Для связи в whatsapp +905441085890

Сильные и слабые стороны буддизма — История и происхождение буддизма

Желание человека познать Вселенную, общество, в котором он живет, и самого себя — неисчерпаемо и вечно. Процесс познания идет постоянно, и вряд ли возможно охватить все знания, накопленные человечеством. Однако, овладев основными принципами, положениями, фактами той или иной науки, человек обретает необходимые ориентиры в собственных духовных поисках и в организации практической жизни. Для становления каждого человека как личности и формирования его духовной культуры важно знание религиозных предметов. Они обобщаются такой научной дисциплиной, как религиоведение.

Изучение данного учебного курса важно для реализации гуманистических ценностей современного мира в нашем обществе, для гармонизации межличностных отношений, в том числе между представителями религиозного и нерелигиозного мировоззрений. Ассимиляция теоретических положений и фактов побуждает к поиску путей сохранения цивилизации, выживания человечества в ядерный век, социального оздоровления общества, его нравственного возрождения.

Я думаю, что учение Будды близко каждому из нас — осознать свои сильные и слабые стороны и подчинить их высшей цели — саморазвитию.

Чтобы примириться с собой, преодолеть свою сломленность, нужно вырваться из мира, прорваться по ту сторону добра и зла — таков общий пафос этики Будды. Будда чрезвычайно серьезно относился к человеческой жажде бессмертия. Во-первых, он ясно осознал предельность, абсолютность этого стремления. Жизнь и смерть неразделимы. Если вы не хотите умирать, вы не должны хотеть рождаться. Желание бессмертия — это больше, чем просто желание; это желание исчерпать все желания. Во-вторых, согласно Будде, идея бессмертия для человека имеет не теоретический, а практический статус. Речь идет не об оправдании бессмертия, а о его достижении. Ибо человек, не та или иная ассоциация людей, не человечество в целом, а каждый отдельный человек должен преодолеть себя.

За время своего существования буддизм пустил глубокие корни в азиатских странах, где он продолжает оказывать сильное влияние на общественную и государственную жизнь. Во многих из них буддизм является государственной религией, а в Лаосе, Камбодже и Таиланде главы государств осуществляют руководство буддийской церковью.

Интерес мирового сообщества к буддизму поставил вопрос о синтезе западной (рационалистической, предметно-ориентированной) культуры и восточной (созерцательной, нерационалистической) индо-буддийской психокультуры. Известно, что решению этого вопроса была посвящена самоотверженная деятельность великих русских интеллигентов Н.К. и Е.И. Рерихов. Они считали, что синтез (взаимодействие) двух культур может духовно обогатить современную культуру человечества и спасти ее как от крайностей западного рационализма, так и от крайностей восточного мистицизма и психологизма.

Согласно различным источникам, в настоящее время в мире насчитывается от 400 до 700 миллионов последователей буддизма.

В мире существуют десятки тысяч религий и систем верований. Раскрыть внутреннюю суть той или иной религии может только та душа, которая живет в соответствии с этой верой.

Сильные и слабые стороны буддизма

История и происхождение буддизма

Буддизм — первая мировая религия по своему происхождению. Другие мировые религии появились гораздо позже: христианство возникло примерно через пятьсот лет после буддизма, а ислам — более чем через тысячу лет. Буддизм считается мировой религией по тем же причинам, что и две другие только что упомянутые религии: Как христианство и ислам, буддизм в своем распространении по миру последовательно преодолевал этноконфессиональные и этногосударственные границы, став религией разных народов с совершенно разными культурными и религиозными традициями.

Буддизм зародился в северо-восточной части Индии (район современного штата Бихар), где располагались древние штаты (Магадха, Кошала, Вайшали), где проповедовал Будда и где буддизм с самого начала имел значительное распространение.

Сама буддийская традиция признает две даты паринирваны (смерти) основателя буддизма — Сиддхартхи Гаутамы (Будды Шакьямуни) — 544 год до н.э. и 486 год до н.э. Первая дата была принята ЮНЕСКО, когда весь мир отмечал 2500-летие буддизма в 1956 году. Однако в настоящее время ни один серьезный буддист не признает эти даты (так называемые «длинная хронология» и «исправленная длинная хронология») как исторически значимые. Но этот вывод, кажется, все, что объединяет позиции различных буддологов по вопросу датировки жизни основателя буддизма. И, пожалуй, есть согласие по другой позиции: никто не сомневается, что Будда жил до походов Александра Македонского в Индию, то есть до 20-х годов IV века до н.э. Далее возникают разногласия: Некоторые ученые помещают Будду как можно ближе ко времени походов Александра, в то время как другие разделяют эти даты.

Самой влиятельной религией древней Индии был брахманизм. Их религиозная практика состояла в основном из жертвоприношений многочисленным богам и сложных ритуалов, сопровождавших почти каждое событие. Общество было разделено на варны (классы): Брамины (высший класс духовных лидеров и священников), кшатрии (воины), вайшьи (торговцы) и шудры (служившие всем остальным классам). С самого начала буддизм отвергал обоснованность жертвоприношений и не делил общество на варны, а считал, что оно состоит из двух категорий: высшей, куда входили брамины, кшатрии и гахапати (землевладельцы — люди, владеющие землей и другим имуществом), и низшей, куда входили люди, служившие правящим классам.

В VI-III веках до н.э. на территории Индии существовало множество небольших государств. По своему социально-политическому устройству они были либо племенными республиками, либо монархиями. Они воевали друг с другом, отбирали друг у друга территории, а к концу жизни Будды многие из них были поглощены набравшими силу государствами Магадха и Кошала.

Середина первого тысячелетия до нашей эры стала в Индии временем кризиса старой ведической религии, хранителями и ревнителями которой были брамины. И неудивительно, что «слабое звено» брахманизма — штаты северо-восточной Индии — стали опорой и цитаделью альтернативных религиозных движений, одним из которых был буддизм. Появление этих альтернативных доктрин, в свою очередь, было тесно связано с разочарованием части древнеиндийского общества в ведической религии с ее ритуализмом и формальным благочестием, а также с определенными противоречиями и конфликтами между браминами (жречеством) и кшатриями (олицетворявшими начало временной власти древнеиндийских царей)3.

Буддизм возник как оппозиция брахманизму и опирался в основном на мирскую власть царей. Здесь важно отметить, что буддизм в свою очередь способствовал созданию мощных государственных образований в Индии, таких как империя Ашоки. Распространение буддизма способствовало возникновению синкретических культурных комплексов, совокупность которых образует так называемую буддийскую культуру.

Легенда о Будде

В настоящее время совершенно невозможно воссоздать научную биографию Будды. Простое исключение мифологических сюжетов и элементов фольклора совершенно неэффективно, а материала для настоящей биографической реконструкции в современной науке явно не хватает. Более разумным представляется представить здесь достаточно традиционную биографию Будды, основанную на синтезе нескольких буддийских агиографических текстов (таких как «Жизнь Будды» Ашвагхоши — I век н.э. или махаянская «Лалитавистара»)4.

В течение сотен и сотен жизней Бодхисаттва (бодхи — пробуждение, просветление; саттва — существо; здесь — будущий Будда) совершал бесчисленные дела любви и сострадания, постепенно накапливая заслуги и приближаясь к состоянию мудреца, познавшего истину и избежавшего мучительного цикла чередования рождений и смертей — Будды. Наступило время его окончательного рождения. Бодхисаттва в это время пребывал на небе Тушита и осматривал землю, ища наиболее благоприятное место для своего последнего рождения, ибо он уже находился на таком уровне духовного развития, что мог выбирать. И взгляд его остановился на небольшом государстве Шакья в северо-восточной части Индии (район современного Непала), которым правил мудрый царь Шуддходана из древнего царского рода. И Бодхисаттва, который мог даже просто появиться на свет, не входя в утробу матери, решил выбрать для своего рождения семью царя Шакьев, чтобы люди, глубоко уважающие почтенный род царей Шакьев, впоследствии больше доверяли проповеди Будды, видя в нем отпрыска древнего и славного рода.

В ту ночь жена царя, царица Махамайя, увидела сон: белый слон с шестью бивнями вошел в ее бок, и она поняла, что родила великого человека. Буддизм учит, что зачатие Будды было естественным, а видение белого слона было лишь знаком зачатия великого человека.

Незадолго до родов царица в сопровождении свиты, согласно обычаю, отправилась в дом своих родителей. По дороге, когда они проходили через рощу саловых деревьев под названием Лумбини, царица почувствовала схватки, ухватилась за ветку и родила сына, который вышел из ее чрева через бедро. Младенец тут же поднялся, сделал семь шагов и провозгласил, что он — существо, превосходящее и людей, и богов.

Царь позвал к ребенку астролога Ашиту, и тот нашел на его теле тридцать два знака великого человека. На основании этих признаков Ашита объявил, что новорожденный станет либо великим правителем, владыкой всего мира (чакравартин), либо святым, познавшим истину — Буддой. Тогда мальчика назвали Сиддхартха Гаутама. Гаутама — его фамилия; слово «Сиддхартха» можно перевести как «Совершенно достигший».

Царь, конечно же, хотел, чтобы его сын стал великим правителем. Поэтому он решил устроить жизнь своего сына так, чтобы ничто не могло склонить его к философским размышлениям или раздумьям о смысле жизни. Принц жил в роскоши и комфорте в великолепном дворце, уединенном от внешнего мира. Мальчик рос и без исключения превосходил всех своих сверстников в науке и спорте. Однако с детства он был созерцательным мальчиком и однажды, сидя под кустом роз, случайно впал в йогический транс (самадхи) такой интенсивности, что его силы остановили даже одно из проходящих божеств. Принц отличался мягким характером, что поначалу заставило его невесту, принцессу Яшодхару, восстать против него, считая, что такая мягкость не подобает кшатрию и несовместима с военной силой. Только после того, как Сиддхартха Яшодхара продемонстрировал свою воинскую доблесть, она согласилась стать его женой; у них родился сын Рахула. Казалось, что план царя-отца непременно осуществится. Так продолжалось до тех пор, пока принцу не исполнилось двадцать девять лет, и однажды он отправился на охоту. Эта охота изменила всю его жизнь.

Основные постулаты учения буддизма

Изучение Трипитаки показывает, что основой буддийского мировоззрения является учение о четырех «Благородных истинах», открытых Буддой.5

В первой Благородной Истине Будда заявляет, что все существующее (включая человека) подвержено страданиям. Если юный Сиддхартха был потрясен увиденными образами человеческих страданий, то просветленный Будда видел их происхождение во всех несчастьях: рождение, старость, болезни, смерть, печаль, грусть, жажда, отчаяние — все это порождается привязанностью к земной жизни. Любовь к детям, к родителям, любовь к супругам, любые попытки что-то изменить в жизни — все это не только приводит к страданиям в этой жизни, но и чревато опасностью для будущих перерождений. Все это создает кармическую силу, которая определяет каждую новую форму в бесконечном цикле перерождений.

Вторая Благородная Истина, причина страданий, объясняет происхождение зла и страданий. Будда учит, что главной причиной страданий является привязанность к жизни, жажда бытия.

Третья Благородная Истина говорит о прекращении страданий путем устранения условий, которые их вызывают. При соблюдении определенных условий освобождение от страданий может и должно быть достигнуто в этой жизни. Считается, что такой человек стал архатом (святым), а состояние освобождения называется «Нирваной». Такое состояние вовсе не означает бездействия, как показали 45 лет просветительской деятельности самого Будды. Однако это означает, что в момент физической смерти архат завершает круг своих земных перерождений (самсару).

Четвертая благородная истина — это путь, которым следовал Будда и которым может следовать каждый. Путь, указанный Буддой, состоит из восьми ветвей или заповедей, которые составляют основу буддийской морали. Этот путь открыт для всех, как монахов, так и не монахов, живущих мирской жизнью. Первый шаг на этом пути, правильное понимание, означает принятие Четырех благородных истин о существовании страдания, возможности его прекращения и способе его прекращения. Второй шаг — правильное определение — требует выполнения трех заповедей: Отказ от привязанности к материальным благам, отказ от дурных намерений и отказ от враждебного отношения к людям и всем живым существам, чтобы не причинять им вреда. Третий шаг — правильная речь — означает контроль над речью, воздержание от лжи, клеветы, жестоких слов, оскорблений, сплетен и пустых разговоров, поскольку речь влияет на карму человека. Четвертый шаг — правильное поведение — требует отказа от любого насилия, воровства, пьянства, обжорства, разврата, распущенности, мести. Пятый шаг пути, указанный Буддой, — правильное поведение — рекомендует зарабатывать себе на жизнь честным путем, не прибегая к незаконным средствам, которые могут причинить страдания другим. К ним относятся: Торговля оружием, торговля людьми, торговля алкогольными напитками и торговля ядами. Шестой шаг пути, открытого Буддой для всех, — это правильное усилие, то есть способность контролировать все свои физиологические потребности и эмоциональную деятельность.

Следующий шаг — правильное сосредоточение — признание временности, непостоянства всех вещей, и, как следствие, освобождение от привязанности к телу, уму и чувствам и сосредоточение на мысли об истинном. Наконец, когда все предыдущие заповеди выполнены, наступает восьмой этап — правильное созерцание, медитация.

На этом этапе человек погружается в глубокое созерцание, которое проходит через четыре стадии: Отстраненность, обретение веры, основанной на Четырех Благородных Истинах, освобождение от телесности, после чего наступает освобождение от всех чувств радости и волнения, состояние совершенной невозмутимости, самообладания без страданий и радости, здесь достигается цель — Нирвана. Приходят совершенная мудрость и совершенная праведность, которые неразделимы, и тогда раз и навсегда открывается тайна бытия.

Культовая система буддизма

Первоначально буддийские общины представляли собой братства монахов и монахинь, объединения людей, добровольно отрешившихся от мирской жизни и всех земных забот. Монахи вступали в монашескую общину — Сангху — и должны были отказаться от семьи и имущества. Он дал обет целомудрия. Как новичок, он должен был пройти обряд посвящения, сбрить усы и бороду, обрить волосы и надеть желтую монашескую тогу. Через некоторое время, изучив под руководством своего наставника основы религиозной доктрины и требования закона, послушник получал второе посвящение и становился полноправным монахом, членом общины. Решение о принятии его в общину было принято демократическим путем большинством голосов членов общины, присутствовавших на посвящении.

Монашеская жизнь была регламентирована до мельчайших деталей. В общей сложности на монахов было наложено 253 запрета или ограничительных предписания, которые определяли всю их жизнь. Например, монахам запрещалось участвовать в танцах и театральных представлениях, носить украшения, вдыхать ароматы, спать в удобном месте, владеть золотом и серебром. Для обычных верующих монахи были особенными, почти сверхъестественными существами. Они были окружены почетом и почитанием, которые в ряде стран достигли кульминации в откровенном обожествлении буддийского духовенства.

Одной из существенных особенностей буддизма по сравнению с другими мировыми религиями является его политеизм. Дело в том, что Гаутама Будда не единственный. В буддизме существует ряд других Будд, которым поклоняются, например, Будда Адди, чье космическое тело представляет собой вселенную, Амитаба, правитель рая, Майтрейя, грядущий Будда, и другие. В поклонении Будде есть противоречие: с одной стороны, верующие обращаются к нему с молитвами и прошениями; с другой стороны, Будда не только ничем не может помочь, но даже не имеет возможности услышать их, поскольку он — существо в нирване, достигшее совершенства и полного покоя и исключенное из круговорота смертей и рождений (самсары).

Важной особенностью буддизма как религии является специфическая доктрина спасения. Для человека европейской культуры характерно представление о своем индивидуальном существовании как высшей ценности, отсюда религиозные доктрины спасения озабочены сохранением способности чувствовать, думать, наслаждаться даже после смерти. В буддизме, с другой стороны, страдание — это естественное состояние всей жизни. В то время как для христианина существование само по себе является благом, для буддиста существование является злом, потому что оно наполнено страданием. Единственный способ избавиться от страданий — это подавить желания, вызывающие страдания, для чего необходимо следовать учению Будды.

Ранний буддизм отличался ритуальной простотой. Его основными элементами были: культ Будды, проповедь, почитание священных мест, связанных с рождением, просветлением, проповедью и смертью Гаутамы, почитание ступ — культовых сооружений, в которых хранятся реликвии буддизма, связанные с личностью Будды и его ближайших сподвижников (физические останки Будды после сожжения его тела, разделенные на 8 частей, каждая из которых хранится в специальном храме; зуб Будды, его вещи и даже тень, которую он оставил в местах, где останавливался).

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Духовная жизнь общества
  2. Механистическая картина мира — Природа в учении английских материалистов 17 века
  3. Развитие высшего инженерного образования (конец ХIХ в. – начало ХХ в.)
  4. Тождество субъекта и объекта в системе Шеллинга
  5. Пространственно-временные характеристики мира. Различные модели пространства и времени
  6. Тринитарные споры в свете философии
  7. Перспективы идеологии
  8. Классическая концепция истины. Доказательство, объяснение и понимание и их роль в познании
  9. Александрийская школа
  10. Новая онтология: бытие без субстанции в философии н. Гартмана