Для связи в whatsapp +905441085890

Система воспитания в «Школе радости» — Цели, задачи и принципы образования в педагогической системе В. А. Сухомлинского

Василий Александрович Сухомлинский (1918-1970) родился 28 сентября на Украине, в селе Павлыш под Кременчугом, в крестьянской семье. После окончания школы Рабфака он был принят в педагогический институт в Полтаве. В 17 лет он стал учителем начальной школы, а в 1939 году окончил Институт украинского языка и литературы. Во время Великой Отечественной войны Павлыш был тяжело ранен. В 1947 году он вернулся на родину, где возглавил среднюю школу села Павлыч. Школа представляла собой небольшое невзрачное здание начала XX века, квартира, в которой жил Сухомлинский с семьей, а его кабинет — небольшая комната. Павлышская школа, ставшая знаменитой в 1960-х годах, включала в себя несколько зданий, оранжерею, фруктовый сад, пасеку, виноградник, опытные поля.

Здесь Сухомлинский написал 38 книг и десятки неопубликованных рукописей. Это «школа радости», «остров чудес», «уголок красоты», как назвал его Сухомлинский. «Здесь я хотел увидеть свои убеждения в живом творчестве. С первых лет работы учителем, — писал он, — я понял, что настоящая школа — это не просто место, где дети приобретают знания и навыки. Настоящая школа — это многогранная духовная жизнь детского коллектива, где учителя и ученики связаны множеством интересов и увлечений».Директором Павлышской школы Сухомлинский проработал 33 года, до самой смерти, называя эту работу «большим, непревзойденным счастьем».Он посвятил свою жизнь детям и думал об их воспитании.

Результатом его педагогической деятельности стали следующие книги: «Воспитание коллективизма у школьников» (1956), «Воспитание коммунистического отношения к труду» (1959), «Духовный мир школьника» (1961), «Сердце отдаю детям» (1969), «Павличская средняя школа» (1969). В 1958 году защитил диссертацию, в 1968 году был избран членом-корреспондентом Академии педагогических наук СССР. Опыт творческой работы Павлышской школы, обобщенный и отраженный в книгах и статьях Сухомлинского, вызвал большой интерес у педагогов СССР и других стран. Последние годы его жизни были омрачены нападками со стороны центральных газет; его обвиняли в недостаточной привязанности к партии, в сползании на позиции бесклассового образования.

Сухомлинский умер в 1970 году — старая военная рана дала о себе знать. Но причиной тому были и безумно тяжелая работа, и грубая, несправедливая критика. «Нет в мире более тяжелой, более изнурительной работы для сердца, чем работа учителя» — это признание Сухомлинского. В начале XX века в русской педагогике оформился идеал гуманной демократической школы, ориентированной на личность. Образ такой школы нарисован И.И. Горбуновым. И.И. Горбунов-Посадов. В нашей школе, — писал он, — не будет места никакому насилию». Никакого принуждения над душами детей, что бы ни производилось от их имени. Там все будет основано на любви и таком же глубоком уважении к личности ребенка, как и к личности любого взрослого». Подобные культурно-исторические аналогии гуманной школе создавали и другие известные отечественные педагоги.

Образ «идеальной школы» рисовался К. Н. Вентцелем в виде «дома свободного ребенка», Ш. А. Амонашвили — в виде «школы жизни», В. А. Сухомлинским — в виде «школы радости». В своей педагогической практике 50-60-х годов В.А. Сухомлинский блестяще воплотил культурную педагогическую традицию, суть которой заключается в приоритете воспитания над образованием. Его философские и педагогические взгляды значительно отличались от общепринятых в то время и не совпадали с официальной доктриной формирования личности. В.А. Сухомлинского обвиняли в «абстрактном гуманизме», в том, что он «ввел расплывчатое понятие под названием человечество». На эти нападки Сухомлинский ответил: «Я — учитель, воспитатель детей, потому что я продолжаю в своих учениках, потому что когда мои уста произносят или мое перо пишет слова «человек, гуманность, сердце», речь идет не о каком-то абстрактном человеке вне времени и пространства, а о любви к нашим советским детям. Я люблю их безусловно и безоговорочно. Я убежден, что только человечность, нежность, доброта — да, простая человеческая доброта — может воспитать настоящего мужчину….. Я слежу за тем, чтобы наша школа была школой сердечности.

Система воспитания в «Школе радости»

Цели, задачи и принципы образования в педагогической системе В. А. Сухомлинского

Педагогическая теория основана на педагогическом оптимизме и любви к детям, вере в утверждение доброго и человеческого в жизни, формирование идей добра, милосердия, народности воспитания.
Рассмотрим основные цели и задачи образования по В.А. Сухомлинскому. Отправной точкой педагогического мировоззрения Сухомлинского была задача воспитания у ребенка личного отношения к окружающей действительности, понимания своего труда и ответственности перед семьей, товарищами и обществом, а особенно перед собственной совестью. Задача школы — не просто передать знания, но «открыть перед каждым, даже самым посредственным, самым интеллектуально трудным в развитии учеником, те области его сознания, в которых он может достичь вершины, выразить себя, утвердить себя, черпать силы из источника человеческого достоинства, чувствовать себя не обделенным, а духовно богатым».

Таким образом, основной целью воспитания является гражданско-патриотическое становление личности. Сухомлинский считал, что суть важной педагогической задачи — смотреть на мир — выражается не только в умении объяснять сущность явлений, но и в практической деятельности, в труде. Другой важной педагогической задачей Сухомлинский считал формирование философских убеждений в процессе активной деятельности.

В. А. Сухомлинский развил очень важную педагогическую мысль о двух важных целях учителя: во-первых, дать учащимся определенную сумму знаний, а во-вторых, научить учащихся постоянно, в течение всей жизни, пополнять и обогащать свои знания, учиться самостоятельно пользоваться ценностями сокровищницы человеческой культуры.

Проблема современной школы, обучения и воспитания, по мнению Сухомлинского, заключается в том, что человек, получивший хорошее образование, не хочет участвовать в процессе материального труда. Это пережиток старого мира. Наше общество, наши учителя и воспитатели должны понять, что функция образования изменилась. Образование больше не является средством освобождения от работы. Напротив, сегодня «мы должны воспитывать не только готовность — практическую и моральную — к этой работе, но и желание, стремление посвятить ей всю свою жизнь». «Сухомлинский считал, что в процессе обучения важную роль играют отношения между учителем и учеником. Поэтому они должны быть внимательными, доброжелательными и заинтересованными. Именно на основе таких установок в школе Сухомлинского стали практиковаться совместные походы, сочинение и чтение стихов, слушание «музыки» леса, реки, полей, воздуха. Благодаря таким моментам создается ценный опыт диалога между учениками и учителями.

Учитель, прежде всего, по мнению Сухомлинского, должен уметь познать духовный мир ребенка, понять в каждом ребенке «его личность».

Основным принципом процесса обучения на всех его этапах Сухомлинский считал путь ребенка от успеха к успеху. Советский педагог призывал учителей не закрывать этот путь ученику, особенно младшему, неудовлетворительными оценками, так как считал, что если ребенок успешен в учебе, то у него обязательно появится желание учиться дальше.

В образовательном опыте В.А. Сухомлинского неудовлетворительные оценки полностью отсутствовали в начальной школе. Принципы, на которых была основана педагогическая система Сухомлинского, следующие: Доверие к детям, обучение без принуждения, воспитание без наказания, сотрудничество между детьми и взрослыми, творческая деятельность и моральная свобода, способность выбирать действие, линию поведения, образ жизни и нести ответственность за собственные решения.

Более того, это далеко не полный перечень гуманистических принципов, что свидетельствует о безусловной гуманистической направленности его педагогической системы. Таким образом, В.А. Сухомлинский разработал воспитательную систему школы, основанную на гуманистической концепции образования, которая включает в себя личностные ценности: Нравственный идеал, счастье, свобода, честь, долг, достоинство, справедливость, истина, доброта, красота.

Содержание обучения и воспитания в Павлышской средней школе. Школа радости

В наши дни, когда вечные ценности жизни забыты, а молодое поколение остро нуждается в духовных ориентирах, опыт В.А. Сухомлинского необходим нашей школе как воздух. Говоря об этом «Солнечном учителе», я вспоминаю знаменитые слова Н.А. Некрасова: «Не политики меняют мир, а учителя меняют мир».

Школа Сухомлинского была ориентирована на будущее, его педагогика — это педагогика СЕРДЦА: «Я понял, что для того, чтобы стать настоящим воспитателем детей, нужно отдать им свое сердце….. Любить ребенка — миссия педагога» — так писал Василий Александрович в своей книге «Сердце отдаю детям». Под таким законом жило его великое сердце.

С 1948 года и до своей смерти 2 сентября 1970 года Сухомлинский был директором Павлышской гимназии в Кировоградской области. Он был не только талантливым учителем, но и исследователем, тонким и глубоким мыслителем. Для него высшим счастьем было «создать ЧЕЛОВЕКА».

Каждый день он вставал в 4-5 часов утра, выходил из квартиры, шел в свою маленькую директорскую комнату и работал до восьми часов — обдумывал свои книги и статьи, писал их четко, мелким, спокойным почерком….. В восемь часов утра он открывал дверь своего кабинета на противоположной стене и выходил прямо в школьный коридор, чтобы встретить своих детей.

Сухомлинский писал в течение двадцати лет. Он является автором более 30 книг и 600 статей, замечательных детских рассказов и сказок.

Книга «Павлышская средняя школа» содержит богатый фактический материал, оригинальные эмпирические и теоретические обобщения фактов, педагогические гипотезы, результаты их проверки, ценные педагогические выводы.

Десятки, сотни нитей, духовно связывающих учителя и ученика — это те пути, которые ведут к сердцу человека, это главное условие дружбы, товарищества учителя и ученика. Учитель и ученик должны быть связаны духовным общением, в котором забывается, что учитель — это проводник и наставник. «Образование без дружбы с ребенком, без духовного общения с ним сравнимо с блужданием в темноте». Кульминацией романтизма Сухомлинского стала «Школа радости», в которой дошкольникам прививалось радостное мироощущение, любовь к жизни, природе и материнству. Не случайно в павловской школе рассматриваются три культа: Наука, работа и мать. В школе радости царили музыка, фантазия, сказки, творчество, во многих классах были картинные галереи с репродукциями картин, в школе было бесчисленное количество кружков и секций, ее двери всегда были открыты. Сухомлинский провел эксперимент.

В 1953 году летом он собрал в своей деревне шестилетних детей. И он сказал их родителям, что хочет подготовить их к школе. Он организовал «школу радости» для шестилетних детей. Это была школа с будущим. Большинство уроков проходило за пределами школы, на природе. Он вел уроки, например, восход или закат солнца; были и «вкусные» прогулки. Дети выносили еду на природу. Большое внимание уделялось физическому воспитанию ребенка. Дети учились считать и писать в процессе игры. На этих уроках учитель учил детей думать и наблюдать за окружающей средой. Сухомлинский учил их чувствовать и видеть красоту окружающей их природы, беречь ее.

С первых дней работы директором Павлисской школы он организовал Родительский университет — школу для молодых родителей. Аудитория была разделена на несколько групп в зависимости от возраста детей. Родители, чьи дети посещали «Школу радости» — подготовительную группу, организованную В.А. Сухомлинским для шестилеток, которые не ходили в детский сад, собирались на занятия отдельно. Была отдельная группа и для родителей-«новичков», тех, у кого дети от 2 до 5 лет. На эту группу В.А. Сухомлинский возлагал особые надежды. Здесь была возможность научить родителей понимать ребенка с первых шагов его жизни, избегать ошибок в воспитании, ведь их легче избежать, чем потом исправлять.

Педагогический процесс

Взрослые дают детям ощущение счастья, уверенность в своих силах, чувство справедливости мира, в котором они живут. Здесь родителей учили, как ориентировать ребенка в сложной нравственной сфере человеческих желаний и возможностей их удовлетворения, как понимать такие понятия, как «хочу», «надо», «могу», «могу», как формировать в ребенке человечность.

Педагогический процесс должен дарить ребенку радость жизни. Как бы хорошо ни был организован учебный процесс, в нем всегда присутствует некоторое однообразие. Преподавание должно быть обогащено всем спектром интересов детей. Необходимо найти время, чтобы поговорить о вчерашней детской телепередаче; подбодрить ребенка, у которого заболела мама; посоветоваться, как они собираются организовать урок или как он прошел и т.д. Суть этих минут в том, чтобы создать непринужденную атмосферу, дать детям положительный эмоциональный заряд, избавить их от негативных эмоций, с которыми они могут прийти в школу.

Ребенок почувствует радость жизни только тогда, когда во время урока происходит духовное общение между учителем и детьми. Сухомлинский видел задачу школы в том, чтобы «не только дать каждому знания, необходимые для работы и полноценной общественной деятельности, но и дать каждому счастье личной духовной жизни».

В Павлышской школе была разработана система работы с родителями учащихся, которая помогла реализовать цели гуманизации образования. В. А. Сухомлинский был убежден, что все, что ослабляет повседневное участие семьи в воспитании детей, в конечном итоге ослабляет и школу.

Поэтому одной из важнейших задач школы он считал необходимость дать родителям элементарные знания по педагогике. Педагогика должна быть наукой для всех, как для учителей, так и для родителей. В.А. Сухомлинский основал школу для родителей, где преподавались курсы психологии и педагогики, теории физического, умственного и нравственного воспитания. Родители записывались сюда за два года до поступления ребенка в школу и затем посещали занятия до окончания средней школы.

Занятия проводились два раза в месяц, основной формой были лекции и дискуссии директора, заместителя директора и наиболее опытных учителей, а курс психологии и образования был рассчитан на 250 часов. Во время занятий преподаватели старались связать теоретические знания, которые родители получили в Родительской школе, с духовной жизнью ребенка.

В школе для родителей в Павлуше занятия иногда проводились только для мам. По мнению В. А. Сухомлинского, это необходимо при разъяснении вопросов, связанных с половым воспитанием подростков. Также необходимо проводить занятия с отцами, на которых педагоги должны объяснить отцам высокую задачу мужчины в семье. Этот разговор важен, потому что роль отца в образовании — особая. На занятиях, проводимых отдельно с отцами, необходимо рассказать, как отец должен передать свою жизненную мудрость сыну, как проявить твердость воли, настойчивость в воспитании.

Впоследствии В. А. Сухомлинский говорил, что «мы не можем представить себе полноценного семейного и школьного воспитания без родительской школы».

Таким образом, школа должна быть тесно связана с родительством. Поэтому в Павлышской школе проводились «дни открытых дверей», и представители родительской общественности были непосредственно вовлечены в образовательный процесс как члены педагогического совета, как участники обсуждения вопросов образования и воспитания.

Педагогическая теория

Школьники учатся. Сухомлинский убежден, что духовную полноту и богатство жизни может дать только широкое, разностороннее образование и активное стремление к знаниям, радость познания. Ребенок не будет счастлив, если в школе плохо или скучно, если он не чувствует себя достаточно способным, чтобы освоить школьные науки. Сделать ребенка счастливым — это, прежде всего, помочь ему учиться.

Возникающее у детей нежелание учиться происходит от недостатка усилий в учебе, а они, в свою очередь, являются результатом перегрузки. Поток информации, которым бомбардируют учеников в школе и за ее пределами, не только развивает, но и часто подавляет ум ребенка. Сухомлинский очень остро чувствовал это и не переставал писать о последствиях перегрузки и, как следствие, преждевременного окончания детства. Разумный распорядок дня, сносная умственная нагрузка, чередующаяся с физической, — этому он всегда придавал большое значение. Именно этим обусловлено знакомство с его школой: в Сухомлинском дети как дети. Он не только не обезболивал, не уменьшал, а наоборот, всячески продлевал, удлинял, расширял детскость. Возможно, это одно из его главных достоинств.

Но перегрузка — это не только количество материала. «Перегрузка возникает там, где умственная работа носит односторонний характер: ученик «только учится», он не должен думать, а только заучивать материал наизусть». Поэтому «устранение перегрузки зависит не от механического сокращения диапазона знаний в программе, а от содержания, характера интеллектуальной жизни студента». Важно не количество материала, а его качество, установка не на запоминание, а на поиск ответа на вопрос. Безделье на уроках, отсутствие интеллектуальной работы там, где она должна быть, является основной причиной нехватки свободного времени, главной проблемой школы.

Переутомление ученика также является следствием недостаточных способностей учителя. Учитель забывает, что обучение — это совместная работа детей и учителя, успех которой во многом определяется теми отношениями, которые складываются между ним и учениками. Единственный источник, питающий искру любознательности, радость успеха, и именно его следует постепенно поддерживать. Спокойная атмосфера целенаправленной работы, без спешки и толкотни, отсутствие раздражительности, ровные, доброжелательные отношения создают душевное равновесие, без которого невозможна работа в школе.Учитель в презентации должен быть щедр на факты и скуп на обобщения. Излагая факты, он предлагает мысленно проанализировать их, и студент сам приходит к обобщенным выводам, и этот процесс является победой и триумфом студента. Научить ученика думать — самая важная задача учителя.

Успех студента в обучении также определяется оценкой результатов его работы. Это кажется простой вещью — оценка. Но часто можно наблюдать «психоз преследования» учителей и родителей за отличные оценки, тогда несчастный ребенок, получив «тройку», чувствует себя чуть ли не преступником.

«Раньше я оценивала интеллектуальный труд только тогда, когда он приносил положительные результаты для ребенка. Если ученик еще не достиг результатов, к которым он стремится, я не ставлю ему оценку. Ребенок должен подумать, собрать свои мысли, еще раз повторить свою работу», — писал Сухомлинский.

На странице курсовые работы по педагогике вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Педагогика».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Связь физической культуры с эстетическим воспитанием
  2. Методика логопедической работы с дошкольниками, имеющими фонетико-фонематическое нарушение речи
  3. Специфика предмета педагогики
  4. Метод наказания
  5. Педагогика в Древней Греции
  6. Специфика педагогического общения с детьми
  7. Организация досуговых мероприятий в педагогике
  8. Современные образовательные технологии в дошкольном образовании
  9. Современное общество и учитель
  10. Методическая служба в системе дополнительного образования детей