорного взаимодействия представляет собой процессы облучения и концентрации возбуждения в коре головного мозга, где представлены центральные отделы анализаторов.

По мнению И.П. Павлова, слабый стимул запускает процесс возбуждения в коре больших полушарий, который легко излучает (распространяет). Чувствительность другого анализатора увеличивается за счет излучения процесса возбуждения.

Сильный стимул вызывает процесс возбуждения, который имеет тенденцию к концентрации. Согласно закону взаимной индукции, это вызывает торможение в центральных частях других анализаторов и снижает их чувствительность.

Изменения в чувствительности анализаторов могут быть вызваны действием вторичных стимулов. Таким образом, были продемонстрированы изменения в электрической чувствительности глаз и языка, когда испытуемым были представлены слова «кислый как лимон». Эти изменения были похожи на те, которые наблюдались, когда язык на самом деле был раздражен лимонным соком. Как только известны закономерности изменения сенсорной чувствительности, с помощью специально подобранных побочных стимулов можно повысить чувствительность того или иного рецептора, т.е. увеличить его чувствительность. Сенсибилизация может быть также достигнута посредством движения.

Сенсорное развитие

Сенсорное развитие начинается сразу после рождения. Вскоре после рождения ребенок начинает реагировать на всевозможные раздражители. Однако существуют различия в степени зрелости отдельных органов чувств и стадии их развития.

Сразу после рождения кожа ребенка становится более чувствительной. При рождении ребенок дрожит из-за разницы в температуре тела матери и температуры воздуха.

Новорожденный также чувствителен к прикосновениям, а губы и вся область рта — наиболее чувствительны.

Очень вероятно, что новорожденный может почувствовать не только тепло и осязание, но и боль. К моменту рождения вкусовая чувствительность ребенка уже хорошо развита. Новорожденные по-разному реагируют на введение в рот хининового или сахарного раствора.

Через несколько дней после рождения ребенок отличает грудное молоко от подслащенной воды, а последнее — от простой воды.

С рождения ребенок уже достаточно развил свою чувствительность к запаху. Новорожденный ребенок может определить, находится ли мать в комнате или нет, по запаху грудного молока. Если ребенок кормился грудным молоком в течение первой недели, он будет отворачиваться от коровьего молока только в том случае, если будет чувствовать его запах. Однако обонятельные ощущения, не связанные с кормлением, развиваются довольно долго. Они слабо развиты у большинства детей, даже в возрасте четырех или пяти лет.

Зрение и слух имеют более сложный путь развития из-за сложности структуры и организации функции этих органов чувств и их меньшей зрелости в момент рождения. В первые дни после рождения ребенок не реагирует на звуки, даже очень громкие. Это происходит потому, что ушной канал малыша наполнен амниотической жидкостью, которая рассеивается в течение нескольких дней. Обычно ребенок реагирует на звуки в течение первой недели, иногда это занимает до двух-трех недель после этого.

Первые реакции ребенка на звуки имеют характер общего моторного возбуждения: Ребенок бросает руки, двигает ногами, громко плачет. Чувствительность к звукам изначально низкая, но увеличивается в первые недели жизни.

В два-три месяца ребенок начинает воспринимать направление звука и поворачивает голову к источнику звука. К третьему-четвертому месяцу некоторые дети начинают реагировать на пение и музыку.

Что касается развития речевого слуха, то ребенок начинает реагировать в первую очередь на интонацию речи. Это проявляется уже на втором месяце жизни, когда мягкий тон голоса оказывает успокаивающее воздействие на малыша. Затем ребенок начинает воспринимать ритмическую сторону речи и общее звучание слов. Однако дифференциация звуков речи происходит только в конце первого года жизни. В это время начинается фактическая лингвистическо-аудиториальная обработка. Ребенок сначала способен различать гласные, а затем начинает различать согласные.

Зрение у ребенка развивается медленнее всего. Абсолютная чувствительность новорожденных к свету низка, но значительно возрастает в первые дни жизни.

С момента визуального восприятия ребенок реагирует на свет различными моторными реакциями.

Цветовая дискриминация растет медленно. Доказано, что малыш начинает различать цвета с пятого месяца. После этого начинает проявляться интерес ко всем видам ярких объектов.

Ребенок, который начинает чувствовать свет, сначала не может «видеть» объекты. Это связано с тем, что движения глаз ребенка не координируются: Один глаз может смотреть в одном направлении, другой — в другом, или он может быть вообще закрыт. Ребенок начинает контролировать движения глаз только по окончании второго месяца жизни.

Объекты и лица начинают различаться только с третьего месяца. С этого момента начинается длительное развитие восприятия пространства, формы объекта, его размеров и расстояния.

При всех видах чувствительности следует отметить, что абсолютная чувствительность достигает высокого уровня развития уже в первый год жизни. Способность различать ощущения развивается несколько медленнее. У ребенка дошкольного возраста эта способность несравненно менее развита, чем у взрослого. Быстрое развитие этой способности отмечается в школьные годы.

Следует также отметить, что степень сенсорного развития у разных людей различна. Во многом это связано с генетическими характеристиками человека.

Тем не менее, ощущения могут развиваться в определенной степени. Развитие ощущений осуществляется методом постоянных тренировок. Например, благодаря возможности развития ощущений, дети учатся музыке или рисованию.

На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Привязанность в детско-родительских отношениях как фактор направленности личности на семью и брак
  2. Моделирование психических процессов — Общее описание эмпирических методов
  3. Практические аспекты воспитания и обучения одарённых детей
  4. Взаимосвязь личностных свойств и эмоционального выгорания у пожарных
  5. Комплексный подход к психолого-педагогической коррекции недостатков связной речи у детей с тнр
  6. Потерянное сознание
  7. Параметрическая статистика
  8. Духовность и рефлексивность: точки соприкосновения функций сознания
  9. Влияние большинства в группе проблемы конформизма и независимости
  10. Симптомы и последствия послеродовой депрессии