Для связи в whatsapp +905441085890

Система воспитания в гимназии К.И. Мая — Отечественная культурно-педагогическая традиция

На всех этапах становления системы образования в России особенностью культурно-педагогической традиции было пристальное внимание к проблемам воспитания, которые всегда рассматривались профессиональными российскими педагогами как «вопросы жизни».

История педагогической мысли показывает, что представление о сущности воспитания претерпело и продолжает претерпевать значительные изменения. К началу XX века в отечественной педагогике существовало несколько подходов к решению этой проблемы. Наряду с официальным взглядом на воспитание как на направленное воздействие на личность в российском обществе большой популярностью пользовались идеи «разумного воспитания», основанного на уважении личности ребенка, учете его интересов и создании условий для его развития.

Не менее популярными были идеи гражданского и «народного» воспитания. Таким образом, идея народности стала основой педагогической системы К. Д. Ушинского. Он считал, что система образования в каждой стране должна отражать потребности нации и особенности ее исторического развития, а сам народ должен принимать активное участие в ее создании. Идея народности определяет содержание образования. Ушинский высоко ценил гений народа-просветителя, народа-воспитателя: «…я не думаю, — замечает он, — чтобы кто-нибудь мог соперничать… с педагогическим гением народа».

Сущность гражданского воспитания была связана с идеями служения родине и личной свободы воспитуемого, «привитием учащим и учащимся уважения к человеческому достоинству и правде… чтобы личность была одинаково неприкосновенна и в ребенке, и во взрослом» (Н.И. Пирогов).

Особым направлением русской педагогики стало учение о гуманном воспитании, которое определяет духовно-нравственное содержание внутреннего мира личности. Это воспитание осуществляется под влиянием гуманитарных наук, так как «нигде нет столько воспитания внутреннего мира человека, как в учении, недаром называемом гуманным», отмечает Н.И. Пирогов.

Во второй половине XIX века в России сложилась развитая система гуманитарного образования, включающая гимназии, лицеи и университеты. В этой системе существовали благоприятные центры гуманитарной педагогической культуры. Гимназия, организованная К. И. Майского. Она была открыта в середине XIX века на Васильевском острове в Петербурге и все годы своего существования оставалась форпостом внедрения передовых педагогических идей.

Главный педагогический принцип К. И. Мая и его коллег-единомышленников был: «Сначала любить, потом учить». Из поколения в поколение учителей этой гимназии и реального училища при ней передавались гуманные традиции воспитания. Многие известные люди нашей страны, ставшие гордостью российской науки и культуры, окончили Майскую гимназию. В ней учились целые поколения таких семей, как Бенуа, Лихачевы, Рерихи, Римские-Корсаковы, Успенские и многие другие. Все они, вспоминая гимназию, считают ее источником, который обогатил их духовно, нравственно, дал широкие знания, воспитал настоящих людей, полезных своему Отечеству. И в этом главную роль сыграли учителя-воспитатели.

Система воспитания в гимназии К.И. Мая - Отечественная культурно-педагогическая традиция
Система воспитания в гимназии К.И. Мая — Отечественная культурно-педагогическая традиция

Отечественная культурно-педагогическая традиция

Выпускники гимназии пишут: «Именно им и их многочисленным единомышленникам, избравшим поприще учительства, наше общество должно быть обязано тем, что русская национальная культура и наука давно и прочно заняли ведущее место в развитии мирового прогресса. Ведь главная роль в их школьно-воспитательной работе заключалась в том, чтобы с малых лет прививать детям интеллигентность, патриотизм, умение владеть собой, быть терпеливым, милосердным, беречь честь.

Октябрьская революция 1917 года, провозгласив лозунг создания новой пролетарской культуры, оказала разрушительное воздействие на отечественную культурно-педагогическую традицию. Установка на классовую борьбу во всех сферах жизни, в том числе и в образовании, привела к нигилистическому отношению к педагогическому наследию, которое отрицалось как «буржуазное». Считалось, что в нем нет материала, пригодного для воспитания «нового» советского человека, «борца и строителя».

Под влиянием идеологии тоталитарного государства в педагогике прочно утвердился объективный подход к человеку. «Над материалом надо работать четко, заранее определив, что ты хочешь из него сделать», — утверждал А.В. Луначарский в докладе «Воспитательные задачи советской школы». Формулирует концепцию воспитания как целенаправленного воздействия на личность с целью формирования желаемых обществом качеств, среди которых приоритет отдается коллективизму. Школа начинает воспроизводить исполнителей, действуя по принципу «ты должен», а не «ты можешь». Собственный характер, индивидуальность и самобытность ребенка не учитываются при его воспитании. Массовые практики воспитания становятся все более и более дегуманизированными.

Но даже в этих условиях пульс гуманистической педагогической культуры не перестает биться. В 20-е и 30-е годы возникают экспериментальные школы, образцовые учебные заведения, педагогические комплексы, где работают такие педагоги, как Шацкий, В.Н. Сорока-Россинский, П.П. Блонский, М.М. Пистрар, Макаренко и др. Опыт каждого из них уникален и неповторим, но есть общая черта, которая включает их в единую нить русской педагогической культуры — гуманистический подход, педагогический альтруизм по отношению к детям. Их объединяют также педагогические и нравственные искания, столь характерные для русской педагогической школы. Наконец, следует отметить и национальный принцип в их педагогических системах, который проявляется в их связи с жизнью, в единстве образования и жизни детей, в открытости системы образования обществу, в сотрудничестве взрослых и детей, в демократическом стиле общения, в воспитании через труд и творчество.

С.Д. Щацкий является основателем нового научного направления, особенно актуального в наше время — социальной педагогики. Развивая идею взаимодействия школы и среды, он подходит к идеям педагогизации среды и использования народной педагогики в воспитании детей. И еще одну очень большую задачу поставил С.Т. Шацкий перед школой — изучение ребенка.

П.П. Блонский также связывал педагогическую культуру учителя с изучением и пониманием детей. Он писал: «Теперь я быстро различаю, что за учитель передо мной, смотря по тому, говорит ли он со мной о детях и их психологии, или он говорит о программах, требованиях начальства, методах и т.д. … Мне всегда нравилось видеть в своих учениках людей, а не просто существ, которые заучивают какой-то пункт программы…».

К сожалению, под влиянием командной системы управления в массовой школе сформировался иной тип учителя: социально незащищенный, запуганный, нетворческий, авторитарный. Именно поэтому слова П. П. Блонки звучат очень современно. Если мы постараемся создать человеческие условия для учителя, поднять, а не подавить в нем человека, только тогда мы сможем пробудить в нем стремление к самосовершенствованию и самовоспитанию.

Реформы в сфере образования образования, прежде всего в плане формирования его новой право­вой базы.

Подготовка и отмена крепостного права и эпоха Великих реформ 1860-х годов создали уникальную социокультурную ситуацию, которая открыла благоприятные перспективы для российского образования. Несмотря на определенные достижения в развитии образования, перед сферой просвещения стояли серьезные задачи. Они заключались в модернизации существующих учебных заведений (в основном средних и высших), создании новых уровней образования (начальная школа, среднее специальное и педагогическое образование) и его совокупности (среднее и специальное женское образование, образование народов России).

Впервые речь шла не просто об увеличении числа учащихся, а о резком увеличении числа только систематически обучаемых студентов примерно до 4-5 млн. человек. Это, естественно, требовало подготовки десятков тысяч учителей и преподавателей профтехучилищ.

Наряду с системой образования, охватывающей детей, подростков и юношей, потребности развития экономики, промышленного роста, масштабных социальных изменений со всей остротой выдвинули задачу образования взрослых, осуществления массовых культурно-просветительных мероприятий. Таким образом, в России начинала формироваться система непрерывного образования как часть общего проекта. Необходимо было многократно увеличить финансирование образования, создать новую мощную материальную базу образовательного процесса и его инфраструктуру.

Конечно, одно только государство в лице Министерства народного просвещения и других заинтересованных ведомств не могло решить все эти глобальные задачи, рассчитанные на десятилетия неустанной работы. Существовала объективная необходимость включения в процессы модернизации системы образования общественной и частной инициативы, развития общественно-педагогического движения, поощрения благотворительности. Естественно, в стороне от всех этих преобразований не мог остаться и главный образовательный институт в Российской империи — православная церковь. Сама жизнь побуждала к действенному участию священнослужителей, Церкви во главе со Святейшим Синодом во всех сферах образовательной жизни, к выработке собственной образовательной политики.

Подобная «конкуренция» за влияние в сфере образования носила объективный характер. С 1860-х годов культура и, соответственно, образование становились все более независимыми от государства, автономными. А значит, не могло быть и речи о жесткой монополии в этой сфере, предполагалось определенное столкновение позиций и интересов.
Хотя эти силы — государство, общество и церковь — были активны на протяжении всей второй половины XIX века, их влияние не было равномерным. В конце 1850-х и в 1860-х годах ведущую роль в образовании играло общественное влияние, в 1870-х — государственное, а во второй половине 1880-х и в 1890-х — церковное.

Вышеперечисленные политические, социальные, экономические, культурно-образовательные факторы и обстоятельства явились мощными стимулами для развития педагогической мысли и становления педагогической науки в России, которая, в силу складывающейся системы образования, была обречена значительно опережать развитие педагогической практики.

Вместе с тем, именно кризисные этапы в истории образования характеризуются активизацией творческой деятельности общественного педагогического движения, которое приобретает конструктивный характер и существенно обогащает педагогическую теорию и практику на рубеже 1950-60-х годов.

Гимназия К.И. Мая как воспитательная система

В сентябре 1856 года в Петербурге молодой учитель, поклонник Я.А. Коменского, пропагандист идей К.Д. Ушинского и Н.И. Пирогова, Карл Иванович Май открыл частную школу для мальчиков. Пирогова, Карл Иванович Май открыл частную школу для мальчиков. К этому шагу его подтолкнула неудовлетворенность учебным процессом в гимназиях и практических школах, но кроме этого К. Май, как он сам позже писал, «чувствовал необходимость применить некоторые теоретические вопросы педагогики к делу, некоторые опыты, сделанные ранее, в одиночном воспитании, произвести в большем масштабе». Школа быстро завоевала популярность, и в 1860 году она была официально утверждена (аккредитована) и получила необычное, но соответствующее ее сути, название «Реальное училище на правах гимназии». Это было связано с тем, что в первый период ее существования, до 1864 года, большинство предметов, включая греческий, преподавались на немецком языке; грамматика, лексика, история и реальные предметы — на русском. Естественные науки в учебном плане занимали гораздо больше времени по сравнению с государственными гимназиями, так как К. И. Май считал необходимым развивать прикладное направление в преподавании, расширяя тем самым кругозор учеников и обеспечивая им лучшую подготовку к практической деятельности. С первого класса в программу гимназии в качестве предмета была включена гимнастика.

В 1868 году выпускники частных гимназий получили право поступать в университет. В то же время частные гимназии сохранили свободу в составлении учебных программ и распределении учебного материала по классам, в общей организации учебного процесса. В гимназии К. И. Мая школа имела два отделения. Школьная программа в начальных классах была общей для будущих реалистов и гимназистов. Начиная с пятого класса, по желанию родителей или учеников, одни из них начинали изучать древние языки — латинский и греческий, другие в эти часы посещали уроки природоведения, рисования, в большем объеме изучали математику и новые языки — немецкий, французский и английский (последний по желанию). Позже появилось и коммерческое отделение, которое готовило учеников к коммерческой деятельности. Среди прочих предметов им преподавался курс купеческой арифметики.

В 1882 году училище получило права гимназии Министерства народного просвещения, а к 1885 году права государственных реальных училищ получило реальное отделение.

Душой училища с момента его основания был К. И. Майский. Он разработал и постоянно развивал педагогическую концепцию своего училища, заложил многие его традиции, которых сплоченный педагогический коллектив придерживался более полувека. Главной целью воспитания К. И. Майский считал гармоничное развитие всех сил и природных данных человека. В качестве девиза педагогического коллектива школы он провозгласил изречение основоположника современной педагогики, чешского педагога Я. А. Коменского. А. Коменского: «Сначала любить, потом учить». Сам Май неукоснительно следовал этому девизу на протяжении всей своей долгой и самоотверженной жизни. В 1906 году на юбилейном вечере последний директор гимназии А. Л. Липовский, бывший выпускник Мая, назвал его «добрым гением гимназии» и сказал, что «Карл Иванович создал в гимназии особую обстановку, в которой так легко дышалось, так светло, несмотря на все тяготы жизни, верилось в будущее».

День гимназии начинался с того, что директор лично здоровался со всеми учениками за руку, и только провинившийся вчера ученик не удостоился рукопожатия. Важной личной чертой Мая как педагога был его беспристрастный подход к разным ученикам. «Он относился ко всем одинаково и справедливо; никто не мог похвастаться своим предпочтением или пожаловаться на пренебрежение», — заметил один из учеников.

Реализации интересов и формированию «духа» школы

Состав учеников этой гимназии, пожалуй, самый яркий за всю историю России. Среди ее выпускников — ученые, писатели, артисты, художники, учителя, путешественники, но самое главное — все они достойные граждане. Достаточно назвать только имена академика Н. А. Бруни и писателя Л. К. Успенского, академика Д. С. Лихачева и архитектора В. О. Мунца, художников П. М. и В. М. Добужинских и В. А. Серова. Здесь учились целые семьи Бенуа, Гримм, Римских-Корсаковых, Гагариных, Семеновых-Тян-Шанских, Голицыных. Эту гимназию окончили глава знаменитой российской торговой фирмы Г.Г. Елисеев и капитан крейсера «Паллада» И.В. Коссович, а также многие другие ученики, ставшие впоследствии славой и гордостью России.

Всех их объединяла не только гимназическая скамья, не только бережно хранимые «майские» традиции. Их объединяла уверенность в том, что именно в гимназические и школьные годы окончательно сформировались их духовные убеждения, научные и художественные пристрастия, верность избранному пути и идеалам. «И, пожалуй, более других титулов, которых они добились в гордом и терпеливом служении обществу, титул «майбуг», «майц» был для них едва ли не самым высоким, ибо за ним обычно следовал прежде всего интеллектуализм, духовное благородство».

В 1890 году К. И. Мая, вышедшего в отставку по состоянию здоровья, на посту директора сменил Василий Александрович Кракау. Тот же В.А. Латышев отмечает, что в своей деятельности он руководствовался следующим положением: «Ученикам надо предоставлять возможно больше свободы. Необходимо дать выход природной живости ребенка: нормальный ребенок, не искалеченный условиями воспитания, — всегда живой. Мальчик, сдерживаемый требованиями чрезмерной внешней дисциплины, уходит в себя, становится скрытным, часто апатичным, или ищет выход своей бодрости, вопреки учителю, за его спиной, становясь злым и грубым.

Продолжая развивать воспитательную систему гимназии, В. А. Кракау ввел уроки музыки, танцев, фехтования. Была организована столярная мастерская. Регулярными стали литературные вечера в день рождения Кракау 7 декабря. Особое внимание уделялось развитию методики преподавания, чтобы сделать ее более творческой, самодеятельной и прикладной.

В 1900 году В. А. Кракау выступил на одном из заседаний Педагогического совета с подробным докладом, в котором проанализировал состояние преподавания в школах того времени и разработал основные предложения по его улучшению. С его точки зрения, школа должна была следить за тем, чтобы за годы обучения ученик:

  • полностью освоил курс каждого предмета по учебной программе;
  • развивал свои мыслительные способности: память, логическое мышление, умение усваивать и перерабатывать учебный материал;
  • развивал бы умственные интересы к вопросам жизни, науки, литературы, имел бы сознательное и живое отношение к экономической и общественной жизни;
  • расширял бы свой кругозор и знания дома за счет внеклассного чтения книг;
  • занимался бы музыкой и другими видами искусства, ручным трудом и рукоделием;
  • развил в себе склонность к труду,
  • развивал характер.

Чтобы обеспечить выполнение этих позиций, ученик не должен быть перегружен занятиями. Поэтому домашние задания в начальных классах были отменены, для старших классов были разработаны основные принципы учебного процесса:

  • центр тяжести учебной работы переносится на классное время, а не на домашние задания, которые могут служить для повторения и усвоения того, что было изучено на уроке;
  • задавать только то, что освещено, объяснено и усвоено на уроке;
  • работа в классе должна охватывать весь класс, а не только отдельных учеников
  • работа в классе должна быть строго систематической и методичной — учитель должен точно знать, на что он/она обратит внимание при опросе, что он/она пропустит и что он/она спросит;
  • переходить к новому разделу только после того, как убедится, что этот раздел выучен и усвоен;

На странице курсовые работы по педагогике вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Педагогика».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Андрагогика, ее принципы и особенности
  2. Содержание и приемы коррекционно-педагогической помощи детям
  3. Компоненты профессиональной культуры педагога
  4. Сюжетно-ролевая игра как средство развития гендерных представлений у старших дошкольников
  5. Педагогические технологии и технологии обучения
  6. Коучинг в педагогике, истоки развития
  7. Специальные учебно-воспитательные учреждения открытого типа
  8. Воспитание и школа древнего востока
  9. Образ современного классного руководителя, каким его видят родители
  10. Основные организационные формы и технологии обучения взрослых