Для связи в whatsapp +905441085890

Система образования в странах СНГ — Традиционные многонациональные школы за рубежом

Многонациональные школы на двуязычной основе (русский язык и язык титульной этнической группы) сохранились во всех странах Содружества. Особый интерес представляют те учебные заведения, где предпринимаются попытки организовать поликультурное образование. Это, например, гимназия № 7 в Минске (Беларусь), гуманитарная гимназия № 23 в Житомире (Украина), художественный лицей в Актобе, школы № 18 в Усть-Каменогорске, № 9 в Караганде, школа этнокультурного диалога в Кустанае (Казахстан) и другие.

Например, старшеклассники из Житомира сталкиваются с культурным разнообразием страны и узнают о ценностях украинской, русской, польской, еврейской, немецкой и чешской культур.

В Казахстане заметна работа по внедрению идей поликультурного образования в многонациональных школах. В Алматы прошел конкурс научно-практических программ по поликультурному образованию, в котором приняли участие 17 общеобразовательных учреждений. Поиск мультикультурного образования приводит к появлению оригинальных педагогических решений. Так, в Кустанайской школе этнокультурного диалога, открытой по инициативе областной Ассамблеи народов Казахстана, планируется знакомить учащихся с бытом и культурой этнических групп, проживающих в Кустанайской области. Центр открыт для учащихся всех школ Кустаная.

В школе № 15 города Алматы действует творческая лаборатория поликультурного образования. Педагоги школы выделяют следующие направления формирования личности ученика: толерантность, понимание и принятие другой культуры, уважение культурных традиций и утверждение культурных различий.

В школе № 6 города Актау учатся дети разных национальностей. По словам режиссера Ястремской, они живут в мире и согласии: «Они сидят такие разные (черные, белые, низкорослые, высокие, худые, курносые, рыжие и желтые) за общими санями, ходят друг к другу в гости, знают культуру, обычаи, традиции других народов. Чтобы воплотить в жизнь цель: «Дружба не знает границ», мы решили в нашей школе открыть детскую ассамблею».

Актауская школа №6 имеет 16 национальных центров: русский, украинский, азербайджанский, татарский, корейский, осетинский, армянский, лезгинский, чеченский, немецкий, грузинский, туркменский, молдавский, кыргызский. Школа сотрудничает с национально-культурными центрами города. С помощью родителей дети шьют национальную одежду, разучивают этнические песни и танцы, знакомятся с традициями, обычаями и мудростью малых народов, населяющих Казахстан.

Система образования в странах СНГ

Традиционные многонациональные школы за рубежом

На Западе мультикультурные школы долгое время были уделом представителей одной расы — белой. В Соединенных Штатах, на самом деле, эта ситуация все еще широко распространена. Ряд мультикультурных начальных школ в США обеспечили дополнительную образовательную поддержку детям из меньшинств, улучшив их результаты обучения по английскому языку и математике. Результатом этой поддержки стало воспитание и развитие культурной самобытности меньшинств. Некоторые поликультурные американские школы осуществили пилотные проекты, которые не только передают знания, но и способствуют формированию доброжелательного, уважительного отношения к людям другой национальности и культуры межэтнического общения. Например, «Проект самооценки» был реализован в 200 начальных школах Калифорнии. В его основе лежали идеи английского ученого Р. Бернса о необходимости «развивать самооценку ребенка, его отношение к себе, которое во многом определяет его поведение и успеваемость». Программа предлагала уроки на темы «дружба», «будь добр к другим», «улыбки и комплименты», «навыки общения» и так далее. Учителю было легко проводить такие занятия, потому что каждое из них было подробно записано: содержание беседы учителя, его вопросы к детям, игры, песни, детские сказки, куклы и рассказы о животных.

Ряд канадских многонациональных школ внедрили Мультикультурную учебную программу. Студенты изучают обязательные и факультативные предметы. К обязательным предметам относятся английский и французский языки, общественные науки (включая историю и географию), математика, физическая культура и физкультура. Факультативы включают естественные науки, разделы математики, иностранные языки и т.д. Мультикультурный план означает, что элементы различных культур включены как в обязательные, так и в факультативные учебные программы. Кроме того, средние школы предлагают многочисленные дистанционные, дневные и вечерние классы, особенно «классы наследия», которые позволяют удовлетворить разнообразные образовательные потребности этнокультурных групп.

В многонациональных школах США, Германии, Великобритании, Франции и других стран Западной Европы повсеместно проводятся учебные и воспитательные мероприятия, направленные на искоренение националистических стереотипов. Холокост и борьба против идеологии неофашизма и антисемитизма занимают здесь особое место. Пожалуй, наиболее систематическая образовательная деятельность такого рода ведется в школах Федеративной Республики Германия. Преподавание темы Холокоста является обязательным во всех 16 федеральных землях. Конференция министров образования и культуры неоднократно подчеркивает важность преподавания этого предмета. Темы антисемитизма рассматриваются на уроках по гражданскому праву, праву, немецкой литературе и религии. В образовательных проектах обычно используется междисциплинарный подход [2].

В многонациональных школах Японии айны, окинавцы, корейцы, китайцы, буракумины и другие этнические меньшинства учатся вместе с детьми из ведущих этнических групп. Учителя в Стране восходящего солнца дистанцируются от прежнего милитаризма и национализма времен Второй мировой войны.

PR-образование в Европе

Наиболее развитая система образования в области PR сформировалась в Великобритании. Английская школа теории и практики связей с общественностью считается одной из самых развитых не только в Европе, но и в мировом профессиональном PR-сообществе. Великобритания — родина одного из самых выдающихся теоретиков и практиков PR Сэма Блэка. Однако до недавнего времени национальный университет не готовил специалистов в этой области. По мнению Е. Н. Пашенцева, причины отсталости высшего образования в Великобритании были другими — это и традиционный консерватизм британской системы образования по сравнению с американской, и приоритет интереса работодателей к практическим навыкам специалистов в ущерб их базовому теоретическому образованию и т. д. [22, 172].

Важной особенностью PR-образования в Великобритании является то, что оно интегрировано в общую систему высшего образования, которая претерпела фундаментальные изменения за последние 80-90 лет. В 1992 году бывшие политехнические институты получили статус университетов. Это давало им право присуждать ученые степени и самостоятельно планировать образовательный процесс в соответствии с национальными стандартами. Это упразднило прежнюю модель двух отдельных и лишь слабо связанных между собой образовательных систем — университетской и институтской.

Высшее образование в Великобритании во многом схоже с американским; оно состоит из двух основных этапов. В первом.

(Бакалавриат) Высшее образование длится 3-4 года. На этом этапе студенты получают различные квалификации, которые отличаются по изучаемым предметам. Но все степени бакалавриата имеют одно и то же название — First Degree. Все они эквивалентны степени бакалавра.

Степень магистра — это степень, которая следует за степенью бакалавра. Получение степени магистра занимает от одного до двух лет.

Высшая степень в системе аспирантуры — доктор философии, которая присуждается по завершении диссертации, написанной под руководством профессора. Следует отметить, что название степени не имеет ничего общего с философией как областью знаний.

Впервые в сентябре 1998 года Университет Стирлинга ввел в Великобритании курс, ведущий к получению степени магистра наук в области PR; это был годичный курс для студентов дневного отделения. Годом позже два высших учебных заведения (колледжи Плимута и Пула) ввели курс на получение степени в области PR. Многие бывшие колледжи и университеты последовали этому примеру. В этих условиях функцию сертификации многих университетских курсов взял на себя Институт связей с общественностью (IPR) как основная ассоциация британских профессионалов в области PR.

В настоящее время лицензии IPR на подготовку магистров по PR имеют университеты Стирлинга, Манчестера, Кардиффа, Дублинский технологический институт и Колледж Вест Хертс. Кроме того, звание магистра делового администрирования с возможной специализацией в области PR можно получить в Школе менеджмента в Грандфилде, диплом по международным связям с общественностью — в Уотфордском колледже под Лондоном и других университетах.

Что касается содержания основных курсов по подготовке специалистов в области РR, то их основой является модель РR-образования С. Блэка, которую мы описали выше. Однако в условиях жесткой рыночной конкуренции от специалиста по связям с общественностью требуется глубокое понимание практических проблем, с которыми он сталкивается в процессе стратегического планирования. Это обстоятельство вызывает необходимость адаптации учебных курсов. В этом контексте многие университеты отказываются от излишней академичности своих курсов и делают акцент на бизнес-контексте обучения студентов.

Один из преподавателей курса PR в Борнмутском университете Н. Ноубл сказал: «Наш курс можно определить как бизнес-класс с сильным акцентом на PR. Изучать только PR в течение трех или четырех лет не имеет смысла. Наша цель — обеспечить понимание политической, экономической и деловой среды, в которой работают организации. Во многих университетах особое внимание уделяется тому, чтобы специалисты по связям с общественностью получили специальную подготовку в той области, в которой они будут работать. Например, в Манчестерском университете Метрополитен курс для получения степени магистра в области PR включает такие предметы, как организация бизнеса, стратегия управления и маркетинг. Важную роль играют юристы, которые ведут большую часть преподавания.

Философские взгляды на образование в Европе в эпоху раннего Средневековья

Начало западноевропейского Средневековья связывают с распадом Римской империи. Этот период, начавшийся в конце пятого века, связан с возникновением феодальных отношений. Средние века — это огромный исторический период, охватывающий более двенадцати веков.

Средние века обычно делят на три периода: V-X века, раннее средневековье, раннее средневековье и раннее средневековье. — Раннее средневековье, XI-XIII века — развитое или «высокое» средневековье. — развитое или «высокое» Средневековье и XIV-XVI века — Позднее Средневековье, также известное как эпоха Возрождения.

Трудно понять западноевропейскую цивилизацию и ее систему образования без учета византийского влияния. Образование в Европе долгое время основывалось на изучении латинского и греческого языков. Традиция изучения древних книг продолжалась на протяжении всего Средневековья и передавалась на Запад в основном через Италию, которая была провинцией Византийской империи в пятом веке и стала местом эмиграции византийской интеллектуальной элиты в пятнадцатом веке. Встреча с живыми носителями древнего наследия была очень важна для Западной Европы, которая узнавала об античности благодаря археологическим раскопкам и фрагментарным текстам, найденным в недрах монастырских книгохранилищ.

В средние века проблемы образования разрабатывались философами и теологами, чьи педагогические идеи имели религиозный подтекст и были пропитаны церковной догматикой.

В эпоху феодализма класс светских феодалов играл главенствующую роль, а в интеллектуальной жизни общества доминировала религия, церковь, поэтому образование носило в основном теологический характер. Долгое время практика и теория образования почти полностью зависели от церкви. Монополия церкви была особенно сильна в V-VIII веке. В центре внимания образования было религиозно-аскетическое мировоззрение. Человек рассматривался как нечто темное и греховное. Были введены строгие правила воспитания и поведения: Пост и другие ограничения, частые и порой изнурительные молитвы, покаянное, жестокое искупление грехов.

Однако образование детей из разных сословий отличалось по содержанию и характеру. Отходом от религиозного образования было преимущественно светское образование рыцарей-феодалов.

Дети светских феодалов получали так называемое рыцарское образование. Его программа сводилась к освоению «семи рыцарских добродетелей»: умению скакать на лошади, плавать, метать копье, фехтовать, охотиться, играть в шашки, писать и петь стихи в честь повелителя и «дамы сердца». Поскольку в систему образования рыцаря грамотность не входила, поэтому на некоторых средневековых документах можно прочитать: «За неграмотного в силу его рыцарства расписался монах такой-то и такой-то». Однако жизнь требовала дать светским феодалам общее образование, чтобы они могли занять ведущие позиции в государстве и церкви.

В этот период зародился новый тип средневековой учености — схоластика, целью которой было представить доктрину в форме научного знания.

Сущность поликультурного образования в Западной Европе

Ряд авторов рассматривают термины «межкультурное образование» и «гендерное и культурное образование» как синонимы или признают определенные совпадения. В резолюции международной научно-практической конференции «Многообразие в образовании в международном контексте» (2005, Верона, Италия) было подчеркнуто, что в теориях межкультурного и поликультурного образования есть совпадения в некоторых существенных моментах, а именно: внимание уделяется не только внешним различиям между людьми — цвету кожи, разрезу глаз и т.д.. Речь идет об идентичности мышления и особенно ценностей, религий, норм и традиций в их поведенческом и языковом выражении; об обосновании и внедрении образовательных и других социальных систем, направленных на уважение разнообразия (это не означает, что коренные жители должны перенимать мировоззрение или привычки иммигрантов, но об уважении и признании каждого человека, его достоинства независимо от цвета кожи, национальности или религии).

Преодоление смещенных парадигм восприятия разнообразия, связанных со страхом или контролем рисков, к парадигмам ценности разнообразия как возможности для социального и личностного развития происходит за счет введения категорий диалога и взаимодействия. Реальная практика как межкультурного, так и поликультурного образования не ограничивается констатацией очевидного существования различных этнических групп в обществе, а активно стремится содействовать их взаимодействию, открытости и сплоченности, признанию ценностей и различных образов жизни как внутри культуры, так и между различными культурами.

Анализ взглядов европейских ученых выявил определенную разницу между понятиями «межкультурное образование» в странах Европейского Союза и «мультикультурное образование» в США. Мультикультурное образование в США, возникшее в ситуации присутствия двух или более культур в данном обществе,

стремится обеспечить признание различий. В этом случае право быть или стать «другим» было соблюдено: Все люди, как местные жители, так и приезжие, были наделены равными правами. Целью мультикультурного образования в США является мирное сосуществование. Однако существуют следующие риски: тенденция рассматривать другие культуры как статичные и неизменные; опасность стратификации или иерархизации отдельных людей или этнических групп; ограничение экзотических или фольклорных представлений о других культурах; и фактическое принуждение к идентификации с представлениями о культуре происхождения, даже когда эта экзотическая культура больше не существует в реальности.

В отличие от этого, межкультурное образование в странах Европейского Союза, возникшее в ситуации осознания равенства прав и свобод представителей разных культур, направлено на установление коммуникативных, эмоциональных и фактических связей между представителями разных культур. Быть «другим» больше не считалось опасностью или риском в смысле девиантного поведения и «чужим» в смысле болезни. Напротив, наличие максимально возможного разнообразия представленных культур в обществе, конкретной школе, классе сегодня воспринимается как возможность для личностного и социального роста. Встреча с «другим», с человеком из другой культурной среды, стала возводиться в ранг европейской ценности: Такая встреча — это потенциальная возможность взаимодействия в мире правил и норм поведения, возможность культурного обогащения общества. Целью межкультурного образования в странах Европейского Союза является постоянное взаимодействие в построении интегрированного, изменяющегося сообщества.

На странице курсовые работы по педагогике вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Педагогика».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Учебная практика по педагогике
  2. Вальдорфская школа
  3. Методика начального обучения математике
  4. Социоцентрический подход в педагогике
  5. Проектирование процесса речевого развития детей младшего дошкольного возраста
  6. Сущность и специфика педагогической задачи
  7. Система воспитания в колонии «Бодрая жизнь»
  8. Андрагогика, ее принципы и особенности
  9. Содержание и приемы коррекционно-педагогической помощи детям
  10. Компоненты профессиональной культуры педагога