Для связи в whatsapp +905441085890

Системность в психологическом развитии личности — Основные подходы к пониманию личности в психологии

Сегодня проблема развития и воспитания личности является, пожалуй, одной из наиболее актуальных социальных проблем в общественной жизни, что по-прежнему требует глубокого научного обоснования психологической природы некоторых факторов этого процесса. Проблема развития личности также всегда занимала центральное место в истории возникновения психологической науки. Именно поэтому такие выражения, как: «личность — это развивающаяся система», «личность существует в развитии» и «не может быть никакой личности вне развития», прочно укоренились в научном языке. В результате процесса гуманизации социальной жизни, наблюдаемого в последние десятилетия, главной целью системы образования сегодня является формирование уверенной в себе, самонаправленной, самореализующейся и саморазвивающейся личности в гармонии с обществом и с самим собой. Вышеперечисленные личные качества сегодня определяют перспективы его развития, и я лично верю, что это так. В связи с этим, сегодня среди актуальных проблем общей психологии есть и проблема гармоничного развития личности, для современного решения которой необходимо переосмыслить феномен развития личности не только с точки зрения прошлого, но и в современных понятиях именно с позиции саморазвития и самореализации. Все это позволит нам подчеркнуть основные принципы развития личности, на которые можно будет опираться при проектировании моделей развития личности в современном воспитании и образовании, и которые будут отвечать потребностям современной личности и современного общества.

Тема исследования. Для исследования в данной курсовой работе я выбрал тему — «Концепции сущности и специфики развития личности». Предметом исследования является развитие идей, взглядов и теорий развития личности в психологической науке. Объектом исследования является личность и ее развитие в специфическом понимании представителями индивидуальных концепций развития личности прошлого и настоящего.

Системность в психологическом развитии личности - Основные подходы к пониманию личности в психологии

Основные подходы к пониманию личности в психологии

В современной психологии понятие «личность» является одним из базовых понятий, хотя это не только психологическое понятие, поскольку оно изучается различными социальными науками, включая социологию, образование, философию и другие. Наша задача — рассмотреть категорию «личность» и специфику ее изучения в научных рамках психологии.

Изучение психологической литературы показывает, что разные авторы дают разные определения понятия «личность», что ясно указывает на то, что само явление личности представляется очень сложным и многогранным. С одной стороны, личность рассматривается как конкретная личность — субъект деятельности, в единстве ее индивидуальных особенностей и социальных ролей. С другой стороны, это понятие подразумевает социальную собственность человека как совокупность социально значимых качеств, интегрированных в него, сформировавшихся в процессе прямого и косвенного взаимодействия этого человека с другими людьми, делающих его, в свою очередь, субъектом труда, познания и общения. В большинстве случаев под личностью понимают — человека во всей совокупности его социальных и жизненных качеств (черт), приобретенных в процессе социального развития. Черты личности — это черты и характеристики человека, описывающие его внутренние (глубокие) черты. Это то, что нужно знать об особенностях его поведения, общения и реакции на различные ситуации, не конкретно сейчас, а в длительных контактах с человеком.

Между тем почти все определения личности, имеющиеся в научной литературе, являются не просто фантазиями различных авторов, а содержат убедительные теоретические обоснования и подкреплены экспериментальными исследованиями, а потому должны учитываться при рассмотрении понятия «личность».

Понятие «личность» является одной из центральных категорий современной психологии, имеет свою историю вместе с понятием «личность» и часто понимается по-разному. В то же время, личность не включает в себя физиологически или генетически детерминированные характеристики человека, которые ни в коей мере не зависят от жизни в обществе. К личностным качествам, например, не относятся психологические качества человека, характеризующие его познавательные процессы или индивидуальный стиль деятельности, за исключением тех, которые проявляются во взаимоотношениях с другими людьми, в обществе. «Черты личности» — это социальные черты, достаточно глубокие черты, которые что-то говорят о направлении жизни человека и характеризуют его как автора своей жизни. Давайте посмотрим на этот термин в его трех различных понятиях — широком, среднем и узком.

Личность в широком смысле — это то, что внутренне отличает одного человека от другого, перечисление всех его психологических характеристик, это и есть индивидуальность. Такое понятие «личность» включает в себя более или менее устойчивые черты личности, которые свидетельствуют об индивидуальности человека и определяют его значимые для людей действия. Как правило, именно направление его устремлений, уникальность опыта, развитие способностей, особенности характера и темперамента — все это традиционно входит в структуру личности. Эта особенность психофизиологического строения человека: характер его темперамента, физические и ментальные особенности, интеллект, особенности мировоззрения, жизненного опыта и склонностей. Например, вечно сонный, меланхолик, впитавший в себя пессимист, как человек отличается от жизнерадостного и общительного оптимиста сангвиника. При таком понимании и человек, и каждое животное имеют свою индивидуальность, поскольку каждое животное имеет свои отличительные особенности. С таким пониманием, конечно, каждый человек является личностью в том, что у него есть психика и он может контролировать себя. При таком подходе не принято говорить, что кто-то более «человек», а кто-то менее «человек».

Личность в среднем смысле предстает как социальный субъект, социальная личность, комплекс социальных и личностных ролей. Американский философ, психолог и социолог Д.Г. Мид определяет личность как совокупность социальных и личных ролей. Австрийский психолог, психиатр и мыслитель, создатель системы индивидуальной психологии — А. Адлер сказал, что личность начинается с социального чувства. Быть в обществе — всегда нелегко, но тот, кто успешно решает эту проблему, этот человек. Для американского философа и психолога У. Джеймса личность — это «общественное Я», Я для других. По словам Иакова, это «духовное Я», то есть источник личной активности. В этом понимании ребенок не является человеком при рождении, но может им стать. Он может стать или не стать таковым. Социальное «я» — это субъект взаимодействия и общения с другими людьми. Предмет взаимодействия и общения с другими людьми в типичных ситуациях, на уровне социальных привычек. Личность также выступает в качестве социального субъекта — «эго» Фрейда, «взрослого» Берна и др.

Личность в более узком смысле представляет — культурный субъект, так называемое «я». В этом смысле личность — это индивид, который строит и контролирует свою собственную жизнь, индивид как ответственный субъект волеизъявления. Это понимали, в частности, Козлов, Леонтьев, Юнг, а также в экзистенциальной психологии.

Следует отметить, что различные течения и подходы в психологии содержат свою специфическую теорию личности, которая отличается от остальных. Например, в теории Джеймса личность рассматривается через три аспекта — как физическая, социальная и психическая личность, основательница школы бихевиоризма в психологии, — Ватсон определяет личность как набор поведенческих реакций, присущих индивидууму. Отец психоанализа — Зигмунд Фрейд рассматривал личность как яростную борьбу ее компонентов. Согласно его учению, структура личности состоит из трех частей: «Я», «Я» и «Суперинтендант», которые находятся в постоянном взаимодействии. «Я» в структуре личности Фрейда — это то, как человек воспринимает себя и свое поведение. «Супер-Селф» — это то, как личность воспитывалась людьми вокруг нас: Семья, опекуны, друзья, все те, с кем мы общаемся и кто для нас важен. «Это» — это все плохое, что случилось с человеком в прошлом, о чем он не знает.

Согласно деятельностному подходу нашего советского психолога, философа и педагога Алексея Николаевича Леонтьева — личность выступает как иерархия мотивов, как особое качество, «приобретенное индивидом в обществе в серии отношений, социального характера, в которых индивид принимает участие». А Н.И. Козлов, современный российский психолог, публицист, писатель и популяризатор практической психологии, считает, что личность — это ответственный субъект воли и в то же время проект, который может быть реализован (или не реализован) любым человеком.

Различные области психологической науки также имеют свои собственные определения и представления о личности. Конкретно в общей психологии под личностью обычно понимают нечто широкое и базовое, встречающееся у старика и младенца, у продвинутого мудреца и пускающего слюни дурака. Личность, на самом деле, понимается как определенное ядро, интегрирующий элемент (иногда называемый «я», «я»), который связывает воедино различные психические процессы человека и придает его поведению необходимую последовательность и стабильность. В связи с этим личность не только рассматривается и изучается в психологии. Это их взгляды на личность в юриспруденции, социологии, образовании, этике и других дисциплинах.

С точки зрения психологов, личность — это не какая-то загадка, а нечто, что очень конкретно описывается как выражение определенных качеств и характеристик, отличающих их от других людей. Иными словами, это то, что внутренне, по своей сути, отличает конкретного человека от других. Для психолога личность — это внутренние механизмы этих различий (особенности мотивов, восприятия и мышления человека). Таким образом, в нас формируется внутреннее ядро, которое является неким сплавом врожденного и приобретенного, и определяет наши ценности, желания, установки и действия.

Психологические подходы к развитию личности

Концепция психологии личности Выготского.

Концепция развития личности по существу гораздо шире, чем просто производство навыков и способностей. Знание психологии развития личности позволяет понять сущность человеческой природы и индивидуальности. Однако в настоящее время современная наука не может предложить единую концепцию развития личности человека. Силы, которые способствуют и стимулируют развитие, являются внутренними противоречиями, присущими процессу развития. Противоречия состоят из противоположного, противоречивого происхождения.

Процесс постепенного развития личности субъекта — это не простое совпадение различных совпадений, а процесс, обусловленный закономерностью развития психики индивида. Категория развития понимается как процесс качественных и количественных изменений в психике, духовной и интеллектуальной сфере индивида, в теле в целом, определяемый воздействием внутренних и внешних обстоятельств, неконтролируемых и контролируемых условий. Представители науки всегда старались изучить и понять такие закономерности, понять природу формирования сознания. И сегодня эта проблема не потеряла своей актуальности.

Анализ литературы показывает, что в психологических теориях можно выделить два направления, касающиеся движущих сил развития личности и ее формирования: социогенетическое и биологизирующее понятие развития личности.

Биогенетический подход гласит, что развитие личности происходит в основном за счет наследственных факторов. В силу этого допущения процесс развития личности носит спонтанный (непроизвольный) характер. Основываясь на учениях этой теории, исследователи предположили, что с рождения человек предрасположен к определенным особенностям эмоциональных проявлений, скорости проявления действия и определенному набору мотивов. В частности, есть люди, которые рождаются с предрасположенностью к преступности, в то время как другие имеют все предпосылки для успешной административной деятельности. В соответствии с этим понятием определяется характер формы и содержания психической деятельности человека, этапы психического развития и порядок их возникновения.

Так, в частности, известный американский физиолог Э. Торндике утверждал, что все психические качества личности — ее сознание — являются такими же дарами природы, как и наши глаза, уши, пальцы и другие органы нашего тела. Сторонники концепции, известной в психологии как «биогенетическое право», один из пионеров американской психологии С.Холл, его преемник К.Гетчинсон и другие предполагали, что в своем развитии с раннего детства человек постепенно воспроизводит все этапы исторического развития человека: животноводческий период, сельскохозяйственный период, торгово-индустриальный период (Приложение Б). Были и другие (например, американский философ и педагог Д. Дьюи), которые утверждали, что человек обычно рождается с готовыми нравственными качествами, чувствами и духовными потребностями.

Биологизирующая теория развития личности отражается и в теории Фрейда, который считал, что развитие и становление личности имеет в первую очередь зависимость от либидо (интимных влечений), которая проявляется с раннего детства и сопровождается определенными желаниями. В то же время психически здоровая личность формируется только тогда, когда такие желания удовлетворяются. Если эти желания не удовлетворяются, то личность становится склонной к неврозам и другим отклонениям.

Социогенетический подход рассматривает процесс развития личности как результат прямого воздействия факторов социальной среды. Сторонники этой концепции склонны игнорировать самодеятельность прогрессивной личности, отводя ей пассивную роль существа, которое просто приспосабливается к окружающей среде и окружению. Но даже беглое изучение концепции оставляет вопрос без ответа: Почему совершенно разные люди растут в одной и той же социальной среде? Понятно, что представители этого направления, как и генетики, недооценили внутреннюю деятельность человека как сознательного субъекта действия. Эта концепция, как и социогенетическая, представляет собой личность, которой изначально не хватает активности. Раньше возникла педологическая концепция развития личности, которая придерживалась теории двух факторов развития: биологического или наследственного и социального, хотя убеждение, что эти два фактора сходятся, т.е. взаимодействуют, не всегда находит адекватную теоретическую основу и оставляет вопрос о движущих силах умственного развития несколько открытым.

Следует сделать вывод, что описанные понятия не могут быть использованы в качестве основы для понимания и объяснения закономерностей развития личности. Ни одно из этих понятий не может определить основные силы, определяющие развитие личности. Таким образом, нет никаких сомнений в том, что на формирование личности субъекта влияют биологические и социальные факторы, такие как: Обстоятельства и условия окружающей среды, наследственность, образ жизни. Все это факторы, способствующие развитию, как было доказано многими психологами, что личность не рождается, а развивается по мере того, как она развивается.

Тем не менее, даже сегодня существует множество различных взглядов на процесс развития личности. Под психоаналитической концепцией понимается развитие как адаптация биологической природы субъекта к социальной жизни, разработка конкретных средств удовлетворения потребностей и защитных функций. Концепция черт основана на том, что в жизни развиваются абсолютно все черты личности. В то же время сторонники этой теории утверждают, что процесс формирования, изменения и стабилизации личностных качеств подвержен другим, небиологическим факторам и закономерностям.

Биосоциальная концепция развития личности представляет человека как биологическое и социальное существо. Все его умственные процессы, такие как ощущения, мысли, восприятие и другие, имеют биологическое происхождение. А интересы, ориентация, способности индивида формируются под влиянием социальной среды. Биосоциальная концепция развития личности учитывает проблему взаимосвязи социального и биологического в развитии личности. Гуманистическая концепция развития личности интерпретирует развитие личности как непосредственное формирование «Я» субъекта, утверждение его смысла.

В нашей отечественной психологии, особенно в советский период, считается, что развитие личности происходит в процессе ее социализации и воспитания. Человек — это социальное существо; с рождения он окружен сверстниками и вовлечен в систему различных социальных связей. В то же время, социализация не представлена как механический образ непосредственно пережитого или наблюдаемого социального опыта. Этот социальный опыт усваивается только субъективно, и процесс усвоения знаний во многом зависит от целей и ценностей самого человека. Одни и те же социальные ситуации могут восприниматься людьми по-разному.

Роль образования в духовно-нравственном развитии личности

Главное в формировании семантических характеристик человеческой жизни — это его отношение к другим субъектам или обществу в целом. Именно такое отношение составляет суть человеческой жизни. Вся жизнь субъектов зависит от отношений с другими людьми, от требований индивида к отношениям, от того, какие отношения он может установить. В то же время природные качества могут развиваться в способности только под влиянием воспитания и привыкания человека к соответствующему виду деятельности. Именно образование человека определяет проявление и совершенствование его способностей. Образование не только определяет развитие личности, но и постоянно зависит от достигнутого уровня развития. Л. Выготский в свое время отстаивал идею о том, что главная задача образования — быть впереди данного уровня развития.

Именно образование корректирует влияние наследственности и окружающей среды на реализацию социальной программы развития личности. В отличие от социализации, образование рассматривается как процесс целенаправленной и сознательно направленной социализации, своего рода механизм управления процессом социализации. Если говорить о роли образования, то, по мнению разных авторов, оно оценивается по-разному. Спектр оценок достаточно широк: от утверждения полного отсутствия власти и значимости (в случае неблагоприятной наследственности и плохого влияния окружающей среды) до определения образования как единственного средства изменения человеческой природы. Таким образом, он выполняет две основные функции: Во-первых, образование организует весь комплекс воздействий на личность, а во-вторых, создает необходимые условия для ускорения процессов развития личности. Эффективность и степень влияния образования на развитие личности определяется его целенаправленностью, последовательностью и правильным подходом. Однако оно требует участия человека и основано на его сознании, в отличие от наследственности, которая действует бессознательно. Именно это определяет роль, место и возможности образования в развитии личности.

Здесь следует отметить, что долгое время в психологии такие понятия, как духовность, духовное развитие, духовное образование не рассматривались с научной точки зрения. Однако на современном этапе развития психологической науки многие научные теории и концепции уже ориентированы на рассмотрение человека в единстве физического, умственного и духовного. Предмет духовности и морали оказался в центре внимания только через современную психологию. Анализ литературы показывает, что такие понятия, как — ум, душа, духовность, вводятся в образовательную литературу наравне с научно обоснованными психологическими понятиями. Более того, значительная часть отечественных и зарубежных психологов признает объективность существования этих понятий.

Сегодня многие психологи определяют понятие «духовность» как целостный ментальный феномен, предполагающий способность человека выйти за пределы абсолютной необходимости, продиктованной текущей ситуацией и насущными потребностями, и формировать свою жизнь в соответствии с общечеловеческими ценностями, основанными на служении людям, доброте и постоянном стремлении к самосовершенствованию. Концепция духовно-нравственного развития объединяет когнитивную, эмоциональную и поведенческую составляющие. А сам процесс духовно-морального развития рассматривается как результат преодоления человеком реальности, которая определяется реализацией высших жизненных ценностей и деятельностью человека, основанной на них.

Специфика такого духовно-морального развития выражается в психическом преобразовании, происходящем в процессе критического осмысления представлений о себе и о других на основе нравственных норм и духовно-моральных ценностей, в процессе развития человека как активного, творческого субъекта деятельности, способного преодолевать противоречия личностного роста и выходить на новый этап духовного развития. Уровень такого развития обусловлен формированием представлений о духовно-нравственных ценностях, степенью их интернационализации и участием в процессе самореализации.

Образование является неотъемлемой частью формирования и концепции духовно-нравственного развития личности. Через семейное воспитание и школьное образование происходит процесс приобщения к культурным и моральным ценностям общества. Необходимо обеспечить детям возможность жить в культурном социальном пространстве. Такое пространство должно отвечать интересам и потребностям учащихся, побуждая их создавать и претворять в жизнь принятые моральные ценности.

В нынешнем контексте концепция духовно-нравственного воспитания подчеркивает направленность образовательного процесса, а также всеобщую этику, что означает, что мы не должны допускать, чтобы образование сводилось к узким национальным, корпоративным, групповым и другим интересам. Важно сочетать целенаправленность общечеловеческих ценностей с акцентом на традиционные, национальные духовные ценности общества в образовательном процессе. Это сочетание должно стать основой жизни современного общества, а также основой для оптимального диалога между различными сообществами, группами.

Происходит смещение ориентации с внешних границ морали на внутренние установки морали и ориентация субъекта на возрастающую роль нравственных установок как внутреннего саморегулирования человека, а не морали, которая в большей степени является внешним регулятором поведения. Важна проблема самоопределения личности, акцент на смысловой и ценностной составляющей образовательного процесса. Цель состоит в том, чтобы студент развивал свою собственную систему ценностей, приобретая моральные знания, эмоционально переживая их и принимая активное участие в процессе через личный опыт построения отношений с другими людьми и окружающей средой. Именно ассимиляция, постепенность развития, приобретение опыта и знаний о поведенческих отношениях должны быть основой духовно-нравственного развития. Целью духовно-нравственного развития является формирование и развитие образованных, высокоморальных, культурных личностей, обладающих общечеловеческими и национальными ценностями, деятельность которых направлена на созидание.

Преформистские концепции развития личности

На ранних стадиях развития психологической науки довольно широкое распространение получили так называемые преформные (от латинской praeforma — формировать заранее) теории развития личности, идеи которых зародились еще в древности. Представителей и авторов этих концепций объединяет то, что в их основе лежит идея формирования личности как личности по изначально заложенной в ней «программе». И качества и параметры, содержащиеся в этой «программе», развиваются спонтанно (сами по себе) в человеке. При этом многие из них не отрицают влияние внешних социальных факторов и условий, а также влияние образования. Однако этим факторам отводится только вспомогательная роль. Среди них есть и те, кто верит, что общество с его катаклизмами и социальными потрясениями оказывает разъедающее воздействие на личность, и что человек может достичь совершенства только в изоляции от него.

Преформенное течение в психологии представлено биологизирующим подходом к пониманию развития личности. В рамках такого подхода к развитию личности изначально происходило накопление фактов и их систематизация, а не складывание во временную сетку развития личности. Большое влияние на возникновение первых концепций развития личности оказала теория К. Дарвина, который впервые сформулировал идею о том, что развитие, генезис, подчиняется определенному закону. Впоследствии любое крупное психологическое понятие всегда ассоциировалось с поиском законов развития ребенка. Многие представители этого направления основываются на биогенетическом законе — онтогенез повторяет филогенез, открытый в 1862 году немецкими биологами Э. Хеккелем и Ф. Мюллером. Согласно этому закону, развитие человека повторяет все стадии биологического развития предков. Следует отметить, что этот закон подвергался критике в самой биологии, и по нему велась научная борьба. Тем не менее, на основе этого закона сторонники биологического подхода пытались утверждать, что человек не только в своем биологическом развитии, но и в формировании личности повторяет все стадии, которые люди прошли в процессе социальной и духовной эволюции.

Например, эту точку зрения отстаивал французский исследователь Летурно, считавший всевозможные нравственные человеческие пороки (пьянство, воровство, убийство и т.д.) атавистическими явлениями. Иными словами, он считал их врожденными и необратимыми человеческими тенденциями, связанными с влиянием инстинктов предков, для которых эти действия были нормальным образом жизни. Приписывая нравственность наследственным характеристикам человека, Летурно считал, что человек постоянно находится во власти «умственных остатков» прошлого и может проявлять повторения всех видов нравственности. В то же время он считал, что образование ничего не может изменить. Итальянский психиатр Чезаре Ломброзо продвинул свой аргумент еще дальше, попытавшись доказать возможность идентификации потенциальных преступников по внешним признакам, в частности, по форме их черепов, и предложил превентивно изолировать их от общества.

Оригинальное отражение концепции биологизации развития личности можно найти в учении австрийского психиатра Фрейда. Теория Фрейда, по сути, представляла собой концепцию взаимодействия двух факторов (наследственность и окружающая среда) в процессе психологического развития ребенка. Он утверждал, что человеческое развитие в решающей степени зависит от либидо, т.е. от психосексуальных влечений, которые возникают в детстве и сопровождаются определенными желаниями. Если эти желания удовлетворены, это приводит к формированию психически здоровой личности. Если они не удовлетворены, это может привести к неврозам и другим психическим отклонениям, которые, по мнению Фрейда, влияют на личностное развитие человека (Приложение Б).

Метод психоанализа Фрейда привел его к пониманию важности бессознательных детских переживаний во взрослой жизни и позволил разработать структурную теорию личности, основанную на конфликте между инстинктивными аспектами человеческой души и потребностями общества. Для понимания (изначально антагонистических) отношений «ребенок — взрослый», «ребенок — общество» Фрейд обозначил основные линии. По его мнению, общество является источником различных травм (рождение, отлучение от груди и т.д.). Таким образом, проблема интеграции растущей личности в общество — проблема социализации личности — возникает в системе онтогенетических отношений между ребенком и обществом.

Стоит отметить, что отголоски подобных биологически обоснованных взглядов еще можно найти в западной литературе. В частности, в 1993 году была опубликована книга американских авторов «Развитие ребенка и его отношения с другими». В этой книге авторы прямо ссылаются на высказывания известного американского психолога Г.С. Холла, который считал, что «от оплодотворенной яйцеклетки до взрослой жизни человек проходит те же стадии развития, что и все человечество». Его концепция рекапитуляции возникла в результате применения биологического закона к процессу онтогенетического развития ребенка (Приложение Б). Так, в своем анализе психического развития детей он часто прибегает к историческим аналогиям, классифицируя игру детей как выражение охотничьего инстинкта, а игру юношей — как подражание образу жизни воинственных племен древности. Все это, несомненно, довольно поверхностное обоснование вышеуказанного закона. Есть, однако, более убедительные соображения: В частности, процессы развития рисунка в истории человечества и в детстве очень похожи. Нечто подобное можно наблюдать в истории языка и его становления у детей (указывающие жесты, фрагменты слов, моносиллябные предложения, глагол и т.д.).

В рамках концептуальной схемы биогенетического подхода (с признанием им ведущей роли наследственности в развитии ребенка, предформенной природы этого процесса) была создана теория трех этапов развития ребенка К. Булером. Эта теория интересна тем, что она пытается качественно проанализировать специфику процесса развития (выделить стадии или этапы развития поведения). C. Бюлер выделил три стадии развития — инстинкт, тренировка, интеллект — и связал переход от одной стадии к другой не только с созреванием мозга и усложнением отношений с окружающей средой, но и с развитием аффективных процессов, с развитием опыта получения удовольствия, связанного с действием (Приложение Б).

По мере того, как понятие об истоках и причинах развития личности развивалось в онтогенезе, становился актуальным вопрос о том, каким образом формируется приобретенное поведение. Исследования показали, что они возникают не непосредственно под влиянием наследственности, а под влиянием окружающей среды. Но как связаны окружающая среда и наследственность? В попытке ответить на этот вопрос была разработана теория конвергенции, или теория двух факторов, специалистом по дифференциальной психологии В. Штерном, где проблема взаимоотношений между биологическим и социальным является наиболее острой. В то же время в психологии существовало два теоретических понятия, которые в равной степени имели право на существование — эмпирика и нативизм. Если каждая из двух противоположных точек зрения может быть основана на серьезных основаниях, то правда должна лежать в их союзе, считает У. Стерн. По его мнению, психологическое развитие является результатом сближения внутренних данных с внешними условиями.

Видный представитель французской школы экспериментальной психологии А. Валлон при изучении внутренних причин психического развития подчеркивал связь общества с психикой ребенка. А. Валлон подчеркнул, что социализация абсолютно необходима маленькому ребенку, который еще ничего не может делать самостоятельно. Реакции ребенка всегда должны быть дополнены, поняты, интерпретированы взрослым. По мнению А. Валлона, ребенок не пассивно приспосабливается к окружающему миру предметов и явлений, созданных предыдущими поколениями людей, а активно осваивает их достижения в процессе многомерной деятельности, которая всегда опосредуется отношениями между ребенком и взрослым. А. Валлон отметил два кардинальных момента в процессе развития ребенка: переход от органического к ментальному и переход от действия к мысли. В А. Валлоне описываются этапы развития личности. Таким образом, с целью выявления внутренних причин умственного развития ребенка, концепция Валлона развивалась в направлении преодоления биогенетического подхода к изучению психики ребенка.

На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Способы общения
  2. Влияние личностных качеств на выбор профессии — Природные особенности и социокультурные характеристики в структуре личности подростка
  3. Бандура Альберт, канадский психолог — Биографический очерк
  4. Психические процессы, свойства и состояния человека
  5. Межличностные отношения подростков
  6. Проблема улучшения памяти. Мнемотехника и летотехника виды и примеры использования. Феноменальная память
  7. Этнические установки
  8. Вклад Ж. Пиаже в психологию развития — Учение Жана Пиаже об интеллектуальном развитии ребёнка
  9. Пути преодоления острых проявлений кризиса трех лет
  10. Групповая арт-терапия