Для связи в whatsapp +905441085890

Система воспитания нравственности — Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России

В любом обществе вырабатывается большое количество различных правил, норм, законов, функция которых заключается в регулировании поведения людей во всех сферах их жизни и деятельности: на работе, дома, в семье, в отношениях с другими людьми и т.д. Эту регулятивную функцию выполняют правовые нормы, различные решения государственных органов, уставы, инструкции, положения должностных лиц, а также мораль. Нормы и правила морали не являются обязательными и поддерживаются силой общественного мнения, сложившимися традициями и обычаями, нравственностью конкретного человека. Нормы, правила и требования морали отражают те нравственные установки, которые должны управлять поведением и деятельностью человека в различных сферах жизни.

Мораль — это форма общественного сознания, которая проявляется в системе конкретно-исторических отношений и является их духовным продуктом, суммой правил, требований, норм, регулирующих взаимодействие между людьми, а также отношение последних к вещам и явлениям мира.

Человеческая мораль — это управляемая, внутренне принятая общественная мораль, регулирующая поведение человека, основанная на идеологических убеждениях и совести.

Этика — это система моральных и нравственных норм определенной социальной группы.

Этическая норма — это правило общего характера, означающее, что оно применимо ко многим аналогичным действиям. Норма — это заповедь, которая определяет, как человек должен действовать в определенной ситуации.

Говоря о морали и этике, следует иметь в виду два обстоятельства.

  1. понятия этики и морали шире, чем законы. В каждом обществе существуют правила и стандарты поведения, которые не определены законами и нормативными действиями, и люди соблюдают их, потому что «так надо». Мы не можем охватить законами все сферы человеческого общения и действия.
  2. в различных человеческих сообществах, сферах и видах деятельности существуют специфические этические нормы. Существует деловая этика, светская этика, религиозная этика, сетевая этика и т.д. Они являются основой культуры поведения человека в этих средах. Совокупность норм и правил, относящихся к определенному кругу общения, более точно называется этикой.

Моральные (этические) категории — это понятия морали, которые имеют всеобщий характер, т.е. включают не отдельные отношения, а все сферы отношений, и побуждают человека всегда руководствоваться ими (например, добро, справедливость, достоинство и т.д.).

Этическое сознание человека формируется в единстве с его эмоциональным миром и поведением. Она состоит из первичных моральных представлений, моральных понятий, моральных чувств, моральных идеалов, моральных потребностей, моральной воли и моральных способностей.

Первичные моральные представления усложняются в течение жизни и постепенно интегрируются в моральные понятия. Моральные чувства (совесть, сочувствие, счастье, человечность и т.д.) являются важнейшим звеном человеческой морали. Человек не может быть безнравственным, если у него развито нравственное чувство, способность к моральному переживанию, раскаянию и покаянию. Нравственное чувство постепенно формирует нравственный идеал, представления о системе нравственных качеств и установок и характере их проявления в поведении.

Важнейшими компонентами нравственного сознания и поведения являются нравственная потребность и нравственная воля, которые реализуются в настойчивости и способности осуществлять свой нравственный выбор в жизни; без них не может быть нравственного поведения. Безвольное и бездумное послушание свидетельствует о безнравственности.

Система воспитания нравственности

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России

Концепция (А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков) была разработана в 2009 году. Впоследствии он был внедрен в основную образовательную программу общего базового образования (GEP 1100). Его положения полностью соответствуют ФГОС НОО (2010) и Закону об образовании.

В основе концепции лежит формирование целостного пространства интеллектуального и нравственного развития ученика начальной школы. Это пространство, которое также называют жизненным пространством школы, интегрировано в учебную, внеклассную, внешкольную и семейную деятельность ученика и его родителей.

Цель и задачи воспитания и социализации российских школьников формулируются, достигаются и решаются в рамках национального воспитательного идеала. Она представляет собой высшую цель воспитания, высоконравственную (идеальную) идею человека, на воспитании, образовании и развитии которого сосредоточены усилия главных субъектов национальной жизни: Государство, семья, школа, политические партии, религиозные и общественные организации.

В концепции заложен такой идеал, сформулирована высшая цель воспитания — высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, берущий на себя ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа.

Национальный образовательный идеал — это новое и очень важное понятие для педагогики. Целесообразность введения такого понятия диктуется полисубъектностью современного процесса воспитания и социализации ребенка. В этот процесс активно вовлечены не только традиционные субъекты (семья и школа), но и различные социальные, культурные, религиозные организации, СМИ и другие влиятельные субъекты. Важно обеспечить согласованность действий этих субъектов, когда речь идет об основополагающем вопросе о том, на формирование какого типа личности направлены их прямые или косвенные усилия.

Главная педагогическая цель сформулирована на основе национального воспитательного идеала: воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.

Содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются ценности, сохраненные в религиозных, этнических, культурных, семейных и общественных традициях и передаваемые из поколения в поколение. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания обеспечивает систему базовых национальных ценностей. В качестве критериев для их систематизации, разделения на определенные группы были выбраны истоки нравственности и гуманности, то есть те сферы общественных отношений, деятельности, сознания, уверенность в которых позволяет человеку противостоять разрушительным влияниям и продуктивно развивать свое сознание, жизнь и систему общественных отношений.

Приведем перечень базовых национальных ценностей, которые заявлены в концепции духовно-нравственного развития и воспитания

  • Патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение отечеству);
  • социальная солидарность (личная и национальная свобода; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, милосердие, честь и достоинство)
  • Гражданство (верховенство закона, гражданское общество, долг перед отечеством, старшее поколение и семья, закон и порядок, межнациональный мир, свобода совести и религии)
  • Семья (любовь и верность, здоровье, процветание, почитание родителей, забота о пожилых и молодых, забота о продолжении рода)
  • Работа и творчество (творчество и созидание, решительность и настойчивость, уважение к труду, бережливость)
  • Наука (ценность знаний, поиск истины, научный образ мира);
  • традиционных российских религий. Учитывая светский характер образования в государственных и муниципальных школах, ценности традиционных российских религий усваиваются учащимися в виде системных культурологических представлений о религиозных идеалах, сформированных на основе межконфессионального диалога;
  • Искусство и литература (красота, гармония, духовность, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие)
  • Природа (эволюция, жизнь, дом, заповедная природа, планета Земля, экологическая осведомленность)
  • Гуманность (мир во всем мире, разнообразие и равенство культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество).

Основные понятия теории нравственной культуры

Каждое действие человека, если оно каким-то образом затрагивает других людей и не безразлично для интересов общества, оценивается окружающими людьми. Мы оцениваем его как хорошее или плохое, правильное или неправильное, справедливое или несправедливое. При этом мы используем термин «мораль».

Мораль в прямом смысле слова означает обычай, нравственность, правило. Часто синонимом морали используется этика, которая может означать обычай, обыкновение, предписание, обычай. Этика также используется в другом смысле, а именно, как философская наука, занимающаяся вопросами морали. В зависимости от того, как человек усваивает и принимает мораль, насколько он согласует свои убеждения и поведение с существующими моральными нормами и принципами, мы можем судить об уровне его нравственности. Другими словами, нравственность — это личностное качество, объединяющее такие качества и свойства, как доброта, порядочность, честность, правдивость, справедливость, трудолюбие, дисциплинированность, коллективизм, которые регулируют индивидуальное поведение человека.

Поведение человека оценивается по степени соответствия определенным правилам. Если бы таких правил не было, то один и тот же поступок оценивался бы с разных позиций, и люди не смогли бы прийти к единому мнению — хорошо или плохо то, что сделал человек? Правило, которое является общим по своей природе, то есть применяется к набору одинаковых действий, называется моральной нормой. Норма — это правило, требование, которое определяет, как человек должен вести себя в определенной ситуации. Моральная норма может побуждать ребенка совершать определенные действия и поступки, но может и запрещать или предостерегать от них. Нормы определяют порядок отношений с обществом, коллективом, другими людьми.

Нормы делятся на группы в зависимости от сфер человеческих отношений, в которых они действуют. Каждая из этих сфер (профессиональная, международные отношения и т.д.) имеет свою отправную точку, которой подчинены нормы — моральные принципы. Например, нормы взаимоотношений в любой профессиональной сфере, отношения между представителями разных национальностей регулируются моральными принципами взаимного уважения, интернационализма и так далее.

Моральные понятия, которые имеют всеобщий характер, то есть охватывают не отдельные отношения, а все сферы отношений и заставляют людей везде и всегда руководствоваться ими, называются моральными категориями. Среди них такие категории, как добро и справедливость, долг и честь, достоинство и счастье и т.д.

Понимая требования морали как правила жизни, которые делают человека лучше, благороднее, общество вырабатывает нравственный идеал, то есть образец морального поведения, к которому стремятся взрослые и дети, потому что считают его разумным, полезным, красивым.

Моральные нормы, принципы, категории, идеалы принимаются людьми, принадлежащими к определенной социальной группе, и выступают как форма общественного морального сознания. Однако мораль — это не только форма общественного сознания, но и форма индивидуального морального сознания, поскольку люди имеют свои особенности душевного склада, оригинальные идеи, чувства, переживания. Эти личные проявления всегда окрашены общественным сознанием.

Усвоенные и принятые личностью моральные нормы, принципы, категории, идеалы в то же время выражают ее определенное отношение к другим людям, себе, своему труду, к природе. Содержанием педагогической работы учителя и классного руководителя по формированию нравственной культуры учащихся является формирование вышеперечисленных групп установок.

Группа отношений к другим людям предполагает воспитание гуманности, взаимоуважения между людьми, товарищеской взаимопомощи и требовательности, коллективизма, воспитание заботы о старших и младших в семье, уважительного отношения к представителям противоположного пола.

Самоуважение развивается из уверенности в себе, социального чувства долга, дисциплины, честности и правдивости, простоты и скромности, нетерпимости к несправедливости и материальным благам. Отношение к собственному труду выражается в добросовестном, ответственном выполнении трудовых, учебных обязанностей, развитии творческих начал в трудовой деятельности, признании важности собственного труда и результатов труда других людей. Отношение к природе заключается в бережном отношении к ней, в нетерпимом отношении к ней.

Социально-нравственное развитие и воспитание

Моральное развитие — это процесс, включающий в себя усвоение моральных норм, формирование морального сознания и морального поведения.

Нравственное воспитание — одна из форм воспроизводства, наследования морали в обществе; целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение учащихся с целью формирования у них нравственных качеств, отвечающих требованиям общественной морали.

Нравственное воспитание имеет решающее значение для целостного развития ребенка дошкольного возраста. Это обусловлено его влиянием на формирование личности дошкольника, особенно культуры общения, поведения и деятельности, на формирование образа себя и окружающего мира, определение своего места в нем. Соответственно, нравственное воспитание тесно связано с физическим, эстетическим и духовным формированием ребенка и имеет решающее значение для его личностного роста и гармоничного развития.

Методологическую основу социально-нравственного развития и воспитания детей дошкольного возраста можно представить в виде следующей схемы. Теоретические основы нравственного воспитания дошкольников разработаны Р.С. Буре, Е.Ю. Демуровой, А.В. Суровцевой, Т.А. Марковой, В.И. Нечаева, Л.А. Пеньевская, А.В. Запорожец и т.д., заложены. Они выделили следующие этапы формирования личности в процессе нравственного воспитания:

  • Стадия 1 — формирование социальных эмоций и нравственных чувств;
  • Стадия 2 (может быть параллельной) — накопление знаний и формирование моральных представлений;
  • 3 этап — трансформация знаний в убеждения и формирование на этой основе мировоззрения и ценностных ориентаций;
  • 4 этап — перевод убеждений в конкретное поведение, которое можно назвать моральным.

В соответствии с этапами выделяют следующие задачи социально-нравственного воспитания:

  • Формирование морального сознания;
  • Формирование социальных эмоций, нравственных чувств и отношения к различным аспектам социальной среды.
  • Развитие нравственных качеств и сила, с которой они проявляются в деятельности и поведении
  • Воспитание полезных навыков и привычек поведения
  • Развитие доброжелательных отношений, зарождение коллективизма и коллективистской направленности личности ребенка дошкольного возраста.

Условия социально-нравственного воспитания в детском саду, соответствующие этим задачам, представлены в виде схемы.

Содержание социально-нравственного воспитания в данном случае включает в себя формирование социально-нравственной культуры личности и ее отдельных компонентов: формирование мотивационно-поведенческого, эмоционально-чувственного и когнитивного компонентов. Эти компоненты формируются на следующих этапах работы и складываются в единую систему: подготовительный, основной, художественно-ознакомительный, познавательно-эмоциональный, эмоционально-деятельностный (по С. К. Козловой). Их содержание подбирается в соответствии с программами.

Народный идеал в системе нравственных ценностей

Одним из ключевых понятий в любой педагогической системе является «образовательный идеал». Размышляя о национальном идеале воспитания, Волков использует термины «совершенный человек» и «совершенная личность». Формирование совершенного человека Волков считает руководящим принципом национального образования. «Волковский идеал совершенного человека, — пишет он, — следует рассматривать как суммарное, синтетическое представление целей волковского образования….. Идеал показывает конечную цель образования человека, а самообразование — высший образец, к которому он должен стремиться.

Г. Н. Волков утверждает, что представление каждого народа о совершенном человеке развивалось и совершенствовалось под влиянием исторических условий. Специфика условий жизни народа отражается в национальном идеале совершенствования человека.

Пример. «Настоящий джигит» из числа башкир, татар, народов Кавказа и Средней Азии отличается от русского «доброхота» тем, как он работает, кодексом приличия и хороших манер и т.д.

Что касается основных человеческих качеств, то идеалы совершенного человека очень близки друг к другу. Все народы ценят ум, здоровье, трудолюбие, любовь к родине, честность, смелость, щедрость, доброту, скромность и т.д.

По наблюдениям Г.Н. Волкова, у некоторых народов, особенно у адыгов, любовь к родине — одна из решающих характеристик совершенной личности — «всегда проявлялась вместе с чувством отцовского и национального достоинства….. Высокое чувство национального достоинства предполагало осуждение и неприятие поведения, порочащего нацию, что способствовало воспитанию ответственности перед родным народом за свое доброе имя и перед другими народами за доброе имя своего народа. «Будь таким, чтобы о тебе судили по твоему народу, будь достойным сыном (дочерью) своего народа» — эта идея, часто выраженная в форме добрых пожеланий, присутствует в педагогике почти всех народов.

У каждого народа своя система нравственного совершенствования: у чувашей — «семь благословений» или «семь заповедей», у бурят — «девять добродетелей» и т.д. Волков пишет: «Стремление человека к совершенству естественно. Это стремление само по себе является внутренним стимулом для прогресса человека и человечества».

От национального идеала совершенного человека он переходит к универсальному идеалу образования, который «не может быть создан ни одной нацией». В качествах совершенного человека нации не противоречат, а дополняют друг друга. Общечеловеческие идеи нравственности, красоты, ума складываются из суммы идей многих поколений, многих народов; даже идеал совершенного человека может быть представлен объективно только как гармоничное единство мыслей разных народов о хорошем человеке.

Одним из ключевых элементов народной педагогики является формирование у детей чувства уважения к другим людям, их традициям и культуре, но прежде у ученика должно сформироваться национальное самосознание и чувство собственного достоинства. Г.Н. Волков пишет: «На основе самосознания», «через сравнение с самим собой, через умение поставить себя на место других, через свой личный пример — свое национальное достоинство — человек учится понимать, уважать и ценить национальное достоинство другого человека, какой бы национальности он ни был, потому что невозможно по-настоящему оценить в другом то, чего не хватает самому».

Методологический подход к сущности этнопедагогических явлений основывался на конкретно-историческом анализе, максимальное внимание уделялось тому, что традиционная педагогическая культура обусловлена своеобразием социокультурного и исторического развития в жизни этноса. Этнопедагогические явления изучались с учетом связи истории и современности как диалектических проявлений общего, особенного и специфического в рамках системного подхода к анализу явлений образования.

На странице курсовые работы по педагогике вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Педагогика».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Спартанское воспитание
  2. Методика использования современных компьютерных технологий при обучении иностранным языкам в средней школе
  3. Теория гражданского воспитания
  4. Техническая направленность в образовании
  5. Специфика систем образования в коррекционных ДОУ
  6. Психолого-педагогические концепции социализации личности в отечественной и зарубежной науке
  7. Комплексная программа «радуга»
  8. Коллективные способы обучения
  9. Воспитательная функция
  10. Особенности формирования словаря детей старшего дошкольного возраста