Для связи в whatsapp +905441085890

Школа Фа Цзя (легизм) как оппонент конфуцианской философии — Философский легизм Конфуция

Вряд ли найдется в мире человек, который не слышал бы о конфуцианстве и его знаменитом основателе Конфукии (551-479 гг. до н.э.), чье имя в китайском произношении — Кунг-цу или Кунг-фу-цу (Кун Мудрый). Иногда в древних книгах его просто называют Учителем, и читателю сразу становится ясно, что он был великим мастером, который стал нравственным компасом миллионов. На изречения Конфуция ссылаются философы, политики и ученые всего мира. Сегодня даже простой крестьянин в неграмотном Китае может его процитировать.

Не только Китай, но и некоторые страны Восточной и Юго-Восточной Азии, такие как Япония, Корея, Вьетнам и Сингапур, следуют конфуцианским принципам, которые были настолько естественным образом впитаны в национальную культуру, что люди часто даже не осознают, что используют слова Конфуция.

Ученики Конфуция записали его изречения и обобщили их в книге «Лунь Юй» (6 век до н.э.), название которой обычно переводится как «Аналитики и суды». Она состоит, главным образом, из кратких заметок о беседах мастера с его последователями и кратких высказываний Конфуция. Он смог описать свой жизненный путь в нескольких строчках: Когда мне было 15 лет, я обратил свои мысли к учёбе. В 30 лет я стал независимым. В 40 лет я смог освободиться от сомнений. В 50 лет я знал волю небес. В 60 лет я научился лгать от правды. В 70 лет я начал следовать желаниям сердца и не нарушать ритуал. В этом заявлении все Конфуций как человек и как идеал традиции. Его путь от учебы к познанию «воли небесной» к «свободному следованию желаниям сердца» и добровольному следованию нормам поведения, которые он считал священными, стал нравственным ориентиром всей китайской традиции. Его учение многогранно. Она включает в себя набор этических, духовных и социальных наставлений, которые передавались из поколения в поколение на протяжении почти 2500 лет. Эти заповеди касались воспитания человека, определяли его поведение в семье, на рабочем месте и в обществе.

На протяжении веков интерпретация учения Конфуция менялась, иногда придавая ему самые причудливые черты. Конфуцианство в конечном итоге превратилось в политическое и социальное учение о принципах справедливого и гармоничного управления государством и отношениях между людьми. В таком виде она сохранилась до наших дней. Однако интересен не столько исторический путь конфуцианства, сколько учение Конфуция, проповедуемое человеком, которого сегодня несправедливо называют наставником Китая.

Наиболее политически влиятельной из философских доктрин Китая Чжоу считается доктрина легистов, школа фа-цзя, если не принимать во внимание конфуцианство. Предтечей легизма считается его первый видный представитель Гуань Чжун, имя которого связано с идеей первых серьезных реформ, направленных на укрепление власти правителей королевств. Все выдающиеся министры реформ в Китае Чжоу обычно приписываются лагерю легистов. Культ закона, а точнее, административные приказы правителя, осуществляющего централизованную власть, является основным тезисом легизма. Не опора на непокорное феодальное дворянство, столь склонное к беспорядкам, а создание хорошо организованной бюрократической машины является основным методом создания сильной власти. Четкие правила, соблюдение которых хорошо вознаграждается, и предупреждения, несоблюдение которых влечет за собой суровое наказание, являются средством поддержания авторитета власти.

Важно также отметить, что противниками сильной власти легисты видели не только уже разгромленное дворянство, но и зарождающегося владельца частной собственности, чей жесткий контроль над деятельностью был практически главной задачей правительства и его чиновников. Легизм оказался доктриной, наиболее последовательно выражавшей интересы централизованного государства в условиях Китая Чжоу. Поэтому неудивительно, что централизованное управление добилось значительных успехов в крупных королевствах Китая Чжоу во многом благодаря усилиям реформаторов-легистов, нанятых из числа шиитов, которые ездили в различные королевства и предлагали свои услуги правителям. Усиленные реформами легистов, величайшие империи в борьбе друг против друга практически решили проблему объединения «Китая»(5).

Школа Фа Цзя (легизм) как оппонент конфуцианской философии - Философский легизм Конфуция

Философский легизм Конфуция

Конфуций — латинизированное имя кунг-фудзи — Конфуций, то есть учитель кунгов.

Конфуций был известным китайским ученым (551-479 гг. до н.э.), чье имя было Чжун-ни и чье прозвище было Цюй, сын выдающегося воина Шу-Лян-хэ со своей второй женой из семьи Янь (из той же семьи пришел его любимый ученик Янь-хуй), названный Чжэн-цзай.

Он родом из старой, обедневшей аристократической семьи. Его отец Шулян Он был прославленным воином, он пользовался уважением публики, но его личная жизнь была неудачной, по идеям того времени, потому что все его дети были девочками. После девятой девочки он взял наложницу, которая родила его долгожданного сына. Однако мальчик родился калекой и был крайне болен. Тогда 66-летний воин решил испытать свою судьбу еще раз. Его новой жене было не больше 20 лет. Этот брак дважды считался «варварским» — из-за разницы в возрасте между супругами, который по обычаю не должен превышать 10 лет, и из-за преклонного возраста мужа, потому что вступать в брак после 64 лет считалось недостойным. Тем не менее, он был счастливым человеком для жены и для человечества: 27 августа 551 г. до н.э. родился здоровый, энергичный мальчик по имени Цюй по прозвищу Чжун-ни. Эго был Конфуций (в странах с иероглифическим письмом он более известен как Кунь Цю или Чжун-ни). Человек, прославившийся как ритуальный певец, родился в браке, который нарушил нормы ритуала.(3) Когда умер его отец, ему было три года. Затем он и его мать были изгнаны из дома и лишены всех прав собственности и наследства. Детство и юность Конфуция были проведены в нищете. Но это не сломило его. Он мечтал вернуть себе высокий статус и заниматься самообразованием. В течение десяти лет он занимал официальные должности.

В 19 лет Конфуций женился и имел сына Ли от этого брака. В это время Конфуций был главой хлебных амбаров. В 21 год Конфуций впервые появляется в роли учителя. Учение Конфуция было исключительно нравственно-политическим, насколько мы можем судить по классическим книгам, дошедшим до нас в более поздних изданиях, особенно у Хань. Они являются отражением «Дао» — «Пути», нормы, как всеохватывающего регулятора. Согласно учению Лао-Цзы и его последователей, Дао является трансцендентным и метафизическим; согласно Конфуцию, оно нравственно и позитивистски. По мнению Конфуция, дао — это «чжэнь» — человечность, отсутствие эгоизма, доброты, искренности (сам персонаж состоит из двух терминов: Человек и два, имея в виду: врожденное качество человека, проявляющееся по отношению к другому). «Человечество — это дверь, через которую мы входим, когда выходим из дома.» «Веди себя так, как будто ты принимаешь важного человека на стороне». «Когда ты пользуешься людьми, веди себя так, как будто ты присутствуешь при жертвоприношении.» «Делай с другими так, как ты не хотел бы, чтобы они делали с тобой». «Измени свой эгоизм и вернись к тому, что по праву принадлежит тебе», — говорит Конфуций. Человеческий смысл, как основа жизни, присущ и присущ человеческой природе; таким образом, само человечество не является развитой формой эгоизма.

Определение нравственного поведения

В человеческой практике человек должен воздерживаться от того, чтобы делать с другими то, что он не хочет делать с собой. Что касается их действий, то они должны стремиться к нравственному совершенству, идеалом которого является освобождение от нечистых мыслей и мотивов, тогда люди ведут себя как дети, будучи искренними во всех проявлениях души.

Политическим идеалом Конфуция была феодальная теократическая система раннего периода Чжоу. Наделенный властью высшего священника, Сын Небесный (Император) был распорядителем судеб своих вассалов, феодалов. Разделение на управляемых и управляемых было установлено самим небесами. Правитель — отец своих подданных. Когда он говорит о пяти общественных отношениях (правитель — субъект, отец — сын, муж — жена, братья, друзья), он приписывает подчиненную роль женщине. Почти без обращения к религии Конфуций признал необходимость соблюдения национальных верований и обычаев, сказав, что вопросы о потустороннем мире непонятны человеческому разуму.

Конфуцианство — это своего рода социоэтическая антропология. Акцент сделан на человеке и его существе. Краеугольным камнем конфуцианства является доктрина идеального человека, «благородного человека». Под «благородным человеком» подразумевается человек, обладающий пятью добродетелями. Пятью добродетелями являются человечность (чжэнь), порядочность (ли), справедливость (i), мудрость (чжи) и верность (хин). Конфуций опирается на этические понятия: взаимность, золотая середина, человечность, которые составляют правильный путь — Дао. Золотая середина — это средоточие в человеческом поведении между несдержанностью и благоразумием. Основа гуманизма — почитание родителей и уважение к старшим братьям, быть человеком — это любовь к людям. Взаимодействие — это забота о людях. На просьбу одного из учеников кратко изложить суть своего учения Конфуций ответил: «Не поступай с другими так, как не поступил бы с самим собой».

Конфуций быстро получил признание как учитель. Но это само по себе не могло его удовлетворить. Он считал, что добродетель неотделима от политики, знание должно вести к процветанию государства, а самое почетное место ученого — достойное занятие. В 51 год своей жизни он поступил на службу к правителю своего родного царства Лу. Конфуций был блестящим чиновником и советником, много сделал для процветания своего государства. Однако его творчество стало предметом интриг соседей и обузой для царя, не свободной от злобных наклонностей. Царь бросил вызов своему строгому сановнику, грубо нарушив одну из ритуальных норм, которые он должен был соблюдать. У Конфуция был выбор: склониться перед самодержавием правителя или уйти в отставку в знак протеста. Он выбрал второй путь: вместе с десятками учеников покинул родное царство и провел 14 лет в изгнании, блуждая по разным китайским государствам.

Конфуций в сопровождении учеников посетил несколько стран, проповедуя свои идеи, но без особого успеха. В 483 году он вернулся в свою родную провинцию Лу, где оставался до самой смерти. В это время Конфуций изучал древние обряды и музыку, редактировал древнюю поэзию и написал предисловие к Шу-цзин, одновременно уделив много внимания И-цзину.

Согласно легенде, в 480 году мифическое существо Ци Лин было поймано во время охоты, и Конфуций воспринял это как предзнаменование своей грядущей смерти. В том же году он закончил свою «Летопись Лу — Чун-цзю» (с 722 по 481 год), которую считал своей самой важной работой: «По тому узнают Меня люди, и будут судить Меня люди по тому». Конфуций умер, сожалея, что никто из правителей не последовал его совету. Гробница Конфуция находится в Цю-фу-сянь, где в его честь был возведен великий храм, где его потомки живут и служат жертвоприношениями. Первая биография Конфуция находится в «Исторических записках» Си-Ма-Цяня (I в. до н.э.).

С религиозной точки зрения конфуцианство ограничивается обрядами поклонения предкам и людям, которые считались государством особо выдающимися и признанными народом (правители различных династий, изобретатели, создатели сельского хозяйства, шелкопряды, великие ученые, видные деятели и меценаты городов). В 194 г. до н.э. основатель династии Хань проходил через Лу, посещал гробницу Конфуция и делал подношения. Многие императоры также совершали поездки в Зоу. Великий император династии Маньчжоу Канси посетил храм и трижды преклонялся перед образом Конфуция.

Почетные титулы Конфуция

В 657 году нашей эры было введено современное название: «Идеальный мудрец», первый учитель кунгов. Первоначально жертвоприношения совершались только на могиле мудреца, но с 57 г. н.э. было постановлено, что они должны совершаться в государственных школах, а в VII г. н.э. были возведены специальные храмы. Кроме табличек с именем Конфуция, есть еще и таблички с именами его ближайших учеников: Янь-Хуэй, Чжэн-цзан, Цзы-Су, Мин-цзы и других конфуцианцев, а также предков Конфуция. Потомки Конфуция были единственными в Китае, кто сохранил титул князя, имел право собственности на землю и был освобожден от дани.

Преобладающее влияние Конфуция на китайскую культуру

Мышление и общественную жизнь, особенно на средние образованные классы и чиновников, по сравнению с другими мыслителями, обусловлено, главным образом, общедоступным характером его этических высказываний, основанных на гуманизме и свободных от мистики и сверхъестественного. Превалирующее изучение и знание конфуцианской классики считалось необходимым для всех.

Конфуцианство обеспечило моральный кодекс, который также является политическим кодексом. Большая часть его влияния, по-видимому, объясняется тем, что Конфуций, как он сам говорит, был хранителем и толкователем древних идеалов Северного Китая.

Легизм

«Юридическая школа» — теоретическое обоснование тоталитарно-депрессивного управления государством и обществом, возникшего в IV-III вв. до н.э. и впервые получившего статус единой официальной идеологии в китайской теории во время первой централизованной Циньской империи (221-207 гг. до н.э.). Легалистическая доктрина выражена в подлинных трактатах IV-III вв. до н. э. Гуань-цзу (трактат Гуру Гуана Чжун), Шаньцзюнь-шу (Книга правителя РегионаШань Гун Сунь Ян), Шэнь-цзу (трактат Гуру Шэня Бухая), Хань Фэй-цу (трактат гуру Хань Фэй, а также меньшие из-за сомнений в подлинности и недифференцированного содержания относительно «школы имен» и даосизма Дэн Си-цзы (трактат учителя Дэн Си) и Шэнь-цзы (трактат учителя Шэня Тао). В латентный период 7-5 вв. до н.э. на практике были разработаны протоправовые принципы. Гуань Чжун (? — 645 г. до н.э.), советник правителя царства Ци, видимо, первым в истории Китая выдвинул концепцию управления страной на основе «закона» (фа), который он определил как «отец и мать народа» (Гуань-цзы, гл. 16), и который ранее считался определяющим только правителя. Закон Гуань-Чун не только противостоял правителю, над которым он должен подняться и которого он должен сдерживать, чтобы защитить народ от его произвола, но и мудрость и знания, которые отвлекали народ от своих обязанностей. Для противодействия злокачественным тенденциям Гуань Чжун, который, по-видимому, также был первым, предложил использовать в качестве основного метода управления наказание: «Если они боятся наказания, то им легко управлять» (Гуань Чжу, гл. 48).

Эту родословную продолжил Цзы-Чань (ок. 580 — ок. 522 г. до н.э.), первый советник правителя царства Чжэн, который, по словам Цзо Чжуан (Zhao gong, 18, 6), считал, что «путь (Дао) небесный далек, а путь человеческий близок и не досягаем». Он порвал с традицией «проверки совести» и впервые в Китае в 536 г. до н.э. кодифицировал уголовные законы, отлив «Декрет о наказании» в металле (по-видимому, на трёхногих сосудах) . Его современник, а также сановник Чжэнской империи Дэн Си (ок. 545 — ок. 501 г. до н.э.) развил и демократизировал эту деятельность, опубликовав «Бамбук» Декрет о. Наказания» (чжу-син). Согласно Дэн Си-цзы, он установил доктрину государственной власти как единственное осуществление правителем посредством «законов» (фа) правильного соответствия между «именами» (мин) и «реалиями» (ши). Правитель должен овладеть особой «техникой» (shu) управления, которая включает в себя способность «видеть глазами небесного царства», «слышать ушами небесного царства», «думать умом небесного царства». Как и рай (Тянь), он не может быть «щедрым» (Хоу) для людей: Небеса допускают стихийные бедствия, правитель не обходится без применения наказания. Он должен быть «безмятежным» (чи) и «сдержанным» («скрытым» — цан), но в то же время «величественно могучим» (wei) и «просветленным» (min) с точки зрения соответствующего соответствия «имен» и «реальностей».

Между IV в. до н.э. и первой половиной III в. до н.э. легизм на основе собственных идей, сформулированных его предшественниками, практикующими государственными деятелями, и под влиянием некоторых высказываний даосизма, моизма и «Школы имен» сформировал совершенно самостоятельную доктрину, которая стояла в резком контрасте с конфуцианством. Он противопоставлял гуманизм, популярную любовь, пацифизм, этический и ритуальный традиционализм деспотизму, почитанию власти, милитаризму и легалистическому новаторству. Из даосизма легисты вывели представление о мировом процессе как о естественном пути дао, в котором природа более значима, чем культура; из моизма — утилитарный взгляд на человеческие ценности, принцип равенства возможностей и обожествление власти; из «школы имен» — стремление к правильному балансу «имен» и «реальностей».

Морально облагороженные конфуцианством, эти принципы воплощались в официальной теории и практике Поднебесной до начала 20-го века. В средние века государственный деятель и канцлер-реформатор и философ-конфуционист Ван Анши (1021-1086), несмотря на твердую конфуцианскую верность легизму, включил в свою общественно-политическую программу положения легиста об опоре на законы, особенно карательные («суровые наказания за мелкие правонарушения»), поощряющие военную доблесть, признающие взаимную ответственность чиновников и отвергающие абсолютное первенство «древности» над современностью. В конце 19-го и начале 20-го веков легизм привлек внимание реформаторов, которые увидели в нем теоретическое обоснование ограничения имперского всемогущества, освященного официальным конфуцианством посредством закона. В 1920-1940-е годы, после падения империи, этатисты (gojiazhui pai), и особенно их идеолог Чэнь Цитян (1893-1975), исповедовавший идеологию неолигализма, начали пропагандировать легалистическую апологетику государственности. Аналогичные взгляды принадлежат гоминдановским теоретикам во главе с Чан Кай-шеком (1887-1975 гг.), провозгласившим легалистический характер государственного экономического планирования и политики «народного благосостояния». В Китае во время кампании «Критика Линь Бяо и Конфуция» (1973-1976) легисты были официально объявлены прогрессивными реформаторами, борющимися против консервативных конфуцианцев за победу зарождающегося феодализма над устаревшим рабством и идеальными предвестниками маоизма.

Условия возникновения легизма

Китайская философия имеет глубокую оригинальность. Она оказала значительное влияние не только на культуру Китая, но и на культуру соседних стран — Японии, Вьетнама и Кореи. По своей значимости она напоминает древнегреческую философию, которая стала основой европейского мировоззрения. В китайской философии существует несколько философских школ, из которых выделяется школа легизма Фа Цзя.

Легизм начал складываться в VI веке до н.э. в сочинениях Цзы-чана и завершил его проектирование ко II веку до н.э., достигнув своего апогея после объединения Поднебесной под властью легендарной Циньской империи, Цинь Шихуань.

Легизм развивался в «золотой век» китайской философии, более известный как период Воюющих государств. Раздробленный Китай представлял собой лоскутное одеяло постоянно конфликтующих государственных образований различной степени сложности, внутренние разногласия которых причиняли значительные страдания простым людям и китайскому народу в целом. Ресурсы и потенциал растрачиваются впустую на урегулирование внутренних конфликтов вместо того, чтобы служить благополучию Поднебесной и развитию Китая и установлению его господства над окружающими территориями.

В этот период возникло много философских доктрин, среди которых выделяются социально-этические концепции преодоления раздробленности и объединения страны.

Самые известные из них:

  • Даосизм,
  • Конфуцианство,
  • Моизм ,
  • Легизм.

Даосизм уделяет мало внимания этическим вопросам по сравнению с другими учениями, но имеет сложную онтологическую картину бытия, которая активно использовалась другими философскими учениями, в том числе Легизмом.

Дао — универсальный путь и закон, определяемые самой природой, естественные и подчиненные всему в мире. Всё, что существует, от червей до людей и богов, подчиняется Дао и следует за ним, и попытки противостоять Дао не приносят ничего, кроме коллапса.

Конфуцианство- рассматривалось последователями легизма как их главный противник. Учение Конфуция сосредоточено на нравственной добродетели каждого человека, от правителя до последнего крестьянина. Государство — это большая семья, в которой все подчиняются и доверяют друг другу через моральные обычаи и этические ритуалы. Основой благополучия является надлежащее воспитание человека, его образование и высокое духовное развитие.

Моизм — это еще одна этическая доктрина, отстаивающая интересы низших классов общества и противопоставляющая как конфуцианство, так и легизм. Сторонники Моисея рассматривают любовь как основу социальной гармонии и власти. Только любовь к людям способна объединить страну, сделать ее процветающей и процветающей, разрешить внутренние и внешние конфликты.

Основные принципы легизма

Принципы легизма сформировались в оппозиции как к конфуцианству, так и к моизму. Легизм — это философия правящих классов, аристократии и купцов, которые имеют значительный капитал и в первую очередь заботятся о защите своих интересов. Основные положения Легизма сформулированы его двумя главными фигурами. Шан Ян — важный чиновник царства Цинь, на практике реализующий принципы легализма для укрепления государства, закладывающий основы его будущей победы во внутренней войне.

Основные принципы заключаются в следующем:

  • Закон (фа) является высшим благом, он является абсолютным и применяется ко всем без исключения;
  • Человек по природе эгоистичен и глуп, человек — хаос и зло, сила — добро и добродетель;
  • Правитель не должен служить добродетели, ибо он есть добродетель;
  • Закон имеет две стороны — поощрение и наказание, обе из которых могут служить ограничению зла человеческой природы;
  • Мудрый правитель правит, полагаясь на силу, он жестоко наказывает свой народ и истощает его, чтобы он не подорвал государство;
  • Традиции, любовь, преданность семье — ничто не имеет значения, как преданность закону и правителю, кто бы ни доказывал это, достойно занимать административные должности, независимо от их происхождения и т.д.
  • Чуть позже принципы легизма были уточнены в трудах другого философа, Хань Фей.

Он позаимствовал концепцию Дао из даосизма и разработал концепцию, что Дао — это универсальный закон, который управляет всем, кроме самого себя, и что правитель является живым воплощением Дао, который дает закон своим подданным, но не подчиняется ему сам. Хань Фей сгладил острые грани легизма, придумав систему наказаний и наград, при которой человек мог бы подняться снизу вверх по социальной лестнице за верное служение государству, но в то же время оправдывал необходимость продавать официальные должности за деньги, чтобы сохранить положение аристократии и купцов.

Историческая судьба легизма

После объединения Китая Цинь-Шихуань легизм обрел статус государственной идеологии, которая на протяжении столетия навязывалась повсеместно. Однако жесткие принципы легизма, постоянная эксплуатация крестьян и атмосфера недоверия и доноса существенно подорвали экономическую мощь государства, лишили его основ и спровоцировали постоянные крестьянские восстания. Во II веке до н.э. легизм был значительно модернизирован внедрением многих элементов конфуцианства и его нравственных учений, и даже в наше время конфуцианство доминирует в государственном устройстве. К третьему веку нашей эры легизм окончательно растворился в конфуцианстве.

Однако влияние легизма оказало серьезное влияние на конфуцианскую идеологию. Идеи закона и морали естественным образом вплетались в китайскую идеологию, и строгая иерархия должностей, их подчинение верховному правителю и продвижение по службе по заслугам и экзаменам или покупка должностей прочно укоренились в Китае вплоть до ХХ века.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Значение философии Ницше для философии XX-XXI вв.
  2. Вольтер и Руссо — два «полюса» философии французского Просвещения — Философские взгляды Руссо
  3. Новые тенденции в философских исследованиях 1960-1980 гг.
  4. Н.Ф. Федоров. «Философия общего дела» — Биография и философские взгляды Н.Ф. Федорова
  5. Бернард Бозанкет, английский философ, представитель неогегельянства
  6. Механизмы социокультурного изменения
  7. Специфика научного познания в античной Греции
  8. Географический детерминизм: его сущность и основные черты
  9. Семен Людвигович Франк, русский философ, религиозный мыслитель
  10. Уровни познания