Для связи в whatsapp +905441085890

Символизм в русской культуре серебряного века — Система образования в России

Начало XX века. — переломное время не только в политической и социально-экономической жизни России, но и в духовном состоянии общества. Индустриальная эпоха диктовала свои условия и нормы жизни, разрушая традиции и идеи народа. Агрессивный натиск производства привел к нарушению гармонии между природой и человеком, уплощению человеческой индивидуальности, торжеству стандартизации во всех сферах жизни. Это привело к путанице, к тревожному чувству надвигающейся катастрофы. Все завоеванные предыдущими поколениями взгляды на добро и зло, истину и фальшь, красоту и уродство теперь казались недействительными и требовали срочного и радикального пересмотра.

Процессы переосмысления фундаментальных проблем человечества в большей или меньшей степени коснулись философии, науки, литературы и искусства. И хотя такая ситуация была характерна не только для нашей страны, в России духовный поиск был более мучительным, более проникновенным, чем в западной цивилизации. Расцвет культуры в этот период был беспрецедентным. Она включала все виды творческой деятельности, породила выдающиеся произведения искусства и научные открытия, новые направления творческого поиска, открыла плеяду блистательных имен, ставших гордостью не только российской, но и мировой культуры, науки и техники. Этот социокультурный феномен вошел в историю как Серебряный век русской культуры.

Новый этап в развитии русской культуры условно называют Серебряным веком, начинающимся с реформ 1861 г. и заканчивающимся Октябрьской революцией 1917 г. Впервые это название предложил философ Н. Бердяев, видевший в высших достижениях своих современников отражение русской славы предыдущей «золотой» эпохи, но окончательно в литературном обороте это выражение появилось в 60-х годах прошлого века.

Серебряный век. Так называли рубеж XIX-XX веков. — Это было время интеллектуальных инноваций, большой скачок в развитии национальной культуры. Именно в этот период родились новые литературные жанры, обогатилась эстетика художественного творчества, прославилась плеяда выдающихся просветителей, ученых, писателей, поэтов и художников.

Многие народы, населявшие Российскую империю, в это время получили свой алфавит, у них была своя литература, своя национальная интеллигенция.

Начало Серебряному веку положили символисты, небольшая группа писателей, совершивших «эстетическую революцию» в конце 19-го и начале 20-го веков. «Эстетическая революция». Символисты в 90-х годах XIX века выдвинули идею переоценки всех ценностей. В его основе лежала проблема соотношения индивидуального и коллективного начал в общественной жизни и искусстве. Эта проблема не нова. Он появился сразу после отмены крепостного права и Великих реформ, когда началось активное формирование гражданского общества. Одним из первых, кто попытался решить эту проблему, был Народникс. Рассматривая коллективное начало как определяющее, они подчинили индивида личности, личность — обществу. Индивид имеет ценность только в том случае, если он полезен для коллектива. Наиболее эффективными народники считали общественно-политическую деятельность. В ней человек должен был раскрыть себя. Усиление подхода «Народника» к человеку и его деятельности в обществе, происходившее в 1960-1980-е годы, привело к тому, что литература, философия и искусство стали рассматриваться как вторичные явления, менее необходимые по сравнению с политической деятельностью. Символисты направили свой «эстетический переворот» против народников и их идеологии.

Выражение «Серебряный век» стало устойчивым определением русской культуры конца XIX — начала XX века; оно стало использоваться как обозначение всей художественной и, как следствие, всей интеллектуальной культуры начала XX века.

Символизм в русской культуре серебряного века -  Система образования в России

Система образования в России

Конец XIX — начало XX века — переломный момент не только в общественно-политической, но и в духовной жизни России. Великие потрясения, через которые прошла страна за относительно короткий период своей истории, не могли не отразиться на ее культурном развитии.

Система образования в России сделала шаг вперед. Она осталась трехъярусной, но была дополнена новыми структурами. Процесс модернизации включал в себя не только радикальные изменения в социально-экономической и политической сферах, но и значительное повышение уровня грамотности и образования населения. Заслуга правительства в том, что эта потребность была удовлетворена. Государственные расходы на государственное образование увеличились более чем в пять раз с 1900 по 1915 год.

Основной упор был сделан на начальную школу. Правительство намеревалось ввести в стране всеобщее начальное образование. Однако школьная реформа проводилась непоследовательно. Сохранилось несколько типов начальных школ, наиболее распространенными из которых были церковно-приходские школы (в 1905 году их насчитывалось около 43 тысяч). Увеличилось количество земских начальных школ. В 1904 году их было 20,7 тысяч, а в 1914 году — 28,2 тысяч. — Увеличилось количество начальных школ Министерства народного образования. В 1900 году насчитывалось около 2,5 миллионов учеников, а в 1914 году — около 6 миллионов. — В 1900 году в начальных школах Министерства народного просвещения насчитывалось около 2,5 миллионов, а в 1914 году — около 6 миллионов.

Началась реструктуризация среднего образования. Росло число гимназий и школ-интернатов. В гимназиях увеличилось количество часов, отведенных на изучение предметов математического цикла. Выпускникам предметных школ разрешалось поступать в высшие технические училища, а после сдачи экзамена по латыни — на физико-математические факультеты университетов.

В 1896 году по инициативе и на средства торгово-промышленной буржуазии была создана сеть коммерческих училищ семи- и восьмилетнего образования. В них, в отличие от гимназий и средних школ, было введено совместное обучение мальчиков и девочек. В 1913 году в 250 коммерческих училищах, находившихся под покровительством торгово-промышленного капитала, обучалось 55 тысяч человек, в том числе 10 тысяч девочек. Количество средних специальных учебных заведений: Увеличилось количество промышленных, технических, железнодорожных, горных, землемерных, сельскохозяйственных школ и т.д.

В 1912 году были открыты высшие начальные школы, предназначенные для учащихся, окончивших начальную школу и поступивших затем в средние учебные заведения без экзаменов. В средней школе произошли большие изменения. С революционным подъемом царского правительства вновь появилась автономия колледжей, были разрешены студенческие организации и выборы деканов и директоров. В 1909 году в Саратове был основан еще один (девятый) университет. Новые технические училища были созданы в Санкт-Петербурге, Новочеркасске, Томске.

Для реформирования начальной школы в Москве и Санкт-Петербурге были открыты педагогические институты, а также более 30 женских высших учебных заведений, что положило начало массовому доступу женщин к высшему образованию. Право женщин на высшее образование было признано законом в 1911 году. К 1912 году насчитывалось 16 технических колледжей.

Культура русского символизма

Русский символизм как литературное направление возник на рубеже XIX и XX веков.

«СИМВОЛИЗМ» — европейское и российское художественное направление, возникшее на рубеже 20-го века, ориентированное, прежде всего, на художественное выражение СИМВОЛАМИ «вещей в себе» и идей, лежащих за границами чувственного восприятия. В поисках прорыва через видимую реальность к «скрытым реальностям», к надвременной идеальной сущности мира, его «нетленной» красоте, символисты выражали тоску по духовной свободе, трагическое предчувствие всемирно-исторических сдвигов, уверенность в древних культурных ценностях как объединяющем начале.

Культура русского символизма, как и менталитет поэтов и писателей, сформировавших это движение, возникли и развивались на пересечении взаимно противоречивых, но эффективно взаимосвязанных и взаимообъясняющих линий философско-эстетического подхода к действительности. Ощущение небывалой новизны всего, что принесла с собой эпоха рубежа веков, сопровождалось чувством беспокойства и нестабильности.

Теоретические, философские и эстетические корни и источники писателей-символистов были очень разнообразны. В. Брюсов считал символизм чисто художественным направлением, Мережковский опирался на христианскую доктрину, Вячеслав Иванов искал теоретическую опору в философии и эстетике античного мира, преломленной через философию Ницше, А. Белого интересовали В. Соловьев, Шопенгауэр, Кант, Ницше.

Первоначально символическая поэзия формировалась как романтическая и индивидуалистическая поэзия, которая отделилась от многоголосия «улицы» и замкнулась в мире личных переживаний и впечатлений.

«Сам символизм никогда не был художественной школой, — писал Белый, — но тенденцией к новому восприятию мира, которая сломала искусство в его собственном пути….. И мы рассматривали новые формы искусства не просто как смену форм, а как явный признак изменения внутреннего восприятия мира.

Художественным и публицистическим органом символистов был журнал «Весы» (1904 — 1909). «Нам, представителям символизма, как стройного мировоззрения, — писал Эллис, — ничто так не чуждо, как подчинение идеи жизни, внутреннего пути индивида — внешнему совершенству форм сообщества». Для нас не может быть и речи о том, чтобы примирить путь отдельной героической личности с инстинктивными движениями масс, которые всегда тесно подчинены эгоистическим, материальным мотивам.

Эти установки определили борьбу символистов против демократической литературы и искусства, выразившуюся в систематической клевете на Горького, в стремлении доказать, что, вступив в ряды пролетарских писателей, он оказался художником, в попытках дискредитировать революционно-демократическую критику и эстетику и их великих творцов — Белинского, Добролюбова, Чернышевского.

Символисты стремились сделать Пушкина, Гоголя, которого В. Иванов назвал «страшным шпионом жизни», и Лермонтова «своими».

Резкий контраст между символизмом и реализмом также связан с этими установками. «Если поэты-реалисты, — пишет К. Бальмонт, — смотрят на мир наивно, как простые наблюдатели, подчиняющиеся его материальной основе, то поэты-символисты, воссоздавая материю своим сложным импрессионизмом, овладевают миром и проникают в его тайну. Символисты пытаются противопоставить разум и интуицию. «Искусство — это постижение мира иными, не рациональными путями», — утверждает Брюсов, называя произведения символистов «мистическими ключами к тайнам», которые помогают человеку достичь свободы.

Брюсов (1873-1924) вступил на сложный и трудный путь идейных исканий. Революция 1905 года взволновала поэта и заставила его отвернуться от символизма. Однако Брюсов не сразу пришел к новому пониманию искусства. Отношение Брюсова к революции сложное и противоречивое. Он приветствовал очищающие силы, поднявшиеся на борьбу со старым миром, но считал, что они несут в себе лишь элемент разрушения.

Традиции критического реализма

Для поэзии В. Брюсова того времени характерно стремление к научному осмыслению жизни, пробужденный интерес к истории. А.М. Горький высоко ценил энциклопедические знания В. Брюсова и называл его самым культурным писателем России. Брюсов принял и приветствовал Октябрьскую революцию и активно участвовал в строительстве советской культуры.

Идеологические противоречия эпохи влияли (в той или иной мере) на отдельных писателей-реалистов. В творческой судьбе Л. Н. Андреева (1871 — 1919) они отразились в определенном отходе от реалистического метода. Однако реализм как направление в художественной культуре сохранил свои позиции. Русских писателей продолжала интересовать жизнь во всех ее проявлениях, судьбы простых людей, важные проблемы общественной жизни.

Традиции критического реализма были продолжены и развиты в творчестве величайшего русского писателя И.А. Бунина (1870 — 1953). Его самые значительные произведения того времени — романы «Деревня» (1910) и «Сухая долина» (1911).

1912 год стал началом нового революционного энтузиазма в общественно-политической жизни России.

Д. Мережковский, Ф. Сологуб, 3-я Гиппиус, В. Брюсов, К. Бальмонт и др.- эта группа «старших» символистов, стоявших у истоков направления. В начале 900-х годов возникла группа «младших» символистов — А. Белый, С. Соловьев, В. Иванов, А. Блок и др.

Платформа «младших» символистов основывалась на идеалистической философии В. Соловьева с его идеей Третьего Завета и прихода Вечной Женственности. В. Соловьев утверждал, что высшая задача искусства — «…создать вселенский духовный организм», что произведение искусства — это изображение темы и явления «в свете грядущего мира», что связано с пониманием роли поэта как теурга, священнослужителя. Это, по мнению А. Белого, «соединение вершин символизма как искусства с мистицизмом».

Осознание того, что существуют «иные миры» и что искусство должно пытаться их выразить, определяет художественную практику символизма в целом, три принципа которого изложены в работе Д.Мережковского «О причинах упадка и новых течениях современной русской литературы». Это «…мистическое содержание, символы и расширение художественного импрессионизма».

Исходя из идеалистической предпосылки о примате сознания, символисты утверждают, что реальность, действительность — это творение художника.

Моя мечта и все пространства,

И все ряды,

Весь мир — это единое украшение,

Мои следы.

(Ф. Сологуб)

«Разбейте оковы мысли, оковы — мечты», — призывает Бальмонт. Призвание поэта — соединить мир реального с миром запретного.

Поэтическое объяснение символизма четко выражено в В. Стихотворение Иванова «Среди гор глухих».

И я подумал: «О, гениально! Например, этот рог,

Вы должны петь песню земли

чтобы пробудить другую песню. «Блажен, кто слушает».

И из-за гор раздался голос в ответ:

«Природа — это символ, как этот рог. Она

…звуки перекликаются. А эхо — это Бог.

Блажен тот, кто слышит песню и слышит эхо».

Символистская поэзия — это поэзия для избранных, для аристократов духа. Символ — это эхо, предложение, намек; он передает скрытый смысл.

Акмеизм

Символисты стремятся к сложной, ассоциативной метафоре, абстрактной и иррациональной. Это «Звенящая тишина» В. Брюзова, «И светлых глаз темный бунт» В. Иванова, «Сухие пустыни стыда» А. Белого и его же словами: «День — матовый бисер — слеза — течет от восхода до заката». Этот прием очень точно раскрыт в стихотворении 3. Гиппиус «Швея».

Все явления имеют печать.

Один с другим, как будто слитые воедино.

Я беру одну и пытаюсь угадать.

За ним скрывается другое, — то, что скрыто.

Тональная выразительность стиха стала очень важной в поэзии символистов, например, в поэзии Ф. Сологуба:

И два глубоких бокала

Сделан из тонкого, звонкого стекла.

Вы ставите на яркую чашку

А ты налила сладкую пену,

Наливали, наливали, наливали, наливали, наливали

Два темно-красных стекла.

Белый, лилия, лилия, лилия, лилия, лилия, лилия

Ты был белым и алым….

Революция 1905 года нашла своеобразное преломление в творчестве символистов.

В ужасе был Меережковский 1905 года, который своими глазами увидел предсказанный им «грядущий хаос». Блок был взволнован, стремился понять. В. Брюсов приветствовал гром очищения.

После революционных событий 1905 года в рядах символистов еще больше усилились противоречия, которые в итоге привели это направление к кризису.

В десятом году двадцатого века символика нуждалась в обновлении. «В глубинах самого символизма, — писал В. Брюсов в «Смысле современной поэзии», — возникли новые течения, которые попытались вдохнуть новую жизнь в распавшийся организм. Но эти попытки были слишком пристрастными, а их авторы слишком глубоко прониклись теми же традициями школы, чтобы обновление могло стать чем-то значительным.

Однако нельзя не отметить, что русские символисты внесли значительный вклад в национальную культуру. Самые талантливые из них по-своему отразили трагическую ситуацию человека, который не может найти свое место в мире, сотрясаемом грандиозными социальными конфликтами, и пытается найти новые пути художественного понимания мира. Им принадлежат значительные открытия в области поэтики, ритмической перестройки стиха, усиления в нем музыкального начала.

Последнее десятилетие перед Октябрем было отмечено исследованиями в области модернистского искусства. Полемика о символизме в среде художественной интеллигенции в 1910 году выявила ее кризис. Как выразился в одной из своих статей Н. С. Гумилев, «символизм завершил свой круг развития и теперь падает.

Символизм был заменен акмеизмом. В 1912 году сборник «Гиперборей» возвестил о новом литературном направлении, которое получило название акмеизм (от греческого acme, означающего высшую степень чего-либо, момент расцвета). В «цех поэтов», как называли себя его представители, входили Н. Гумилев, А. Ахматова, О. Мандельштам, С. Городецкий, Г. Иванов, М. Ценкевич и другие. К этому движению также присоединились М. Кузьмин, М. Волошин, В. Ходасевич и другие.

N. Основателями акмеизма считаются С. Н. Гумилев (1886-1921) и С. М. Городецкий (1884). М. Городецкий (1884 — 1967.

Акмеисты, в противовес символистской туманности, провозгласили культ реального земного существования, «мужественно твердый и ясный взгляд на жизнь». Но в то же время они стремились утвердить прежде всего эстетическую и гедонистическую функцию искусства и избегали в своей поэзии социальных проблем. Эстетика акмеизма ярко выражала декадентские тенденции, а его теоретической основой оставался философский идеализм. Среди акмеистов, однако, были поэты, сумевшие в своем творчестве выйти из рамок этой «платформы» и обрести новые идейно-художественные качества (А.А. Ахматова, С.М. Городецкий, М.А. Ценкевич).

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Своеобразие античной диалектики. Апории Зенона
  2. Основные представители древнекитайской философии
  3. Иоганн Готлиб Фихте
  4. Диалектика и метафизика
  5. Философия как теоретическое осмысление социального времени
  6. Личность в философии
  7. Философия как наука и как мировоззрение
  8. Джон Дьюи, американский философ, один из ведущих представителей прагматизма
  9. Буддизм в Китае и китаизация буддизма
  10. Философское учение о бытии