Для связи в whatsapp +905441085890

Сенсорно-перцептивный процесс — Общие характеристики и физиологические основы восприятия

В основе психики человека лежат сенсорно-перцептивные процессы, служащие отражению и восприятию воздействий окружающей действительности (ощущения, восприятия, воображения и фантазии). Способность чувствовать дается человеку и всем живым существам с нервной системой с рождения. Способность воспринимать мир в виде образов дается только человеку и высшим животным. Сенсация — это первая стадия познания человеком окружающего мира. Сенсация — это психический познавательный процесс отражения в сознании человека индивидуальных свойств и качеств объектов и явлений, которые непосредственно влияют на его органы чувств. Восприятие — это ментальный, познавательный процесс рефлексии в голове человека, действующий непосредственно на чувственные восприятия объектов и явлений в целостной форме в результате осознания их характерных особенностей. Восприятие ассоциируется с распознаванием, пониманием и осмыслением объектов или явлений, отнесением их к определенной категории. Это происходит через действие, связанное с изучением воспринимаемого объекта, с построением его образа и обусловленное тем, какие особенности объекта выбраны в качестве исходных при его идентификации. Восприятие, однако, является не простой суммой ощущений, полученных от того или иного объекта, а качественно и количественно новым этапом чувственного восприятия с его собственными характеристиками. Основным и главным условием возникновения восприятия является действие объектов и явлений объективного мира на органы чувств. Но это ни в коей мере не умаляет важности деятельности субъекта. Основная задача восприятия — формирование правильных образов окружающей и внутренней реальности. Чувство и восприятие тесно взаимосвязаны. Вместе они формируют сенсорный образ объективной реальности, который существует независимо от сознания и благодаря своему воздействию на органы чувств. Говоря о сенсациях, мы видим, что их содержание не выходит за рамки элементарных форм рефлексии. Однако реальные процессы отражения внешнего мира выходят далеко за рамки этих элементарных форм. Человек живет не в мире изолированных пятен звука или цвета, тонов или прикосновений, он живет в мире вещей, предметов и форм, в мире сложных ситуаций, т.е. что бы человек ни воспринимал, он имеет дело не с отдельными ощущениями, а с целыми образами. Отражение этих образов выходит за рамки изолированных сенсорных впечатлений и опирается на совместную работу органов чувств, синтез отдельных ощущений в сложные интегрированные системы. Только в результате такого объединения единичные ощущения трансформируются в целостное восприятие, переходящее от отражения индивидуальных особенностей к отражению целых объектов и ситуаций. Исходя из понятия чувств, восприятие также можно определить, как визуальное и живописное отражение объектов и явлений реальности во всей совокупности их различных характеристик, которые в этот момент влияют на органы чувств.

Филогенетически и онтогенетически ощущения развиваются немного раньше, а восприятие целостных объектов уже развивается на основе существующей способности к ощущениям. Та же самая связь между ними существует и у взрослого человека, поскольку физиологически раздражение или возбуждение возникает сначала на рецепторах чувств, а затем оно подвергается комплексной обработке на своем пути по нервным волокнам в мозговых центрах анализаторов. Одновременное или последовательное возбуждение этих областей мозга приводит к формированию временных нейронных связей между ними, к сложным интегративным нейронным процессам. Таким образом, формируются образы, по которым можно судить о том, с какими явлениями и объектами имеет дело человек. По сравнению с ощущениями, восприятие является высшей формой аналитико-синтетической активности мозга. Без анализа невозможно осмысленное восприятие. Она предусматривает сингуляризацию объекта восприятия, на основе которой все свойства объекта синтезируются в целостную картину. Основой восприятия является «реляционный рефлекс» — физиологический механизм восприятия, в котором качество стимулов и особенности отношений между ними имеют сигнальное значение. В результате в мозге формируется четкая картина, которая является результатом анализа одновременного действия нескольких стимулов.

Таким образом, скорость распознавания или отражения объекта реального мира во многом определяется тем, насколько активным является восприятие как процесс, то есть как активное отражение этого объекта. Таким образом, большую роль в восприятии играет желание человека воспринимать тот или иной объект, осознание необходимости или обязанности воспринимать его, волевые усилия, направленные на лучшее восприятие. Восприятие — это очень сложный, но в то же время единственный процесс, направленный на восприятие того, что касается нас в данный момент.

Сенсорно-перцептивный процесс - Общие характеристики и физиологические основы восприятия

Общие характеристики и физиологические основы восприятия

Восприятие — это сложная система процессов получения и преобразования информации, обеспечивающая организму образ объективной реальности и ориентацию в окружающем мире. Он является отправной точкой познавательного процесса вместе с ощущением, которое обеспечивает его исходным сенсорным материалом. Физиологической основой восприятия являются процессы в органах чувств, нервных волокнах и центральной нервной системе. Таким образом, под воздействием стимулов в нервных окончаниях, присутствующих в органах чувства, происходят нервные возбуждения, которые передаются по проводящим путям к нервным центрам и, наконец, к коре головного мозга. Здесь он идет к проекции (сенсорные) области коры головного мозга, которые, как центральная проекция нервных окончаний, присутствующих в органах смысле.

Следует отметить, что описанный выше механизм является механизмом формирования ощущений. Действительно, ощущения формируются на уровне предлагаемой схемы. Следовательно, ощущения можно рассматривать как структурный элемент процесса восприятия. Собственные физиологические механизмы восприятия вовлечены в процесс формирования целостного образа на дальнейших этапах, когда возбуждение из проекционных зон передается в интегративные зоны коры головного мозга, где завершается формирование образов явлений реального мира. Поэтому зоны интегрирования коры головного мозга, которые завершают процесс восприятия, можно назвать зонами восприятия. Их функции существенно отличаются от функций проекционных зон. Это различие становится очевидным, когда нарушается та или иная зона. При нарушении функции зрительной зоны проекции возникает так называемая центральная слепота, т.е. когда периферия — органы чувств — полностью лишена зрительных ощущений, человек ничего не видит.

Когда интегративная зона повреждена или нарушена, человек видит отдельные точки света, некоторые контуры, но он не распознает то, что видит. Он больше не понимает, что на него влияет, и не распознает даже знакомые предметы. Когда нарушаются зоны слуховой интеграции, люди больше не понимают человеческую речь. Такие расстройства называются агнозиями (расстройствами, приводящими к невозможности познания) или агнозиями. Физиологическая основа познания еще более усложняется тем, что оно тесно связано с двигательной функцией, с эмоциональным переживанием, с разнообразными мыслительными процессами. Следовательно, нервные возбуждения, вызванные внешними стимулами, начавшись в органах чувств, передаются на нейроны узнавания соответствующих центров мозга, где они покрывают различные зоны коры и языковых центров и взаимодействуют с другими нервными возбуждениями. По сравнению с ощущениями, восприятие является высшей формой аналитико-синтетической активности мозга. Значимое восприятие без анализа невозможно.

Физиологические механизмы восприятия

Физиологическим механизмом восприятия является сложная аналитическая и синтетическая активность анализаторов. Поскольку отношения между частями и свойствами объекта устанавливаются в процессе восприятия, одним из физиологических механизмов восприятия является формирование условных рефлексов к отношениям. Когда на анализатор постоянно воздействует система стимулов, действующая в определенной последовательности, реакция начинает зависеть не от одного стимула, а от специфики отношений стимулов, их соотношений. И.П. Павлов открыл рефлексивные основы восприятия. Он показал, что восприятие основано на условных рефлексах, то есть на временных нервных связях, образующихся в коре головного мозга больших полушарий под воздействием рецепторов объектов или явлений окружающего мира. Последние выступают в качестве сложных стимулов, поскольку сложные процессы анализа и синтеза происходят в ядрах корковых секций анализаторов во время обработки вызванного ими возбуждения. С практической точки зрения, основной функцией восприятия является распознавание объектов, т.е. их отнесение к той или иной категории: это машина, это собака, это ягоды и т.д. Аналогично с признанием. Так что же такое признание и каковы его механизмы? Распознав объекты, можно сделать вывод о многих скрытых свойствах объекта. Если это автомобиль, то он сделан из железа и может управляться. Если это собака, она может выполнять функции безопасности. Поэтому, если оно делает что-то не так и т.д., оно может преследовать людей. Поэтому распознавание — это то, что позволяет выйти за пределы сенсорного представления свойств объектов.

Сегодня принято различать несколько этапов в процессе распознавания объектов, одни из которых являются предварительными, другие — окончательными. На предварительных этапах система восприятия использует информацию, поступающую от сетчатки глаза, и описывает объект на языке элементарных компонентов, таких как линии, края и углы. На завершающих этапах система сравнивает это описание с описанием форм различных типов объектов, хранящихся в зрительной памяти, и подбирает наиболее подходящее для него. В процессе распознавания большая часть информации недоступна для сознания как на предварительной, так и на завершающей стадиях распознавания. Результатом восприятия является ощущение (например, ощущение яркости, громкости, солености, высоты звука, равновесия и т.д.), в то время как результатом восприятия является образ, который включает в себя комплекс различных взаимосвязанных ощущений, приписываемых человеческим сознанием объекту, явлению или процессу.

Для того чтобы объект был воспринят, необходимо провести в отношении этого объекта ответную деятельность, направленную на его исследование, построение и уточнение изображения. Одним из важнейших физиологических механизмов восприятия является формирование динамического стереотипа, а также установление условно-рефлексивных связей между анализаторами. Образ, формируемый в результате процесса восприятия, предполагает взаимодействие, согласованную работу сразу нескольких анализаторов. В зависимости от того, кто из них работает более активно, обрабатывает больше информации, получает важнейшие признаки, указывающие на свойства воспринимаемого объекта, существуют различные типы восприятия. Человеческое восприятие всегда связано с активностью второй сигнальной системы (речи). Человек не просто смотрит на объекты и пассивно реагирует на них. Определяя и комбинируя наиболее значимые из них, он всегда обозначает воспринимаемые объекты словом и таким образом получает более глубокое знание их свойств. С помощью слов воспринимаемые объекты обретают смысл.

Основные свойства и типы восприятия

Разделив понятие «восприятие» и его физиологические механизмы, можно рассмотреть основные свойства восприятия как познавательного ментального процесса. Основные свойства восприятия: Субъективность, Целостность, Непрерывность, Последовательность, Смысленность, Прием и Действия. Объективность — это способность человека воспринимать мир не как набор несвязанных ощущений, а как отдельные объекты, обладающие свойствами, вызывающими эти ощущения. Следует отметить, что объективность не является врожденным свойством восприятия. Появление и совершенствование этого свойства происходит в процессе онтогенеза, начиная с первого года жизни ребенка. И.М. Сеченов считал, что восприятие формируется на основе движений, обеспечивающих контакт ребенка с объектом. Без движения перцептивные образы не имели бы такого качества, как объективизация, т.е. обращение к объектам внешнего мира. Возможность объектного восприятия, по сути, определяется наличием моторной составляющей в процессе восприятия. Это касается не только визуального или тактильного восприятия. Это также характерно для других условий. Когда человек слышит звук или чувствует запах, он делает определенные ориентирующие движения в направлении источника стимула. Однако, как и в случае с микродвижениями глаз, эти ориентирующие движения часто не реализуются человеком. Другим свойством восприятия является целостность. Целостность восприятия выражается в том, что изображение воспринимаемых объектов дается не в полностью законченном виде со всеми необходимыми элементами, а как бы мысленно складывается в целостную форму на основе небольшого набора элементов. Этот образ формируется условно и рефлексивно путем сочетания различных ощущений. Это происходит, даже если некоторые детали объекта не воспринимаются человеком напрямую в данный момент. Или, иными словами, целостность восприятия выражается в том, что даже в случае неполного воспроизведения некоторых особенностей воспринимаемого объекта происходит ментальное завершение полученной информации в полную картину конкретного объекта.

Связанная с целостностью восприятия — это его структурированность. Это связано с тем, что восприятие в большинстве случаев не является ни проекцией сиюминутных ощущений, ни просто их суммированием. То, что воспринимается, на самом деле является обобщенной структурой, абстрагированной от тех ощущений, которые формируются в течение определенного периода времени. Например, когда человек слышит мелодию, ранее услышанные звуки все еще звенят в его голове, когда поступает информация о звучании новой ноты. Обычно слушатель понимает мелодию, то есть воспринимает ее структуру как единое целое. Очевидно, что последняя из услышанных мелодий сама по себе не может быть основой для такого понимания — в сознании слушателя продолжает звучать вся мелодия с различными взаимосвязями ее составляющих. Восприятие, таким образом, приносит в сознание явления, с которыми сталкиваешься в реальном мире.

Следующее свойство восприятия — постоянство. Постоянство — это относительное постоянство некоторых свойств, субъектов в изменяющихся условиях их восприятия. Благодаря свойству постоянства, которое проявляется в способности системы восприятия компенсировать изменения условий восприятия, люди воспринимают окружающие их объекты как достаточно постоянные. Постоянство наиболее выражено в визуальном восприятии цвета, размера и формы объектов. Например, кусок угля в солнечный летний полдень примерно в восемь-девять раз легче мела в сумерках. Однако люди воспринимают его цвет как черный, а не белый. В то же время, цвет мела будет также белым в сумерках. Следует отметить, что явление цветового постоянства обусловлено совокупным эффектом нескольких причин, в том числе адаптацией к общему уровню яркости зрительного поля по световому контрасту, а также восприятием фактического цвета объектов и условий их освещения. Постоянство восприятия формы объектов заключается в относительном постоянстве восприятия по мере изменения положения объектов по отношению к линии зрения наблюдателя. При каждом изменении положения объекта относительно глаза меняется форма его изображения на сетчатке (например, мы можем видеть объект прямо на сетчатке, сбоку, сзади).

Однако форма воспринимаемого объекта остается неизменной. Источником перцептивного постоянства являются активные действия системы восприятия. Повторное восприятие одних и тех же объектов в разных условиях обеспечивает постоянство (инвариантность структуры) восприятия образа по отношению к переменным условиям, как и движения самого рецепторного аппарата. Таким образом, свойство постоянства объясняется тем, что восприятие является своего рода саморегулирующимся действием, которое имеет механизм обратной связи и приспосабливается к свойствам воспринимаемого объекта и условиям его существования. Если бы восприятие не было постоянным, то на каждом шагу, каждом повороте, каждом движении, каждом изменении света, человек сталкивался бы с новыми объектами и больше не узнавал бы то, что было известно раньше.

Предыдущие перцепционные переживания играют важную роль в процессе восприятия. Более того, особенности восприятия определяются всеми предыдущими практическими и жизненными переживаниями человека, поскольку процесс восприятия неотделим от деятельности. Другой характеристикой восприятия является апперцепция, то есть зависимость восприятия от общего содержания нашей психической жизни. Большую роль в апперцепции играют знания человека, его предыдущий опыт, его предыдущая практика. Таким образом, существуют различия в восприятии одного и того же предмета разными людьми в зависимости от конкретной задачи, настроя и психического состояния каждого человека. Это придает активный характер восприятию человека. Воспринимая объекты, человек выражает свое отношение к ним. Например, человек, который мало интересуется техникой, обычно видит только грубую разницу в автомобилях разных конструкций и не воспринимает многие другие конструктивные особенности. Другим свойством восприятия является его осмысленность. Перцептивные образы всегда имеют определенное смысловое значение. Как уже упоминалось ранее, человеческое восприятие тесно связано с мышлением. Связь между мышлением и восприятием выражается прежде всего в том, что воспринимать объект сознательно означает называть его мысленно, т.е. присваивать его определённой группе, классу, ассоциировать с определённым словом. Даже глядя на неизвестный объект, человек пытается найти в нем сходство с другими объектами. Следовательно, восприятие определяется не простым набором стимулов, действующих на органы чувств, а постоянным поиском наилучшей интерпретации имеющихся данных. Нельзя не упомянуть другое свойство — активность (или избирательность). Она заключается в том, что в данный момент мы воспринимаем только один объект или определенную группу объектов, в то время как остальные объекты реального мира образуют фон нашего восприятия, то есть не отражаются в нашем сознании.  

Среди индивидуальных различий в восприятии большое значение имеют различия в наблюдаемости. Наблюдательность — это способность замечать в объектах и явлениях малозаметные для них вещи, которые сами по себе не заметны, но являются существенными или характерными с какой-то точки зрения. Характерной особенностью наблюдения является быстрота, с которой воспринимается что-то малозначительное. Например, любопытство является важным фактором развития наблюдений. Поскольку мы коснулись проблемы наблюдения, следует отметить, что существуют различия в восприятии в зависимости от степени преднамеренности. Проводится различие между преднамеренными (добровольными) и непреднамеренными (недобровольными) представлениями. Намеренные представления характеризуются тем, что они основаны на сознательно поставленной цели. Они предполагают известное волевое усилие со стороны человека и могут существовать в форме организованного восприятия — целенаправленного и систематического восприятия объектов или явлений в мире. Непреднамеренное восприятие — это такое восприятие, при котором объекты реальности воспринимаются без осознанной цели, когда процесс восприятия не связан с волевыми усилиями человека. Иногда, однако, восприятие может действовать как относительно самостоятельная деятельность. Восприятие как самостоятельная деятельность особенно проявляется в наблюдении, которое представляет собой сознательное, систематическое и более или менее непрерывное восприятие, позволяющее следить за течением любого явления или изменениями в объекте восприятия. Таким образом, наблюдение является активной формой сенсорного восприятия человеком реальности, и наблюдение может рассматриваться как характеристика деятельности. Человек должен использовать все свои знания, чтобы интенсифицировать процесс восприятия, отразить то, что уже известно о том, что воспринимается. Развитое восприятие помогает получать больше информации с меньшими затратами энергии.

Классификация восприятия

На основе новейшей психологической литературы можно выделить несколько подходов к классификации восприятия. Одна из классификаций восприятия, как и ощущения, основана на различиях в анализаторах, задействованных в восприятии. В зависимости от того, какой анализатор (или модальность) играет преобладающую роль в восприятии, существуют зрительное, слуховое, тактильное, кинестетическое, обонятельное и вкусовое восприятие. Обычно восприятие является результатом взаимодействия нескольких анализаторов. Моторные ощущения в той или иной степени вовлечены во все виды восприятия.

Примеры включают тактильное восприятие, в котором задействованы тактильные и кинестетические анализаторы. Аналогичным образом, моторный анализатор также участвует в слуховом и зрительном восприятии. Различные типы восприятия редко встречаются в чистом виде. Обычно они комбинируются для создания сложных типов восприятия. Например, восприятие текста учащимися в классе включает в себя зрительное, слуховое и кинестетическое восприятие. Таким образом, в основе сложного процесса построения перцептивного образа лежат системы внутри- и межаналитических связей, обеспечивающие наилучшие условия для восприятия стимулов и рассмотрения взаимодействия свойств объекта в целом. В основе другой классификации типов восприятия лежат формы существования материи: пространство, время и движение. В соответствии с этой классификацией различают восприятие пространства, восприятие времени и восприятие движения.

Состоит из восприятия размера, формы, объема, расстояния, расположения объектов и их движения. Объем и расстояние объектов воспринимаются бинокулярным зрением. Восприятие объекта зависит не только от размера его изображения на сетчатке, но и от силы глазных мышц, которая меняется в зависимости от расстояния до объекта. При просмотре вблизи объектов кривизна объектива увеличивается; при просмотре удаленных объектов объектив становится плоским. Проживание дает информацию только о расстоянии объектов до 6 метров. Если объекты находятся дальше, то мозг получает информацию об их удаленности от взаимного расположения зрительных осей. Бинокулярное зрение играет главную роль в восприятии рельефа объекта. Когда объекты воспринимаются, их изображения падают на несовпадающие точки сетчатки, в результате чего не происходит полного слияния изображений в сетчатке обоих глаз, что приводит к стереоскопическому эффекту.

На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Психология детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет)
  2. Физиологические концепции темперамента
  3. Психология лжи
  4. Сущность речевой патологии
  5. Социальная психология и её методы
  6. Развитие психики в процессе онтогенеза и филогенеза
  7. Природосообразная технология обучения иностранному языку Кушнира
  8. Виды клинической психологии
  9. Психотехнологии общения личности
  10. Основной психофизический закон Вебера-Фехнера