Для связи в whatsapp +905441085890

Сенсуализм в философии нового времени — Система философских взглядов Джона Локка

Семнадцатый век открывает следующий период в развитии философии, которую принято называть философией современности. Процесс разложения феодального общества, начавшийся в эпоху Возрождения, расширяется и углубляется в семнадцатом веке. Развитие нового — буржуазного общества — приносит не только изменения в экономике, политике и социальных отношениях, но и меняет сознание людей. Важнейшим фактором таких изменений в общественном сознании оказывается наука, особенно экспериментально-математическая естественная наука, которая переживает период своего возникновения именно в XVII веке: не случайно этот век принято называть эпохой научной революции.

Развитие современной науки, а также социальные изменения, связанные с распадом феодального общественного строя и ослаблением влияния Церкви, породили новую ориентацию философии. Если в средние века она действовала в союзе с богословием, а в эпоху Возрождения — с искусством и гуманитарными знаниями, то сейчас она основана в основном на науке. Для современной философии главную роль играет спор между двумя направлениями в эпистемологии: эмпиризмом — направлением в эпистемологии, признающим сенсорный опыт единственным источником знания, и рационализмом, подчеркивающим логическую основу науки и признающим разум источником знания и критерием его истинности.

В XVII-XVIII веках философия превратилась в лоскутное одеяло имен, школ и течений, ставшее результатом развития философской мысли трех предшествующих эпох: эпохи античности, средневековья и ренессанса.

Английская философия Нового времени резко критикует созерцательный идеал знания. Знание есть сила, и эта сила проявляется прежде всего в том, что вдохновляет человека на действия. Она (английская философия Нового времени) пытается максимально связать философию с результатами практической деятельности человека. Фрэнсис Бэкон писал: «То, что наиболее полезно в действии, верно и в знании». Таким образом, английская философия New Age подчеркивает взаимосвязь знания и действия — знание включается в действие, а действие — в знание. Без науки, особенно фундаментальной, не бывает знаний, а деятельность, основанная на науке, не обходится без эксперимента. Согласно философии Новой Эры, знание не возникает само по себе в сознании человека, оно должно быть получено в результате усвоения данных эксперимента. Эксперимент порождает знания, «ведет» к ним.

Центром и в то же время отправной точкой английской философии Нового времени является рефлексивная тема. От принципа абсолютной личности средневековой философии философия Новой Эры пришла к понятию мыслящего человека. Это привело к значительному пересмотру всей совокупности взглядов на роль личности, общества, государства, религии. Для прогрессивных философов Нового времени стало нормой основываться на концепции естественного права каждого человека, дополненной концепцией общественного договора. Они стремились дать глубокое рационалистическое объяснение как на пути защиты, так и на пути развития юридического мировоззрения во всей его возможной чистоте. В отличие от своих древних и средневековых моделей, английские философы Нового времени стремились защитить права каждого человека. По закону все люди были признаны равными. Совершенно непонятной для философов старой школы была новая идея попытаться установить «равенство без эгалитаризма». По мнению английских философов Нового времени, такое равенство должно заключаться в равных возможностях для разных людей.

Сенсуализм в философии нового времени - Система философских взглядов Джона Локка

Система философских взглядов Джона Локка

Одним из самых выдающихся философов современности и преемником Фрэнсиса Бэкона был Джон Локк. Магнумовый опус Джона Локка «Опыт на человеческом разуме», над которым он работал в течение почти 20 лет, а также многие другие работы, сыграли важную роль в формировании материалистической эмпирики. Локк разработал сенсационную теорию знания. Отправной точкой этой теории было экспериментальное происхождение всех человеческих знаний. Локк считал идеалистическую теорию врожденного знания, созданную Платоном. Согласно этой теории, наш мир является лишь пассивным отражением сверхчувствительного мира идей, когда-то живших в душе человека. Там он приобрел запас знаний. Находясь в земной оболочке, душа должна запоминать все знания — это и есть задача знания. Отвергая врожденную природу знания, Локк выступал против идеалистической доктрины о нематериальном происхождении и природе человеческой души и разума. Отвергая врожденные идеи, Локк также выступал против признания врожденных «практических принципов», моральных норм. Каждое моральное правило, по его мнению, требует основания, доказательства. Без причины в практической деятельности человека и без твердой веры в дух нравственных правил она не может ни казаться, ни быть устойчивой. О каких врожденных практических принципах добродетели, совести, почитания Бога и т.д. можно говорить, сказал Локк, когда нет даже минимального согласия между людьми по всем этим вопросам. Многие люди и целые народы не знают Бога, находятся в состоянии атеизма, а среди религиозных людей и народов нет такого понятия о Боге. Некоторые люди делают с полной безмятежностью то, чего другие избегают. Мысль о Боге — это вопрос человека. Локк утверждал, что в природе нет никаких оснований для того, чтобы мысль о Боге возникла в разуме под ее влиянием. Человек, подверженный только природным воздействиям, не знает и не может познать Бога. Человек по природе атеист.

Локку пришлось защищаться от обвинения в атеизме, и в этой защите он пришел к далеко идущим выводам. Нападая на предположение Лока о возможности существования мыслительной материи, богословы указывали на то, что он не может раскрыть и ясно представить себе, как мыслит материя, в чем и заключается суть соотношения мысли и материи. Локк ответил им: после неопровержимого ньютоновского доказательства вселенского притяжения, присущего материи, создатель этой теории сам признал, что не знал причин притяжения, видимо, Бог наделил материю такой способностью. Почему бы не предположить, что Бог дал некоторым частям материи способность мыслить? Почему бы не предположить, что психические силы человека находятся в какой-то части материи?

Развивая сенсационную теорию знания, Локк различает два вида опыта, два источника знания: внешний, состоящий из серии ощущений, и внутренний, сформированный из наблюдения разумом за своей внутренней деятельностью. Источником внешнего опыта является реальный мир за пределами нас. Внутренний опыт — это «рефлексия», совокупность проявления всей многообразной деятельности ума.

Виды знаний

По способу формирования и формирования всей идеи, по словам Локка, она разделена на простую и сложную. Простые идеи содержат монотонные идеи и восприятия и не разбиваются на отдельные компоненты. Все простые идеи происходят непосредственно от самих вещей. Локк атрибутирует простые идеи к идеям пространства, формы, отдыха, движения, света и т.д. С точки зрения содержания, простые идеи снова делятся на две группы.

В первую группу он включает те идеи, которые отражают первичные или первоначальные свойства внешних объектов, которые абсолютно неотделимы от этих объектов, в каком бы состоянии они ни находились, и которые наши органы чувств постоянно находят в каждой частице материи, достаточно, чтобы воспринимать объем. Это, например, плотность, растяжение, форма, движение, отдых.

Эти свойства действуют на органы чувств посредством удара и порождают у нас простые представления о плотности, растяжении, форме, движении, отдыхе или числе. Локк утверждает, что только представления о первичных свойствах тел похожи на них, а их прототипы реально существуют в самих телах, т.е. представления об этих свойствах в значительной степени отражают объективные свойства этих тел.

Во вторую группу он включает идеи, которые отражают вторичные качества, которые, по его мнению, не в самих вещах, а представляют собой силы, которые производят в нас различные ощущения благодаря своим первичным качествам. (т.е. объем, форма, связность и движение незаметных частиц вещества). Среди вторичных качеств Локк включает в себя такие свойства вещей, как цвет, звук, вкус и т.д. Таким образом, английский мыслитель ассоциирует проявление вторичных качеств не с самим объективным миром, а с их восприятием в человеческом сознании.

Согласно доктрине Локка, сложные идеи формируются из простых идей в результате деятельности ума. Сложные идеи — это коллекция, сумма простых идей, каждая из которых отражает определенное качество вещи. Д.Локк выделяет три основных способа формирования сложных идей:

  1. Сочетание нескольких простых идей в одну сложную идею;
  2. Объединить две идеи, все одинаково простые или сложные, и сравнить их таким образом, чтобы их можно было рассмотреть сразу, но не объединять в одну;

H.Отделение идей от всех других идей, которые сопровождают их в их фактической реальности.

Разум генерирует сложные идеи. Объективной основой генерации последнего является осознание того, что есть нечто вне человека, что объединяет в единое целое вещи, отдельно воспринимаемые чувственным восприятием. В ограниченной доступности этой объективно существующей связи вещей с человеческим познанием Локк видел ограниченную способность разума проникать в более глубокие тайны природы. Однако он считал, что неспособность ума приобрести ясное и определенное знание не означает, что человек обречен на полное невежество. Задача человека — знать, что важно для его поведения, и эти знания легко доступны ему.

Локк выделил три вида знаний в зависимости от степени их наглядности: начальные (чувственные, прямые), дающие знание об отдельных вещах; демонстративные знания путем вычитания, например, путем сравнения и соотношения понятий; высший вид — интуитивное знание, то есть прямое суждение на основе согласия и несогласия мыслей друг с другом.

Самым надежным видом знаний, по словам Локка, является интуиция. Познание интуиции — это четкое и ясное восприятие согласия или несогласия двух идей путем их прямого сопоставления. Демонстративное познание Локка уступает только интуиции в степени надежности. В этом виде познания восприятие согласия или несогласия двух идей не является прямым, а косвенным, через систему предположений и умозаключений. Третий тип познания — сенсорное. Этот вид познания ограничивается восприятием отдельных объектов во внешнем мире. Она находится на самом низком уровне познания и не достигает ясности и четкости.

Материализм Джона Локка

Система философских взглядов Локка построена как теоретико-познавательная концепция. Его онтологические взгляды раскрываются в решении различных, но взаимосвязанных вопросов эпистемологии. Локк определяет свою материалистическую позицию, рассматривая теоретико-познавательный статус понятий «материальная субстанция», «идеальная субстанция», понятий первичных и вторичных качеств и т.д.

Многие философы считали и продолжают считать Локка дуалистом. В Локке мы отчетливо видим двусмысленное утверждение проблемы соотношения материи и сознания: Во-первых, он рассматривает эту связь, исследуя первопричину мира и все богатство его явлений; во-вторых, он задаётся вопросом, возможно ли в принципе, чтобы материя обладала собственностью, Локк предлагает читателям «Эксперимента» несколько различных вопросов, ответы на которые объяснят связь между материей и сознанием.

Эти вопросы следующие:

  1. вызывает ли материя движение;
  2. Разве материя вызывает сознание?
  3. возможно ли, что «эта материя, с движением или без, может изначально иметь в себе и в себе смысл, восприятие и познание».
  4. «Вечное существо материально или нет».
  5. Создает ли вечное мышление материю?

Понятно, что материалистическое решение проблемы происхождения и сущности сознания возможно только при условии положительного ответа на первый вопрос — признания движения атрибутом материи, ибо без атрибута движения материя не может последовательно мыслить как причина и сущность мысли. Положительный ответ на второй вопрос означает материалистическое решение проблемы. Положительный ответ на третий вопрос приводит к материализму в его гилозойской форме, а на четвертый — к материализму Спинозы. Как же тогда Локк отвечает на эти вопросы? Что касается первого, то он считает, что «дело… не может производить движение само по себе». На второй вопрос Локк дает отрицательный ответ: он также неспособен вырабатывать сознание.

Соответственно, он также отвергает гизоизм. Его отрицательный ответ на четвертый вопрос представляет особый интерес, поскольку причина, побудившая Локка сделать это, дает представление о том, почему философ также отрицательно отвечает на первые два вопроса. Относительно предположения, что «мыслящее существо (Бог) также может быть материальным». Локк справедливо считает, что форма познания Бога Спинозой делает его слишком неуловимым. Он ясно видит, что распознавание материи как вечной, даже когда она олицетворяется в боге, легко приводит к атеизму. Атеизм был последним шагом, который он не осмелился сделать.

Локк формулирует проблему происхождения человеческих знаний как проблему происхождения идей. Там, где нет идей, нет знаний. «Если вы спрашиваете, — пишет Локк, — когда у человека начинают появляться идеи, я думаю, правильный ответ — «когда он впервые получает ощущение». Поскольку кажется, что в интеллекте нет идей до того, как они представлены чувствам, я полагаю, что идеи в интеллекте сопровождаются ощущением, то есть таким впечатлением или движением в какой-то части нашего тела, которое производит восприятие в интеллекте. Эти впечатления, которые действуют на наши чувства от внешних объектов, кажется, сначала обрабатываются душой в той деятельности, которую мы называем восприятием, памятью, рефлексией, рассуждением и т.д.». Первоначально, до контакта с материальным миром, душа человека, по словам Лока, является белой бумагой без каких-либо знаков и идей. А поскольку сенсорный опыт, по словам Локка, является источником знаний о материальном мире, то его теоретико-познавательная позиция — материалистический сенсуализм.

Сенсуализм Джона Локка: происхождение знаний из ощущений и рефлексий

Преимущество чувственности Локка в том, что она не перерастает в плоскую чувственность, в мысль о том, что если знание приходит от чувств, ощущений, то его можно приравнять к чувствам, ощущениям. Напротив, Локк пытается проследить переход от сенсаций к знаниям. Изучение природы и различных функций разума позволяет нам не только показать, что ощущения являются «богатым источником большинства наших идей, которые полностью зависят от наших чувств и входят через них в разум», но и выявить другие познавательные способности, которые развиваются в процессе обогащения материала знаний, поставляемых ощущениями. Стремление, начиная с чувственного, материального мира, постепенно подниматься к высшим рациональным формам познания человека, показывать детерминированность его чувств, опыта означало попытку доказать главный тезис материалистической теории познания.

Конечно, в этой задаче Локк выделяет, помимо объектов внешнего мира, особый, внутренний объект познания — познавательные способности человека в целом, его ума. Локк синтезирует факультет сенсорной рефлексии на материальном мире с другими когнитивными факультетами, распознавая внутренний опыт наряду с внешним, сенсорным опытом, из которого исходит исходная информация о внешнем мире. Таким образом, согласно Локку, опыт как бы имеет два измерения: чувственное, которое направлено во внешний мир, и рациональное, которое направлено на познавательную деятельность как таковую. Помимо фундаментального типа опыта, ощущения, Локк также распознает внутренний опыт, рефлексию, что означает, что принцип ощущения является лишь одним из ключей, объясняющих происхождение идей и знаний.

Локк развивает свое учение об истине и способах познания человека на основе концепции эмпирического происхождения знания. По словам Локка, для того, чтобы прийти к достоверным знаниям, необходимо проследить происхождение и развитие идей, отношения которых друг с другом составляют эту достоверность. Этот путь к достижению надежных и истинных знаний Локк назвал «путем идей». Против «образа мыслей» Локка выступали последователи теологии и схоластики. Они не были удовлетворены сенсационно-эмпирическим содержанием понятия «идея» в эпистемологии Лока. Локк заявил, что «…особое предубеждение против идей… как будто они не должны использоваться или считаются бесполезными для рассудка и знаний…». Оппоненты Локка вывели универсальный, надежный и необходимый характер истинных детерминаций человеческого разума из врожденных идей и принципов, совершенно неприемлемых для Локка.

Локк дал свою классификацию видов человеческих знаний, он считает интуитивное знание самым надежным видом знаний, интуиция — это прямое восприятие согласия или несогласованности умом. В интуитивном знании нет необходимости прибегать к помощи дополнительных идей, чтобы установить связь между двумя идеями. В качестве примеров истин, установленных интуицией, Локк привел следующие утверждения: «белый — не черный», «круг — не треугольник», «три — больше двух» и т.д.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Античная философия
  2. Неоплатонизм
  3. Познание как творчество
  4. Концепция истории Гегеля
  5. Позитивизм, его основные проблемы и этапы
  6. Проблема форм социокультурного изменения
  7. Николло Макиавелли, итальянский мыслитель, философ
  8. Почему человек верит в бога?
  9. Владимир Иванович Вернандский, советский мыслитель, философ
  10. Временные рамки античной философии