Для связи в whatsapp +905441085890

Система воспитания в «свободной школьной общине» Г.Винекена — «Свободная школьная община » В Виккесдорфе

Викерсдорф придавал большое значение формированию нравственного идеала учащихся в процессе художественно-творческой деятельности. Винекен считал, что красота стимулирует учащихся к активной интеллектуальной деятельности, моральному и физическому совершенствованию, способствует развитию чувств гуманизма, любви к стране и уважения к другим народам. Страсть к художественному образованию была присуща многим реформаторским школам начала XX века. Воспитание через искусство не означало замену нравственных идеалов эстетическими. Воздействуя на сферу человеческих эмоций, художественное образование способствует освобождению от низменных инстинктов, развивает чувствительность, гибкость, смягчает нравы, порождает стремление к достойной жизни. Однако все это возможно только тогда, когда процесс формирования эстетического вкуса сочетается с практической художественной деятельностью самих детей. Поскольку Викерсдорф был для молодежи своего рода освобожденным островом новой культуры, вполне понятно, что члены общины обращались к искусству, которое пронизывало учебный процесс и внеклассные мероприятия. Занятия по искусству вели талантливые преподаватели. Например, Фриц Хафнер, художник-пейзажист, вел занятия по живописи, А. Хальш — по музыке, а Мартин Лузернике, автор книг по искусству и эстетике, проводил литературные чтения.

Организация художественной деятельности в Викерсдорфе была чрезвычайно разнообразной. Особое место занимали школьный театр и театрализация. Драматизация представляла собой чтение из классической литературы. На сцене ставились пьесы Шекспира, Шиллера и Мольера. Он установил высокие стандарты отбора произведений, выбирая только те пьесы и отрывки, в которых весь сюжет был подчинен одной благородной идее или идее, которая могла бы иметь место в реальной жизни. Также было оговорено, что в спектакле должно быть задействовано как можно больше студентов. Иногда дети сами писали пьесы о жизни Викерсдорфа.

В производственный процесс были вовлечены все творческие партнеры, и плоды их труда нашли здесь яркое воплощение. Ни один ребенок не оставался в стороне, у каждого была своя работа, и каждый знал, что ему или ей тоже предстоит сыграть свою роль в этом красочном зрелище, которое создавалось в конце каждого учебного года. Традиционно школьный драматический кружок раз в месяц ставит новую постановку для соседних деревень.

Уроки искусства также способствовали развитию художественных чувств в Викерсдорфе. Особый интерес у преподавателей вызвал метод знакомства с творчеством выдающихся художников, предполагающий созерцание, а не обсуждение и критическое изучение отдельных картин. Наблюдение за собственными наблюдениями детей за окружающим миром природы предшествовало непосредственному созерцанию картин, и только затем происходил переход к созерцанию картин. Созерцание сопровождалось беседой учителя, во время которой ученики имели возможность выразить себя совершенно свободно. Учитель пытался исправить неточности в восприятии. Следующим шагом стало вторичное обращение к наблюдению за жизнью и природой.

Дети в Викерсдорфе проводили много времени, рисуя с натуры, что было тесно связано с лепкой, вышивкой, росписью тарелок, подставок и чаш, работой по дереву, металлу и другими ремеслами. Ведь те, кто сам писал, рисовал или лепил после жизни, смогут лучше оценить работу художника.

По словам Винекена, каждый, кто хочет дать детям художественное образование, не должен забывать об использовании музыки и песен. Викерсдорф предоставлял детям широкие возможности для музыкального развития. Была даже отдельная «музыкальная академия», где ученики постигали основы музыкального образования и учились играть на музыкальных инструментах.

Система воспитания в «свободной школьной общине» Г.Винекена

«Свободная школьная община » В Виккесдорфе

Свободная школа» была основана в 1906 году в Викерсдорфе (Тюрингия, герцогство Саксен-Мейнинген, недалеко от Заальфельда) известным немецким педагогом-гуманистом Густавом Винекеном (1875-1964). Школа просуществовала до 1933 г. Из-за своего расположения в сельской местности школу часто называли одной из «новых школ», 61 одним из самых важных явлений гуманистической педагогики в XX веке. Но такое сравнение несовершенно: Свободное школьное сообщество» Винекена отличалось от многих «новых школ» как педагогической концепцией его основателя, так и внутренней организацией школы, в которой ученики были свободны в принятии решений о своей школьной жизни, регулировании отношений внутри школы, участии в организации своих уроков и досуга.
H. Сам Венекен в своей книге «Schule und Jugendkultur» (1913) объяснил разницу между «свободной школьной общиной» и «деревенскими детскими садами» Х. Лица, признанного организатора «нового школьного движения» в Германии: по мнению Венекена, отдельные школьные реформы не могут привести к значительным результатам, поэтому необходимо воспитать «новое поколение».

Это может быть реализовано только в «Свободной школьной общине», которую он создал в Викерсдорфе. Позднее Винекен развивал свои идеи в «Викерсдорфских анналах» и различных журнальных статьях. Для Винекена его книга «Kampf um die Jugend» («Битва за молодежь») носит характер образовательного манифеста. Сначала Винекен находился под влиянием философии Ницше, но постепенно пришел к выводу, что ницшеанская сильная личность нуждается в «социальном дополнении». Поэтому в концепции Винекена можно проследить синтез индивидуализма и коллективизма.
Новый идеал школьного образования был построен Винекеном на идее самоуважения молодежи.

Традиционная педагогика рассматривает юность только как переходный этап от детства к взрослой жизни и не признает ее самостоятельной ценности для личности. Следовательно, взрослые считают себя вправе навязывать молодежи свое мировоззрение, понимание жизни и образ жизни, оставляя каждому поколению только собственное воспроизводство, ведущее в тупик бесконечного однообразия. В то же время юность страдает от насильственного навязывания чуждого образа жизни, а зрелость — от необходимости постоянно потворствовать детям.

В результате получается замкнутый круг: молодость приносится в жертву взрослости, которая, в свою очередь, приносится в жертву молодости. Школа должна не только почувствовать этот дух молодости, но и культивировать его, стать центром молодежной культуры. Из учреждения, целью которого всегда была подготовка людей к жизни, оно должно было стать центром самой жизни. На мировоззрение Винекена сильно повлияла его связь с детским и молодежным движением, особенно с движением «Wandervögel», которое возникло в 1897 году и было любопытным явлением в культурной жизни Германии. Это было любопытное явление в культурной жизни Германии: Начавшись как способ самостоятельного путешествия школьников по Германии во время каникул, он постепенно превратился из невинного романтизма в протест против мещанства, душной семьи, школьной тирании и искаженной городской жизни.

Неудовлетворенные настоящим и стремящиеся к самоопределению, молодые люди стремились найти себя на лоне природы, в обществе простых людей. Винекен считал это движение здоровым началом, выражающим не столько вечную тоску молодежи по бродяжничеству и игре, сколько неприятие пороков взрослой культуры. И поэтому, когда накануне Первой мировой войны немецкая молодежь выступила с новым лозунгом «молодежной культуры», Винекен взял эту идею под свою защиту.

Система воспитания в «свободной школьной общине» Г.Винекена

В своей книге «Школа и молодежная культура» Х. Винекен подробно изложил свои педагогические взгляды на процесс воспитания и обучения детей. Он определил культуру детства и юности как точку опоры системы образования, а не религиозные и государственные стандарты, которые существовали ранее.

По мнению автора, некоторые школьные реформы не были педагогически эффективными и нуждались в перевоспитании. Эта новая педагогика должна была быть реализована в школьном сообществе в Викерсдорфе, которое он задумал как свободное школьное сообщество, и в основу современного стандарта школьного образования он положил идею самоценности детей и молодежи. Традиционная педагогика рассматривает ϶ подростков только как переходный этап к взрослой жизни и вообще не признает важности этих этапов жизни. Поэтому взрослые считают себя вправе навязывать молодежи свое мировоззрение и свой образ жизни. Eᴛο того, что каждое поколение оставляет лишь личное сходство и заводит мир в тупик бесконечного сходства. Важно сказать, что для устранения видимых противоречий необходимо описать основную цель школы не как подготовку к будущей жизни, а как развитие особой культуры и стиля жизни, свойственных молодежи.

На мировоззрение Винекена сильно повлияли его ᴇᴦο отношения с детскими и молодежными движениями и организациями. Он признавал и всячески поддерживал протест и борьбу молодежи против буржуазии, против тирании школы и извращенной городской жизни.

Вскоре Винекен взял новый девиз ʼʼМолодежная культураʼʼ под свою защиту.

Он ясно понимал, что молодое поколение не хочет быть просто придатком взрослого общества, а стремится наполнить свою собственную жизнь изящным содержанием, вдохновленным природой, ищет новые формы молодежной активности, большей свободы и независимости.Отличительные черты сообщества свободной школы

Свободная общинная школа была основана в 1906 году немецким педагогом-гуманистом Густавом Винеркеном в Викерсдорфе и работала как средняя школа до 1933 года. Важно отметить, что по своему природному расположению школа относится к так называемым «Новым школам», которые активно пропагандировались педагогами-гуманистами в 20 веке.

Однако следует отметить, что ʼʼСвободное школьное сообществоʼʼ всегда отличалось от других учебных заведений своей педагогической концепцией и внутренней структурой, которая позволяла ученикам самим формировать свою школьную жизнь, самим управлять своими школьными делами, самим участвовать в учебной и досуговой деятельности. Впервые школьное сообщество в Викерсдорфе стало центром молодежной культуры, союзом учителей и учеников, объединенных общей педагогической этикой.

Более подробная структура детского само­управления в Виккерсдорфе

Школа управляется «школьным сообществом», состоящим из всех учеников и учителей. Община собирается через школьный совет или по требованию одной трети тех, кто имеет право голоса. Все преподаватели и студенты имели право голоса. Однако вес голосов студентов варьировался в зависимости от возраста. Общие собрания обычно проводились один или два раза в месяц для обсуждения и решения важных вопросов. Не было заранее определенного графика проведения собраний школьного сообщества: Их вызывали всегда, когда они были нужны. Ожидалось, что встреча продлится не более двух часов, и все дети были проинформированы за день до встречи.

Следует отметить, что собрание в Викерсдорфе не было похоже на школьные парламенты американского образца, где различные элементы самоуправления (суды, выборы, президент, писаные законы) имитируют государственные органы власти. Отказ от такого типа самоуправления, весьма распространенного в начале века, не был случайным. Викерсдорф признавал ценность каждого члена общества и его сознательную практическую деятельность для общего дела, не из страха перед школьным судом, а из чувства ответственности перед школой и своими товарищами. Школьные суды, утверждал Венекен, не могут способствовать установлению честных отношений между товарищами. Моделирование государственных структур вокруг детей рассматривалось Винекеном как игра, в которой дети играют роли взрослых.

В основе системы самоуправления Викерсдорфа лежало особое отношение к молодежи, которая рассматривалась как социальная группа, создающая культурные ценности». Школьное сообщество в Викерсдорфе продемонстрировало

‘Уважение к личности ребенка, его право формировать свою собственную жизнь и принимать решения по всем вопросам в рамках школы.

Организация школьной жизни была основана на уважении «единства прав и обязанностей, свободы и власти, современности и будущего, природы и культуры, образования и самообразования».

Вся жизнь в Викерсдорфе была организована в соответствии с общинными принципами взаимоуважения, взаимопомощи, доброжелательности, честности, ответственности за проделанную работу перед остальными членами общины и добросовестного выполнения своих обязанностей. Это было удивительное «чувство общности, которое не только объединяло всех, но и создавало ощущение безопасности». Винекен говорит, что за 18 лет он может вспомнить только два случая, когда дети из восьмисот учеников чувствовали себя обиженными, и даже тогда конфликт разрешался довольно быстро и легко.

Школьное сообщество обсуждало разнообразные вопросы, касающиеся правил внутреннего распорядка, организации школьной жизни, моральных проблем, экономических вопросов, задач на ближайшее будущее, за исключением тех, которые в силу своего технического характера относятся к компетенции Совета и педагогического совета. Обсуждались вопросы, касающиеся курения, употребления алкоголя, шума в общежитиях и комнатах, подарков на день рождения, спорта, школьной формы, школьных праздников и траты денег на школьные принадлежности.

Повседневным самоуправлением в Викерсдорфе занимался местный совет, который вместе с двумя директорами, попечительским советом и советом учителей решал все текущие дела. Совет был избран из учеников трех старших классов, которые на пленарном заседании объединили не менее двух третей голосов. Так, в 1914 году Совет состоял из двадцати лучших студентов, избираемых из года в год. Постоянными членами совета были председатель, заместитель председателя и секретарь. Они также избирались в школьном сообществе открытым голосованием сроком на один год.

Совет собирался раз в неделю при закрытых дверях. Он обсуждал все общие вопросы, записывал историю школы, вносил предложения попечительскому совету, преподавательскому составу и школьному сообществу. Он также выступал в качестве арбитра в спорах между товарищами. Однако совет не рассматривал дисциплинарные нарушения и не налагал наказаний.

В обязанности членов совета также входили: обеспечение порядка в классах, общежитиях и других помещениях; наблюдение и помощь младшим ученикам; индивидуальное внимание каждого члена совета к двум-трем младшим ученикам, которое заключалось в защите этих детей и проверке их внешнего вида.

Задачи «Конференции»

Задачей учительского колледжа, «конференции», было решение вопросов преподавания, учебной программы, процедур и дисциплины, поскольку Викерсдорф был девятиклассной практической гимназией, которая готовила своих выпускников к поступлению в университет. Образовательная работа конференции решалась в сотрудничестве со школьным советом. Поэтому, когда однажды преподавательский состав решил исключить двух учеников из школы, школьное сообщество выразило протест, утверждая, что это решение противоречит моральным нормам и принципам сообщества и является неуважительным по отношению к нему.

Таким образом, в Викерсдорфе сложилась очень эффективная система самоуправления, которая давала детям значительно больше прав в школьной жизни, чем, например, в школе Г. Лица в Ильзенбурге, где дети были наделены лишь незначительными школьными обязанностями.

сионы, как это было, например, в случае с Х. Литцем в Ильзенбурге. Если нашу школу, по словам Винекена, «можно назвать школой, то в особом смысле: это сообщество, которое добровольно собирается вокруг живого центра, а не учебно-воспитательная машина; в том же смысле говорят о философской или художественной школе».

В Викерсдорфе существовала оригинальная система первичных объединений — «феллоушипов», которая также в первую очередь способствовала реализации вышеуказанных принципов товарищества. Стипендии Викерсдорфа представляли собой группы учеников, которые добровольно собирались вокруг выбранного ими учителя или пожилого человека. Каждый новый студент должен был найти для себя место в одном из партнерств через две-три недели после принятия в сообщество. Два раза в год (перед зимними каникулами и в начале учебного года) студент мог переходить из одной стипендии в другую. Но эти стипендии не были отделены от остальной школьной жизни; они были частью единого школьного сообщества, у которого были те же обязанности.

Каждую неделю шестиклассники и лидеры побратимов собирались на общее собрание объединений, где обсуждали текущие дела, интересные начинания, открытия, планы на будущее, возникшие трудности и допущенные ошибки.

Партнерские отношения учитывали не только взаимные симпатии детей, но и их интересы. Так возникли ассоциации летописцев, писателей, актеров, музыкантов, художников, спортсменов, путешественников, биологов, математиков. Таким образом, партнерские отношения способствовали обогащению кругозора детей, давали возможность практического общения, понимания многообразия человеческих отношений. Общение в общине носило неформальный характер, все дети и взрослые обращались друг к другу на «ты». Здесь учитель мог вести с детьми задушевные беседы на нравственные темы, обсуждать с ними возникающие конфликты, проступки и нарушения дисциплины.

Наказания в Викерсдорфе практически не применялись. Те, кто нарушал мир, заносились в реестр, и их имена объявлялись на вечернем собрании 69.

перед всей школой. Однако, если кто-то особенно часто нарушал порядок или совершил серьезное правонарушение, он должен был сделать что-то полезное для всей школы за счет своего свободного времени.

Как мы видим, хотя Винекен провозглашает полное равенство учителя и ученика, он также признает дисциплину, к созданию которой приложили руку сами ученики. Свобода в таком случае становится не только отсутствием принуждения, но и подчинением долгу. Таким образом, его «свободное школьное сообщество» — это не анархия бессилия, а своего рода патриархальная демократия. Такая система взаимоотношений была полезна для всех детей, как старших, так и младших. Мнение детского сообщества помогло сформировать в них такие моральные качества, как честность, верность принципам и ответственное отношение к любой работе.

Тем не менее, следует отметить, что Винекен не рассматривал викерсдорфскую систему самоуправления как универсальный инструмент, который можно механически перенести в другие среды. По его мнению, система «сработала» прежде всего потому, что Викерсдорф собрал вместе единомышленников — учителей и учеников, объединенных общей идеей «молодежной культуры». Кроме того, в его школе-интернате было небольшое количество детей без резкой разницы в возрасте. Они относились к своему потомству с большим уважением и почтением. В этих условиях детское самоуправление действительно может иметь широкие полномочия. В противном случае самоуправление может иметь противоположный эффект: стать органом насилия одних студентов над другими.

На странице курсовые работы по педагогике вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Педагогика».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Научный принцип обучения
  2. Взаимосвязь объекта и предмета педагогики
  3. Современные аспекты изучения формирования психомоторики у детей 2-3 лет
  4. Обучение младших школьников анализу текста в процессе изучения лексики русского языка
  5. Организация, содержание и методы умственного воспитания детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта
  6. Общие основы педагогики
  7. Задачи руководства семейным воспитанием
  8. Социально-педагогическая технология
  9. Переход к новому хозяйственному механизму в образовании в России: причины и последствия
  10. Логопедическая работа по формированию пространственных представлений у учеников младших классов