Для связи в whatsapp +905441085890

Символ — Феномены природы и человеческое сознание

Культура, начиная с организации, с порядка, с ритуала, структурирует окружающий человека мир в определенных формах. Эти формы имеют знаково-символический характер. Когда речь заходит о символах и знаках, всегда возникает вопрос: знак — чего? Символ — чего? Этот вопрос означает, что раскрыть смысл этих понятий можно только путем анализа их отношения к чему-то третьему, к оригиналу, который по своим физическим, химическим и другим свойствам не может иметь (и обычно имеет) ничего общего с носителем отражения. Однако все они находятся в определенных отношениях, являются результатом человеческого познания и облечены в определенные формы. Термины «знак» и «символ» часто используются в одном семантическом контексте, но это не всегда оправдано. Рассмотрим специфику их возникновения и функционирования.

Иногда можно сделать утверждение, что знаки — это то, что отличает человека от животного мира. Определение знака как водораздела между поведением животных и человека является результатом смешения понятий знака и символа. Однако есть основания полагать, что первобытные языки развились из знаковых систем, сформировавшихся в животном мире. Исследователи утверждают, что эти системы могут быть довольно сложными. Например, доминантные самцы в стае обезьян вервет могут подавать шесть различных сигналов опасности. Некоторые из этих сигналов означают «только» опасность, некоторые — конкретные «виды» опасности («человек» или «змея», «опасность сверху», «леопард», «опасность снизу»)[1].

Граница между культурой и природой отнюдь не так четка, как считают те, кто абсолютизирует самое короткое из всех определений культуры: «Культура — это все, что не является природой». C. Леви-Стросс, проводивший полевые исследования среди племен в тропических джунглях центральной Бразилии, где культурный слой еще очень тонок и можно проследить связь между человеком и природой, если означающее не полностью отделилось от означаемого, пришел к выводу, что табу на инцест оказалось той границей, за которой природа сливается с культурой. Однако немецкий этнолог Бишоф показал, что такое же табу существует и у серых гусей и что схожая модель поведения, вероятно, обусловлена гормональными процессами.

Основываясь на подобных исследованиях, мы считаем, что человеческая культура начинается там, где возникает способность сознания к символизации. Знаки и символы, пишет Э.Кассирер, «принадлежат к двум различным дискурсивным универсалиям: сигнал [Э.Кассирер использует этот термин как синоним знака. — Прим. пер.] является частью физического мира бытия, символ представляет собой часть человеческого мира значений. Сигналы — это «операторы», символы — «обозначения». Символ не только универсален, но и абсолютно мутабелен…. Знак или сигнал относится к предмету, к которому он относится, фиксированным, единственным способом.

Символ - Феномены природы и человеческое сознание

Феномены природы и человеческое сознание

Знак — это материальный объект (явление, событие), который выступает в качестве объективного заместителя другого объекта, свойства или отношения и используется для фиксации, хранения, обработки и передачи сообщений (информации, знаний). Это овеществленный носитель образа предмета, ограниченный его функциональным назначением. Наличие символа позволяет передавать информацию по техническим каналам связи и осуществлять их различную — математическую, статистическую, логическую — обработку.

Символ — одно из самых полисемантичных понятий. Считается, что слово simbolon — это половинка горшка, которая давалась гостю и служила доказательством его личности во время будущих визитов в дом. Символ в культуре — это универсальная, полисемантическая категория, раскрывающаяся при сопоставлении предметного образа и глубинного смысла. Когда изображение становится символом, оно становится «прозрачным»; смысл как бы просвечивает сквозь него.

Эстетическая информация, представленная символом, имеет большое количество степеней свободы, которые намного превышают возможности человеческого восприятия. Я называю символом любую структуру смысла, — писал Рикур, — где прямой, первичный и буквальный смысл означает в то же время другой косвенный, вторичный и аллегорический смысл, который может быть понят только через первый». Этот круг выражений с двойным значением составляет настоящее герменевтическое поле»[4].

Повседневная жизнь человека полна символов и знаков, которые регулируют его поведение, разрешают или запрещают что-то, олицетворяют это и придают этому смысл. И внешнее «я» человека, и внутреннее «я», бессознательное, данное ему от природы, проявляются в символах и знаках. C. Леви-Стросс утверждал, что нашел путь от символов и знаков к бессознательной структуре разума и, таким образом, к структуре Вселенной.

Единство человека и Вселенной — одна из самых древних и загадочных тем культуры. В легендах люди — звезды, в орнаментах всех земных культур многократно повторяется призрачность небесных туманностей, красная кровь обязана своим цветом железу, а все железо, найденное на земле, по мнению астрономов, возникло из звездной материи. Или возьмем спиральную структуру многих частей человеческого тела: ушной раковины, радужной оболочки глаза….. Именно это чувство единства позволило математику и поэту В. Хлебникову создать собственную модель метаязыка, состоящую из семи слоев.

Однако чем ближе вы подбираетесь к тайне, тем загадочнее она становится. Но это ощущение тайны — «самое прекрасное и глубокое переживание, которое может иметь человек», как говорил А. Эйнштейн, — лежит в основе религии и всех самых глубоких тенденций в искусстве и науке. Тот, кто не испытал этого чувства, кажется мне если не мертвым, то, во всяком случае, слепым»[5] Таинственны цвет, звук, слово, число; таинственно то, что они отражают: Феномены природы и человеческое сознание.

Формы знака

Знаковый объект может выступать в двух формах.

1) Признак как результат простой классификации. Мы видим предмет и определяем: «Это костюм». Или мы говорим об автомобиле: «Это Audi». Классификация — простейшая форма означивания, но она также крайне необходима в процессе потребления. Все, что мы потребляем, проходит через эту стадию. А рекламная кампания любого товара начинается с того, что потенциального потребителя учат «правильно» распознавать товар (по внешнему виду, марке и т.д.).

2) Знак как катализатор ассоциативных реакций. Встреча с ним вызывает в сознании людей расширенные определения, не содержащиеся в самом объекте, живописные представления, эмоциональные переживания: «О! «Ауди»! Это комфорт, безопасность, престиж!». Когда бренд обладает такой способностью, он приобретает характер продвинутого бренда.
Социальные группы проявляют себя в различных признаках, включая потребление. По тому, что люди потребляют и в каких количествах, мы можем более или менее точно определить их социальную принадлежность: принадлежат ли они к богатым или бедным, сильным или бесправным, их пол, часто национальность, возраст, уровень образования и т.д.

Люди относятся друг к другу, выбирают формы взаимодействия, основываясь на результатах такого чтения. Поэтому знаковый характер потребления очень важен для организации жизни. Молодой человек, одетый в черную кожаную куртку, спортивные штаны, кроссовки (в стиле героев сериала «Бандитский Петербург») и подстриженный «под ноль», может рассчитывать на настороженное отношение окружающих к нему. Это имеет свои преимущества и недостатки: Его не оскорбит нервная старушка в автобусе, но и водитель такси, работодатель и владелец съемной квартиры тоже постараются не заводить с ним отношений. Уровень образования проявляется в том, как и что человек говорит и как он себя ведет. Этот текст читается работодателем еще до того, как он посмотрит документы, он учитывается при выборе супруга (чаще всего женятся на людях из своей культурной среды). След текста тщательно анализируется на вступительных, текущих и выпускных экзаменах. В этом случае знание — это след goi или других практик потребления информации, культурных ресурсов. Знание прошлого становится предвидением будущего: если вчера было так, то какие основания ожидать, что завтра будет иначе?

Таким образом, знаки играют роль социального ресурса, оказывающего значительное влияние на формирование социальных сетей (дружеских и деловых отношений), на социальную мобильность индивидов (карьера, успех в бизнесе, переход в другую группу через брак или образование). Вы можете хвастаться тем, что вам безразлично мнение других, но в здравом смысле вы не можете действительно игнорировать это мнение при формировании собственного потребления.

Символы — это искусственная конструкция

Символ — это сознательно созданный знак, используемый для передачи информации. И. Гофман (2000) характеризует такой процесс передачи информации другим как «произвольное самовыражение» в универсально значимых символах. Индивид использует символы для обозначения своей идентичности, своего места в социокультурном пространстве. С их помощью он отличает себя от других и идентифицирует себя с другими («Я не такой, как Х. Я принадлежу к группе, к типу Y»).

Каждый символ — это знак, но не каждый знак можно назвать символом. Если знаки образуют непроизвольный текст, «оговорки», то текст сознательно пишется с помощью символов. Потребление — это текст, состоящий в основном из символов.

Сознательно сформулированный текст, может быть создан не только из символов, но и из знаков. Это комбинация объективно существующих признаков. Богатый человек может не придумывать символы для демонстрации своего жизненного успеха, он просто не скрывает от окружающих и не демонстрирует сознательно проявления своего богатства (дом, машина, одежда, роскошный стиль отдыха и т.д.).

Здесь конструирование текста проявляется в манипуляциях с сокрытием или демонстрацией признаков социального статуса, которые могут быть скрыты от посторонних глаз и продемонстрированы. Этот тип текста также может быть написан с помощью комбинации уже существующих знаков. Например, есть президент, а есть я. Если мы находимся на одной фотографии, то этот текст передает мою близость к вершине политической власти. Многие элитные тусовки также представляют собой тексты, созданные на основе существующих персонажей: Политик демонстрирует свою близость к элите искусства и бизнеса, а бизнесмены и художники пишут текст о своей близости к власти. В старости они обмениваются мемуарами о своих встречах с «великими людьми».

Символы — это искусственная конструкция. Они могут быть построены из материалов, которые не являются знаками, и быть конвенциональными (условными), будучи декодированными в соответствии с правилами, действующими только в рамках определенного социокультурного поля. Например, знаки отличия на военной форме — это чистые символы, не имеющие существования вне формы. Они не имеют никакого значения вне таблиц, объясняющих значение звезд, полос и т.д. Кроме того, униформа — это текст, который понятен только тем, кто в него посвящен. Люди, далекие от армии или не имеющие представления о символике данной армии (в том числе иностранные военнослужащие), воспринимают форму как послание, написанное на непонятном языке. Часто для построения символов используются материалы и предметы, которые могут иметь совершенно разные значения в разных областях (например, буква «R» в кириллице и языках, основанных на латинице).

Сама форма выступает в качестве символа. Из него мы узнаем людей, которые имеют право диктовать нам поведение в той или иной сфере. Например, мы можем не понимать про значки и звезды и путать сержанта с генералом, но мы должны знать, какая форма является полицейской, потому что человек в такой одежде имеет право вторгаться в нашу повседневную жизнь (проверять документы, досматривать, арестовывать, штрафовать и т.д.). Мы узнаем железнодорожников, стюардесс, работников супермаркетов по их униформе и следуем их указаниям в рамках их ответственности. Однако эти символы условны: в чужой стране мы часто не можем отличить железнодорожника от полицейского, и узнаем их по контексту (например, по месту встречи и обстоятельствам).

Символическое взаимодействие

В качестве искусственных символов выступают различные предметы. Например, обручальные кольца символизируют семейное положение. Символические предметы (футболки, шарфы, кепки и т.д.) широко используются болельщиками спортивных команд. Члены гомосексуального сообщества узнают друг друга с помощью серьги. Все это символы с достаточно жесткими правилами интерпретации.

Большинство потребительских товаров используются в качестве «мягких» символов, для которых не существует четких и однозначных правил интерпретации. Их интерпретация носит вероятностный характер: люди, потребляющие товар X, с большой вероятностью обладают социальными и культурными чертами Y. Мягкие символы интерпретируются неоднозначно, часто взаимоисключающими способами. Например, владелец нового внедорожника для одних людей — сильный и удачливый человек («мог бы заработать столько денег»), а для других — бандит или вор («честным путем столько не заработаешь»). Часто мягкие символы используются не для отдельных товаров, а для их комплексов, формирующих стили потребления.

Очень часто символы также используются для «маркировки» социального пространства, для обозначения того или иного элемента социальной структуры. Таким образом, над социальным пространством создается его отражение в виде символического пространства. Физическое пространство (аудитория, театральный зал, площадь, военное формирование, городской район и т.д.) часто становится материалом, из которого строится символическое пространство. Поэтому, когда человек покупает дом или квартиру в определенном районе города, это символ, говорящий о месте человека в социальной иерархии, потому что разница в стоимости жилья в разных районах города может быть огромной. Это особенно характерно для западных городов, но все чаще встречается и в крупных российских городах. Например, «Рублевка» стала символом русского богатства. Наличие таких символических маркеров в социальном пространстве, использование символов для обозначения статусных позиций, облегчает социальные отношения так же, как уличные знаки облегчают дорожное движение.

Конечно, каждый раз, когда субъекты социальных отношений взаимодействуют друг с другом, они могут экспериментально выяснить социальный статус друг друга. Однако это крайне неудобно, а иногда и опасно, поскольку фактический статус можно узнать, только спровоцировав противника на действия. Поэтому символическое обозначение социальных статусов, а иногда и их иерархии, позволяет нам упростить и облегчить социальные отношения. Символическое взаимодействие основано на прошлом опыте (нашем собственном или полученном в процессе обучения), который закреплен в символических стереотипах. Другими словами, мой опыт показывает, что люди с такими символами имеют такой-то и такой-то реальный потенциал, поэтому я вижу, что все носители этого символа также имеют такой-то и такой-то потенциал.

Поэтому, как правило, человек не обязан каждый раз и перед всеми доказывать свою административную власть, физическую силу, экономическую мощь и т.д. Достаточно обозначить наличие этих ресурсов общепринятыми символами.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Задачи современной философии
  2. Формы общественного сознания
  3. Возрождение
  4. Апофеоз искусства и культ художника — творца в эпоху Возрождения — Философия эпохи Возрождения
  5. Константность и изменчивость в философии Гераклита — Жизнь и личность Гераклита
  6. П. Чаадаев и его философия
  7. Человек и мир как центральная проблема философии
  8. Правосознание и его культура, правовое послушание
  9. Интуиция — История развития понятия интуиции в философской мысли
  10. Этические учения стоиков и Эпикура